Досудебное урегулирование налоговых споров презентация

Обновлено: 25.04.2024

Одним из распространенных поводов оставления жалобы без рассмотрения налоговым органом является нарушение сроков ее подачи заявителем. Налоговая инспекция вправе оставить жалобу без рассмотрения в связи с пропуском срока на его обжалование и отсутствием уважительных причин для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока (пп. 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

И зачастую причина пропущенного срока подачи жалобы заявителем кроется в позднем получении решения налогового органа, направленного по почте.

Напомним, что в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 рабочих дней после дня его вынесения.

Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Так, в одном из налоговых споров налогоплательщик не смог своевременно обжаловать решение налоговой инспекции, поскольку корреспонденция отправлялась по юридическому адресу, по которому фактически не находился заявитель (Решение арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2015 г. №А40-66417/2014).

В соответствии с п. 35 Постановления Правительства РФ от 15.04.2005 г. №221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).

При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

Неполученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. Согласно п. 36 правил , почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу:

а) по заявлению отправителя;

б) при отказе адресата (его законного представителя) от его получение;

в) при отсутствии адресата по указанному адресу;

г) при невозможности прочтения адреса адресата;

д) при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи.

Сотрудниками почты доставлялись два извещения, согласно указанным правилам, однако заявитель на почту не явился. На основании этого, суд поддержал позицию налогового органа о нарушении сроков подачи заявителем жалобы без уважительной причины. А поэтому вынесенные решения налоговых органов соответствуют процедуре, установленной налоговым законодательством и не нарушают права и законные интересы заявителя, а также не противоречат действующему законодательству.

Налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документы направляются по почте: налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц. А невручение требования налоговым органом руководителю лично под расписку, а также не передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не является существенным нарушением порядка вручения налоговым органом документов налогоплательщику. В рассматриваемых случаях налоговый орган исполнил свою обязанность путем направления решения по почте заказным письмом, что НК РФ не противоречит (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.02.2015 г. №А65-25986/2013).

Дефекты в жалобе заявителя

Согласно п. 3 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение.

На основании п. 1 ст. 139.3 НК РФ налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:

1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

4) ранее подана жалоба по тем же основаниям;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Статьей 139.2 НК РФ в качестве одного из обязательных требований к жалобе (апелляционной жалобе) предусматривается, что в случае ее подачи уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к ней прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя. В случае несоблюдения данного требования при обращении в вышестоящий налоговый орган на основании пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ жалоба (апелляционная жалоба) подлежит оставлению без рассмотрения.

И пренебрегая установленными требованиями к жалобе, заявитель дает повод вышестоящему налоговому органу оставить его жалобу без рассмотрения в виду не соответствия формы жалобы установленному действующему законодательству.

Так, вышестоящий налоговый орган оставляет жалобы без рассмотрения, в связи с тем , что жалоба подписана лицом, не указанном в ЕГРЮЛ, а иных документов, подтверждающих полномочия, лица, подписавшего жалобу заявителем к жалобе не представлено. В соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2011 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. А в обязанности налогового органа не входит проверка таких сведений в иных источниках (Определение арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2015 г. №А40-189695/2014).

Однако в другом решении при схожих обстоятельствах дела (жалоба оставлена без рассмотрения по причине того, что подписана неуполномоченным лицом заявителя), судьи отметили, что рассмотрению спора не должны препятствовать чрезмерные правовые или практические преграды, в частности, усложненные или формализованные процедуры принятия и рассмотрения исковых заявлений. На основании этого, суд признал действия УФНС РФ незаконными, поскольку налоговый орган исходил лишь из формального основания, не запросив уточняющей информации и документов, в связи с чем, не достиг целей досудебного урегулирования спора (Решение арбитражного суда Иркутской области от 19.06.2015 г. №А19-6177/2015, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.03.2014 г. №А81-3603/2013).

При этом оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные НК РФ для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 4 п.1 ст. 139.3 НК РФ (п.3 ст.139.3 НК РФ).

В связи с этим возникает вопрос: если налогоплательщик вновь подает жалобу по иным основаниям, не затронутым ранее, является ли это поводом для отказа в рассмотрении жалобы на основании пп.4 п.1 ст.139.3 НК РФ?

Как отмечают суды, апелляционная жалоба налогоплательщика не является идентичной по отношению к ранее поданной апелляционной жалобе, а содержит самостоятельные основания для отмены решения нижестоящего налогового органа в этой части. Поэтому отказ от рассмотрения такой жалобы вышестоящим налоговым органом признается неправомерным (Постановление ФАС Поволжского округа от 25.02.2014 г. №А12-922/2013).

Положительные и отрицательные моменты досудебного обжалования

У процедуры досудебного обжалования есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сразу отметим, что подавать апелляционную жалобу (т.е. на не вступившее в силу решение налогового органа) выгоднее, чем жалобу (т.е. на вступившее в силу решение налогового органа). В первом случае налогоплательщик отодвигает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Механизм досудебного рассмотрения жалоб, по замыслу его создателей, должен разгрузить работу судов. Кроме того, в результате введенного административного порядка обжалования, налогоплательщики смогут сэкономить на судебных издержках.

Но, как показывает личный опыт, после досудебного порядка обжалования налогоплательщику все равно приходится обращаться в суд для обжалования решения вышестоящего налогового органа.

Так, например, чтобы добиться права на перерасчет земельного налога за прошлые периоды (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2015 г. №A76-26131/2014), пришлось затратить немалое количество времени на составление апелляционной жалобы («Судебная практика по перерасчету земельного налога»). Причем итог рассмотрения апелляционной жалобы УФНС РФ был очевиден (решение налоговой инспекции, вынесенное по итогам камеральной налоговой проверки, оставлено в силе), поскольку нижестоящая налоговая инспекция руководствуется позицией в отношении тех или иных вопросов вышестоящего налогового органа.

И налогоплательщик вынужден впустую тратить время на процедуру досудебного урегулирования спора (на обжалование результатов проверки, на рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом, вынесение решения).

Конечно, в отношении одиозных, явно проигрышных в суде решений нижестоящих налоговых органов, досудебный порядок обжалования, имеет преимущества по сравнению с судебными баталиями.

Презентация на тему: " Досудебные способы урегулирования спора Претензионный порядок урегулирования спора." — Транскрипт:

1 Досудебные способы урегулирования спора Претензионный порядок урегулирования спора

2 Досудебный порядок урегулирования спора - - предшествующая судебному разбирательству процедура урегулирования конфликта между сторонами, осуществляемая преимущественно самими сторонами. Цель: урегулировать конфликт самостоятельно во избежание затратной для сторон и длительной судебной процедуры

3 Виды досудебного порядка урегулирования спора: Переговоры Претензионный порядок (п. 2 ст. 148 АПК РФ)

4 Претензионный порядок Добровольный (факультативный) Обязательный В силу законаВ силу договора

5 Добровольный (факультативный) претензионный порядок: В случаях, когда обязательность соблюдения претензионного порядка для сторон не предусмотрена ни законом, ни договором; Применяется на усмотрение сторон, желающих избежать судебной процедуры Порядок соблюдения – аналогичен обязательному претензионному порядку Его несоблюдение не препятствует обращению в суд, а соблюдение может не подтверждаться истцом при обращении в суд

6 Обязательный претензионный порядок: - обязателен для сторон в силу специального указания на то в федеральном законе и (или) в договоре А) В случае прямого указания в ФЗ: - норма ФЗ должна быть сформулирована четко и определенно:

7 ч. 2 ст. 452 ГК РФ «Порядок изменения и расторжения договора»: «Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок».

8 ст. 797 ГК «Претензии и иски по перевозкам грузов»: 1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. 2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

9 ст. 104 НК РФ «Исковое заявление о взыскании налоговой санкции»: «До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если лицо … отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.»

10 ст ФЗ от N 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп.): «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.»

11 Б) В силу указания в договоре: - заключенный между сторонами договор должен содержать четко определенную запись об установлении такого порядка Например: «Все споры, возникающие из настоящего договора, разрешаются сторонами в претензионном порядке, а при недостижении соглашения – в арбитражном суде»

12 Порядок соблюдения претензионного порядка: - соблюдается путем направления другой стороне(ам) конфликта ПРЕТЕНЗИИ Законодательные требования к форме и содержанию претензии – отсутствуют. Из сложившейся практики: всегда ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА

13 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕТЕНЗИИ: Стороны конфликта, их место нахождения либо жительства; Суть конфликта: из какого договора он возник, какое право нарушено, какая обязанность неисполнена; Какие суммы/имущество истребуются; На основании чего истребуются (ссылка на закон, договор);

14 Содержание претензии: Срок, в течение которого должен быть дан ответ; Указание на то, что в случае неполучения ответа и неисполнения требования, сторона «будет вынуждена обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав с последующим возложением на ответчика судебных расходов»

15 При подаче искового заявления: На соблюдение претензионного порядка истец указывает в исковом заявлении и прилагает документы, подтверждающие такое соблюдение: - копию претензии и почтовую квитанцию о направлении претензии ответчику либо почтовое уведомление о вручении; - копию претензии с отметкой о ее получении ответчиком

16 Последствия несоблюдения обязательного претензионного порядка: Является основанием для оставления искового заявления без движения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ), а при неустранении недостатков – для возвращения искового заявления (ст. 129 АПК) ( ст. 135 ГПК РФ – это основание для возвращения искового заявления)

17 Исключение: «3-и лица, заявляющие самостоятельные требования, не несут обязанности соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено ФЗ или договором» (ст. 50 АПК РФ)

18 Значение досудебного порядка урегулирования спора: дает сторонам возможность самостоятельно, без длительной и затратной судебной процедуры урегулировать возникший конфликт, сохранить партнерские деловые отношения

19 Досудебный порядок примирительные процедуры Досудебный порядок – используется сторонами ДО обращения в суд Примирительные процедуры – всегда при уже возбужденном процессе, их результаты, как правило, подлежат утверждению судом

Презентация на тему: " Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 1 Предотвращение и урегулирование налоговых споров Докладчик: др. Херберт Бехерер, налоговый консультант Вице-президент." — Транскрипт:

1 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 1 Предотвращение и урегулирование налоговых споров Докладчик: др. Херберт Бехерер, налоговый консультант Вице-президент Федеральной палаты налоговых консультантов, Германия Вице-президент CFE Saint-Petersburg International Legal Forum 18. мая 2012, Санкт Петербург

2 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 2 Предотвращение и урегулирование налоговых споров 1.Принципы процесса налогообложения Правомерность и равномерность налогообложения Налоговый орган в принципе исследует обстоятельства дела в служебном порядке (Принцип исследования по фактам) Налогоплательщик обязан к содействию (Принцип кооперирования) Запрет чрезмерной нагрузки Право быть услышанным Принципы защиты доверия и добросовестности

3 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 3 2.Односторонние обязательства налогового органа по отношению к налогоплательщику Обязательная справка о налогово-правовой оценке и трактовке планируемой сделки (§ 89 AO) Уведомление о согласии касательно будущей налогово- правовой оценки и трактовки определенных сделок, выявляемых в ходе выездной проверки (§§ 204 ff. AO) Обязательная справка о налогово-правовой оценке и трактовке обстоятельств в связи с удержанием налога с заработной платы (§ 42e EStG) AO – Положение (закон) о налогах и сборах; EStG – Закон о подоходном налоге Предотвращение и урегулирование налоговых споров

4 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 4 3.Мирное соглашение Привязывает налоговый орган и налогоплательщика, а при этом отличается следующими признаками: Не применимо для решения правовых вопросов Применимо только в случаях затрудненного выяснения фактического положения дела Случаи несмещенной оценки, стоимостной оценки, прогнозирования Непризнание явно несоответствующих результатов Необходимость присутствия компетентного должностного лица Предотвращение и урегулирование налоговых споров

5 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 5 4.Досудебное обжалование Возражение Цель и правовая природа Правовая защита жалобщика Самоконтроль налоговой администрации Уменьшение нагрузки на финансовые суды Предотвращение и урегулирование налоговых споров

6 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 6 4. Досудебное обжалование Условия для допустимости возражения Допустимость административного урегулирования Приемлемость возражения Уполномоченное лицо Сроки Форма Заинтересованность в правовой защите Предотвращение и урегулирование налоговых споров

7 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 7 4. Досудебное обжалование Возражение является недеволютивным (§ 367 I AO) Возражение имеет только ограниченный суспензивный характер (§ 361 I AO) Возможно отдельное ходатайство о приостановлении исполнения оспариваемого акта (§ 361 II AO) и/или о временном приостановлении производства по делу (§ 363 AO) Предотвращение и урегулирование налоговых споров

8 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 8 4. Досудебное обжалование Возможные решения (акты) по возражению a)Налоговый орган отклоняет возражение по причине его недопустимости b)Налоговый орган опровергает возражение по причине его необоснованности Необходимость в письменной форме и обоснованности возражения Возможность изменение обжалованного акта в неблагоприятном для жалобщика направление с правом налогоплательщика на отзыв возражения Предотвращение и урегулирование налоговых споров

9 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 9 4. Досудебное обжалование Возможные решения (акты) по возражению c)Возражение допустимое и полностью обоснованное : Налоговый орган удовлетворяет возражение в полном объеме согласно ходатайству жалобщика путем отзыва обжалованного акта, его изменения или отмены. d)Возражение допустимое и частично обоснованное : Налоговый орган частично удовлетворяет возражение согласно ходатайству жалобщика путем частичной корректировки обжалованного акта или его частичной отмены. Предотвращение и урегулирование налоговых споров

10 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 10 5.Судебное обжалование Письменное решение по опровержению возражения (см. пункт 4 a, b, d) может быть обжалован в финансовом суде Два уровня финансового (налогового) правосудия: Финансовый суд (FG) Федеральный финансовый суд (BFH) Предотвращение и урегулирование налоговых споров

Презентация на тему: " ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ О НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЙСТВИЯ ПОСТАВЩИКОВ. ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ." — Транскрипт:

1 ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ О НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЙСТВИЯ ПОСТАВЩИКОВ. ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ

2 Черник Ирина Дмитриевна старший партнер, кандидат юридических наук государственный советник РФ 2 класса, Член Комитета по профессиональным вопросам Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE) член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, консультант по налогам и сборам заместитель Генерального директора – Руководитель Правового департамента * 2165

3 ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО СПОРА Правовые основы досудебного урегулирования налогового спора Налоговый кодекс Российской Федерации – статьи 100, 100.1, 101, 101.2, 101.4, 137 – 141

4 ВИДЫ РЕШЕНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНА ДОСУДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА – решение о привлечения к налоговой ответственности; - решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые выносятся по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

5 НОРМЫ НК РФ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ДОСУДЕБНОЙ ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО СПОРА Эта обязанность налогоплательщика предусмотрена пунктом 1 статьи Налогового кодекса РФ, и включена в НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 года 137-ФЗ. Досудебное обжалование решений налоговых органов в вышестоящие налоговые органы было установлено НК РФ и ранее (статьи 139 – 141), но прибегали к этой процедуре не часто, предпочитая сразу обжаловать решение в судебном порядке.

6 ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ АКТА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ У налогоплательщика есть 15 рабочих дней со дня получения акта на подготовку письменных возражений. Этот срок закреплен в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Обращаем внимание, что речь идет именно о 15 рабочих днях. Порядок определения сроков установлен статьей 6.1 НК РФ, пункт 6 которой говорит о том, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7 ДЕЙСТВИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ СРОКА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ДАТЫ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ Поскольку НК РФ не делает специальной оговорки про календарные дни, следовательно, на подготовку возражений отводится именно 15 рабочих дней. Иногда налоговые органы сокращают этот срок, указав в акте дату рассмотрения разногласий. В этом случае стоит обратиться с письмом в налоговый орган с просьбой предоставить установленное законом время для подготовки возражений.

8 ДЕЙСТВИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ СРОКА ПРИ НАЗНАЧЕНИЯ ДАТЫ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ (продолжение) Имеющаяся практика показывает, что налоговые инспекции идут навстречу налогоплательщикам. Например, организация получила в январе акт выездной налоговой проверки, на последнем листе которого уже была указана дата рассмотрения разногласий. При этом срок для подготовки возражений был сокращен на несколько дней. Письменное заявление организации в налоговый орган привело к изменению срока рассмотрения возражений в нужную сторону, то есть была назначена новая дата рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.

9 СРОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ И ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПО НИМ Срок рассмотрения материалов проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля – в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу письменных возражений - пункт 1 статьи 101 НК РФ. Срок на вынесение решения после рассмотрения материалов налоговой проверки – в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу письменных возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц. – пункт 1 статьи 101 НК РФ..

10 НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА Типичная ошибка - либо возражения на акт не пишутся вообще, либо они готовятся чисто формально, только чтобы соблюсти процедуру. Вместе с тем, умелая подготовка возражений позволяет решить проблемы и уменьшить размер налоговых претензий еще на этой стадии досудебного урегулирования. Как показала практика, по результатам рассмотрения возражений можно снять от 10 до 80% от доначисленных сумм.

11 ЗНАЧЕНИЕ ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА ПОСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ На подготовку апелляционной жалобы отводится 10 рабочих дней по сравнению с 15 днями на подготовку письменных возражений. Подача апелляционной жалобы приостанавливает действие решения, соответственно, налоговый орган не имеет права выставить требование об уплате налогов, пеней, штрафов

12 ЗНАЧЕНИЕ ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА ПОСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ (продолжение) Решение вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. – абзац первый пункта 9 статьи 101 НК РФ.

13 ЗНАЧЕНИЕ ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА ПОСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ (продолжение) В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. – абзац второй пункта 9 статьи 101 НК РФ

15 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПРИКАЗ от 8 мая 2008 г. N 223 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФНС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ВВОДУ В ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ" ДАННЫХ ИЗ ДОКУМЕНТОВ, СЛУЖАЩИХ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ ПРИМЕНЕНИЮ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ К УКАЗАННЫМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ

16 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПРИКАЗ от 8 мая 2008 г. N 223 При отсутствии в налоговом органе информации об обжаловании налогоплательщиком (плательщиком сборов) решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа направляется не позднее 10 дней после истечения 10 дней со дня вручения соответствующего решения. В случае подачи налогоплательщиком в установленные сроки апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган отдел налогового аудита не позднее следующего дня за днем получения жалобы уведомляет о данном факте отдел урегулирования задолженности в целях исключения необоснованного направления требования об уплате налога.

17 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПРИКАЗ от 8 мая 2008 г. N 223 При получении от вышестоящего налогового органа решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы отдел налогового аудита не позднее следующего дня за днем получения указанного решения передает его копии в отдел урегулирования задолженности и отдел, осуществляющий исчисление налогов с физических лиц. Отдел урегулирования задолженности направляет требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа (с учетом внесенных изменений в решение нижестоящего налогового органа - при их наличии) не позднее 10 дней с даты принятия соответствующего решения. Пункт Регламента

18 Статья 140 НК РФ – решения, принимаемые вышестоящим органом по апелляционной жалобе По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе: 1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

19 Пункт 3 статьи 140 НК РФ – срок принятия решения вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

20 ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ – ПРИЗНАНИЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПИСЬМЕННЫХ ВОЗРАЖЕНИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА – ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ

21 Консультационные услуги Общество необоснованно включало в расходы затраты по договорам о представлении консультационных услуг, поскольку в актах сдачи- приемки услуг отсутствуют расшифровки подписей заказчика и исполнителя работ (услуг) и нет расшифровок видов работ и услуг, а отдельные отчеты по выполненным работам, прилагаемые к актам выполненных работ, составлены на английском языке и отсутствуют даты составления, расшифровки подписей исполнителя.

22 ПРИОБРЕТЕНИЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ОФИС Обществом необоснованно завышены расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 году, на основании договора с ЗАО «Королевская вода» на приобретение воды и установки для воды во временное пользование, в связи с тем, что: такие расходы не поименованы в ст. 163 и ст. 223 ТК РФ как затраты по обеспечению нормальных условий труда, организацией не представлены сведения о том, что водопроводная вода непригодна для пищевого потребления, условия о том, что организацией осуществляется обеспечение работников питьевой водой, в трудовых договорах не предусмотрено.

23 СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ Обществом в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, неправомерно включены расходы на приобретение сувенирной продукции (календарей, брелоков, магнитов, футболок, сумок с логотипом фирмы), переданной посетителям офиса в рамках предновогодней рекламной акции. Указанная сувенирная продукция не является рекламой, поскольку распространялась среди посетителей офиса, а не среди неопределенного круга лиц, как того требует Федеральный закон «О рекламе».

24 КОМАНДИРОВОЧНЫЕ Обществом в налоговую базу в целях исчисления НДФЛ не включаются суточные в пределах норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от в размере 100 руб. со дня пересечения государственной границы при въезде в Российскую Федерацию, в день нахождения в Российской Федерации, т.е. в день прилета. Суммы, превышающие указанные нормы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. В результате выявленных нарушений Обществом допущено занижение налогооблагаемой базы по НДФЛ

25 ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Организацией в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, неправомерно учтены расходы по договору с ЗАО Z, поскольку указанные расходы являются предварительными и относятся к будущим отчетным периодам, так как в 2007 году внедрение Автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организации не было завершено.

26 КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОВЕДЕННЫЕ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В нарушение п. 3 ст. 264 НК РФ организацией в состав расходов включены затраты на курсы повышения квалификации сотрудников, проведенные иностранной компанией X (Германия), не имеющей соответствующего статуса.

27 ОБОСНОВАННОСТЬ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ обособленное подразделение Предприятия при определении дохода, полученного от сдачи в аренду помещений, в ряде случаев применяло разную стоимость услуг за идентичные сдаваемые помещения. В этой связи, проверяющими произведено доначисление выручки от реализации указанных услуг исходя из цены услуг по договорам, являющейся наивысшей.

28 КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ Обществом в состав текущих расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль за 2007 год, неправомерно включена оплата работ, произведенных ООО Y, которые являются реконструкцией помещений в виде их перепланировки

29 КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В нарушение ст. 252 НК РФ Общество занизило налоговую базу по налогу на прибыль за 2006 год на сумму документально неподтвержденных и экономически необоснованных расходов в виде стоимости консультационных услуг, понесенных по договору с ООО V, ввиду непредставления экспертного заключения о качестве документации в Обществе, форм опросных листов, заполненных опросных листов сотрудников организации.

30 ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ НК РФ ИЗМЕНЕНИЕ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ ФЗ

31 Изменения в налоговом администрировании Статья 141 – введена обязанность вышестоящего налогового органа информировать налогоплательщика о принятом решении приостановить обжалуемый акт. Срок – 3 рабочих дня.

32 Изменения в порядке проведения налоговой проверки Статья 89 дополнена – в случае представления в период выездной проверки уточненной декларации, проверяется период, за которые представлена уточненная декларация. Можно предположить, исходя из формулировки, что трехлетний ограничительный срок в этом случае не действует.

33 Дополнительные возможности налогоплательщика при проверке Статья 93 – истребуемые документы могут быть переданы посредством телекоммуникационных каналов связи Статья 100 – новый пункт 3.1. – к акту должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений

34 Статья 101 – новое право налогоплательщика Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

35 Статья 101 Пункт 9, абзац первый В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

36 Статья 101 Пункт 13 – копии решений о принятии обеспечительных мер и об их отмене должны быть направлены налогоплательщику в течение 5 рабочих дней со дня их принятия. В аналогичный срок – извещение об аресте имущества – статья 77

37 Статья 69 – изменение срока уплаты налога по требованию Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Ранее – 10 календарных дней.

38 Спасибо за внимание!

39 Черник Ирина Дмитриевна старший партнер, кандидат юридических наук государственный советник Российской Федерации 2 класса, Член Комитета по профессиональным вопросам Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE) член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, консультант по налогам и сборам заместитель Генерального директора – Руководитель Правового департамента * 2165

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу - жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен - один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

ПРИМЕР

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков - ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков - УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

4 этап. Обращение в суд

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: