Это общий принцип права в соответствии с которым отношения между государством обществом и отдельным

Обновлено: 28.04.2024

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла (см. схему 21).

Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы - это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в Конституциях либо важнейших законах.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы (М.Н. Марченко).

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве - презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда; в земельном праве - принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

§ 6. Функции права: понятие и классификация

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления (см. схему 22).

├──┤ экономическая │ │регулятивная (развития)├──┤

С помощью понятия "функции права" можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности (Т.Н. Радько).

Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

Как и любая система, право имеет в своей основе идеи, определяющие его сущность, то есть, попросту говоря, те принципы, по которым право будет работать на благо общества.

Принципы права — это законодательно закреплённые основные положения и идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права.

Можно выделить общие , отраслевые и межотраслевые принципы права.
Общие принципы права являются исходными, базовыми и руководящими для всей системы права.

  • принцип демократизма . Народ как источник политической власти имеет возможность участвовать в обсуждении и принятии новых законов как непосредственно, так и опосредованно — через своих представителей. Также народу даётся возможность влиять на уже действующие законы через своих представителей (депутатов) и уполномоченные органы, имеющие право вносить изменения в действующее законодательство.
  • Принцип равноправия . В соответствии с Конституцией РФ все граждане России равны в своих общегражданских правах и обязанностях, а также в ответственности перед законом, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения.
  • Принцип гуманизма . Отношения между государством, обществом и отдельным человеком как представителем общества строятся на признании приоритета прав и свобод человека, признания и уважения его как личности. Государство в соответствии с Конституцией обеспечивает условия не только для развития личности человека, но и для охраны и защиты его чести, достоинства, жизни и имущества.
  • Принцип законности . Все субъекты общественных отношений, от государства до гражданина, обязаны соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты. Все нормативно-правовые акты не должны противоречить друг другу и Конституции, обеспечивая её верховенство как основного закона.
  • Принцип справедливости . Исходно при регулировании общественных отношений используются средства убеждения в необходимости правомерного поведения (воспитательная функция права). В случае же совершения противоправного поведения мера наказания определяется в зависимости от степени тяжести деяния для общества. Проще говоря, чем серьёзней правонарушение, тем серьёзней ответственность за него.
  • Принцип единства прав и обязанностей . Государство, предоставляя гражданам определённые права, со своей стороны принимает на себя ряд обязательств. Точно так же граждане, получая права, принимают на себя ряд обязательств как перед государством, так и друг перед другом.

Межотраслевые принципы распространяются на несколько смежных, или родственных, отраслей права. Такие принципы характерны, например, для процессуального права: уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального.

2. Общим межотраслевым принципом будет равенство сторон в процессе или гласность судебного разбирательства, кроме особо оговорённых случаев.

Правовое государство — устройство государства, полностью подчинённое закону и направленное на защиту прав и свобод человека.

Принцип правового государства заключается в верховенстве права , подчинении всех граждан закону на равных условиях. В таком государстве суд относится к гражданам одинаково вне зависимости от их статуса, дохода, пола и других признаков.

человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Равенство граждан проявляется и вопросах гражданства . Неважно, являешься ли ты гражданином РФ с рождения или недавно получил российское гражданство, всем предоставлен одинаковый объём прав и свобод. Чтобы обеспечить человеку эти права, государство должно иметь с человеком правовую связь, поэтому запрещено лишать человека гражданства.

гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

Наша страна считается с общепринятыми международными нормами, закрепляющими права человека, и признаёт их естественное происхождение.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Для обеспечения верховенства права в государстве реализуется принцип разделения властей . Органы власти формируют три независимые ветви — законодательную, исполнительную и судебную . Каждая из ветвей занимается определёнными законом функциями и не зависит от остальных. Благодаря этому возможно принятие справедливых законов и вынесение непредвзятых судебных приговоров.

Основы конституц. строя (6).jpg

государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Это основные начала, определяющие наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений.

1) Принцип социальной свободы.

Он означает предоставление субъектам права максимальной свободы в их жизнедеятельности. Права и свободы человека и гражданина охраняются государством, законом как высшие ценности.

2) Принцип социальной справедливости.

Он имеет морально-правовое содержание, обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением и оценкой его результатов.

Справедливость является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при регистрации конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, предоставлении жилья, определении меры уголовного наказания).

3) Принцип демократизма.

В правовом государстве он пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характеризующей взаимоотношения с государством.

4) Принцип гуманизма.

Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важных ценностных характеристик права.

Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы человека:

- личную свободу и безопасность,

- на охрану своей чести и репутации,

- на защиту от любого произвольного вмешательства в личную жизнь и др.

Суть этого принципа – в закреплении правом отношений между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания условий, необходимых для нормального существования и развития личности.

5) Принцип равноправия, равенства всех перед законом.

а) равенство всех граждан государства;

б) наличие равных общегражданских прав у всех граждан государства;

в) равное право граждан на защиту закона;

г) равная ответственность перед законом.

Данный принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948), международных пактах о правах человека (1966), в конституционных законах большинства стран.

в) Принцип единства юридических прав и обязанностей.

Юридические права и обязанности участников правоотношений находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Это означает, что субъективному праву управомоченного лица соответствует юридическая обязанность обязанного лица.

Реальность субъективного права обеспечивается наличием соответствующей ему обязанности.

Законом установлено, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

7) Принцип ответственности за вину.

Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении предписаний правовой нормы.

Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к нему не могут быть применены меры юридической ответственности.

8) Принцип законности.

Он означает строгое и неуклонное осуществление предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, данный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми.

И наоборот, реализация принципа гуманизма означает установление справедливых отношений в общественной жизни.

Еще Аристотель отмечал, что справедливость тесно связана с понятиями законности и равенства людей, так как справедливость выступает как законное и равное, а несправедливость – как противозаконное и неравное отношение к людям.

II. Межотраслевые принципы

Это руководящие начала, выражающие особенности нескольких родственных отраслей права. Например, в уголовном процессе и гражданско-процессуальном праве:

В то же время на родственные (семейные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

III. Отраслевые принципы

Это основные начала, характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права.

Например, в гражданском праве:

- ответственность перед потерпевшим;

в семейном праве:

- принцип равенства супругов,

- принцип преимущественной защиты интересов матери и ребенка.

Более подробно содержание отраслевых принципов рассматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

8. Функции права: понятие и виды.

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Так как право неразрывно связано с государством, его функции во многом совпадают с функциями государства, государственной власти.

Все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах на основе законодательных актов, которые оправдывают характер и содержание этой деятельности.

Виды функций права

II. Специально-юридические (в зависимости от задач, которые выполняет право).

1) Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.

Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни.

Право воздействует на общественные отношения двояко:

а) статически – путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах.

Правовые акты придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества.

Таким образом, достигается стабильность незыблемости отношений.

б) динамически – стимулируя законодательство средствами развития необходимых общественных отношений.

В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего населения страны.

В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, а также возможность вызывать к жизни новые общественные отношения, потребность в которой возникает на каждом конкретном этапе общественного развития.

2) Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений.

Охранительная функция права направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения.

Охранительное воздействие права выражается в следующем:

а) в установлении запретов на совершение противоправных деяний;

б) в установлении юридических санкций за совершение противоправных деяний;

в) в применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

Функции права осуществляются:

а) методом убеждения,

б) методом принуждения.

Таковы основные направления правового воздействия на общественные отношения.

В них выражается служебная роль права, его социальное назначение.

Если следовать широкому смыслу функций права, в соот­ветствии со своим предназначением право­вые нормы выполняют в обществе следующие функции:

» экономическая - упоря­дочивает производственные и имущественные отношения, закрепляет формы собствен­ности и т.п.;

» политическая (регламентирует политические отноше­ния, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

» идеологическая, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необ­ходимых и желательных принципах и правилах поведения.

» регулятивная, которая проявляется в способности воз­действовать на поведение членов общества правовыми средствами;

» охранительная, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения, т.е. направлена на охрану обществен­ных отношений, а правоохранительная на охрану самого права;

» гуманистическая, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

» воспитательная, отражающуюся в подготовке подрастаю­щего поколения к, оказывает спе­цифическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формиро­ванием у субъектов мотивов правомерного поведения и формирует у субъектов надлежащее восприятие существующих в обществе ценнос­тей и идеалов;

Функции права можно рассматривать как две основные группы с точки зрения их общесоциальной и специально-юридической направленности.

Общесоциальные функции -это основные направ­ления правового воздействия на различные сферы обще­ственной жизни - экономику, политику, духовные отноше­ния, культуру и др. Различают следующие общесоциаль­ные функции:

· экономическая (правовое обеспечение производствен­ных отношений, закрепление форм собственности и т.д.);

· политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы);

· воспитательная (педагогическое воздействие на об­щество).

Специально-юридические функции -это правовое регулирование общественных отношений:

» регулятивная (содействует развитию наиболее цен­ных для общества и государства социальных связей, ре­гулирует общественные отношения);

» охранительная (производна от регулятивной функ­ции, призвана ее обеспечивать, осуществляет право­вое воздействие, направленное на охрану общезначимых и вытесне­ние отношений, чуждых данному обществу, реализуется с помо­щью правовых ограничений-обязанностей, запретов, наказаний и пр.)

9. Понятие, признаки и структура правовой нормы. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Правовая норма -это общеобязательное, формаль­но определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегу­лирование общественных отношений.

Принцип понимается как начало, основа чего-либо. Соответственно, принципы права - это основы права.

Принцип права - основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования.

Каждый принцип - это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются определенной субъективностью, ибо формируются в сознании человека. Однако, вместе с тем, принципы объективны. Объективность принципов права проявляется в том, что принципы отражают окружающий человека мир, существующие общественные отношения.

Принципы права не могут быть неизменными, они меняются вместе с развитием общества. Принципом права может стать не любая идея о праве; принципы права - только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования

Способы закрепления принципов. Принципы права могут быть закреплены и прямо, и косвенно. Прямое закрепление принципов означает, что они фиксируются в тексте нормативного акта. В случае косвенного закрепления содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом, принципы как бы вытекают из духа законодательства. Прямой способ характерен для системы континентального права, косвенный - для системы общего права.

В правовой системе принципы права играют весьма существенную роль:

1. Принципы права можно представить как арматуру права, его скелет. Принципы права обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие принципам права.

2. Значение принципов права в правовой системе определяется тем, что они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Такие принципы права позволяют ориентироваться в правовой системе.

3. В ряде случаев принципы права могут служить основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться при решении дела на принципы права, а не на конкретный закон.

Виды принципов права. В правовой системе можно выделить множество различных принципов.

С точки зрения охвата выделяют принципы:

1. Общеправовые - действуют во всей правовой системе. Именно эти принципы составляют предмет общей теории права.

2. Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права (например, принципы судопроизводства, такие как гласность, состязательность, принцип национального языка судопроизводства, независимости судей, тайны совещательной комнаты и др., действуют и в уголовном, и в гражданском процессе; принципы диспозитивности, материальной ответственности, неотвратимости наказания также являются межотраслевыми).

3. Отраслевые - действуют в отдельных отраслях права (например, принцип единобрачия, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип обязательности выборов в избирательном праве, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, презумпция виновности ответчика в гражданском праве и т. д.).

4. Принципы правовых институтов - положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права (например, институт договора в гражданском праве строится на основе таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора и др.).

Чем меньше охватываемых явлений, тем ближе принципы к нормам права, поэтому выделяемые принципы правовых институтов мало чем отличаются от норм, регулирующих поведение.

Теория государства и права изучает прежде всего общеправовые принципы права, т. е. те, которые характеризуют право в целом, применимы ко всем его отраслям и институтам, действуют в рамках данной правовой системы в целом.

Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества.

К общесоциальным принципам права относят:

- политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);

- экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);

- нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования.

К ним относят:

- принцип равенства перед законом;

- принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;

- принцип судебной защиты прав и свобод граждан;

- принцип единства прав и обязанностей;

- принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

Перечень принципов права не является исчерпывающим. В рамках курса теории государства и права изучаются в основном общеправовые принципы права. Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права. Далее подробнее будут рассмотрены наиболее значимые из общеправовых принципов.

Принцип социальной справедливости.

Правовое регулирование - это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Особенности юридической справедливости заключаются в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Принцип справедливости носит нормативно-оценочный характер, заложен в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т. д.

Все отрасли законодательства призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как "справедливое равенство" и "справедливое неравенство". Справедливость имеет парную категорию "несправедливость". Устранение несправедливости - одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости - важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства.

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства, последнее является материальной основой равноправия. Равенство более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Помимо равенства перед законом и судом, принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма в конституционном выражении выглядит следующим образом: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции РФ).

Сочетание убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение -методы государственного руководства обществом. Главная задача правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.

Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. Знакомясь с содержанием правовых норм, граждане убеждаются в их целесообразности. К важным факторам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, оснований для их принятия.

Вместе с тем человеческое общество требует управления. Последнее обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Принуждение осуществляется в особых процедурных формах, что исключает произвол. Принуждение -сложное правовое явление. Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия - меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответственности.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.

Законность означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: