Поддержание летной годности воздушных судов это

Обновлено: 28.03.2024

ГОСТ Р 55864-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДОК ВЫПУСКА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ЭТАПЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Air transport. Order for Airworthiness mandatory information issue

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП "ГосНИИ ГА")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1936-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Введение

Для решения вопросов установления ресурсов и (или) сроков службы гражданских воздушных судов с аттестатом о годности к эксплуатации на основе международного стандарта Приложения 8 "Летная годность воздушных судов" к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.) и Воздушного кодекса Российской Федерации разработан настоящий стандарт, устанавливающий порядок выпуска обязательной информации разработчика по поддержанию летной годности воздушных судов с аттестатом о годности к эксплуатации в части установления ресурсов и (или) сроков службы.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на гражданские самолеты и вертолеты серийного производства (исключая самолеты и вертолеты с сертификатом типа), допущенные к эксплуатации в установленном в СССР порядке и находящиеся в настоящее время в эксплуатации или эксплуатировавшиеся ранее (включая хранение) по документации, утвержденной иным уполномоченным органом, чем уполномоченный орган в области гражданской авиации Российской Федерации, перед их эксплуатацией в гражданской авиации Российской Федерации.

1.2 Настоящий стандарт определяет порядок выпуска обязательных эксплуатационных бюллетеней БЭ (далее - бюллетени), содержащих обязательную информацию по поддержанию летной годности в части установления ресурсов и (или) сроков службы гражданских самолетов и вертолетов, указанных в 1.1 (далее - воздушные суда), включая контроль выполнения условий отработки ресурсов и (или) сроков службы.

1.3 При модификации, изменении целевого назначения или условий эксплуатации воздушных судов ресурсы и (или) сроки службы должны быть вновь установлены в порядке, изложенном в настоящем стандарте.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 31270-2004* Техника авиационная гражданская. Порядок выпуска сервисных бюллетеней и выполнения по ним работ,

* Утратил силу на территории РФ, действует ГОСТ Р 58339-2018.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 гражданская авиационная техника: Перечисленные в 1.1 самолеты, вертолеты и их компоненты, используемые в гражданской авиации в установленном законодательством порядке.

3.1.2 уполномоченный орган в области гражданской авиации: Федеральный орган исполнительной власти, которому предоставлены полномочия и на который возложена ответственность государства, в реестр которого занесено воздушное судно.

3.1.3 разработчик АТ: Организация, ответственная за типовую конструкцию АТ.

3.1.4 доказательная документация: Документация, содержащая результаты проверок и испытаний изделия, устанавливающая его соответствие требованиям к летной годности, действовавшим на момент проведения указанных проверок и испытаний.

3.1.5 комплектующие изделия: Механизмы (агрегаты), приборы и элементы оборудования, выполняющие самостоятельные функции.

3.1.6 компонент воздушного судна: Любая составляющая часть воздушного судна.

3.1.7 конструкция воздушного судна: Агрегаты планера (фюзеляж, крыло, оперение, секции механизации крыла), шасси, механической части системы управления и систем воздушного судна, а также другие части конструкции воздушного судна, содержащие основные силовые элементы, целостность и работоспособность которых непосредственно влияет на его летную годность.

3.1.8 трансмиссия вертолета: Конструктивная совокупность элементов (агрегатов) кинематической связи маршевых (основных) двигателей с несущим (или несущими) и рулевым винтами и другими потребителями мощности, включающая агрегаты и системы, необходимые для обслуживания самой трансмиссии, а также приводы других потребителей мощности.

3.1.9 агрегаты несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета (далее - агрегаты): Паспортизованные:

- лопасти несущего и рулевого винтов;

- втулки несущего и рулевого винтов;

- агрегаты трансмиссии, включая главный редуктор;

- другие агрегаты несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета (по указанию разработчика вертолета), имеющих ограниченные ресурсы (сроки службы).

3.1.10 ресурс: Установленная при проектировании или в процессе эксплуатации наработка изделия, исчисляемая в летных часах или полетах, до которой разрешается производить его эксплуатацию.

3.1.11 срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации изделия, включая периоды хранения.

3.1.12 эксплуатант: Гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

AT - гражданская авиационная техника;

ВС - воздушное судно;

КИ - комплектующие изделия.

4 Общие положения

4.1 Основанием для разработки бюллетеней является решение о его выпуске (далее - решение).

4.2 Разработку бюллетеня, издание и рассылку текста бюллетеня финансирует разработчик AT в инициативном порядке или на основе контракта (договора).

4.3 Изменения к бюллетеням выпускают в виде бюллетеня по установленным настоящим стандартом процедурам с сохранением номера основного бюллетеня и с присвоением номера изменения.

5 Разработка решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы парку (группе) воздушных судов

5.1 Условия установления ресурса и (или) срока службы

5.1.1 Назначенные ресурсы и сроки службы воздушного судна должны устанавливаться, исходя из требования безопасности эксплуатации.

5.1.2 Ресурсы и сроки службы до первого капитального ремонта, а также межремонтные ресурсы и сроки службы в пределах установленных назначенных ресурсов и сроков службы воздушного судна устанавливаются, исходя из технического состояния изделий, обеспечения безопасности и экономичности эксплуатации.

5.1.3 В зависимости от технического состояния, условий эксплуатации парка однотипных воздушных судов, выбранного метода технической эксплуатации и ремонта ресурсы и сроки службы (назначенные, до первого капитального ремонта и межремонтные) могут устанавливаться на парк (группу) или отдельное воздушное судно.

5.1.4 Обязательным условием является регулярная (ежегодная или с иной периодичностью) процедура оценки технического состояния ВС и фактических условий эксплуатации.

Содержание этой процедуры размещают в бюллетене и в целом оно должно соответствовать разделу 10.

5.1.5 Установление ресурса и (или) срока службы воздушному судну подразумевает одновременное и взаимосвязанное проведение соответствующих работ по следующим его компонентам:

а) конструкция воздушного судна;

б) несъемное оборудование;

в) системы воздушного судна;

г) комплектующие изделия воздушного судна.

5.2 Решение о выпуске бюллетеня

5.2.1 Решение оформляет разработчик ВС совместно с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации, исходя из условий 5.1.

5.2.2 Решение утверждается генеральным (главным) конструктором ВС и согласовывается руководителями научно-исследовательских институтов гражданской авиации, участвовавших в его подготовке.

5.2.3 Решение основывается на доказательной документации по 5.3 и должно повторять основные выводы доказательной документации (заключения) и организационно-технические мероприятия для его выполнения - такие как, например, типовую программу исследования и оценки технического состояния ВС.

5.2.4 Решение должно содержать следующие сведения:

а) назначение ресурса и срока службы парку ВС в целом (тип, модификация) или группе [серийные (заводские номера)];

б) величины назначаемых ресурсов и сроков службы;

в) условия отработки назначаемых ресурсов и сроков службы.

- по выполнению соответствующих доработок;

- по проведению дополнительных разовых осмотров в эксплуатации или осмотров при капитальных ремонтах;

- по проведению дополнительных периодических осмотров в эксплуатации;

- по регулярной (ежегодной или с иной периодичностью) процедуре оценки технического состояния ВС и фактических условий эксплуатации;

- по корректировке эксплуатационной документации;

- возможны другие условия установления ресурса и (или) срока службы.

5.2.5 Экземпляры утвержденного решения с комплектом доказательной документации по 5.3 хранятся в установленном порядке в организации разработчика ВС и каждой организации, участвовавшей в его подготовке.

5.3 Доказательная документация для обоснования решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы парку (группе) воздушных судов

5.3.1 Для решения о выпуске бюллетеня по установлению назначенного ресурса и (или) срока службы - заключение разработчика ВС об установлении назначенного ресурса и (или) срока службы конструкции ВС по условиям прочности при длительной эксплуатации согласно требованиям летной годности (форма заключения согласовывается с ЦАГИ). Это заключение должно быть согласовано с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности и гражданской авиации.

В данном заключении должны быть определены условия отработки устанавливаемого ресурса и (или) срока службы, а также (при необходимости) может быть приведен перечень ВС, на которые распространяется действие заключения: для парка, группы или для отдельных ВС.

5.3.2 Для решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы до первого ремонта, межремонтного ресурса и (или) срока службы - заключение разработчика ВС об установлении ресурса и (или) срока службы до первого ремонта, межремонтного ресурса и (или) срока службы ВС, согласованное с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации.

В данном заключении должны быть определены условия отработки устанавливаемых ресурсов и (или) сроков службы, а также (при необходимости) приведен перечень ВС, на которые распространяется действие заключения: для парка, группы или для отдельных ВС.

Данное заключение дополнительно согласовывается с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности в тех случаях, когда при установлении межремонтного ресурса и (или) срока службы изменяются определенные заключением по подпункту 1 условия отработки назначенного ресурса и (или) срока службы (периодичность осмотров, сроки доработок и замен и другие).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 21 октября 2015 г. N 664 "Об утверждении Положения об Управлении поддержания лётной годности воздушных судов Федерального агентства воздушного транспорта"


Обзор документа

Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 21 октября 2015 г. N 664 "Об утверждении Положения об Управлении поддержания лётной годности воздушных судов Федерального агентства воздушного транспорта"

В соответствии с подпунктом 9.3 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении поддержания летной годности воздушных судов Федерального агентства воздушного транспорта.

2. Признать утратившим силу приказ Росавиации от 19 мая 2010 г. N 176 "Об утверждении Положения об Управлении поддержания летной годности воздушных судов Федерального агентства воздушного транспорта".

Руководитель А.В. Нерадько

Приложение
к приказу Федерального агентства
воздушного транспорта
от 21 октября 2015 г. N 664

Положение
об Управлении поддержания летной годности воздушных судов Федерального агентства воздушного транспорта

I. Общие положения

1. Управление поддержания летной годности воздушных судов Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федерального агентства воздушного транспорта, выполняет возложенные на него задачи и функции в установленной сфере деятельности.

2. Сокращенное наименование Управления - УПЛГВС.

3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации и Росавиации, а также настоящим Положением.

4. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Росавиации, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями, структурными подразделениями органов государственной власти (в том числе субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Сфера деятельности

5. В сферу деятельности Управления входят:

5.1. осуществление функции по организации и проведению подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов;

5.2. проведение в установленном порядке инспекции гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов;

5.3. оказание услуг по выдаче разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах;

5.4. оказание услуг по выдаче свидетельств специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов.

6. Управление участвует в подготовке предложений по проектам нормативных правовых актов, а также выработке и реализации мер, направленных на выполнение задач и функций, вытекающих из сферы деятельности Росавиации, в рамках компетенции Управления.

III. Компетенция

7. Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

7.1. принимает участие в разработке предложений в проекты федеральных авиационных правил, административных регламентов, других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по направлениям, входящим в сферу деятельности Управления;

7.2. организует и проводит выдачу документов, подтверждающих соответствие требованиям федеральных авиационных правил, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов;

7.3. принимает участие в работе по определению технического состояния (комиссованию) воздушных судов, используемых для воздушных перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

7.4. согласует разрешения на выполнение разовых полетов воздушных судов, если такие разрешения обусловлены особыми условиями эксплуатации воздушного судна и необходимы для обеспечения полета;

7.5. организует и проводит выдачу разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах;

7.6. организует и проводит инспекцию гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов;

7.7. обеспечивает в установленном порядке рассмотрение обращений граждан в установленной сфере деятельности, принимает по ним решения и направляет ответы заявителям;

7.8. участвует в международном сотрудничестве Росавиации с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;

7.9. по поручению руководителя Росавиации участвует в конференциях, совещаниях, семинарах, прочих мероприятиях Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других международных организаций в установленной сфере деятельности Управления;

7.10. осуществляет оформление, хранение, учет и использование в дальнейшей работе служебной документации, образовавшейся в процессе деятельности Управления;

7.11. участвует в организации работы Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации в установленной сфере деятельности;

7.12. участвует в организации обучения и повышения квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечню должностей в установленной сфере деятельности;

7.13. утверждает учебные программы авиационных учебных центров по подготовке авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности;

7.14. организует и обеспечивает проведение мероприятий мобилизационной подготовки и гражданской обороны в Управлении, а также участвует в планировании и осуществлении данных мероприятий в Росавиации;

7.15. выдает свидетельства лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций по техническому обслуживанию воздушных судов.

8. Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

8.1. ходатайствовать о привлечении в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научных и иных организаций, ученых и специалистов;

8.2. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

8.3. информировать руководителя Росавиации, структурные подразделения и территориальные органы Росавиации, иные государственные органы и должностных лиц, а также субъекты гражданской авиации о выявленных нарушениях требований действующего законодательства, а также международных договоров Российской Федерации и иных нормативных актов в сфере деятельности Управления;

8.4. выдавать документы, подтверждающие соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов;

8.5. выдавать соответствующие документы при организации и проведении инспекции гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности;

8.6. запрашивать и получать от структурных подразделений Росавиации, территориальных органов Росавиации, субъектов гражданской авиации, иных органов (организаций) и их структурных подразделений сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления;

8.7. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления;

8.8. участвовать в работе создаваемых Росавиацией координационных, совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, рабочих групп, коллегий);

8.9. по решению руководителя Росавиации принимать участие в работе межведомственных рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;

8.10. в пределах своей компетенции осуществлять взаимодействие со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимать участие и представлять интересы Росавиации в установленной сфере деятельности на проводимых указанными органами и иными организациями совещаниях, семинарах, конференциях и других мероприятиях;

8.11. знакомиться с актами Росавиации для реализации возложенных на Управление функций в установленной сфере деятельности и предоставленных Управлению прав;

8.12. формировать и вести для внутреннего использования базы (банки) данных по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Управления;

8.13. вносить предложения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Управления, и участвовать в их рассмотрении;

8.14. обеспечивать координацию и контроль деятельности соответствующих подразделений территориальных органов Росавиации, подведомственных организаций по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

8.15. осуществлять иные права в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и актами Росавиации;

8.16. вести реестр выданных сертификатов летной годности воздушных судов, документов подтверждающих соответствие требованиям Федеральных авиационных правил юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, выданных разрешений на бортовые радиостанции.

IV. Организация деятельности

9. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Росавиации.

10. Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности руководителем Росавиации.

11. Структура и штатное расписание Управления определяются в соответствии со структурой и штатным расписанием Росавиации.

В состав Управления входят:

отдел поддержания летной годности российских воздушных судов;

отдел поддержания летной годности иностранных воздушных судов;

отдел технического развития;

отдел инспектирования воздушных судов, сертификации организаций технического обслуживания и ремонта, выдачи свидетельств инженерно-техническому персоналу.

12. Начальник Управления:

12.1. осуществляет непосредственное руководство Управлением и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач, а также состояние исполнительской дисциплины, за качество подготовки согласуемых (подписываемых) им документов;

12.2. распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение;

12.3. устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции начальников отделов Управления, организует их взаимодействие, осуществляет контроль за их деятельностью, утверждает положения об отделах Управления;

12.4. представляет Управление по вопросам, относящимся к сфере деятельности, во взаимоотношениях с другими структурными подразделениями Росавиации и ее территориальными органами, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями;

12.5. подписывает сертификаты летной годности гражданских воздушных судов, документы, подтверждающие соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, и свидетельства лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций по техническому обслуживанию воздушных судов;

12.6. представляет предложения руководителю Росавиации и его заместителям по вопросам, относящимся к ведению Управления;

12.7. вносит на рассмотрение руководителя Росавиации в установленном порядке проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления;

12.8. представляет на утверждение руководителю Росавиации Положение об Управлении и изменения к нему;

12.9. участвует в совещаниях у руководителя Росавиации и его заместителей, проводимых по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;

12.10. вносит на рассмотрение руководителю Росавиации предложения о структуре и штатной численности Управления, должностных регламентах его работников;

12.11. по поручению руководителя Росавиации участвует в заседаниях коллегиальных органов Росавиации;

12.12. в связи с решением руководителя Росавиации определяет кандидатуры работников Управления для участия в межведомственных рабочих группах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

12.13. рассматривает поступившие в Росавиацию проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Управления, визирует указанные проекты и подписывает экспертные заключения на них;

12.14. в пределах своей компетенции ведет переписку и согласовывает (утверждает) проекты документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Управления;

12.15. представляет руководителю Росавиации предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, об отпусках, о повышении квалификации, о поощрении работников, об установлении надбавок отдельным категориям работников Управления и применении к ним дисциплинарных взысканий;

12.16. представляет мотивированный отзыв об исполнении государственным гражданским служащим Управления своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации работника Управления;

12.17. требует от работников Управления объяснения в письменной форме при применении дисциплинарного взыскания;

12.18. дает поручения работникам Управления по вопросам, отнесенным к их служебной деятельности;

12.19. организует делопроизводство в Управлении;

12.20. в установленном порядке осуществляет взаимодействие с государственными органами, ассоциациями, союзами, научными, учебными, общественными и другими организациями, представителями государств - участников СНГ и международных организаций, с зарубежными экспертами по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

12.21. осуществляет иные функции в соответствии с решениями руководителя Росавиации.

13. Заместители начальника Управления и начальники отделов обеспечивают организацию работы по закрепленным за ними конкретным направлениям деятельности Управления.

14. В случае временного отсутствия начальника Управления один из его заместителей исполняет его обязанности по решению руководителя Росавиации.

15. Должностные обязанности работников Управления установлены служебным распорядком Росавиации, должностными регламентами, служебными контрактами.

Обзор документа

Заново утверждено Положение об Управлении поддержания летной годности воздушных судов Росавиации.

Управление является структурным подразделением центрального аппарата Агентства. Оно отвечает за подтверждение соответствия требованиям федеральных авиационных правил юрлиц и ИП, осуществляющих техобслуживание гражданских судов, за инспекцию гражданских судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов. Также Управление оказывает услуги по выдаче разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских судах, и свидетельств специалистов по техобслуживанию судов.

Определены полномочия и права Управления. Урегулированы вопросы организации его деятельности.

Приказ об утверждении прежнего Положения признан утратившим силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ Министерства транспорта РФ от 27 ноября 2020 г. N 519
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна"

С изменениями и дополнениями от:

13 июля, 22 ноября 2021 г., 11 мая 2022 г.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8, статьей 10, пунктом 2 статьи 35 и пунктом 2 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2020, N 24, ст. 3740), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2018, N 52, ст. 8275), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна".

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 13 июня 2022 г. - Приказ Минтранса России от 11 мая 2022 г. N 169

2. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2024 г.

Регистрационный N 62130

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 27 ноября 2020 г. N 519

Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна"

С изменениями и дополнениями от:

13 июля, 22 ноября 2021 г.

ГАРАНТ:

О Федеральных авиационных правилах см. справку

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна" (далее - Правила) распространяются на гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее 1 (далее - ВС).

ВС допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности гражданского воздушного судна (далее - СЛГ), выданного на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 г. уполномоченным органом в области гражданской авиации 2 .

2. Правила устанавливают требования к летной годности ВС, форму и порядок оформления СЛГ, порядок приостановления действия и аннулирования СЛГ экземпляра ВС.

3. Правила обязательны для юридических и физических лиц при допуске ВС к эксплуатации.

II. Оформление СЛГ

4. Для оформления СЛГ юридическое или физическое лицо (или их уполномоченный представитель) (далее - заявитель) подает заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган (далее - уполномоченный орган в области гражданской авиации) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам).

5. Уполномоченный орган в области гражданской авиации в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки должен уведомить заявителя по электронным каналам связи о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии к рассмотрению заявки в случае выявления фактов неполноты или недостоверности содержащихся в заявке сведений, необходимых для оформления СЛГ.

6. В случае принятия заявки уполномоченным органом в области гражданской авиации к рассмотрению заявитель должен привлечь по своему выбору организацию, аккредитованную уполномоченным органом в области гражданской авиации, для участия в работе по оформлению СЛГ (далее - аккредитованная организация).

7. Заявитель должен предъявить аккредитованной организации ВС, документы, подтверждающие выполнение на данном ВС всех работ, предусмотренных действующей эксплуатационной документацией ВС, которая должна содержать изменения и дополнения, внесенные разработчиком ВС.

8. Аккредитованная организация в течение пяти рабочих дней со дня предъявления заявителем ВС и документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, должна оформить и передать заявителю заключение о соответствии требованиям к летной годности экземпляра ВС, установленным в приложении N 2 к настоящим Правилам (далее - заключение) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам). В случае несоответствия экземпляра ВС установленным требованиям к летной годности заявитель должен устранить выявленные недостатки и замечания и представить в аккредитованную организацию отчет об их устранении.

9. В случае отсутствия замечаний и недостатков, выявленных при проведении повторной оценки ВС, аккредитованная организация в течение пяти рабочих дней со дня представления вышеупомянутого отчета об устранении замечаний должна передать заявителю заключение.

10. Уполномоченный орган в области гражданской авиации принимает решение о выдаче заявителю СЛГ (приложение N 4 к настоящим Правилам) в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения аккредитованной организации.

11. СЛГ выдается на период срока службы (ресурса) ВС, установленного разработчиком ВС.

12. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, оформивший СЛГ, вносит информацию о его выдаче в федеральную государственную информационную систему "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" 3 (далее - ФГИС "РЭВС") и является ответственным за поддержание этой информации в актуальном состоянии.

13. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, оформивший СЛГ, ведет электронный архив документации, на основании которой было принято решение о выдаче СЛГ, приостановлении и (или) возобновлении его действия и аннулировании СЛГ.

III. Инспекционный контроль летной годности ВС

14. Инспекционный контроль летной годности ВС организуется и проводится уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ 4 .

15. Плановый инспекционный контроль летной годности ВС проводится один раз в год. При этом возможно совмещение проведения планового инспекционного контроля с плановыми проверками эксплуатанта ВС.

16. При наличии информации о нарушении правил по эксплуатации и (или) поддержания летной годности ВС проводится внеочередной инспекционный контроль летной годности ВС.

17. При выявлении несоответствий требованиям, установленным в приложении N 2 к настоящим Правилам, эксплуатант (собственник) по своему выбору привлекает аккредитованную организацию для подготовки заключения в порядке, указанном в пунктах 7 - 9 настоящих Правил.

18. Результаты инспекционного контроля летной годности ВС являются основанием для принятия уполномоченным органом в области гражданской авиации решения о приостановлении или возобновлении (в случае приостановления) действия сертификата летной годности в пределах срока его действия.

19. По результатам инспекционного контроля летной годности ВС составляется акт инспекционного контроля летной годности ВС (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам).

IV. Приостановление действия СЛГ

20. Действие СЛГ приостанавливается решением уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ:

по инициативе заявителя;

по результатам инспекционного контроля.

21. Основаниями приостановления действия СЛГ (за исключением случая, когда СЛГ приостанавливается по инициативе заявителя) является несоответствие ВС требованиям, предъявляемым к летной годности, а также несоблюдение требований эксплуатационной документации ВС.

22. Решение о приостановлении действия СЛГ оформляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, и выдается (направляется) заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении действия СЛГ любым способом, который позволяет достоверно установить дату вручения такого решения заявителю.

23. Эксплуатант (владелец) прекращает эксплуатацию ВС со дня получения решения о приостановлении действия СЛГ.

24. Информация о приостановлении действия СЛГ вносится уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, в ФГИС "РЭВС" в течение одного рабочего дня после дня выдачи заявителю решения о приостановлении действия СЛГ.

25. В случае если действие СЛГ было приостановлено по инициативе эксплуатанта (владельца), действие приостановленного СЛГ возобновляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о возобновлении действия СЛГ.

26. Для возобновления действия СЛГ, приостановленного на основании результатов инспекционного контроля, эксплуатант (владелец) направляет в уполномоченный орган в области гражданской авиации, принявший решение о приостановлении СЛГ, заключение об устранении оснований для приостановления СЛГ по результатам инспекционного контроля.

27. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, принявший решение о приостановлении СЛГ, в течение трех рабочих дней со дня получения заключения, предусмотренного пунктом 26 настоящих Правил, оформляет решение о его возобновлении и направляет копию решения эксплуатанту (владельцу).

28. Решение о возобновлении действия СЛГ вносится в ФГИС "РЭВС" в день его оформления.

V. Аннулирование СЛГ

29. СЛГ подлежит аннулированию решением уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ:

по инициативе заявителя;

в случае, если не были устранены основания приостановления действия СЛГ по результатам инспекционного контроля в срок до 90 суток после дня принятия уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, решения о приостановлении его действия в соответствии с главой IV настоящих Правил.

30. Решение об аннулировании СЛГ оформляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, и выдается (направляется) эксплуатанту (заявителю) в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об аннулировании СЛГ. Решение об аннулировании СЛГ выдается (направляется) любым способом, который позволяет достоверно установить дату вручения такого решения эксплуатанту (заявителю).

31. Аннулированный СЛГ не подлежит восстановлению, за исключением случаев признания решения об аннулировании незаконным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

32. Информация об аннулировании СЛГ вносится уполномоченным органом в области гражданской авиации во ФГИС "РЭВС" в течение одного рабочего дня с даты принятия решения об аннулировании СЛГ.

1 Пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2 Пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343; 2010, N 6, ст. 652) (далее - Положение).

3 Часть 21 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 200, N 32, ст. 3340; 2019 N 39, ст. 5374); подпункт 5.4.14 пункта 5 Положения.

Приложение N 1
к Правилам (рекомендуемый образец)

Руководителю уполномоченного
органа в области гражданской
авиации

Приложение N 2 к Правилам

Требования к летной годности воздушного судна

1. В отношении ВС и его компонентов должны быть проведены работы, направленные на выявление компонентов ВС, не прошедших сертификацию или квалификацию 1 .

2. На ВС и всех его компонентах в соответствии с эксплуатационной документацией должен быть выполнен комплекс технического обслуживания в организациях по техническому обслуживанию авиационной техники.

3. На ВС и всех его компонентах должны быть выполнены разовые осмотры и проверки, назначенные уполномоченным органом в области гражданской авиации в рамках организации разработки мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов 2 .

4. На ВС должны быть выполнены ремонтные работы в случаях повреждения ВС.

5. Летные характеристики ВС по данным средств объективного контроля должны соответствовать характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации ВС.

6. ВС должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией и обеспечено эксплуатационной документацией для полетов в заявленных условиях навигации.

7. Трафареты, надписи, идентификационная маркировка, нанесённые на ВС и его компоненты, должны соответствовать эксплуатационной документации ВС.

8. ВС должно быть укомплектовано согласно перечню оборудования, установленного на ВС.

9. На ВС не должно быть несертифицированных изменений (модификаций) конструкции (в том числе изменения компонентов и программного обеспечения).

10. На ВС, изготовленном за пределами Российской Федерации и ввозимом на территорию Российской Федерации, для которого запрашивается сертификат летной годности в Российской Федерации, должен быть в наличии экспортный сертификат летной годности, выданный государством регистрации (для ранее эксплуатировавшихся ВС) или государством-изготовителем (для ранее не эксплуатировавшихся ВС), или иной документ о летной годности ВС, предусмотренный двусторонним соглашением между Российской Федерацией и государством-экспортером ВС.

Приложение N 3 к Правилам
(рекомендуемый образец)

Информация об изменениях:

Приложение 4 изменено с 1 марта 2022 г. - Приказ Минтранса России от 22 ноября 2021 г. N 404

Приложение N 4 к Правилам
(с изменениями от 22 ноября 2021 г.)
(форма)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО

FEDERAL AGENCY FOR AIR TRANSPORT

СЕРТИФИКАТ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ N ____

CERTIFICATE OF AIRWORTHINESS No. ____

1. Национальный и регистрационный знаки/ Nationality and registration marks:

2. Изготовитель и обозначение воздушного судна изготовителем/ Aircraft manufacturer and designation:

3. Серийный номер воздушного судна/ Aircraft serial number:

4. Категории и/или применение / Categories and/or application ____________________

5. Настоящий сертификат летной годности выдан в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года и Воздушным кодексом Российской Федерации, относится к вышеупомянутому воздушному судну, которое считается пригодным к полетам при условии, что его техническое обслуживание и эксплуатация соответствуют вышеуказанному и установленным эксплуатационным ограничениям. / This Certificate of Airworthiness has been issued pursuant to the Convention on International Civil Aviation dated December 7, 1944 and Air Code of the Russian Federation in respect of the above mentioned aircraft, which is considered to be airworthy provided its maintenance and operation meet the foregoing and established operating limitations.

6. Дата выдачи/Date of issue ______________________________________________

7. Должность/Job title ____________________________________________________

8. ФИО/Full name _______________________________________________________

9. Подпись/Signature ____________________________________________________

10. Срок действия сертификата/Certificate valid till: ____________________________

ВЗК РФ Статья 37.1. Эксплуатация гражданского воздушного судна

(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

1. Соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна, установленных утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна документацией гражданского воздушного судна, а также правил эксплуатации гражданских воздушных судов, утвержденных федеральными авиационными правилами, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

2. Требования к документации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

3. В целях поддержания летной годности гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта при их эксплуатации осуществляется наземное и техническое обслуживание.

4. Поддержание летной годности гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта - комплекс мер по обеспечению соответствия гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта или их частей требованиям к летной годности и поддержанию их в состоянии, необходимом для безопасной эксплуатации на протяжении срока службы.

5. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ по обеспечению прибытия воздушного судна на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна не включает в себя его техническое обслуживание.

6. Техническое обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ, необходимых для поддержания летной годности гражданского воздушного судна, включая проведение проверок гражданского воздушного судна, замену его частей, устранение неисправностей, а также осуществление изменения конструкции гражданского воздушного судна или выполнение его ремонта.

7. Правила наземного обслуживания и технического обслуживания гражданских воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

8. При нарушении требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также при выявлении небезопасного состояния гражданского воздушного судна уполномоченный орган в области гражданской авиации, выдавший сертификат летной годности, имеет право ввести ограничения эксплуатации данного воздушного судна или остановить его эксплуатацию.

9. Эксплуатанты обязаны предоставлять информацию о техническом состоянии гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, об особенностях их эксплуатации в уполномоченный орган, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также их разработчику. Состав и порядок предоставления указанной информации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Подборка наиболее важных документов по запросу Поддержание летной годности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Поддержание летной годности

Судебная практика: Поддержание летной годности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 703 "Работы, выполняемые по договору подряда" ГК РФ "Таким образом, выполнение работ по техническому обслуживанию воздушных судов подразумевает передачу воздушного судна исполнителю по договору для осуществления работ, необходимых для поддержания летной годности воздушного судна."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Поддержание летной годности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О некоторых аспектах нормативного регулирования сертификации в сфере гражданской авиации
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2020, N 1) Серьезной проблемой в аспектах соответствия воздушных судов, произведенных за рубежом, сертификационным требованиям является поддержание летной годности этих самолетов и вертолетов в других странах. Сегодня, по информации, представленной в 2019 г. Минтрансом РФ, до 95% используемых российскими авиакомпаниями воздушных судов иностранного производства имеют регистрацию в офшорных зонах. При этом российские авиакомпании, арендующие иностранные коммерческие воздушные суда, практически не имеют связи с сертификатором (разработчиком). Такое положение дел входит в прямое противоречие с положениями Приказа Минтранса РФ от 13 августа 2015 г. N 246 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, требованиям Федеральных авиационных правил" , в соответствии с которыми получается, что летную и техническую эксплуатацию этой авиатехники по факту осуществляет российская авиакомпания, а юридически это должен бы делать (но по понятным причинам не делает) ее "владелец", находящийся в офшоре. Тем самым как авиакомпании, так и разработчики воздушных судов иностранного производства в случае авиапроисшествия или серьезного инцидента с таким воздушным судном имеют достаточно оснований "отстраниться" от ответственности за наступившие последствия.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая"
(том 2)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019) Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

Нормативные акты: Поддержание летной годности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 641-р
V. Безопасность при обеспечении и поддержании

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2022 N 1693-р
Приложение N 5

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: