Вид судебного доказательства божий суд

Обновлено: 27.03.2024

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.

Божий суд: испытание огнём и железом

До наших времен дошли некоторые письменные источники о том, как это происходило полторы тысячи лет назад. Так вот, во времена раннего Средневековья Божий суд ставил своей главной задачей выявление виновных.

Суд Божий, или ордалии (от латинского слова ordalium – приговор, суд), в Средневековье допускался только тогда, когда все остальные поиски истины были исчерпаны. Формы проведения этого суда были различными: на практике применялись жребий, присяга и так далее. Но нас сейчас интересуют ордалии в узком смысле и судебный поединок. В узком смысле это было жестоко, предусматривались испытания огнём, водой и железом.

Пьер Бартелеми участвует в ордалии. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. 1460 год

Пьер Бартелеми участвует в ордалии. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. 1460 год

Испытуемые должны были сделать что-нибудь такое, что в нормальной жизни будет для них гибельно. Вот здесь и должны были включиться высшие силы, чтобы сделать эти горести безвредными для невиновного. Испытание огнём состояло в держании руки в огне, в переходе через горящий костёр (одежда для пущего эффекта ещё и пропитывалась воском) или в держании голыми руками раскалённого металла.

Испытания водой также не отличались гуманностью. Здесь следовало из кипящей воды достать кольцо. Обвиняемый оправдывался только в том случае, если извлекал его без вреда для себя, что вообще-то невозможно. А при испытании холодной водой обвиняемого бросали в воду, и если он умел плавать и оставался на поверхности, то считался виновным, если же шёл на дно, то считался невиновным. Дополнительно испытуемого обвязывали веревкой, и если он не проходил испытания, то справедливость должна была настигнуть его на берегу.

Как узнать ведьму?

В Европе также практиковалось испытание крестом. Истец и ответчик ставились у креста с поднятыми руками, и тот, кто первым опускал руки и падал, считался виновным.

Испытание водой. Миниатюра из швейцарской хроники «Luzerner Schilling». XVI век

Испытание водой. Миниатюра из швейцарской хроники «Luzerner Schilling». XVI век

А вот ещё одно распространённое проявление суда Божьего. В народе ходило поверье, что если к убитому подвести убийцу или дать к нему прикоснуться, то из ран выступит кровь. Дактилоскопия, группа крови и другие привычные нам современные криминалистические тонкости просто отдыхают. Правда, эти методики были распространены только при выявлении вины несвободных людей, за которых не хотели присягать их господа. Свободным людям было чуть полегче, им предоставлялось право судебного поединка или присяги. Особенно «эффективен» оказался суд Божий, когда стали устраивать процессы против ведьм. Вот на этих бедных созданиях организаторы таких судов проявляли себя в полную силу.

Со временем в Англии суд Божий заменили судом присяжных, но святая инквизиция ещё долго не могла от него отказаться. Суд Божий начал выходить из употребления только к середине XII века. Но если вы думаете, что с уходом Божьего суда испытуемым стало легче, вы неправы. На смену испытаниям огнём и водой пришли пытки, где огонь и вода применялись тоже.

Вывести на чистую воду

Поиск справедливости в урегулировании межличностных отношений был свойственен и нашим предкам. «Русская Правда» также упоминает об испытаниях водой и раскалённым железом. Истец мог требовать, чтобы ответчик оправдался испытанием с применением железа. Но «Русская Правда» всё же ограничивает использование такой формы. Она поясняет, что к нему прибегают в случаях серьёзных преступлений, таких как убийство или кража значительных вещей, и лишь в том случае, если обвиняемый не смог обзавестись свидетелями и обеспечить себе алиби. Но был и еще очень важный пункт: испытание железом можно было провести только в случае если испытуемый не будет возражать.

Испытания огнем, Дирк Баутс, XV век

Испытания огнем, Дирк Баутс, XV век

А вот в одной новгородской берестяной грамоте должник сам обвинил своего кредитора в обмане, в том, что он мошенничает с процентами, и предложил выяснить свою правоту испытанием водой. Здесь мне хочется заступиться за наших предков, ведь они эти испытания проводили со страховкой. Испытуемых старались вытащить из воды, когда они начинали тонуть и тем самым подтверждали свою невиновность. Отсюда и выражение о том, что кого-то можно вывести на чистую воду. Также на Руси практиковался и поединок, наши предки называли его полем. И здесь всё было обставлено с гарантией одинаковых условий для испытуемых.

Стоит также заметить, что ордалии на Руси не были так популярны и разнообразны как в Европе. У нас, например, не было испытания кипящей водой.

И всё-таки жестокие средневековые обычаи были не вечны, ордалии медленно покидали Европу и Русь. Всё закончилось созданием современных судебных систем, где у обвиняемых прав куда больше.

«Божий суд» в разных формах – типичный для периода средневековья вид судебного доказательства. Однако формы выяснения воли высших сил в разных регионах могли существенно отличаться. Поэтому историк на сегодняшний момент может только утверждать, что в средневековой Руси такой метод доказательства вины или невиновности, как испытание железом, существовал. Описать же подробности проведения процедуры для княжеского периода не получится.

Упоминания об испытании железом в «Русской Правде»

«Русская Правда» предлагает несколько способов доказательства вины предполагаемого преступника:

  • наличие вещественных доказательств или внешних признаков (например, обнаружение у подозреваемого похищенного имущества);
  • свод, или показания свидетелей;
  • присяга (рота) участников процесса;
  • разные формы божьего суда.

Свод законов определяет и порядок и правила использования этих доказательств (например, одной роты было достаточно только при рассмотрении дел о нетяжких преступлениях). Свидетелей обычно вызывали, если не было вещественных доказательств по делу. Если же не было и их, тогда предлагалось прибегать к божьему суду.

Чтение народу положений

«Русская Правда» предлагает два его варианта (характерно, что «поле», то есть судебный поединок, в ней не упоминается): испытание железом или водой. В «Пространной Правде» четко указывается (ст. 22), что такого рода проверки могут проводиться принудительно. В случае тяжкого преступления (убийства или иска на сумму более полугривны в золоте) применялось испытание железом. При исках на менее значительные суммы полагалось испытание водой, а при совсем незначительных – судебная клятва.

Однако в ст. 86 той же Пространной редакции упоминается уплата пошлины при проведении испытания железом. Из этого утверждения можно сделать вывод, что иногда такие проверки могли проводиться добровольно. Люди средневековья верили в реальность возможностей божьего суда; выдержавший испытание сразу полагался полностью оправданным, так что удивляться возможным добровольным согласиям подвергнуться такой проверке не приходится.

Нерешенные вопросы истории божьего суда на Руси

Однако названными моментами все сведения об испытании железом, содержащиеся в «Русской Правде», и ограничиваются. Методика проведения проверки там не описана. Вероятно, законодатель внес в документ древний правовой обычай и не стал уточнять подробности именно потому, что имел основания полагать: всем на Руси известно, как подобные испытания проводятся. Поэтому целью их упоминания в документе было только придания обычаю официального статуса.

Метод проведения испытания железом в Западной Европе

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» описывает процедуру испытания железом. Однако нашел он это описание явно не в «Русской Правде»; возможно, историк воспользовался даже аналогиями. Последнее тем более возможно, что Карамзин описывает два варианта проведения процедуры: подержать в руке кусок раскаленного железа и вытащить кольцо из кипятка. Эти способы известны из многих источников, но использовались они в разных регионах.

Естественно, русский вариант испытания должен был походить на описанные Карамзиным примеры – просто потому, что выбор тут не слишком велик. Однако действительно достоверно указать, как проводилось испытание железом в княжеской Руси по содержанию «Русской Правды» невозможно.

Сложно понять и то, как определялось, прошел подозреваемый испытание или нет. Карамзин указывает, что невиновным считался тот, у кого перевязанная сразу после проверки рука за 3 дня полностью заживет (не останется и «знака на коже»). Однако нетрудно понять, что ожог от раскаленного железа с большой вероятностью не исчезнет вообще никогда; тем более не произойдет этого за столь краткий промежуток времени. Тогда оправданных таким способом быть не должно, но при этом условии правовой обычай не продержался бы так долго.

Другой возможный способ проведения испытания железом (Англия)

Вероятно, все объясняется либо техникой испытания (к примеру, если раскаленное железо не держать в руке, а лишь прикоснуться к нему, ожог будет совсем незначительный и может зажить за 3 дня), либо нюансами оценки. Тогда судьям должны были быть издавна известны особые характеристики состояния ожога, по которым следовало делать выводы. Древность правового обычая делает это возможным. К примеру, в Западной Европе невиновным могли признать того, у кого ожог через 3 дня покажет признаки заживления; если же он воспалится – испытуемый виновен. Но исторически достоверной информации по этим вопросам в настоящее время нет.

Таким образом, «Русская Правда» сообщает четко одно: суд божий железом в русской средневековой судебной практике применялся. Однако метод его проведения и способы вынесения решений по результатам до сих пор достоверно не известны.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: