Как называются суда которые перевозят нефть

Обновлено: 18.04.2024

Наличие большого количества морей, судоходных рек, каналов и озер на территории России обусловило широкое развитие водных перевозок нефти и нефтепродуктов. Для некоторых экономических районов страны водный транспорт является основным средством перевозки нефти и нефтепродуктов. По своим экономическим показателям во многих случаях этот вид транспорта успешно конкурирует с трубопроводным.

Различают следующие типы нефтеналивных судов:

танкеры морские и речные;

баржи морские (лихтеры) и речные.

Нефтеналивное судно состоит из жесткого стального каркаса, к которому крепится обшивка. Каркас судна выполнен из продольных и поперечных жестких связей (рис.1).

Продольные и поперечные переборки образуют наливные отсеки-танки, которые соединяются между собой через перекрываемые клинкетами отверстия, расположенные у днища. Открываются и закрываются клинкеты посредством маховика, выведенного на палубу.

Каждое нефтеналивное судно характеризуется следующими основными показателями:

Водоизмещение — вес воды, вытесненной груженым судном. Водоизмещение судна при полной осадке равно собственному весу судна и полного груза в нем.

Дедвейт — полный вес поднимаемого груза (транспортируемого и для собственных нужд).

Грузоподъемность — вес транспортного груза.

Скорость хода при полной загрузке.

Отношение дедвейта к водоизмещению называется коэффициентом утили­зации водоизмещения (для танкеров колеблется в пределах 0,65—0,75 и характеризует степень совершенства судна).

Существенное отличие конструкции нефтеналивных судов от других транспортных судов обусловлено особыми свойствами жидкого груза:

жидкий груз, имеющий свободную поверхность, перетекает при крене на один борт, уменьшая устойчивость судна;

удары жидкого груза при качке создают дополнительную нагрузку на переборки и борта;

увеличение объема жидкого груза при повышении его температуры тре­бует наличия свободного объема в танках при полной загрузке судна;

повышенная пожарная опасность требует принятия некоторых противопожарных мер;

необходимость применения специальных технологических трубопроводов и насосов для производства грузовых операций.

Поперечный разрез корпуса танкера

Рис. 1. Поперечный разрез корпуса танкера

shuhov4

Для уменьшения вредного воздействия жидкого груза на устойчивость судна устанавливают продольные переборки. Поперечные переборки ставятся на расстоянии не более 12,5 м одна от другой. Это позволяет уменьшить удары жидкого груза в переборки при качке.

Из всех типов нефтеналивных судов наибольшее распространение получил танкер — самоходное судно, корпус которого системой продольных и поперечных переборок разделен на отсеки. Различают носовой (форпик), кормовой (ахтерпик) и грузовые отсеки (танки). Для предотвращения попадания паров нефтепродуктов в хозяйственные и машинные отделения грузовые танки отделены от носового и кормового отсеков специальными глухими отсеками (коффердамами). Для сбора продуктов, испарения нефтепродуктов, регулирования давления в танках на палубе танкера устроена специальная газоотводная система с дыхательными клапанами.

Все грузовые танки соединены между собой трубопроводами, проходящими от насосного отделения по днищу танков. Различают грузовой и зачистной трубопроводы (рис. 2). Грузовые и зачистные приемники размещаются в наи­более глубокой части танка, у кормовой переборки, так как танкеры обычно имеют дифферент на корму.

Кроме грузовой и зачистной систем, грузовые танки оборудуются и другими технологическими трубопроводами и устройствами: подогревателями, установками для орошения, мойки палубы, вентиляции и пропаривания танков, средствами пожаротушения и др.

Погрузка и выгрузка танкера производятся с соблюдением следующих условий.

1. Для разгрузки корпуса танкера от опасных концентраций напряжений нефтепродукт (а при порожнем рейсе балласт) следует размещать по отсекам с учетом возможного равномерного распределения веса по длине судна. Загрузку и выгрузку танков необходимо производить по строго определенной очередности. Например, кормовую и носовую группы танков надо загружать равномерно.

2. Для предотвращения нормального крена судна бортовые танки следует загружать равномерно.

Погрузка и выгрузка танкера производятся с соблюдением следующих условий.

1. Для разгрузки корпуса танкера от опасных концентраций напряжений нефтепродукт (а при порожнем рейсе балласт) следует размещать по отсекам с учетом возможного равномерного распределения веса по длине судна. Загрузку и выгрузку танков необходимо производить по строго определенной очередности. Например, кормовую и носовую группы танков надо загружать равномерно.

2. Для предотвращения нормального крена судна бортовые танки следует загружать равномерно.

Рис. 2. Схема размещения нефтепроводов на танкере
Рис. 3. Схема откачки нефтепродуктов через вакуумный танк

shuhov4

shuhov4

При снижении уровня нефти в танках в конце выгрузки может произойти подсасывание воздуха, что приведет к резкому падению производительности вплоть до прекращения откачки вследствие срыва работы насоса.

Для устранения попадания воздуха в насосы на танкерах широко применяют откачку с помощью вакуумтанков. Сущность этого способа состоит в том, что насосы откачивают продукт не отдельно из каждого танка, а из одного герметически закрытого танка, в котором поддерживается разрежение; из остальных танков продукт поступает в этот вакуумтанк самотеком за счет перепада давлений. В качестве вакуумного (рис. 3) используется танк 1, смежный с насосным отделением. Танк оборудуется дополнительным приемником 3, соединяющим его с насосом 4, а также клинкетами на газоотводных и других трубопроводах, подведенных к танку с палубы.

Перед началом выкачки вакуумтанк отключают от всех трубопроводов и проверяют надежность герметизации. Затем через дополнительный приемник 3 из танка откачивают нефтепродукт, примерно на 2/3 высоты заполнения при этом в танке создается разрежение, равное 0,035 МПа. После этого продолжают откачку, сообщают вакуумтанк с очередным грузовым танком, для чего открывают соответствующий клинкет 2 на грузовом трубопроводе. Переход на следующий танк по мере откачки нефтепродукта выполняется обычным пере­ключением приемных клинкетов. Воздух, попадающий в грузовую магистраль, теперь уже не проникнет в насос, а останется в вакуумтанке. По этому же принципу производится зачистка танков.

Величина разрежения в вакуумтанке должна быть назначена с учетом давления насыщенных паров нефтепродукта при температуре откачки. Если Ру >Рвак1 начнется кипение нефтепродукта в танке. Применение вакуумтанков позволило сократить время выкачки нефтепродуктов на 20%.

При откачке воды балластной и после зачисток танков необходимо принимать специальные меры по предотвращению загрязнения моря нефтепродук­тами. Согласно требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью вдоль берегов установлена зона шириной 100— 150 миль, где запрещается выбрасывать воды с содержанием нефтепродуктов. Нежелателен слив нефтяных остатков и в открытое море, поскольку, плавая на поверхности воды, они могут быть занесены ветром или течением в запретные зоны.

Для приема с судов воды, загрязненной нефтепродуктами, на нефтебазах предусматриваются специальные береговые емкости с очистными установками. Кроме того, большинство танкеров оборудованы специальными сепараторами.

По своим техническим показателям и условию плавания различают морские, речные и озерные танкеры.

Наибольший удельный вес имеют морские танкеры, получившие особенно широкое применение для перевозки нефти.

Некоторые данные о находящихся в эксплуатации танкерах приведены в табл.1.

Классификация судов по размерам вызвана необходимостью учитывать навигационную обстановку.

По назначению танкеры подразделяются на:

  • нефтеналивные,
  • химовозы, ,
  • танкеры - водородовозы, проектируются в настоящее время для доставки жидкого водорода ( LH2).

Терминология описания состоит из двух слов: 1- привязка по географии, 2- описывает размер

Handysize

К Handysize относятся танкеры для нефтепродуктов дедвейтом 15000 - 50000 тонн.
Суда размером Handysize наиболее распространенными и составляют более 2000 ед общим дедвейтом около 45 млн тонн.
Суда с размерами Handysize строят на судоверфях России, Южной Кореи, Китая, Украины и др стран.

Handymax / Supramax

Суда размером Handymax или Supramax имеют дедвейт от 35000 до 60000 т, длину 150-200 метров

Seawaymax

Суда размером Seawaymax способны проходить через канал Святого Лаврентия (Монреаль - оз. Эри, включая канал Уэлленда - водный путь по Великим озерам из Атлантического океана в Великие озера в Северной Америке до озера)
Суда размером «Seawaymax» имеют в длину 226 м, ширину 24 м, и осадку 7,92 м.

Aframax

Суда размером Aframax (Average Freight Rate Assessment, AFRA) - это, в основном, нефтеналивные танкеры с дедвейтом от 80000 тонн до 120000 тонн.
Танкеры Афрамакс используются в морях : Северном, Черном, Средиземном, Карибском, Восточно-Китайском и география растет.

Suezmax

Суда типа Suezmax - это нефтеналивные танкеры, способные с полной загрузкой проходить через Суэцкий канал, и исключительно связан с нефтяными танкерами.
Существуют ограничения : глубина водного пути составляет 16 м, высота моста в канале - 68 м, максимально допустимая ширина судна -70,1 м.

Panamax

Суда типа Panamax способны пройти с полной нагрузкой по Панамскому каналу.
Предельные размеры судов Panamax должны соответствовать параметрам шлюзовых камер: ширина - 33,53 м, длина - 320 м, высота - 25,9 м.
Полезная длина каждой камеры для постановки судна составляет 304,8 м.
И составляют: длина - 294,1 м, ширина - 32,3 м, осадка - 12 м, высота от ватерлинии до самой высокой точки судна составляет 57,91 м, водоизмещение около 65000 т.

Malaccamax

Суда типа Malaccamax - нефтеналивные танкеры, транспортирующим сырую нефть из районов Персидского залива в Китай через Малаккский пролив, соединяющий Индийский океан с Южно-Китайским морем.
Ограничение вызвано определенными банками, где минимальная глубина составляет 25 метров.

Capesize

Суда типа Capesize имеют дедвейт свыше 150000 тонн, поэтому основное количество судов данного размера составляют супертанкеры типа VLCC и ULCC, и крупнотоннажные рудовозы со средним дедвейтом 175000 тонн.
Это суда, которые не могут пройти по каналам и должны проходить вдоль мыса Доброй Надежды на юге Африки или мыса Горн - на юге Южной Америки.

Добыча нефти осуществляется, как правило, в отдаленных регионах, где сосредоточенность нефтеперерабатывающих предприятий достаточно низкая, а значит, возникает необходимость ее транспортировки. Сегодня доставка нефтепродуктов осуществляется несколькими способами. На выбор способа доставки влияет удаленность нефтедобывающих предприятий, транспортная развязка с той местностью, куда требуется доставлять сырье, а также объемы перевозимой нефти. Наиболее популярны такие способы:

  • Морская и речная доставка.
  • Железнодорожный транспорт.
  • Автотранспорт.

Как перевозят нефть

Этот вид транспортировки нефтесырья отличается практичностью и оперативностью, и широко востребован в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. В связи с открытием новых месторождений нефти и увеличением спроса на доставку нефти, ведется активное развитие и ж/д путей, прокладываются новые направления.
Среди основных преимуществ железнодорожного транспорта при перевозке нефти можно выделить следующее:

  • Эффективен в любое время года.
  • Быстрая доставка.
  • Охватывает огромную территорию и позволяет доставлять сырье даже в самые отдаленные регионы.
  • Возможна транспортировка большого объема груза.

Для транспортирования нефти используют специальные вагоны-цистерны. Для их изготовления применяют высококачественную листовую сталь, а толщина стенок – от 8 мм и более. Правила и безопасность транспортировки регламентированы ГОСТами и нормативными актами, и включают в себя множество пунктов касательно конструкции, правил налива/слива, контроля, и других моментов, направленных на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с воспламенением, взрывом, утечкой нефтепродуктов. Особенности конструкции позволяют заполнять цистерну, контролировать объем и состояние сырья, а также безопасно его сливать и обслуживать вагон. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение нефти в цистернах строго регламентированы.

Грузоподъемность железнодорожных цистерн
Производители предлагают цистерны различной грузоподъемности. Так, сегодня доступны вагоны, способные перевозить 50-120 тонн нефти, и, в зависимости от потребностей, можно выбрать наиболее подходящий вариант.
В современных учебниках по физике можно встретить задачу, в которой необходимо определить, какой вес нефти перевезенной в 40 железнодорожных цистернах. Рассчитывается этот показатель исходя из объема одной цистерны, плотности вещества и ускорения свободного падения.
Конечно, такой способ перевозки нефти имеет не только преимущества, но и недостатки. К ним можно отнести сравнительно высокую стоимость, возможные потери при наливе/сливе сырья, а также необходимость использования специального оборудования для соблюдения правил безопасности.

Автомобильная перевозка нефти

Еще одним способом сухопутной транспортировки нефти и нефтепродуктов является использование автотранспорта. Он достаточно востребован, и применяется, как правило, при необходимости доставки нефти на небольшие расстояния.
Учитывая всю сложность и опасность перевозки нефти, требования к автомобильной транспортировке выдвигаются также высокие.

Людей, которые не связаны с нефтяной промышленностью, часто интересует вопрос – как перевозят нефть? Ответ достаточно простой. В зависимости от времени года, выбирают разные типы цистерн. Например, некоторые нефтепродукты застывают под воздействием низких температур, поэтому, для их доставки в зимнее время необходимо использовать цистерны, оснащенные подогревом.
Особое внимание уделяется герметичности баков, чтобы исключить утечку, воспламенение или взрыв нефтепродуктов. Максимальный объем перевозимой нефти в автоцистерне не более 1500 л.
При организации автоперевозки также уделяется внимание следующему:

  • Подготовка разрешительных документов, санитарных и таможенных.
  • Выбор маршрута. Важно, чтобы автомобиль ехал вдали от густонаселенных городов и мест, предназначенных для отдыха.
  • Подготовка цистерн – проверка на чистоту перед заполнением, герметичное закрытие каждого бака.
  • Подготовка водителя и проведение инструктажа.

Также существуют требования по маркировке цистерн, соблюдение которых является обязательным, ведь нефть – это опасный груз.

Преимущества водного транспорта для транспортировки нефти
Данный способ доставки нефтегрузов имеет ряд преимуществ, благодаря которым интерес к нему и спрос достаточно высокие:

  • Неограниченная пропускная способность водного пути.
  • Нет необходимости в создании дорогостоящих линейных сооружений.
  • Экономическая выгода, которая возрастает при увеличении объема перевозимого груза.
  • Доступная стоимость услуги. В зависимости от того, сколько тонн нефти перевозит танкер, устанавливается цена.

Классификация нефтяных танкеров
Сегодня существует несколько классификаций танкеров, используемых для транспортировки нефти. Один из них – по уровню пожарной безопасности. Все судна разделяют на две группы:

  • Те, которые перевозят сырую нефть и нефтепродукты, температура вспышки которых ниже 60 градусов по Цельсию, а давление паров – ниже атмосферного.
  • Танкеры, используемые для транспортировки нефтесырья, температура вспышки которого выше 60 градусов по Цельсию.

Если говорить о размерах, то нефтеналивные танкеры имеют внушительные габариты, в отличие от тех, которые доставляют бензин и другие нефтепродукты.

Грузоподъемность
От дедвейта зависит, сколько нефти может перевезти танкер. От него также зависят габариты судна, применяемого для доставки нефтесырья. Сегодня морской флот имеет множество танкеров, отличающихся грузоподъемностью. Именно этот критерий лег в основу международной классификации судов. Так, для доставки нефти используют такие танкеры:

  • GP и MR – мало- и среднетоннажные танкеры. Используются в небольших акваториях, для доставки небольшого объема нефтесырья. Их грузоподъемность бывает: 6000-16499т, 16500-24999т, 25000-44999т.
  • LR1 и LR2 – относятся к крупнотоннажным танкерам 1 и 2 класса, перевозят сырую нефть и тяжелые нефтепродукты. Грузоподъемность: 45000-79999т и 80000-159999т соответственно.
  • VLCC – крупнотоннажный танкер, 3 класс. Используется для перевозки нефти от месторождений (мест добычи) до нефтеперерабатывающих заводов. Сколько нефти перевозит танкер? Он способен за одну ходку доставить от 16000 до 320000 тонн нефтесырья.
  • ULCC – супертанкер. Нефтяной танкер объем перевозимой нефти от 320000 тонн и более. Используется на больших расстояниях.
  • FSO – грузоподъемность такого супертанкера также более 320000 тон, но отличаются от предыдущего вида тем, что используются как нефтяной терминал – переоборудованы или созданный специально.

Виды танкеров по размеру

Существует разделение танкеров не только по дедвейту, но и по размеру. Согласно мировым стандартам, судна делятся на:

  • Seawaymax – судна, способные проходить по узким системам шлюзов. Их максимальная длина не превышает 225,6 м, в ширину не более 23,8 м, с осадкой до 8,1м.
  • Panamax – танкеры, которые проходят по Панамскому каналу и ограничены его размерами. В длину они не более 336 м, в ширину – не больше 49 м, осадка – максимум 18,3 м.
  • Aframax – танкеры, которые в длину составляют до 253 м, а их ширина не превышает 44,2 м.
  • Suezmax – танкер, ориентированный на использование в Суэцком канале. Дедвейт судна до 200 тыс. тонн, с шириной 80 с и осадкой до 20,1 м, или с шириной 77,5 м и осадкой 12,2 м.
  • VLCC – габариты таких танкеров: в длину до 330 м, в ширину до 60 м.
  • ULCC – длина судна до 415 м, в ширину до 63 м, с осадкой от 35 м и более.

Ознакомившись с вышеуказанной информацией, вы знаете, как называется судно перевозящее нефть, его виды по размерам и грузоподъемности.

Одним из наиболее популярных способов доставки грузов по миру являются морские перевозки. Давайте сразу определимся: для перевозки грузов по морю не плавают, а ходят, и не корабли (они бывают только военные), а суда. Вообще судно – это плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Нас же интересуют гражданские транспортные (грузовые) суда.

Грузовым судном, если сильно обобщить, является любое непассажирское судно, но, с учетом всех оговорок и сферы действия Конвенции ООН по морскому праву, – это самоходное, имеющее валовую вместимость более 500 регистровых тонн, которое не является военным кораблем или военным транспортом, не является исключительно рыболовным, не является прогулочной яхтой и не занимается коммерческой деятельностью.

Грузовые суда разделяются на две большие группы: сухогрузы и танкеры.

К сухогрузам относятся контейнеровозы, лихтеровозы, балкеры, ролкеры (в т.ч. автомобилевозы), рефрижераторные, а также специализированные суда (лесовозы, цементовозы и т.д.).

Среди танкеров тоже есть специализированные – газовозы, виновозы и др., но их всех объединяет перевозка груза в цистернах (танках). Существуют суда смешанного типа или универсальные – такие могут одновременно или попеременно перевозить как наливные, так и насыпные или штучные сухие грузы.

Рассмотрим наиболее популярные типы судов.

Сухогруз (другое название – «балкер» от англ. bulk – «сыпучий»)

Служат для перевозки сыпучих грузов, например, зерна, удобрений, угля и др.

bulker_1000px.jpg

Балкеры делятся на семь «подгрупп»:

  • Мини-балкера – суда с дедвейтом (от англ. deadweight) – суммой масс всего полезного перевозимого груза – до 10 тысяч тонн, которые в основном предназначены для каботажного (морского прибрежного) плавания и по внутренним водным путям;
  • Handysize – такие суда считаются наиболее распространенными, так как позволяют входить в небольшие порты, кроме того, в зачастую они оснащены кранами, которые позволяют производить погрузку и разгрузку грузов в портах самостоятельно;
  • Handymax – это максимально увеличенные в размере Handysize;
  • Suezmax – максимально возможный размер для прохождения Суэцкого канала;
  • Panamax – максимально возможный размер для прохождения Панамского канала;
  • Post-Panamax – в 2017 году открылась новая группа шлюзов Панамского канала, вследствие чего такие размеры судов стали максимально возможными для прохождения через данные шлюзы;
  • Capesize – большие грузовые суда, которые не в состоянии пройти через Суэцкий и Панамский каналы. Суда такого типа должны проходить вдоль мыса Доброй Надежды на юге Африканского континента или мыса Горн, которая является самой южной точкой материка Южная Америка.

Вышеописанная классификация учитывает особенности района хождения, а именно глубину в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Именно навигационная обстановка на океанских и морских путях – причина четких требований по размерам судов.

Танкер (от англ. tank – бак, цистерна)

Используются для перевозки наливных грузов. Чаще всего таким видом судов транспортируют нефть и нефтепродукты, но также перевозят воду, продуктовые масла и прочие жидкие грузы. Упрощая вышесказанное: все что возможно налить – перевозится танкером.

Screenshot_14.jpg

Различное множество танкеров различается по размеру (аналогично балкерам) и по роду перевозимого груза.

Классификация размеров танкеров идентична классификации балкеров, хотя существуют исключения:

VLCC (Very Large Crude Carrier) – имеют дедвейт 60 000 – 320 000 тонн. Такие суда используются для перевозки нефти с Ближнего Востока до Мексиканского залива.

ULCC (Ultra Large Crude Carrier) – имеют дедвейт более 320 000 тонн, однако такие исполины не так часто используются ввиду узкой направленности.

Газовозы (Gas carriers)

По своей сути это тоже танкеры, но, что понятно из названия, ввиду особенностей груза имеющие особую специфику и выделяющиеся в отдельный класс судов, который, в свою очередь, подразделяется на разные типы.

Screenshot_13.jpg

Напорные – когда газы перевозятся при атмосферной температуре, в связи с чем отсутствует необходимость в системе охлаждения груза и теплоизоляции самих танков. Грузовые танки представляют собой цилиндрические или сферические баллоны, которые рассчитаны, как правило, на давление 18,5 бар (что соответствует давлению насыщенных паров пропана при температуре +55°С).

Полурефрижераторные – конструктивные особенности грузовых танков и системы охлаждения таких газовозов позволяет перевозить сжиженные газы при давлении от 4 до 8 бар и температуре груза от 0°С до - 89°С ( -104°С для этиленовозов).

Рефрижераторные – предназначены для перевозки полностью охлажденных сжиженных газов при низкой температуре и давлении выше атмосферного максимум на 0,3 бара. Газовозы данного типа хорошо подходят для перевозки больших объемов грузов, например, сжиженного природного газа, аммиака или хлористого винила на значительные расстояния. Такой груз перевозится в изолированных танках с жесткой тепловой пеноизоляцией. Важно отметить, что международные правила требуют установку на рефрижераторных газовозах вторичного барьера для снижения риска утечек груза в случае аварии.

Контейнеровозы

Именно их мы представляем, когда речь заходит о морских грузоперевозках. Из названия очевидно, что данный тип судов предназначен для перевозки контейнеров. Существует отдельная классификация контейнеров, соответствующая строгим международным правилам, которая соотносится с типом перевозимого груза.

evergiven_1000px.jpg

Грузовместимость контейнеровозов обозначается в TEU – максимальном количестве перевозимых стандартных 20-футовых контейнеров. Контейнеровозы также классифицируются по размеру, как и балкеры, но у них особые размеры:

Explorer Class, который перевозит от 16600 до 18200 TEU.

Triple E-Class ("Economy of scale, Energy efficient and Environmentally improved" Экономический масштаб, энергоэффективность, улучшенная экологичность), который перевозит от 18200 до 21000 TEU.

Контейнеровозы в основном работают по принципу, схожему с пассажирскими судами, – на так называемых «линиях». То есть на маршруте следования находятся определенные порты и судно точно по расписанию курсирует по назначенному порядку среди этих портов.

По морям и океанам мира ежегодно курсируют тысячи грузовых перевозчиков, обрабатывая основную часть международной торговли. Компания «Новелко» также среди таких перевозчиков, но есть важная особенность: с нами ваш груз будет доставлен в нужный срок по любому самому сложному маршруту!

Наличие большого количества морей, судоходных рек, каналов и озер на территории России обусловило широкое развитие водных перевозок нефти и нефтепродуктов. Для некоторых экономических районов страны водный транспорт является основным средством перевозки нефти и нефтепродуктов. По своим экономическим показателям во многих случаях этот вид транспорта успешно конкурирует с трубопроводным.

Различают следующие типы нефтеналивных судов:

танкеры морские и речные;

баржи морские (лихтеры) и речные.

Нефтеналивное судно состоит из жесткого стального каркаса, к которому крепится обшивка. Каркас судна выполнен из продольных и поперечных жестких связей (рис.1).

Продольные и поперечные переборки образуют наливные отсеки-танки, которые соединяются между собой через перекрываемые клинкетами отверстия, расположенные у днища. Открываются и закрываются клинкеты посредством маховика, выведенного на палубу.

Каждое нефтеналивное судно характеризуется следующими основными показателями:

Водоизмещение — вес воды, вытесненной груженым судном. Водоизмещение судна при полной осадке равно собственному весу судна и полного груза в нем.

Дедвейт — полный вес поднимаемого груза (транспортируемого и для собственных нужд).

Грузоподъемность — вес транспортного груза.

Скорость хода при полной загрузке.

Отношение дедвейта к водоизмещению называется коэффициентом утили­зации водоизмещения (для танкеров колеблется в пределах 0,65—0,75 и характеризует степень совершенства судна).

Существенное отличие конструкции нефтеналивных судов от других транспортных судов обусловлено особыми свойствами жидкого груза:

жидкий груз, имеющий свободную поверхность, перетекает при крене на один борт, уменьшая устойчивость судна;

удары жидкого груза при качке создают дополнительную нагрузку на переборки и борта;

увеличение объема жидкого груза при повышении его температуры тре­бует наличия свободного объема в танках при полной загрузке судна;

повышенная пожарная опасность требует принятия некоторых противопожарных мер;

необходимость применения специальных технологических трубопроводов и насосов для производства грузовых операций.

Поперечный разрез корпуса танкера

Рис. 1. Поперечный разрез корпуса танкера

shuhov4

Для уменьшения вредного воздействия жидкого груза на устойчивость судна устанавливают продольные переборки. Поперечные переборки ставятся на расстоянии не более 12,5 м одна от другой. Это позволяет уменьшить удары жидкого груза в переборки при качке.

Из всех типов нефтеналивных судов наибольшее распространение получил танкер — самоходное судно, корпус которого системой продольных и поперечных переборок разделен на отсеки. Различают носовой (форпик), кормовой (ахтерпик) и грузовые отсеки (танки). Для предотвращения попадания паров нефтепродуктов в хозяйственные и машинные отделения грузовые танки отделены от носового и кормового отсеков специальными глухими отсеками (коффердамами). Для сбора продуктов, испарения нефтепродуктов, регулирования давления в танках на палубе танкера устроена специальная газоотводная система с дыхательными клапанами.

Все грузовые танки соединены между собой трубопроводами, проходящими от насосного отделения по днищу танков. Различают грузовой и зачистной трубопроводы (рис. 2). Грузовые и зачистные приемники размещаются в наи­более глубокой части танка, у кормовой переборки, так как танкеры обычно имеют дифферент на корму.

Кроме грузовой и зачистной систем, грузовые танки оборудуются и другими технологическими трубопроводами и устройствами: подогревателями, установками для орошения, мойки палубы, вентиляции и пропаривания танков, средствами пожаротушения и др.

Погрузка и выгрузка танкера производятся с соблюдением следующих условий.

1. Для разгрузки корпуса танкера от опасных концентраций напряжений нефтепродукт (а при порожнем рейсе балласт) следует размещать по отсекам с учетом возможного равномерного распределения веса по длине судна. Загрузку и выгрузку танков необходимо производить по строго определенной очередности. Например, кормовую и носовую группы танков надо загружать равномерно.

2. Для предотвращения нормального крена судна бортовые танки следует загружать равномерно.

Погрузка и выгрузка танкера производятся с соблюдением следующих условий.

1. Для разгрузки корпуса танкера от опасных концентраций напряжений нефтепродукт (а при порожнем рейсе балласт) следует размещать по отсекам с учетом возможного равномерного распределения веса по длине судна. Загрузку и выгрузку танков необходимо производить по строго определенной очередности. Например, кормовую и носовую группы танков надо загружать равномерно.

2. Для предотвращения нормального крена судна бортовые танки следует загружать равномерно.

Рис. 2. Схема размещения нефтепроводов на танкере
Рис. 3. Схема откачки нефтепродуктов через вакуумный танк

shuhov4

shuhov4

При снижении уровня нефти в танках в конце выгрузки может произойти подсасывание воздуха, что приведет к резкому падению производительности вплоть до прекращения откачки вследствие срыва работы насоса.

Для устранения попадания воздуха в насосы на танкерах широко применяют откачку с помощью вакуумтанков. Сущность этого способа состоит в том, что насосы откачивают продукт не отдельно из каждого танка, а из одного герметически закрытого танка, в котором поддерживается разрежение; из остальных танков продукт поступает в этот вакуумтанк самотеком за счет перепада давлений. В качестве вакуумного (рис. 3) используется танк 1, смежный с насосным отделением. Танк оборудуется дополнительным приемником 3, соединяющим его с насосом 4, а также клинкетами на газоотводных и других трубопроводах, подведенных к танку с палубы.

Перед началом выкачки вакуумтанк отключают от всех трубопроводов и проверяют надежность герметизации. Затем через дополнительный приемник 3 из танка откачивают нефтепродукт, примерно на 2/3 высоты заполнения при этом в танке создается разрежение, равное 0,035 МПа. После этого продолжают откачку, сообщают вакуумтанк с очередным грузовым танком, для чего открывают соответствующий клинкет 2 на грузовом трубопроводе. Переход на следующий танк по мере откачки нефтепродукта выполняется обычным пере­ключением приемных клинкетов. Воздух, попадающий в грузовую магистраль, теперь уже не проникнет в насос, а останется в вакуумтанке. По этому же принципу производится зачистка танков.

Величина разрежения в вакуумтанке должна быть назначена с учетом давления насыщенных паров нефтепродукта при температуре откачки. Если Ру >Рвак1 начнется кипение нефтепродукта в танке. Применение вакуумтанков позволило сократить время выкачки нефтепродуктов на 20%.

При откачке воды балластной и после зачисток танков необходимо принимать специальные меры по предотвращению загрязнения моря нефтепродук­тами. Согласно требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью вдоль берегов установлена зона шириной 100— 150 миль, где запрещается выбрасывать воды с содержанием нефтепродуктов. Нежелателен слив нефтяных остатков и в открытое море, поскольку, плавая на поверхности воды, они могут быть занесены ветром или течением в запретные зоны.

Для приема с судов воды, загрязненной нефтепродуктами, на нефтебазах предусматриваются специальные береговые емкости с очистными установками. Кроме того, большинство танкеров оборудованы специальными сепараторами.

По своим техническим показателям и условию плавания различают морские, речные и озерные танкеры.

Наибольший удельный вес имеют морские танкеры, получившие особенно широкое применение для перевозки нефти.

Некоторые данные о находящихся в эксплуатации танкерах приведены в табл.1.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: