Информационные системы мировых судов это

Обновлено: 07.05.2024

Информатизация нормотворческого процесса в Думе включает следующие этапы:

· информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним приложениями;

· автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий;

· информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;

· распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;

· информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое;

· электронно-техническое и технологическое обеспечение пленарных заседаний и голосования;

· подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации.

Для обеспечения работы ГД служат информационные системы:

· Для лингвистической работы с текстами законопроектов служат различные тезаурусы (вспомогательные лингвистические системы), различные словари терминов и определений, алфавитные указатели к важнейшим законам и др.

· С целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий применяется компютерный мониторинг;

· Электронная система информационного обеспечения заседаний Государственной Думы служит для:

а) регистрации депутатов Государственной Думы;

б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;

в) подсчета голосов и определения результатов голосования.

· Автоматизированную обработку всех документов Госдумы обеспечивает электронная система документооборота (система управления электронным документооборотом), которая представляет собой совокупность программных устройств, с помощью которых организована процедура оборота документов в электронном виде.

Министерство юстиции РФ играет ведущую роль не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных «Правотворчество». Автоматизированная информационная подсистема «Правотворчество» представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России.

Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных «Фонд», «Эталон», фонд правовых актов на бумажных носителях. Особенностью баз данных правовой информации «Фонд» и «Эталон» является качественная обработка правовых актов, возможность внесения изменений в правовые акты в соответствии с текущей правотворческой деятельностью, оперативное предоставление пользователям по телекоммуникационным каналам как актуальной редакции текста правового акта, так и нужной пользователю версии на любую дату. Все эти особенности имеют весьма существенное значение для повышения оперативности и качества информационно-правового обеспечения законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В системе правовой информации Министерства юстиции РФ особое место принадлежит информационным ресурсам судебной практики и правовой статистики, данные, которых во многом отражают результативность функционирования всей правоохранительной системы и позволяют законодателю работать с оперативной информацией и вести информационно-аналитические исследования состояния правопорядка с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое регулирование либо оценить эффективность существующего правового регулирования в данной области.

В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США.

Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.

Еще одним важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ в области информационно-правового обеспечения субъектов правовой системы являются налаживание международного информационного обмена и участие информационного ресурса Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из таких систем является информационно-правовое пространство Содружества Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ.

Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.

Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов. Основными объектами АС СД являются:

· центральный аппарат Судебного Департамента;

· территориальные управления (отделы) Судебного департамента;

· верховные суды республик, краевые и областные суды;

· суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

В соответствии с Концепцией информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:

1. Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - «Управление»).Подсистема включает в свой состав программно-информационный комплекс «Корпоративный справочник Судебного департамента», обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам руководства судов и органов Судебного департамента.

2. Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - «Организационное обеспечение»).В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживается в актуальном состоянии справочная информация о пользователях корпоративной сети Судебного департамента, такая, как наименование судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, e-mail, факс суда или органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация.

3. Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - «Финансы»).

Подсистема включает в свой состав:

· средства программного и информационного обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, средства обработки оборотных балансов и формирования сводной отчетности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента;

· комплекс программ и баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций;

· комплекс средств, обеспечивающих решение задач финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

4.Подсистема автоматизированного решения задач материально-технического (ресурсного) обеспечения деятельности судов. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах Судебного департамента (шифр подсистемы - «Ресурсы»).

5. Подсистема информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента. Подсистема должна обеспечить доступ к системам правовой информации, а также ведение баз данных по судебной практике (шифр подсистемы - «Право»).

6. Подсистема судебной статистики (шифр подсистемы - «Статистика»).

7. Подсистема автоматизированного делопроизводства и документооборота органов Судебного департамента (шифр подсистемы - «Делопроизводство-СД»).

8. Подсистема автоматизированного решения задач управления кадрами (шифр подсистемы - «Кадры»).В подсистеме реализуются задачи кадрового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента, задачи социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей, а также государственных служащих. Создаются, а также обновляются базы данных «Штатное расписание», «Кадры», «Социальное страхование».

9. Подсистема автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов судебного департамента (шифр подсистемы - «Строительство»).

10. Подсистема дистанционного обучения работников судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - «Обучение»).

12. Подсистема взаимодействия с органами государственной власти и доступа к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС), создаваемой в интересах органов государственной власти (шифр подсистемы - «Взаимодействие ИТКС»).

13. Подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества (шифр подсистемы - «Сотрудничество»).

14. Технологическая подсистема «Ведомственная информационная сеть (ВИС) на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)».

15. Подсистема технологического и методического обеспечения работы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - «Техпомощь»);

16. Подсистема ведения программно-информационных и телекоммуникационных стандартов Судебного департамента (шифр подсистемы - «Стандарт СД»).

17. Подсистема отображения картографической информации и формирования отчетных документов для анализа деятельности судов с использованием средств географической информационной системы - ГИС (шифр подсистемы - «ГИС СД»). Подсистема включает в себя программное обеспечение ГИС с интерфейсом, ориентированным на использование в деятельности СД, набор электронных карт, а также комплект технических средств, необходимый для выпуска графических документов (территориально-распределенные статистические данные, административно-территориальные границы для районных судов и участков мировых судей).

Если в федеральных судах процесс информатизации судебной деятельности активно идет более десяти лет, накоплен определенный опыт его системной организации, то внедрение информационных технологий в деятельность мировых судей, в силу объективных причин, в каждом субъекте Российской Федерации идет разрозненно.

В связи с недостаточным финансированием на начальном этапе становления мировой юстиции оснащенность современной компьютерной техникой была ничтожной, не было локальных вычислительных сетей, не было доступа к справочным правовым системам и сети Интернет.

В последующие годы объем бюджетных ассигнований значительно увеличился, появилась возможность не только приобретать компьютеры и оргтехнику, но и планировать пути ее эффективного использования в процессе судебной деятельности, прежде всего, в целях снижения трудоемких затрат по подготовке документов процессуального характера и судебного делопроизводства.

Во многих субъектах Российской Федерации появились планы (программы) информатизации деятельности мировых судей.

В основу этих планов закладывался принцип поэтапного выполнения следующих мероприятий:

во-первых, формирование современной технической базы;

во-вторых, обеспечение мировых судей электронными справочно-правовыми системами;

в-третьих, объединение техники в локальные вычислительные сети, подключение к сети Интернет;

в-четвертых, внедрение программного обеспечения автоматизированного судебного делопроизводства и судебной статистики;

в-пятых, подключение к ГАС «Правосудие».

В целях повышения эффективности деятельности мировых судей и работников аппарата принимаются решения о создании в судебных участках автоматизированных рабочих мест и внедрении системы электронного документооборота.

Сегодня мировыми судьями активно используется автоматизированная система судебного делопроизводства «Астрея», разработанная ООО «Агора-Софт». Интерфейс пользователя и форматы представления данных системы полностью соответствуют техническим требованиям, установленным ГАС «Правосудие».

Программный комплекс «Астрея» включает полный набор действий со стороны судьи и его аппарата при непосредственном использовании современных компьютерных технологий по контролю и управлению движением дела, начиная с момента его регистрации и до завершения производства. С помощью предусмотренных шаблонов можно оперативно создавать необходимую документацию и судебные акты, формировать статистические отчеты.

Кроме автоматизированной системы «Астрея» мировыми судьями используется программный комплекс «Мировые судьи» (разработчик ЗАО «КРОК инкорпорейтед»).

Программный комплекс «Мировые судьи» - комплексная информационная система судебного делопроизводства по гражданским, уголовным и делам об административных правонарушениях, предназначенная для автоматизации деятельности судебных участков мировых судей. Программный комплекс «Мировые судьи» позволяет автоматизировать полный цикл судебного документооборота мирового судьи от поступления дела и его рассмотрения до списания дела в архив и его последующего уничтожения.

Основными задачами, решаемыми Программным комплексом «Мировые судьи» являются:

1.Документирование процессов судебного делопроизводства в соответствии с законодательными актами и инструкциями по делопроизводству в судах общей юрисдикции;

2.Создание унифицированного банка данных по делам и судебным решениям, а также ведение электронного архива судебных решений;

3.Оперативное предоставление полной и достоверной информации о нагрузке мирового судьи и его аппарата, качестве их работы, а также по движению дел при помощи удобных и легких в использовании средств;

4.Создание информационно-технической основы для обеспечения граждан своевременной и достоверной информацией о ходе и результатах судебного разбирательства по делам;

5.Автоматическое формирование статистической отчетности как за утвержденные, так и за произвольные временные интервалы;

6.Создание и ведение электронного архива дел и материалов и обеспечение его сохранности.

Использование принципиально новых информационных технологий показало не только достоинства и преимущества, но и выявило проблему недостаточного нормативно-методического и кадрового обеспечения, которая сегодня может успешно решаться юридическими ВУЗами.

Вопросы для контроля:

1. Основные концептуальные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности

Тема 6. Информатизация судебной деятельности.

Задачи и функции информатизации судебной деятельности.

Особенности информационных систем Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Современные условия информационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

Одним из главных направлений реформы судебной деятельности, начавшейся в 1991 году, является укрепление ее материально-технической базы и, в частности, повышение эффективности информационного обеспечения судей: компьютеризация их рабочих мест, создание современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа информации, использование и распространения, а также расширение возможностей внедрения информационных технологий.

Под информатизацией судебной деятельности следует понимать совокупность процессов проектирования, создания, внедрения и эксплуатации информационных систем (правовых ресурсов, средств и способов их формирования, обработки и использовании) в целях повышения эффективности и качества правосудия, а также реализации прав граждан.

В последнее время, начиная с середины 90-х годов прошлого века, было положено начало внедрения информационных систем в судебную деятельность. До этого времени компьютеры использовались только фрагментарно и преимущественно только в высшем эшелоне судебных органов.

На первом этапе развития информатизации судебной деятельности отмечается создание и совершенствование полноценной информационной системы со всеми ее признаками: формированием информационных ресурсов; оснащение современной вычислительной техникой и внедрением информационных технологий.

Справедливости ради следует отметить, что особенности судебной деятельности, связанной с рассмотрением юридических споров, объективно не способствуют массовому внедрению информационных компьютерных технологий по сбору, обработке и анализу судебных доказательств. Традиционные формы оборота судебной информации, которая может быть положена в основу судебных правоприменительных решений, весьма догматичны и судьи с большим трудом воспринимают новизну высокотехнологичных форм сбора доказательств и их правовой оценки.

Одним словом, информатизация судебной деятельности имеет свою специфику. Но, тем не менее, за последние годы проделана большая работа по компьютеризации рабочих мест судебных работников, формированию и использованию ими больших массивов правовой информации.

Достаточно сказать, что информатизация охватывает большое число работников судебной сферы. Только в судах общей юрисдикции число пользователей правовой информации превышает 58 000 человек. К этой категории относятся судьи, работники аппаратов, а также государственные служащие системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Кроме того, следует заметить, что судебные органы сами являются производителями правовой информации. Мы уже отмечали, что судебные акты являются официальной ненормативной правовой информацией в силу ее правоприменительной природы. Масштабы «производства» судебной правовой информации впечатляют – сегодня в судебной системе общей юрисдикции насчитывается свыше 23 000 судей федеральных судов и мировых судей. Ежегодный прирост судебных информационных ресурсов обусловлен миллионами юридических дел, рассматриваемых в судах.[7]

В крупных городах страны отмечается очень высокая нагрузка на одно судью. Например, в Санкт-Петербурге в 23 федеральных районных судах, в которых в 2001 году работающими 299 судьями было рассмотрено 37 519 уголовных дел, 97 701 гражданских дел и 17 911 административных дел. Средняя нагрузка на одного судью в месяц, таким образом, составила 43 дела, из них уголовных – около 12 дел и гражданских – свыше 31 дела. Это намного превышает среднюю нагрузку по стране.[8]

Эти факты свидетельствуют о масштабности и необходимости информатизации судебной деятельности.

В настоящее время, несмотря на то, что судьи оснащаются современной компьютерной техникой, все же информационное обеспечение их деятельности находится не на высоком уровне.

Прежде всего, это сказывается на неудовлетворительном обеспечении их правовой информацией в электронном автоматизированном виде: справочным правовым системам и выносимым судебных решениям по аналогичным рассматриваемым делам.

Негативным условием судебной деятельности является и затруднения в доступе к решениям со стороны субъектов рассматриваемых споров, то есть, лиц, участвующих в деле. Это противоречит не только Конституции РФ, но и международной практике правосудия.

Третьим важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения является несовершенство документооборота, использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты. Это значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения юридических дел.

Одним словом, состояние информатизации судебной деятельности находится на самом начале своего развития.

Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 года.

Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются:

-формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях;

-организация внутреннего и внешнего электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использование документов судопроизводства);

-внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе;

-автоматизированных сбор и обработка судебной статистики

-контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ).

Единое информационное пространство судебной деятельности формируется на основе Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», утвержденной Советом судей России в апреле 2002 года.

Сверхзадачей системы ГАС «Правосудие» является повышение качества и оперативности выработки судебных решений.

Первоочередными направлениями информатизации судебной деятельности в рамках названной Концепции являются

-создание сети центров внедрения и поддержки новых информационных технологий ГАС «Правосудие» на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях с формированием в них служб эксплуатации комплексов средств автоматизации судов и органов Судебного департамента;

-согласование механизмов взаимодействия действующих и вновь создаваемых комплексов средств автоматизации судебных органов;

-интеграция судебных информационных ресурсов, а также обеспечение доступа к внешним информационным ресурсам (правовым базам, информации следственных органов, учреждений судебной экспертизы и т.п.);

-формирование корпоративной телекоммуникационной сети и обеспечение рационального использования привлекаемых систем и средств связи и передачи данных;

-обеспечение информационной безопасности системы и защиты судебной информации;

-кадровое обеспечение и обучение работников для внедрения и эффективной эксплуатации новых информационных технологий ГАС «Правосудие»;

-формирование единого банка учебно-методических материалов, используемых в профессиональной подготовке судей и работников аппаратов судов на базе компьютерной техники.

В процессе создания и эксплуатации информационной системы планируется разработка соответствующих нормативно-технических и нормативно-правовых документов.

Работа по информатизации судебной системы идет в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 г.г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 года № 805. Названная программа предусматривает обеспечить формирование целостной системы судебных информационных ресурсов и единой технологической среды для судов и органов Судебного департамента.[9]

Существенным фактором развития информатизации судебной деятельности является реализация проектов финансирования судебной реформы в рамках грантовых проектов Российского фонда правовых реформ.

В частности на средства Фонда финансируется и реализовывается проект комплексной системы автоматизированного сбора и анализа решений районных судов города Санкт-Петербурга. В рамках этого проекта апробируются современные технологии автоматизированного сбора, обработки, обобщения и анализа судебной практики, проверяются критерии формирования элементов баз данных судебной правовой информации и методы доступа к ней пользователей различной категории. Отрабатываются единые стандарты архивирования и классификации данных.

Реализация проекта информатизации судов общей юрисдикции Санкт-Петербурга позволила существенно повысить качество информационного обеспечения судей и работников аппарата Управления Судебного департамента в Санкт-Петербурге. В рамках локальной вычислительной сети были установлены более 300 автоматизированных рабочих мест, что дало возможность использовать справочные правовые базы «Кодекс». «Гарант» и «Консультант-Плюс» и их регулярное обновление в сетевом режиме. Установленное программное обеспечение «Правосудие» позволило значительно сократить документооборот правоприменительной деятельности судей.

Работники судебных органов города проходят постоянное обучение навыкам работы с компьютерной техникой и технологиями на базе юридического факультета Санкт-Петербургского факультета.

В связи с этим, следует отметить еще один важный аспект информатизации судов. Речь идет о взаимодействии судебных органов и юридических вузов.

Формирование электронных ресурсов судебной правовой информации, в частности актов судебного применения (решений и постановлений) дает возможность существенного обогащения и повышения эффективности учебного процесса. Ученые и преподаватели юридического факультета теперь имеют возможность доступа к юридической практике в электронном виде, ее обобщению и использованию не только в научных и образовательных целях, но и в целях оказанию помощи поддержки судьям при рассмотрении ими юридических дел повышенной сложности.

Анализ судебной практики дает возможность активно применять информационные технологии быстрого поиска нужной правовой информации, ее обработке и использованию по конкретным делам. Юрист-аналитик, вооруженный нужным информационным ресурсов и средствами его обработки становится незаменимым консультантом в судебных органах.[10]

Несмотря на сложности внедрения высокотехнологичных информационных технологий в судебной деятельности, все же суды испытывают острый дефицит специализированных программных средств.

В рамках названных проектов создаются функциональные информационные системы «Финансы», «Судебное делопроизводство и судебная статистика», «Делопроизводство системы Судебного департамента», «Судебное делопроизводство и статистика», «Судебная практика», «Судебная экспертиза» и другие.

В отдельных регионах процесс информатизации положительно сказывается и на процессуальной судебной деятельности. Например, в Свердловском областном суде внедрена информационная система проведения судебных заседаний при рассмотрении уголовных дел в режиме видеоконференции. Эта система позволяет значительно сократить материальные и временные затраты на организацию судебных процессов.

Обзор подготовлен при поддержке

КРОК — информационное обеспечение деятельности мировых судей


В процессе работы всем мировым судьям и работникам аппарата судебных участков приходится иметь дело с большими объемами различных судебных документов, входящих в состав дел и материалов. Эти документы недостаточно структурированы, что затрудняет их поиск и использование.

Программный комплекс «Мировые судьи» — комплексная информационная система судебного делопроизводства по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. ПК «Мировые судьи» позволяет автоматизировать весь цикл судебного документооборота мирового судьи, от поступления дела и его рассмотрения до списания дела в архив и его последующего уничтожения.

Гибкий механизм распределения функций позволяет использовать программный комплекс как на одном рабочем месте секретаря канцелярии (локальная установка), так и несколькими сотрудниками аппарата судебного участка (сетевая установка).

ПК «Мировые судьи» решает следующие основные задачи:

Программный комплекс «Мировые судьи» позволяет упорядочить процесс судебного делопроизводства. Дела представляются через графический интерфейс, информация разделяется по смысловым группам. Доступ к материалам дел существенно упрощается, что ощутимо экономит время на поиск и изменение информации. Кроме того, ПК обладает средствами проверки корректности заведения дела, просмотра учетной карточки дела и автоматизированного построения и экспорта различных списков и отчетов в Microsoft Excel.

Использование ПК «Мировые судьи» позволяет достичь следующих результатов:

Внедрение ПК «Мировые судьи» исключает необходимость установки дополнительного специализированного программного обеспечения.

Программный комплекс реализован на основе трехзвенной архитектуры с выделенным сервером баз данных (Microsoft SQL Server), сервером приложений на основе Microsoft Internet Information Server (IIS) и использованием «тонкого клиента». Обработка данных производится только на сервере, что позволяет обеспечить централизованное управление, требуемую производительность, надёжность хранения информации, эффективность обработки данных и защиту от несанкционированного доступа. Пользователи работают с системой через Microsoft Internet Explorer.

Информационное обеспечение судебной деятельности [15.05.13]

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность разбирательства дел судами общей юрисдикции. Одним из путей совершенствования организации судопроизводства служат повышение степени информатизации судов, их компьютеризация, расширение применения компьютерных технологий, создание на этой базе современных и надёжных систем отбора, хранения информации, доступа к ней, а также её использование и распространение.

В обстановке постоянно растущей нагрузки на судей, требований о сокращении сроков и повышении качества рассмотрения дел современные информационные системы способны обеспечить быстрый доступ судей к банкам законодательных данных, к обобщённым материалам судебной практики, особенно в новых и развивающихся областях права, повышают возможности научных исследований. Они позволят автоматизировать, а значит, унифицировать судебное делопроизводство, обеспечить высокое качество исполнения судебных документов. Внедрение современных технологий и методов диктуется также необходимостью расширения информирования общества о деятельности судов, как одного из условий справедливого судебного разбирательства.

1. Система информационного обеспечения судебной власти.

Основной идеей создания системы информационного обеспечения судебной власти является структурирование и объединение ее ресурсов в информационной сфере, приоритетное разрешение в ней общих проблем всех ветвей судебной власти, координация информационной деятельности на основе выработанных единых подходов к работе со средствами массовой информации.

При этом под информационным обеспечением судебной системы понимается распространение в средствах массовой информации сведений о деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, официальных и иных материалов названных органов, силами подразделений судебных органов, уполномоченных к ведению работы в информационной сфере.

Согласованная по содержанию, времени и последовательности деятельность пресс-служб всех ветвей судебной власти и Судебного департамента, а также комплекс проводимых ими мероприятий по сбору, обработке, накоплению, хранению и распространению информации о деятельности судов, представляют собой систему информационного обеспечения судебной власти.

Эффективность построения системы информационного обеспечения судебной власти определяется проведением следующих мероприятий.

Структурирование подразделений, осуществляющих работу в информационной сфере. В существующем виде структура, штатная численность и статус подразделений и работников судебной системы, осуществляющих деятельность в информационной сфере, не в полной мере соответствуют современным требованиям. В связи с этим важной задачей становится создание (преобразование) пресс-служб высших судов в самостоятельные, соответствующим образом укомплектованные структурные подразделения, введение института штатных пресс-секретарей арбитражных судов, судов общей юрисдикции (областных и им равных) и управлений (отделов) Судебного департамента.

Таким образом, в каждой ветви судебной власти (за исключением Конституционного Суда, не имеющего подчиненных структур), информационная работа организуется на двух – федеральном и региональном - уровнях, что позволяет вести ее более системно, масштабно и целенаправленно. Кроме того, территориальными органами Судебного департамента (пресс-секретари управлений и отделов) ведется информационное обеспечение деятельности мировых судей.

Информационные структуры судебной системы осуществляют свою деятельность в непосредственном подчинении руководителей соответствующих судов и органов Судебного департамента. Координация информационной работы в системе арбитражных судов возлагается на пресс-службу Высшего Арбитражного Суда, в системе федеральных судов общей юрисдикции, военных судах и в системе Судебного департамента – на пресс-службу Судебного департамента. Информационные интересы Конституционного Суда и Верховного Суда обеспечиваются пресс-службами Конституционного Суда и Верховного Суда. При этом принципиально важной задачей пресс-служб судебных органов и Судебного департамента является облегчение доступа представителям средств массовой информации к информации о деятельности судов, вызывающей повышенный общественный интерес, а также улучшение взаимопонимания судей и журналистов.

Исходя из сложившейся практики и опыта ряда регионов, представляется целесообразным также образование объединенных пресс-служб (пресс-групп) судебных органов в субъектах Российской Федерации, состоящих из пресс-секретарей управлений Судебного департамента и работников аппаратов областных и им равных судов, отвечающих за осуществление связей с общественностью и средствами массовой информации.

Реализация единых принципов в работе по взаимодействию со средствами массовой информации. Данное положение обеспечивается решением пресс-службами и пресс-секретарями судебной системы следующих задач:

- осуществление комплексного планирования информационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

- проведение мониторинга средств массовой информации, анализа динамики общественного мнения по ключевым вопросам деятельности судов, органов судейского сообщества и осуществления правосудия с целью оперативного информирования органов судебной власти;

- систематическая подготовка пресс-службами высших судов и Судебного департамента, осуществляющих методическое руководство работой пресс-служб и пресс-секретарей на местах, разъяснений по сложным вопросам, возникающим при взаимодействии со средствами массовой информации;

- проведение аккредитации представителей средств массовой информации при соответствующих судебных органах или органах Судебного департамента, предоставление российским и иностранным журналистам информации, в том числе вызывающей повышенный общественный интерес;

- организация освещения в средствах массовой информации деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, в том числе путем создания и ведения в СМИ постоянных рубрик, блоков судебной информации, тематических передач на телевидении и радио, а также использования иных форм;

- подготовка и распространение в средствах массовой информации выступлений председателей соответствующих судов, судей, руководителей органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, а также соответствующих видео-, фото- и аудиоматериалов по актуальным проблемам деятельности судебной системы; официальных материалов (постановлений, решений, заявлений, обращений и т.д.) судебных органов и органов судейского сообщества;

- оперативное реагирование на публикации в средствах массовой информации по вопросам деятельности судебной системы, не соответствующих действительности или являющимися юридически некомпетентными;

- подготовка аналитических и справочно-информационных материалов, а так же проектов распорядительных и иных документов для руководителей судебных органов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, по вопросам, входящих в компетенцию пресс-служб (пресс-секретарей);

- организация редакционно-издательской деятельности.

Практика показывает необходимость доведения через СМИ информации о судебных решениях, вступивших в законную силу, вынесенных по делам, о которых в средствах массовой информации имелись негативные суждения по поводу деятельность судебных органов. А также сведений о решениях судов, отмененных или измененных вышестоящими судебными инстанциями, если ранее они были опубликованы или иным образом распространены в периодической печати.

Кроме того, в целях более предметного сотрудничества судов и прессы, установления взаимопонимания и доверия, открытости в отношениях, целесообразно проведение на федеральном и региональном уровнях конференций (семинаров) с участием руководителей судов, органов Судебного департамента, работников их пресс-служб с представителями средств массовой информации по актуальным вопросам деятельности и освещения работы судов.

Создание собственных информационных ресурсов и средств массовой информации судебной системы. Важность реализации этой задачи определяется необходимостью выработки эффективных механизмов доведения до общества сведений о деятельности судов, а также свободного выражения взглядов, мнений представителей судебной власти, как по вопросам деятельности судов, так и по иным проблемам, связанным с обеспечением независимости и самостоятельности правосудия, и их открытого обсуждения с институтами гражданского общества. Наиболее перспективными направлениями ее решения является создание средств массовой информации, учредителями которых являются органы судейского сообщества, судебные органы и Судебный департамент, а также иных информационных ресурсов, собственниками которых являются указанные органы. При этом под информационными ресурсами понимается совокупность отдельных документов и отдельных массивов документов, документов и массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.).

Исходя из функционального предназначения информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении или создаваемых в судебной системе, а также средств массовой информации, учредителями которых могут быть судебные органы, органы судейского сообщества и Судебный департамент, представляется целесообразной их следующая структура:

Информационные ресурсы и системы

- веб-сайты высших судов, Совета судей Российской Федерации и Судебного департамента;

- бюллетени высших судов с обобщениями судебной практики;

- информационный бюллетень Судебного департамента (мониторинг публикаций СМИ о деятельности судебной системы).

- веб-сайты областных и им равных судов, окружных арбитражных судов, управлений Судебного департамента;

- бюллетени областных и им равных судов, окружных арбитражных судов, управлений Судебного департамента с обобщениями судебной практики

- информационные бюллетени управлений Судебного департамента (мониторинг публикаций СМИ о деятельности судов);

- архивы областных, им равных и районных судов.

Кроме этого, перспективным направлением является создание систем автоматизированного сбора судебных решений, которые обеспечивают доступ к судебной информации не только для судей, но и для иных пользователей – юристов, представителей науки, средств массовой информации и т.д.

2. Программный комплекс «Мировые судьи».

Специалисты компании КРОК разработали программный комплекс «Мировые судьи» - комплексную информационную систему судебного делопроизводства по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. ПК «Мировые судьи» позволяет автоматизировать весь цикл судебного документооборота мирового судьи, от поступления дела и его рассмотрения до списания дела в архив и его последующего уничтожения.

Гибкий механизм распределения функций позволяет использовать программный комплекс как на одном рабочем месте секретаря канцелярии (локальная установка), так и несколькими сотрудниками аппарата судебного участка (сетевая установка).

ПК «Мировые судьи» решает следующие основные задачи:

- документирование процессов судебного делопроизводства в соответствии с гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, другими законодательными актами и инструкциями по делопроизводству в судах общей юрисдикции;

- создание единого банка данных по делам и судебным решениям, а также ведение электронного архива судебных решений;

- оперативное предоставление информации о нагрузке мирового судьи и его аппарата, качестве их работы, а также по движению дел;

- обеспечение граждан своевременной информацией о ходе и результатах судебного разбирательства;

- автоматическое формирование статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции.

Программный комплекс «Мировые судьи» позволяет упорядочить процесс судебного делопроизводства. Дела представляются через графический интерфейс, информация разделяется по смысловым группам. Доступ к материалам дел существенно упрощается, что ощутимо экономит время на поиск и изменение информации. Кроме того, ПК обладает средствами проверки корректности заведения дела, просмотра учетной карточки дела и автоматизированного построения и экспорта различных списков и отчетов в MicrosoftExcel.

Заключение

Внедрение автоматизированных систем позволило облегчить документооборот в судах. Однако практика внедрения информационных технологий и обеспечения их эффективного применения в судах общей юрисдикции показывает большие сложности этой работы, возникающие из-за слабого их кадрового обеспечения. Организовать внедрение сложных программных систем в нескольких десятков судов, разбросанных по региону, обеспечить их сопровождение, обучить персонал, осуществлять ремонт техники и повседневные консультации могут специалисты по информатизации, стоящие в штате судов общей юрисдикции и региональных управлений (отделов) Судебного департамента. Наличие таких специалистов необходимо предусмотреть при разработке типовых штатных расписаний.

Список литературы

1. Валерий Трофимов Информационные технологии в экономике и управлении, 2013г.

2. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике:Уч. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: