Состояние коррупции в современных условиях российского государства

Обновлено: 18.04.2024

Коррупция в современной России является одной из серьёзных проблем страны. Хоть уровень коррупции и снизился кардинально за последнее десятилетие, но всё же значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. Из-за этого серьёзно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами: такие как крупные стройки или масштабные закупки. Вредит коррупция и росту некоторых отраслей бизнеса.

Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности России. Своим размахом она сводит на нет или тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования и непосредственно развитие Российского государства. Коррупция расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет и делает неэффективным использование бюджетных средств. Развитые коррупционные отношения негативно влияют на имидж страны в глазах её политических и экономических партнёров. Тем самым ухудшается инвестиционный климат в стране. Увеличение имущественного неравенства граждан способствует формированию в общественном сознании представления о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти. Коррупция является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма. Также коррупция выступает одним из верных средств достижения своих целей для членов преступных групп. Хочется подробнее остановиться на взаимосвязи коррупции и организованной преступности. Дело в том, что в наивысшей степени эта связь проявляется в политической и государственной системе. Проникая в названные системы, организованная преступность дезорганизует органы власти и управления, разъедает их изнутри с помощью коррупции. Данная ситуация благоприятна для принятия деструктивных решений, лоббированию интересов криминальных сообществ и коммерческих организаций. Таким способом лидеры преступных сообществ продвигают «своих» людей в органы власти, финансируют некоторые партии и движения для создания своего лобби. Соответственно, пролоббированные во власть представители преступных группировок работают не в интересах общества и государства. Оказывается, мощнейшая финансовая поддержка преступным сообществам, поощряется обхождение закона, то есть происходит прямое нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, отражённого в статье 19 Конституции РФ. Совокупность перечисленных факторов составляет определённо твёрдую почву для недоверия к власти со стороны населения. Интересным представляется то, что сферы поражения коррупцией и организованной преступностью практически одинаковы. Среди них: экономическая, политическая, социальная и духовная. Организованная преступность представляет угрозу духовному развитию нации. Она ведет к обнищанию нравственных ценностей, создает стереотипы «красивой» жизни, культивирует насилие и анархию среди молодежи.

Из выше сказанного следует, что организованная преступность в комплексе с коррупцией ускоряют процесс деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев. Данные проблемы исследовались и продолжают изучаться многими учёными и специальными структурами.

Чаще всего среди общих причин возникновения коррупции и организованной преступности в России называют:

• стремительный непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире;

• кардинальное изменение государственного устройства;

• необоснованная приватизация, проведенная со значительными нарушениями, в результате которой, в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;

• низкая эффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы);

• изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;

• состояние общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых, занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия;

• правовая неграмотность подавляющей части населения страны;

• неэффективность функционирования большинства институтов власти;

• кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе, коррумпированным структурам всех уровней власти;

• отсутствие развитых институтов гражданского общества;

• низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета.

Состояние коррупции в России в 2016 году:

Россия в 2016 году вошла в число самых коррумпированных стран в Европе и Центральной Азии, об этом и говорится в исследовании «Барометр мировой коррупции», опубликованном Transparency International – это неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. В ходе исследования респонденты отвечали на вопросы о самых серьезных проблемах, которые стоят перед их странами, о том, как они оценивают коррумпированность властных институтов и усилия руководства страны по противодействию коррупции.

«Данные исследования свидетельствуют, что коррупция воспринимается россиянами как третья по важности проблема в стране после экономического положения и состояния здравоохранения. Коррупция представляется респондентам более важной темой, чем образование, безработица и преступность», — говорится в докладе.

Также опрошенные россияне сказали, что не сообщают о коррупции. Оценивая причины этого, 17% респондентов заявили, что это попросту опасно, 16% — что это не имеет смысла, 14% не верят в возможность что-либо доказать, а 11% боятся признаться в своей причастности к преступлениям.

Кроме России, наиболее коррумпированными странами оказались Армения, Босния и Герцеговина, Литва, Молдавия, Сербия и Украина.

Направления в борьбе с коррупцией:

В настоящее время выделяются два основных направления в борьбе с коррупцией:

1) борьба с внешними проявлениями коррупции, т. е. с конкретными коррупционерами, путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, в целях пресечения их противоправной деятельности;

2) предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства.

Характеризуя первое направление, прежде всего, следует отметить, что коррупция само по себе явление достаточно сложное, обладает высокой степенью латентности. Таким образом, выявление правонарушений представляется довольно затруднительным в силу самой природы коррупции. Коррупционное деяние (в основном взяточничество) относится к тем правонарушениям, у которых нет потерпевшей стороны, то есть лиц, заинтересованных в установлении истины и наказании виновных. Контрагенты, напротив, всячески стремятся скрыть данное правонарушение. Поэтому и существует весьма небольшой риск возможного разоблачения коррупционных элементов, а также отсутствуют энергичные действенные мер, которые могут быть применены к правонарушителям. Оценивая данные факты, можно сделать вывод, что в ближайшее время не будет наблюдаться тенденции роста фиксируемых коррупционных правонарушений. Это мнение бытует и среди российского общества. Тем не менее, не следует полагать, что Россия заранее обречена на масштабную и хронологическую коррупцию. С данным явлением возможно и нужно бороться. Но наряду с борьбой с внешними проявлениями коррупции, следует проводить и профилактику коррупции, которая является более эффективной. В сфере развития профилактических мер по борьбе с коррупцией, оправданным будет внедрение в систему стандартов высшего образование учебной дисциплины, направленной на формирование у студентов антикоррупционного мышления.

В Российской Федерации основным инструментов борьбы с коррупцией являются правоохранительные органы, в которых также существует высокая степень коррумпированности. На наш взгляд, коррупция в правоохранительных органах несет повышенную опасность для общества и государства, подрывая, в конце концов, безопасность страны в целом. Факт наличия коррупции в органе, на который возложена обязанность предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, является сам по себе противоречивым. Просто необходимо, чтобы правоохранительные органы были свободными от коррупции. Учитывая современные реалии, достичь такого результата не удастся в ближайшее время. В связи с чем, правоохранительные органы не способны функционировать как инструмент борьбы с коррупцией. Итак, на лицо необходимость функционирования органа, способного реально внедрять в жизнь антикоррупционные меры. Полезен в данной ситуации опыт зарубежных стран. Так, к примеру, в Китае основным инструментом в сфере противодействия коррупции, является партийный орган — комиссия Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Комиссия работает на основе сигналов, поступающих от различных источников, ей проверяется наличие факта коррупции. Если они подтверждаются, материалы передаются в правоохранительные органы, которые уже устанавливают виновность лиц, определяют наказание.

В завершение можно подытожить, что победить коррупцию полностью невозможно. Данное явление всегда будет существовать там, где существует государственное устройство. Однако уменьшить его масштабы реально.

Коррупция в России, имея многовековую историю, характеризуется многогранностью, в неё втянуты не только государственные чиновники, но и частный сектор, а также множество других слоёв общества. Российское антикоррупционное законодательство находится пока ещё в стадии становления, опираясь всё больше в своем развитии на позитивный зарубежный опыт. Намой взгляд, профилактика коррупции должна иметь безусловный приоритет над иными мерами борьбы с этим явлением. Ограничение коррупции не может определяться разовой кампанией. Только мобилизация усилий всего государства и общества в целом способна отчасти «побороть этот социальный недуг».


Коррупция на сегодняшний день является одной из самых значимых проблем в России, что препятствует её социально — экономическому развитию и представляет угрозу национальной безопасности. Статья посвящена особенностям проявления коррупции в Российской Федерации, проблемам распространения коррупции в сфере государственной службы, а также предложены оптимальные пути решения проблемы коррупции для того, чтобы снизить её рост.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная власть.

В современных условиях коррупция признана «одной из самых серьезных мировых проблем, затрагивающих все государства. Она дестабилизирует национальные экономики, нарушает права человека, подрывает принципы справедливости, провоцирует социальную напряженность в обществе» [1].

Борьба с коррупцией на сегодняшний день является одним из главных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и ведётся на протяжении всей истории российского государства.

Однако, как показывает практика масштабность принимает особые обороты только в 2008 году с появлением первого Национального плана противодействия коррупции [2].

В Национальном плане противодействия коррупции закреплены основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти в отношении противодействия коррупционной составляющей российского общества, определена необходимость разработки антикоррупционных стандартов, общественного и парламентского контроля.

В первом разделе мероприятий по законодательному обеспечению противодействия коррупции была определена подготовка проекта федерального закона «О противодействии коррупции», который был принят в 2008 году [3].

Уровень коррупции в России находится на опасно высокой отметке, согласно международным рейтингам, а также по данным автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» «Трансперенси Интернешнл — Р» Россия занимает одно из лидирующих мест по уровню развития взяточничества в мире. Такая статистика негативно влияет на развитие экономики нашей страны [4].

Коррупция в различных сферах государственной и общественной жизни представляет серьезную опасность, в результате чего подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны и порождает снижение экономики в целом.

Для более полного уяснения смысла коррупции необходимо сформулировать определение данного понятия. Федеральный закон «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица [5].

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица.

Важность данной проблемы осознаётся и на самом высоком уровне руководства страны. Так Дмитрий Медведев, находясь на посту президента Российской Федерации в своем послании к Федеральному собранию отмечал: «В своей статье я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем — до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла» [6].

Взяточничество разрушает дисциплину в работе государственного аппарата. На сегодняшний день в России большая часть совершаемых коррупционных преступлений происходит именно в этой сфере.

Так, например, 30 января 2019 в Совете Федерации — прямо в зале заседаний — был задержан сенатор от Карачаево-Черкесии, которого подозревают в причастности к приступным группировкам, а его отца — к хищениям газа на 30 миллиардов рублей.

По данным редакции «ИНФО24», российские правоохранительные органы в 2018 году арестовали рекордное число федеральных чиновников за последние 27 лет, следует из доклада «Борьба с «внутренними оборотнями»: чистки чиновничества в современной России», составленного фондом «Петербургская политика» [7].

Противодействие с коррупцией однозначно должно осуществляться по всем направлениям государственной политики. Действуя, над устранением коррупции в какой-нибудь одной сфере, появляются большие риски преуспевания и развития в другой. С теоретической точки зрения всё достаточно просто, только вот на практике замыслов, идей и предложений недостаточно для выполнения задач. Основы антикоррупционной политики, которые положены ещё в 2008 году, а именно в Национальном плане противодействия коррупции, которые позже были модифицированы в Федеральный закон, в настоящее время еще не воплощены и находятся на стадии разработки и усовершенствования.

По всей вероятности, действующее законодательство не скоро позволит свести к минимуму коррупционную составляющую нашего общества до оптимального уровня. В основном это связано с тем, что большая часть граждан привыкла мыслить коррумпировано. Для осуществления принципа законности прежде всего нужно предотвратить в сознании человека возможность дачи взятки. Чтобы сохранить антикоррупционную политику как ответственность и обязательство для всех граждан, государственная власть создаёт законодательные акты и государственные органы.

Наиболее действенными правовыми средствами противодействия коррупции являются, первоначально, нормативно-правовые предписания, регламентирующие приёмы, способы противодействия коррупционным отношениям, а также юридические технологии, связанные с эффективным правовым инструментарием, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующие снижению факторов коррупционной деятельности.

Концепцией антикоррупционных мер может быть не только принятие законодательных актов в государственной сфере, но и их повсеместное, практическое применение, именно это позволит осуществлять тщательный контроль над коррупционной деятельностью. Вместе с тем, нужно применять опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах, а также международные антикоррупционные стандарты.

Более того, для борьбы с коррупцией необходимы полноценное гражданское общество, независимые общественные институты, объективное и компетентное приобщение средств массовой информации. Основной акцент целесообразно делать на повышение уровня прозрачности в работе всех ветвей и уровней власти.

Обстановка в общей сложности маловероятно будет изменяться в полной мере, если видеть только нынешние события и факты. Отрицательные тенденции получится изменить путём предусмотрительности коррупционных ситуаций.

Одним из достаточно сложных барьеров на данном пути являются падение авторитета органов государственной власти, утрата доверия и уважения к ним со стороны значительной части граждан. Этот феномен обусловлен неудовлетворённостью общества не столько содержанием и объёмом компетенции, сколько качеством государственной деятельности, которое переживает процесс перманентного снижения на протяжении уже длительного времени [8].

Чтобы увеличить эффективность противодействия коррупции необходимо взаимодействие структур, которые занимаются вопросами по таким направлениям как:

– постоянное усовершенствование общественной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

– обеспечение открытости и прозрачности в полном объёме административных и правовых процедур, принятия решений, их жесточайшее регламентирование;

– усиление обязательств и ответственности за совершение коррупционных преступлений;

– развитие международного правового сотрудничества в области противодействия коррупции;

– устранение возникнувшей системы планирования и расстановки кадров государственной и муниципальной службы по принципу родства и землячества, приятельских отношений, личной преданности для создания команды «единомышленников»;

– совершенствование системы социального контроля — контроля, осуществляемого над деятельностью институтов, предприятий, организаций и всего общества в целом;

– формирование у граждан антикоррупционной устойчивости.

Предпринятые меры по противодействию коррупции — это всего-навсего только старт и трудно в настоящее время говорить о значительных достижениях и результатах такой работы.

В будущем следует данные мероприятия ввести при более активном взаимодействии с другими органами власти, а именно с законодательной, исполнительной, судебной, общественными организациями. Лишь только всеобщие приложенные усилия и старания могут дать возможность снизить уровень коррупции и ее проявления в целом, соответственно и размеры ущерба, приносимые социально-экономическому развитию нашей страны.

Коррупция — серьёзная угроза для любого государства и общества, поэтому учитывая вышеизложенное Российская Федерация как великая и сильная страна, должна принимать любой вызов извне и решить очень значимую и глобальную проблему современности.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, антикоррупционная политика, государственная власть, коррупция, Национальный план противодействия коррупции, коррупционная деятельность, противодействие коррупции, уровень коррупции.


В статье представлен краткий обзор современного состояния коррупции в России. Отмечены наиболее важные нормативные акты регулирующие методы борьбы с коррупцией. Озвучены причины стагнации и методы борьбы с этим явлением.

Ключевые слова: коррупция, стагнация, закон, ратификация.

Феномен коррупции в современной России представляет огромную проблему. Все чаще о ней говорят руководители законодательной, представительной ветвей власти, общественные организации и просто граждане Российской Федерации через социальные сети.

Это социально-правовое явление наносит ущерб росту экономики и социальной стабильности страны, значительно уменьшая поступления в бюджеты различных уровней, вытесняя с рынка честных конкурентов и снижая степень доверия населения к органам государственной власти и финансовым структурам. Наличие коррупции в сферах общественной жизни является признаком ее системного кризиса. [1, с.262]

Коррупция — это проблема, которая касается каждого из нас, она одна из основных причин снижения уровня жизни населения. Она оказывает воздействие на нас, даже если мы не сталкиваемся с ней напрямую. Отдельные члены общества обогащаются за счет средств, которые могли бы быть направленные на важные сферы жизни общества — образование, здравоохранение, инфраструктура. Эти люди ставят свои личные, корыстные интересы превыше общественных. Зачастую отдельные члены общества или группы людей в России, имеющие связи, деньги, могут и влияют на изменение законодательства, преследуя личные интересы.

Ученый-адвокат Кирпичиков А. И. писал, что коррупция — это коррозия. Она разрушает государственный аппарат и разъедает общество. [2, с.22]

По итогам 2018 года рейтинг TI охватил 167 стран. Россия заняла 138 место (29 баллов), оказавшись в одном ряду с Ираном, Ливаном, Гвинеей.

Коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться. Поэтому, все больше внимание уделяется осуществлению антикоррупционной политики. Данная стратегия представляется единственно эффективной в нынешних условиях. При этом она не противопоставляется применению правового государственного принуждения к коррупционерам. Наоборот, это принуждение становится более эффективным, поскольку встраивается в общую систему антикоррупционного сдерживания.

За последние годы органами государственной власти России сделаны важные шаги в реализации антикоррупционной стратегии. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что коррупция была официально признана одной из наиболее значимых угроз национальной безопасности, оказывающей влияние на все сферы жизни общества.

В рамках реализации этой государственной стратегии по противодействию коррупции был принят комплекс важнейших документов и мер, среди которых особое место занимают Указы Президента Российской Федерации, посвященные вопросам противодействия коррупции.

Президентом были подписаны законы, который призваны повысить эффективность деклараций государственных служащих. Согласно документу, банки будут обязаны по запросам правоохранительных органов раскрывать сведения о финансовых операциях должностных лиц. С 2008 года действует Совет при президенте РФ по противодействию коррупции.

Предпринимается активное совершенствование законодательной базы и приведение ее в соответствие с мировыми нормами. Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции. 19 мая 2008 года вышли Указ Президента Российской Федерации № 815 «О мерах противодействию коррупции» и федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В 2010 году был издан Указ президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции». В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года коррупция признана одной из основных угроз для общества и государства.

Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, определившая ключевые направления организации работы по системному противодействию коррупции и предупреждению ее проявлений. В том числе был принят ФЗ РФ от 17 июля 2009 г. № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Актуальность антикоррупционной экспертизы состоит в том, что она позволяет выявлять в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенные факторы для их последующего устранения.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. В связи с принятием этого Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной и муниципальной власти.

Также законодательно введен целый ряд обременительных норм и правил для публичных должностных лиц и их семей, в части декларирования имущества, доходов, владением зарубежной собственностью.

Причины, по которым Россия остается аутсайдером в борьбе с коррупцией в законодательном и практическом применении:

  1. Коррупционные дела возбуждаются против высших должностных лиц не регулярно. Отдельные громкие случаи лишь оттеняют общую весьма удручающую картину.
  2. Слабость правовых норм, регулирующих ответственность за не декларирование доходов и имущества, а также конфликта интересов, позволяет нарушителям в подавляющем большинстве случаев отделываться минимальным наказанием, увольнением за утрату доверия и сложением полномочий.
  3. Реализация ведомственных планов по противодействию коррупции имеет крайне формальный и непубличный характер.
  4. Международное антикоррупционное сотрудничество стагнирует. Сбежавшие в другие страны от российского правосудия коррупционеры избегают наказания за совершенные противоправные деяния;

Очевидно, что значительная часть коррупционных деяний происходит по причине несовершенства законов и подзаконных нормативно-правовых актов. [3,с.50] Для борьбы с перечисленным необходимо применение конкретных мер:

  1. Введение персональной ответственности во всех ветвях власти законодательной, судебной и особенно исполнительных органов власти.
  2. Внедрение в правовую систему механизмов реальной ответственности за незаконное обогащение, то есть за наличие у должностного лица и их семей активов и собственности, происхождение которых такое должностное лицо не может разумным образом объяснить;
  3. Обеспечить действенную реализацию контроля за движением средств должностных лиц и членов их семей в расширенной формулировке согласно требованиям FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег);
  4. Обеспечить независимость судов от исполнительной власти и не избирательность правосудия, а также обеспечить публичность данных о деятельности правоохранительных органах;
  5. Обеспечить российским общественным организациям и активным гражданам возможность свободно получать и анализировать информацию, связанную с деятельностью по гражданскому антикоррупционному контролю.

Самой действенной мерой по борьбе с коррупцией в России должно быть совершенствование российского законодательства.

Право применение должно осуществляться не только за контролем уровня доходов чиновников, когда это превращается раз в год в декларацию с не совсем достоверными цифрами, а за уровнем расходов, приобретением дорогостоящих активов чиновником и его членов семьи. Для этого необходимо ратифицировать тот самый пункт 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, который Российская Федерация с таким упорством уже несколько лет отказывается ратифицировать. В пункте 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией определена обязанность чиновника и иных должностных лиц доказывать легальность доходов, потраченных на дорогостоящие приобретения, и в случае, когда возникают подозрения в неосновательном обогащении, то контрольно-надзорные органы государства обязаны будут провести финансовое расследование и по их результатам принять соответствующие меры [4]. Такая мера станет поистине революционной по борьбе с коррупцией в России.

  1. Терешкова, В. В. Сравнительный анализ успешных практик противодействия коррупции в сфере школьного образования в зарубежных странах/ В. В. Терешкова// Актуальные проблемы экономики и права. — 2015.-№ 1.-С.262–271.
  2. Ночевин, Д. К. Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации: административно правовые аспекты: монография/ Д. К. Ночевин.-М.: Проспект, 2017.- 144с.
  3. Чернышева, Л. А. Антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов субъектов Р. Ф. и органов местного самоуправления: проблемы теории и практики/ Л. А. Чернышева//Государственная власть и местное самоуправление.-2017.-№ 6.-С. 50–53.
  4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупций от 21.11.2003 // СПС «Консультант+». — Последнее обновление 22.03.2019.
  5. Лимаренко, А. П. Проблемы эффективности антикоррупционной политики в современной России/ А. П. Лимаренко, С. Е. Туркулец// Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: сб. материалов науч. Исследований молодых ученых в рамках Междунар. науч.-практ. конф./ под общ. ред. С. Е. Туркулец, Е. В. Листопадовой.-М.: Научный консультант, 2017.- С.119–122.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, коррупция, противодействие коррупции, борьба, указ Президента, антикоррупционная экспертиза, должностное лицо, национальная безопасность, отдельный член общества.


В статье анализируется состояние коррупции в современной России, ее роль и место в различных сферах общества. Раскрываются пути и методы борьбы с ней. Делается вывод не только о необходимости ужесточения наказания за коррупционные преступления, но и о неотвратимости наказания. Авторы считают, что при всей значимости правового, экономического, политического факторов в борьбе с коррупцией нельзя игнорировать роль культуры, социальных норм и общественных ценностей; необходима также независимая антикоррупционная экспертиза принимаемых законов.

Среди целого ряда острейших проблем, тормозящих развитие современной России, сдерживающих модернизацию экономики и общества, особо выделяется проблема коррупции.

Из словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: «Коррупция — это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [1, c. 298].

Коррупция проявляет себя во всех странах мира, в том числе развитых. Однако в современной России коррупция в силу своего характера и масштабов — это не просто какое-то отдельное локальное явление в области экономики, политики, морали и государственного и муниципального управления. Это система отношений, которая пронизывает все сферы общества, его институты и ведет к многочисленным негативным последствиям, деформирует экономические отношения, ломает политическую систему, элиту превращает в свою противоположность — в антиэлиту, отторгает духовно-нравственные ценности.

В ходе двадцатилетней трансформации российского общества коррупция приобрела масштабный характер, стала нормой жизни граждан, и не только чиновников. Коррупция дискредитирует право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, угрожает общественной и национальной безопасности, разрушает демократические институты государства и общества. Она отрицательно влияет на имидж страны в мировом сообществе, ставит барьер на пути притока в страну необходимых инвестиций. Высокая степень коррумпированности была обозначена как одно из препятствий вступления России в ВТО.

Коррупция в нашей стране поглощает значительную часть секторов государственной и частной экономики, делает их не прозрачными, уводя из налоговой базы средства, так необходимые для модернизации экономики и повышения качества жизни россиян. Через коррупционные отношения крупный бизнес реализует не только экономические, но и политические цели и задачи, воздействует на гражданские институты, влияет на политические партии и движения.

Коррупция, вторгаясь в средний и мелкий бизнес, не дает ему полнокровно развиваться.

Коррупция — главный и динамично растущий сектор российской экономики. Годовой доход только в сфере деловой коррупции в 2013 г. более чем в два раза превысил суммарный доход от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов и газа. Высокий уровень коррупции в России подтверждается многочисленными международными рейтингами. Так, в мировом рейтинге СРI наша страна находится в числе наиболее коррумпированных стран: согласно данным за 2013 г. российское государство заняло 143-е место из 183 стран, охваченных исследованием [2, с. 105].

К проблеме коррупции приковано внимание политических партий. На выборах все они в числе приоритетных мер называют борьбу с коррупцией. К коррупционерам очень решительно настроено общественное мнение. Так, идею конфисковывать их имущество поддерживают 84 % опрошенных, 80 % считают необходимым привлекать к уголовной ответственности за посредничество при даче взятки. Больше половины респондентов (56 %) согласны с проведением узаконенных провокаций для выявления коррупционеров. То, что идея узаконенных провокаций пользуется популярностью, считает бывший военный прокурор и первый заместитель министра юстиции А. Савенков, говорит очень о многом — люди готовы поддержать нетривиальные меры, считая, что обычными способами коррупционера не запугать [3, с. 177].

В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции.

В этом плане нельзя не согласиться с тем, что главная проблема не в коррупции самой по себе, а в отсутствии у власти способности влиять на ее масштабы [8, с. 8].

Нельзя сказать, что федеральная, региональная и местные органы власти ничего не делают реально, а только констатируют наличие высокого уровня коррупции. Они принимают определенные меры по ее минимизации, в первую очередь посредством ужесточения законодательства. Так, известно, что Государственная дума ведет работу над поправками в административный и уголовные кодексы об ужесточении наказания за коррупцию. С 2013 года вступил в силу закон, который вводит ротацию чиновников. В первую очередь под ротацию попадут руководители контрольных и надзорных органов. По замыслу, постоянная ротация не позволит чиновникам обрастать коррупционными связями на местах. Пакет антикоррупционных законов вступил в силу с 1 января 2013 г. Однако проверяться будут только сделки, совершенные с 1 января 2012 г. Кроме законодательных инициатив в борьбе с коррупцией появились реальные факты этой борьбы. В борьбу кроме правоохранительных и надзорных органов активно включились институты гражданского общества: антикоррупционные советы, общественные палаты, независимые средства массовой информации, включая Интернет, и др. В последние месяцы 2013 г. и начале 2014 г. почти каждый день российская общественность узнает о новых разоблачениях коррупционных дел высокопоставленных чиновников. [4, с. 11]

Тем не менее политики, ученые, да и простые граждане неоднозначно оценивают начавшуюся борьбу с коррупцией. Одни считают, что это лишь имиджевый ход для повышения рейтинга власти. Другие видят в этом перераспределение властных полномочий и активов между различными группировками и кланами, не очень верят в неотвратимость наказания за коррупцию. Третьи полагают, что причина не так важна — главное, что этот повод вполне реален.

О коррупции в нашей стране сейчас известно многое, но не все. Нет ясного понимания ее причин, путей и методов ее искоренения, и меры, направленные на борьбу с ней, пока не дают ощутимых результатов. Поэтому повышается и усиливается стремление науки к практики и изучению социальной природы коррупции.

На этом пути есть свои трудности и проблемы. Во-первых, коррупционные действия чаще всего носят латентный характер. Во-вторых, особенно сложно изучать и влиять на коррупцию в условиях «архаичного», переходного общества, каковым является Россия. В третьих, во многих исследованиях упор делается на верхушечную коррупцию, но явно недооценивается низовая коррупция. Закон о контроле за расходами чиновников и соотнесении их с реальным заработком, при всей его значимости, касается ограниченного круга лиц. В то время как коррупционные схемы формируются значительно ниже, там, где выделяются квоты и лицензируется деятельность, оказываются услуги в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т. п. В-четвертых, в стране началась борьба с коррупционерами, а порядок, который создает условия для воровства, почти не меняется.

В силу многоликости коррупции необходимы ее комплексное и системное исследование и на этой основе разработка соответствующих мер по ее искоренению.

Истоки коррупции лежат прежде всего в экономике. Коррупция почти всегда экономически мотивирована. Этот процесс в нашей стране приобрел реальную систематизирующую силу с началом разгосударствления собственности, с воплощением известного лозунга «Берите суверинетета столько, сколько проглотите». Государство в этот период не просто занимало нейтральную позицию, а являлось мощным инструментом криминальной приватизации наиболее прибыльной собственности, переходившей в частные руки за бесценок или по символической стоимости, не имевшей экономического обоснования.

Таким образом, бюрократией и бизнесом было приватизировано и само государство. Произошло смыкание государственной и муниципальной власти с криминальным бизнесом. Это привело к тому, что в России по своей социально-политической сути сформировался режим победившей коррумпированной бюрократии.

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов фразеологических выражений. — М.: Азбуковник, 1997. 1023с.

2. Антипьев А. Г. Российское общество: пути модернизации и инновации // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 5. С. 104–110.

3. Стародубровский В. Куда несет нас рок событий? Российская экономика в 2011 году // Экономика и политика. 2014. № 2. С. 177–182.

4. Левин М., Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и динамика // Вопросы экономики. 2014. № 10. С. 6–12.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, современная Россия, Россия, борьба, высокий уровень коррупции, мера, модернизация экономики, неотвратимость наказания, проблема коррупции.

Коррупция – это собирательная категория, которая включает в себя преступления и правонарушения, связанные с использованием должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды.

Понятие и сущность коррупционной деятельности в современном мире

По общему признанию инновационная модель развития экономики не может быть полностью реализована при существовании в экономической жизни общества и развитии такого явления, как коррупция. Огромные масштабы коррупционных правонарушений и высокий уровень коррупции являются одними из главных препятствий проведению в стране эффективной экономической политики.

Коррупция подразумевает наличие сговора между участниками экономических отношений. А сговор – это основание для монополизации экономики. Следовательно, коррупция умаляет конкуренцию, которая является условием для нормального функционирования рыночной экономики.

Коррупцией называют неправомерную деятельность должностных лиц, которые, используя в корыстных целях свое служебное положение, извлекают имущественные блага. Фактором возникновения и развития коррупции является наделение государственных служащих властных полномочий по управлению отношениями в экономической среде.

В большинстве случаев подобное управление проявляется в следующих формах:

  • распоряжение бюджетными средствами;
  • регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования.

Современные аспекты влияния коррупции на развитие экономики

Негативным эффектом увеличения масштабов коррупции является сильное инфляционное давление, оказываемое на национальную экономику. Это связано с тем, что коррупционеры либо завышают стоимость государственных закупок, либо вымогают взятки у предприятий. Для последних взятки являются дополнительными издержками, поэтому они должны быть учтены посредством повышения цен на собственную продукцию.

По мнению экспертов средний уровень инфляции, вызванной коррупционными отношениями, может составлять около 15 %, а в некоторых отраслях – достигать даже 60 % от реальной стоимости. Таким образом, коррупционеры, незаинтересованные в снижении издержек общества, способствуют росту цен, снижению уровня жизни населения и ограничению роста производства в стране.

Готовые работы на аналогичную тему

Отсюда следует формирование в обществе предпосылок для роста социальной напряженности, что может иметь более масштабные и негативные последствия для государства и граждан.

Коррупция приводит к тому, что издержки и риски предприятий растут, а их прибыль минимизируется. Следовательно, их количество в экономике страны постепенно будет идти вниз. Другими факторами монополизации экономики в условиях повсеместной коррупции является создание искусственных барьеров для входа на рынок новых производителей, нарушение открытости рыночной информации, принудительное укрупнение предприятий со стороны государства.

Монополии для экономики, как правило, вызывают отрицательные изменения. Так, снижается эффективность использования экономических ресурсов, снижаются объемы производства, тормозятся процессы инвестирования и, соответственно, обновления основных фондов, провоцируется рост цен на продукцию для конечного потребления.

Кроме того, коррупция по своей сути является формой перераспределения национального дохода в обществе. Часть дохода законопослушных домохозяйств, фирм и государства изымается коррупционерами. Причем из-за ограничений, которые наложены на возможность расходовать средства внутри страны, нечистые на руку чиновники выводят значительный объем денег за рубеж, оказывая, тем самым, влияние и на развитие мировой экономики.

Особенности коррупции в Российской Федерации

По данным за последний год, общая сумма взяток только по уголовным делам в отношении государственных служащих высокого статуса составила 6,7 млрд рублей. Каждый год в России случается несколько крупных резонансных коррупционных дел. При этом объем теневой экономики уже превышает 20 трлн рублей, что говорит о большой доле нераскрытых до сих пор коррупционных взаимодействий.

Коррупционные правонарушения получили широкое распространение в Российской Федерации в 1990-е гг. Это было связано со становлением в нашей страны рыночной экономики, отсутствием детального законодательства, соответствующего новым реалиям, и неэффективностью системы государственного контроля и работы правоохранительных органов.

Фактически коррупция за пару десятилетий трансформировалась в полноценный социальный институт. Об этом говорит наличие у российской коррупции таких отличительных черт, как:

  • между субъектами коррупционной деятельности распределяются роли;
  • выполнение коррупцией определенных функций в обществе (например, ускорение решения вопросов, снижение транзакционных издержек и т.д.);
  • наличие установленных «правил игры» и их соблюдение субъектами коррупционных отношений;
  • существование среди коррупционеров «негативного отбора», т.е. отсеивания честных чиновников.

В современной России особенностью взаимодействия власти и бизнеса в рамках института коррупции является функционирование неформальных общностей, которые были построены на системе ролей (семейных, дружеских, корпоративных, клановых и т. п.). Т.е. вместо одиночных коррупционеров в большинстве случаев действуют неформальные «коррупционные сети», в основе которых лежат собственные цели создания, правила поведения, занятие определенным видом деятельности.

Современная антикоррупционная политика Российской Федерации направлена на регламентацию вопросов, которые напрямую связаны с функционированием системы государственной и муниципальной службы, деятельностью акционерных обществ с участием государства в их уставном капитале, государственных компаний и корпораций, где, как предполагается, в наибольшей степени распространены «коррупционные сети».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: