Изменение государственных расходов налогов и сальдо государственного бюджета

Обновлено: 04.05.2024

Цель темы – выявить место и роль государства как субъекта регулирования экономики, основные направления государственного регулирования экономики.

Основные понятия и категории

Экономические методы регулирования

Экономические функции государства

Административные методы регулирования

Вопросы для самоконтроля:

Каковы основные положения кейнсианской теории государственного регулирования экономики?

Что такое государственное регулирование экономики и каковы его цели?

Назовите основные экономические функции государства.

Назовите регуляторы прямого вмешательства государства.

Назовите экономические регуляторы при косвенном вмешательстве.

Тема 8. Налогово-бюджетная (фискальная) политика

Цель темы – изучить механизм фискальной политики, ее взаимосвязь с государственным бюджетом и государственным долгом.

Основные понятия и категории

Дискреционная фискальная политика

Активный дефицит бюджета

Пассивный дефицит бюджета

Первичный дефицит бюджета

Структурный дефицит бюджета

Эффект Оливера – Танзи

Циклический дефицит бюджета

Эмиссионное и долговое покрытие

Эффект чистого экспорта

Примеры решения задач

Предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике существует система 20%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в величине равновесного уровня выпуска приведут: увеличение госрасходов на 10 млн. ден. ед.; увеличение автономных налогов на 15 ден. ед.; снижение трансфертов на 10 млн. ден. ед.?

Изменения равновесного уровня выпуска определяются с помощью мультипликатора с учетом действия подоходного налогообложения:

- мультипликатор государственных расходов:


- мультипликатор автономных налогов:



Так как MPC = 1 – MPS = 1 – 0,25 = 0,75 и t = 0,2




Соответственно, влияние изменений государственных расходов, автономных налогов и трансфертов определится по формулам:

Y(G) = ∆G*mG = 10*2,5 = 25 млн. ден. ед.

Y(T) = ∆T*mT = 15*(-1,875) = -28,125 млн. ден. ед.

Y(F) = ∆F*mF = -10*1,875 = -18,75 млн. ден. ед.

Определите, на какую сумму нужно уменьшить налоги, чтобы увеличить ВВП на 100 ден. ед. при условии, когда предельная склонность к потреблению равна 0,8, а коэффициент налогов = 0,25.

Для определения влияния прироста налогов на прирост ВВП необходимо вычислить налоговый мультипликатор по формуле:


,

где t – налоговый коэффициент.

Отсюда необходимое изменение налогов находим по формуле:




, т.е. налоги необходимо снизить.

По данным таблицы определите, как и насколько изменится равновесный ВВП, если налоги возрастут на 3 млрд. ден. ед., а государственные расходы снизятся на 2 млрд. ден. ед.

Какой тип фискальной политики применяется?

MPC = ∆C/∆Y = (230 – 215)/(260 – 240) = 0,75 (для всех приростов)

mT = -МРС/(1 – МРС) = -0,75/(1 – 0,75) = -3

mG = 1/(1 – МРС) = 1/(1 – 0,75) = 4

Так как налоги и госрасходы изменяются одновременно, то:

В результате сдерживающей фискальной политики равновесный доход сократился на 17 млрд. ден. ед.

Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (Y – Т + F) (потребление);

I = 60 (инвестиции);

F = 10 (трансферты);

G = 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях стимулирования экономики:

• что происходит с кривой планируемых расходов?

• как изменится равновесный уровень дохода?

• какова величина мультипликатора госрасходов?

• как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G = 30):

• что происходит с кривой планируемых расходов?

• как изменится равновесный уровень дохода?

• какова величина мультипликатора налогов?

• как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

• что происходит с кривой планируемых расходов?

• как изменится равновесный уровень дохода?

• что происходит с эффектом мультипликатора?

• как изменится сальдо госбюджета?

А) Равновесный уровень дохода определим по формуле:


Б

) При увеличении государственных расходов до 40 кривая планируемых расходов сдвигается вверх, что означает рост равновесной величины выпуска в направлении полной занятости (согласно Кейнсианскому кресту):

Равновесный уровень дохода определится по формуле:

Y = 480 (увеличение)

Мультипликатор государственных расходов равен отношению прироста равновесного уровня дохода к приросту государственных расходов, его вызвавшему:

mG = (480 – 430) / (40 – 30) = 5

Сальдо Государственного бюджета определяется по формуле:

Исходная величина сальдо:

ВS1 = 40 – (30 + 10) = 0 (бюджет бездефицитный)

Новая величина сальдо:

ВS2 = 40 – (40 + 10) = -10 (дефицит)

Величина сальдо сократилась на 10 ед.

В) При увеличении налогов до 50 при прочих равных условиях кривая планируемых расходов сдвигается вниз на 8 ед. (с учетом действия налогового мультипликатора: mT = -10*0,8), что означает сокращение равновесной величины выпуска в направлении, обратном полной занятости (согласно Кейнсианскому кресту):


Равновесный уровень дохода определится по формуле:

Мультипликатор налогов равен отношению отрицательного прироста равновесного уровня дохода к приросту налогов, его вызвавшему:

mT = (390 – 430) / (50 – 40) = -4

Новая величина сальдо бюджета:

ВS3 = 50 – (30 + 10) = +10 (профицит)

Величина сальдо увеличилась на 10 ед.

Г) При одновременном увеличении государственных расходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов сдвигается незначительно вверх – на 2 ед., так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем налоговое сдерживание. Произойдет рост равновесной величины выпуска в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также на 10 ед. в направлении полной занятости:


Равновесный уровень дохода теперь определится по формуле:

Y = 440 (увеличение)

Эффекта мультипликатора не будет, так как одинаковое изменение государственных расходов и налогов приводит к аналогичному изменению равновесного уровня дохода. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен сумме мультипликаторов госрасходов и налогов: 5 + (-4) = 1.

Новая величина сальдо бюджета:

ВS4 = 50 – (40 + 10) = 0 (бюджет бездефицитный)

Величина сальдо не изменилась.

Государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4Y, функция трансфертов F = 0,2Y, уровень цен Р = 1. Государственный долг D = 1000 при ставке процента r = 0,1. Реальный объем производства равен 2000, потенциальный объем составляет 3000.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

Сальдо государственного бюджета (ВS) определяется по формуле:

BS = T – (G + F + N) = 0,4Y – (G + 0,2Y + R/P*D)

BS = 0,4*2000 – (500 + 0,2*2000 + 0,1/1*1000) = -200

Отрицательное сальдо бюджета означает его дефицит.

Структурный дефицит Государственного бюджета определяется по аналогичной формуле при условии полной занятости в экономике (т.е. при достижении потенциального объема производства):

BSстр = 0,4*3000 – (500 + 0,2*3000 + 0,1/1*1000) = 0

Циклический дефицит Государственного бюджета – это разность между фактическим и структурным дефицитом:

ВSцикл = -200 – 0 = -200

Следовательно, дефицит на 100 % образовался вследствие экономического спада.

Экономика описана следующими показателями:

- потребительские расходы (C) = 2300

- инвестиции (I) = 700

- государственные расходы (G) = 800

- государственные трансферты (F) = 100

- выплаты процентов по государственному долгу (N) = 110

- налоги (T) = 900.

Рассчитайте: а) частные сбережения; б) государственные сбережения; в) национальные сбережения.

Решение:

А) Частные сбережения рассчитываются по формуле:

Sp= (ВВП + F + N – T) – C

Если ВВП = 2300 + 700 + 800 = 3800,

то Sp = (3800 + 100 + 110 – 800) – 2300 = 1000

Б) Государственные сбережения равны:

Sg = 900 – 100 – 110 – 800 = -110

Отрицательное значение государственных сбережений означает наличие дефицита государственного бюджета.

В) Национальные сбережения – это сумма частных и государственных сбережений: 1000 + (-110) = 890.

Экономика страны описана данными: реальная ставка процента равна 6 %, темп роста ВВП равен 14 %, соотношение «долг/ВВП» составляет 50 %, первичный дефицит государственного бюджета составляет 10 % от ВВП. Рассчитайте, как будет изменяться соотношение «долг/ВВП».

Для расчета необходимо использовать зависимость:

∆(долг/ВВП) = Долг/ВВП*(реальная ставка процента – темп роста реального ВВП) – первичный бюджетный дефицит/ВВП

∆(долг/ВВП) = 0,5*(0,06 – 0,14) – (-0,1) = 0,06 или 6 %,

то есть соотношение «долг/ВВП» увеличится на 6 % из-за наличия первичного бюджетного дефицита.

Задачи для самостоятельного решения

Экономика страны характеризуется данными:

Фактический национальный доход – 4000 млрд. ден. ед.

Предельная склонность к потреблению (МРС) – 0,8

Национальный доход в условиях равновесия – 4200 млрд. ден. ед.

Как должны измениться правительственные расходы (при прочих равных условиях), чтобы экономика достигла равновесного состояния? Как должна измениться величина налоговых поступлений (при прочих равных условиях), чтобы экономика достигла равновесного состояния?

Предельная склонность к потреблению равна 0,8. Решить задачу в 3-х вариантах:

1. Если объем инвестиций сократится на 20 млрд. грн., на какую величину нужно изменить налоги, чтобы величина совокупного спроса в итоге не изменилась?

2. Если величину совокупного спроса необходимо увеличить на 150 млрд. грн., а объем инвестиций при этом возрастет на 20 млрд. грн., должно ли правительство изменять государственные расходы и на сколько, если уровень налогообложения не меняется?

3. Если величина инвестиций снизится на 8 млрд. грн., как должна измениться сумма налоговых поступлений при постоянных государственных расходах, чтобы в итоге совокупный спрос увеличился на 200 млрд. грн.?

Экономика находится в состоянии равновесия. Предельная склонность к сбережению равна 0,25. Как изменится равновесный выпуск, если государственные расходы увеличатся на 4 млрд. грн., а налоговые поступления сохранятся на прежнем уровне?

Экономика находится в состоянии равновесия, предельная склонность к сбережению равна 0,25. Как изменится равновесный выпуск, если правительство увеличит свои закупки на 4 млрд. ден. ед., не изменяя при этом налоговые поступления?

В текущем году экономика страны функционировала на уровне потенциального ВВП 2000 млрд. ден. ед. В следующем году ожидается падение ВВП до 1750 млрд. ден. ед. На сколько необходимо увеличить государственные расходы, чтобы не допустить спада национального производства, при предельной склонности к потреблению равной 0,75?

Величина чистого экспорта составляет -30. Налоговые поступления в бюджет равны 40. Потребление составляет 250, а объем выпуска равен 500. Общий объем национальных сбережений (как суммы сбережений остального мира, государственного и частного сектора) составляет 220. Рассчитайте сальдо государственного бюджета.

По данным таблицы определите, как и на сколько изменится равновесный ВВП, если налоги возросли на 8 млрд. ед., а госрасходы снизились на 10 млрд. ед.

Какой тип фискальной политики применяется?

Экономика находится в состоянии равновесия и характеризуется такими макроэкономическими параметрами:

С = 200 + 0,75(Y – T); I = 100 + 0,1Y; G = 180; t = 0,3; Хn = 5

Как нужно изменить величину налогов или государственных расходов в экономике для достижения полной занятости, если фактический уровень безработицы превышает естественный на 2 %?

Величина государственных расходов составляет 800 ден. ед; налоговые поступления в государственный бюджет равны 200 ден. ед; государственные трансферты равны 100 ден. ед; потребление составляет 2300 ден. ед; чистый экспорт равен -200 ден. ед; общий дефицит госбюджета равен 800 ден. ед. Какова в этом случае ве­личина бюджетных выплат по обслуживанию государ­ственного долга?

Экономика описана следующими данными: потребительские расходы С = 100 + 0,8Y; инвестиции I = 200; государственные расходы G = 800; налоговая ставка t = 0,2. Как изменится ВВП, если правительство примет решение сбалансировать государственный бюджет а) путем увеличения налоговой ставки; б) путем сокращения государственных расходов?

Естественный уровень безработицы равен 7 %, а факти­ческий составляет 10 %. Объем потенциального ВВП равен 3000. Предельная склонность к потреблению равна 0,9. Какую политику в отношении государственных расходов должно проводить правительство для достижения уровня полной занятости в экономике? Рассчитайте, как должна измениться величина государственных расходов.

Предельная склонность к потреблению равна 0,75; фак­тический объем выпуска составляет 2000 ден. ед. В целях стабилизации экономики правительство сокращает государственные закупки на 50 ден. ед и увеличивает налоги на 20 ден. ед. Рассчитайте величину потенциального ВВП и циклической безработицы в экономике.

Объем государственных закупок составляет 700 ден. ед.; налоговые поступления в бюджет Т = 0,4Y; государственные трансферты TR = 0,3Y; уровень цен Р = 1. Государственный долг равен 1500 ден. ед, а процентная ставка по нему r = 10 %. Фактический объем выпуска составляет 2500 ден. ед., а потенциальный ВВП равен 3000 ден. ед. Каков структурный и циклический дефицит государственного бюджета?

Модель экономики характеризуется данными:


; G = 600; I = 390; T = 400; Y = ВВП – Т; BS = T – G.

Рассчитайте: 1) равновесный ВВП; 2) величину и характер разрыва, если ВВП при полной занятости равен 15000; 3) изменение величины государственных расходов (при прочих равных условиях) для достижения уровня полной занятости; 4) величину бюджетного сальдо при равновесии и в условиях полной занятости (с учетом изменения государственных расходов).

Сальдо доходов бюджета — это макроэкономический показатель, который отражает дефицит или профицит государственного бюджета и рассчитывается как разница между доходами и расходами бюджета. Соответственно, если расходы бюджета превышают его доходы, то говорят о его дефиците. Если доходы бюджета, наоборот, превышают его расходы, то это говорит о бюджетном профиците.

Основными причинами бюджетного дефицита являются рост бюджетных расходов, снижение уровня госдоходов по причине экономического спада, неэффективная налоговая политика. Профицит бюджета, в свою очередь, возникает по причине жесткой экономической политики, проводимой государством, и приводит к недостаточности свободных средств в экономике страны.

Сальдо доходов бюджета является абсолютным показателем, данные по которому публикуются национальными статистическими органами, центральными банками, министерствами финансов, казначействами ежемесячно (например, в США, Австрии, Китае, России, Польше), ежеквартально (в Нидерландах, Норвегии, Японии, Литве, Гонконге) и с ежегодной периодичностью (например, в Швейцарии, Саудовской Аравии, Индонезии, Эсватини, Катаре). В большинстве стран мира данный индикатор считается и публикуется в национальной валюте (как, например, в Бразилии, Болгарии, Канаде).

Для того чтобы оценить и проанализировать дефицит/профицит бюджета государства и сравнить его с другими странами, используется такой показатель, как сальдо государственного бюджета к ВВП. Данный индикатор рассчитывается как процентное соотношение величины дефицита/профицита бюджета к величине валового внутреннего продукта. В большинстве стран сальдо госбюджета к ВВП считается и публикуется на ежегодной основе.

По состоянию на конец 2019 года наибольшие значения профицита бюджета к ВВП наблюдались в Норвегии, на Фарерских островах, на Каймановых островах, в Боснии и Герцеговине, Чаде). На графике ниже приведена динамика значений сальдо госбюджета к ВВП в данных странах начиная с 2015 года.

В качестве примеров сильных дефицитов бюджета к ВВП, по данным на конец 2020 года, можно привести Ливию, Мальдивы, Сейшельские острова, Ирак, Ливан. На графике ниже приведена динамика значений данного показателя в этих странах.

В представленных странах заметно увеличение дефицита в 2020 году, что вызвано мировым экономическим кризисом, на который большинство государств ответило увеличением расходов, в том время как снижение экономической активности привело к падению ВВП и доходов бюджета.

В ряде стран мира установлены максимально допустимые значения сальдо госбюджета к ВВП. Так, в Евросоюзе согласно Маастрихтскому договору, подписанному в 1992 году, дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП.

При планировании бюджета государство может устанавливать плановые значения дефицита бюджета к ВВП. Например, в России в 2021 году дефицит бюджета планируется на уровне 2,4% ВВП, в 2022 году — на уровне 1% ВВП, в 2023-м — 1,1% к ВВП.

Фискальная политика состоит в изменении налогов и государственных расходов с целью стабилизации производства, уровня занятости и цен, т.о. инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы (закупки).

Для осуществления государственных расходов государство формирует с помощью налоговых поступлений централизованный денежный фонд, называемый государственным бюджетом.

Таблица 12. Структура государственного бюджета

Доходы Расходы
Налоги (ТA) Государственные закупки (расходы) (G)
Государственные трансферты (TR)
Баланс Баланс

Баланс величины расходов и доходов государственного бюджета означает что бюджет сбалансирован. Однако бюджет не всегда является сбалансированным. При превышении доходов над расходами возникает бюджетный излишек. При превышении расходов над его доходами создается бюджетный дефицит.

Различают следующие виды бюджетного дефицита:

1) Пассивный дефицит – это дефицит бюджета, вызванный непосредственно автономным движением национального дохода (т.е. без государственного маневрирования государственными расходами и налогами);

2) Активный дефицит – это дефицит бюджета, вызываемый оперативным маневрированием ставками налогов и уровнем расходов;

3) Структурный дефицит – это дефицит, определяемый как разность между доходами и расходами при определенной фискальной политике и заданном уровне безработицы;

4) Циклический дефицит – это дефицит, определяемый как разность между фактически наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Когда экономическая система входит в период спада, а уровень безработицы увеличивается выше базового, реально наблюдаемый дефицит бюджета превышает уровень структурного дефицита, что происходит из-за роста трансфертных выплат и падения налогов.

Для анализа того, каким образом манипулирование государственными расходами и налогами позволяет реализовать стабилизационную функцию государства используют кейнсианскую макромодель, включив в нее государственный сектор.

Наличие государственного сектора влечет два важных изменения в данной модели. Во-первых, следует принять во внимание, что государственные закупки являются компонентой планируемых расходов: AЕ = C+I+G. Во-вторых, появляется различие между доходом и личным располагаемым доходом, поскольку государство собирает налоги и осуществляет трансфертные платежи. В результате располагаемый доход будет равен: YD = Y+TR-TA. Соответственно, потребление можно записать как функцию располагаемого дохода:

Предположим, что госзакупки и государственные трансфертные платежи задаются экзогенно и . В дальнейшем мы будем рассматривать два вида налогов: аккордные, то есть, фиксированные налоги, не зависящие от уровня дохода () и пропорциональные зависящие от дохода. Это налоги умноженные на ставку подоходного налога t (, где 0£t<1). Рассмотрим обобщенный случай, когда одновременно существую аккордные и пропорциональные налоги, то есть . Обозначив, сумму всех автономных планируемых расходов через , получим следующее выражение для функции совокупных планируемых расходов:

Влияние государственных закупок на совокупный спрос

Государство, осуществляя государственные закупки, воздействует на изменение совокупного спроса. Чем выше величина государственных закупок, тем больше увеличивается совокупный спрос, и, следовательно, растет национальный продукт.

Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного спроса на величину , в результате при прежнем уровне выпуска мы наблюдаем избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 79).

Изменения государственных расходов подвержены действию эффекта мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает насколько изменяется объем национального продукта при изменении величины государственных расходов. Формула изменения выпуска пропорционально мультипликатору государственных расходов имеет следующий вид.

Изменение объема государственных расходов приводит в движение процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении частных инвестиций.

Следует отметить, что при рассмотрении влияния государственных закупок на национальный доход в предыдущей формуле мы абстрагировались от существования пропорциональных налогов, допустив существование только аккордных налогов. Если же в анализе учесть одновременное существование аккордных и пропорциональных налогов, то мультипликатор налогов примет иной вид. Мультипликатор государственных расходов уменьшается в связи с уменьшение предельной склонности к потреблению на множитель (1 – t). В результате приращение выпуска национального продукта будет определятся следующей формулой: .

Влияние налогов на совокупный спрос.

Изменяя налоги, государство, оказывает воздействие на изменение совокупного спроса и национального продукта. С ростом налогов сокращаются потребительские расходы, совокупный спрос и объем выпуска.

Итак, наличие подоходного налога, приводит к уменьшению эффекта мультипликатора. Это связано с величиной косвенных эффектов. Действительно прямой эффект не зависит от налогов: увеличение автономных расходов на единицу ведет при неизменном доходе к такому же росту совокупных планируемых расходов и требует адекватного увеличения выпуска. Однако когда выпуск растет на единицу, то при наличии пропорциональных налогов это означает, что располагаемый доход увеличится лишь на (1-t), то есть, меньше, чем на единицу, а значит, и изменения в спросе и выпуске будут также меньше. Итак, тот факт, что часть дохода на каждом шаге уходит от потребителя к государству и не оказывает дальнейшего влияния на выпуск, приводит к снижению величины мультипликатора.

Влияние на равновесие увеличения государственных трансфертных платежей.

Увеличение трансфертов на единицу влечет увеличение автономных расходов лишь на величину предельной склонности к потреблению mpc, которая меньше единицы. Это объясняется тем, что трансферты влияют на планируемые расходы не непосредственно, как государственные закупки, а опосредованно через потребление. Количественная оценка изменения объема выпуска при изменении трансфертных платежей выражается формулой .

Пропорциональные налоги выполняют роль автоматического стабилизатора экономики. Под автоматическим стабилизатором понимается механизм, который ослабляет реакцию выпуска на изменения в автономных расходах. При наличии подоходного налога, уменьшается величина мультипликатора автономных расходов, и потому, следует ожидать меньшего роста/падения выпуска в ответ на такое же увеличение/падение автономных расходов.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика может использоваться для стабилизации экономики. В частности, когда наблюдается спад производства, то следует уменьшать ставку подоходного налога или увеличивать государственные расходы, причем эффект от увеличения государственных закупок будет выше, чем при таком же увеличении государственных трансфертов. В случае, когда, напротив, наблюдается “перегрев” экономики (экономика на подъеме), то, повышая налоги или сокращая государственные расходы, можно вернуть экономику в состояние полной занятости.

Существует три основных типа фискальной политики:

1) политика неравновесного бюджета (бюджетного дефицита и профицита);

2) политика равновесного бюджета;

3) политика встроенных стабилизаторов.

Первый и второй типы фискальной политики относятся к дискреционной фискальной политике, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

В зависимости от направления воздействия на совокупный спрос различают:

1) стимулирующую фискальную политику – она применяется в период спада в целях повышения занятости. Стимулирующая фискальная политика приводит к бюджетному дефициту.

2) сдерживающую фискальную политику, которая реализуется в период подъема с целью ограничения роста совокупного спроса и уровня инфляции. Сдерживающая фискальная политика приводит к бюджетному излишку.

Политика неравновесного бюджета

Данная политика предполагает варьирование:

1) государственными расходами при постоянстве уровня налогообложения;

2) изменение налогов при постоянстве государственных расходов;

3) разнонаправленное изменение налогов и государственных расходов.

Результаты применение этих вариантов политики в случае, когда целью государства является снижение безработицы представлены в таблице.

Таблица.13. Результаты фискальных мероприятий на экономику

Варьирование инструментами Состояние сальдо бюджета Изменение совокупного спроса Изменение национального продукта и занятости
Увеличение государственных расходов Дефицит Растет Увеличивается
Снижение налогов Дефицит Растет Увеличивается
Снижение налогов и увеличение государственных расходов Дефицит Растет Увеличивается

Из таблицы видно, что, и увеличение государственных закупок, и снижение налогов ведет к дефициту государственного бюджета. Таким образом, стимулирующая фискальная политика или, как ее называют фискальная экспансия, негативно влияет на состояние бюджета. И, наоборот, фискальная политика, направленная на снижение выпуска (жесткая фискальная политика) ведет к росту профицита бюджета.

Величина изменения налогов или государственных расходов фиксирует сумму, необходимую для ликвидации дефляционного или инфляционного разрыва.

Политика равновесного бюджета

Политика равновесного бюджета предполагает одновременное изменение как государственных расходов, так и государственных доходов. Применение данной политики оказывает воздействие на изменение уровня национального дохода в связи с тем, что эффект роста государственных расходов превышает эффект действия налогообложения. Это обусловлено разной величиной мультипликаторов государственных расходов и налогов. Результаты от проведения данной политики, если целью государства является снижение безработицы представлены в таблице.

Таблица.14. Результаты фискальных мероприятий на экономику

Однонаправленное и одновременное изменение государственных расходов и налогов Состояние сальдо бюджета Изменение совокупного спроса Изменение национального продукта и занятости
Увеличение государственных расходов Доходы равны расходам, сальдо равно нулю Растет Увеличивается
Увеличение налогов Сокращается Снижается
Общее изменение спроса и выпуска Растет Увеличивается

Данная политика отражает стремление правительства проводить нейтральную фискальную политику по отношению к состоянию бюджета. Это значит, что увеличение государственных закупок должно финансироваться за счет роста налоговых поступлений. Но при этом, известно, что рост государственных закупок приводит к увеличению равновесного выпуска, а снижение налогов – к уменьшению равновесного дохода. Увеличение государственных закупок на единицу ведет к такому же увеличению совокупных планируемых расходов, а снижение налогов на единицу приведет к сокращению планируемых расходов лишь на mpс, поскольку налоги влияют на планируемые расходы опосредованно через потребление. Таким образом, величина совокупных планируемых расходов при каждом уровне дохода увеличится на величину, равную mp, поскольку .

В результате кривая совокупных планируемых расходов сдвинется вверх и равновесный выпуск увеличится. Рост налогов и государственных расходов на одинаковую величину вызывает рост национального дохода, равный изменению уровня бюджета на туже самую величину, т.е. .

Отсюда, можно определить мультипликатор сбалансированного бюджета. Общая величина прироста выпуска будет определятся как сумма двух ниже представленных выражений:

Итак, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, то есть рост государственных закупок на единицу (при одновременном повышении налогов) ведет к увеличению равновесного выпуска ровно на такую же величину.

Политика встроенных стабилизаторов

Данная политика рассматривает налоги и расходы как автоматически действующие механизмы, способные компенсировать колебания национального дохода: смягчать падение и тормозить бум.

Политика встроенных стабилизаторов реализуется без дискретного вмешательства государства. Автоматизм достигается за счет самого факта существования налогов и трансфертов. Основными автоматическими стабилизаторами являются налоги и пособия по безработице.

Постоянство налоговых ставок ведет в периоды подъема к росту налоговых поступлений, что способствует снижению стимула к росту производства и сдерживает черезмерный спрос. В период спадов постоянство налоговых ставок ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет и снижению налоговых изъятий у частных лиц, что приводит к созданию нового спроса.

Применение прогрессивной ставки налога усиливает регулирующие возможности подоходного налога, т.к. темпы изменения налоговых изъятий опережают темпы изменения национального дохода.

Применение данной фискальной политики позволяет оперативно воздействовать на колебания национального дохода, без проблем коллективного согласования выбора времени и объема воздействия на совокупный спрос. Но в тоже время, эта политика не в состоянии вызвать действительный, кардинальный подъем национального производства и занятости.

Выше было сказано, что бюджет страны на 80% состоит из налоговых отчислений, которые перераспределяются с учетом государственных нужд страны. Поэтому в настоящие время употребляется понятие «фискальная политика». Данная политика связана с мероприятиями по формированию госбюджета и его использования. Нередко употребляется понятие «бюджетно-налоговая (фискальная) политика»

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесие платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Государство может использовать стимулирующею бюджетно-налоговую политику (фискальная экспансия), для преодоления циклического спада (в краткосрочной перспективе), где предполагается увеличение государственных расходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер.

А также может использовать сдерживающую бюджетно-налоговую политику (фискальная рестрикция), которая ограничивает циклический подъём экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе России.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика — автоматическое изменение назван­ных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискре­ционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (умень­шение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величи­ной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правитель­ством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокуп­ного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созда­нию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъе­ма целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутрен­ними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в пар­ламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и изли­шек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Результаты дискреционной политики можно увидеть также, если учитывать влияние мультипликатора сбалансированности бюджета. Он рассчитывается по формуле:

Дискреционная политика характеризуется сознательным манипулированием налогами и госрасходами с целью изменения размеров макроэкономических показателей.

Бурный рост интернационализации хозяйственной жизни сопровождается ускоренным развитием международного кредита. Государства все более активно используют для мобилизации необходимых им финансовых ресурсов источники свободных денежных средств, находящихся за пределами их национальных границ. В результате этого возникает внешний долг, который существенно отличается от внутреннего.

Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных её правительством.

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Быстрый рост международного кредита является неизбежным результатом интернационализации хозяйственной жизни, межстрановой миграцией капиталов, углубление экономической взаимозависимости стран и регионов. Международный кредит даёт возможность существенно расширить возможности привлечения финансовых ресурсов как для удовлетворения потребностей частного сектора, так и покрытия дефицитов государственного бюджета. Вместе с тем рост внешней задолженности создаёт и весьма ощутимые проблемы. Главной из них является усиливающиеся зависимость экономики как стран-кредиторов, так и дебиторов от внешних факторов, не поддающихся контролю национальными средствами.

Что нужно знать о бюджете на 2021 год. Разбираемся в цифрах

Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2021 год и плановые 2022–2023 годы. В его основу лег базовый вариант прогноза социально-экономического развития страны на этот период. Он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения связанных с коронавирусом ограничений. Российская же экономика, согласно прогнозу, в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%.

Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.

Как формируется федеральный бюджет?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2021 год?

2021 год должен стать своего рода переходным — доходы еще не вернутся к докризисным уровням, а расходы будут выше запланированных ранее. В результате чего российское правительство закономерно подготовило дефицитный бюджет. По словам министра финансов Антона Силуанова, таким он и останется по крайней мере до 2024 года.

Так, в следующем году доходы составят 18,8 трлн рублей, расходы — 21,5 трлн рублей, а дефицит соответственно — 2,7 трлн рублей. При этом в процентном отношении к объему ВВП траты сократятся — с 21,1% ВВП в текущем году до 18,6% ВВП в 2021 году, когда он составит 115,5 трлн рублей.

Для сравнения, по предварительной оценке, в 2020 году доходы бюджета оказались на уровне 17,8 трлн рублей, расходы — 22,5 трлн рублей, а дефицит — примерно 4,7 трлн рублей.

Чтобы мобилизовать доходы, власти пошли на такие меры, как повышение налоговой нагрузки на бизнес и состоятельных граждан. Это и повышение ставки НДФЛ в некоторых случаях до 15%, и введение подоходного налога на проценты по вкладам, повышение акцизов на табак, изменение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли, пересмотр ряда нефтяных льгот и т.п.

Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.

Что означает дефицит бюджета? Это плохо?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.

И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.

Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

Что тогда будет с государственным долгом?

Государственные заимствования станут основным источником финансирования бюджетного дефицита, что позволит сохранить социальную направленность документа и ориентир на поступательный рост, рассчитывают власти. В результате общий госдолг вырастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,4% ВВП, или приблизительно 28,5 трлн рублей, по итогам 2023 года. При этом основной рост пришелся все же на 2020 год.

Тем не менее размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, отмечал недавно Антон Силуанов. Подробнее о госдолге России можно почитать здесь.

Какой будет инфляция?

Правительство ожидает, что цены в 2021 году вырастут в среднем на 3,7%. Это все еще ниже 4%, которые остаются главной целью ЦБ.

Регулятор регулярно корректирует прогноз по инфляции: по последним оценкам в условиях проводимой денежно-кредитной политики ее годовой показатель, вероятно, составит 3,9–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году и только в 2022 году вернется к целевым 4%.

А что ждать от курса рубля?

По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в "реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта", говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.

Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?

Нефтегазовые доходы составят 6 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,8 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 31,9%. При этом, несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП ненефтегазовые ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11%, а нефтегазовые вырастут — с 4,8% в 2020 году до 5,6% в 2023 году.

Также сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,5 трлн рублей, а импортного — 3,1 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,2 трлн рублей, внутренние акцизы — 951 млрд рублей, импортные — 105 млрд. На НДФЛ придется 60 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 701 млрд рублей.

Закон предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $45,3 за баррель в 2021 году и $46,6–47,5 в 2022–2023 годах. При этом сам документ сверстан исходя из заложенной по бюджетному правилу стоимости Urals $43,3 в 2021 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2019 году российская нефть стоила в среднем $63,8 за баррель, а в 2020 году — только $41,8, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.

На что государство потратит деньги?

Именно в разделе "Социальная политика" в следующем году планируется потратить больше всего — примерно 5,6 трлн рублей, или 26% от общего объема бюджетных трат. При этом социальные расходы вырастут на 4,5% по сравнению с докризисным планом на 2021 год и на 10% в 2022 году.

На втором месте — экономика с расходами 3,3 трлн рублей в 2021 году. На третьем — национальная оборона: 3,1 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,4 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,1 трлн рублей.

А вот финансирование нацпроектов снизится примерно на 9% — с планировавшихся ранее 2,4 трлн рублей до 2,2 трлн рублей в 2021 году.

Подробнее о финансировании отдельных госпрограмм можно прочитать в другом нашем материале.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: