Как подать в суд на электросети

Обновлено: 03.05.2024

Работу энергоснабжающих компаний и условия ограничения подачи электричества населению регулирует Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Постановление определяет ряд случаев, когда поставщик вправе отключить свет:

  1. Неисполнение обязательств по оплате, в сумме превышающий размер трех месячных платежей.
  2. Неправомерное присоединение к источникам питания сети.
  3. Иные нарушения соглашения, заключенного между потребителем и поставщиком.
  4. Проведение ремонтных работ.
  5. Устранение аварийной ситуации.
  6. Подача заявления от потребителя об ограничении энергоснабжения.

Поставщики электроэнергии обязаны предупредить граждан о сроках и причинах отключения не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятий.

Ограничение подачи электроэнергии для жителей многоквартирных домов и частного сектора не должно превышать срок более суток и составлять более 72 часов в год.

Для предприятий и организаций нормы прописываются в договоре с поставщиком услуг.

Незаконные основания отключения

Помимо плановых проверок, существуют ситуации, когда отсутствие электроэнергии нарушает права граждан и требует обращения в различные инстанции, призванные решить конфликт:

  1. Свет отсутствует более 24 часов даже при условии проведения плановой проверки.
  2. Поставщик ограничил подачу без указания основания.
  3. Ограничение превышает 72 часа в год.
  4. Отключение за неуплату в сумме менее трехмесячного размера оплаты за свет.
  5. Отключение за неуплату без предварительного предупреждения должника официальным письмом с подтверждающей подписью последнего.

Куда жаловаться на отключение электроэнергии

В случаях постоянного отключения света без предупреждения граждане имеют право подать жалобу на организацию, осуществляющую поставку электроэнергии в следующие инстанции.

Ресурсоснабжающая организация

Первым шагом при решении проблемы с отключением электроэнергии будет письменное обращение к поставщику услуги.

Если имело место массовое отключение электроэнергии, подавать жалобу на незаконное отключение лучше всего коллективно. Заявление стоит подготовить в двух экземплярах, один из которых с пометкой о получении нужно оставить на руках. О результатах обратившиеся будут оповещены письменно.

Если проблема после обращения останется, следует жаловаться в вышестоящие органы.

Прокуратура

Жалобу в прокуратуру можно подать в случае, если действия поставщика носили незаконный характер и граждане обладают достаточной доказательной базой: вызов сотрудников энергоснабжающей организации, звонок в УК, в аварийную службу, заявление поставщику и т. д.

Роспотребнадзор

Подать жалобу в Роспотребнадзор можно несколькими способами:

ЗПП

  • при личном обращении по месту жительства. Заявление составляется в произвольной форме, с подробным описанием ситуации. Предпочтителен вариант коллективной жалобы, они рассматриваются в первую очередь и имеют больший резонанс;
  • почтовым отправлением на адрес органа;
  • посредством подачи электронного заявления на официальном сайте Роспотребнадзора. К обращению можно прикрепить доказательства в виде фото- и видеофиксации, отсканированные документы и прочее.

Органы местного самоуправления

Жалобу на постоянное отключение света можно подать в местную администрацию. В срок до 30 дней специалисты обязаны дать письменный ответ по обращению с разъяснением причин.

При постоянном отключении света и бездействии по этому вопросу ресурсоснабжающей организации и администрации можно подать исковое заявление в судебные органы по месту жительства. К заявлению нужно приложить все имеющиеся доказательства по делу.

Как правильно написать жалобу

При составлении заявления в прокуратуру, суд или Роспотребнадзор нужно придерживаться нескольких правил:

  1. В шапке заявления указать название организации, куда пишется заявление, а также ФИО руководителя и личные данные заявителя с контактами. Анонимные обращения ни одной инстанцией рассмотрены не будут в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N59-ФЗ.
  2. В основной части документа следует подробно описать проблему с указанием оснований для обращения.
  3. В конце документа следует изложить требования.
  4. Внизу указать дату и подпись всех заявителей (в случае коллективной жалобы).
  5. Приложить доказательства.

Образец жалобы на отключение электроэнергии в прокуратуру, суд или Роспотребнадзор можно посмотреть по ссылке.

Фиксация нарушения

Для того чтобы доказать постоянное отключение света, можно использовать свидетельские показания или отмечать факт ограничений вызовом сотрудников аварийной или ресурсоснабжающей службы, которые обязаны составить акт на незаконное отключение света. Именно этот документ можно будет в дальнейшем использовать в качестве основного доказательства.

Какие документы следует приложить к жалобе?

При подаче заявления наличие доказательств является определяющим для принятия решения о незаконности ограничения подачи света.

УК

К документу следует приложить:

  • свидетельские показания; , подтверждающие отсутствие задолженности;
  • акт, подтверждающий отключение света, составленный специалистами аварийной службы или организации, поставляющей электроэнергию;
  • заявление и ответы от поставщика услуг, управляющей компании или местной администрации;
  • иные документы, подтверждающие факт неправомерного отключения.

Способы подачи жалобы

Жалобу можно подать несколькими способами:

  1. Лично при обращении в организацию по месту жительства.
  2. По почте заказным письмом по месту нахождения организации.
  3. На электронный ящик организации (если имеется).
  4. Через электронную приемную (Роспотребнадзор).

В случае если будет доказан факт неправомерного отключения электроэнергии, ресурсоснабжающая организация будет привлечена к административной или уголовной ответственности.

Здравствуйте! Я бы хотела получить консультацию юриста. У меня дом в Московской области (г. Чехов), в июле я заключила договор с МОЭСК на присоединение к электросетям. Требуется строительство линии (4 столба). Они уже нарушили несколько пунктов договора (Произвели осмотр счетчика в моем отсутствии, соответственно не выдали акты, ушло 3 недели чтобы забрать эти акты обратно. Не произвели подключение в течении 20 дней со дня осмотра счетчика). В это воскресенье срок договора заканчивается. Я так понимаю что никакие столбы ставить и производить фактическое подключение они в выходные дни не будут. По факту этот дом является единственным возможным жильем для меня, поэтому приходится снимать квартиру и ждать электричество. Скажите, будет ли толк если подать на них в суд, в какой суд лучше идти и с каким пакетом документов?

Здравствуйте Анна. Предусмотрена ли в договоре ответственность за несвоевременное выполнение условий договора и что в этом случае предусмотрено?

Есть такие пункты:

17. В случае нарушения одной из Сторон сроков исполнения своих обязательств по настоящему договору такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой Стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения настоящего договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по настоящему договору за каждый день просрочки.

18. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской федерации.

Анна. Значит возможность обжаловать и предъявлять претензию у Вас возникнет с понедельника. При обращении в суд кроме предусмотренной в договоре неустойки, можете потребовать возмещение морального вреда, убытков по съему жилья. Удачи.

Здравствуйте. сейчас вступаю в право наследство на квартиру. 1 июля мне уже нотариус должен выдать документ на право наследства на квартиру. После того, как нотариус мне выдаст документы на право наследования- что мне нужно делать дальше? куда идти и какие документы оформлять?

Здравствуйте, хочу выписать человека из квартиры через суд, но не знаю куда идти и какие нужны документы

Нужен развод, есть несовершеннолетний ребенок и ипотека. Я хочу подать на развод и алименты, в какой суд мне идти и какой список документов для этого нужен.

Здравствуйте, подскажите как начать судебный процесс с энергокомпанией "Моэск"? Ситуация следующая: В связи с установкой дополнительных счетчиков (о чем нас не уведомили) 09.11.2016г.. в 12.00 у нас на столбе, сотрудники компании "МОЭСК" провели не качественную работу и перепутали "0" с фазой и подали мне в дом напряжение 380 вольт, в следствии чего у меня в доме погорели электро приборы, в т.ч. и электрический котел. Общая сумма ущерба 20000 тыс. рублей. Какие документы нужно собрать и куда обратиться для подачи искового заявления?

Наталия! Соберите документы, подтверждающие повреждения техники и причину(обратитесь в независимый центр по проведению экспертиз). Вам понадобится подтверждение проведения работ МОЭСКом. И составьте исковое заявление. При правильно выработанной правовой позиции вы сможете взыскать сумму, в разы превышающую сумму реального ущерба.

Всегда рады помочь,

Юридическая компания Legalstore

Добрый вечер Наталия! Так как суд будет идти с компанией, то потребуется подача искового заявления в арбитражный суд. Вам необходимо предоставить соответствующие доказательства, того что приборы перегорели в следствии подачи большего напряжения на сеть, это можно сделать с помощью экспертизы.
Удачи в решении вашего вопроса.

Прописан в муниципальной квартире, год назад разделил счета через суд так как проживающие в ней родственники ведут аморальный образ жизни, а на меня в том числе приставы накладывали аресты, запреты на выезд из страны. После разделения счетов через суд мне выделили отдельный лицевой счёт. Уже в течении года исправно плачу за все услуги по своему лицевому счету. Проживает в квартире 6 человек, потребляют много электричества, газа и воды, накладно мне платить за услуги которыми я не пользуюсь. Такой вопрос как энергетической компании, водоканалу и услугам за газ доказать, что я не проживаю по данному адресу и что бы мне не начисляли за услуги которыми я не пользуюсь такими как газ,вода свет. Проживаю у девушки, достаточно ли этого что бы прийти с ней и лично подтвердить, что я проживаю у неё по адресу и написать заявление, что я не проживаю временно по прописке и мне с этого момента что бы не начисляли? Все счета за ее квартиру оплачиваю я со своей карты( читал что можно предоставить справку об оплате жку по другому адресу. Если это так то где и как ее взять.) Выписываться из муниципальной не собираюсь, так как не хочу дарить квартиру. Временно прописываться к девушке тоже не вариант так как это будет не плохим основанием что бы выписать меня из муниципального жилья.

Добрый день! Через мой земельный участок проходит центральная теплотрасса и водопровод к многоквартрному и частным домам. Могу ли потребовать от энергетической компании и водоканала убрать ( перенести) свои сети с моего участка( собсвенности) . И в какой срок они должны их убрать ( перенести)

9 июня 2018 заключили договор с энергетической компанией на подключение участка к эл.снабжению. Произвели оплату за подключение 550 руб. Но строить передумали и выставили участок на продажу. Энергетическая компания выполнила свою часть работ. В сентябре 2021 участок был продан и новый собственник подал заявку на подключение. После этого к нам обратилась энергетическая компания и предложила перезаключить договор на нового собственника, и выплатить им неустойку за невыполнение нами своих обязательств по подключению, а также выплатить все понесенные ими затраты. До обращения нового собственника на подключение, энергетическая компания нам никаких требований не выставляла. Мы же в силу незнания законов вовремя не подключились. Сейчас, в феврале 2022 энергетическая компания прислала письмо с договором о перезаключении на нового собственника и с предложением выплатить вышеуказанные суммы. Вопрос: насколько правомерны их требования, ну и вообще, что нам делать дальше.

Добрый день. У меня произошла ситуация на работе. 10 февраля я получил производственную травму, упал с лестницы на работе. На моей работе всегда приходится трудиться на высоте, за 6 лет нахождения в компании не было выдано никаки средств индивидуальной защиты и страховок. После падения я повредил обе руки, руководитель уговорил меня сказать у варча что это была бытовая травма, а компания компенсирует мне лечение. Но спустя 6 недель плохого лечения я вышел на работу и эти договоренности со стороны руководителя не соблюдаются. И вот мой вопрос, можно ли подать в суд на компанию и потребовать какую либо компенсацию, на какую сумму можно рассчитывать, не поздно ли это делать если у меня есть только записи врача переписка о падении и переписка о возмещении, можно ли будет сейчас доказать в суде что это было на производстве и стоит ли вообще подорвать в суд?! У меня полностью белая зарплата, то есть компания соблюдает все юридические нормативы

Электрическая энергия играет огромную роль в жизни современного человека. Вся наша повседневность завязана на бесперебойной подаче тока. Если произошло намеренное отключение электричества, важно проверить, законно ли это действие или является халатностью со стороны поставщика электрической энергии.

Выясним, как отстаивать свои права в случае незаконного отключения.

Когда прекращение подачи электричества будет являться неправомерным?

Отключение потребителя от подачи электросети должно осуществляться в соответствии с установленными законами и правилами.

Однако возникают ситуации, когда подачу электроэнергии ограничивают специально, незаконно. Какие это ситуации?

  1. Службы жилищно-коммунального хозяйства не обладают полномочиями на отключение подачи электрической энергии в случае, если есть задолженность за уплату каких-либо коммунальных услуг, но при этом, отсутствует задолженность за электричество (как происходит отключение электроэнергии за неуплату?).
  2. Обратимся к статье 38 Федерального закона «Об электроэнергетике». В соответствии с этим нормативно-правовым актом запрещается веерное ограничение режима потребления энергии. Это означает, что если имеет место неплательщик, то отключение ему света не должно ущемлять права и законные интересы соседей. В этом случае должен быть введён индивидуальный режим ограничений.
  3. 1 июля каждого года все субъекты Российской Федерации должны устанавливать список потребителей особо нуждающихся в электрической энергии. Отключение света может иметь социальные, экологические и экономические последствия. Например, на территории помещения проживает больной человек, жизнь которого зависит от работы подключенных аппаратов к сети. Отключение объекта может привести к смерти.
  4. Незаконным считается отключение, при котором нарушена процедура введения режимов ограничения подачи энергии.
  5. Незаконным признается отключение на плановый ремонт, если он превышает допустимые сроки.
  6. Подача электроэнергии не восстановлена спустя двое суток с момента предоставления справки о том, что долг за услуги ЖКХ погашен.

Отключили без уведомления: можно ли это считать законным?

Даже если жилец многоквартирного дома является неплательщикам счетов по коммунальным услугам, прежде, чем оградить его от получения электрической энергии, нужно уведомить об этом любым из предложенных способов.

Уведомление вручается лично под расписку или отправляется заказным письмом с уведомлением. Также, не плательщик должен быть извещен телефонным звонком, объявлением в квитанции, электронным письмом и так далее.

С момента последнего уведомления должно пройти 20 дней, которые даются на погашение задолженности. Если платёж так и не пришёл, то вводится ограничение на потребление электрической энергии на срок 10 дней. Затем, электричество отключат полностью.

Ответственность за необоснованное прекращение энергоснабжения квартир физических лиц

Административная

Административная ответственность может наступить в ситуациях, когда отключение было осуществлено без соблюдения законной процедуры (каков порядок отключения электроэнергии?).

  • Можно обратиться к статье 19.1 Кодекса об административных нарушениях. Действия поставщика электроэнергии будут расценены как самоуправство, а наказание будет характеризоваться штрафом в размере от 100 до 300 руб, а для должностных лиц от 300 до 500 руб.
  • Если свет отключают очень часто, то можно прибегнуть к статье 7.23 Кодекса об административных правонарушениях. Для должностных лиц сумма штрафа составит от 500 до 1.000 руб, а для юридических лиц от 5000 до 10000 руб. Но только в случае, если выяснится действительное нарушение нормативов обеспечения населения электрической энергией.
  • Если энергокомпания – это монополист на рынке энергоресурсов, то в таком случае можно применить статью 14.31 Кодекса об административных правонарушениях. Она свидетельствует о злоупотребление своим доминирующим положением на рынке. Наказание для должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 руб., а для юридических лиц от 300 000 до 1 млн руб.

Уголовная

  1. Очень часто незаконное отключение энергии можно рассчитать в соответствии со статьей 330 Уголовного кодекса как самоуправство. А это значит, что лицо, которое несет ответственность за отказ в электроснабжении должно подвергнуться штрафу или исправительным работам. Допускается арест и лишение свободы.
  2. Также в соответствии с пунктом 1 статьи номер 215. 1 УК РФ, если отключение света повлекло за собой какой-либо ущерб, например, вред здоровью и так далее, то в таком случае будет назначен денежный штраф, исправительные работы или вовсе, лишение свободы.
  3. Если отключение света стало причиной смерти человека, то должностное лицо будет отвечать перед законом в соответствии с пунктом 2 статьи 215. 1 Уголовного кодекса. Наказанием станут принудительные работы, запрет занимать определенные должности.

Что делать, если свет в квартире отключили вопреки нормам закона?

Действовать следует поэтапно:

  1. Направьте претензию поставщику электроэнергии.
  2. Если ответ отрицательный или его нет, собирайте пакет документов и готовьте жалобу в госучреждения.
  3. Дождитесь результата рассмотрения.
  4. При наличии причиненного ущерба, составляется иск в судебную инстанцию.

Предварительное разбирательство

Куда обращаться?

Необходимые документы и доказательства

Если имеет место незаконное отключение электроэнергии, важно сначала определить, в какую организацию обращаться.

  • Если вы составляете жалобу, обращайтесь с ней в Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию или прокуратуру, в таком случае вам нужно предоставить ответ от поставщика, которому вы ранее подавали жалобу.
  • Прикладываются квитанции об оплате электроэнергии, документ о праве собственности на жилое помещение.
  • Также, могут иметься и другие доказательства, например, письменные показания соседей, которые также рассказывают о незаконном отключении.

Составление жалобы

Жалоба составляется на белом листе формата А4.

  1. В верхней части указываются инициалы и должность сотрудника прокуратуры (Роспотребнадзора), которому подается жалоба.
  2. Ниже указывается адрес расположения государственного органа.
  3. Указываются инициалы обратившегося, вместе с контактными данными. Адрес проживания и прописки.
  4. Устанавливается дата.
  5. В середине указывается наименование документа.
  6. Жалобы могут быть коллективными или отправлены лично от вас.
  7. Нужно указать, где вы проживаете, являетесь ли собственником помещения, в котором систематически отключается свет.
  8. Указываются обстоятельства, которые предшествовали отключению электроэнергии. Возможно, это нарушение поставщиком своих обязанностей или ваша неуплата услуг, но при отсутствии уведомления от поставщика.
  9. Нужно сделать указание, что за свет платим каждый месяц, но услугу подачи электрической энергии все равно отключили.
  10. Указывается информация, когда был отключён свет, как отреагировали на вашу просьбу о включении поставщики электрической энергии.
  11. Также, идёт требование о произведении перерасчета платы за электрическую энергию, а также требования о включении.
  12. Ставится дата и подпись.
  13. Потребитель дает согласие на обработку своих персональных данных.

Сроки ее рассмотрения

Судебное разбирательство

Исковое заявление в суд

Исковое заявление составляется на белом чистом листе формата А4.

  1. В правой части указывается наименование судебной инстанции, где будет рассмотрено дело.
  2. Ещё ниже указывается информация об истце, с указанием контактных номеров телефонов и адреса проживания.
  3. В середине строки указывают слово «Исковое заявление».
  4. Ниже излагаются обстоятельства дела со ссылками на законодательство РФ.
  5. Устанавливается, в каком помещении была отключена электроэнергия, какие причины этому предшествовали. Что является прямым нарушением прав, интересов и законных требований истца.
  6. При необходимости, укажите состояние зафиксированных показаний приборов учета электрической энергии.
  7. Устанавливаются требования о перерасчете электрической энергии, которая не была потреблена в связи с отключением, а также требование о включении электрической энергии.
  8. Если был нанесен ущерб, о нём тоже нужно рассказать.
  9. Дополнительно можно взыскать моральный вред, упущенную выгоду и так далее.
  10. Перечисляется список приобщённых документов.
  11. Ставится дата и подпись.

Сроки процедуры

Если дело подается в мировой суд, то исковое заявление рассматривается до истечения календарного месяца, ст. 154 ГПК РФ, после чего назначается дата заседания.

Госпошлина и прочие финансовые траты

В ходе процесса возможно вам потребуются услуги адвоката. Если суд признает вину за ответчиком, эту сумму можно взыскать с него.

Сумма государственной пошлины зависит от цены иска, регулируется это ст. 333.19 НК РФ. Если он меньше 20000 руб., то сумма государственной пошлины составит 4% от суммы, но не менее 400 руб. Если стоимость выше, то сумма увеличивается.

Если ущерб ввиду отключения света не был нанесен и требования в исковом заявлении не носят имущественный характер, то сумма государственной пошлины для физических лиц составит 300 руб, а для организаций 600 руб. в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса.

На каких основаниях могут отказать и что делать в таком случае?

Отказать в рассмотрении дела или принять решение в интересах ответчика суд может в случае, если сочтёт ваши требования незаконными и неправомерными.

Например, будет доказано, что уведомление вам всё-таки поступало, или отключение света была регламентировано в соответствии с требованием закона. В таком случае, чтобы возместить нанесенный ущерб и восстановить справедливость, вы можете обратиться в вышестоящую инстанцию. Это Арбитражный областной суд.

Правда, осуществить обращение нужно в течение 15 дней с момента, как было вынесено решение районным судом. Для обращения в арбитражную инстанцию вам потребуется помощь адвоката.

Отключение электрической энергии может не только нарушить все ваши планы, но и стать основанием для причинения крупного ущерба имущественного характера, а также жизни и здоровью. Такие вещи не стоит спускать на тормозах, в противном случае, они будут систематически повторяться.

Если вы уверены, что справедливость на вашей стороне, а поставщик электрической энергии поступает незаконно, лишая вас света, немедленно защитить свои права в соответствующей инстанции.

В сегодняшнем материале рассмотрим можно ли обращаться в Роспотребнадзор для защиты прав потребителей, если в дом поступает некачественная электроэнергия, например, низкого напряжения.

🏢 Роспотребнадзор, как орган защищающий потребителей электроэнергии

Начнем с того, что договор электроснабжения попадает под действие Закона о защите прав потребителей. Это, в частности, подтвердил в своем определении №46-КГ21-31-К6 Верховный Суд, который указал, что при заключении между потребителем и энергосбытом (гарантирующим поставщиком) договора, последний оказывает услуги по электроснабжению.

А одним из органов, который стоит на защите прав потребителей, является Роспотребнадзор. В связи с этим очень часто на официальных страницах региональных отделений Роспотребнадзора можно увидеть информацию, которая как раз и посвящена таким вопросам. Как пример — официальная страница Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия.

Сотрудники данного Управления весьма правильно подошли к вопросу объяснения того, что нужно делать человеку, у которого в доме либо слишком низкое, либо слишком высокое напряжение.

Во-первых, Роспотребнадзор указал на то, что подача электричества населению подпадает под действие Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 г., так как электрическая энергия является одним из видов коммунальных ресурсов.

Во-вторых, Роспотребнадзор указал, что Правила №354 устанавливают:

  • порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг — в нашем случае электроэнергии;
  • порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества;
  • регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей энергии.

В частности, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Правил №354 качество электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным в Приложении 1 к Правилам №354 (раздел IV «Электроснабжение»). А в этом Приложении указано, что качество энергии должно соответствовать ГОСТ 32144-2013.

Другими словами, стандарт устанавливает номинальное напряжение 220 В. А допустимые отклонения составляют не более 10% как выше, так и ниже 220 вольт.

Закон о защите прав потребителей в статье 30 обязывает исполнителя (в нашем случае энергосбыт) устранить недостатки в разумный срок, назначенный потребителем. То есть энергосбыт обязан в определенные сроки сделать так, чтобы напряжение в доме соответствовало ГОСТу.

Если же в установленный срок качество энергии не приведено в нормативное состояние, то энергосбыт должен уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 ЗОЗПП.

Более того, еще энергосбыт понесет ответственность в соответствии со статьей 13 ЗОЗПП. А в этой статье указывается, что кроме неустойки (пени) энергосбыт будет обязан возместить причиненные потребителю убытки, например, отремонтировать сгоревшую из-за высокого напряжения бытовую технику.

С требованиями о предоставлении качественной электроэнергии и возмещении убытков необходимо обратиться к гарантирующему поставщику (в энергосбыт), который принимает деньги за потребленную энергию. Обращение необходимо составлять в письменной форме в виде претензии.

Михаил Суворов

Если энергосбыт отказывается добровольно возместить ущерб и восстановить качество энергии, то необходимо обращаться в суд. А суд, кроме заявленных требований, взыскивает еще 50-процентный штраф от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за отказ энергосбыта добровольно удовлетворить требования потребителя (пункт 6 статьи 13 ЗОЗПП).

Одним словом, теоретически с энергетиков можно много чего потребовать. И декларируется, что Роспотребнадзор может оказать необходимое содействие. Основанием для этого служит статья 40 Закона о защите прав потребителей.

Согласно этой статьи Роспотребнадзор может быть привлечен судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Также Роспотребнадзор уполномочен обратиться в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

Управляющая компания должна заплатить за ремонт квартиры из-за пожара в электрощитке на лестничной площадке

☝️ Сопутствующие проблемы

Однако все не так просто, как кажется. Главная проблема состоит в том, что необходимо зафиксировать сам факт некачественной энергии. А это возможно осуществить только с помощью специальных приборов, которые устанавливаются в электросетях потребителей.

Как правило, основные рекомендации которые дают (в том числе и в Роспотребнадзоре), состоят в том, чтобы сообщить о ненормальном напряжении в аварийно-диспетчерскую службу. Это можно сделать письменно, устно или по телефону. При этом рекомендуется записать номер заявки.

Если причины нарушения качества энергии неизвестны, то с потребителем должна быть согласована дата и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Если не согласовано другое время, то проверка назначается не позднее 2 часов с момента подачи заявки потребителем.

По окончании проверки составляется акт, один экземпляр которого должен быть выдан потребителю. Если факт нарушения качества коммунальной услуги в ходе проведенной проверки подтвердился, то дата и время обращения потребителя в аварийную службу исполнителя будет считаться началом периода, в течение которого считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества.

То что описано выше — стандартная рекомендация Роспотребнадзора. Однако из всех этих рекомендаций единственное, что может быть принято и не оспорено судом — факт зафиксированной заявки в аварийно-диспетчерской службе. Все остальные действия дежурная бригада будет делать так, чтобы их действия впоследствии можно было оспорить в суде.

Возникает закономерный вопрос: а почему? А потому что если, например, сотрудники сетевой организации зафиксируют факт некачественной энергии в частном доме, то ответчиком в этом случае выступит энергосбыт. А энергосбыт, возместив потребителю ущерб от некачественной энергии, затем истребует эти деньги с сетевой компании. Вот и получается круговая порука.

Например, один из самых элементарных приемов, позволяющих развалить дело — замер напряжения в доме у потребителя неповеренным измерительным прибором. То есть прибор что-то показывает, однако его данные ввиду отсутствия поверки, не могут служить основанием для вывода о некачественности энергии.

Также может быть не оформлен соответствующий акт, или он оформлен с нарушениями. Одним словом — будет сделано все, чтобы только развалить дело.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: