Государственный строй абсолютной монархии в германских княжествах по нормам государственного права

Обновлено: 26.04.2024

Конец XV - первая половина XVI в. в Германии - период экономического расцвета. Однако развитие экономики происходило несколько по иному, чем в Англии и Франции. Ни один города Германии не превратился в такой хозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англии и Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности.

Реформация и крестьянская воина. Реформация в первой воловине XVI в. ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавила еще одно вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной была Крестьянская война 1524-1526 гг. В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства, княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и политическое объединение страны. Положительное решение этих задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития. Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князей. Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе Крестьянской войны и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство.

Абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений.

Княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии.

Государственный строй. В XVIII в. Пруссия становится абсолютной монархией. Управление Пруссией было централизовано. Высший орган управления - тайный совет должен был объединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда Тайный совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления. Департаменту внутренних дел, который носил название "Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов", в отдельных провинциях подчинялись военные и домениальные палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства. Наряду с ними действовали ландраты - земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями. Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т.е. были сословными учреждениями. В то же время на ландратов были возложены общегосударственные функции, т.е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов, заведованием полицией, рекрутским набором. Члены городских советов (магистратов), управляющих делами города, назначались правительством. Землевладельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, а также патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управление осуществляли старосты, избиравшиеся сельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно. Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях, и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским.

Просвещенный абсолютизм. В XVIII в. в Западной Европе получило развитие "просветительское движение", основанное на трудах целой плеяды философов того времени: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и др. Философы-просветители обосновывали необходимость ломки старых государственных и общественных устоев. Под влиянием просветительской литературы правители ряда государств проводили реформы, имевшие целью некоторое обновление общественного и государственного строя. Распространение идей Просвещения пришлось на период абсолютизма. Сочетание неограниченной власти монархов с их стремлением осуществить преобразования, рекомендованные философами-просветителями, приобрело название политики просвещенного абсолютизма.

Абсолютизм в Германии развивался не в масштабах всей империи, а на территориях отдельных княжеств.

1) не завершилась централизация страны, а наоборот закрепилась раздробленность

2) княжеский абсолютизм

3) падение роли органов имперской власти

4) сосредоточение абсолютной власти в руках князей

1. Князья в своих действиях не ограничены, ни правами имперских органов, ни правами органов сословного представительства.

2. В каждом княжестве существовали свои законы, таможенные тарифы, единицы мер и весов, денежная система.

3. Князья сами собирали войско

4. Князья приобретали право определять религию своих подданных, заключать союзы и вступать в согласие с иностранными государствами.

Княжеский абсолютизм. В XVII в. в германских княжествах установился абсолютизм, отличающийся от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами. Во-первых, как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.

Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель, географически иногда даже не соприкасавшихся друг с другом. В XVIII в. Пруссия становится абсолютной монархией. Управление Пруссией было централизовано. Высший орган управления – тайный совет должен был объединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда Тайный совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления. Департаменту внутренних дел, который носил название "Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов", в отдельных провинциях подчинялись военные и домениальные палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства. Наряду с ними действовали ландраты - земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями.

Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т.е. были сословными учреждениями. В то же время на ландратов были возложены общегосударственные функции, т.е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов, заведованием полицией, рекрутским набором. Члены городских советов (магистратов), управляющих делами города, назначались правительством. Землевладельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, а также патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управление осуществляли старосты, избиравшиеся сельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно. Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях, и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским.

Рецепция римского права в средневековой Европе: причины, сущность, этапы

Рецепция римского права – одно из ключевых явлений в истории средневекового западноевропейского общества. В переводе с латинского «receptio» означает «приём», «принятие». Рецепция права – это процесс восприятия в том или ином государстве элементов правовой системы другого государства.

Начало рецепции в Западной Европе датируется XI- первой половиной XII вв. и связывается с деятельностью Болонской юридической школы. В XII-XIII вв. изучение римского права распространяется во многих западноевропейских странах. Таким образом, период XI-XIII вв. назван «периодом глоссаторов»; глоссаторы активно изучали и толковали нормы римского права. Далее, период XIV-XV вв. получил название «период комментаторов».

Изначально, после падения римской империи в 476 г. , её территорию стали заселять варварские племена. Появляются первые германские королевства, где господствует обычное право. Возникают сложности с совмещением норм римского и германского права. Постепенно, римское право воспринимается молодыми государствами, со временем всё крепче закрепляясь в их системах права.

Причиной рецепции римского права в Европе в XII в. является то, что развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Применение косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. Выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений. Большую роль сыграли при этом «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. э. узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов. Таким образом, римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития как феодального, так и буржуазного права. Через ряд столетий после падения Рима оно приобрело значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Так, в Германии в XVI-XIX вв. действовало пандектное право, т. е. частное право, сформировавшееся в результате переработки глоссаторами римского права. Вообще под пандектами (лат. pandectae - от греч. pandektes - всеобъемлющий) понимаются сочинения древнеримских юристов по вопросам частного права, которые включали выдержки из законов и других нормативных актов; они известны также под названием Дигесты. Для пандектного права свойственна институционная система, на которой основывались и памятники римского права. К примеру, данная система проявляется в Институциях Гая. Они разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Впоследствии институционная система оказала большое влияние на последующую историю права. Кроме того, для пандектного права характерно деление права на отрасли, выделение общей и особенной части в структуре кодифицированных источников права. Пандектная система права прослеживается в Гражданском кодексе Франции 1804 г. – «Кодексе Наполеона», Гражданском уложении Германии 1896 г. и других документах.

Однако следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Публичное же право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима, хотя в истории имело место заимствование некоторых титулов из римского публичного права: германская империя присвоила себе название «священной римской империи», во многих государствах были учреждены сенаты, значительное распространение получил титул императора и т. д.

Римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в неприкосновенном виде стать законом общества, в котором уже начали развиваться буржуазные отношения. Поэтому римское право в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке. Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы и располагались в стройном порядке. Такая переработка являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но со временем современное право всё дальше отходило от истинного римского права.

Тексты римского права явились основой, на которой развивалась в XVIII-XIX вв. общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора, вины, понятия и защиты владения и т. п. базируются на текстах римского права. Однако самих этих теорий в римском праве не было.

Таким образом, римское частное право оказало могущественное влияние на всё дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из основных факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу.

Одна из основных современных правовых семей – семья континентального права (или романо-германская) – возникла под влиянием римского права. Об этом говорит римская традиция деления права на отрасли, выделения частного и публичного права, а также кодификации источников права. Многие институты континентальной правовой системы основаны на институтах римского права. Кроме того, особое место занимает юридическая доктрина.

В своём развитии Романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха римской империи – XII в. : зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. до н. э. ), господство в Европе архаических способов решения споров – поединков, ордалий, колдовство и т. д. , фактическое отсутствие права.

2) XIII-XVII вв. : возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти.

3) XVIII-XX вв. : кодификация права, принятие конституций (в США, Польше, Франции и т. д. ), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г. – «Кодекс Наполеона», Гражданское уложение Германии 1896 г. ), создание национальных правовых систем.

Сегодня к семье континентального права относятся правовые системы Франции, Германии, Италии, Португалии, Испании, Швейцарии, а также России и других стран.

В XVI–XVII вв. Германию потрясают важные политические события: Реформация – широкое антикатолическое движение, существенно подорвавшее влияние римской католической церкви; Крестьянская война 1525–1526 гг., показавшая полное бессилие императорской власти; Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.), еще более усугубившая феодальную раздробленность.

В стране наблюдается экономический упадок. В результате войн и беспощадного подавления крестьянского движения обширные районы страны были опустошены, сократилось их население, массы крестьян оказались разоренными. В то время как в других странах Западной Европы крестьяне уже были освобождены, в Германии большинство из них только превращается в крепостных. Ослабло положение церкви, ее огромные земельные богатства и другое имущество были конфискованы или разграблены. Подорванным оказалось и идеологическое влияние католической церкви. Ощутимый удар был нанесен средней части дворянства и рыцарству. Их экономическое положение резко ухудшилось, и они переходят на службу к князьям. Наконец, города были обложены тяжелыми контрибуциями, лишились своих привилегий. Соответственно, упало политическое значение городского населения, дворянства, органов сословного представительства. Из потрясений XVI–XVII вв. усилившимися вышли только князья. Им досталась значительная доля имущества церкви, в их пользу взимались контрибуции с городов. Все это способствовало установлению в Германии княжеского абсолютизма , особенности которого объясняются также и неравномерностью экономического развития страны, значительно усилившейся к этому времени, поскольку Германия оказалась в стороне от мировых торговых путей.

Если в других странах Западной Европы абсолютизм завершил централизацию страны и поначалу играл прогрессивную роль, то княжеский абсолютизм в Германии привел не к объединению страны, а к закреплению ее раздробленности и с самого начала имел резко выраженное реакционное значение. Политическая централизация, достигнутая в пределах отдельных княжеств, еще более затрудняла объединение Германии, ее социально-экономическое и государственно-правовое развитие.

Третья особенность феодального государства в Германии заключается в том, что абсолютизм здесь сложился в форме княжеского абсолютизма .

Княжеский абсолютизм проявлялся в том, что власть императора над страной была во многом фиктивной. Император обязан был соблюдать «Золотую буллу»; не устанавливать наследственной передачи императорской власти; не вмешиваться в управление княжествами. Реально император имел власть лишь в своем домене. В Германии почти не было ни единых для страны законов, ни государственных органов, способных осуществлять централизованное управление. Феодальный распад государства приводит к потере рейхстагом всякого влияния. Одновременно понижается роль и имперского суда. Подданным запрещалось жаловаться на князей в имперский суд: князья не были ему подсудны. Имперский суд к тому же был ограничен в средствах проведения в жизнь своих решений.

Княжеский абсолютизм в Германии характеризуется не только падением роли органов имперской власти, но и сосредоточением фактически абсолютной власти в руках князей. В своих действиях князья практически не были ограничены ни правами имперских органов, ни правами органов сословного представительства в княжествах. Ландтаги либо вовсе не созывались, либо с их решениями не считались. В каждом княжестве существовали свои законы, таможенные тарифы, единицы мер и весов, денежные системы. После окончания Тридцатилетней войны князья, не обращая внимания на протесты ландтагов, сами собирали войско, взимали налоги. Они приобрели право определять религию своих подданных; заключать союзы; вступать в соглашения с иностранными государствами (не направленные против империи). Таким образом, хотя с формально-юридической стороны Германию в период абсолютизма можно считать единым государством, на деле она представляла собой конгломерат государств, обладавших почти полным суверенитетом.

В условиях политической раздробленности и междоусобных войн абсолютизм в Германии привел к возникновению в ряде земель наиболее реакционной формы феодального государства – полицейского государства с исключительной ролью армейской верхушки, бюрократических учреждений и полиции, всесторонней опекой и мелочной регламентацией почти всех сторон общественной жизни и даже быта (в Новое время подобного рода режим стал именоваться тоталитарным). Наиболее полное развитие черты полицейского государства получили в Пруссии.

Прусское королевство , образовавшееся в самом начале XVIII в. из маркграфства Бранденбург, быстро возвысилось среди других немецких земель. Этому благоприятствовало выгодное географическое положение – с перемещением мировых торговых путей в Атлантику выход к этим путям для многих немецких земель лежал через Северное море и, следовательно, через Бранденбург.

В Пруссии создается многочисленная, проникнутая кастовым духом армия чиновников и полицейских. Бюрократический аппарат приобретает сложную, но сравнительно четкую организацию с чрезвычайно детализированной регламентацией всех сторон деятельности. Возглавлял бюрократическую иерархию король . При короле состоял высший орган государственного управления – тайный совет , включающий три департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Департамент внутренних дел стал главным органом внутреннего управления, объединяя дирекцию финансов и военный комиссариат. На местах ему подчинялись органы местного самоуправления – палаты .

Чиновники были подчинены строжайшей дисциплине. Особое внимание уделялось четкости функционирования государственных служб. Малейшее промедление или неаккуратность в исполнении приказа строго наказывались. Исполнительность, нерассуждающая покорность ценились выше, чем способности и инициатива. Соответственно, на основе табели о рангах осуществлялось продвижение по службе.

Полицейское государство в Пруссии характеризовалось чрезвычайным развитием не только бюрократии, но и карательных органов – суда, полиции, армии. В стране был установлен полицейский надзор, поощрялись доносы. Широко практиковались произвольные аресты. Политическая неблагонадежность каралась каторгой или смертью. Цензура была всевластна. Для большей эффективности борьбы с инакомыслием создавались комиссии, которые рассматривали дела в ускоренном и упрощенном порядке. Крайними формами отрицания прав и свобод подданных стали мелочная регламентация не только хозяйственной, но и личной жизни (покроя одежды, числа бутылок вина на крестьянской пирушке, размера приданого) и, соответственно, полицейские преследования (за модную одежду, пользование губной помадой и т. д.). Все это входило в повседневную практику полицейского государства.

Важнейшее звено в государственном механизме составляли непомерно разросшиеся военные силы. С 1655 г., когда была создана постоянная армия, она стала одной из самых больших в Европе. На армию расходовалась львиная доля (до 80 %) бюджета страны. Прусская армия была основана на всевластии капралов и офицерства. Мелочной придирчивостью, унизительными физическими наказаниями, муштрой подавлялось человеческое достоинство солдат и насаждалось автоматическое послушание. Дисциплина держалась на страхе перед наказанием.

Прусского короля Фридриха II (XVIII в.) иногда называют родоначальником организованного военного шпионажа. Он содержал сотни шпионов, и созданная им военная разведка являлась для своего времени новшеством. Король использовал шпионов, вербовавшихся как среди бедноты и готовых за небольшую плату собирать необходимые сведения военному командованию, так и из придворной знати, высших офицерских кругов, соглашавшихся доставлять сведения за огромные вознаграждения. Имелись шпионы-двойники, подбиравшиеся обычно из ренегатов и использовавшиеся главным образом для дезинформации врага, и так называемые шпионы по принуждению, вынужденные работать на прусскую армию. Выработанные для каждой категории особые правила вербовки и использования почти без изменений применялись до падения феодального строя в Германии.

Таковы характерные черты княжеского абсолютизма и полицейского государства в Германии. Если понятие «княжеский абсолютизм» позволяет выделить специфику государственного устройства Германии (ее политическую раздробленность), то понятие «полицейское государство» характеризует специфику формы правления (в частности, сильное развитие бюрократических и полицейских органов) и политического режима (тоталитарный контроль, всевластие полиции).

Развитие феодального государства в Германии имело существенные отклонения от классического пути. Оно осуществлялось замедленно, а возникшая раздробленность страны не только не была преодолена до конца эпохи феодализма, а, наоборот, усиливалась в периоды сословно-представительной и абсолютной монархий. Соответственно в истории феодального государства в Германии обнаруживаются следующие особенности:

  • феодализация Германии произошла позже, страна была раздроблена в XIII в., когда во Франции уже начали действовать централизаторские тенденции;
  • переход к сословно-представительной монархии не приостановил, а усилил раздробленность страны; черты, характерные для сословно-представительной монархии, не получили здесь полного развития;
  • абсолютизм в Германии приобрел форму княжеского абсолютизма, закрепил феодальную раздробленность государства;
  • наконец, в Германии позже, чем в большинстве других государств Западной Европы (во второй половине XIX в.), произошло объединение страны, еще позже на смену феодальному государству приходит буржуазное.

В Германии особенность развития государства и права противоположна той, которую мы наблюдаем в Англии. Изменения шли с запада на восток. В Германии черты раннего состояния государства и права выражены более резко и сохранялись более длительное время, нежели во Франции и тем более в Англии.

Ко времени принятия «Золотой буллы» в Германии завершается процесс формирования сословий – духовенства, рыцарей и горожан, что создало предпосылки для перехода в условиях усилившейся феодальной раздробленности к сословно-представительной монархии.

На съезд феодалов – рейхстаг , состоявшийся из непосредственных вассалов императора, с XIII в. стали приглашаться представители имперских городов. Его работа приобретает более или менее постоянный характер, в нем образуются три коллегии: коллегия курфюрстов, коллегия графов, князей, свободных господ и коллегия горожан. Крестьяне в рейхстаге представлены не были. Рейхстаг утверждал указы императора, обложение налогами было возможно только с согласия рейхстага. Коллегии заседали и принимали решения отдельно, а собирались вместе лишь для торжественных церемоний. Участие городов в рейхстаге было неполным, так как на их обсуждение передавались обычно не общегосударственные вопросы, а лишь те, которые касались положения самих городов.

В Германии сословно-представительная монархия не получила полного развития – решающая роль в работе рейхстага принадлежала курфюрстам, а роль других коллегий была незначительной.

В Германии сословно-представительная монархия в большей мере представлена созданными в княжествах органами сословного представительства – ландтагами . В большинстве княжеств в ландтагах заседали представители сословий, действовавшие по наказам сословий. Считалось, что ландтаги и сословия участвуют в управлении княжествами. На практике их роль в управлении имела совещательный характер и выражалась в праве обращаться к князю с ходатайствами и петициями. Ландтаги, однако, участвовали в определении налогов с населения, их согласие являлось необходимым при решении вопросов о долгах княжеств.

Разобщенность германских городов не позволила горожанам стать значительной силой в органах сословного представительства, что во многом и обусловило их ограниченную роль в политической жизни страны. Органы сословного представительства не могли привести Германию к объединению. Не привело к нему и создание в конце XV в. общеимперского суда , решавшего дела прежде всего на основе римского права и сыгравшего определенную роль в унификации права Германии.

Несмотря на наличие в Германской империи ряда центральных государственных органов (император, рейхстаг, имперский суд), единство страны в то время было во многом иллюзорным. Каждый феодал, как и император, заботился лишь об интересах своих владений. Оборона отдельных земель рассматривалась не как общегосударственная задача, а как местная. Общие решения, касавшиеся судеб всей Германии, принимались редко. Но и тогда не было достаточно эффективных средств, обеспечивающих их исполнение. Рейхстаг выражал волю курфюрстов и не мог способствовать объединению страны. Центральные органы не обладали ни соответствующим общеимперским чиновничьим аппаратом, ни постоянным войском, ни самостоятельной финансовой базой. Исполнение их решений всецело зависело от усмотрения князей. Таким образом, вторая особенность развития феодального государства в Германии заключается в том, что переход к сословно-представительной монархии не приостановил, а усилил раздробленность страны, закрепил полновластие крупных феодалов . Сословно-представительная монархия не получила полного развития, а Рейхстаг не стал действительным органом сословного представительства. «К концу XV века Германия становится все более раздробленной; центр ее – все более слабым, в то время как Франция и Англия уже более или менее централизованы».

Конец XV - первая половина XVI в. в Германии - период экономического расцвета. Однако развитие экономики происходило несколько по иному, чем в Англии и Франции. Ни один города Германии не превратился в такой хозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англии и Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности.

Реформация и крестьянская воина. Реформация в первой воловине XVI в. ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавила еще одно вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной была Крестьянская война 1524-1526 гг. В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства, княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и политическое объединение страны. Положительное решение этих задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития. Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князей. Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе Крестьянской войны и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство.

Абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений.

Княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии.

Государственный строй. В XVIII в. Пруссия становится абсолютной монархией. Управление Пруссией было централизовано. Высший орган управления - тайный совет должен был объединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда Тайный совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления. Департаменту внутренних дел, который носил название "Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов", в отдельных провинциях подчинялись военные и домениальные палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства. Наряду с ними действовали ландраты - земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями. Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т.е. были сословными учреждениями. В то же время на ландратов были возложены общегосударственные функции, т.е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов, заведованием полицией, рекрутским набором. Члены городских советов (магистратов), управляющих делами города, назначались правительством. Землевладельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, а также патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управление осуществляли старосты, избиравшиеся сельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно. Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях, и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским.

Просвещенный абсолютизм. В XVIII в. в Западной Европе получило развитие "просветительское движение", основанное на трудах целой плеяды философов того времени: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и др. Философы-просветители обосновывали необходимость ломки старых государственных и общественных устоев. Под влиянием просветительской литературы правители ряда государств проводили реформы, имевшие целью некоторое обновление общественного и государственного строя. Распространение идей Просвещения пришлось на период абсолютизма. Сочетание неограниченной власти монархов с их стремлением осуществить преобразования, рекомендованные философами-просветителями, приобрело название политики просвещенного абсолютизма.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: