Что отличает катамаран от других судов

Обновлено: 26.04.2024

Последние несколько катамаран и круизные катамараны набирают популярность среди любителей водного отдыха. Одна из причин заключается в том, что они более просторны и устойчивы, чем обычные однокорпусные суда.

Те, кто любят скорость, сравнивают катамаран с «вождением в гостиной». Но для спокойного отдыха круизный катамаран – отличная идея. Если вы планируете длительное путешествие на нем, вам необходимо знать, как устроен круизный катамаран, как он функционирует и чем отличается от других моделей судов.

Что такое катамаран

Катамаран – это судно, состоящее из двух параллельных корпусов, соединенных между собой каютами. Они бывают как с парусом, так и с мотором. Само слово происходит от индийских и шри-ланкийских слов «связать» и «лес». Веками жители южной части Тихого океана плавали на небольших катамаранных лодках и их близких родственниках – каноэ с байдарками.

Большие, широкие палубы катамарана обеспечивают максимум свободного пространства. Между корпусами передней палубы для безопасности натянуты сетки. Кабина катамарана, как правило, охватывает оба корпуса на корме, предоставляя достаточно места для катания и отдыха. Штурвал может быть расположен над или перед главной кабиной для лучшей видимости и контроля над парусом. Каюты обычно расположены в углах каждого корпуса, обеспечивая достаточную приватность. Салон и камбуз обычно расположены на миделе.

Характеристики катамарана

Катамаран очень устойчив благодаря широкой балке вместо балластного киля. Легкий вес и небольшая тяга приводят к более высоким скоростям. Как правило, она больше на 25-30% от крейсерского судна такой же длины. Большинство катамаранов снабжены сдвоенными двигателями, обеспечивая превосходный контроль при маневрировании и стыковке.

В настоящее время наиболее заметной разницей между катамараном и однокорпусным судном является отсутствие крена и удобные паруса. Катамаран редко кренится более чем на 5–10 градусов, в отличие от 20–45 градусов на обычной парусной лодке с балластным килем. Снижение крена значительно увеличивает безопасность экипажа во время смены парусов, рифов, постановок на якорь и в непогоду. Также плавание на катамаране снижает вероятность возникновения ситуации « Человек за бортом ».

Катамараны и однокорпусные суда используют те же базовые приемы управления, когда находятся под парусом. Но есть и различия. Поскольку давление на паруса увеличивается в четыре раза, а скорость ветра удваивается, экипаж катамарана должен быть бдительным в отношении рифления парусов. Во время маневрирования часто необходимо использовать стрелу, чтобы «вернуть» судно назад.

Особенности управления катамараном

В зависимости от компоновки, элементы управления могут располагаться не только в кабине. Это может представлять проблему для экипажа во время смены парусов, рифов или постановок на якорь.

Катамараны с низким дорожным просветом на мостике (расстояние от воды до дна лодки) подвержены ударам волн снизу, особенно во время качки.

Катамаран имеет большую скорость от ветра, но не могут плыть против него так, как однокорпусные суда. Зачастую легче запустить двигатели по ветру, чем использовать паруса.

Так как крен катамарана уменьшен, большая часть энергии ветра преобразуется в парусную, поэтому тщательно следите за его положением и состоянием. Поскольку катамараны очень легкие, поддержание импульса может быть проблемой, особенно при слабом ветре, потому что он является единственным источником движения вперед.

Якорь лучше всего размещать между корпусами и вдали от якорной точки, поэтому его установка может занять дополнительное время и потребовать работы на палубе в непогоду, что может быть опасно.

Заключение

Стабильность, большое количество свободного места и общий комфорт делают катамараны отличным выбором как для дневных поездок, так и для длительных круизов. Перед отправлением в путь следует узнать об уникальных характеристиках управляемости этим судном, как в процессе движения, так и при стыковке. Понимание различий между парусным спуском и катером может обеспечить безопасность экипажа и пассажиров во время движения и улучшить впечатление от плавания.

Катамаран – это судно, имеющее две палубы, соединенные между собой мостом в единую конструкцию. Хотя иногда палуба может и отсутствовать — ее заменяет металлическая сеть (как правило, это характерно для спортивных катамаранов). Название плавсредства относится к одному из диалектов населения южной Индии — словом «каттумарам» называли два связанных между собой бревна.

История создания

Первые приспособления, напоминающие современный катамаран, появились не одну тысячу лет назад. Их использовали жители Океании, а также римляне, устанавливая на них лестницы для штурма вражеских крепостей.

В переводе с полинезийского языка катамаран означает «плот». Родина таких судов — побережье Индии. Рыбаки Мадраса издревле вязали (и продолжают делать это до сих пор) устойчивые и легкие плоты из трех-девяти бревен под парусом. Бревно по центру — самое толстое, его нос заострен и приподнят вверх, что делает плот похожим на пирогу. Индийцы виртуозно управляют таким судном, плавают на нем при любой погоде и даже перетаскивают его через песчаные наносы в устьях рек.

Судно из двух одинаковых бревен под парусом первоначально развивало скорость до 37 км/ч. После многочисленных разработок и модификаций появился моторный вариант. Причем эксперименты по созданию такого плавсредства проводились почти одновременно в Англии и в России. В 1834 г. на Неве был спущен на воду двухкорпусный катер для водных прогулок.

Катамараны применялись только для прогулок почти 50 лет, до тех пор, пока в 1874 г. не появился паром под названием «Каталея». На нем перевозили через Ла-Манш грузы и пассажиров. В 20 в. разработчиками катамаранов была проделана грандиозная работа и производство этих судов приобрело массовый характер, было создано множество видов и конструкций. В настоящее время катамараны — это распространенные суда, пользующиеся большим спросом и выполняющие не одну функцию.

Катамаран сегодня

Сейчас катамараны встречаются повсеместно. Особенно часто их можно увидеть у водоемов, где их используют для прогулок и развлечений. Обычно такие судна оснащены педалями, поэтому быстрой скорости они не развивают.

Активно распространяются также яхты-катамараны — быстроходные судна, способные разгоняться до 250 км/ч. Они имеют и парус, и мотор, бывают серийными и изготавливаются под заказ. Материалами служат алюминий, сталь и многокомпонентные составы. Именно такие катамараны обусловили появление водно-моторной Формулы 1 — новой спортивной дисциплины.

Отличия катамарана от яхты
Катамаран часто причисляют к яхтам, поскольку яхтой обычно называют все плавательные средства, используемые для отдыха на воде. Однако это совершенно разные судна, имеющие существенные отличия:
  • Во-первых, большие катамараны в 2 раза вместительнее яхт, поскольку в обоих их поплавках могут оборудоваться различные помещения.
  • Во-вторых, катамараны устойчивее яхты при волнении воды, что достигается большей площадью. Поэтому он подходит для путешествий даже тем, кто страдает морской болезнью.
  • В-третьих, катамараны более безопасны в мелководье, поскольку его киль не так глубоко опускается в воду по сравнению с яхтой. А это придает судну большую проходимость и открывает новые возможности для прогулок там, где невозможно плыть на яхте.
Виды катамаранов
Различия конструкций тех или иных катамаранов обусловлены, прежде всего, их предназначением и способом перемещения. Поэтому выделяют три разновидности плавсредств:
  1. Моторные.
  2. Парусные.
  3. Сплавные.
Моторные катамараны

Название говорит само за себя — такой катамаран движим мотором по тому же принципу, что и моторная лодка. Его основное достоинство — хорошая скорость, что обусловило большую популярность этого судна и постоянное увеличение спроса на него.

Конструкция моторного катамарана проста: два корпуса с мостом посередине и мотор, приводящий плот в движение. Он идеально подходит для морских и речных туристических поездок, для рыбалки и строительства разных водных сооружений. На них часто организуют плавучие кафе, рестораны и временные причалы.

Основные характеристики моторных катамаранов:
  • Остойчивость. Этот показатель значительно выше, чем у однокорпусных плавсредств. Это обеспечивется за счет того, что подъемная сила распределяется по краям судна за счет его двойного корпуса. Этим же достигается более плавное и устойчивое движение. Набирая скорость, катамаран приподнимается и между его корпусами образуется подушка из воздуха. В длительных путешествиях хорошая остойчивость создает очень комфортные условия сна и приготовления пищи. При этом площадь соприкосновения с водой не так велика, как у однокорпусных, и, как следствие, не возникает избыточного расхода топлива.
  • Полезное пространство. Его на катамаране достаточно — как внутри корпусов, так и на палубе. Всю площадь под палубой можно оборудовать под каюты, кладовые и т.п. Сам корпус судна не имеет сужения и поэтому в его носовой части тоже много места.
  • Экономичность. По сравнению с однокорпусными яхтами катамарану требуется немного больше топлива при выходе на глиссер, но потом его расход значительно уменьшается.
  • Грузоподъемность. Хорошая остойчивость катамарана позволяет ему перевозить большое количество пассажиров или грузов, не теряя при этом своей управляемости. На этой особенности основано широкое применение катамаранов-паромов.
  • Маневренность.Это свойство обеспечивается наличием двух моторов и позволяет удачно пришвартовываться к берегу в любую погоду. А кроме того, запасной двигатель повышает безопасность судна.
  • Защищённость от брызг. Узкие корпуса катамарана создают минимальное количество брызг при движении по воде.
  • Хранение. Никаких особых условий не требуется — судно достаточно поставить на блоки. Да и найти место у причала несложно за счет небольшой ширины.
Парусные катамараны
Скорость движения такого судна развивается за счет паруса и может достигать 250 км/ч. Это делает его подходящим не только для прогулок, но и для спортивных состязаний. Он имеет такие конструктивные особенности, как:
  • Двойной руль для лучшей управляемости.
  • Сквозные латы по всей ширине грота для повышения жесткости судна.
  • Поворачивающаяся мачта для хорошего обтекания паруса воздухом.
Основные характеристики парусного катамарана таковы:
  • Стабильность. Конструкция судна устойчива и не дает крена во время движения, поэтому плавать на нем комфортно и безопасно: можно свободно передвигаться по палубе, не испытывая приступов морской болезни.
  • Хорошая навигация. Парусный катамаран той же длины, что и однокорпусное судно, движется быстрее на 25%. А при попутном ветре этот показатель достигает 75%.
  • Небольшая осадка корпуса, позволяющая передвигаться по мелководью и заходить в труднодоступные места.
  • Безопасность. Это одна из основных причин, делающих парусные катамараны настолько популярными. Устойчивость судна сводит к нулю риск перевернуться а нем даже при сильном волнении вод. Вдобавок он почти непотопляем, ему даже не требуется балласт. Известны случаи, когда парусные катамараны выдерживали даже 7-балльный шторм!
Сплавные катамараны

Пожалуй, самая известная разновидность, на которой хоть раз в жизни плавал каждый из нас. В движение это судно приводится человеком, а именно поворотами педалей, имеющихся на борту. Их часто используют для развлечения туристов на морских курортах, можно встретить их и у небольших водоемов, в местах скопления отдыхающих.

Сплавной катамаран представляет собой небольшое плавсредство из двух надувных баллонов, соединенных жестким каркасом из дюралюминия. Число возможных пассажиров на нем варьирует от двух до четырех, а иногда и до шести-восьми. Помимо пляжного отдыха спортивное судно используется для сплава по бурным рекам с большим числом порогов. Гребцы на нем размещаются на специальных сиденьях-пирамидках с двух сторон поровну, лицом вперед. Реже места для гребцов оборудованы в раме.

Водный туризм — это разновидность активного отдыха, представляющая собой пересечение некрупных водоемов с использованием плавсредств. Наиболее экстремальными считаются сплавы по горным рекам, имеющим быстрое и мощное течение. И здесь есть необходимость побеспокоиться о безопасности. Как и в любом спорте, большое значение в сплавах по воде имеет правильный выбор инвентаря. Существует два основных его вида: рафты и катамараны.

Рафты

«Рафт» в переводе с английского означает «плот». Это не что иное, как большая надувная лодка из очень прочного материала, выдерживающего большие нагрузки и устойчивого к повреждениям.

Рафт состоит из многосекционных баллонов, к которым прикреплены канаты безопасности, надувного дна и подушек-распорок, выступающих в то же время сиденьями. Рафты бывают рассчитаны на шесть или десять человек. В некоторых рафтах днище присоединяется к корпусу при помощи шнуровки, что позволяет самостоятельно вытекать воде, попавшей в корпус.

Высота и размер баллонов делают надувной плот плавучим и не позволяют ему затонуть. Благодаря этому плот с легкостью проходит речные пороги и преграды.

Различия рафтов состоят, прежде всего, в размерах (длине, ширине и диаметре баллонов) и числе возможных пассажиров (6 или 12), а также в ряде технических характеристик (например, наличии дополнительных усилений), связанных с особенностями эксплуатации.

Преимущества плавсредства:

  • Рафт весьма прочен.
  • Оболочка очень устойчива к повреждениям.
  • Хорошая маневренность при большом размере.

Поэтому он отлично подходит для сплавов по рекам и экспедиций.

В числе недостатков выделяют большую парусность плота и относительно невысокую скорость.

Катамараны

Это вместительные плавсредства, состоящие из двух надувных баллонов. Их корпус выполнен из плотной ткани с ПВХ покрытием, а надувные камеры внутри — из газосодержащих материалов. Баллоны прикреплены друг к другу металлической рамой, сверху которой устанавливается палуба из ПВХ материала. Пассажиры катамарана рассаживаются на баллонах лицом вперед. С каждого борта должно быть одинаковое количество гребцов. В нашей стране катамараны очень распространены.

Их существует несколько разновидностей:
  • Надувные парусные каты. Устойчивы, легки в управлении, удобны для размещения пассажиров вместе с багажом. Дополнительно оснащаются парусом, а нередко еще и мотором. Мотор обеспечивает возможность двигаться даже при отсутствии ветра.
  • Спортивные катамараны используются для соревнований. Их главные характеристики — маневренность и скорость. Подходят для бурных потоков и для спокойных вод. Такая многофункциональность делает их очень популярными в том числе среди туристов. При необходимости судна некоторых видов можно доукомплектовывать парусом и мотором.
  • Походные судна предназначены для туристических сплавов и подбираются с учетом сложности предстоящего маршрута. Они удобны в транспортировке, устойчивы и безопасны на воде, их просто собирать и ремонтировать.
  • Плесовые плавсредства не подходят для прохождения речных порогов, не терпят ветра, затрудняющего движение по обширным участкам без течения. В связи с этим на них устанавливают мотор или небольшой парус.

Универсального плавательного средства, подходящего для любых передвижений, нет. Поэтому водные туристы самостоятельно доукомплектовывают имеющиеся конструкции в соответствии со своими потребностями.

Надувные катамараны

Наиболее популярное средство передвижения для водных путешествий. Многие привыкли считать, что катамаран — это маленькая лодочка с педалями, предназначенная для отдыха и времяпровождения на воде с компанией друзей. Безусловно, существуют и такие устройства. Но катамаран для сплавов по воде устроен немного иначе. Это два баллона большого размера, заполненные воздухом, прикрепленные друг к другу посредством жесткой рамы. Внутри баллон разделяется на отдельные сектора. В случае повреждения одного сектора сдувается только он, другие же остаются целыми и катамаран держится на плаву. Рама состоит из алюминиевых труб, которые присоединяются одна к другой. Дополнительно их обтягивают тканью или сеткой, что дает возможность использовать раму для перевозки пассажиров или багажа. Даже если катамаран перевернулся, его очень легко поставить на воду в прежнее положение.

Надувные катамараны вмещают двух, четверых и шестерых человек. Для спортивных целей обычно применяются четырех и двухместные судна. Для продолжительных речных сплавов лучше подходят судна на шесть пассажиров.

Во время преодоления порогов гребцы становятся на колени и фиксируют ноги. Для этого предназначены надувные сидения. На аварийный случай корпус катамарана оснащен ручками. За них можно придерживаться, сплавляясь в воде около катамарана. Также они нужны для переноски катамарана по суше.

Неповрежденный катамаран не получится потопить и залить водой. Дно, в котором бы накапливалась вода, у него отсутствует.

Для увеличения маневренности, придания большей скорости и независимости от наличия течения воды на катамараны устанавливается парус. Для этого немного усиливают раму. Именно парусный катамаран принято использовать в международных спортивных соревнованиях.

К недостаткам надувного катамарана можно отнести длительность сборки — она занимает примерно часа два.

Сплавы на катамаранах — распространенный вид активного отдыха, особенно любимый россиянами. Экстремалы по достоинству оценят заряд адреналина и закипание крови, которое способен подарить подобный спуск по порожистой горной речке. А те, кто предпочитает спокойную прогулку, смогут насладиться прекрасными пейзажами с воды.

Чем отличаются сплавы на катамаранах

Первый катамаран в России был разработан С.С. Папушем в 1970-х гг. Спустя 10 лет о стал самым распространенным плавательным средством для походов различной степени сложности. Его не смог вытеснить даже надувной каяк. До сих пор сплавы на катамаранах лидируют в водном туризме. Их универсальность дает возможность использовать их в любых целях — от семейных прогулок до экстремальных путешествий.

Выгодное отличие катамарана, скажем, от рафта, заключается в его устойчивости и хорошей маневренности. Его невозможно перевернуть, что делает судно безопасным и легкоуправляемым. На нем разрешается путешествовать даже с 4-х летними детьми. Катамаранам не страшна практически любая сложность маршрута, вплоть до 6 категории.

Преимущество перед байдаркой заключается в большей грузоподъемности и водоизмещении (до тонны). А в отличие от плота катамаран способен развивать собственную скорость.

Багажник у судна отсутствует, а все личные вещи путешественников размещаются на раме посередине. При этом большой размер судна позволяет брать с собой большое количество багажа. Гребцы могут менять позу, чтобы не затекали конечности, а также сменять друг друга. Они сидят на пирамидках чаще всего на бортах (иногда в раме). Посадка коленная, вперед лицом. Кают на катамаране нет, поэтому при длительных походах стоянки организуются на суше.

Наибольшей популярностью пользуются сплавы на катамаранах по порожистым горным рекам. Однако судна с успехом применяют и для отдыха на спокойной воде, в длительных туристических походах. На катамаранах также проводятся состязания по водному слалому. Можно сказать, что в этом плавательном средстве самым удачным образом объединились безопасность, скорость, маневренность и удобство.

Как выбрать катамаран для сплава

Универсальность использования катамаранов возможна благодаря тому, что существует несколько разновидностей этих суден. Каждая из них отличается определенными характеристиками, позволяющими судну выполнять те функции, которые от него требуются.

Выделяют 4 основных типа катамаранов:
  1. Парусные.
  2. Экспедиционные.
  3. Спортивные
  4. Туристические.

Парусные (надувные) катамараны подходят для прогулок по большим озерам, семейного отдыха, слалома и несложных сплавов. Они считаются прекрасной альтернативой парусной яхте, только более бюджетной и удобной в хранении. Ими легко управлять, даже не имея особых навыков. При этом регистрировать судно не нужно, поскольку оно является маломерным.

Экспедиционные (плесовые) подойдут тем, кто хочет прогуляться в спокойной воде, порыбачить и искупаться. Они обладают упрощенной конструкцией, поэтому не используются для экстремальных сплавов. Их главная особенность — высокая грузоподъемность, что позволяет отправляться на них в длительные автономные походы. Сложность маршрута при этом — не более 3-й категории. Чтобы управлять таким судном, требуется наличие опыта, поскольку плесовый катамаран вполне может перевернуться.

Сплавы на спортивных катамаранах носят экстремальный характер. Посему повышенные требования предъявляются буквально ко всем характеристикам: к материалу изготовления баллонов, их форме, типу рамы, посадки гребцов и пр. Некоторые особенности конструкции до сих пор выступают предметом многочисленных споров.

Туристические позволяют путешествовать где угодно, в том числе по маршрутам высокой степени сложности. Выбор водной трассы в этом случае определяется исключительно квалификацией гребцов.

Конструкцией судна предусмотрена посадка всего двух или четырех пассажиров. Увеличение группы двояко отражается на плавательных свойствах: при перегрузе катамаран приобретает большую устойчивость, но теряет маневренность. А на порожистых реках последнее свойство очень важно.

Выбрать походный катамаран довольно сложно. Для этого требуются специальные знания и практика. Те, кто регулярно выполняет сплавы на катамаранах, подбирают судно «под себя», поэтому разным спортсменам может не подойти одно и то же судно.

Характеристики судна зависят и от особенностей реки, по которой планируется сплавляться. Для полноводных рек оптимальным выбором станут катамараны с большим водоизмещением, а для слалома больше подойдут легкие и маневренные, развивающие достаточную скорость.

Что взять с собой в поход

Собираясь в путешествие, следует помнить о том, что весь багаж одного члена команды должен поместиться в один рюкзак. Приведенный ниже перечень можно изменять и дополнять с учетом продолжительности и цели похода, но главное правило должно неизменно соблюдаться.

Обязательное снаряжение:
  • Теплая одежда (для темного времени суток и на случай ухудшения погодных условий).
  • Легкая одежда (для передвижения днем, при этом футболка обязательно должна иметь рукава, а брюки должны быть длинными, чтобы защитить от солнечных лучей).
  • Головной убор от солнца.
  • Обувь (кроссовки и резиновые шлепки).
  • Плащ-дождевик. .
  • Средства личной гигиены.
  • Пара полотенец.
  • Средства для защиты от насекомых.
  • Крем для защиты от солнца (в жаркое время года).
  • Запас питьевой воды и провизии (для многодневных походов).
  • Аптечка для оказания первой помощи (одна на группу).
Кроме этого можно взять следующие вещи:
    .
  • Медикаменты по индивидуальным показаниям. .
Чем опасны сплавы на катамаранах

Большинство горных рек в весеннее время становятся особенно быстрыми, очень холодными и опасными. Так, скорость течения может достигать 18 км/ч, поэтому риск потерять управление катамараном очень высок. А столкновение с каким-либо объектом на воде (например, деревом или камнем) может иметь крайне печальные последствия.

Летом для группы туристов вполне достаточно одного инструктора с двумя помощниками. Весной в сплаве должны принимать участие только опытные инструкторы, по одному на каждый катамаран.

Руководителю группы необходимо иметь следующие навыки:
  • Опыт сплава или состязаний по бурным рекам.
  • Умение координировать свои действия.
  • Знание опасных участков реки и возможности их обхода.

Все это поможет инструктору грамотно действовать самому и должным образом организовать группу в сложных условиях, обеспечить соблюдение техники безопасности.

Основные правила безопасности, выполнения которых требуют весенние сплавы на катамаранах:

Сплавы на катамаранах — ни с чем не сравнимое удовольствие. Можно получить заряд эмоций от экстремальной прогулки или полюбоваться великолепными пейзажами, порыбачить, искупаться в чистой воде вдали от берега — одним словом, приятно и с пользой провести время с семьей или компанией друзей. Главное — не забывать о безопасности, ведь вода была, есть и остается агрессивной средой для человека.

​Это только кажется, что ответа на этот вопрос, что спор между любителями катамаранов и традиционных яхт— обычный «холивар», священная война, наподобие тех, которые ведутся между горными лыжниками и сноубордистами, сторонниками фотоаппаратов «Никон» и «Кэннон», и так далее. На самом деле, решение этого спора есть, и весьма, на мой личный взгляд, однозначное: почти во всех случаях нормальная однокорпусная яхта лучше. И вот мои аргументы.

​Для чего подходит катамаран

Катамараны представляют собой прекрасную возможность отдыха на спокойной воде — летом, если волн практически нет, а ветер бывает редко и не сильный. У катамаранов есть, конечно, свои достоинства:

  • Просторный салон, обычно значительно шире, чем у яхты соответствующего размера.
  • Удобная сетка в носовой части между двумя поплавками, на которой можно загорать.
  • Высокая скорость передвижения, но исключительно в направлении ветра.

На этом достоинства катамарана заканчиваются, и начинаются дополнительные издержки и значительные неудобства.

​Недостатки катамарана

Теперь рассмотрим недостатки.

  • Прежде всего, катамараны стоят значительно дороже, чем монохулы, если сравнивать суда одинакового размера. И это не удивительно, потому что на самом деле, катамаран — фактически не одна, а две лодки, соединенные между собой. К сожалению, далеко не всегда самые лучшие.
  • Цена стоянки катамарана значительно выше. Владельцу такой лодки придется заплатить, как правило, в полтора раза больше, чем за аналогичную по длине яхту, вне зависимости от того, идет ли речь об одной ночи, проведенной в марине, или о годовом контракте для того, чтобы поставить судно на зиму. Чтобы убедиться в этом, можно зайти на сайт любого порта для яхт и сравнить тарифы. Чаще всего стоимость для катамарана рассчитывается с коэффициентом полтора. И это справедливо — места он занимает значительно больше.
  • Повышенная стоимость стоянки поднимает также и аппетиты обслуживающего персонала, механиков, электриков, и прочее. Обычно, если не делать все самостоятельно, платить придется больше абсолютно за все.
  • Два двигателя всегда лучше, чем один, это повышает шансы вернуться обратно в случае поломки. Но вряд ли такой подход справедлив к катамарану: на самом деле, придется обслуживать два дизеля, но если перестанет работать один из них, то двигаться получится только по кругу, размахивая руками и подавая сигнал бедствия.
  • Катамараны хотя и быстрее монохулов, но только на попутном ветре. Острыми углами они практически вообще идти не могут. Надежда только на достаточно дорогой дизель.
  • Морская болезнь, как ни странно, на катамаране случается значительно чаще. Видимо, это происходит из-за специфической качки. По крайней мере, волны на катамаране ощущаются значительно сильнее, чем на традиционной яхте, которую удерживает в горизонтальном положении киль в несколько тон под днищем.

Еще один пункт я не стану выносить как бесспорный, но предлагаю самостоятельно оценить эту информацию. Считается, что катамараны менее устойчивы. Причем при определенных обстоятельствах они переворачиваются не набок, как многим могло бы показаться, а кувырком через нос.

В интернете можно, если поискать, найти массу фотографий перевернутых двухкорпусных лодок. Но за что купил, за то и продал, я сам на катамаранах не переворачивался, поэтому утверждать не буду. Хотя вопрос безопасности исследовать надо, если яхта приобретается не для экстрима в своем мужском кругу, а для семьи.

Косвенно мою мысль о возможности переворота подтверждает вот что. Не случайно на катамаранах всегда есть специальные окошки снизу. Нет, они не для того, чтобы счастливые путешественники могли на ходу полюбоваться плеском воды. Это аварийные выходы, предназначенные для того, чтобы можно было выбраться, если катамаран перевернется.

​Мифы о катамаранах

Считается, что катамараны — просторные лодки, на которых удобно проводить время. Но так ли это на самом деле? В действительности, все зависит от размера. Типичный катамаран представляет собой два поплавка. Ни о каком просторе в каютах в этих поплавках говорить не приходится. Как правило, они и небольшие, и узкие.

Единственное место, где кажется, вполне комфортно — это в средней части, представляющей собой действительно большое пространство, где объединено все. И салон, который моряки называют кают-кампанией. И кухня здесь же, которая камбуз. И даже иногда рулевая рубка, если лодкой можно управлять не только из кокпита, но и изнутри. Этакий аналог квартиры-студии, где все вместе.

Если сравнивать катамаран длиной в 40 футов с, например, «Баварией» такой же длинны, то он покажется почти футбольным полем. Но при этом, если быть реалистами, давайте сравним катамаран с двумя обычными лодками, стоящими рядом. Где больше место? А стоят-то они почти одинаково.

Далеко за примером ходить не будем, у меня лодка длиннее, 18,13 метров. Так вот у нее ширина 4.80 метров, намного ли это меньше, чем на катамаране? Но при этом есть удобная мастер каюта в корме и полноценные каюты впереди. И да, камбуз в стороне, в проходе, а не занимает часть салона. Также, как и рулевая рубка.

Справедливости ради надо сравнивать равные лодки хотя бы по цене стоянок. При общепринятом коэффициенте в 1.5, правильно было бы, с моей точки зрения, сопоставлять катамаран длиной в 40 футов с яхтой в 60 футов. И вдруг вот при таком правильном сравнении окажется, что хорошая яхта — окажется и дешевле при покупке, и выгоднее в эксплуатации, и удобнее для жизни, чем катамаран соответствующих масштабов.

​Для чего подходят катамараны

В определенной степени катамаран понятнее для людей, привыкших жить на берегу. Он больше похож на загородный дом или дачу. И это правда, если кто-то планирует провести неделю отпуска на спокойной воде, с переходами из одного прибрежного ресторанчика в другой, летом, когда ветра практически нет, шторма бывают редко, и их можно переждать в безопасной марине, то катамаран — нормальный выбор сухопутного человека.

Однако для тех, кто действительно интересуется яхтингом и морем, выбор, на мой взгляд, очевиден — это монохул. Именно на однокорпусных судах наши предшественники открывали острова и целые континенты, пересекали неизведанные океаны. И не случайно. Традиционная яхта для дальних походов - это выбор настоящих моряков, путешественников, исследователей.

А посидеть в пластмассовом тазике, пусть и довольно большом, куда ваша корма поместится, вполне можно и дома.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: