Финансово экономические факторы формирования бюджетно налоговой безопасности государства

Обновлено: 26.04.2024

б) регулирующая,суть которой заключается в фактическом перераспределении государством национального дохода, посредством которого увеличивается или сокращается платежеспособный спрос отдельных групп экономических агентов, усиливаются илиослабляются стимулы к накоплению капитала, оказывается влияние на уровень экономической активности в стране и темпы экономического роста.

Налоги являются важной составляющей экономической безопасности, поскольку обеспечивают все уровни экономиче­ской системы финансовыми ресурсами позволяющими обеспечить состояние защищенности экономики

Так в нашей стране в настоящее время более половины доходов государственного бюджета обеспечивается за счет налоговых поступлений.

Значение налоговой политики в экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны.

На ранних этапах становления и развития государства его безопасность рассматривалась, прежде всего, как способность отражать внешние угрозы (военное нападение со стороны других государств). Соответственно роль налогов наиболее отчетливо проявлялась в формировании финансовых фондов, за счет которых эта безопасность обеспечивалась.

Налоговая (фискальная) политика- совокупность меропри­ятий, выполняемых государством в процессе формирования доходной части государственного бюджета.

Налоговая политика в современных условиях российской действительности выступает важным объектом осуществления необходимых экономических преобразований.

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

— управления;

— информирования (пропаганды);

— воспитания;

— консультирования;

— льготирования;

— контролирования;

— принуждения.

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на по­знании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просвети­тельской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и нало­говыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обя­занностей положений законодательства о налогах и сборах, примене­ние которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование — деятельность финансовых органов по предостав­лению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых ор­ганов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принуди­тельному исполнению налоговых обязанностей посредством примене­ния в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыска­ния и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налого­выми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осу­ществляется информирование, консультирование и воспитание насе­ления. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

Роль налоговой политики в обеспечении экономической безопасности определяется тем, что она является фактором обеспечения экономической безопасности, способствующим такому состоянию экономической системы, при которой создаются условия для социально-экономической стабильности общества, государства, регионов, предприятий и граждан.

Налоговая политика в обеспечении экономической безопасности выступает как:

ресурс в руках государственной власти;

инструмент влияния на социально-экономические процессы;

фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Следовательно, налоговая политика представляет собой с одной стороны, ресурсы и инструмент обеспечения экономической безопасности, и фактор риска и зависимости государства от налогоплательщиков — с другой.

Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

Значение налоговой политики как фактора экономической безопасности определяются конкретными условиями, спецификой этапа экономического развития государства, характера экономической политики, осуществляемой государством и стабильно­стью государственной власти.

В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налоговой политики, реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.

Таким образом, от продуманности и адекватности налоговой политики существующим экономическим условиям зависит эффективность деятельности основных элементов экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому в российских условиях налоговая политика стала важнейшим инструментом обеспечения экономической безопасности.

Роль налоговой системы в экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической безопасности. Исходя из содержания экономической безопасности, налоговая политика - фактор «такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» (см. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608).

Налоговая политика, выступая фактором экономической безопасности, должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые условия для социально-экономической стабильности и развития государства и каждого региона, сохранения целостности и единства финансовой системы, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России.

Поэтому обеспечение экономической безопасности государства применительно к налоговой политике означает, что объем налоговых поступлений в бюджете государства должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций.

Налоги в качестве ресурсного фактора могут оборачиваться для государства, как средством обеспечения безопасности, так и причиной усиления угроз и рисков (сокращение налогового потенциала или нарастание борьбы за налоговую базу между центром и регионами).


Данная статья посвящена роли бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности. В ней рассмотрены все уровни бюджетной системы и их значение в обеспечении экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, бюджетная система, бюджетная безопасность.

Одной из основных составляющих в обеспечении национальной экономической безопасности является бюджетная система. Национальная экономическая безопасность государства, как гарантии независимости страны, характеризуется, прежде всего, состоянием его экономики и защищенностью от угроз бюджетной безопасности. В России быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили бюджетной системе принять стабильную форму и оформить ее основные институты, что в совокупности обусловило необходимость действенного государственного механизма обеспечения бюджетной безопасности России.

Что же понимается под бюджетной системой — совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении.

В Российской Федерации бюджетная система состоит из трех уровней (Рис.1)


Рис. 1. Уровни бюджетной системы РФ

  1. Главным звеном бюджетной системы Российской Федерации является федеральный бюджет — основной финансовый план государства на текущий год. В нем концентрируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Государство через федеральный бюджет регулирует экономические отношения, хозяйственную жизнь страны, распределяет бюджетные средства на восстановление и развитие регионов.

Доходы бюджета формируются из налоговых и неналоговых частей. Налоговый доход получают в форме заработной платы, ренты, добавленной стоимости и других источников. Что касается неналоговых частей дохода бюджета, то они формируются в ходе осуществления экономической деятельности государства, а также при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

  1. Следующим звеном бюджетной системы Российской Федерации являются — бюджеты субъектов. Это фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Доходы регионального бюджета формируются из следующих источников:

1) налоговые доходы, т. е. федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

2) неналоговые доходы — доходы от использованного имущества, которое находится в собственности региона, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;

3) безвозмездные перечисления — это средства, поступающие от бюджетов других уровней.

Расходы бюджетов региональных органов власти делятся на бюджеты текущих расходов и бюджет развития.

  1. Последним звеном бюджетной системы являются — местные бюджеты. Бюджет муниципального образования — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, и предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Доходные статьи местного бюджета формируются из закрепленных, регулирующих доходов, а также финансовой помощи.

Взаимосвязь бюджетов выражается в наличии бюджетных прав и обязанностей у соответствующих субъектов бюджетного права по отношению к нижестоящим и вышестоящим бюджетам. Вышестоящий бюджет является гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий.

Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов являются неотъемлемой частью финансовой безопасности России.

Стоит отметить, что в структуре экономической безопасности бюджетная безопасность является элементом финансовой безопасности (Рис. 2), и соответственно должна регулироваться со стороны государства. Текущее состояние правовых основ для функционирования бюджетной безопасности Российской Федерации являются уже сформированными, но, как и в любой системе их необходимо совершенствовать.


Рис. 2. Структура национальной безопасности

Развитие правовой основы обеспечения бюджетной безопасности должно происходить на основе и в рамках внутригосударственной стратегии бюджетной безопасности и опираться на комплексный правовой и финансово-экономический мониторинг.

Кроме того, целесообразно выделить факторы исходя из финансовой безопасности, а именно организационно-правовую и финансово-экономические группы факторов.

К организационно-правовым факторам относят:

– Действующая правовая база;

– Уровень профессионализма и тщательность разработки бюджета;

– Степень детализации и точности бюджета при формировании;

– Предоставление приоритетности определенной бюджетной классификации и др.

– Финансово-экономические факторы бюджетной безопасности:

– Степень сбалансированности бюджета;

– Масштабы бюджетного финансирования;

– Наличие/отсутствие бюджетных резервов;

– Численность налоговых льгот, влияющих на формирование доходов бюджета.

Таким образом, через бюджетную систему государство наиболее эффективно и целесообразно использует денежные средства, поступающие в бюджет, распределяет их в соответствии со степенью важности возникающих проблем, а также на развитие страны в целом.

Однако в ходе развития бюджетной системы возникает много внешних и внутренних проблем. С внешней стороны происходит сильное воздействие на российскую экономику. Это видно, исходя из структуры экономики нашей страны, она значительно отстает от развитых стран, в которых большое внимание уделяется развитию образования, науки, здравоохранения. Для улучшения показателей необходимо делать национальную экономику более устойчивой, поэтому надо совершенствовать ее структуру, внедрять инновации, модернизировать сферу услуг, улучшать различные инфраструктуры.

Основные термины (генерируются автоматически): бюджетная система, бюджетная безопасность, Российская Федерация, экономическая безопасность, финансовая безопасность, бюджет, государственная власть, доход, национальная экономическая безопасность, федеральный бюджет.


Главная потребность жизни людей, общества или государства — это потребность в безопасности, то есть потребность в защите от внешних и внутренних угроз. Важнейшим элементом национальной безопасности государства является экономическая безопасность, функционирование которой невозможно без корректной налоговой политики.

Целью данной работы является определение места и роли налоговой политики государства в обеспечении экономической безопасности региона.

– изучить структуру экономической безопасности государства;

– определить место и роль налоговой политики в системе экономической безопасности;

– выделить угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы региона.

Экономическая безопасность — защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения [1].

Структура системы экономической безопасности представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Структура системы экономической безопасности

Важнейший структурный элемент экономической безопасности — финансовая безопасность, в рамках которой безопасность бюджетно-налоговой системы является одной из самых уязвимых сфер.

Рассмотрим налоги и налоговую политику в разрезе 3 ключевых аспектов, представленных на рисунке 2.


Рис. 2. Основные подходы в рассмотрении налогов и налоговой политики в аспекте обеспечения экономической безопасности

Ключевой задачей государства в бюджетно-налоговой сфере является реализация фискальной политики, поскольку сбор и перераспределение налогов — важнейший элемент в формировании бюджета как государства, так и региона (например, в 2019 году налоговые доходы Красноярского края составили 89 % в структуре бюджета региона [2]). Рассмотрим количество налоговых доходов в бюджете Красноярского края на рисунке 3 [3,4].


Рис. 3. Налоговые доходы в структуре бюджета Красноярского края, млрд руб.

На основании данных, представленных на рисунке 3, можно сделать вывод, что налоговые доходы Красноярского края — важнейший элемент его экономической деятельности. Доля налоговых доходов в 2015 году составила 82,5 % от бюджета региона, а в 2019 году рекордные 89 %. Это свидетельствует о том, что регион в значительной мере может обеспечивать себя самостоятельно, не рассчитывая на такие финансовые инструменты, как дотации, субсидии, субвенции и прочее.

Несмотря на эффективную работу налоговой системы региона, существуют угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы:

– несоответствие фактического уровня сбора налогов с их плановыми показателями (например, в 2018 году налоговая задолженность по Красноярскому края составила 14,1 млрд руб.);

– отсутствие стабильного экономического роста в реальном секторе экономики;

– низкий уровень налоговой культуры населения.

Таким образом, рациональное построение налоговой системы, а также ее оптимизация в новых экономических реалиях, позволит нейтрализовать угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы, что в свою очередь укрепит экономическую безопасность как субъекта РФ, так и государства в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, Красноярский край, бюджетно-налоговая сфера, налоговая политика, угроза безопасности, доход, структура системы.

Похожие статьи

Роль бюджетной системы в обеспечении экономической.

Данная статья посвящена роли бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности. В ней рассмотрены все уровни бюджетной системы и их значение в обеспечении экономической безопасности.

Современные проблемы обеспечения социально-экономической.

Экономическую безопасность Красноярского края следует рассматривать как совокупность текущего состояния, условий и факторов, которые характеризуют стабильность, устойчивость развития экономики региона. Структура региональной безопасности аналогична структуре.

Управление налогово-бюджетными рисками Ставропольского края

Налогово-бюджетный риск государства представляет собой возможность недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с прогнозом как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов.

Налоговый учет как важный элемент обеспечения комплексной.

Налоговая система является важнейшим экономическим регулятором обеспечения экономической безопасности как государства так и организации. Основная функция налоговой системы направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или.

Система и структура обеспечения экономической безопасности

Ключевые слова: экономическая система, экономическая безопасность, социальный и экономический потенциал, национальная безопасность, инновационный потенциал. С целью гарантировать соответствующий уровень экономической безопасности требуется.

Понятие экономической безопасности государства и ее место.

Объектами экономической безопасности является экономическая система в комплексе, так и её элементы: природные богатства, производственные

Угрозы экономической безопасности — это процессы и явления, негативно влияющие на хозяйство страны, ущемляющие.

Экономическая безопасность в социальной сфере: проблемы.

В статье приводится классификация угроз национальной безопасности в социальной сфере с точки зрения современной экономической трактовки, дается теоретическое обоснование применения ряда негативных проявлений в социальной сфере в качестве ключевых «точек.

Современные угрозы для экономической безопасности.

В этом смысле экономическая безопасность является подсистемой системы национальной безопасности.

Угроза экономической безопасности государства — это возможность причинения вреда народному хозяйству, как в целом, так и всем отраслям, большой риск.

Совершенствование системы экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасности региона является приоритетной задачей органов власти.

Библиографическое описание: Рахимов, Р. В. Совершенствование системы экономической безопасности региона на примере Приморского края / Р. В. Рахимов.


ИПБ России является крупнейшей национальной профессиональной бухгалтерской организацией. Важнейшей задачей мы считаем поддержку и помощь своим членам в осуществлении ими профессиональной деятельности. Такая помощь особенно необходима в периоды, когда происходят глобальные изменения в окружающем нас мире, требующие принятия экстренных и адекватных мер на всех уровнях, когда внешняя среда перестает быть абстрактным понятием, а ее давление ощущает на себе каждый, когда меняются привычные условия работы и жизни. Так было в пандемию, так происходит и сейчас.

Хочу подтвердить, что ИПБ России и впредь будет оказывать всемерную помощь своим членам. Мы будем информировать обо всех законодательных изменениях, касающихся работы бухгалтеров. Наши эксперты предоставят разъяснения, которые помогут не потерять ориентиры. Продолжит свою работу проект «Горячая линия консультаций», где члены ИПБ России могут обсудить с методологами сложные ситуации, возникшие на практике, и получить помощь в определении подходов к их урегулированию. Мы будем оперативно разрабатывать и внедрять новые обучающие программы, которые позволят в сжатые сроки освоить необходимые компетенции. Мы будем выступать от имени профессии по вопросам, требующим учета ее позиции.

Всем нам предстоит пройти большой путь и решить много задач, невзирая на их сложность. У нас будет много работы, и вместе мы преодолеем трудности!

ИПБ России начинает обсуждение проекта ФСБУ «Инвентаризация»

ИПБ России приглашает всех бухгалтеров, аудиторов и других заинтересованных лиц принять участие в обсуждении проекта ФСБУ «Инвентаризация», размещенного на сайте Минфина России.

Сроки уплаты страховых взносов за II — III кварталы 2022 года перенесены на год

Возможность переноса срока уплаты страховых взносов зависит от основного кода ОКВЭД, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 1 апреля 2022 года. В приложениях 1 и 2 к Постановлению Правительства РФ № 776 определены виды экономической деятельности, при осуществлении которых плательщики страховых взносов вправе воспользоваться отсрочкой по уплате страховых взносов.

Указ Президента России «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»

Меры включают в себя запрет на заключение новых сделок, исполнение обязательств по уже заключенным договорам, осуществление финансовых операций, вывоз сырья и продукции с территории РФ. Перечень лиц, находящихся под санкциями должно утвердить Правительство России в десятидневный срок.

Переходим на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли

Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ установлено право для налогоплательщиков, уплачивающих в 2022 году ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение отчетного (налогового) периода, перейти до окончания налогового периода 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли (п. 2. 2 ст. 286 НК РФ).

Заявительный порядок возмещения НДС стал доступнее

Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ расширен перечень налогоплательщиков, которые вправе возместить НДС в заявительном порядке, т.е. до завершения проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой налог заявлен к возмещению. При этом не потребуется представления банковской гарантии или поручительства.

Вниманию резидентов! Вводится специальный порядок проведения расчетов с иностранными кредиторами из недружественных стран

Новый порядок регулирует исполнение обязательств по кредитам, займам и финансовым инструментам перед иностранными кредиторами. Для проведения расчетов по указанным обязательствам организация должна получить специальное разрешение.

ГИРБО временно ограничивает доступ к информации

Сокращается объем информации, которую заинтересованные лица могут получить из ГИРБО.

Исмаилова Н.К. Обеспечение бюджетно-налоговой безопасности – залог безопасности национальной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2018. — №1. — С. 50-53.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – ЗАЛОГ

БЕЗО ПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Н.К. Исмаилова , старший преподаватель

Ташкентский финансовый институт

(Узбекистан, г . Ташкент)

Аннотация. Данная статья посвящена социально-экономической сущности бюджетно-налоговой безопасности страны. Уделяется внимание значени ю бюджетно-налоговой безопасности в экономике и задачам связанным с обеспечением бюджетно-налоговой безопасности в Республике Узбекистан в настоящее время.

Ключевые слова : экономическая безопасность, финансовая безопасность, бюджетно-налоговая безопасность, налогов ое бремя, бюджетный дефицит, налоговая задолже н ность, индикаторы бюджетно й безопасн ости , исполнение доходов государственного бюджета, исполнение расходов государственного бюджета .

В годы независимости одной из пр и оритетных задач Республики Узбекистан является обеспечение социально-экономической, политической стабильн о сти страны. Финансовая безопасн ость я в ляясь основной составляющей экономич е ской безопасности, считается основным фактором влияющим на развитие фина н совых отношений, гармонию и развитие отраслей национальной экономики. Нал и чие эффективной методики обеспечения финансовой стабильности в Узбекистане д аёт возможность государству решать з а дач и связанны е с экономической и фина н совой политикой.

На сегодняшний день со стороны пр а вительства , в Республике Узбекистан пр о водятся масштабные реформы по обесп е чению экономической безопасности. Уч и тывая, что основным фактором обеспеч е ния экономической безопасности является бюджетно-налоговая безопасность, обе с печение данной сферы имеет важное зн а чение в эффективном формировании эк о номической системы государства. Це н тральным звеном финансовой системы я в ляется государственный бюджет. Госуда р ственный бюджет, как основной вид ф и нансовой безопасности является основным финансовым планом государства и важной экономической категорией, также одной из приоритетных задач финансовой сферы – это обеспечение безопасности государс т венного бюджета.

Безопасность государственного бюдж е та – это совокупность направлений гара н тированной защиты национальных экон о мических интересов и направлений пр о порционального равзития национальной экономики, всех финансовых отношений финансовой системы страны по формир о ванию бюджета и комплекса процессов, состояние всех сегментов и институтов, обеспечивающих готовность создания и возможности обеспечения механизма н а ционального экономического, финансов о го развития и защиты интересов, инсти т у тами бюджетной системы в рамках осущ е ствления бюджетной политики , а также в целях поддержания единства и стабильн о сти финансовой системы даже в ситуации неблагоприятных условий внутреннего и внешнего развития проведение мер по со з данию в необходимой и достаточной ст е пени экономического потенциала и ф и нансовых условий, возмож но сть воссто я ния внутренним и внешним угрозам ф и нансовой безопасности.

На текущий период степень обеспече н ности безопасности бюджетно-налоговой системы, денежно-платёжной системы, банковской системы и фондовых рынков, а также отраслей, связанных с их функци о нированием оценивается на освнове сл е дующих индикаторов:

1. У ровень налоговой нагрузки в Ре с публике по отношению в ВВП не должна превышать 30%. Государство максимально использует доходы бюджета в осущест в лении социально-экономической полит и ки. В этой связи объективное проведение налоговой политики с одной стороны обеспечивает безопасность доходов бю д жета, с другой стороны определяет объём налоговой нагрузки в стране, которая ложится на производителей. Поэтому, важное значение имеет правильное осуществление налоговой политики, играющей основную роль в обеспечении безопасности доходов бюджета. Также необходимо сделать выбор оптимальной ставки и объёма налога, что позволит определить наивысший уровень объёма доходов. Нам известно, что в мировой практике колебание д о ли налоговой нагрузки в ВВП в полож и тельных пределах составляет 20-25%. Так как, в случае ниже установленного показ а теля, т.е. ниже 20% гаранти рованность обеспечения макроэкономичес ких расх о дов бюджета не поддерживается . Превышение 25 % приведёт к чрезмерному увеличению налоговой нагрузки и создаст угрозу замедления экономического роста.

Уровень налоговой нагрузки изменяясь за последний период составил в 2010 году 21,9%, 2015году 21,3%, 2016 году 20,6% и в 2017 году 18,9%. Сопоставляя данные показатели с предельными значениями (IO1 = 30%), можно сказать, что уровень налоговой нагрузки в нашей республике в норме.

2. о бъём неуплаченных налогов в государственный бюджет не должен превышать 5% объекта налогообло жения . В результате увеличения неуплаты налогов годовые планы остаются невыпол ьненым , это приводит к снижению платёжеспособности, сокращению возможностей обеспечения расходов, возникновению дефицита. В последние годы наблюдается положительная тенденция уменьшения слу ч ев н е уплаты налогов. Увеличение их доли в данном случае, считается одной из реал ь ных угроз для финансовой безопасности. Если говорить в общем, изучив вним а тельно источники за счёт которых возникают неуплачиваемые налоги, необходимо проводить меры и мероприятия по их взысканию.

3. Д ефицит государственного бюджета не должен превышать 3% по отношению к ВВП. Как известно из мировой практики, существование 3% д е фицита государственного бюджета свидетельствует о неэффективности финансовой системы, неполноценном формировании доходов гос у дарственного бюджета, а также плохом функционировании финансовых механизмов. Нормальным считается нехватка п о ступлений в государственный бюджет в пределах 1-2% по отношению к плановым показателям. Если превышение д е фицита отметки 3% является отрицательным показателем, то в свою очередь превышение 8% создаст реальную угрозу экономике. В республике ситуация положительная: по плану исполнение государственного бю д жета с 2005 года по 2017 год происходит с профицитом. Это является результатом эффективной национальной политики республики.

Таблица 1 . Угрозы бюджетно-финансовой безопасности национальной экономики страны [3]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: