Порядок проведения личного досмотра судебными приставами

Обновлено: 25.04.2024

Если вы хоть раз были в суде, то, наверное, запомнили ту унизительную процедуру, которую проводили с вами судебные приставы, дежурившие на входе в здание суда.

«Достаньте все предметы из карманов и положите сюда. Встаньте прямо, расставьте руки, повернитесь. Покажите, что у вас в сумке». Ну и так далее, с небольшими вариациями.

Если вы откажетесь проходить досмотр, то в здание суда вас просто не пустят. Таким образом, пропуск посетителя в здание суда находится в прямой зависимости от факта прохождения процедуры личного досмотра и досмотра личных вещей.

Некоторые, кто часто бывает в суде, скорее всего уже привыкли к этому. Кое-кто выражает недовольство данным досмотром и считает его незаконным. В этой статье попробуем разобраться кто из них прав и является ли досмотр в суде приставами законным ил инет.

Правила допуска посетителей в суд.

Итак, начнем с самого главного, Типовых правил внутреннего распорядка судов, регламентирующих, в частности, доступ посетителей в здание суда. Данные правила были утверждены Постановлением Совета судей РФ №101от 18.04.2003 года.

На их основе устанавливаются правила внутреннего распорядка для всех судов России.

Пунктом 5.1 Типовых правил установлено, что посетители допускаются в суд в рабочее время при представлении документов, удостоверяющих личность. Какие-либо формы личного досмотра посетителей суда или проверки их вещей данными правилами не предусмотрены .

То есть, на входе в здание суда вы предъявили приставам паспорт, сообщили куда и зачем вы идете и на этом все.

Тогда почему приставы «шмонают» всех входящих в суд? Может у них есть на то полномочия? И да, таки есть.

Досмотр в суде приставами. Основания и порядок.

Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав по ОУПДС имеет право в порядке, предусмотренном законодательством РФ, осуществлять личный досмотр посетителей суда и их вещей при наличии оснований полагать, что посетители имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатку, наркоту и далее по списку.

Предусмотренный законодательством РФ порядок личного досмотра, а также досмотра вещей, находящихся при физическом лице регламентируется положениями ст. 27.7. КоАП РФ.

Согласно данной статье личный досмотр граждан и их вещей производится с обязательным оформлением протокола и в присутствии двух понятых либо под видеозапись. При этом мужчин досматривают только мужчины, а женщин – женщины.

На основании статей 27.2 и 27.3 КоАП РФ указанные досмотры могут проводить также и судебные приставы по ОУПДС.

Таким образом, для проведения вашего досмотра или досмотра вашей сумки при входе в здание суда у пристава должны быть основания в том, что вы предположительно несете оружие, взрывчатку или наркотики.

Повальный шмон всех входящих без разбора и оформления протокола незаконен.

Почему приставы досматривают без протокола?

Возникает следующий вопрос. Если повальный досмотр посетителей суда без составления протокола не предусмотрен законом и Правилами внутреннего распорядка, то почему тогда приставы его все-таки проводят?

Все дело в том, что приставы, игнорируя прямые требования закона, ссылаются на такие документы как «Правил осуществления пропускного режима», утвержденные региональным Советом судей.

В моем случае это постановление СС Приморского края №60 от 23.10.2014 года, согласно которому допуск посетителей в здание суда осуществляется с их обязательным осмотром , путем последовательного применения стационарного металлообнаружителя и портативного металлодетектора.

Также приставы скорее всего вам укажут на какие-нибудь висящие на стене «Правила поведения и пребывания граждан», подписанные председателем вашего местного суда. Согласно этим правилам посетители суда обязаны проходить осмотр с использованием технических средств, проводимый судебными приставами по ОУПДС, и предъявлять им для проверки ручную кладь.

Как вы, наверное, заметили речь в обеих бумажках идет об осмотрах, а не о досмотрах.

Казалось бы, приличия соблюдены – народ выворачивай карманы. Однако это совсем не так.

А основания и порядок личного осмотра и осмотра вещей граждан регламентированы ч.18 и 25 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Ну а приставы в свою очередь к полиции никакого отношения не имеют. Круг замкнулся.

Если вы сочли статью интересной и полезной, то ставьте лайк и тащите ссылку на нее к себе в соцсеть.

Ну а в я в следующих статьях по данной теме подробно напишу и обосную являются ли законными все вышеуказанные постановления советов судей и председателей судов, которыми они ограничивают нашу с вами свободу перемещений и конституционное право на судебную защиту.

Так же и про то, как обжаловать такие постановление и действия судебных приставов в суде.

Внимание, у данной статьи будет тематическое продолжение. Так что, если интересно, подписывайтесь.

Подборка наиболее важных документов по запросу Личный досмотр судебными приставами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Личный досмотр судебными приставами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 11 "Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов" Федерального закона "О судебных приставах"
(О.М. Кабанов) Гражданину РФ отказано в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность ст. 11 ФЗ "О судебных приставах", мотивированной произвольным созданием судебными приставами препятствий проходу посетителей в здание районного суда, в том числе осуществляя личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, так как оспариваемая норма направлена на обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также права граждан на охрану жизни и здоровья, а предусмотренные ею правомочия судебного пристава носят предупредительный характер, не связаны с привлечением к публичной ответственности лиц, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.02.2021 N 33-3256/2021
Категория: Причинение вреда судебными приставами-исполнителями.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Административный истец в целях составления на территории суда протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ, был доставлен в отдельное помещение и временно ограничен в свободе, при этом здание суда оказалось под угрозой минирования, в связи с чем все гражданские лица, кроме административного истца, были эвакуированы. Административный истец полагает, что незаконными действиями должностных лиц его жизнь и здоровье были поставлены под угрозу.
Решение: Отказано. Судебный пристав по ОУПДС Ж.М.А. проводил досмотр личных вещей истца С. с целью установления факта отсутствия представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, при осмотре последнего самого маленького кармана рюкзака истца судебный пристав Ж.М.А. не смог визуально убедиться в том, что в кармане нет запрещенных предметов, поскольку не видел дно кармана рюкзака, попросил истца освободить карман рюкзака от вещей, однако истец не пожелала достать из кармана рюкзака паспорт и телефон, предложила судебному приставу-исполнителю обыскать карман рукой, удалилась от поста, где происходил досмотр вещей, без разрешения судебного пристава-исполнителя Ж.М.А., в результате чего судебный пристав-исполнитель Ж.М.А. не смог убедиться в том, что в рюкзаке истца отсутствуют представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы. На первом этаже суда досмотр рюкзака истца осуществлен в полном объеме судебным приставом-исполнителем К.А.А. в присутствии судебного пристава-исполнителя Ж.М.А.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Личный досмотр судебными приставами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Актуальные вопросы, связанные с препровождением иностранного гражданина или лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации
(Гусаров И.Р.)
("Практика исполнительного производства", 2017, N 4) Если лицо, в отношении которого применяются меры административной ответственности, не было подвергнуто личному досмотру, то при наличии у судебных приставов причин полагать, что это лицо может иметь при себе оружие, взрывчатые вещества, боеприпасы, наркотические, психотропные и иные запрещенные вещества или представляющие угрозу предметы, старший группы судебных приставов вправе организовать в помещении суда личный досмотр с участием понятых . При необходимости оказания правонарушителю квалифицированной медицинской помощи старший группы вызывает бригаду скорой помощи. При госпитализации выдворяемого лица старшему группы необходимо составить рапорт о невозможности исполнения постановления судьи, копии которого направляются судье, вынесшему постановление, и старшему судебному приставу структурного подразделения УФССП России.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Приведенный перечень целей досмотра является исчерпывающим, что подтвердил Конституционный Суд РФ в Определении от 28.05.2013 N 780-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Благодатских Ирины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 3 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О судебных приставах".

Нормативные акты: Личный досмотр судебными приставами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2007 N КАС07-413
Статьей 11 названного Федерального закона определены права и обязанности судебных приставов, в том числе права: проверять документы, удостоверяющие личность у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю; осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические и психотропные вещества.

КоАП РФ Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Указанные действия отличаются от досмотра вещей и документов, предусмотренного ст. 27.7 КоАП РФ, который производится уполномоченными на то лицами как обеспечительная мера по делам об административных правонарушениях, где обязательно составление протокола. Досмотр вещей и документов, производимый приставами в рамках ст. 11 Федерального закона «О судебных приставах», не является обеспечительной мерой, предусмотренной КоАП РФ.

Критерии проведения осмотра судебным приставом определяются им самостоятельно по субъективным основаниям. Поводами для досмотра могут быть как сигнал металлодетектора при проходе турникета, так и возникшее у судебного пристава подозрение. Обследование вещей и ручной клади может производиться путем визуального осмотра судебным приставом по его просьбе. В случае досмотра с извлечением судебным приставом из сумки или карманов гражданина вещей действия пристава будут выходить за пределы его полномочий. Если в таких случаях действия должностного лица повлекли за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то его действия образуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. При этом существенность нарушения прав и законных интересов граждан должна устанавливаться в каждом конкретном случае.

Иных норм, регулирующих порядок проведения личного досмотра лиц, а также досмотр находящихся при них вещей судебными приставами, в законодательстве Российской Федерации не содержится.

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

16 апреля 2020, 09:09

Имеют судебные приставы-исполнители право досматривать личные вещи граждан при входе в здание суда?

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Указанные действия отличаются от досмотра вещей и документов, предусмотренного ст. 27.7 КоАП РФ, который производится уполномоченными на то лицами как обеспечительная мера по делам об административных правонарушениях, где обязательно составление протокола. Досмотр вещей и документов, производимый приставами в рамках ст. 11 Федерального закона «О судебных приставах», не является обеспечительной мерой, предусмотренной КоАП РФ.

Критерии проведения осмотра судебным приставом определяются им самостоятельно по субъективным основаниям. Поводами для досмотра могут быть как сигнал металлодетектора при проходе турникета, так и возникшее у судебного пристава подозрение. Обследование вещей и ручной клади может производиться путем визуального осмотра судебным приставом по его просьбе. В случае досмотра с извлечением судебным приставом из сумки или карманов гражданина вещей действия пристава будут выходить за пределы его полномочий. Если в таких случаях действия должностного лица повлекли за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то его действия образуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. При этом существенность нарушения прав и законных интересов граждан должна устанавливаться в каждом конкретном случае.

Иных норм, регулирующих порядок проведения личного досмотра лиц, а также досмотр находящихся при них вещей судебными приставами, в законодательстве Российской Федерации не содержится.

Разграничение личного досмотра и личного обыска следует проводить по основаниям их проведения, регламентации в законодательстве и внутреннему содержанию данных действий.

Так, личный досмотр регламентирован ст.27.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В свою очередь, основания и порядок проведения личного обыска регулируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 184 УПК РФ, личный обыск производится при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, в целях их обнаружения и изъятия.

Основное отличие здесь состоит в том, что личный досмотр осуществляется по делам об административных правонарушениях, а личный обыск – в ходе уголовного процесса в отношении особых субъектов, а именно подозреваемого или обвиняемого.

Для производства личного обыска наличие возбужденного уголовного дела не является обязательным условием его проведения. Так, личному обыску может быть подвергнуто лицо, которое было застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; на которое указывают потерпевшие или очевидцы как на лицо совершившее преступление; а также в случае, когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

По субъектам проведения, данные действия отличаются тем, что личный досмотр вправе осуществлять должностные лица, указанные в статьях 27.2 , 27.3 КоАП РФ, а личный обыск – лица, проводящие предварительное расследование по уголовному делу.

Стоит подчеркнуть, что требования сотрудников торговых центров, супермаркетов, продуктовых магазинов и т.д. о демонстрации им содержимого вещей, одежды, ручных кладей, находящихся при лице, являются незаконными. Уполномоченными на проведение личного досмотра в данных случаях являются лишь названные в КоАП РФ должностные лица. Поэтому в таких случаях гражданин имеет полное право не подчиняться незаконным требованиям сотрудников данных организаций.

По общему правилу личный обыск производится на основании постановления следователя. Вместе с тем законом установлен ряд случаев, при которых наличие данного постановления не требуется, а именно при задержании лица, заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Отличительной особенностью личного обыска является то, что он может быть проведен параллельно при осуществлении другого следственного действия. Например, при производстве обыска в жилище, если имеются достаточные данные полагать, что лицо, находящееся в этом жилище, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Так же как и при личном досмотре, личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

В том случае, когда личный обыск происходит при обыске в жилище, для его производства необходимо судебное решение . Однако отдельного судебного решения на личный обыск в этом случае не требуется. Поэтому его проведение в ходе обыска в жилище будет законно, если соблюден порядок получения судебного решения для проведения обыска в жилище. Во всех остальных случаях производство личного обыска осуществляется без судебного решения.

При осуществлении личного обыска отдельный протокол может не составляться в случае, если личный обыск производился по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 184 УПК РФ. Данные о производстве личного обыска заносятся в протокол соответствующего следственного действия (протокол задержания лица или заключения его под стражу, а также протокол обыска в жилище).

В свою очередь, личный досмотр производится без предварительного вынесения постановления досматривающего лица.

И личный досмотр и личный обыск производятся лицом одного пола с досматриваемым или обыскиваемым в присутствии двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр или обыск может быть произведен без участия понятых.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: