Как объяснить ребенку что такое правосудие

Обновлено: 27.04.2024

Цель: познакомить детей с духовно - нравственным качеством – справедливость. Через притчу формировать осознание того, что каждый получает за свои мысли и дела то, чего заслужил.

- Развивать понятийное мышление, эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, речевую активность, воображение.

- Закреплять умение различать хорошие поступки от плохих, делать правильный выбор.

- Воспитывать коммуникативные навыки: доброжелательность, умение сотрудничать, уважать мнение и интересы других.

Оборудование: поющая чаша, вода в кувшине, стаканы, теневой театр. Фигурки к теневому театру: хозяин, кошка, собака, дом, будка. Круги из бумаги белый, черный. Магнитофон, фонограммы с релаксационной музыкой. Обручи и клубки пряжи по количеству детей. Мелкие предметы: камни, пуговицы, платки. Колокольчик, свеча, смайлики, 2 коробочки.

Предварительная работа: изготовление теневого театра, знакомство с поющей чащей».

1. Игра «Подари улыбку»

2. Упражнение «Чаша души»

3. Упражнение «Противоположности»

5. Притча «Справедливость»

7. Игра ''Домик в обруче''

1. Игра «Подари улыбку».

- Каждому человеку хочется, чтобы его любили, предлагаю встать в круг, похожий на доброе солнышко.

- Разотрем ладошки, возьмемся за руки, почувствуем тепло ладошек тех, кто рядом.

- По кругу, друг другу передадим мою дружелюбную улыбку, интересно, вернется ли она ко мне такой же. Для этого надо посмотреть в глаза соседу и улыбнуться ему, так как я улыбнулась, и так друг за другом по кругу улыбнуться каждому. Молодцы, добрая улыбка вернулась ко мне! Спасибо!

2. Упражнение «Чаша души» (на детских диванчиках)

- Дети вы знаете, что у человека есть тело и есть душа. Где находится душа? Покажите. Тело мы кормим едой, а чем надо наполнить душу, чтобы она была светлой и доброй? Ведь малыш, когда рождается, ничего не знает, у него пусто внутри, как в этой чаше. Представьте что эта чаша - душа. Давайте ее наполним хорошими делами и поступками. После каждого высказывания детей наполнять частями чашу водой. Обобщая понятиями: Любовь, доброта, забота, трудолюбие, милосердие, терпимость, понимание, прощение.

- Еще я хочу добавить в чашу справедливость.

(Предложить послушать с водой поющую чашу, разлить воду по стаканам, дать детям попить волшебную воду).

- Дети что вы почувствовали, когда выпили необычную водичку из поющей чаши?

3. Упражнение «Противоположности». ( Заранее разместить в противоположных сторонах зала круги: белый и черный).

- Сейчас отдохнем и проверим, как вы научились различать хорошие поступки от плохих.

- Дети если услышите о хорошем поступке, подойдите к белому кругу и наоборот, если о плохом поступке к черному.

Оторвать у дерева ветку,

- Покормить живое существо

- Порадоваться успехам друга

- Помочь собрать игрушки,

- Обмануть близкого человека,

- Обидеться, что не дали того, что хотел

- Поблагодарить за помощь

- Молодцы. Пройдите и сядьте на диванчики. Мало знать, нужно еще уметь делать правильный выбор.

Во дворе поставлен дом -

На цепи хозяин в нём.

Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой. (Кошка)

- Дети мы на наших занятиях учимся различать плохие и хорошие поступки и делать правильный выбор. Послушайте притчу о кошке и собаке, она называется «Справедливость». Автор -Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи.

- Как вы думаете, что такое справедливость?

Справедливость - это когда каждый получает за свои мысли и дела то, что заслужил. (При рассказывании притчи использовать теневой театр).

- Задумала кошка Мурка собаку Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в маленькой будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - то Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать:

- Мур, хозяин, Шарик совсем старый да ленивый стал, а еще добрый не в меру, из-за чего чужие люди через наш двор ходить стали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умный был хозяин. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в дом пустили - век доживать!

- Как называется притча?

- Кто вам больше понравился в притче кошка или собака? Почему?

- Хозяин справедливо поступил с животными?

- Получила кошка то, чего хотела?

- Кошка стала лучше жить, когда ее желание исполнилось? (Ведь она стала хозяйкой собачей будки).

- Наверно не все желания приносят счастье и радость.

- Так же в жизни с людьми происходят неприятности, когда они думают только о себе и своей выгоде как кошка.

- Кто запомнил, что такое справедливость? (Справедливость - это когда каждый получает то, что заслужил за свои мысли и дела).

7. Игра ''Домик в обруче''

на середину зала положить большой обруч.

- Дети, возьмите по одному обручу, положите его там, где хотите на ковер. (Звучит фонограмма).

- Встаньте возле своего обруча, закройте глаза, обойдите аккуратно обруч. Откройте глаза, найдите середину обруча и сядьте. Закройте глаза и представьте, что это ваш домик.

- Сейчас каждый украсит свой домик? Возьмите на столе украшения: прозрачные разноцветные камушки, пуговицы, платочки, через 2 минуты посмотрим, как вы украсили свой домик. (Пока дети работают, педагог-психолог привязывает по клубку ниток к каждому обручу). После звонка детям предлагают проложить ''дорожку'' к большому обручу и вернуться домой.

- Давайте оформим большой домик. Каждый пусть в него положит что-нибудь из своего домика, а в середину поставим свечу, чтобы дом был теплым.

- Полюбуйтесь: у каждого есть свой домик и дороги ведут в большой дом, где каждый положил, что-то свое, значит, у нас есть большой общий дом, который нужно любить и беречь.

- В каком общем доме мы сейчас находимся? (Детский сад).

- А город Братск будет общим домом… страна Россия.

- Что нужно для того чтобы люди были радостными и счастливыми в общем доме?

- Жить в мире и согласии, не ссорится, уважать других, любить, прощать, помогать друг другу. Главное жить по справедливости по отношению к другим, чтобы не быть похожими на кошку из притчи.

(Педагогу взять свечу в руки, встать в центральный обруч).

- Дети встаньте вокруг большого обруча. Посмотрите на огонь, это частица солнца.

Солнце, я тебя люблю,

Солнце, я тебя прошу:

Дай мне света и тепла,

Дай мне счастья и добра!

- А теперь уберем домики, положим на место предметы. Молодцы!

8. Рефлексия. Предложить выбрать смайлик. Положить в коробочку.

«Радостный» – понравилось занятие, «Грустный» – нет.

Занятие «Справедливость». Духовно-нравственное воспитание детей. Старший дошкольный возраст




Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки Пояснительная записка «Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как.

Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Приобщать детей к духовным и нравственным ценностям. Задачи: 1. Учить детей разбираться.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание детей старшего возраста» Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста. Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от.

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ. • Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются.

Интегрированное занятие по ПДД «Школа юного пешехода» (старший дошкольный возраст) Цель: Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице. Воспитывать в детях чувство ответственности при соблюдении ПДД, довести.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми ОНР (старший дошкольный возраст) Цель: 1. Развитие слухового и зрительного восприятия; внимания и наблюдательности; зрительной и слуховой памяти; мышления и речи (активизация.

Тематическое занятие «День защитника Отечества» Старший дошкольный возраст. Тематическое занятие «День защитника Отечества» Старший дошкольный возраст. Дети под марш заходят в зал, расходятся на 2 команды. ВЕД:.

Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятие в подготовительной группе «Слепая лошадь» Цель: на примере притчи объяснить детям, как важно быть ответственным за свои слова и поступки, подвести к пониманию, что от этого может.

Как обсуждать с ребенком хорошее и плохое поведение

Юлия Гиппенрейтер психолог, специалист по экспериментальной психологии

Юлия Гиппенрейтер, самый читаемый психолог на постсоветском пространстве, выпустила новую книжку — читать ее предлагается вместе с детьми. На примерах сказок, историй из жизни ребенок от 4 до 8 лет разберется в том, что такое добро, честность, сочувствие, и в других нравственных понятиях. Если вы давно собирались поговорить с ребенком о плохом и хорошем поведении, но не знали, как начать, книга предлагает примерную нить разговора, вопросы и задания. Одна из глав посвящена чувству справедливости.

Что значит бороться за справедливость

В сказке Р. Киплинга "Книга Джунглей" малыш Маугли, оказался в диких джунглях. Помнишь, как это было? Ребёнок забрел ночью к волкам один, совсем голенький и беспомощный. Но он нисколько не испугался, стал играть с волчатами, пригрелся к волчице, стал вместе с волчатами сосать ее молоко.

Неожиданно появился кровожадный тигр Шерхан, который потребовал отдать ему малыша: "Человеческий детёныш принадлежит мне!" — рычал тигр, просунув голову в логово волков. Но Мать-Волчица с горящими зелёными глазами прыгнула ему навстречу и тоже прорычала в ответ: "Нет! Человечий детёныш мой! Он останется у меня, и никто его не тронет!". Злой Шерхан струсил и попятился, он знал, что когда речь заходит о защите детёнышей, Мать-Волчица готова на все!

Волки оставили Маугли в своем логове и вырастили его, хотя из-за этого Шерхан стал их лютым врагом! Как ты думаешь, почему они это сделали?

(помолчать, дать ребенку сказать, можно что-то записать вместе)

Да, ты прав. И ещё добавим: этого требовал закон высшей справедливости.

Смотри, в их логово пришел детеныш — слабый и доверчивый, и честь Волков требовала его защитить, даже если бы пришлось биться не на жизнь, а на смерть!

Борьба за справедливость требует храбрости. Нужно быть сильным и отважным, потому что у зла тоже есть сила, как у Шерхана, и добровольно зло не отступает!

Что значит бороться за справедливость

А приходится ли в жизни бороться за справедливость? Одна девочка рассказала такую историю.

"В нашем классе учился мальчик — худенький такой, вежливый. С первого класса он носил очки, потому что не очень хорошо видел. Звали его Коля, но ребята сразу прозвали его „Очкариком“. На переменках он не бегал, а больше стоял где-нибудь у окна и читал книжку. Потом интересно рассказывал, что прочел, некоторые ребята любили его слушать.

А еще в классе были заводилы — такие ребята, которые нарушали дисциплину, дразнились, хулиганили. Они часто приставали к Коле: то книжку отнимут, то ранец спрячут, то на переменке налетят и собьют с ног! Нападали ни за что. А он как-то терпел, даже не жаловался.

Что значит бороться за справедливость

Однажды в классе появился новенький мальчик. Посмотрел он на издевательства над Колей и сказал: „Хватит его трогать! Я буду с ним дружить, мне он нравится! А кто начнет его обижать, будет иметь дело со мной!“.

Заводилы разозлились и один даже пошел на него „тараном“, а новенький так скрутил ему руки, что тот даже дернуться не успел! С тех пор Колю никто не трогает".

Замечательная история, правда? Как храбро поступил этот новенький! Прямо в лицо задирам сказал: "Хватит!".

Когда о таких случаях узнаешь, на душе становится светлее! Правда?

"А позже, — добавила девочка — когда мы уже учились в старших классах, Коля стал в школе знаменитым, потому что побеждал на олимпиадах, и не только математических, но и литературных!"

Зачем нужно договариваться?

Справедливость любит селиться в семье. Родители обычно следят, чтобы никому не доставалось все время чего-нибудь больше, чтобы никому не было обидно. Дети привыкают и потом сами стараются делить все по-честному. Например, конфеты или мороженое.

Зачем нужно договариваться?

Ещё важно справедливо делить работу по дому: кто-то накрывает на стол, кто-то моет посуду, кто-то подметает пол, а кто-то сидит с малышом. Когда большая семья, то так хорошо: договоришься — и работаешь одной "командой". Но команда из трёх и даже из двух человек, например, ты и мама — тоже может отлично сработаться.

Чтобы семья была дружная, нужно уметь договариваться. Дети в некоторых семьях привыкли спорить по каждому поводу: кому сесть за столом рядом с мамой, кому сесть у окна в поезде, какую передачу смотреть по телевизору, какое выбрать мороженое. Вместо этого можно просто договориться.

Когда честно договариваются, то и спорить не нужно!

Мне очень хотелось бы узнать, о чем тебе приходится договариваться дома, с родителями, братом или сестрой, другими ребятами: во дворе, школе или детском саду так, чтобы было по-честному? Вот картинки-подсказки.

Зачем нужно договариваться?

Договаривался с родителями (о чем? удалось ли выполнить?)

Договаривался с братом/сестрой (что получилось?)

Договаривался с другом, с ребятами

Договаривался с воспитательницей, учительницей, тренером и т.д.

Поровну или по справедливости?

Когда в семье есть старшие и младшие дети, то часто слышишь: "Ну почему ему можно, а мне нельзя?". Вот маленькая история.

У одной девочки двух с половиной лет родился братик. Она вдруг стала просить маму завертывать ее в такое же одеяльце, качать на руках и давать пить из бутылочки. "Я тоже еще маленькая!" — говорила она.

Но потом она перестала интересоваться младшим братом. Стала смотреть в сторону старшего брата и говорить:

"А почему мне надо днём спать, а ему можно не спать?"

"Почему мне вечером надо ложиться в девять, а ему можно в десять?!"

Да, трудно видеть, что старшему можно больше. Но зато с него и больше спрашивается. У него есть такие обязанности, которых нет у тебя. Например, старший брат отводит младшего в детский сад, но смешно представить, что младший отводит старшего в школу!

Так что приходится делить "не поровну!", не одинаково, но по справедливости.

Поровну или по справедливости?

Или, например, в игре: если надо бросать кубик, то младший может справляться так же, как и старший. А если, например, играют в шахматы, и один ребёнок заметно сильнее, то справедливо, чтобы он начинал игру без какой-нибудь фигуры, например, коня. Это называется "уравнять шансы".

Уравнять шансы — значит, справедливо сделать так, что каждый может выиграть.

Как рассказывать ребенку о его правах и обязанностях?

Знание законов помогает разрешать всевозможные конфликты, обеспечивает безопасность личности и существенно упрощает жизнь. Понятно, что большинство взрослых давно усвоили бытовую юридическую науку, но как рассказать о ней детям — родители понимают далеко не всегда. А ведь изучение Конституции и разнообразных кодексов вполне можно превратить в по-настоящему увлекательное занятие!

Зачем ему это знать?

Чего только нет в длинном списке полезных наук, которым родители обычно обучают свое чадо с младых ногтей: и чтение с математикой, и английский с географией, и теория шахматной игры на закуску. За границей к этому перечню обязательно добавляются основы права (или законодательства), но в России подобные дисциплины детям почему-то не преподают. Действительно, зачем ребенку вся эта скукотища?! Папа с мамой и воспитательницы в детском саду и так объяснят малышу, что брать чужое нечестно, дергать Мурку за хвост жестоко, а рисование цветочков в паспорте чревато поркой. Все остальное знать вовсе не обязательно. Более того — некоторые родители считают, что "лишняя" юридическая информация, заложенная в детскую головку, подобна тротиловой шашке: стоит только рассказать младенцу о пресловутых "правах ребенка", как он немедленно решит пожаловаться на семейную тиранию и побежит "куда следует".

На самом деле подобные страхи абсолютно безосновательны, ведь ничего, кроме пользы, изучение правоведения детям (да и их родителям) не принесет. Поведение и взрослых, и ребятишек регулируется массой правил — их соблюдение гарантирует (относительно, конечно) личную безопасность и хорошие отношения с согражданами. Для того чтобы осознать себя самостоятельной личностью, малышу очень важно определить границы и связи между своим и чужим, правами и обязанностями, нарушениями и ответственностью. У старших дошкольников заботы еще более серьезные: им необходимо научиться выстраивать контакты с ровесниками и взрослыми и разрешать самые разнообразные конфликты. Основы юридической науки (в первую очередь положения о справедливости, равенстве и гуманизме) могут помочь ребенку наладить комфортные и гармоничные отношения с окружающим миром.

"Cлавься, страна, мы гордимся тобой!"

В вопросах правового просвещения российские педагоги придерживаются двух крайний позиций: одни ставят во главу угла соблюдение прав человека, вторые — патриотизм и службу отечеству. Но, как бы то ни было, все без исключения учителя сходятся во мнении, что вываливать на беззащитные детские головы курс "Основ российского государства и права" категорически не стоит — этого не выдержит ни один нормальный ребенок. Гораздо правильнее заводить "правовые беседы" в нужное время и в нужном месте, то есть исходя из той или иной ситуации, которая сложилась вокруг малыша.

День защитника Отечества — отличный повод рассказать наследнику об армейской службе. А в День России, например, можно побеседовать о том, какие народы населяют нашу страну, нарисовать государственный флаг и послушать гимн. Еще один вариант — дождаться, когда у наследника появятся вопросы на заданную тему. Почему милиционеру можно ходить с настоящим пистолетом, а мне — только с игрушечным? Отчего в новогоднюю ночь все слушают какого-то дядю в телевизоре, хотя он не танцует и фокусов не показывает? Что за двуглавая птица нарисована на маленькой книжке с папиной фотографией внутри? В общем, есть спрос — есть и предложение, то есть ваша мини-лекция на интересующую малыша тему.

Знание закона — сила!

Любые законы (правила) призваны прежде всего регулировать отношения между людьми. Для шестилетки, например, этот аспект чрезвычайно актуален, ведь требования к старшему дошкольнику с каждым днем становятся все серьезнее, а желании и возможностей появляется все больше. А тут еще и множество сверстников вокруг, у которых своих собственных "хочу" и "могу" полным-полно — ну и как в таком случае обеспечить мирное сосуществование? Самое время описать будущему школьнику суть правовой системы в целом!

Закон — что дышло?
Нет ничего удивительного в отсутствии всесторонних правовых пособий для малышей: в юриспруденции, в отличие от математики или русского языка, нет такого раздела, как пропедевтика (вводный, элементарный курс науки). Но это не единственная трудность, которая поджидает родителя, решившего воспитать юридически подкованного ребенка. Помните, что малыши — народ категоричный и склонный все толковать буквально. Расскажете юному хулигану о возрасте, с которого человека могут привлечь к уголовной ответственности, и он здраво рассудит: отлично, до 14 лет я могу делать что угодно! Поэтому обязательно расспрашивайте ребенка, как именно он понял ваши объяснения, и по необходимости корректируйте его выводы. Но самая существенная проблема заключается в расхождениях между буквой закона и реальностью. Если малыш видит, что милиционер грубит прохожему, папа в автомобиле не пристегивается ремнем безопасности, а бабушка даже не пытается проявить уважение к продавщице, то и ему самому будет очень непросто соблюдать необходимые "правила". В условиях двойных стандартов дети обычно вырастают правовыми нигилистами, про которых еще в XIX веке поэт-юморист Алмазов писал: "По причинам органическим /мы совсем не снабжены /здравым смыслом юридическим,/сим исчадьем сатаны. /Широки натуры русские, /нашей правды идеал /не влезает в формы узкие / юридических начал".

Урок первый. Правила — это полезные ограничения. Например, для того чтобы мы могли спокойно посмотреть новый мультфильм в кинотеатре, все зрители должны сидеть тихо и не бегать по залу во время сеанса. Предложите крохе представить, что будет, если вдруг отменить все правила и разрешить детям вопить и скакать по креслам во время показа? Совершенно верно, он ничего не увидит и не услышит.

Урок второй. Правила могут быть частными (например, принятыми в семье или в детсаду) и общими (они обычно распространяются на всех людей и называются законами). Скажем, куртку после прогулки надо вешать в шкафчик, а не бросать куда попало — это важное бытовое (частное) правило. А вот брать без спроса чужую куртку, да и вообще что-то, не принадлежащее тебе, нельзя категорически — и это уже закон.

Урок третий. Если из всех на свете законов построить пирамиду, то наверху окажутся самые важные из них — международные. Эти законы касаются целых стран и называются декларациями и конвенциями. В декларациях прописываются общие принципы, важные для всех государств. Например, однажды страны хором заявили, что все дети равны, — и в результате на свет появилась Декларация прав ребенка 1959 года. А через 30 лет после принятия Декларации — в 1990 году — была разработана и Конвенция о правах ребенка, в которой тщательно прописаны детские права и гарантии достойной жизни — их обязаны предоставлять малышам все взрослые люди на свете. Средняя часть правовой пирамиды — это конституции, то есть главные законы отдельных стран. В конституции записано, как называется государство, из каких частей оно состоит, кто им управляет и какие права и обязанности (в целом) есть у его жителей.

И наконец, нижняя, самая широкая часть пирамиды — это кодексы (своды правил) и законы. Каждый кодекс посвящен отдельной теме — например, в Уголовном кодексе говорится о том, за какие нехорошие поступки людей ждет суровое наказание, а в Семейном кодексе описаны дела домашние: именно там рассказывается, когда можно жениться, кому и по каким причинам разрешается менять имя и фамилию, а также почему нельзя запрещать ребенку общаться с папой (или мамой), если они развелись. Существует еще и множество самостоятельных законов, и касаться они могут всего на свете — например, существует правовой норматив, определяющий минимальную высоту детских колясок.

Урок четвертый. Нарушать законы нельзя. Во-первых, жить в мире, где никто не соблюдает правил, неудобно — об этом мы уже говорили. Во-вторых, вслед за нарушением всегда наступает наказание, и чем серьезнее проступок, тем более суровую ответственность за него придется нести. Например, если месяц за месяцем не платить квартплату, то сначала вам будут звонить и присылать по почте штрафные квитанции, потом отключат свет, а в итоге могут и вовсе попросить покинуть собственное жилище.

Правила с иллюстрациями

Педагоги обычно начинают занятия по основам права со знакомства с "детской Конвенцией", и мы советуем вам поступить так же. Однако терроризировать ребенка длинным и сложным текстом не нужно — гораздо правильнее доступно и с примерами пересказать самые актуальные для малыша статьи.

Очень важно объяснить ребенку, что все люди равны. Если кто-то сильно отличается от тебя и твоих друзей — это вовсе не значит, что его можно дразнить или обижать.

В статье 2 говорится о том, что все дети равны, вне зависимости от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка или его родителей. Будущий школьник почти наверняка столкнется с ситуацией травли "непохожего" на весь остальной класс малыша (рыжего, слабовидящего, часто болеющего и т.д.). Что делать — оставаться в стороне или "гонять" жертву вместе с другими ребятами? Детям ответить на этот вопрос крайне непросто. Поэтому очень важно объяснить наследнику, что если кто-то сильно отличается от тебя и твоих друзей, то это вовсе не повод его дразнить или обижать. Пример того, "как поступать не нужно", найдется в сказке "Гадкий утенок", а мультик "Голубой щенок" наглядно объяснит карапузу, что такое альтруизм и толерантность.

Статьи 12 И13 посвящены праву свободно выражать свои взгляды и мнения. Это неплохо бы запомнить и взрослым: во всех важных семейных, детсадовских и школьных вопросах ребенок имеет право голоса. Пусть малыш твердо усвоит: если он вежливо и своевременно выскажется, допустим, о школьной форме, ни сверстники, ни учительница не имеют никакого права смеяться над ним или ругать его за "другое" мнение. Все вышеперечисленные принципы неплохо иллюстрируются сказкой "Джельсомино в Стране лжецов".

Статья 14 говорит о праве исповедовать любую религию, а это значит, что верующие (и неверующие тоже) не должны обижать друг друга. То, что один малыш носит крестик, а другой — нет, не повод для ссоры между ними. Примеров мирного разрешения религиозных споров полно в сказках о Ходже Насреддине.

В статье 19 речь идет о праве ребенка на защиту от всех форм насилия (физического и психического). Заводя разговор на эту важную тему, не бойтесь получить на выходе долгоиграющий праздник непослушания. Лучше подумайте о том, как много детишек однажды покорно ушли неизвестно куда вместе с незнакомыми дядями и тетями — просто потому, что папа с мамой научили их всегда и во всем слушаться взрослых. Хрестоматийные жертвы жестокого обращения с детьми — бедная Козетта из "Отверженных" и Суок из "Трех толстяков".

Кстати. Существует масса сайтов, посвященных защите детства в развивающихся странах. Их материалы убедительно показывают, что на свете все еще остаются места, где малышей морят голодом, заставляют работать, а иногда даже и воевать. Думаем, после виртуального путешествия в такие уголки планеты ребенок поймет, что утренняя каша или домашние задания — вовсе не тяжелая повинность, а всего-навсего реализация неотъемлемого права малышей на еду и образование.

Домашний юрист

Пособий, в которых бы детям рассказывалось о практических юридических навыках, увы, крайне мало. Поэтому объяснять самые важные аспекты бытовых правовых отношений придется "на пальцах", то есть на конкретных и, главное, понятных наследнику житейских примерах.

Дорожная безопасность

Ребенок должен твердо знать, как следует переходить дорогу, различать пешеходную разметку (на говоря уж о сигналах светофора) и четко понимать, что автокресло на заднем сиде-нье папиной машины предназначено именно ему (ребенку, не папе!). Причем торжественно восседать на бебикаре юному пассажиру придется еще очень долго — до 12 лет. К счастью, по этой теме существует множество компьютерных игр, книжек и раскрасок, увлекательно рассказывающих о правилах поведения маленьких пешеходов/пассажиров и больших водителей.

Финансы

Ваша задача — объяснить наследнику, откуда в семье берутся деньги и на что их нужно тратить в первую очередь. Тут будет весьма кстати красочный рассказ о том, как туго придется домашним, если в один прекрасный день взять да и скупить весь магазин игрушек. Очень полезное с точки зрения дидактики приобретение — это копилка: если малыш начнет бросать туда полученные от бабушки с дедушкой монетки, то через некоторое время на накопленные деньги он сам сможет купить новую гоночную машинку или, скажем, диск для любимой игровой приставки, о котором он мечтает вот уже три недели. Для закрепления знаний можно использовать экономические игры — "Денежный поток", "Семейный менеджер", "Ай да ярмарка!" или "Монополия".

Кстати. Вообще-то это совет из области здравоохранения, но мы за комплексный подход к любой проблеме! Научите ребенка мыть руки после того, как он касался купюр и монеток. Деньги — штука в буквальном смысле слова очень грязная: кто знает, в чьих ладошках они побывали и где успели поваляться?

Цель : Сформировать представление учащихся о понятии «справедливость».

1. Воспитывать чувство справедливости к окружающим людям и к себе.

2. Учиться уважать законы общества, в котором живем.

Форма проведения: беседа с элементами групповой и индивидуальной работы.

Оборудование:

Плакаты с высказываниями великих людей, изображение богини справедливости. Листы альбома, фломастеры, краски.

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.

Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать.

Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным. (Стендаль)

Ход урока.





Учитель. Здравствуйте ребята. Сегодня наш классный час посвящен убеждениям людей в том, что в мире добрые дела должны быть вознаграждены, а злые – осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а преступления – наказаны. Разгадав ребус который представлен перед вами на доске, мы узнаем тему нашего классного часа. (справедливость).

Порой Закон склоняется пред Милостью,

Порою Солнце меркнет в лунной мгле.

Так Воздух не важнее Справедливости.

Она нужна, как хлеб насущный, мне!

Именно о справедливости мы будем говорить сегодня, познакомимся с этим понятием. Итак наш классный час «Что такое справедливость и как я ее понимаю?»

Справедливость. Как много смысла вложено в это слово. Ликование и уныние, надежда и отчаяние , гордость, обвинения и еще тысячи чувств испытываем мы, произнося это слово. Взывая к справедливости, каждый из нас имеет в виду, прежде всего, свое отношение к сути проблемы.

Так что же такое справедливость?(ответы детей).

1 ученик - 26 ноября 2007 года Генеральная Ассамблея провозгласила 20 февраля Всемирным днем социальной справедливости, который отмечается ежегодно начиная с 2009 года.

«Справедливость— понятие, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической сфере — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость».

2 ученик «Справедливость - честное и правильное отношение (действие, решение) которое подсказывает сердце (чувство справедливости идёт от сердца). Один из принципов, определяющих добрые взаимные отношения между людьми. Она заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право, однако при этом не нарушая прав других людей. Поэтому справедливость имеет положительную и отрицательную стороны. В одном отношении утверждается, что человек имеет право на неограниченную деятельность и на ее результаты. В другом – это право ограничивается наличием других людей. Здесь заключено известное противоречие. Платон определял справедливость как добродетель правильного отношения к другим людям».

Ученик. Фемида, в древнегреческой мифологии богиня справедливости и правосудия.

Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда - с рогом изобилия). Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Учитель . Мы узнали определение справедливости, о богине олицетворяющей справедливость.

Справедливость –это то, о чем мечтает каждый человек, это то на что рассчитывает и ребенок и взрослый.

А вы хотели бы, чтобы в отношении вас применяли справедливость?(ответы учеников).

Андрей Эйсмонт

Я в углу стою, скучаю –

за проступок отвечаю

и тихонечко грущу –

справедливость всё ищу!

Мы с мячом играли. Сразу,

как-то так попали в вазу.

Пусть, я пнул, разок- другой

по мячу своей ногой…

Вазу мяч разбил – не я!

В чём же здесь вина моя?

Я стою, а мяч с котом

обежал уже весь дом…

Ну, скажите же на милость

где же в этом справедливость?

Вопрос для учащихся :

Как вы думаете, чего в стихотворении больше: справедливости или несправедливости?

Учитель предлагает послушать притчу.

Притча о Соломоне и двух матерях.

Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.

Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.

Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.

Меч немедленно был принесен. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.

Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!

Другая же, напротив, согласилась с решением царя.

- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.

Тут же царь Соломон изрек:

- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.

Творческое задание.

А теперь я попрошу вас разделиться на 2 команды, на листе ватмана нарисовать дерево, на каждом листике которого,1 команда вы напишите справедливые поступки которые вы совершали, на 2 несправедливые поступки которые были обращены в вашу сторону. (рисунки детей)

Идет сравнение рисунков.

"Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе."Э.Кант

Русский мыслитель и философ Иван Ильин утверждал, что в основе справедливости лежит живая совесть и живая любовь к человеку. Дар справедливости предполагает в человеке доброе, любящее сердце, живую наблюдательность, обострённую чуткость.

Я желаю вам всегда слушать своё сердце и поступать справедливо.

А теперь в заключении нашего урока давайте вместе напишем правила справедливости:

-Живите по правде;

-Живите по закону;

-Живите по совести;

-Живите во благо людей!

Справедливость должна быть во всем,

Без неё нету правды,

И я расскажу вам о том,

Что по этому поводу главным!

Считаю, что жизнь, не должна быть бесцельной,

Она не должна быть бессмысленной-

Жизнь человека, бесценна,

Прожить ее надо осмысленно!

И вообще, справедливость всегда побеждает,

Когда тебе кажется, выхода нет-

Нужно лишь подождать,

Справедливость добьется побед!

Во всем, по законам создателя есть справедливость,

Которая учит нас правильно жить:

Оставаться людьми, сохранять терпеливость,

Любить свою родину и благородными быть!

Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших добрых дел! Пусть в вашем жизненном пути как можно больше встречаются справедливые люди.

Цель: Ознакомить учащихся с моральными правилами справедливого человека.

1. Довести до сознания ребенка мысли о том, кто такой справедливый человек.

2. Научить детей думать и привить в них такие качества, как доброта и справедливость.

3. Продолжить работу по воспитанию нравственности через анализ содержания художественных произведений.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.) Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. Посмотрите, вы улыбаетесь, и у нас в классе сразу стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом.

Учитель: На экране буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего классного часа (Справедливость).

Учитель: Сегодня мы поговорим о том «Как я понимаю справедливость». Мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.

РАЗВЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО?

Я вчера углу стояла,

Я наказана была.

А за что мне вдруг попало?

Так понять и не смогла.

Я на папиной «восьмерке»,

У стекла, ближе к рулю,

«Папа! Я тебя люблю!»

Фразу из красивых слов.

Разве это справедливо

Ставить в угол за любовь. Вячеслав Дединовский

Упражнение «Салфетка». Оторвите у салфетки правый верхний угол, а теперь правый нижний. Затем оторвите левый нижний угол, теперь левый верхний угол. Разверните салфетку. Получились одинаковые? Так и в жизни, ребята, люди отличаются друг от друга, у каждого свое мнение, но нужно научиться уживаться вместе, несмотря на отличия.

Ребята, посмотрите на это дерево (учитель показывает на оформленную доску), оно высохшее, без листочков, его лишила жизни несправедливость людей. Мы поможем дереву ожить и постараемся сегодня вырастить дерево справедливости.

С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости. Согласитесь, каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо.

История « Компот и коржик».

Ну что ж, для начала послушайте одну историю - « Компот и коржик». К третьему уроку Серёжа не на шутку проголодался. Все мысли – о еде. План действий созрел мгновенно: «Можно выйти?»
В столовой длинный стол. Двадцать девять аппетитных коржиков. Двадцать девять стаканов сладкого компотика.
Одним махом Серёжа проглотил свою порцию. Не удержался… Откусил ещё кусочек от одного коржика и отпил глоточек ещё из одного стакана. Остановился. Посмотрел. Непорядок! Пересиливая себя (а что делать?), откусил ещё 27 кусочков и отпил ещё 27 глоточков. Теперь нормально. Всё поровну.
Слыша гомон входящих в столовую одноклассников, сытый Серёжа удовлетворённо ду­мал: «Какой же я справедливый».

- Оцените поведение проголодавшегося мальчика. Вы согласны с заявлением Сережи, что он справедливый?

(Ответы детей: чаще всего говорят, что он поступил несправедливо, и свое съел и у других откусил.)

Да, с одной стороны вы правы, он поступил несправедливо, но с другой стороны.

Серёжа по одному кусочку от всех коржиков откусил, всем поровну досталось, разве Серёжу нельзя считать справедливым?

(Ответы детей.)

Вот мы думаем, справедливо Серёжа поступил или нет, но чтобы решить, надо понять, что такое справедливость?

- Как вы понимаете, что такое справедливость? (Справедливость – это по закону, по заслугам, честно)

«Справедливость» - когда человеческие отношения, законы, порядки, соответствуют нормам и требованиям.

Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует справедливость как беспристрастие; справедливость – то же, что справедливый (это значит – действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; справедливый – это то же самое, что истинный, правильный).

«Какого человека можно назвать справедливым?»

Справедливый человек - это тот человек, который поступает правильно, честно.

«Чем справедливый человек отличается от несправедливого?» . (поступками)

Вопрос «что такое справедливость и как ее понимать?» волновал людей во все времена.

Высказывание. Ребята, посмотрите на экран. Перед нами высказывание о справедливости: прочитайте его и скажите, как вы понимаете эту мысль? согласны ли вы с ней и почему?

- Нормою человеческих действий должна служить справедливость. Николай Чернышевский

- Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно . Виктор Гюго (трудно быть объективным, беспристрастным и ко всем подходить с одинаковыми требованиями, независимо от чувств или степени родства)

Дополнительный вопрос после обсуждения этой цитаты: поднимите руку те, кто считают, что в вас присутствует такое качество, как справедливость (выполняют).

Вывод учителя: ребята, если обобщить все ваши ответы, то можно выделить две наиболее важные мысли: первая – быть справедливым трудно, это огромная внутренняя работа. Справедливость- это правда.

Продолжить рассуждения по проблеме «как я понимаю справедливость» предлагаю на основе решения конкретной ситуации:

Ситуация 1. «Игра»

Сестра: -Я старше, значит, мне надо больше кубиков.

Брат ей отвечает: -Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына: -Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я –вечером. Ты давал обещание, -возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

- Почему мальчик решил, что мама его не любит?

- С вами бывало такое, когда вы сердились на маму?

- Эта ваша обида справедливой была?

- Легко сразу это понять? (нет)

Ситуация 3: «Поступок мальчика».

Мы долго просиживаем у компьютера, не жалея нашего зрения, осанки и т.д., зато приобретаем много новой информации и навыков владения компьютером.

«Где справедливость?» - говорят наши глаза.

Оцените поступок мальчика.

Вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.

- Так что же такое справедливость? Кто скажет? (равные возможности во всём)

- Как вы думаете быть справедливым сложно?

А вам хотелось бы быть справедливыми? Для этого вам следует выполнять определённые правила:

-Живите по правде;

-Живите по закону;

-Живите по совести;

-Живите во благо людей!

Ребята, а каковы же преимущества справедливости:

Справедливость дает силы – для борьбы со злом во всех его проявлениях.

Справедливость дает надежду.

Справедливость дает свободу.

Справедливость обеспечивает уверенность – в собственных силах и в собственной правоте.

Задание: «Продолжи фразу»

Наставление мудрого отца ребенку:
«Если ты у него отберешь то, что он отнял у тебя,
это будет справедливо. Но это - не лучшее,
что ты можешь сделать.
Ты можешь ему это подарить»

Если ты на оскорбление ответишь тем же,
это будет справедливо.
Но это – не лучшее, что ты можешь сделать.
Ты можешь …» поблагодарить, улыбнуться

Ребята, а вы знаете, что является символом справедливости ?(богиня Фемида). А как выглядит эта богиня справедливости и правосудия? (богиня изображается с повязкой на глазах и весами в руках). А почему?(весы - то, на чьей стороне правда, а повязка на глазах указывает на беспристрастность Фемиды).

На экране ФЕМИДА

Кто из вас знает кто это?

А почему у неё завязанные глаза? Что означают весы в её руке?

Что обозначает меч?

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.

Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

В ситуации, которую мы сегодня обсуждаем всегда два участника: награжденный или виновный, по отношению к которому поступили справедливо или нет, наградили или наказали и человек который вершит справедливость над другим.

Скажите, что необходимо помнить и тому и другому, глядя на богиню справедливости:

1.Поступать по совести и знать, что наказание все рано свершится.

2.Человеку, который вершит справедливость, важно иметь непредвзятое, безэмоциональное, компетентное мнение относительного того или иного вопроса, так как, наградив или наказав кого-то под воздействием эмоций, можно несправедливо поступить как к самому человеку, так и к другим людям. Справедливость подразумевает отсутствие эмоций, предвзятости, некомпетентности.

Учитель: Ребята, давайте вспомним народные пословицы о справедливости.

Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Говоришь правду-правду и делай.

В ком добра нет- в том и правды мало.

Была правда, да в лес ушла.

Око за око, зуб за зуб.

Любишь кататься, люби и саночки возит.

Справедливость темноту осветит.

По справедливости отрезанная рука не заболит.

Справедливое слово камень раздробит.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте вырастим (оживим) дерево справедливости:

- Ребята, перед вами листики. Пусть каждый из вас напишет хотя бы один справедливый поступок, который он совершил. Давайте по очереди зачитаем эти поступки и прикрепим эти листочки к нашему деревцу. Наше дерево справедливости ожило.

А сейчас я открою запись на доске, а каждый из вас может быть откроет закон справедливости.

Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы … относились к тебе , тогда жизнь будет справедлива.

Подведение итога.

- О каком человеческом качестве мы сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего?

Дорогие ребята, я хочу пожелать, чтобы в жизни вы встречали только справедливых людей и сами всегда поступали по справедливости. Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших справедливых дел! Помните:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: