Где находится душа умершего после 40 дней до страшного суда

Обновлено: 25.04.2024

Скажите я так понимаю, Христос будет судить живых и мертвых на страшном суде при своем втором сошествии с небес. А где души умерших находятся до суда или их все равно уже определили в ад или рай,тогда получается на страшном суде их судить уже не будут?

Глеб13

Если вас это очень интересует, я вам советую две ссылки, где подробно с цитатами и изречениями великих проводится анализ существующей информации.

А вкратце, по преданию, после смерти следуют: встреча с духами, первые два дня - блуждание по земным местам (наверное, дорогим этой душе), с третьего дня - начинаются мытарства - восхождение к небу, через испытания (на английском, кстати и мытарства и тяжелые испытания одно слово ordeal), где душу испытывают на различные грехи по тяжести. После этого душа посещает райские обители и адские бездны, не зная, где будет. На 40-ой день она окончательно утверждается в сужденном ей месте и состоянии (благости или страдания). Это состояние продлевается до Страшного суда. Когда душе еще можно помочь. (об этом уже почитайте самостоятельно в статьях, которые я скинул)
Бог в помощь!

Максим Кротов

Скажите я так понимаю, Христос будет судить живых и мертвых на страшном суде при своем втором сошествии с небес. А где души умерших находятся до суда или их все равно уже определили в ад или рай,тогда получается на страшном суде их судить уже не будут?


Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала узнать что такое Страшный суд и когда он происходит. В Библии Страшный суд упоминается в огромном количестве мест под разными названиями - Последний суд, День гнева, День Господа, Последний день и т.д. Страшный суд - это покорение адов, приведение в порядок Небес и после этого установление новой Церкви на земле. Это так потому, что Страшный суд происходит, когда адские духи постепенно всё сильнее действуют на мир духов, а когда мир духов заполонён ими, то они начинают действовать и на небеса, от чего страдают ангелы. Естественно это беспорядок, и следствием этого беспорядка является ещё и то, что люди живущие в физическом теле на земле перестают находится в равновесии между адом и Небом, и таким образом спасение рода человеческого не представляется возможным. Именно для того, чтобы покорить ады, привести в порядок Небеса и установить новую Церковь на земле и приходил на землю Господь. Что наглядно видно. Страшные суды на земле происходили не один раз. То, что описано в Библии потопом - один из них. В частном порядке индивидуально для человека, Страшный суд - это его смерть с мытарствами, после чего он приходит в своё вечное местопребывания либо в аду, либо в Небесах. Тысячи лет умершие люди нигде не сидят и не ждут Страшного суда. Многим покажется, что это не сходится с учением православной церкви, но это только кажется. Если Библию понимать духовно - всё так и есть.

Михаил Р.Б.

В частном порядке индивидуально для человека, Страшный суд - это его смерть с мытарствами, после чего он приходит в своё вечное местопребывания либо в аду, либо в Небесах. Тысячи лет умершие люди нигде не сидят и не ждут Страшного суда. Многим покажется, что это не сходится с учением православной церкви, но это только кажется. Если Библию понимать духовно - всё так и есть.

Нет, не покажется. Это так и есть, ваше мнение идёт вразрез с учением Православной Церкви. Иначе какой смысл молиться за усопших, если их участь уже окончательно решена и страшный суд над ними произошёл? Ваше понимание Библии не есть духовно, но есть ошибочно. Духовно и правильно Библию понимают в Православной Церкви.

Верный ответ дал Глеб Жевлаков

Дионисиос.

Нет, не покажется. Это так и есть, ваше мнение идёт вразрез с учением Православной Церкви. Иначе какой смысл молиться за усопших, если их участь уже окончательно решена и страшный суд над ними произошёл? Ваше понимание Библии не есть духовно, но есть ошибочно. Духовно и правильно Библию понимают в Православной Церкви.

Максим Кротов

Нет, не покажется. Это так и есть, ваше мнение идёт вразрез с учением Православной Церкви. Иначе какой смысл молиться за усопших, если их участь уже окончательно решена и страшный суд над ними произошёл? Ваше понимание Библии не есть духовно, но есть ошибочно. Духовно и правильно Библию понимают в Православной Церкви.

Верный ответ дал Глеб Жевлаков

Вообще-то, Михаил, вы правы, то, что я написал с учением православной церкви идёт вразрез: то, что написано мной основано на вере в Единого по сущности и по личности Господа Бога Небес и земли Иисуса Христа(которая и есть вера апостолов), а учение православной церкви основано на вере в трёх богов, которых создал 1-ый вселенский собор учредив символ веры. И теперь почти у каждого, кто называет себя христианином, в умах запечатлены три бога - старец посередине, Иисус Христос по правую руку от него, и Святой Дух в виде голубя слева от него. Эти три бога у верующих соединяются в одного только на устах, в умах же, сколько бы они не говорили про одного, всегда присутствуют три личности.

Очень хороший вопрос про молитву за усопших. Никакая молитва даже всех христиан мира не в силах помочь ни одному умершему, потому что каждый человек судиться только за свои грехи. Если человек злой, то он по своей любви к злу сам пойдёт в ад и никакие молитвы не обратят его к Богу. Если человек добрый, то он по своей любви ко Господу пойдёт в Небо и никто не в силах ему помешать. Молитва за другого человека нужна только самому молящемуся, потому что своей молитвой человек доказывает своё желание спасения другому, а это и есть любовь к ближнему. Этой любовью человек и становиться ближе ко Господу, а значит и к Небу.

Михаил, вот у меня такие к вам два вопроса:
1. Для чего Господь в Библии говорит о борьбе с плотью, если по учению православной церкви Он праведников воскресит в физические тела?
2. Вера в то, что Господь праведников воскресит в физические тела не противоречит ли словам Господа о воскресении: "Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах."
Только прошу вас не давать мне никаких ссылок по моим вопросам. Напишите как вы это понмиаете.

Михаил Р.Б.

а учение православной церкви основано на вере в трёх богов, которых создал 1-ый вселенский собор учредив символ веры.

вот за это вас надо гнать из форума. Вы же прекрасно осведомлены о том во что верят православные христиане. Значит в трёх богов мы верим. ну ну.

Михаил Р.Б.

Михаил, вот у меня такие к вам два вопроса:
1. Для чего Господь в Библии говорит о борьбе с плотью, если по учению православной церкви Он праведников воскресит в физические тела?
2. Вера в то, что Господь праведников воскресит в физические тела не противоречит ли словам Господа о воскресении: "Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах."
Только прошу вас не давать мне никаких ссылок по моим вопросам. Напишите как вы это понмиаете.

вопросы ваши глупы, потому как если бы вы не читали Писания, то я бы вам стал бы отвечать, чтоб помочь. А в данной ситуации отвечать не буду - всё есть в Писании, читайте внимательно и не дёргайте куски. вы же я так понимаю свидетель еговы?

Кирилл

Замечено администрацией: как только человек пытается эпатировать окружающих такими эпитетами в профиле как: худший из грешников, многогрешный раб Божий, недостойный. так наверняка у него "своё христианство" в голове.

Евгений Ананьев

Супер Модератор

Замечено администрацией: как только человек пытается эпатировать окружающих такими эпитетами в профиле как: худший из грешников, многогрешный раб Божий, недостойный. так наверняка у него "своё христианство" в голове.

Евгений Ананьев

Супер Модератор

В следующий раз рекомендуем даже самое понятное и простое для восприятия слово подвергнуть толкованию.

Андрей П.К.

Замечено в утреннем правиле

Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

Максим Кротов

вопросы ваши глупы, потому как если бы вы не читали Писания, то я бы вам стал бы отвечать, чтоб помочь. А в данной ситуации отвечать не буду - всё есть в Писании, читайте внимательно и не дёргайте куски. вы же я так понимаю свидетель еговы?


Михаил, я никогда не приближался ни к одной секте, а когда в жизни встречаюсь с представителями сект всегда обличаю их. Все секты на одно лицо, только названия разные. И суть у них одна - жить в физическом благополучии - что есть погибель в ад.
Я же хочу в Небо и верю, что Господь всё делает для моего спасения что бы со мной не происходило.

Михаил Р.Б.

Максим Кротов, извините конечно за "свидетелей", это было моё предположение. Сильно вы меня задели своими тремя богами. Требую от вас объяснений, либо вы троллили, либо вы действительно на столько не понимаете догматов о Троице, что написали такую чепуху. В чём я сильно сомневаюсь, вы же здесь не первый год, могли бы уже изучить этот вопрос.
Но всё- же, на чём основано ваше неприятие физического? Ведь физическое не есть погибельное. Вот Господь наш, Иисус Христос в физическом теле воплотился, и воскрес телом. Апостолу Фоме давал свои раны ощупать. Вот как Христос воскрес, так и мы воскреснем. Душа то бессмертна, как она может воскреснуть? И Христу ничуть не мешало физическое тело.
Так же мне не понятна ваша параллель о физическом благополучии и погибели. Откуда это? Возможно у сектантов на этот счёт есть какая-то гипертрофированная идея, но это севершенно не библейский подход, так же как и ваша крайность об отрицании физического, как погибельного. Вспомните Иова, Сам Господь назвал его праведным, в тот момент когда у него были все земные блага.

Максим Кротов

Максим Кротов, извините конечно за "свидетелей", это было моё предположение. Сильно вы меня задели своими тремя богами. Требую от вас объяснений, либо вы троллили, либо вы действительно на столько не понимаете догматов о Троице, что написали такую чепуху. В чём я сильно сомневаюсь, вы же здесь не первый год, могли бы уже изучить этот вопрос.
Но всё- же, на чём основано ваше неприятие физического? Ведь физическое не есть погибельное. Вот Господь наш, Иисус Христос в физическом теле воплотился, и воскрес телом. Апостолу Фоме давал свои раны ощупать. Вот как Христос воскрес, так и мы воскреснем. Душа то бессмертна, как она может воскреснуть? И Христу ничуть не мешало физическое тело.
Так же мне не понятна ваша параллель о физическом благополучии и погибели. Откуда это? Возможно у сектантов на этот счёт есть какая-то гипертрофированная идея, но это севершенно не библейский подход, так же как и ваша крайность об отрицании физического, как погибельного. Вспомните Иова, Сам Господь назвал его праведным, в тот момент когда у него были все земные блага.

Физическое благополучие человека = его погибель в ад. Честно говоря не понимаю, что здесь непонятного. Если у человека нет ни одной неудачи или проблемки, или какого-то недомогания, и всё ладиться во всём, то такой человек не сможет обратиться ко Господу с просьбой о спасении. Ведь человек от немощи своей должен взывать о спасении. По-другому можно сказать. Человек рождается во зле, и от начала хочет, чтобы всё вокруг него происходило именно так, как хочет он сам. И физическое благополучие и есть постоянная цель человека от рождения, и каждый злой человек с этим желанием проводит всю свою жизнь до самой смерти, в нём он умирает, и остаётся с ним навечно в аду. Господь же хочет человека спасти к Себе в Небо. А спасение - это избавление человека от желания зла, и если человек от своего собственного зла не пострадает, он никогда не захочет от него избавиться. То есть, чем больше человек страдает от собственного зла, тем ближе он становиться ко Господу. Т.е. физическое благополучие - это знак того, что у человека не происходит процесса спасения его души. Только не нужно думать, что все кто страдает - спасаются, потому что нет на земле ни одного человека, который бы не страдал. Всё равно страдают все. Но только для добрых людей, которые идут спасительным путём по жизни, страдания - это вразумления к покаянию, и как следствие избавление от зла. А для злых, которые идут своей жизнью в ад, страдания - это наказания, которые влекут за собой ещё более сильное утверждение этих людей во зле, путём их отвержения покаяния.

В Писании сказано, что в конце времен все мертвые воскреснут и предстанут перед судом Господа. Но что происходит с умершими до всеобщего воскресения? Они «спят» или находятся «в сознании»? Могут ли они видеть живущих, и могут ли живущие общаться с ними? Разбираемся в слайдах «Фомы».

Со смертью для человека все заканчивается?

Нет. Смерть с христианской точки зрения есть временное разлучение души с телом. Наше тело прекращает функционировать и разлагается. Однако это не
означает, что наше сознание угасает. Мы продолжаем существовать как личности, осознавать происходящее; сохраняем способность к общению с другими душами, Богом и ангелами; радуемся или страдаем. Нам открывается совершенно новый мир, о котором раньше мы могли только смутно догадываться.

Так кто радуется, а кто страдает после смерти?

Для тех, кто умер в вере и принес Богу покаяние в грехах, исход из тела может оказаться невероятно торжественным и радостным событием. Как говорит Священное Писание, блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр 14:13).
При этом, как предостерегает Сам Христос, те, кто умер в грехе и противлении Богу, как богач из притчи о богаче и Лазаре, могут оказаться в аду, месте мучения (Лк 16:19–31).
Это посмертное разделение на оправданных и осужденных называют «частным судом», в отличие от общего (так называемого Страшного) суда, который совершится после общего воскресения мертвых.

Человек умер — что же радостного может быть, даже если он верил в Бога?

Благочестивый христианин оказывается после смерти тела в присутствии Христа, вместе с Его святыми, в невыразимой красоте, радости и утешении. Его путь завершился, он прибыл домой, где его с ликованием встречают ангелы и человеческие души, сохранившие верность Господу. Все скорби, труды и страдания земной жизни остались позади.
Как говорит об этом святой апостол Павел: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше [чем оставаться на земле] (Флп 1:23).

Это и есть место вечного упокоения усопших?

Нет, это временное пристанище праведников. Они находятся в нем до дня общего воскресения, когда их души вновь соединятся с нетленными, то есть уже не подверженными болезни и смерти, телами. Только после воскресения людям станет доступна вся полнота радости жизни в преображенном мироздании.
Схожим образом обстоит дело с теми, кто после смерти попадает в место страдания. Их тоже ждет телесное воскресение, общий суд — и только затем определится их окончательная участь.
О том, как будет выглядеть Страшный суд, можно прочесть здесь.

Знают ли усопшие о том, что происходит на земле?

Да. Например, в книге Откровение апостола Иоанна Богослова мученики, пребывающие на небесах, молятся о прекращении творящегося на земле зла: И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр 6:10). Святые на небесах видят нас, знают о всех испытаниях, через которые мы проходим. Недаром Церковь обращается к ним с просьбой: «Все святые, молите Бога о нас».

Можем ли мы повлиять на участь усопших?

Да, мы можем молиться о них Богу: как келейно, то есть каждый у себя дома, так и соборно, в храме. Особенно в дни, специально установленные Церковью для поминовения умерших, — родительские субботы. При этом уточним, что наша молитва изменяет не участь умершего, а его духовное состояние, которое и определяет его посмертную участь.

Можем ли мы общаться с усопшими?

Напрямую — пока нет. Придется потерпеть до того дня, когда все мы воссоединимся у Бога. Попытки вызывать мертвых, самочинно проникать в загробный мир, как и любые другие оккультные практики, категорически запрещены Писанием: Не должен находиться у тебя… обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (Втор 18:10‭–‬12)‬.‬‬
Однако мы можем обращаться к Богу с просьбами позаботиться о наших усопших близких, простить их прегрешения, упокоить их души в месте светлом и радостном. Таким образом мы установим опосредованное общение и с ними самими.

Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

Что происходит с душой после смерти?

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот — cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот — долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

Что происходит с душой после смерти по дням

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

3 дня после смерти

Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба — и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

Shaun Yow Ken Jie

Shaun Yow Ken Jie

9 дней после смерти

Еще один день поминовения усопших в церковной традиции — девятый. «Девятый день, — говорит свт. Симеон Солунский, — напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым — как нематериальный дух — мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».

Дни поминовения существуют в первую очередь для усердной молитвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешника с протрезвлением пьяного человека: «Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается [земной] хмель и они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает всё с непостижимой скоростью». Молитва — это то единственное, как мы можем надеяться, что может помочь ушедшим в мир иной.

40 дней после смерти

В сороковой день также совершается особое поминовение усопшего. Этот день, согласно свт. Симеону Солунскому, возник в церковной традиции «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его тридневного Воскресения. Также упоминание сорокового дня есть, например в памятнике IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42), в которых рекомендуется совершать поминовения усопших не только на третий день и девятый дни, но и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю». Ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.

Смерть не может разлучить любящих и мостом между двумя мирами становится молитва. Сороковой день является днем сугубой молитвы об ушедшем — именно в этот день мы с особыми любовью, вниманием, благоговением просим Бога простить нашему близкому все согрешения и даровать ему рай. С пониманием особого значения первых сорока дней в посмертной судьбе связана традиция сорокоуста — то есть ежедневного поминовения умершего за Божественной Литургией. В не меньшей мере, этот период важен для близких, которые молятся и скорбят об усопшем. Это время, в которое близкие должны примириться с разлукой и вручить судьбу усопшего в руки Божии.

Куда уходит душа после смерти?

Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос— к кому уйдет наша душа? И здесь, согласно учению Церкви, мы можем уповать на то, что после нашей земной кончины наша душа направится к Господу, Его святым и, конечно, к нашим ушедшим родным и близким, которых мы любили при жизни.

Фото **Mary**

Фото **Mary**

Где находится душа после смерти?

После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда — в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни — свет или тьму, грех или добродетель. Рай и ад являются не местом, а скорее состоянием посмертного существования человеческой души, которое характеризуется либо пребыванием с Богом либо в противлении Ему.

При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

Мытарства души после смерти

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно, невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некую дань, приносимую Богу за грехи. Это, скорее, полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит» (Ин 5:24).

Жизнь души после смерти

«У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души — это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

Kat.

Kat.

Суд после смерти

Церковь учит, что после смерти человека ждет частный суд, на котором определяется, где будет находиться душа до Страшного суда, после которого все мертвые должны воскреснуть. В период после частного и до Страшного суда участь души может быть изменена и действенным средством к этому являются молитва ближних, добрые дела, совершаемые в его воспоминание, и поминовение на Божественной литургии.

Дни поминок после смерти

Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве — то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека. В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти. Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

Путь души после смерти

Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, двигаясь из места своего земного обитания к Господнему Престолу и затем — в рай или ад, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Загробная жизнь непостижима нашим земным умом. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис: «Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью!» В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.


Согласно церковному преданию, на 40-й день после кончины душа усопшего предстает перед Всевышним в третий раз. Это момент, когда Господь решает, где она будет находиться до прихода Страшного суда. Но перед этим душа претерпевает трансформацию, проходя ряд мытарств. И родственники имеют возможность облегчить ее участь.

Мнение протоиерея Ефанова


По мнению протоиерея Андрея Ефанова, доскональных сведений относительно того, что происходит с душой после того, как она отделится от тела, нет. И в православии не говорится о каких-либо строгих канонах, указывающих на то, как именно душа продвигается по пути к Господу. Эти этапы можно лишь представить.

Но существует традиция, согласно которой умершего поминают на 3-й, 9-й и 40-й день. Некоторые из церковных авторов связывают эти даты с определенными событиями, которые происходят по дороге в потусторонний мир. Данное видение церковью не оспаривается, но и не воспринимается как строгая вероучительная норма.

Как облегчить мытарства духу усопшего?


В христианской литературе есть описание, приоткрывающее завесу тайны происходящего после кончины человека с его душой. Оно принадлежит христианскому святому Макарию Александрийскому, жившему в IV веке. Предполагается, что ему об этом поведали ангелы:

В продолжении двух дней позволяется душе ходить по земле, где хочет, как птица, ища гнезда себе.

Дух усопшего возвращается в знакомые места, пытается примириться со смертью, понять произошедшее.

Как говорит предание, на 3-йдень душа умершего предстает перед Богом и в течение 6 дней наблюдает за жизнью в раю. На 9-й день - повторное предстояние перед Господом и лицезрение мучений грешников в аду в продолжение 30 дней, чтобы бестелесная оболочка смогла оценить весь ужас происходящего.

Бесы напоминают душе о 20 грехах - мытарствах, соотнося их с земной жизнью умершего. По прошествии 40 дней Господь Бог решает, где душа буде ожидать Страшного суда - в раю или в аду.

Наблюдая за мучениями грешников в аду, то есть проходя мытарства, усопший испытывает сильные мучения, и родственники могут помочь ему в их облегчении. Для этого нужно:

  • заказать в храме ежедневный Сорокоуст сразу после кончины;
  • читать молитвы дома;
  • отказаться от спиртного, от шумных торжеств и громкого смеха;
  • не вспоминать о покойном плохо, отмечая его добрые дела;
  • раздавать милостыню.

Однако не всегда наблюдается готовность покинуть привычное существование, и душа "зависает" между мирами.

Как проявляют себя призраки?


Сторонники эзотерических учений полагают, что "застряв" между мирами после 40 дней, душа иногда подает оттуда знаки живым. Они могут иметь следующие проявления:

  • визиты к близкому человеку во сне;
  • звонки с различных не определяющихся номеров, шум в трубке;
  • ощущение присутствия, касания;
  • отражение в зеркале;
  • необъяснимые изображения на фото.

Подобные случаи свидетельствуют том, что дух усопшего пытается донести что-то важное, возможно, предупредить какое-то нежелательное событие. А также он может просить о помощи в переходе к вечной жизни. В таких ситуациях нужно молиться, вспоминать ушедшего добрым словом и вести достойную жизнь.

В ад или рай: как узнать, куда попадает душа?


Когда прошло определенное количество времени (несколько месяцев) после 40 дней, родственники могут понять, куда попала душа умершего. Им может присниться вещий сон, в котором им приоткрывается тайна, где она находится - в раю или в аду.

Есть и другой способ. Если человек после кончины совсем не приходит в снах - это не к добру. Вероятнее всего, он мучается в аду. Если же он снится довольно часто, значит, он пребывает в раю.

Где находится потусторонний мир?


Продолжая рассматривать воззрения эзотериков, нужно сказать, что потусторонний мир с обитающими в нем духами, добрыми и злыми, расположен довольно близко к миру людей. Возможно, даже ближе, чем кто-то себе это представляет.

Это параллельные измерения, которых насчитывается великое множество. Находясь в них, души усопших следят за тем, что происходит в нашем мире. И с ними возможно наладить связь при помощи ритуалов. Однако церковь выступает против подобных экзерсисов.

О чем гласит теория переселения душ?


Ряд религиозно-философских представлений говорит о реинкарнации, то есть повторном воплощении, переселении душ. Их сторонники считают, что бессмертная сущность (дух, душа) бесконечно перемещается из одного тела в другое.

И в каждой из жизней в физическом мире происходит ее развитие, появляется новый индивидуум. Но при этом некоторая часть "Я" личности не меняется, она сохраняется в бесконечной череде перевоплощений. В ряде традиций существует утверждение, что процесс перевоплощений преследует некую цель, и душа в нем эволюционирует.

Что ожидает душу в раю?


Священное Писание отмечает, что если душа грешника раскается, Всевышний смилуется над ней и поместит в рай. Согласно представлению некоторых церковных авторов, там скончавшиеся люди существуют подобно ангелам.

Они не нуждаются ни в пище, ни в воде и пребывают в вечном блаженстве. Существует мнение, что родственные узы на небесах сохраняются, однако они становятся менее приоритетными. Сады в раю намного прекраснее, чем на Земле. Там нет времен года и царит вечное лето, нет ночи, и всегда белый день. Небесная благодать позволяет забыть о земном существовании.



Принято считать, что при наступлении смерти человека все заканчивается. Однако возникающие впоследствии явления и знаки говорят об обратном – о том, что существование продолжается. Душа умершего в течение некоторого времени навещает своих близких и лишь затем переходит в потусторонний мир.


Особые знаки

После смерти человека к дому, в котором он жил, могут приходить животные. Иногда в окна залетают птицы или начинают мигать лампочки. Эти особые знаки зачастую пугают людей, но бояться нечего. Умерший не способен причинить вред. Душа такими способами пытается привлечь внимание. Возможно, она прощается с родными и близкими или напоминает о невыполненных делах и просит о помощи.

Если у умершего действительно есть какие-то важные и невыполненные дела, то родственникам стоит их завершить. Также необходимо молиться об упокоении души и вспоминать почившего только хорошими словами.


Звонки с того света

Некоторые люди, столкнувшиеся со смертью близкого человека, не раз получали звонки со странных номеров. При ответе на вызов был слышен сильный шум и треск, а при попытке перезвонить выяснялось, что номера не существует.

Подобные звонки совершают умершие люди. В такие моменты приоткрывается занавес между мирами. Фразы обычно короткие. Позвонившие, как правило, предупреждают об опасности или просят о помощи. Некоторые умершие даже не подозревают о том, что их уже нет в мире живых, поэтому они звонят своим родственникам.


Отражение в зеркале

Известно немало случаев, когда родственники и близкие люди видели отражение умершего в зеркале, экране телевизора или мониторе компьютера. Силуэты появлялись на несколько секунд и пропадали. Подобное обычно происходит тогда, когда умерший человек приходит попрощаться. Он подает знак, что смерть – это не конец, а начало новой вечной жизни.

Живые люди, которые видят отражение умершего, зачастую начинают думать, что у них разыгралось воображение. На самом деле это не так. Американский врач и психолог Рэймонд Моуди в одной из своих книг о жизни после смерти рассказал о том, что через зеркало можно установить контакт с покойным. Это древнейшая техника, которую раньше применяли жрецы. Зеркал в то время не было, поэтому люди пользовались чашами с водой.


Тактильные ощущения

Люди могут ощущать потустороннее присутствие. Дети, потерявшие своих родителей, часто чувствуют, что их кто-то гладит по голове, обнимает или укрывает ночью. Таким способом умершие дают знак, что очень скучают по своим близким. Подобных тактильных ощущений не нужно бояться. Почившие проявляют заботу и ни в коем случае не хотят навредить.


Как долго душа находится рядом с родными

По христианским канонам душа покидает тело сразу после смерти. Она видит все происходящее вокруг, но при этом сама является невидимой для живых людей. Первые 3 дня для души – прощание с близкими. Именно в это время родственники сталкиваются с пугающими знаками и необъяснимыми явлениями.


На 9-й день душа уходит из этого мира. Чтобы она безболезненно сделала это, близким необходимо молиться и поминать ушедшего человека. В это время нельзя налаживать контакт с душой для общения. В противном случае она может «задержаться» на земле.


После 9 и до 40 дней проходят мытарства. В этот период злые сущности обличают душу умершего в соблазнах и грехах. На 40-й день душа навсегда прощается с близкими и покидает этот мир, направляясь на Божий Суд.


В некоторых случаях душа застревает между мирами. Она начинает часто приходить домой. Люди, проживающие в таком месте, слышат посторонние шаги, сталкиваются с внезапным включением кранов с водой. Застрявшая душа, как правило, не понимает, что ее физической оболочки уже не существует. Для нее все остается по-прежнему. Время пребывания застрявшей души на земле может исчисляться годами и веками. Помочь усопшему могут только близкие люди своими молитвами и добрыми словами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: