Где проходил суд над яном гусом

Обновлено: 25.04.2024

Любители истории знают, что в 1517 году Мартин Лютер начал протесты против церкви, запустив поворотное событие в истории Европы, а возможно даже мира - реформацию.

Но не многие знают, что у Лютера были предшественники, а сам он брал пример от своего чешского коллеги - Яна Гуса. Кем он был, этот предвестник протестантизма в Европе? За что выступал и почему был казнён? Были ли у него последователи? Обо всем этом в новой статье.

Хендрик Герритс Пот «Пять реформаторов (Меланхтон, Кальвин,Лютер, Цвингли и Гус) и король Швеции Густаф II Адольф»

Хендрик Герритс Пот «Пять реформаторов (Меланхтон, Кальвин,Лютер, Цвингли и Гус) и король Швеции Густаф II Адольф»

Предыстория

В XIII-XIV веках большая часть крестьянства оставалась в нищете. Привилегии в обществе доставались двум группам: "тем, кто воюет", то есть феодалам, и "тем, кто молится" - духовенству. Более того, церковь облагала налогом мелких и средних феодалов, что приводило к их ещё большему обеднению.

В этот же период по Европе пронеслась "черная смерть". От чумы умирали миллионы людей, поля стояли необработанными, а выжившие умирали от голода. В такой ситуации богатство церкви выглядело как издевательство над людьми. Мол, они призывают к покорности и смирению, к равенству и аскетизму, а сами живут в золоте. Неудивительно, что в среде теологов и учёных университетов началась критика церкви.

Подобное положение духовенства в XIV веке осудил преподаватель теологии, профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф. Он был сторонником того, что подобное положение священников отталкивает людей от церкви и от Бога. Кроме того, Уиклиф считал, что Библия должна быть на понятном для людей языке, а не на латыни. Именно он первым перевел Новый Завет на староанглийский язык.

Удивительно, но в XIV веке между Пражским и Оксфордским университетами установилась научная связь. Вместе с обменом студентами и преподавателями, учебные заведения обмениваются идеями. Так в Праге взгляды Уиклифа подхватил и продолжил наш сегодняшний герой, Ян Гус.

Уильям Фредерик Йимз «Заря реформации» Уиклиф вручает свой перевод Библии странствующим проповедникам / The Suter Te Aratoi O Whakatū, Новая Зеландия

Уильям Фредерик Йимз «Заря реформации» Уиклиф вручает свой перевод Библии странствующим проповедникам / The Suter Te Aratoi O Whakatū, Новая Зеландия

Личность Яна Гуса

Ян родился в бедной семье, уже в 10-летнем возрасте его отдали в монастырь. Для него готовили карьеру священника, которая могла дать ему средства для существования. Он отправился учиться в Прагу, где вскоре поступил в Карлов университет. По его окончанию ему предложили остаться и читать лекции. Так он стал магистром, а затем и профессором теологии. Избирался деканом и два раза ректором университета.

Однажды его друг и коллега Иероним Пражский привез из Англии записи Джона Уиклифа. Идеи очень понравились Яну Гусу. Он начал рассказывать их преподавателям и студентам. Вскоре появились и свои идеи. Например, о том, что продавать грамоты для откупления - не соответствует церковным принципам и божественным заповедям.

Так Гус стал считать высокие церковные налоги грехом, а также продажу церковных должностей. Власть церкви не должна быть абсолютной, последнее слово всегда должно быть за Священным Писанием, а человек “должен сам стремиться познать истину Веры”. Вскоре Гус начал читать проповеди на чешском и стал готовить перевод Библии на народный язык.

За 100 лет до Лютера, сформулировавшего 95 тезисов о злоупотреблениях в церкви, со схожими идеями выступал Ян Гус.

Традиционно начало Реформации в Европе принято датировать 1517 годом, когда доктор богословия из Виттенберга Мартин Лютер якобы прибил к двери местной Замковой церкви свои «95 тезисов». В них он критиковал практику продажи индульгенций и подвергал сомнению «эксклюзивное» право Папы Римского прощать грехи.

1.jpg

Легенда эта не выдержала проверки временем: Лютер, видимо, не совершал красивого и яркого жеста с «пригвождением» тезисов. Он то ли зачитал их, то ли и вовсе разослал другим профессорам, чтобы положить начало теологической дискуссии. Да и сама Реформация, в сущности, началась раньше, чем Лютер выступил со своими идеями. Одним из его предшественников был чешский богослов Ян Гус.

Реформация: истоки

Ян Гус родился около 1369 года (точная дата неизвестна) в селе Гусинец. Крестьянин по происхождению, Ян смог окончить монастырскую школу и поступить в Пражский университет, где он получил степень бакалавра теологии, а потом ещё и магистра свободных искусств (степень, аналогичная доктору философии). В родном университете он был деканом факультета свободных искусств, несколько раз занимал пост ректора и одновременно был настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в Праге. Её построили на средства рыцаря Гануша Мюльгейма и купца Кржижа Крамаржа специально для проповедей на чешском языке.

3.jpg

«Большая начитанность, в особенности в Священном Писании, и удивительная твёрдость в убеждениях подняла его высоко над всеми его современниками. К этому надо прибавить необыкновенную серьёзность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти хотя бы что-либо предосудительное, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность и несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мучения как на высшую цель человеческой жизни», — писал о Гусе историк Франц Палацкий.

Считая себя верным сыном церкви, Гус в своих проповедях выступал с критикой той системы, которая сложилась в ней к 14−15 вв. В этом он был последователем другого отца Реформации — англичанина Джона Уиклифа.

Джон Уиклиф: «Бог — сюзерен Вселенной»

Джон Уиклиф (1324−1384), профессор Оксфордского университета, полагал, что церкви необходимы реформы, что надо вернуться к тем правилам и нормам, которые есть в Писании, а не пытаться толковать слово божие, приспосабливая его под человеческие нужды. В том числе он отрицал абсолютную власть пап и считал, что светские и духовные иерархи равны между собой: «Всякая власть вытекает из благодати. Бог — сюзерен Вселенной; он не передавал своей власти уполномоченному лицу, но предоставляет её в виде плена людям под условием подчинения его требованиям. Король в такой же степени наместник бога, как и папа, и его власть так же священна, как и церковная . Верховная власть над всеми земными правителями, приписываемая себе папою, никогда не была предоставлена богом одному человеку, и если кто-нибудь может считаться наместником Христа на земле, то звание это в равной мере принадлежит и светскому, и духовному главе».

2.jpg

Также он выступал с критикой продажи индульгенций, торговли церковными должностями, полагал необходимым конфисковать церковное имущество. Главным занятием священников Уиклиф считал проповедь, то есть призывал духовенство к беспрекословному исполнению своего долга. Чтобы самые простые люди могли прочитать Писание, Уиклиф перевёл Библию на английский язык, что вызвало волну возмущения, однако его перевод быстро разошёлся по стране.

Так как между Англией и Чехией во времена Яна Гуса существовали тесные династические взаимоотношения, чешские студенты имели возможность обучаться в Оксфорде. Видимо, именно так идеи Уиклифа достигли Яна Гуса, который сформулировал свою позицию в словах: «Власть, нарушающая заповеди бога, не может быть им признана».

Великий раскол и казнь Яна Гуса

Гуса, который был отцом Реформации в Чехии, нельзя назвать ярым оппозиционером и противником официальных властей. Более того, ему благоволил король Вацлав IV, которому нравился тезис Гуса о необходимости секуляризации церковных земель (в Чехии они составляли треть всех угодий). Также Гус был духовным отцом королевы Софии. Поворотным моментом в его судьбе историки называют расследование «чудес» в Вилснаке.

Архиепископ включил Гуса в состав комиссии, которая должна была установить достоверность чудес, имевших место в небольшом городке, который сейчас находится на территории Германии. Во время пожара в местном храме огонь был якобы залит кровью Христовой. Однако Гус выступил с резким заявлением: вера должна приходить не через чудеса, а через слово божие. В итоге архиепископ запретил паломничество в Вилснак, а Гус стал призывать духовенство к честности, целомудрию и обличать злоупотребления, которые имели место, напоминая, что у церкви один глава — Христос.

Гус также полагал, что нельзя взимать плату за таинства, что сборы, которые делают священники с паствы, должны быть минимальными, а верующие, подчиняясь церковным догматам, должны сами размышлять над Писанием и делать выводы. А также искать правду, даже если это ставит под угрозу благополучие и саму жизнь.

5.jpg

В 1402—1403 гг. Пражский университет осудил 45 тезисов Уиклифа, последователем которого был Гус. Не только он, но и другие магистры университета выступили в поддержку учения англичанина, заявив, что тезисы, вырванные из контекста, искажены. Официальная позиция относительно учения Уиклифа в Чехии не была однозначной: его то запрещали, то разрешали вновь. Соответственно, и позиции Гуса то ослабевали, то укреплялись.

К примеру, в 1409 году Вацлав IV подписал Кутногорский декрет о реформировании Пражского университета, в котором чехи наконец получили преимущество над немцами. При решении всех вопросов, касавшихся жизни университета, чехи имели три голоса против одного немецкого. Как раз в этот период Гус получил место ректора, его позиции усилились. Но уже в 1410 году против него издали буллу, а потом и предали анафеме. Ситуация усугублялась тем, что как раз в это время произошел Великий раскол Римской церкви; одновременно на папском престоле сидели два, а потом и три папы, и они могли принимать совершенно противоположные решения.

В 1411 году пражский архиепископ напрямую обвинил Гуса в ереси. Вацлав IV, опасаясь серьёзных санкций, предложил богослову на время уехать в южную Чехию, что тот и сделал. Но в 1414 году проповедника вызвали на Констанцский собор, который должен был прекратить Великий раскол. Король Германии Сигизмунд I обещал выдать Гусу охранную грамоту, поэтому богослов отправился на собор без опасений. На деле документ, который он получил, был обычной подорожной. Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он способствовал изгнанию немцев из Пражского университета, и потребовали отречься от своих взглядов. Гус же был готов их обсуждать, вести дискуссию, но не отказываться от убеждений: он хотел, чтобы ему доказали, что он еретик.

На протяжении нескольких месяцев Гуса, уже заключённого в тюрьму, пытались убедить в том, что отречение необходимо. Он писал друзьям: «Меня мучит зубная боль, кровохарканье, болит голова, и причиняют боль камни в печени, но именно теперь я учусь молиться и постигаю ценности страданий Христа». В итоге упорство его так и не было сломлено, и 6 июля 1415 года Яна Гуса казнили через сожжение на костре.

4.jpg

Сожжение Яна Гуса. Миниатюра из «Хроники Констанцского собора» Ульриха фон Рихенталя, 1464. (Rosgartenmuseum Konstanz)

Сегодня Гус признан реформатором, Папа Римский Иоанн Павел II выражал сожаление, что богослов был сожжён. Учение Гуса названо способствующим объединению церквей, а в Чехии существует отдельная гуситская церковь. Однако реабилитация Яна Гуса, признанного еретиком, не состоялась до сих пор.

Он остался во главе армии, даже когда потерял оба глаза, — и не проиграл ни одной битвы. Жижка наводил ужас на врагов и заслужил прозвище «Страшный слепец».

Рыцарь в тумане легенд

Чешский национальный герой Ян Жижка может составить конкуренцию другим одноглазым военачальникам — он так же, как Кутузов, Нельсон или Моше Даян, побеждал более многочисленного и лучше подготовленного врага. А вот по части легенд о своей жизни вождь армии гуситов обошёл их. Родился он около 1354 г. в бедной дворянской семье в Троцнове. Бедность сделала Жижку наёмником. Потом поговаривали, будто он потерял глаз в Грюнвальдской битве 1410 г., в которой сражался на стороне Польши, однако в действительности неясно, там ли он получил тяжёлое ранение. То, что Жижка жил войной, совершенно очевидно. По ещё одной легенде, он стал разбойником, когда вернулся в Чехию, но король Вацлав простил опытного воина и принял его на службу. С 1412 г. Жижка — бургомистр в Праге.

Фото 1.1.jpg

В то время чешский народ уже начал осознавать себя и сопротивляться засилью немецких феодалов (Богемия и Моравия входили в Священную Римскую империю во главе с немецкими императорами). Росло и недовольство католической церковью, вернее, диктатом папы и другими церковными порядками. Очередная легенда гласит, что Жижка ненавидел католиков-папистов, потому что некий монах соблазнил его сестру, и рыцарь хотел отомстить. Однако, судя по всему, он встал на сторону Яна Гуса и других критиков клира из национальных соображений — там, где вырос полководец, немцев ненавидели издавна, а последователи Гуса стремились к повышению роли чешского языка и чехов вообще.

Гуситские войны начинаются

Ян Гус (1369−1415) — богослов и ректор Пражского университета — сильно досаждал папе. В своих проповедях он разоблачал грехи клира, чтобы вернуть церковь на путь благодетели. Впоследствии похожие идеи привели к Реформации, так что великий понтифик беспокоился не зря. Гус выступал против платы за таинства, продажи индульгенций и церковных должностей, критиковал несправедливое обогащение церкви и бездумное подчинение священникам («Писание выше Папы»). За это папа и император Сигизмунд в 1415 г. обманом заманили чешского богослова в Констанц, где инквизиция обвинила его в ереси и сожгла на костре. Вскоре то же самое сделали и с его последователем Иеронимом.

Фото 2.jpg

После этого чехи начали роптать. Идеи гуситов при нейтральном отношении к ним короля Вацлава быстро распространялись по стране. Дворяне засматривались на церковные владения, и многие поддержали движение — вместе с Пражским сеймом они выступили против сожжения Гуса. Большое число гуситов собралось в 1419 г. под Прагой вокруг своих проповедников. Происходили беспорядки, попытки разгрома монастырей, изгнания папистов из храмов. В этих событиях участвовал и Ян Жижка. В том же году умер король Вацлав, но его брата — императора Сигизмунда — чехи своим королём не признали. Власть в стране приняли гуситы. Прага, Табор, Пльзень и другие города один за другим оказались в гуситском лагере. Стороны взялись за оружие.

«Страшный слепец» во главе армии

Папа Римский объявил крестовый поход против чешских еретиков. В ответ те собирали армию добровольцев для обороны. С мая 1420 г. её фактически возглавил Ян Жижка — один из четырёх гуситских гетманов. С ним было много и закалённых в боях рыцарей, и солдат — простых крестьян, хоть и воодушевлённых. Понадобилась изрядная изобретательность, чтобы сколотить из этих пехотинцев победоносную армию. Для начала Жижка нашёл тактический приём против тяжёлой кавалерии противника — фланги колонн на марше прикрывали повозки, которые в случае нападения выстраивались в так называемый «вагенбург», импровизированную крепость (у русских аналог этой конструкции назывался «гуляй-городом»).

Фото 3.jpg

Жижка первым стал широко использовать вагенбурги и модернизировал их: повозки сцеплялись между собой цепями или ремнями, ставились ряд за рядом, а самое главное — наделялись отдельными экипажами до 15 человек (командир, возничий, стрелки, пикинеры, щитники). Повозки, как танки, прикрывали пехоту, кавалерию и орудия, а в ряде случаев могли и давить врагов. Очень быстро вагенбург доказал свою эффективность: в первом же серьёзном бою, битве при Судомерже 25 марта 1420 г., около 400 гуситов при 12 повозках заставили понести тяжёлые потери и отступить не менее 700 католических всадников. Впоследствии в сражениях участвовали сотни возов.

Фото 4.jpg

Одноглазый, среднего роста, но крепкий и с железным шестопёром в руках, Жижка после нескольких небольших побед стал лидером, вокруг которого сплотились все воины-гуситы. Он использовал их доверие с умом. Полководец написал первый в Европе армейский полевой устав, первым начал широко применять огнестрельное оружие, установил жесточайшую и равную для всех дисциплину (даже проституток изгнали из войск!).

Не раз Жижка казнил провинившихся. Кроме того, он отлично умел использовать особенности ландшафта и выбирал лучшие позиции для сражений. Гетман не забывал и о политике (хотя лишь когда это касалось армии, так как политикой как таковой или богатствами он не интересовался): он жестоко подавлял сектантство, чтобы предотвратить раскол гуситов. При этом Жижка не жалел и себя — в 1421 г. при осаде замка Раби он потерял второй глаз. Тем не менее полководец остался во главе армии и вёл людей, а попутно учил своих будущих преемников видеть так, как всё видит полководец, ведь ему приходилось пользоваться их зрением.

Фото 5.jpg

Раз за разом гуситы разбивали многочисленные войска императора, которые тот посылал в Богемию: в 1421 г. разгромили армию Сигизмунда под Прагой, затем разбили ещё один отряд и взяли Вышеград, в 1422 г. победили католиков у Габра и при Немецком Броде. Немцы, австрийцы, венгры и итальянцы — никто не мог одолеть гуситов под командованием Яна Жижки — «Страшного слепца». В конце концов чехи даже вторглись в немецкие княжества и совершили там опустошительный набег. Император оказался совершенно не властен над Чехией, а папа, должно быть, рвал и метал, так как лишился всех церковных владений в этой стране. Гуситы пожгли и разграбили немало монастырей и храмов, так как их роскошь считали символом церковного грехопадения.

Возможно, гуситы и добились бы целей своей войны, если бы не чума. Она сильно потрепала армию, но хуже всего — убила непобедимого Яна Жижку. Он заразился во время осады Пржибыслава и скончался 11 октября 1424 г. Об этом хронист Эней Сильвий сочинил (или повторил) ещё одну легенду — будто бы перед смертью гетман просил изготовить из его кожи военный барабан, чтобы и дальше вдохновлять воинов в бою. В эту историю верили многие, а Фридрих II даже писал, будто нашёл и купил в Праге тот самый барабан.

Фото 6.jpg

Гуситские войны продолжались ещё много лет, и империя не могла одолеть «еретиков», пока они не сделали это сами. Войны закончились в 1434 г. поражением радикальных гуситов в битве у Липан — в союзе с католиками их разбили свои же, умеренные гуситы, которые желали переговоров и мира, пусть даже на компромиссных условиях. Так и получилось. Гуситы не добились Реформации, но получили право исповедовать свой вариант христианства. Им пришлось признать королём Сигизмунда, и Чехия осталась в основном католической страной, но церковь так и не вернула свои земли. А «Страшный слепец» стал героем, который воодушевлял чехов и внушал страх их врагам ещё много столетий.

6 июля 1415 года на костре в городе Констант был сожжён Ян Гус. Он был ректором Пражского университета, одним из самых умных и талантливых людей эпохи. Он был предан императором, но не народом. Его смерть положила начало целой череде войн, которые устроил возмущённый народ.

Пара слов о Яне Гусе

Родился в 1369 году в бедной крестьянской семье. Отдан в монастырь в возрасте 10 лет. Он был очень любознательным и успевающим. Позже продолжает образование в Пражском университете, где получает степень бакалавра теологии, а потом и магистра свободных искусств. В 1400 году становится священнослужителем и начинает читать проповеди. Они становятся очень популярными, так как Гус говорит честно, открыто и без обиняков. Кроме того, Ян читает проповеди не на латыни, а на чешском для того, чтобы простые люди могли понимать, о чём там говорится. Его проповеди собирали до 3000 человек.

Гус делает головокружительную карьеру, становясь сначала деканом свободных искусств, а затем и ректором пражского университета. Особое влияние на Гуса оказывали труды Джона Виклифа . Он был почти еретиком, хотел донести мысль, что церковь обманывает людей, но делал это так, чтобы не попасть на костёр. Вот, допустим, две главные идеи из трудов Виклифа :

Проповеди Яна Гуса

  1. Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  2. Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  3. Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  4. Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  5. Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Особо он критиковал поклонение святым вещам: будь это скатерть из Тайны Вечеря, волос ли с бороды Христа, пелёнка ли Христа, волосы лиМарии Магдалины, рука Лазаря и т.д. Он говорил — это нелепость. Для того времени это было, как сейчас ходить по минному полю.

Если собрать все кости святой Бригитты, то получится, что она была сороконожкой. Христос вознёсся на небо весь, поэтому никакие его части на земле остаться не могут. (Ян Гус)

Самой сокрушительной критике Яна Гуса подверглись индульгенции (хотя в 1492 году он сам на последние 4 гроша покупал их себе!). Грехи могут быть лишь отмолены, грехи нельзя искупить деньгами.

Конфликт с Папой Римским

Раз за разом Яна Гуса католическая церковь просила "угомониться" в своих обличительных проповедях. Так, в 1408 году и обвинены в ереси друзья Гуса: С танислав из Знойма и Стефан Палеч , которые позже отказались от своих убеждений.

В 1410 году антипапа Александр V издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. После сожжения книг вышел указ об отлучении от церкви Гуса и всех, кто распространяет труды Уиклифа . Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Противников Уиклифа даже избивали на улицах.

В 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV , который оказывал Гусу некоторую поддержку. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковать владения тех священников, которые эту «клевету» распространяли. Збинек бежал в Венгрию, но умер в дороге 28 октября 1411 года. В том же году Иоанн XXIII призвал Европу к Крестовому походу против Владислава Неаполитанского , защитника Григория XII .

Заступник

Общественное мнение также было на его стороне, жители города устраивали шествия в поддержку проповедников, ими были сожжены две буллы Иоанна . Власти города казнили троих участников шествия.

Ян Гус не был гуманистом. Он был довольно жёстким человеком. Однако, когда в ходе погромов схватили лидеров, которые как считал Гус, неверно поняли его проповеди и из-за этого творили все погромы. Ян Гус выступил с речью, в которой просил снисхождения к мятежникам. Ему ответили удовлетворительно, заявив, что никто не будет казнён. Однако не успел Гус дойти до своей Вифлеемской часовни, как мятежникам отрубили головы, но их привезли в Вифлеемскую часовню и совершили за них мессу как за мучеников.

А судьи кто?

В своём желании заработать Церковь вышла на новый уровень. Так, в 1512 году индульгенции стали отпускать не только совершённые грехи, но даже те, которые будут совершены. Можно пойти в Церковь и купить абонемент на грехи, как в спортзал сейчас.

Яна Гуса вызовет в суд неаполитанец Бальтазар Косса — бывший пират, купивший кардинальскую шляпу. А теперь он уже в качестве Папы Римского, вызывающего Яна Гуса на вселенский собор в Констанце .

Констанцский собор

Цель собора -—прекратить разложение католической Церкви, прекратить шатания в её "головах и членах". Под головой имеются ввиду Папы Римские, которых было уже трое. Они придавали друг друга анафеме, отлучали от Церкви и проклинали. Собор низложил всех троих.

Вторая цель — прекращения разброда "внизу" Церкви. Сюда и попадал Ян Гус. Его учение выбивалось из общего ряда, его идеи прямо угрожали стабильности Церкви. Он всё же прибывает на Констанцский собор . Хотя и его отговаривали и друзья, и ученики, и знакомые, он всё-таки поехал. Сигизмунд предоставляет охранную грамоту, которая даёт ему неприкосновенность. Однако, как считают ряд специалистов, это был скорее просто паспорт, дающий право на появление на соборе, пересечение границы и так далее.

Гус едет по двум причинам.

  1. "Я докажу,"считал Гус. Но. не получилось. Он был освистан. Кардиналы и архиепископы ненавидели его. Они освистали его, топали и кричали. Они не дали сказать ему ничего.
  2. "Представьте себегусь ещё не зажарен,"писал Ян Гус своим друзьям. Он надеялся, что в случае его сожжения это всколыхнёт Империю и его учение победит.

Яну Гусу предлагают отречься, тогда его возможно ещё помилуют. Ему предлагают сделать это, когда он уже на костре. Гус отказывается предать свои идеи — Гус выбирает смерть.

Как вы считаете правильно ли поступил Гус, что поехал на собор? Согласны ли вы с Гусом о необходимости реформ в Церкви? Ян Гус — безумный фанатик или тонкий стратег? Пишите своё мнение в комментарии. Если понравилась статья — ставьте лайки и подписывайтесь. Спасибо за прочтение!

(чеш. Jan Hus урождённый Ян Гусинец; в некоторых исторических текстах Иоганн Гус; 1369, Гусинец, Богемия — 6 июля 1415, Констанц, Баден) — чешский проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Национальный герой чешского народа. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала Гуситские войны (1419—1434).

Прозвище «Гус» закрепилось за Яном ещё в отрочестве. Оно было сокращением от названия его родного селения — Гусенца. Точная дата его рождения неизвестна, по сложившейся в исторической науке традиции, считается, что Ян Гус родился в 1369 году. По всей видимости, он происходил из небогатой крестьянской семьи. Ещё в детстве мальчик решил стать священником, поэтому в довольно юном возрасте он отправился в Прагу, чтобы получить степень магистра вольных искусств в Пражском университете. В 1400 году Гус становится священником и получает пост декана факультета.

Время, когда жил Ян Гус, было для Чехии очень непростым. Чешский король Вацлав IV, одновременно имевший титулы Римского короля и короля Германии, регулярно конфликтовал с духовенством, отстаивая верховенство светской власти над церковной и выступая против засилья римских и немецких духовников в Чехии. Кроме того, немецкие курфюрсты выступили против кандидатуры Вацлава на титул императора Священной Римской империи и проголосовали за более близкую им персону. Чешские граждане, уставшие от поборов со стороны католической церкви, проповедей, произносимых на непонятных языках, и произвола немецких чиновников, которые хозяйничали в Чехии, поддерживали своего короля. На его стороне было и наиболее прогрессивное чешское духовенство, в том числе, Ян Гус. Трения между чешским королём и курфюрстами вылились в войну. Противостояние кипело и в богословской среде между передовыми чешскими священниками, придерживающимися необходимости реформирования церкви, и консервативными немецкими клириками, выступающими за незыблемость положений, исходящих из Рима. Любые изменения в жизни Европы сразу находили своё отражение в Пражском университете, где начинались ожесточённые споры между чехами и немцами.

Многие чехи были недовольны, что немецкие профессора и студенты решают все значимые вопросы в жизни университета. В лице Яна Гуса Вацлав IV нашёл верного соратника. По инициативе короля, в Праге была основана Вифлеемская часовня, где проводились бы проповеди исключительно на чешском языке, а проповедником в ней был назначен Ян Гус, уже известный среди горожан своими высказываниями.

О молодом проповеднике скоро стало известно по всей Чехии, его приходили слушать из других городов, а в 1403 году даже назначили ректором Пражского университета. А вскоре Ян Гус стал личным исповедником королевы Софии. Речи Гуса ложились на благодатную почву.

Чешский народ давно ждал человека, который изложил бы его горести и чаяния в форме проповеди. Гус понимал, что для лучшего распространения своих идей необходимо доносить их до людей в наиболее простой и понятной форме, поэтому занялся реформированием чешского языка, создав удобную систему правописания. Разумеется, очень скоро у Гуса появились и влиятельные враги в среде немецких богословов. При этом сам Гус вовсе не собирался порывать с католической церковью, а просто считал, что ей нужна небольшая реформация и обновление кадров. Гус не раз защищал от преследования инквизиторов богословов и простых людей, обвиняемых в ереси, в частности, тех, кто проповедовал учение Виклифа.

В 1405 году вышла папская булла, предписывающая бороться с ересью Виклифа. Чешский архиепископ Збынек приказал сжигать все найденные книги английского богослова и запретил проповедникам публично критиковать духовенство. Враги Гуса, знавшие об его отношении к идеям Виклифа, стали писать многочисленные доносы на проповедника, адресуя их и чешскому архиепископу, и Папе.

В 1409 против него издали буллу, и проповеди Гуса были запрещены, однако их популярность только росла.

В 1412 году на него наложили интердикт. Гус, чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, уехал в Южную Чехию, где указам папы не подчинялись, и продолжал там критиковать церковь. Когда начался раскол, Гус сохранял нейтралитет, потому что считал, что разные течения внутри христианства допустимы.

В ноябре 1414 года Гуса вызвали на Констанцкий собор, где должна была решаться проблема раскола. Император Сигизмунд обещал Гусу неприкосновенность, но слова не сдержал. На соборе Гуса арестовали и осудили за ересь.

В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 года Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!). В 1416 году на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: