Как возникло право относительно государства

Обновлено: 24.04.2024

В теории юриспруденции имеется много разных направлений в области происхождения права. Первостепенность права или правительства, отрасли одного из событий на долгие годы определили возникновение многих концепций и доктрин. Специалисты решали вопросы образования государства и права в общебиологической сфере гражданина, свойствах фона, собственном неравенстве, враждебности людей относительно друг друга, нереальности человека выжить одному в противостоянии с окружающим миром и тому подобное. Ниже представлены некоторые из них.

Естественно-правовая теория происхождения права

Гуго де Гроот (1583-1645) был юристом родом из Голландии, обществоведом и правительственным работником. Один из числа первооснователей концепции стественного права и науки мирового права. Его самые известные работы:

«О свободном море» и «О праве войны и мира».

Гуго Гроций является основателем Естественно-правовой концепции.

Последователи этой теории уверены, что помимо прописываемого правительством права, существуют и права, данные гражданину от природы. Их ни народ, ни государство гражданину не дарит. Они считаются положениями жизнедеятельности и присутствия человека. В числе таких прав – право на жизнедеятельность, самочувствия и другие неотъемлемые права.

Последователи естественно-правовой концепции считали, что естественные права – это главные права по отношению к позитивному праву (законодательной базе, традициям, прецедентам), это права, включающие в себя разум и вечное правосудие.

Эта теория происхождения права отменяла по существу вопрос образования права, делая акцент на первоначальном присутствии у человека общественной совокупности определенных прав. Она разделяла связь между образованием правительства и права. Опираясь на эту теорию право не обязано своим образованием государству и его отраслям.

Теологическая теория происхождения права

Родоначальником Теологического суждения происхождения права выступил Фома Аквинский.

В основу этого суждения заложена концепция о том, что имеется высший божественный закон, являющейся базой существующего права.

В своей интерпретации образования права это учение основывалось на духовные книги, в основном на Библию, где говорилось, что важные заповеди Моисея были даны обществу Богом. Вот одна из цитат из Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его».

Эта концепция существует много веков, но несмотря на это пользуется популярностью в современном обществе.

Причина ее популярности объясняется тем, что законы нынешнего геологического и процерковного государства наделяются божественной силой. Это обеспечивает законам продуктивность, а правительству– мощь.

Историческая школа происхождения права

Историческая школа права образовалась в начале XIX в. в Германии. Одним из ее первооснователей стал Ф. К. Савиньи.

В доктринах Савиньи и его последователей основной акцент ставился на обычное право, несколько ограниченных правовых структур той Европы.

Согласно теории исторической школе, право не образуется законодателями, оно происходит самостоятельно из-за формирования общественного духа.

Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861) был немецким юристом, доктором Берлинского института. Популярность приобрел в качестве создателя многочисленных трудов по общегражданскому праву, как председатель исторической школы. Самая важная работа: «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению».

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) был фенологом, систематиком европейской средневековой философии, сконцентрированной вокруг университетов и представляющей собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля. Важнейшие работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Задачи философов-правоведов заключаются в том, чтобы суметь поймать и высказать проявления общественного духа, объяснить его идеи в правовых формулах.

Историческая школа права считала, что право – объективный продукт исторического формирования. Специалисты исторической школы находили ее минус в туманности объяснения понятия «народного духа», его нематериальном направлении.

Марксистская теория происхождения права

Марксистская концепция образования права держится на материалистическом подходе к этапам формирования права. Основоположниками этого учения были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Согласно марксистской теории прочной считается взаимосвязь права с государством, с финансовым укладом, с классовыми подразделениями, с давлением и репрессиями. Именно в границах этого учения прописывалось, что право является ничем без механизма, способного заставить выполнить нормы права.

Исключалась важность права как глубинного пласта направляющего аппарата, гарантирующего жизнедеятельность социума. Навязывалась грубая, наказательная, насильственная задачи права.

В марксистском учении говорится, что юридические нормы имеют классовое направление. Право считается способом закрепления общественного неравенства и личной собственности.

С появлением частной собственности и разделением на классы способы поведения начали показывать и фиксировать социальное неравенство. Появились правила самовыражения, для выполнения которых требовалась вся сила правительственного насилия. Именно государство считается источником права.

Карл Маркс (1818–1883) основатель научного коммунизма.

В апреле 1841 г. Марксу был официально дан статус доктора философии за его бесценный труд «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».

Достижениями марксистского учения образования права считается проведение принципов и диалектики историзма, подход к появлению права как общественного института, образованного востребованностью материальной жизни социума, взаимосвязь права с классовыми подразделениями и классовыми интересами, ряд других положений. Ценность марксистской теории в ее логическом материалистическом направлении. Выработанные в этой концепции принципы до сих пор очень популярны в обществе и государстве. Марксистская концепция видела право как приведенное в закон желание финансово главенствующего класса.

Психологическая теория возникновения права

Психологическая школа возникла ближе к концу XIX в. Широкую известность приобрела в конце XIX – начале XX вв.

Главный основоположник этой школы – Л. И. Петражицкий. Ero мнение по поводу сущности права написаны в книге «Теория права государства в связи с теорией нравственности».

Он считал, что существует два вида права:

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) польский философ, правовед, депутат первой Государственной думы. Он также является основоположником психологической теории права.

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по Его воле созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Т. Джефферсон, американский политический деятель

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.), Аристотеля, Г. Спенсера (1820–1903) и других мыслителей. Структура и функции государства уподобляются соответствующим признакам живого организма. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как существование рук и ног, отделенных от тела. Спенсер сравнивал людей, живущих в государстве, с клетками, образующими живой организм. Государства, как и органические существа, развиваются, эволюционируют, стареют. Когда больны какие-то клетки, страдает весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с середины XIX в. Ее представители – Л. И. Петражицкий (1867–1931), З. Фрейд (1856–1939) и др. Она объясняет государственные и правовые механизмы особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Одним людям, полагают сторонники этой теории, свойственно властвовать, а другим – подчиняться выдающимся личностям. В государстве и законах они видят средства усмирения с рождения присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из ложного деления людей на «высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы». Качества, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из основателей расовой теории, Ж. Гобино (1816–1882), считал представителями высшей расы арийцев (к ним он причислял народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Нацисты относили к арийцам германские народы, «наследников древних римлян». «Низшей расой» они называли славян, евреев, арабов и другие народы. История, образование и рост государств представлены в трудах сторонников этой антинаучной теории результатом «борьбы арийцев с низшими расами».

В нашей стране долгие годы господствовала материалистическая (марксистская) теория. Ее создатели – К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. И. Ленин (1870–1924) и др. Главные причины возникновения государства и права они видели в сфере экономических отношений.

По мере хозяйственного развития человечество переходило от родо-племенных отношений к государственным, от обычаев как единственной формы регулирования общественной жизни к законам. Расслоение общества на богатых и бедных привело его к разделению на властвующую элиту и массу зависимых людей. Общество раскололось на классы, что в конце концов потребовало появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов, эксплуататоров. Государство, утверждают последователи марксистских взглядов, есть результат непримиримости классовых противоречий. После ликвидации эксплуататорских классов (помещиков, капиталистов и др.), считают они, необходимость в государстве исчезнет.

Как же появились право и государство? Мнений много, они различны. Одно можно сказать с уверенностью: процесс их формирования занял не одно столетие. При первобытно-общинном строе производительность труда была низкой, собственность – общественной, а труд – коллективным. Общественные отношения регулировал, стабилизировал обычай. В государстве и праве необходимости не было.

Лучшие законы рождаются из обычаев.

Потребность в государстве и праве возникла в связи с развитием, усложнением общественной жизни. Сначала понадобилось регулировать семейные отношения: уже потому, что род и племя состояли не только из родичей, но и из людей пришлых, не связанных с другими кровнородственными отношениями. Усложнение общественной жизни привело к появлению «третьей силы», способной рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. В основе государственного устройства лежал уже не кровнородственный, а территориальный признак.

Появилась особая группа людей, которая профессионально занималась управлением, используя для подчинения своей, а для народа – чужой воле тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско. Население начало платить налоги на содержание государственного аппарата. Выдающиеся представители правящей группы вырабатывали законы, нередко объясняя их появление божественной волей.

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны государство и право?

2. Какие теории происхождения государства и права вам известны?

3. В чем сущность теологической и патриархальной теорий?

4. Каково содержание теории общественного договора?

5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория?

6. Охарактеризуйте важнейшие элементы процесса появления государства и права.

А. М. Винавер (известный правовед. —А. Н.) читал лекции по римскому частному праву. Лекции Александра Марковича были неброскими, какими-то засушенными, даже нудными (таково, увы, первое впечатление всех людей от знакомства с реальной юридической материей)… Но от лекции к лекции, шаг за шагом, перед нами, желторотыми первокурсниками… открывались картины из другой галактики – то законченно-стройные, то утонченно-ажурные юридические построения со своей неумолимой логикой, строгой точностью, завершенностью. По сути дела, как я понял потом, Александр Маркович говорил об основных правовых ценностях – изначальных источниках правовой культуры (С. Алексеев, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

He быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г. Гейне, немецкий поэт).

Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка (У. Аллен, английский писатель).

Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т. Маколей, английский историк).

Строгость, непререкаемость обычаев, их общая обязательность – это такие свойства, которые потом, когда созрели необходимые социальные условия, «пригодились» при формировании права. Санкционированные обычаи оказались той готовой социальной формой, при помощи которой определенные правила были возведены в закон. Первые исторические памятники правовых систем – это везде и всюду сборники по большей части обычаев, приспособленных для выполнения общественных задач и санкционированных государством. Отдельные разновидности и социальные формы обычаев явились прямыми предвестниками юридических норм. Особо в этом отношении следует выделить систему «табу» – строжайших запретов, имеющих биологические, стихийно-природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые основания. При помощи табу обычаи первобытно-общинного строя получили необыкновенную силу и непререкаемость (С. Алексеев).

Темы для проектов и рефератов

1. Обычай и закон: общее и различия. Примеры из истории.

2. Символы права: смысл и значение. (Речь идет, например, о богине Фемиде, мече, весах, параграфе и других символах права.)

1. Что появилось раньше – государство или право? Аргументируйте свое мнение, используя Интернет и свои знания по истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства Т. Гоббс считается основоположником механистического материализма. Математический (геометрический) метод он считал универсальным для всего научного познания. Механистические воззрения Т. Гоббс перенес и на природу

Глава 1. Происхождение государства и права

Глава 1. Происхождение государства и права Государство и право появились на определенной ступени развития человечества и с тех пор непрерывно развиваются. Первые государственные образования в истории человечества возникли около 5 тыс. лет назад. Понятию "государство" в

§ 1.5. Происхождение права

§ 1.5. Происхождение права Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством Вопросы о происхождении права является спорным.Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно:1. Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два

§ 2. Происхождение государства

§ 2. Происхождение государства Многочисленные теории, посвященные вопросу о происхождении государства, могут быть разделены на две группы. Одни действительно исследуют происхождение государства, другие же заняты не столько происхождением, сколько обоснованием

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества, появления

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА Социальные нормы первобытного общества. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Переход от мононорм присваивающей экономики к правовым и моральным нормам производящей экономики. Закономерности возникновения права. Его признаки.

Глава 5. Происхождение государства и права

Глава 5. Происхождение государства и права § 1. Причины и условия возникновения государства и права Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат

Происхождение права наследства и периоды его развития

Происхождение права наследства и периоды его развития Историческим основанием права наследства служат союзы лиц, устраиваемых самой природой – семьи и роды. Первоначально все права имущественные (как мы видели) принадлежат всем членам семьи или рода в совокупности.

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2.1 Социальная организация первобытного общества В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:1) формирование государства у разных народов

Раздел I. Происхождение государства

Раздел I. Происхождение государства Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия. А.

Раздел II. Происхождение права

Раздел II. Происхождение права Цель, которую себе ставят люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц. Т.

§ 1. Происхождение государства и права

§ 1. Происхождение государства и права Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его

2) В какой части правовой нормы определяется вид и мера наказания:

3) Право определяется как:

1. + система норм, установленная государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством;

2. совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения;

3. система правоотношений, возникающих в связи с применение законодательных актов.

4) Правонарушение – это…

1. виновное или противоправное нарушение договорных норм;

2. + виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом;

3. виновное, уголовно наказуемое законом противоправное общественно-опасное деяние.

5) Законодательство РФ включает в себя…

1. + все законы и подзаконные акты;

2. только законодательные акты;

3. все законы и подзаконные акты, судебную практику.

6) Согласно теории теологического происхождения государства и права, последнее возникло как результат:

1. деятельности монарха и его приближенных;

2. + божественного воздействия;

3. усилий и опыта нескольких поколений людей.

7) Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?

1. при условии – отсюда – за исключением;

2. + если – то — иначе;

3. если – иначе – затем.

8) Бывший супруг признается отцом ребенка, родившегося после расторжения брака в течении:

9) Предусмотренная нормами права способность лица иметь индивидуальные права и обязанности – это …
1. субъективное право
2. + правоспособность
3. дееспособность

10. В России правовая доктрина …
1.является источником права
2. + не является источником права
3. является источником только для некоторых субъектов права

11) К обстоятельствам, исключающим юридическую ответственность, относится …
1. отсутствие умысла
2.необходимая оборона
3. + примирение с потерпевшим и возмещение причиненного ему вреда

12) К виду каких наук относится криминалистика:
1.теоретико-исторических
2.отраслевых
3.+ прикладных

13) К специально-юридическим функциям права не относится …
1.+экономическая
2. регулятивная
3. охранительная

14) Республик каких форм не существует:
1.парламентских
2.+монархических
3.смешанных.

15) Для какой нормы права характерно указание на другие конкретные статьи данного НПА:

1.бланкетной
2.+отсылочной
3.прямой

16) Требование общества, которое состоит в точной реализации норм всеми субъектами:

1.правовое регулирование
2. + законность
3.правопорядок

17) К какому элементу правонарушения относят время и способ:

1.+объективной стороны правонарушения
2. субъективной стороны правонарушения
3.объекта правонарушения

18) Для какой нормы права характерно указание на другие НПА:

1.+бланкетной
2.отсылочной
3.прямой

19) Официально брак признается только в случае, если он заключен в :

2. + органах ЗАГС

20) Полностью дееспособным признается лицо, достигшее возраста:

1.+ 18 лет
2. 16 лет
3. 14 лет

21) Элементом нормы права не является …
1. гипотеза
2.+ преюдиция
3. диспозиция

22) В чем выражается внутренняя сторона суверенитета:

1.наличии публичной власти и её аппарата
2. территориальной организации населения и политической власти
3.+верховенстве государственной власти по отношению к другим властям

23) Элементы нормы права, упорядоченные определенным способом и образующие ее внутреннее строение:

1.+структура
2. форма
3.дефиниция

24) Правосознание по субъекту бывает:
1.материальное и процессуальное
2. правосознание физических лиц и юридических лиц
3. + индивидуальное, групповое и массовое

25) Пенсия назначается по достижение возраста:

1.+ 55 жен и 60 муж.

2. 60 жен и 65 муж

3. 65 жен и 55 муж

26) Безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств бюджета это:

2. +Социальное пособие

3. Социальные услуги

27) Какие меры обычно влечет за собой нарушение правопорядка:
1. +меры государственного принуждения
2. меры общественного воздействия
3. профилактические меры

28) На соответствие требованиям Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» проверяют:

1. + Состояние информации об учреждении.

2. Укомплектованность учреждения специалистами

3. Условия размещения учреждения

29) При проверке внешней системы контроля изучают:

1. организацию и проведение работ учреждения по повышению квалификации специалистов.

2. + документально оформленные результаты проводимых проверок, характер отмечаемых недостатков и степень реализации мероприятий по их устранению.

3. своевременность проверки состояния и пересмотра документов, их обновления и изъятия из обращения устаревших документов.

30) Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в течении:


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким—либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство — это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно—общинного строя — обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай — форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

Понятие государства, признаки и общая характеристика

1. Возникновение государства и права.

2. Основные теории происхождения государства и права.

3. Понятие и признаки государства.

4. Понятие и виды функций государства.

5. Форма государства: форма государственного правления, форма государственного устройства, государственный режим.

6. Понятие и основные признаки правового государства.

Возникновение государства и права

1. Познание государства и права следует начинать с изучения вопроса об их происхождении. Благодаря данным археологии мы имеем достоверную информацию о первобытном обществе и о причинах его эволюции в государство.

Общественные отношения первобытного общества регулирова­лись нормами первобытной морали, обычаями и традициями, религиозными нормами и всевозможными запретами (табу). Гарантом их соблюдения по большей части было не принуждение, а страх перед сверхъестественными силами и богами. Для первобытных людей обычай был связан с мифическим построением мира. Сохранение обычаев означало уважение к предкам, дух которых постоянно «наблюдает» за жизнью на земле. Любое нарушение обычаев могло привести к негативной реакции духов земли и накликать опасность на отдельного человека или даже на целую этническую группу.

Итак, первобытные люди исполняли социальные нормы добровольно, без специального принуждения, присущего государству.

Однако, невзирая на положительную организацию социальной жизни в обществе, первобытный строй не был идеальным. Некогда существовавший присваивающий тип хозяйствования, присущий первобытному обществу на определенном этапе перестал соответствовать запросам человечества. Этому способствовали экологические кризисные явления, в частности завершения к Х в. до н.э. последнего в истории ледникового периода и потепление климата.

Это привело, с одной стороны, к росту населения, с другой, к вымиранию или миграции животных, являющихся предметом первобытной охоты. Все эти явления дали толчок к развитию принципиально нового вида хозяйствования: от экономики присваивания (охота, рыбная ловля, собирательство) к производящей экономике (земледелие, скотоводство, ремесло); данный процесс перехода от присваивания к производству получил названия неолитической революции.

Производящая экономика привела к усложнению организации труда, его разделению, возникновению обмена, а в социальном отношении – к стратификации общества. Власть первобытной общины и примитивные нормы не могли регулировать новые экономические отношения. Производящая экономика потребовала специализации человеческой деятельности и привела к появлению управленческой функции. По словам Арнольда Тойнби (англ. историк) возникло «правящее меньшинство и производящее большинство».

Общими причинами возникновения государства и права стали:

1) три категории разделения труда (выделение племен скотни­ков; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);

2) появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;

3) образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;

4) несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возник­новение публичной власти.

Первые в истории человечества государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия (долины рек Нил, Тигр, Евфрат и др.). Первоначальной государственной формой стал город.

Для регулирования общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право.

Государство и право возникли, таким образом:

- в силу хозяйственной необходимости;

- в силу потребностей производящей экономики.

Производство и распределение продуктов питания, одежды, иных предметов быта, орудий труда в новых условиях стало невозможным без государственной системы управления и поддержания общественного порядка.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: