Дипломатическая функция государства кто осуществляет

Обновлено: 28.03.2024

Дипломатические представительства : понятие , виды , состав , функции . Дипломатический корпус.

Дипломатическое представительство - это орган внешних сношений государства, находящегося за ее пределами на территории другого государства, для осуществления дипломатических сношений с ними.

Следует иметь в виду, что дипломатическое представительство является родовым понятием, определяющим различные виды иностранных органов внешних сношений государства, осуществляющих дипломатическую деятельность.

Дипломатическое представительство – орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатических отношений. Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;

2) миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Структура дипломатических представительств – состав и характер дипломатических представительств – в разных странах различна и определяется собственными традициями и спецификой отношений со страной пребывания. Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты. Персонал дипломатических представительств – дипломатический, административно-технический, обслуживающий. (Подробнее см. ниже – Дипломатический корпус).

Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей, шифровальщиков и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара, дворники и т.д.

Венская конвенция 1961 года «О дипломатических сношениях» в статье 3 закрепила функции дипломатического представительства в соответствии с международным правом. К ним относятся:

- Представительская функция, заключающаяся в представительстве государства, аккредитующим в государстве пребывания;

- Защита в государстве пребывания интересов государства, аккредитует и ее граждан в пределах, допускаемых международным правом;

- Ведение переговоров с правительством государства пребывания;

- Функция поощрения дружественных отношений между государством, аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Представительная функция заключается в том, что дипломатическое представительство государства, аккредитует, представляет ее в государстве пребывания в полном объеме, то есть оно вправе полностью представлять ее политические, экономические, социальные, культурные и другие интересы. Эта функция основана на суверенной власти государства - субъекта международного права, имеет объективное право на представительство (право посольства).

Представительская функция дипломатического представительства в теоретическом аспекте начинается а момента объявления о создании дипломатического представительства и его открытие, а на практике, конечно, - с момента вручения главой дипломатического представительства верительных грамот.

Расширительное толкование представительской функции дипломатического представительства позволяет выделить в этой функции подфункцию, что в определенных обстоятельствах становится самостоятельной функцией, - это функция дипломатической защиты, что упоминалась в предыдущих разделах.Она заключается в том, что дипломатическое представительство за рубежом представляет и защищает не только интересы государства, аккредитует, но и осуществляет подобные меры в отношении физических и юридических лиц, то есть субъектов, которые находятся в правовой связи с государством, аккредитует ( граждане и юридические лица государства).

В международном праве на основе практики выработаны критерии правомерности дипломатической защиты:

а) функция дипломатической защиты предоставляется только дипломатическим представительством;

б) дипломатическая защита распространяется в основном только на граждан государства, аккредитует;

в) эта функция начинает действовать не сразу после совершения лицом правонарушения, а только после того, как посольством исчерпаны все законные средства, предусмотренные рамками законодательства государства пребывания (суть дипломатической защиты состоит не столько в правовой защите гражданина, сколько в его политической защите, поскольку к этому вопросу присоединяются политическое руководство и другие центральные органы государства, аккредитует);

г) дипломатическая защита не предоставляется иностранным гражданам, гражданам страны пребывания или апатридам (функция дипломатической защиты не совпадает с правом дипломатического убежища).

Функция ведения переговоров с правительством страны пребывания является основной процессуальной функцией, указывает на средство осуществления дипломатических полномочий. В широком смысле эта функция понимается как общение дипломатического представителя с властями страны пребывания. В узком смысле - это переговоры по вопросам заключения международного договора или иных сделок. Эта функция основана на функции представительства, поэтому переговоры в широком и узком смысле дипломатический представитель ведет без предоставления разовых полномочий, так как ранее им была вручена верительная грамота главе государства пребывания.

Информационная функция заключается в том, что дипломатическое представительство имеет право всеми легальными, допустимыми средствами (в рамках законодательства страны пребывания) осуществлять сбор информации и передавать ее правительства своей страны. Эта информация носит многоаспектный характер, потому что касается политической обстановки в государстве пребывания, расстановка в ней политических сил, экономической ситуации в стране и другие вопросы. Однако информационную функцию следует понимать более широко. Она включает в себя обязательства не только информировать государство, аккредитует, но и обязательства предоставлять информационные услуги субъектам, находящимся на территории страны пребывания. Таким образом, любой гражданин, организация, тем более орган страны пребывания, вправе обратиться в дипломатическое представительство с запросом о предоставлении интересующих его информации по конкретным вопросам. Одновременно: следует отметить, что информационная функция должна осуществляться дипломатическим представительством очень осторожно, чтобы избежать нарушений законов страны пребывания.

Если все перечисленные выше функции были выработаны в процессе длительной международной практики, то функция укрепления дружественных отношений между государствами и сотрудничества в области экономики, культуры и науки появилась уже в современный период. Эта функция была предложена делегацией Чехословакии в процессе проведения

Венской конференции и нашла свое место в принятом ею кодифицированном документе.

Следует отметить, что организационно-правовые формы реализации функций дипломатического представительства очень широки и разнообразны, они обсуждаются и устанавливаются, находя свое закрепление на межправительственном уровне в соответствующих соглашениях.

Дипломатический корпус (в узком смысле) – главы посольств и миссий, аккредитованных в данной стране. Дипломатический корпус (в широком смысле) – лица, имеющие дипломатические паспорта и дипломатические карточки, выдаваемые государством пребывания (схема 12).

Члены дипломатического персонала – это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Схема 12. Дипломатический корпус

Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны.

Главы посольств и миссий в стране пребывания избирают старейшего по возрасту или сроку пребывания, но самого уважаемого иностранного дипломата-дуайена. Дуайен (старшина или декан) – глава дипломатического корпуса в стране пребывания. Его функции – не только представительские, но иногда и немаловажные, и деликатные консультативные услуги, подача просьб в МИД от имени всего дипкорпуса.

Дипломатическое представительство — возглавляемое дипломатическим агентом государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними. В настоящее время основным международно-правовым документом, определяющим статус и функции дипломатических представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Если дипломатическое представительство возглавляется послом, то оно называется посольством , а если посланником или поверенным в делах, то дипломатической миссией . В современных международных отношениях зарубежные дипломатические представительства государств в подавляющем большинстве случаев создаются в форме посольств.

Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного соглашения государств после установления между ними дипломатических отношений. Практика показывает, что во избежание возможных недоразумений и различных толкований достигнутых договоренностей в будущем страны предпочитают закреплять соглашения о дипломатическом признании и учреждении дипломатических представительств в письменной форме: в совместных заявлениях, коммюнике, нотах.

Крупные государства имеют достаточно разветвленную сеть зарубежных дипломатических представительств. Достаточно, сказать, например, что по состоянию на январь 2005 г. в России, которая в то время имела дипломатические отношения со 186 государствами, были аккредитованы главы дипломатических представительств 154 государств и открыты 140 посольств. При этом сама Российская Федерация имела дипломатические представительства в 142 странах (к началу 2009 г. их количество возросло до 173).

Главы дипломатических представительств в соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1961 г. подразделяются на три класса: класс послов и нунциев (посол Ватикана), аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; класс посланников и интернунциев (посланник Ватикана), аккредитуемых при главах государств; класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел. Принадлежность дипломатического представителя к тому или иному классу имеет значение только в вопросах определения их старшинства и этикета и не влияет на его функции, права, обязанности и привилегии, которые одинаковы у всех глав представительств. Договариваясь об обмене дипломатическими представителями, государства всегда устанавливают для них одинаковый класс, что подчеркивает равенство сторон.

Если речь идет о замене главы дипломатического представительства, то агреман обычно запрашивается через действующего главу представительства. Он посещает ведомство иностранных дел и в устной форме сообщает министру или его заместителю о намерении своего правительства назначить нового посла. При этом работникам министерства передается справка, содержащая основные данные о кандидате, его образовании, служебной деятельности и семейном положении. Запрос агремана может также проводиться путем направления в ведомство иностранных дел специальной вербальной ноты. Ответ дается форме, аналогичной форме запроса. В том случае, если агреман запрашивается на главу представительства, впервые въезжающего в страну, с которой установлены дипломатические отношения, то запрос может делаться через дипломатические представительства в третьих странах.

Факт запроса агремана разглашать не принято. Это обусловлено тем обстоятельством, что гласность при отказе в выдаче агремана, как и сам отказ, может повлечь за собой осложнение, а то и резкое обострение отношений между государствами. Государство, получившее отказ, может в течение длительного времени после этого вообще не назначать своего представителя, автоматически понижая тем самым уровень своего дипломатического представительства в стране пребывания. Поэтому на запрос агремана не принято давать официальный отрицательный ответ. Сама задержка с ответом расценивается как свидетельство нежелания государства принимать соответствующую кандидатуру, и она, как правило, снимается.

После получения агремана назначаемому дипломатическому представителю выдается верительная грамота за подписью главы государства и министра иностранных дел назначающей (аккредитующей) страны. В верительной грамоте подтверждается, что данное лицо назначено в качестве дипломатического представителя и излагается просьба верить всему тому, что он будет говорить от имени своего правительства. Верительная грамота - чрезвычайно важный юридический документ: при ее наличии лицо может выполнять все дипломатические функции, предусмотренные международным правом, никаких дополнительных полномочий не требуется. Верительную грамоту дипломатический представитель вручает лицу, при котором он аккредитуется, в торжественной обстановке наличной аудиенции.

Одно лицо может быть дипломатическим представителем аккредитующего государства одновременно в двух или более государствах, если со стороны последних не последуют возражения против этого.

Персонал дипломатического представительства состоит из следующих основных категорий сотрудников: дипломатические работники — члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг (советники, секретари, атташе); административно-технический персонал (бухгалтеры, шифровальщики, делопроизводители, переводчики); обслуживающий персонал (водители, повара, садовники и т.п.). В ст. 1 Венской конвенции 1961 г. упоминаются также частные домашние работники, которые, однако, не признаются ею служащими аккредитующего государства. Дипломатические работники представительства, как правило, являются гражданами аккредитующего государства, в то время как в состав административно-технического и обслуживающего персонала могут входить граждане страны пребывания.

Количество сотрудников, работающих в дипломатическом представительстве, определяется по соглашению между сторонами, а в случае его отсутствия — аккредитующим государством. При этом при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить аккредитующему государству, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. По этим основаниям в соответствии сост. 11 Венской конвенции 1961 г. страна пребывания может отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории.

Члены дипломатического персонала представительства назначаются ведомством иностранных дел аккредитующего государства без предварительного запроса. Исключение здесь составляют военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, кандидатуры которых, как правило, подбирает военный министр из числа кадровых офицеров своих вооруженных сил и согласовывает их с министром иностранных дел своего правительства. Кроме того, государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение. О такой возможности говорит ст. 7 Венской конвенции 1961 г.

Для дипломатического персонала внутренним законодательством каждой страны устанавливаются специальные служебные звания — дипломатические ранги , которые обычно соответствуют занимаемой должности и имеют аналогичные наименования. Как показывает мировая практика, к числу таких званий в подавляющем большинстве государств относятся ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника (в некоторых странах он называется Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр), советника, первого секретаря, второго секретаря, третьего секретаря и атташе.

В некоторых странах существует также градация внутри этих рангов. Так, в СССР еще в 1943 г. были установлены следующие ранги, которые и сегодня присваиваются российским дипломатическим работникам: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого и второго классов, советник первого и второго классов, первый секретарь первого и второго классов, второй секретарь первого и второго классов, третий секретарь и атташе 1 Не следует путать дипломатический ранг атташе (младший дипломатический ранг на иерархической лестнице) с должностью военного атташе, которая является промежуточной между должностями советника и первого секретаря. . Служебные звания посла и посланника присваиваются главой государства, а все остальные — министром иностранных дел.

Для обозначения совокупности глав дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве, в международном праве используется термин « дипломатический корпус ». В широком смысле этот термин выражает понятие, включающее также всех дипломатических работников и членов их семей, находящихся в стране пребывания. Дипломатический корпус не является организацией и не имеет прав юридического лица. Его назначение носит в основном представительский и церемониальный характер. Главой дипломатического корпуса является дуайен — руководитель дипломатического представительства, старший по классу и времени пребывания в данной стране. В некоторых католических странах дуайеном всегда является папский нунций. Дуайен выступает от имени всех иностранных дипломатических работников во время проведения официальных государственных мероприятий в стране пребывания и может рассматривать отдельные споры между членами дипломатического корпуса (например, по вопросам старшинства).

Как это определено в ст. 3 Венской конвенции 1961 г., дипломатические представительства выполняют следующие основные функции:

Кроме того, Конвенция предусматривает возможность осуществления дипломатическим представительством консульских функций.

Деятельность дипломатического представительства прекращается в случаях: 1) прекращения существования аккредитующего государства или государства пребывания; 2) разрыва дипломатических отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; 3) начала между ними военных действий. Деятельность любого дипломатического работника в государстве пребывания, включая главу представительства, может быть также прекращена в связи с его отзывом аккредитующим государством или объявлением «persona non grata» (нежелательным лицом) государством пребывания в случае совершения им действий, несовместимых с его официальным статусом (шпионаж, грубое вмешательство во внутренние дела государства пребывания и т.п.). В случае отзыва главы дипломатического представительства он или его преемник вручает главе государства пребывания или его министру иностранных дел соответствующие отзывные грамоты .

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства.

Функции государства

Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

Политическая функция. Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п.

Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. — это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.

Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др.

Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства — борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть.

Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

В связи с тем, что консульское право в международно-правовой доктрине обычно рассматривается в качестве самостоятельной отрасли (см. главу 15), в настоящей главе речь пойдет, главным образом, о правовом положении дипломатических представительств - посольств.

Как уже отмечалось, посольства (послы) - древнейшая форма установления и поддержания межгосударственных отношений. Исторически первыми возникли временные посольства, носившие, говоря современным языком, характер специальных миссий. Полномочия послов в древности ограничивались выполнением отдельной задачи, поставленной перед ними их государством. Однако начиная с 15 века, вместе с развитием региональных международных связей, появляются посольства, функционирующие на постоянной основе. Считается, что первым постоянным посольством было представительство, учрежденное в Генуе миланским герцогом Франческо Сфорца. А уже два-три столетия спустя при главах всех крупных европейских государств было по несколько постоянных иностранных представителей.

Одновременно с развитием института постоянных представительств как в Европе, так и в Азии шло формирование обычных международных норм, регулирующих статус послов, их права и обязанности, иммунитеты и т.д.

В настоящее время дипломатические представительства (посольства) являются основной формой двусторонней дипломатии. Посольство - это постоянный зарубежный орган внешних сношений, обеспечивающий связь между аккредитующим (представляемым) государством и государством пребывания. В соответствии со сложившейся практикой, почти все официальные контакты между государствами, установившими дипломатические отношения, осуществляются по дипломатическим каналам, то есть через посольства. Посольство можно рассматривать как своеобразный "датчик" государства на иностранной территории, обеспечивающий двустороннюю связь между двумя государствами. С одной стороны, через посольство аккредитующее государство информирует государство пребывания, с другой - государство пребывания доводит необходимую информацию до аккредитующего государства. Можно сказать, что посредством дипломатических представительств государства общаются между собой, используя при этом язык международного права. Например, желая выразить претензию аккредитующему государству в связи с допущенным, по его мнению, международным деликтом, государство пребывания должно прибегнуть к официальным дипломатическим каналам. На практике это выглядит так: посол аккредитующего государство вызывается в МИД страны пребывания, где ему вручается дипломатическая нота соответствующего содержания. Посол обязан немедленно передать ее правительству своей страны.

Следует подчеркнуть, что государство пребывания обязано исключить какую-либо дискриминацию при реализации правового статуса дипломатических представительств разных государств. Это означает, что режим иностранных посольств, установленный Конвенцией 1961 года, должен быть единым для всех стран, в соответствии с принципом суверенного равенства государств. Государство пребывания вправе лишь вводить по отношению к аккредитующему государству ответные ограничения или предоставлять отдельным государствам более благоприятный режим, чем требуется в соответствии с Конвенцией.

Основной момент правового статуса посольства связан с представительным характером его функций. Это значит, что все действия дипломатического представительства автоматически присваиваются аккредитующему государству. Любые акты посольства, включая заявления его должностных лиц, отражают официальную позицию государства, которое несет за них международную ответственность (см. главу 12). Поэтому профессиональные дипломаты должны до мельчайших подробностей просчитывать последствия своих действий. Неслучайно слово "дипломатичность" в быту означает умение правильно и вежливо формулировать свои слова и обходить острые противоречия.

Нормы и обычаи, касающиеся правового положения посольств и их персонала, были кодифицированы в 1961 году, когда под эгидой ООН была принята Венская конвенция о дипломатических сношениях. Республика Казахстан присоединилась к Конвенции 4 февраля 1994 года.

В соответствии с Конвенцией, установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию. Как правило, формой такого согласия является соответствующий международный договор, например - уже упомянутый Протокол об установлении дипломатических отношений между Правительством Республики Казахстан и Правительством Королевства Дания от 7 мая 1992 года. В соответствии с Протоколом, Казахстан и Дания, основываясь на целях и принципах Устава ООН, Заключительного акта СБСЕ и Парижской Хартии для новой Европы, согласились установить дипломатические отношения на уровне посольств и руководствоваться при этом Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года.

На практике функционирование дипломатического представительства невозможно без аккредитации главы представительства: посла, посланника или поверенного в делах. Венская конвенция 1961 года содержит определенные правила аккредитации главы дипломатического представительства. Несмотря на то, что процедура назначения должностных лиц в принципе является внутренним делом каждого государства, назначение дипломатических агентов производится в соответствии с международно-правовыми нормами.

Главным условием назначения лица на должность главы дипломатического представительства является получение агремана - согласия принимающего государства видеть в качестве главы посольства именно это лицо. Поэтому внутригосударственному акту о назначении посла всегда предшествует запрос агремана. Государство пребывания всегда вправе отказать в агремане, причем не сообщая аккредитующему государству мотивы своего отказа. Отказ в агремане исключает аккредитацию соответствующего лица в качестве главы дипломатического представительства. На практике утвердилось обычное правило, согласно которому отсутствие ответа на запрос агремана в течение трех недель означает отрицательный ответ государства пребывания.

Главы представительств подразделяются на три класса, различия между которыми проводятся исключительно в отношении старшинства и этикета:

-класс послов и нунциев (представителей Ватикана), аккредитуемых при главах государств;

-класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;

-класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Фактически, объем полномочий и функции всех представительств одинаков, вне зависимости от класса их глав. Класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между двумя государствами (статья 15 Конвенции). Лицо, возглавляющее посольство, как и любой член его дипломатического персонала, может также одновременно действовать в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Основным документом, удостоверяющим полномочия главы дипломатического представительства, является верительная грамота, выданная ему аккредитующим государством. Верительная грамота адресуется главе государства пребывания; ее содержание составляют три главных момента: 1)указание на цель миссии; 2)данные об аккредитуемом лице и его официальном звании; 3)просьба верить ему в качестве полномочного представителя аккредитующего государства.

Если пост главы представительства вакантен или глава представительства не может выполнять свои функции, временно исполняющим его обязанности является временный поверенный в делах. Фамилия временного поверенного в делах сообщается МИДу страны пребывания.

Обязанностью аккредитующего государства является уведомление МИДа страны пребывания о назначении всех сотрудников представительства, их прибытии, окончательном отбытии или о прекращении функций в представительстве. Кроме того, необходимо информировать МИД о прибытии и отбытии членов семей сотрудников посольства, а также о найме и увольнении лиц, проживающих в стране пребывания, в качестве сотрудников представительства, имеющих право на привилегии и иммунитеты. По возможности, уведомления о прибытии и окончательном отбытии должны делаться предварительно. Смысл указанных положений Конвенции 1961 года заключается в том, что государство пребывания должно заранее знать о том, сколько и какие именно лица на его территории пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами и в каком объеме.

Согласно Конвенции, аккредитующее государство вправе назначить одно лицо главой представительства сразу в нескольких государствах (такое совмещение называется кумуляцией). Для этого необходимо уведомить все соответствующие государства и получить агреман от каждого из них. Точно так же, напротив, два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы представительства в одном государстве пребывания, если оно против этого не возражает. Такая практика известна и Республике Казахстан: с одной стороны, ряд ее посольств представляют республику в целых регионах, с другой - интересы Казахстана в некоторых странах по специальному соглашению представляли посольства Российской Федерации.

В большинстве случаев местом нахождения дипломатического представительства (точнее, резиденции его главы) является административная столица страны пребывания, где расположены резиденции главы государства и офис ведомства иностранных дел. Вместе с тем, вопрос о расположении здания посольства не имеет правового значения, так как соответствующие полномочия дипломатического представительства распространяются на всю государственную территорию страны пребывания. Однако, в соответствии со статьей 12 Конвенции, аккредитующее государство не может, без предварительного и явно выраженного согласия государства пребывания, учреждать канцелярии, составляющие часть дипломатического представительства, в других населенных пунктах, кроме тех, где учреждено само представительство.

Что касается численности персонала дипломатического представительства, то она, в принципе, определяется аккредитующим государством исходя из объема и сложностей задач, стоящих перед посольством. Вместе с тем, Конвенция предусматривает право страны пребывания предложить такие максимальные пределы численности персонала, которые она считает разумными и нормальными, учитывая необходимые обстоятельства и потребности данного представительства. По смыслу Конвенции, такое предложение должно быть удовлетворено аккредитующим государством.

Функции дипломатического представительства включают в себя:

-представительство аккредитующего государства в государстве пребывания (главная функция, лежащая в основе правового статуса представительства);

-защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан;

-ведение переговоров с правительством государства пребывания;

-поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки;

-консульские функции (о них - в главе 15).

Еще одной функцией дипломатического представительства в государстве пребывания может быть временная защита интересов третьего государства (не представленного в стране пребывания) и его граждан. Такая защита возможна только при условии предварительного согласия государства пребывания и по просьбе соответствующего третьего государства.

Для того, чтобы иностранное посольство могло выполнять все перечисленные функции, Конвенция 1961 года предусматривает целый ряд правовых гарантий невмешательства государства пребывания в его деятельность. Эти гарантии (привилегии и иммунитеты) составляют основной смысл Конвенции. Неслучайно в ее преамбуле трижды подчеркивается значение особого статуса дипломатических агентов и представительств. В доктрине международного права принято делить дипломатические привилегии и иммунитеты на личные, то есть принадлежащие сотрудникам дипломатического представительства (о них - в п. 4 настоящей главы) и принадлежащие самому представительству как официальному органу иностранного государства.

В основе привилегий и иммунитетов иностранного дипломатического представительства лежит вытекающий из суверенитета иммунитет иностранного государства от национальной юрисдикции других государств. Посольство рассматривается как часть иностранного государства, и любое посягательство на его деятельность автоматически приравнивается к посягательству на это государство в целом. Под дипломатическими иммунитетами следует понимать изъятие посольства и его сотрудников из-под юрисдикции государства пребывания. Это означает, что дела, в которых стороной или участником является иностранное посольство или иностранный дипломат, за редким исключением, в принципе неподсудны судам страны пребывания. Дипломатические привилегии - это особые правовые преимущества (льготы), предоставляемые иностранному представительству и его сотрудникам для нормальной деятельности. Следует обратить внимание на то, что, согласно Конвенции, привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих свои государства.

В соответствии с Конвенцией дипломатическое представительство обладает протокольными привилегиями, то есть может пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы и средства передвижения. Государство пребывания обязано оказать содействие аккредитующему государству в приобретении помещений, необходимых для его представительства. Такая же помощь в случае необходимости оказывается представительству в получении подходящих помещений для его сотрудников.

Помещения представительства являются неприкосновенными. Это означает, что власти государства пребывания могут войти в эти помещения только с явно выраженного согласия главы представительства (это правило действует и в случае стихийного бедствия). Кроме того, помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства (они имеют специальные дипломатические номера красного цвета) пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и любых исполнительных действий. В обязанности государства пребывания входит принятие всех надлежащих мер для защиты помещений представительства от любого вторжения, нанесения ущерба, нарушения спокойствия или оскорбления его достоинства. Под помещениями дипломатического представительства понимаются любые здания или части зданий, используемые для официальных целей представительства, включая резиденцию его главы, независимо от того, кому принадлежит право собственности на них и земельный участок.

Нарушение неприкосновенности дипломатического представительства и его транспортных средств допускается только с согласия главы представительства. Например, в 2002 году из оперативных источников правоохранительным органам Республики Казахстан стало известно, что в автомобиле посольства Таджикистана в Казахстане перевозится крупная партия наркотиков. Казахстанские власти по дипломатическим каналам обратились к властям Таджикистана, и посол этой страны в Казахстане дал согласие на проведение соответствующей операции. В результате была сорвана попытка наркотрафика в особо крупных размерах.

Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех налогов, пошлин и сборов в отношении занимаемых ими помещений, кроме тех платежей, которые являются платой за конкретные виды обслуживания. Точно так же освобождаются от любых налогов вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, например - при выдаче виз (фискальный иммунитет).

Архивы и документы представительства также, как и помещение, являются неприкосновенными в любое время независимо от места их нахождения. Режим работы с архивом и другими документами посольства и порядок доступа к ним определяет сам посол.

Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношения представительства для всех его официальных целей. Это значит, что посольство вправе использовать любые средства связи, включая дипломатических курьеров, закодированные и шифрованные депеши, для сношений с правительством или другими посольствами и консульствами своего государства. В то же время осуществление такой связи с использованием радиопередатчика возможно только с согласия государства пребывания.

Свобода сношений представительства со своим государством включает неприкосновенность его официальной корреспонденции и дипломатической почты. Последняя не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако аккредитующее государство должно принять меры к тому, чтобы дипломатическая почта имела видимые внешние знаки, указывающие на ее характер, и содержала только те документы и предметы, которые предназначены для официального пользования. Дипломатический курьер должен иметь официальный документ с указанием на его статус и числа мест, составляющих дипломатическую почту. В этом случае он находится под защитой государства пребывания и пользуется личной неприкосновенностью (не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме). Если дипломатический курьер является таковым ad hoc (то есть уполномочен на один конкретный рейс), то он пользуется всеми иммунитетами только до того момента, пока не доставит дипломатическую почту по назначению. Если дипломатическая почта вверена командиру экипажа гражданского самолета, она является неприкосновенной, но сам командир не считается дипломатическим курьером.

Прекращение функций дипломатического представительства возможно в случае разрыва между государствами дипломатических отношений (частным случаем этого является война между ними). Например, в 1989 году Великобритания разорвала дипломатические отношения с Ираном в знак протеста против смертного приговора, вынесенного духовным лидером Ирана британскому гражданину. Согласно статье 45 Конвенции, в случае разрыва дипломатических отношений государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами. При этом аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего посольства, а также защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания. Кроме того, прекращение дипломатической миссии происходит в случае исчезновения аккредитующего государства или государства пребывания как субъекта международного права. Как показывает практика, прекращение миссии возможно также в особо сложных случаях, связанных с признанием нового правительства в одном из этих государств. В частности, смена государственной власти неконституционным путем иногда требует нового установления дипломатических отношений или специального акта, подтверждающего легитимность оставшихся "в наследство" дипломатических представительств.

Разновидностью дипломатических представительств являются миссии. Посольства считаются представительствами первого класса, миссии - представительствами второго класса. В целом правовой режим миссий аналогичен правовому режиму посольств.

Государство является устойчивой структурой политической организации общества. Оно составляет ее основу в силу того, что выполняет ряд отличительных функций. Функции государства —обязанности, круг деятельности, назначение и роль государства в обществе в наиболее обобщенной форме. Принято выделять внутренние и внешние функции.

К внутренним функциям государства относятся 1) политическая функция – действия государства связанные с осуществлением политической власти, поддержанием политического господства доминирующего в государстве класса, подавлением воли угнетаемых классов, обеспечением политической стабильности. Она позволяет устанавливать отношения с политическими партиями, профсоюзами, другими общественными институтами по вопросам формирования государственных структур. Благодаря ей осуществляются властные полномочия, вырабатывается программно-стратегические цели и задачи развития общества; 2) правовая функция – действия государства по осуществлению правотворчества, установлению правовых норм и принятию законов. Она позволяет регулировать общественные отношения и поведение граждан. Правовые нормы – это правила поведения, санкционируемые государством, нарушение которых влечет за собой меры наказания; 3) экономическая функция – действия государства по выработке и осуществлению налоговой политики, выделению кредитов, использованию экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики. Она позволяет влиять на транспорт, энергетику, использовать долгосрочное планирование и программирование; 4) социальная функция – действия государства, включающие удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья Она способствует осуществлению социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхованию жизни, здоровья, собственности; 5) образовательная функция – действия государства направленные на реформирование системы образования, на выработку образовательной политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до университетского. Государство обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставляет людям равные возможности его получения; 6) культурно-воспитательная функция – действия государства, служащие условиями для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности и гражданственности. Для осуществления этой деятельности государство привлекаеттакие социальные структуры, как церковь, теле– и радиокомпании, печать, издательства, негосударственные общественные организации.

Внешние функции государства связаны с внешней политикой и международными отношениями;

• оборонная функция – действия государства, направленные на защиту границ, территории страны;

• военно-агрессивная функция – действия государства, направленные на вмешательство в дела других государств;

• дипломатическая функция – действия государства по поддержанию и развитию межгосударственных отношений, осуществлению внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участие в блоках, союзах.

9. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

9. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное значение государственного управления обществом.Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере

13. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

13. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ Функции государства – основные направления деятельности гос-ва по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью.Каждая функция гос-ва имеет предметную характеристику

14. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

14. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние функции реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны, а внешние функции реализуются в международном общении с

Государства

Государства

Государства

Государства 3 Чад4 ГанаЗаирМалиТого5 АлжирБенинГабонКенияКонгоЛивияНигерСуданТунис6 АнголаГамбияГвинеяЛесотоЗамбияЕгипетМалавиРуандаСахара

Государства

Государства 4 Куба5 БелизГаити6 КанадаПанамаЯмайка7 Мексика8 Гондурас9 Багамские

Государства

Государства

Государства 5 НауруСамоа (Западное)ТонгаФиджи7 Вануату8 Зеландия

Экономическая роль и функции государства.

Экономическая роль и функции государства. П.Э. Самуэльсон отдает должное принципу А. Смита, согласно которому каждый агент рыночной экономики, преследуя собственный эгоистический интерес в процессе производства и обмена, «невидимой рукой» (свободной конкуренцией без

Институт государства

Институт государства Электронные деньги приведут к постепенному отмиранию самого института государства. Государственные функции, выполняемые в настоящее время целой армией государственных чиновников, которые и образуют государственный аппарат, зачастую

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: