Применительно к способам исследования судебная психология располагает методами

Обновлено: 14.05.2024

Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов.

Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

Содержание комплекса методов, используемых в СПЭ, определяется характером правонарушения, теми конкретными задачами, которые поставлены перед экспертом, возрастом подэкспертного лица (лиц).

Некоторые методы СПЭ включаются в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его разновидность — поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела, ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют методом исследования личности (группы).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:

1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют;

2) составить программу наблюдения;

3) правильно фиксировать результаты исследования;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

3) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели — получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента

процедур психологической диагностики

Результатом проведения психологической экспертизы является составление экспертом заключения, которое, как и всякое иное доказательство, не имеет для суда заранее установленной силы. Оно состоит из трех частей.

1. Вводная часть. Указывается, когда, кем, на основании чего (определения суда) проведена экспертиза; фамилия, имя, отчество испытуемого, его отношение к гражданскому делу. Вопросы, поставленные перед экспертом.

2. Исследовательская часть. Указываются фабула дела, данные о динамике психического развития испытуемого, описываются ход и результаты экспериментально-психологического обследования, отражается ретроспективный психологический анализ.

4.Заключительная часть. Окончательно сформулированный .вывод эксперта, содержащий ответы на вопросы.

СРОЧНО Нужны ответы к зачету Юридическая психология (курс 2). Нигда не могу найти! там должны быть впоросы:

1. Изучения юридической психологи. и психологии юридического труда.
2. Информационные моледи могут быть.
3. Зависимость восприятия от опыта, знаний.
4. Верны ли утверждения:
- психические процессы
-учение о жерстве преступления, наука о потерпевших
- психология юридического труда
5. Судебные следствия являются.
6.Основной процессуальный.
7. Судебные следствия являются

____ психологии юридического труда – выявление рациональных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются профессией
Задача
_______ – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности
Характер
________ – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности
Память
________ – это следственное и судебное действие, заключающееся в получении органом расследования или судом в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу
Допрос
________ аффект – кратковременное (до 30–40 минут) острое психотическое состояние с сумеречным помрачением сознания, автоматизированным поведением и последующей конградной амнезией (выпадение памяти на впечатления периода нарушенного сознания или, в меньшей степени, острого психотического состояния), возникающее после неожиданной и личностно значимой психической травмы
Патологический
________ восприятия - отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности
Целостность
_________ – внезапно возникающая в острой конфликтной ситуации временная дезорганизация сознания (его сужение) и активизация импульсивных реакций
Аффект
_________ – зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности, в соответствии с которыми человек воспринимает различные предметы и явления
Апперцепция
_________ – конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей
Фрустрация
_________ - метод, который имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно, что придает выступлению большую яркость и силу внушения
Метод сравнения
_________ – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, состояние тотальной мобилизации психических и физиологических возможностей организма на продолжение запредельных трудностей
Стресс
_________ – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида
Эмоции
_________ – это неприятное напряженное психологическое состояние, которое спровоцировали непреодолимые или воображаемые трудности, препятствующие достижению цели, удовлетворению потребностей
Фрустрация
_________ – это обобщенный, опосредствованный процесс отражения действительности
Мышление
_________ – это следственное действие, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому
Обыск
_________ аффект – это бурная негативная и кратковременная эмоциональная реакция, имеющая выраженное трехфазное течение: подготовку, взрыв, истощение
Психологический
_________ деятельность – это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д.
Юридическая
_________ следователя – это последовательный выбор вариантов действий в ограниченных законодателем пределах
Поведение
_________ следы – объективная информация о событии преступления и личности преступника, которая может быть исследована и идентифицирована естественнонаучными методами (по следу рук, ног, крови, слюны, следам нарезки на оболочке пули и т.п.)
Материальные
__________ – индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков
Речь
__________ – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков
Восприятие
__________ – психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности; чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды
Ощущение
__________ – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях
Мышление
__________ – ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность
Настроение
__________ - способ, который основывается на точной аргументации, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приводит нас к желаемому результату
Метод «извлечения доводов»
__________ – средство развития следственно-познавательного поиска постольку, поскольку из нее выводятся определенные следствия, которые могут быть проверены путем совершения практических действий (это и составляет основное содержание планируемых следствием мероприятий)
Версия
__________ – учение о жертве преступления, наука о потерпевших, обладающих индивидуальной или групповой способностью стать жертвами преступного деяния
Виктимология
__________ – это навязанная ложь, источником формирования которой является иное лицо
Лжесвидетельствование
__________ – это прием, который основан на выявлении противоречий в высказываниях противника
Метод противоречия
__________ – это способ заставить человека поступать вопреки его желаниям или убеждениям
Принуждение
__________ аффект – это состояние внезапно возникшего душевного волнения
Юридический
__________ восприятия – относимость мозговой информации о предметах к реальным предметам
Предметность
__________ изучения юридической психологии и психологии юридического труда является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений
Объектом
__________ места происшествия – самостоятельное следственное действие, имеющее целью обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 176 УПК РФ)
Осмотр
__________ следствие – это целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем
Предварительное
__________ эксперта по делу – акт, специфичный по форме и содержанию, существенно отличающийся от научного исследования психолога, а также психодиагностического обследования, проведенного им
Заключение
___________ – методы, с помощью которых изучают психологические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатывают научно обоснованные рекомендации для практики борьбы с преступностью и ее предупреждения
Методы научного исследования
___________ – отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой
Психика
___________ – это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида
Ресоциализация
___________ опознание – отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу в результате развернутого анализа его признаков
Сукцессивное
___________ представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого мы знакомим с фактами и сведениями, являющимися основой нашей доказательной аргументации, или же – если речь идет о контраргументах – пытаемся, насколько это возможно, оспорить и опровергнуть факты и доводы собеседника
Фундаментальный метод
___________ следственной деятельности – правовая охрана основных социальных ценностей общества, установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных суду
Цель
___________ характера – крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида – ее избирательной уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям
Акцентуация
____________ – ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого)
Синестезия
____________ деятельность человека – совокупность его познавательных, волевых и эмоциональных процессов
Психическая
____________ психология – самостоятельная научная дисциплина, в центре внимания которой находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы
Юридическая
____________ психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе
Исправительная
_____________ – образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти
Воображение
«Идеальные __________»– информация о событии преступления и личности преступника, которую люди знают и могут воспроизвести на допросе
следы
Автором первой монографии по судебной психологии – «Очерк судебной психологии» является
А.У. Фрезе
В психолого-правовом контексте в настоящее время существуют три различных по содержанию понятия аффекта:
психологическое судебно-психологическое (экспертологическое) юридическое
Верны ли утверждения? А) Психические процессы - отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности В) Психические процессы - типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических состояний
А - да, В – нет
Верны ли утверждения? А) Судебное следствие является частью судебного разбирательства, в котором принимают участие подсудимый и все участники процесса с целью непосредственного исследования доказательств, собранных в ходе предварительного следствия, и предъявления их суду В) Деятельность суда строится на принципах гласности, устности, непосредственности, непрерывности процесса при состязательности сторон
А - да, В - да
Версионное моделирование осуществляется определенной системой эвристических шагов. Установите их в хронологической последовательности:
выдвинуть все возможные версии (первоначальное количество версий может быть относительно большим – это уменьшает возможность упущения наиболее вероятной версии) четко определить обстоятельства, обосновывающие каждую версию исключить необоснованные версии ранжировать «вес» доказательств применительно к каждой версии (по трехбалльной системе) определить все возможные следствия по каждой версии, наметить систему первоначальных следственных действий для проверки всех выдвинутых версий
Деятельность следователя характеризуется: 1)процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя; 2) познавательно-поисковой направленностью; 3) оперативностью (практические результаты одного действия предопределяют выбор другого действия); 4) направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц; 5) наличием властных полномочий; широкой социальной коммуникативностью; повышенной единоличной ответственностью за принимаемые решения
1, 2, 3, 4, 5
Информационная __________ – специально создаваемая, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы с целью нахождения информации для решения задач данного класса
модель
Информационные модели могут быть:
вероятностными достоверными
К ___________ методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела
специфическим
К задачам юридической психологии относятся:
изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование и трансформирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации, участие специалиста-психолога в юрисдикционном процессе разработка рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и стабилизации коллективов юристов, стимулирования совместной деятельности теоретическое и методологическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология», связанных с ней спецкурсов и т.д.
К конфликтным, дезорганизующим эмоциональным состояниям относятся:
аффект стресс фрустрация
К психическим свойствам относятся:
направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы) способности темперамент характер
Методами дедукции являются:
аналогия интерполяция интерпретация моделирование мысленный эксперимент экстраполяция
Основная ______ судебного следствия – непосредственное восприятие и исследование всех источников доказательств и сообщаемой ими информации
задача
Основной процессуальной ___________ эксперта-психолога является дача объективного заключения на основе проведенных исследований в соответствии с его специальными познаниями по вопросам, поставленным перед ним органом, ведущим производство по делу
обязанностью
Применительно к способам исследования судебная психология располагает методами:
анкетным методом интервью наблюдения эксперимента
Профессионально-__________ подготовка – современный вид профессиональной, прикладной, специально организуемой подготовки юристов, работников правоохранительных органов
психологическая
Психические процессы подразделяются на:
волевые познавательные эмоциональные
Психология личности __________ - совокупность социальных негативных типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние определенного вида, психология отдельных процессуальных стадий
преступника
Судебная ________ – особое процессуальное действие, строго регламентированное законом, целью которого является получение заключения эксперта
экспертиза
Установите в хронологической последовательности стадии предварительного расследования
вводная, здесь следователь получает от допрашиваемого анкетные данные: фамилию, имя, отчество, год рождения, семейное положение и т.п, но это только внешняя сторона; подтекстом этой части, ее внутренним содержанием является определение обоими собеседниками линии своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу стадия перехода к психологическому контакту; обычно на этой стадии задаются незначительные для существа дела вопросы, главной задачей этой части является установление контакта между следователем и допрашиваемым, на этой стадии определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности, основные состояния собеседников и главные аргументы, которыми они будут убеждать друг друга в своей правоте именно здесь следователь организует получение от допрашиваемого основной информации, необходимой для расследования и раскрытия преступления, при правильно организованном допросе благодаря приемам, основанным на глубоко индивидуальном подходе к личности допрашиваемого, следователю удается решить эту главную задачу, но и после получения правдивых показаний допрос далеко еще не окончен всю полученную информацию следователь сопоставляет с уже имеющейся в деле, а затем приступает к устранению всех неясностей и неточностей
Установите соответствие между методами и их характеристиками:
Метод «да – но» → случается, что собеседник приводит достаточно взвешенные аргументы, однако они охватывают преимущественно слабые стороны предложенной альтернативы; поскольку действительно редко случается так, что все говорят только «за» или только «против», легко применять метод «да – но», который позволяет рассмотреть и другие стороны решения Метод «кусков» → состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «на это существуют разные точки зрения», «это полностью ошибочно» Метод игнорирования → очень часто бывает так, что факт, изложенный собеседником, не может быть опровергнут, но зато его ценность и значение можно с успехом проигнорировать; собеседник придает значение чему-то, что, по нашему мнению, не столь важно, мы констатируем это и анализируем
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
Социализация личности → формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения Становление индивида как личности → процесс его социальной идентификации – формирования у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом Темперамент → комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности; природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения, в которой проявляется чувствительность индивида к внешним воздействиям, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации
Установите соответствие:
Анкетный метод → этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задают относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах Метод интервью (беседы) → этот вспомогательный метод может быть использован в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы Метод наблюдения → основная ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека Метод эксперимента → использование данного метода выявляет зависимость особенностей психических процессов от действующих на испытуемого внешних стимулов
Юридически значимое ___________ состояние – это состояние, приводящее к страдательности положения переживающего человека, поскольку у него снижается проявление социальной субъектности
эмоциональное

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.

  1. Методы научного исследования. С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.
  2. Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон применения этих методов ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, адаптации (приспособления) его к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Эти методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.
  3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Особенно продуктивным является здесь исследование проблемы принятия решения (криминальная психология, следственная психология, психология судебного процесса, психология потерпевшего и др.).

К особенностям юридической психологии, в частности, относятся особые, исключительные условия и обстоятельства, в которых находится исследуемая личность: потерпевший, преступник, свидетель-очевидец. Эти условия (криминогенная ситуация, криминальная ситуация, следственная ситуация и т.д.), в которых личность действует, "обнажают" такие ее структуры и качества, которые в условиях обычного исследования либо очень трудно уловимы, либо вообще не видны. Это обстоятельство давно используется писателями для более глубокого раскрытия образа литературного героя в острой криминальной ситуации ("Братья Карамазовы" и "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского, "Воскресение" Л.Н.Толстого и др.).

Актуальным для юридической психологии является метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания. Психоанализ получил распространение при исследовании мотивов преступного поведения, истинных причин сложных конфликтов, определении степени социальной запущенности и др. (более подробно см. с. 241,242, 252 - 254).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Основная ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. При этом для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: заранее определить, какие закономерности наблюдения нас интересуют, составить программу наблюдения, правильно фиксировать результаты и, главное, определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Соблюдение этих требований очень важно для ситуаций, которые изучаются в судебной психологии. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В некоторых случаях полезно применить фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применены только в рамках процессуального закона. Полученные и зафиксированные таким образом результаты следственного действия могут рассматриваться одновременно как способ закрепления доказательств и как фиксированный результат наблюдения за поведением лица в определенных условиях. Например, прослушивая магнитофонную запись допроса обвиняемого, мы одновременно получаем сведения о его эмоциональном состоянии.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. В частности, наблюдение может производиться следователем с целью правильной диагностики личности. Большое значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении, и при достаточно научной интерпретации результатов наблюдения (более подробно см. § 3 гл. X).

Очень важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения (подробнее см. §6 гл. Х).

Метод эксперимента. При использовании данного метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в первую очередь в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистоскопы и др.). С помощью лабораторного эксперимента исследовались, в частности, такие профессиональные качества следователей, как внимание, наблюдательность и др. (более подробно см. гл.гл. VI, X). К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В первую очередь это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях проведения подобных следственных экспериментов мы рекомендуем для участия в их проведении приглашать специалиста-психолога.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области судебной психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла (проводилось анкетирование большого количества расхитителей государственной собственности, хулиганов). Анкетный метод довольно широко применялся при исследовании профессиограммы следователя, профессиональной пригодности и профессиональной деформации следователя. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применялся "автомат общественного мнения"."Автомат общественного мнения" разработан в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР.

Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд "критических" вопросов испытуемые дали автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Этот вспомогательный метод может быть использован в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Такое его применение характерно, в частности, при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели - получению объективной и полной информации о событии преступления.

Интервью (беседа) может применяться и после анкетных исследований, когда их результаты углубляются и дифференцируются путем собеседования. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Весьма продуктивным представляется в юридической психологии исследование психических закономерностей поведения личности, которое имеет правовые последствия в проблемной ситуации. Этот подход эффективен как для изучения психических закономерностей правопослушного поведения, так и для выяснения механизмов противоправного поведения и различных его последствий (от раскрытия преступления до ресоциализации преступника).

Итак, системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов и выделить значимые свойства.

Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

Содержание комплекса методов, используемых в СПЭ, определяется характером правонарушения, теми конкретными задачами, которые поставлены перед экспертом, возрастом подэкспертного лица (лиц).

Некоторые методы СПЭ включаются в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его разновидность — поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела, ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют методом исследования личности (группы).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:

1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют;

2) составить программу наблюдения;

3) правильно фиксировать результаты исследования;

4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения».

Главное достоинство этого метода — его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели — получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.

По целям исследования методы судебной психологии делятся на следующие три группы:

1. Методы научного исследования. С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

2. Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон применения этих методов ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, адаптации (приспособления) его к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Эти методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.

3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Особенно продуктивным является здесь исследование проблемы принятия решения (криминальная психология, следственная психология, психология судебного процесса, психология потерпевшего и др.).

К особенностям юридической психологии, в частности, относятся особые, исключительные условия и обстоятельства, в которых находится исследуемая личность: потерпевший, преступник, свидетель-очевидец. Эти условия (криминогенная ситуация, криминальная ситуация, следственная ситуация и т.д.), в которых личность действует, "обнажают" такие ее структуры и качества, которые в условиях обычного исследования либо очень трудно уловимы, либо вообще не видны. Это обстоятельство давно используется писателями для более глубокого раскрытия образа литературного героя в острой криминальной ситуации ("Братья Карамазовы" и "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского, "Воскресение" Л.Н.Толстого и др.).

Актуальным для юридической психологии является метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания. Психоанализ получил распространение при исследовании мотивов преступного поведения, истинных причин сложных конфликтов, определении степени социальной запущенности и др. (более подробно см. с. 241,242, 252 - 254).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Основная ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. При этом для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: заранее определить, какие закономерности наблюдения нас интересуют, составить программу наблюдения, правильно фиксировать результаты и, главное, определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Соблюдение этих требований очень важно для ситуаций, которые изучаются в судебной психологии. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В некоторых случаях полезно применить фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применены только в рамках процессуального закона. Полученные и зафиксированные таким образом результаты следственного действия могут рассматриваться одновременно как способ закрепления доказательств и как фиксированный результат наблюдения за поведением лица в определенных условиях. Например, прослушивая магнитофонную запись допроса обвиняемого, мы одновременно получаем сведения о его эмоциональном состоянии.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. В частности, наблюдение может производиться следователем с целью правильной диагностики личности. Большое значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении, и при достаточно научной интерпретации результатов наблюдения (более подробно см. § 3 гл. X).

Очень важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения (подробнее см. §6 гл. Х).

Метод эксперимента. При использовании данного метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в первую очередь в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественныйэксперименты.

Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистоскопы и др.). С помощью лабораторного эксперимента исследовались, в частности, такие профессиональные качества следователей, как внимание, наблюдательность и др. (более подробно см. гл.гл. VI, X). К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В первую очередь это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях проведения подобных следственных экспериментов мы рекомендуем для участия в их проведении приглашать специалиста-психолога.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области судебной психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла (проводилось анкетирование большого количества расхитителей государственной собственности, хулиганов). Анкетный метод довольно широко применялся при исследовании профессиограммы следователя, профессиональной пригодности и профессиональной деформации следователя. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Параллельно с анкетированием применялся "автомат общественного мнения"."Автомат общественного мнения" разработан в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР.

Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд "критических" вопросов испытуемые дали автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Этот вспомогательный метод может быть использован в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Такое его применение характерно, в частности, при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели - получению объективной и полной информации о событии преступления.

Интервью (беседа) может применяться и после анкетных исследований, когда их результаты углубляются и дифференцируются путем собеседования. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Весьма продуктивным представляется в юридической психологии исследование психических закономерностей поведения личности, которое имеет правовые последствия в проблемной ситуации. Этот подход эффективен как для изучения психических закономерностей правопослушного поведения, так и для выяснения механизмов противоправного поведения и различных его последствий (от раскрытия преступления до ресоциализации преступника).

Итак, системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов и выделить значимые свойства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: