Пресс секретарь суда это

Обновлено: 24.04.2024

Заявки/запрос, выполненные на бланке СМИ/общественной организации, содержащие подпись ответственного лица, следует направлять заблаговременно посредством указанных выше факсимильной связи или электронной почты.

Выдержки из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. №35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов»

19. Посетителям и представителям редакций средств массовой информации (журналистам) с аудио-, фото-, кино- и видеоаппаратурой должен быть обеспечен свободный вход в здание суда. Порядок нахождения указанных лиц в здании суда определяется актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности суда, возможность ознакомления с которыми должна быть обеспечена при входе в здание суда.

20. С учетом требований части 8 статьи 193 ГПК РФ, статьи 29.11 КоАП РФ, части 7 статьи 241 УПК РФ объявление (провозглашение) судебных постановлений, состоявшихся по результатам рассмотрения гражданских дел, дел об административных нарушениях и уголовных дел осуществляется публично независимо от того, в открытом или закрытом судебном заседании проводилось разбирательство дела, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Выдержки из Инструкции по организации внутриобъектового режима и установления единого порядка прохода в здания районных судов и судебных участков мировых судей города Москвы

1.1. Настоящая инструкция регламентирует единые требования, порядок и организацию внутриобъектового режима и порядка прохода в здания районных судов и судебных участков мировых судей г. Москвы

2.3. пронос гражданами, в том числе работниками СМИ, фото- и видеокамер, видеоаппаратуры и иной переносной техники в здание суда (судебного участка) осуществляется только с разрешения председателя суда (мирового судьи), в его отсутствие с разрешения заместителей. Вопросы о производстве фото- и видеосъемки в судебном заседании разрешаются в установленном процессуальным законодательством порядке.

Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования порталом.

Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.

Онлайн-интервью с секретарем судебного заседания по уголовным делам 1 инстанции Московского городского суда Ульяной Георгиевной Кудиновой

Продолжаем серию интервью с профессионалами. В этот раз мы узнали о профессиональных обязанностях секретаря суда, выяснили, чем отличается работа секретаря суда от работы секретаря судебного заседания, оценили, какие перспективы открываются молодым специалистам на этих должностях. Об этом и многом другом нам рассказала Ульяна Кудинова, секретарь судебного заседания по уголовным делам 1 инстанции Московского городского суда.

КонсультантПлюс: Судья не работает в одиночку, ему помогают сотрудники судебного аппарата. Один из таких помощников - секретарь суда. Расскажите, в чем заключаются его обязанности, какова его роль в деятельности суда?


Роль секретаря судебного заседания и секретаря суда крайне значима для исполнения судом возложенных на него функций. Недаром говорят, что от работы сотрудников аппарата суда зависит очень многое, начиная от оперативности и заканчивая качеством выполнения задач, стоящих перед судом.

Функции секретаря судебного заседания и секретаря суда подробно описаны в инструкции по делопроизводству, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ. Этот документ служит для секретарей руководством к действию.

К примеру, секретарь суда, работающий в отделе делопроизводства, будь то по уголовным или по гражданским делам, выполняет следующие функции: принимает дела, регистрирует их в журналах учета, регистрирует необходимую информацию в электронной базе, в том числе о движении дела, после вступления решения в законную силу готовит дело для исполнения решения и т.д.

Что касается функций секретаря судебного заседания, то они, конечно же, отличны от функций секретаря суда. Секретарь судебного заседания обязан подготовить дело к слушанию, обеспечить необходимые меры для вызова в суд лиц, участвующих в деле, например, путем направления повесток, требований о доставке, передачи телефонограммы и прочее. Непосредственно в день слушания дела секретарь судебного заседания проверяет явку вызванных участников процесса, а также ведет протокол судебного заседания. При этом надо отметить, что, хотя протокол судебного заседания и не является стенограммой, его содержание должно быть максимально полным и достоверным. После рассмотрения дела судьей по существу секретарь судебного заседания оформляет дело для сдачи его в отдел делопроизводства: подшивает в хронологическом порядке документы, приобщенные в ходе слушания, протокол судебного заседания, судебные постановления и решения; составляет опись дела; выписывает статистическую карточку, а при необходимости - исполнительные документы; направляет или вручает участникам процесса копии итогового судебного решения. Далее секретарь сдает дело в канцелярию, где уже секретарь суда проверяет правильность оформления дела и принимает для дальнейшего исполнения.

Помимо этого секретарь размещает информацию о движении дела во внутренних базах данных, а также осуществляет выгрузку необходимой информации и текстов решений на официальных сайтах суда. В настоящее время в условиях развития так называемого электронного правосудия работа с электронными базами данных является одной из наиболее важных функций.

Как видите, работа секретаря суда и секретаря судебного заседания важна в суде.

КонсультантПлюс: Почему вы решили стать юристом? У юриста много возможностей для реализации, почему вы выбрали именно судебную систему, как начали свой путь в профессии?

Вы правы, у юриста много возможностей для трудоустройства, для применения своих знаний и для удовлетворения профессиональных амбиций. Однако я выбрала государственную службу - работу в суде, поскольку именно в суде общей юрисдикции есть возможность постоянно развиваться профессионально и личностно, общаться с людьми и, что самое важное, помогать восстановить справедливость и защищать тех, чьи права были нарушены.

В судебной системе работают добросовестные, порядочные, ответственные люди, а именно эти качества - фундамент моего становления и как личности, как и юриста. Поэтому после окончания колледжа свою трудовую деятельность я начала в Московском городском суде.

КонсультантПлюс: Какие преимущества для себя вы видели в момент принятия решения?

Принимая решение о трудоустройстве в суд, я в силу юного возраста не выделяла для себя как таковых преимуществ. Но сейчас я понимаю, что у любого сотрудника суда всегда есть перспектива стать судьей или же набраться необходимого и очень важного опыта и найти себя в иной юридической деятельности.

И, тем не менее, нужно подчеркнуть, что большинство судей - это бывшие секретари и помощники судей, ведь именно они знают все тонкости судебной работы и, как правило, из секретарей и помощников вырастают блестящие профессионалы.

КонсультантПлюс: Какие знания, навыки и личные качества необходимы для человека, занимающего эту должность?

Для работы в суде каждому сотруднику необходимо, прежде всего, знать действующее законодательство Российской Федерации, следить за законодательными изменениями и тенденциями. Кроме того, секретарю суда или судебного заседания следует быть собранным и ответственным. И, конечно же, секретарь должен быть коммуникабельным и вежливым. Ведь за защитой своих прав в суде зачастую обращаются люди, оказавшиеся в трудной ситуации из-за незнания своих прав или закона как такового. Поэтому никогда нельзя ставить себя выше тех, кто пришел в суд, надлежит относиться уважительно и корректно к каждому. Зачастую секретарь суда является тем человеком, которого в первую очередь встречают граждане, пришедшие в суд.

КонсультантПлюс: Какой у вас распорядок дня? Сколько дел в день в среднем рассматривается, сколько граждан с заявлениями вы принимаете, какое количество документов нужно подготовить и т.д. Сложно ли успеть справится со всеми этими делами?

Каждый рабочий день в суде очень насыщенный. Хоть судьи по гражданским и уголовным делам рассматривают разное количество дел - ведь дела отличаются своей спецификой, - нагрузка на любого судью и, соответственно, секретаря судебного заседания и секретаря суда высока.

КонсультантПлюс: Что вам особенно нравится в вашей работе?

Работа секретаря интересна тем, что всегда есть возможность наблюдать за правосудием и быть причастным к этому. Кроме того, работа в суде сильно дисциплинирует и делает более ответственным. Многому учат люди, которые приходят в суд отстаивать свою позицию по делу. В целом в моей работе мне нравится то, что я не стою на месте, занимаюсь интересным делом, перенимая колоссальный опыт и знания судей, с которыми работаю. Все это в совокупности помогает налаживать и правильно выстраивать отношения с людьми.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какие перспективы открывает эта профессия для молодых специалистов?

Профессиональное развитие сотрудников суда проходит в несколько этапов. Чаще всего государственная служба в суде начинается именно с должностей секретаря суда или секретаря судебного заседания. Вторая ступень профессионального развития - это консультант суда или помощник судьи. После пяти лет работы помощником можно сдать квалификационный экзамен на должность судьи. В случае успешной сдачи экзамена и одобрения квалификационной коллегией судей Москвы, прохождения иных процедур, предусмотренных законом, происходит назначение на должность судьи либо на основании постановления Городской Думы (мировые судьи), либо на основании указа Президента (федеральные судьи). И те, и другие приносят присягу в Президиуме Московского городского суда. Надо сказать, что церемония принесения присяги проходит в торжественной обстановке и всегда волнительна, она заставляет гордиться достижениями коллег, уже ставших судьями, и стимулирует к собственному росту.

КонсультантПлюс: Какие лично у вас планы на будущее? Известно, что практически все судьи начинали свою деятельность в качестве секретаря суда. Вы хотели бы в будущем стать помощником судьи, а затем судьей? Если да, то на каких вопросах вы хотели бы специализироваться?

Естественно, все это входит в мои планы на будущее. Поскольку моя работа связана с уголовным правом, мне хотелось бы сначала стать помощником судьи, а затем стать судьей-криминалистом.

КонсультантПлюс: Как вы относитесь к использованию справочных правовых систем в судебной работе? Используете ли вы систему КонсультантПлюс и, если да, какие задачи решаете с ее помощью?

Правовые системы очень помогают в работе. Они облегчают поиск необходимых документов, как нормативно-правовых актов, так и материалов судебной практики. В частности, в систему КонсультантПлюс включены все редакции документов, редакции удобно искать и сравнивать. К примеру, нередко в рамках рассмотрения уголовных дел изучаются обвинения в совершении преступлений многолетней давности, поэтому необходимо знать законы, действовавшие на тот период времени, учитывать, ухудшают ли они положение виновного лица, и т.п.

КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам юридических факультетов, которые хотели бы работать секретарем судебного заседания: к чему им быть готовыми и как строить карьеру?

Независимо от того, кем хочет быть студент, он должен учиться, развиваться и быть готовым к принятию ответственных и взвешенных решений. С выбором будущей профессии студент вполне может определиться в период прохождения практики. Если студент примет решение работать в суде, ему надо быть готовым к трудной, ответственной и напряженной работе. Бояться этого не стоит, поскольку с опытом страх уйдет, а интерес к работе возрастет. Я считаю, что стремление стать судьей должно быть у каждого секретаря суда, ведь отправление правосудия - это венец юридической карьеры.

ИНФОРМАЦИЯ о результатах конкурса по формированию кадрового резерва для замещения вакантной должности в аппарате Арбитражного суда Амурской области, проведенного 14 июля 2022 года

13.07.2022

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» просит суд обязать АО «Почта России» в лице филиала УФПС Амурской области заключить государственный контракт на оказание услуг почтовой связи, включая услугу «Бокс-сервис»

11.07.2022

С начала 2022 года по решениям Арбитражного суда Амурской области на уничтожение направлено более 2 900 единиц алкогольной продукции, изъятой у индивидуальных предпринимателей

О пресс-секретаре

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Арбитражного суда Амурской области
от « 6 » августа 2014 г . № 109-Д

ПОЛОЖЕНИЕ
о пресс-секретаре Арбитражного суда Амурской области

1. Общие положения

1.1. Вопросы взаимодействия Арбитражного суда Амурской области (далее – суд) со средствами массовой информации возлагаются на пресс-секретаря Арбитражного суда Амурской области. Пресс-секретарь осуществляет свою деятельность при непосредственном руководстве председателя Арбитражного суда Амурской области. Пресс-секретарь входит в состав секретариата Председателя Арбитражного суда Амурской области.

1.2. Пресс-секретарь в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Конституционным законом Российской Федерации от 28.04.1995г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральным Законом от 22.12.2008г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», международными договорами, актами Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, положением, регламентирующим порядок взаимодействия со СМИ, а также приказами и распоряжениями Председателя Арбитражного суда Амурской области и другими локальными актами, действующими в арбитражном суде.

1.3. В целях обеспечения и поддержания в обществе авторитета судебной власти, а также формирования объективного общественного мнения о деятельности суда пресс-секретарь организует взаимодействие со средствами массовой информации путем:

  • доведения до граждан наиболее полной и адекватной информации о деятельности суда, а также судебной власти в целом;
  • информирования общественности о судебных делах, итогах работы суда за определенный период, о практике по разрешению отдельных категорий споров, а также иных вопросах, входящих в компетенцию суда.

1.4. Пресс-секретарь организует свою работу на плановой основе во взаимодействии с коллегиями, судебными составами и структурными подразделениями аппарата суда.

2. Задачи пресс-секретаря

2.1. Обеспечение открытости, публичности и прозрачности правосудия, поддержание и повышение в обществе авторитета судебной власти, уровня доверия граждан к правосудию, распространение идей правосудия, объективного освещения в СМИ и доведение до граждан и общественности через СМИ наиболее полной и объективной информации о деятельности арбитражного суда и судебной власти в целом.

2.2. Обеспечение постоянного взаимодействия арбитражного суда со СМИ, развитие и совершенствование совместной работы.

2.3. Формирование объективного общественного мнения о деятельности арбитражного суда.

2.4. Информирование общественности о рассматриваемых судебных делах, итогах работы арбитражного суда за определенные периоды, о практике по разрешению отдельных категорий споров, а также иных вопросах, входящих в компетенцию арбитражного суда.

3. Обязанности пресс-секретаря

3.1. Планирует и ведет работу по взаимодействию со средствами массовой информации.

3.2. Готовит проекты приказов и распоряжений председателя суда по вопросам взаимодействия суда со средствами массовой информации, а также пресс-релизы и информационные листки по вопросам, связанным с информированием общественности о деятельности суда.

3.3. Осуществляет систематический анализ материалов печатных и электронных средств массовой информации о деятельности суда. Оперативно информирует о таких материалах Председателя суда.

3.4. Организует подготовку и доведение до сведения руководства суда, судей и сотрудников аппарата суда содержание публикаций средств массовой информации о суде и его деятельности.

3.5. Устанавливает и поддерживает сотрудничество с редакциями газет, журналов, радио, телевидения, интернет-изданий, а также с общественными объединениями журналистов.

3.6. Осуществляет аккредитацию представителей средств массовой информации при суде.

3.7. Разрабатывает и реализовывает системы предварительного информирования представителей средств массовой информации о времени и месте судебного разбирательства по конкретным делам и спорам.

3.8. Организует пресс-конференции, брифинги, встречи с журналистами руководителей суда и судей, а также их выступления на радио, телевидении и в печатных средствах массовой информации по вопросам освещения проблем деятельности суда и судебной практики; совместно с руководством суда, судьями и структурными подразделениями аппарата суда готовит материалы для проведения этих мероприятий.

3.9. Ведет фотоархив суда.

3.10. По поручению руководства суда выступает в средствах массовой информации с изложением официальной позиции суда по интересующим общественность вопросам.

3.11. Осуществляет переписку со средствами массовой информации на основании их запросов.

3.13. Ведет информационное сопровождение официального сайта суда в Интернете.

3.14. Организует и осуществляет фотосъемку мероприятий в суде, фотографий для сайта и пр.

3.15. Организует работу по публикациям изданий (книг, статей, пособий, подготовленных работниками суда).

3.16. Выполняет иные поручения руководства суда, данные в пределах их должностных полномочий.

3.17. Взаимодействовать с пресс-службами государственных и муниципальных органов власти.

4. Права пресс-секретаря

4.1. Присутствовать на заседаниях Президиума суда, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых в суде, в порядке, определяемом Председателем суда.

4.2. С целью выполнения служебных обязанностей знакомится с иной информацией суда.

4.3. Вносить Председателю суда предложения, связанные с совершенствованием работы по взаимодействию со средствами массовой информации.

4.4. Взаимодействовать с пресс-службами государственных и муниципальных органов власти.

4.5. Для выполнения возложенных обязанностей получать от соответствующих служб суда необходимое материально-техническое обеспечение.

Близки к пресс-центрам по функциональному назначению ведомственные структуры, ориентированные на PR, на поддержание оптимальных связей не только со средствами массовой информации, но и ос всеми социальными институтами, с общественностью в целом.

§1.2 функции пресс- секретаря

Сегодня, когда уже есть опыт кадровых ошибок на разных уровнях власти, кандидатов на должность пресс-секретаря подбирают более тщательно, с учетом всех обстоятельств. Введение этой должности широко практикуется в органах власти. Однако существует множество вариантов «вписания» ее в структуру аппарата. Чаще всего пресс-секретарь первого лица имеет в подчинении аппарат специалистов, которые готовят тексты речей для руководителя органа власти (спичрайтеры), обеспечивают его контакты с журналистами. Пресс-секретарь повсюду сопровождает руководителя, может давать комментарии журналистам от его лица. Служба пресс-секретаря в таком случае является отдельным подразделением, работающим непосредственно с первым лицом.

Иногда пресс-секретарь одновременно является руководителем всей пресс-службы органа власти и организует ее работу по всем направлениям. По мнению Татариновой Г.Н., обобщая деятельность пресс-секретаря, работающего в органах власти, можно выделить ряд его основных функций:

    1. Внешняя: анализ служебной информации и донесение ее до СМИ . Пресс-секретарь выступает в роли «переводчика»: трудный для восприятия рядовым читателем язык документов он переводит на доступный, понятный всем. Это функция популяризации решений власти, требующая не только умения обращаться со словом, но и способности оценить значимость, важность для населения того или иного документа. Пресс-секретарь организует работу пресс-службы, обеспечивает отправку пресс-релизов. Его обязанностью является осуществлять взаимодействие с журналистами, а также организовывать мониторинг СМИ. Пресс-секретарь имеет право присутствовать на заседаниях, посещать проводимые мероприятия, запрашивать необходимые сведения. Пресс-секретарь часто выступает спичрайтером, готовит тексты выступлений или заявлений руководителя. Непосредственной обязанностью пресс-секретаря является организация и ведение пресс-конференций (брифингов) руководителя. «Доступ» журналистов к первому лицу – прямая прерогатива пресс-секретаря. Он регулирует встречи, интервью, их продолжительность и регулярность. Задача пресс-секретаря – создавать и поддерживать бесконфликтную, лучше дружескую атмосферу взаимоотношений между руководителем органа власти и СМИ. Здесь необходимы коммуникабельность, дипломатичность, гибкость.
    2. Охранная: защита служебной информации, государственной тайны. Каждое ведомство, каждая властная структура имеет информацию, которая не может быть всеобщим достоянием. Хотя в российском законодательстве пока не проработаны должным образом вопросы охраны служебной тайны в органах власти, государственные интересы диктуют необходимость ограничения гласности по определенным вопросам. Пресса, особенно частная, коммерческая, в свою очередь стремится заполучить именно такую информацию. Пресс-секретарю важно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущения излишней закрытости власти, при этом защитить служебную информацию.
    3. Внутренняя: сбор и анализ информации об освещении в СМИ деятельности органа власти, его руководителя. Ежедневно на стол президента (губернатора, мэра) ложится оперативный обзор СМИ. Исполнение внутренней функции требует определенного мужества, профессиональной честности и этики.4

§1.3Особенности формирования информации о деятельности судебной системы

Правосудие в Российской Федерации основано на принципах открытости и гласности судопроизводства. Эти принципы являются не самоцелью, а средством формирования позитивного общественного мнения о деятельности судебной системы, повышения уровня доверия населения к правосудию.

Одновременно данные принципы выступают в качестве правовой основы для взаимодействия судов и средств массовой информации. Несмотря на специфику целей и задач, методов работы, суды и средства массовой информации действуют в одном информационном пространстве, что обязывает их вырабатывать соответствующие формы взаимодействия. Неслучайно этим вопросам уделяется такое большое внимание.

Судебная система занимает особое место в государственном и общественном устройстве. Являясь единственным публичным средством защиты прав и свобод, в процессе исполнения законодательства посредством процессуальных процедур суды обязаны обеспечить соблюдение и защиту личных прав и свобод человека. Это вносит определенную специфику в формирование информации о деятельности судебной системы.

Открытость судопроизводства означает гласное, публичное и непосредственное исследование судом всех доказательств по делу. Особенно это важно в уголовном судопроизводстве.

Открытость означает также возможность свободного, за исключением предусмотренных законом случаев, участия в судебном разбирательстве не только участников судебного процесса, но других лиц в качестве наблюдателя. Такое участие является формой общественного контроля за соблюдением принципов правосудия, соблюдением не только судебных процедур, но и их содержания.

В настоящее время граждане в качестве наблюдателей участвуют исключительно редко, как правило, это родственники одной из сторон процесса. Это не означает, что население утратило интерес к вопросам деятельности судебной системы. Напротив, интерес стал больше, о чем может свидетельствовать количество обращений граждан в суд за защитой своих прав. Изменился ритм жизни и соответственно источники получения такой информации. Большей частью информацию о деятельности судов и судебной системы в целом население получает через различные средства массовой информации, а не посредством личного присутствия в зале судебного заседания. Такое положение возлагает на журналистов величайшую ответственность за объективность и достоверность информации о работе судов, так как любая предвзятость, односторонность и уж тем более злой умысел, формирует в людях недоверие к правосудию, подрывает веру граждан в справедливость.

Для нашего времени характерна информационная направленность в деятельности большинства средств массовой информации - кто первым успеет сообщить о том или ином событии, каком-то факте. Содержание информации во многом зависит от подготовки журналиста, глубины познания проблематики. Идеальное сочетание бывает редко, так как очень мало журналистов специализируется на судебной тематике, во всяком случае, в нашей области. С этим судам следует считаться и правильно выстраивать свою деятельность.

Бытует мнение, что задача судов заключается только в создании условий для доступа к информации об их деятельности. Несколько сторонняя, пассивная позиция. Мы придерживаемся иной точки зрения.

Взаимодействие со средствами массовой информации руководство областного суда рассматривает как важное и ответственное направление в деятельности суда. В суде не просто введена должность пресс-секретаря, а фактически создана пресс-служба, в которой работают профессиональные журналисты. В каждом районном суде определены ответственные лица (судьи или работники аппарата) по связям со СМИ. Их задача правильно подготовить соответствующую информацию в виде пресс-релизов или в иной форме. Очень важно, чтобы журналисты с доверием относились к такой информации и, при желании внести в нее какие-то коррективы согласовывали правовую сторону вопроса с авторами пресс-релизов, а не отдавали предпочтение ложно понимаемой сенсационности материала. Такое доверие важно для всех, и мы имеем сегодня многочисленные примеры делового сотрудничества творческих коллективов СМИ и судов, результатом которых являются глубокие по содержанию публикации журналистов, судей и работников аппарата судов, телевизионные программы, что положительно сказывается как на авторитете суда, так и самого СМИ.

Судебная деятельность и ход судебного разбирательства строго регламентированы процессуальным законодательством. Суд не может пропустить какую-либо стадию судебного процесса, допустить упрощенчество, произвольно следовать предписаниям закона. Такие жесткие требования преследуют одну цель – обеспечить полноту, объективность и всесторонность исследования доказательств, обеспечить участникам процесса возможность реализации своих процессуальных прав и одновременно обеспечить защиту их личных прав и свобод. На судье, председательствующем по делу, лежит обязанность контроля за соблюдением присутствующими в зале заседания лицами правил осуществления правосудия. Из этого следует, что все обязаны с определенной долей трепета относиться к соблюдению судебных процедур при нахождении в зале судебного заседания, не создавать помех ходу судебного процесса.

Открытость судопроизводства не означает свободного хождения по залу судебного заседания, шумного появления представителей средств массовой информации в удобное для них время, произвольного осуществления видео – и фотосъемки. Относясь с пониманием к задачам и нуждам СМИ, суд обязан отступить от принципа открытости, если этого требуют интересы правосудия, интересы защиты личных прав и свобод человека. Таковы предписания международного и федерального законодательства. Интересы правосудия в данном случае имеют абсолютный приоритет. Сегодня не вызывает вопросов запрет на производство видео – и фотосъемок по делам о половых преступлениях, делам, связанных с государственной тайной и других категориях дел, указанных в законе. В тоже время активную реакцию непонимания вызывают случаи, когда участники процесса высказывают свое несогласие быть героями информационных сюжетов. В таких случаях очень важно понимать, что судебное разбирательство - это не развлекательное шоу и совершенно не обязательно из конкретного дела делать видео сенсацию. Исчерпывающую информацию по делу можно получить и выдать в эфир иным способом, не нарушая прав и свобод конкретного человека. Совершенно очевиден и тот факт, что это правило не может служить основанием для произвольного объявления процесса закрытым или под любым предлогом запрещать журналистам находиться в зале заседания.

Свое личное участие и возможность производства съемки следует согласовывать с судьей, председательствующим по делу. Помощником в этом вопросе выступит все тот же работник пресс-службы или ответственный в суде по связям со СМИ. Хотелось бы отметить, что с их появлением у нас резко сократилось количество жалоб со стороны тележурналистов, особенно в г.Екатеринбурге, где работает множество телевизионных каналов.

Свобода в получении и оперативном доведении до населения информации о работе суда, особенно по конкретному делу не всегда оказывается полезной, иногда даже вредной. При рассмотрении дела с участием присяжных заседателей закон требует, чтобы они не были знакомы с обстоятельствами дела, соблюдали объективность и непредвзятость при рассмотрении дела. Существующая процедура отбора и участия присяжных заседателей в судебном процессе не предполагает их полную изоляцию на время рассмотрения дела. Можно ли говорить о непредвзятости заседателя, если задолго до процесса с экрана телевизора и страниц газет на него обрушивается информация о всех подробностях совершенных преступлений с указанием фамилии подсудимого. Представляется, что интересы правосудия в подобных случаях должны быть приоритетом и у средств массовой информации.

За прошедшие годы проведения судебной реформы многое сделано, в том числе в вопросах реализации принципов открытости и гласности правосудия, но многое еще предстоит сделать. В судебной системе работают такие же как и везде люди, которым присущи ошибки, заблуждения и даже пороки. Это плохо, но , к сожалению, есть. По - разному и с разными целями приходят в судебную систему. Одни – верой и правдой служить правосудию, другие – случайно, а кто-то ищет личную выгоду. К счастью в нашем судейском корпусе последних немного. Мы не скрываем негативных фактов. Напротив, считаем, что только в условиях открытого обсуждения, путем придания гласности можно и нужно искоренять всякую скверну в нашей жизни. Судейское сообщество - здоровый организм, способный к самоочищению. К сожалению, еще находится немало желающих бросить грязь на мантию судьи. Однако достаточно небольшого дуновения, чтобы эта грязь слетела с судейской мантии.

Сказанное не означает, что судебную систему надо сделать закрытой от критики. Напротив. Однако следует иметь в виду, что, критикуя имеющиеся недостатки в работе отдельных представителей судейского корпуса, нельзя без достаточных на то оснований делать обобщающие, поспешные выводы о порочности всей судебной системы. Судебная система России - становой хребет демократии, который надо беречь и, конечно, совершенствовать. Критикуя недостатки, в том числе системного характера, нельзя подрывать доверие населения к правосудию, их уверенность в возможности защиты своих прав.

II Глава:Работа пресс-службы на примере деятельности Ростовского областного суда

§ 2.1 Организация пресс-службы Ростовского областного суда

В данном параграфе рассматривается каким образом осуществляется деятельность пресс-службы законодательного органа власти, на примере Ростовского областного суда.

Образование Пресс-службы Ростовского областного суда направлено на реализацию положений Концепции информационной политики судебной системы, утвержденной 16 ноября 2001 года Советом судей РФ, имеющей своей задачей распространение идей правосудия, повышение авторитета судебной власти и престижа профессии судьи, формирование и поддержание объективного общественного мнения по отношению к деятельности судов, органов судейского сообщества Ростовской области, а также федеральной судебной системы в целом.

В состав Пресс-службы ходят: государственные гражданские служащие аппарата Ростовского областного суда, государственные гражданские служащие Управления Судебного департамента в Ростовской области и государственные гражданские служащие аппаратов районных (городских) судов Ростовской области, ответственные за взаимодействие со средствами массовой информации (пресс-секретари районных (городских) судов).

Кафедра «Политология, социология и связи с общественностью».

«Организация пресс-службы и функции пресс-секретаря в областном суде»

Выполнила: Первушина А.А.

Проверил: Шаповалов В.Н.

I Глава: Организация современной Пресс-службы

§1.1 Структура современной пресс-службы . . 5

§1.2 функции пресс- секретаря . . . 9

§1.3Особенности формирования информации о деятельности судебной системы . . . . . 11

II Глава:Работа пресс-службы на примере деятельности Ростовского областного суда

§2.1 Организация пресс-службы Ростовского областного суда. .15

§2.2 Основные задачи пресс-службы Ростовского областного суда . 17

§2.3 Обеспечение деятельности пресс-службы Ростовского областного суда. 18

§2.4 Полномочия пресс-секретарь Ростовского областного суда . 19

§2.5 Аккредитация журналистов при Ростовском областном суде. 21

Список использованных источников. . . 25

Актуальность. В последние годы роль пресс-службы заметно повысилась. Организация, которая не считает нужным развивать собственную пресс-службу, может стать средством для достижения чужих целей. "Мир есть отпечаток слова", - говорил Генрих Гейне. В ХХI веке средства массовой информации стали неотъемлемой частью жизни людей. Информационные потоки обрушились на человечество, сделав газетные статьи и телевизионные материалы сильным и эффективным оружием, способствующим социально-экономическому развитию общества.

В настоящее время нет ни одной сферы жизни, которая бы, так или иначе, не соприкасалась с деятельностью средств массовой информации. А потому создание компетентной и сильной пресс-службы приобретает особое значение. Ведь именно пресс-служба является важной структурной частью связей с общественностью, посредником между фирмой, учреждением, организацией и обществом.

Пресс-служба в каждой конкретной организации имеет свое назначение и функции. Пресс-служба может заниматься социально-экономическими задачами, т.е. планирование работы со средствами массовой информации на основе выверенной и продуманной структуры целей и соответствующих средств их достижения. Также возможно решение управленческих задача, в результате чего пресс-служба становится органом управления информационными потоками на основе поставленных целей, мониторинга существующей ситуации, а также финансово-экономического анализа способов осуществления данного управления. Именно пресс-служба выполняет инфраструктурную роль успешной организации государственного управления, способствует оптимизации механизма принятия решений.

Рост числа PR-служб в России с середины 90-х, вполне закономерен, поскольку связи с общественностью призваны выполнять объективную и необходимую для общества функцию – служить механизмом коммуникативного взаимодействия между общественностью и государством.

Опираясь на связи с общественностью, органы власти более эффективно используют коммуникативную и информационную возможность за счет своевременного мониторинга общественного мнения и конструктивной корректировки обратной связи с населением.

Цель работы: рассмотреть функции работы современной пресс-службы и особенности работы пресс-секретаря в областном суде .

    • определить необходимость создания пресс-служб в структурах законодательных органах власти;
    • сформулировать основные цели и функции как пресс-службы в целом, так и пресс-секретаря, как главы подразделения;
    • раскрыть особенности методов, используемых службами по связям с общественностью;
    • описать оптимальную структуру пресс-службы;
    • проанализировать структуру пресс-службы на примере.

    Объектом работы является структура областного суда.

    Предметом выступает деятельность пресс-служб в органах законодательной власти, а именно в областном суде.

    I Глава: Организация современной Пресс-службы

    §1.1 Структура современной пресс-службы

    "Пресс-служба - группа людей, занятая сбором информации, хранением, обработкой и распределением информации". Такую характеристику работе пресс-служб дал еще С. Блэк. 1

    На данный момент пресс-службы, пресс-центры и различные их модификаций воплощают организационные формы отношений государственных, общественных, бизнес-структур.

    В зависимости от объема работ связи со СМИ могут выполняться следующими специалистами:

    • пресс-специалистом (пресс-секретарем);
    • пресс-бюро;
    • отделом по работе с прессой;
    • пресс-службой или пресс-центром;
    • службой PR (непосредственно ее руководителем);
    • внештатным работником или внешней консультативной фирмой.

    Штат пресс-службы может колебаться от одного-двух до 20 человек и более. В крупных организациях пресс-службы чаще являются подразделениями отделов PR. Желательно, чтобы все запросы прессы направлялись через пресс-офис - двусторонний канал связи с прессой. В обычных случаях ответственный за связь с прессой выступает от имени организации. Однако необходимо, чтобы по вопросам, представляющим жизненно важный интерес для организации, выступал ее руководитель. Основная функция пресс-службы, пресс-группы или пресс-центра - информирование общественности через средства массовой информации. Эта работа должна строиться на основе пресс-стратегии, которая, в частности, координирует пресс-конференции, пресс-релизы, редакционные статьи, проведение встреч с потребителями, электоратом, избирателями.

    Пресс-служба решает две задачи:

    - обеспечивает полноту и оперативность информации о деятельности представляемой ею организации;

    - создает оптимальные условия для работы (и отдыха) аккредитованных журналистов.

    Также цель пресс-службы как структурного подразделения заключается в передаче "нужной" информации в "нужное время" на самых разных уровнях. 2

    На местах актуальных событий пресс-служба может создавать субпресс-центры, иметь пресс-атташе. Такую картину можно видеть на Олимпийских играх, которые проходят в различных городах страны-устроителя. Пресс-атташе есть и в организациях, имеющих выход на международные контакты, зарубежные представительства (часто это советники, эксперты по связям с иностранными СМИ).

    Выполняя функцию управления, пресс-службы включают в себя набор работ по обеспечению руководства государственных организаций информацией об общественном мнении, оказанию ему помощи по информационному обеспечению различных направлений государственной деятельности.

    В числе важных функций пресс-службы - разработка стратегии по отношению к прессе, информационные консультации, подготовка информационных бюллетеней, текстов и опубликованных документов. Важнейшим условием эффективности работы любой организации сегодня является своевременная и достоверная информация, и информационный центр становится ядром любой фирмы или учреждения, обеспечивая согласованность действий, выработку планов и достижение целей. Причем мало наладить документооборот или приобрести оргтехнику, а необходимо целенаправленно работать с информацией. Работа пресс-службы станет продуктивной при следующих условиях:

    • наличие информационной базы и доступе к необходимой информации;
    • контакте с руководителями и ключевыми фигурами, участии в выработке стратегических решений;
    • получение всей официальной информации;
    • возможности привлечения аналитиков;
    • адекватном материально-техническом обеспечении.

    А. Ю. Русаков в своем учебном пособии «Связи с общественностью в органах государственной власти» высказывает мнение, что важнейшим направлением в деятельности пресс-служб в органах государственной власти является информационное обеспечение деятельности судебной и правоохранительной систем. Власть в демократическом обществе должна отчитываться перед народом. По данным социологических исследований жители России считают проблему личной безопасности наиболее актуальной.

    При этом место службы по связям с общественностью в структуре органа власти во многом зависит от позиции высшего руководства. Какие будут предоставлены полномочия, будут ли при принятии стратегических решений ориентироваться на это подразделение и учитывать результаты их деятельности зависит эффективность работы всей пресс-службы. 3

    Крупная пресс-служба международной организации отличается солидным техническим оснащением. Она имеет телефоны, телетайпы, факсы, компьютеры, электронные банки данных, внутреннюю телевизионную и радиосеть; библиотеку текущей печати; автоматизированные информационно-справочные пункты; может издавать бюллетени, пресс-релизы и другую печатную продукцию; должна быть налажена работа службы сервиса (питание, экспедиция, транспорт и пр). Во время длительных мероприятий (конференций, симпозиумов, фестивалей и т.п.) в пресс-службе устанавливается автоматический информатор - телефонная аппаратура многоцелевого назначения, выдающая по запросам абонентов справочную информацию (программу мероприятий на текущий день, хронику прошедшего дня, экстренные объявления, изменения в составе жюри или президиума, официальные решения в самом кратком изложении и пр., а также сведения о погоде, точном времени, сервисных службах).

    Группа аккредитации выдает журналистам аккредитационные карточки, а также документы, обеспечивающие работу творческих бригад телевидения, фотокорреспондентов и т.п.; вручает информационный пакет документов и, наконец, ключ от личного пресс-бокса, закрепленного на какое-то время за представителем СМИ (если, разумеется, служба может предоставить такие возможности). Квоты аккредитации представителей СМИ определяются руководством администрации, директором пресс-службы с учетом общего числа редакционных заявок и технических возможностей помещений (рабочие места журналистов, "мощность" средств связи и пр). Аккредитационная анкета полагается для заполнения журналистам, контрольный список которых составляется в соответствии с заявками и квотами редакций СМИ.

    Для журналистов руководители пресс-службы проводят пресс-конференции и организуют культурную программу.

    Творческая группа пресс-службы включает собственных корреспондентов, ТВ-репортеров и операторов, способных самостоятельно подготовить материалы для редакции СМИ.

    Пресс-центры по масштабу деятельности уступают пресс-службам, хотя и решают те же задачи (аккредитация, освещение деятельности "своей" структуры, организация пресс-конференций, подготовка информационных материалов, выпуск бюллетеней т.п.). Они создаются на ведомственном уровне (министерство, государственный комитет, управление), а также в структуре местного управления (пресс-центр городской или областной администрации).

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: