Бункеровка судов топливом с причала нормы

Обновлено: 04.05.2024

Несмотря на то, что водное судно в значительной мере отличается от иных транспортных средств, например, легковых автомобилей, оно обладает схожими методами преобразования топлива в движущую силу. По этой причине ему в обязательном порядке требуется своевременная дозаправка судовым дизельным топливом, называемая «бункеровка судна».

Название кажется крайне сложным, но терминология схожа с «заправкой транспортного средства» — то есть, заполнение всех необходимых емкостей моторным маслом, топливом и иными жидкими составами. Это нужная операция требуется для обеспечения практически всех процессов в работе судна.

Производить бункеровку разрешается практически в любом месте – во время рейса, в открытой воде, на реке или непосредственно рядом с причалом. Благодаря отточенным алгоритмам этот процесс не занимает слишком много времени – особое внимание уделяется подбору судового топлива.

Виды судового топлива

На сегодняшний день транспортная индустрия придумала различные методики скрещивания всем известных смесей, однако на ходу остаются следующие позиции:

  • Судовое маловязкое топливо – это своеобразный «аналог» дизеля для наземных транспортных средств, используемый для газовых турбин. Получается в процессе объединения дизельного соединения с газойлем.
  • Флотский мазут – еще одна форма соединения дизеля с остатками нефтеперерабатывающей промышленности. Благодаря распространенности материалов используется для дизельной или газотурбинной дозаправки.
  • Сжиженный газ – можно сказать, что это «более экологичный» флотский мазут, который самостоятельно перерабатывает вплоть до 90% своего исходного объема. Имеются ограничения по использованию – необходимо наличие специализированных установок непосредственно на судне.
  • Судовой газойль – одна из попыток сделать количество вредных выбросов в окружающую атмосферу меньше за счет уменьшения количества сернистых составляющих. Является одним из самых распространенных в ЕСА, однако подходит не каждому из-за дороговизны.

Виды судового топлива – это отдельная наука, которую необходимо изучить как капитану судна, так и бухгалтерскому отделу. В силу экологических особенностей каждого из составов государства стараются премировать тех, кто переходит на менее вредные составы, однако конечный выбор за хозяином транспортного средства. Перед началом бункеровки судна необходимо убедиться в ожиданиях от топливной жидкости.

Правила бункеровки речных судов

Даже если процесс заправки кажется интуитивно понятным, он содержит в себе ряд правил, которые должны неукоснительно выполняться в процессе бункеровки судна:

    должно обладать сертификатом качества, которое подтверждается при помощи печати завода-производителя. Такая процедура утверждает, что производимая жидкость соответствует всем нормам, установленным как в мировой транспортной промышленности, так и региональным.
  • В течение всего периода использования дизельного топлива, а также специализированных масел, на судне должна оставаться проба – взятый минимальный размер используемых жидкостей. Это помогает в дальнейшем обнаружить причине возможных неисправностей.
  • При необходимости в сертификат качества производить должен указать все физические характеристики производимой жидкости – отдельные для дизельного топлива и масел.
  • Если в процессе использования судового дизельного топлива были обнаружены неисправности в работе двигателя и иные проблемы, мешающие нормальному передвижению морского транспортного средства, старший сотрудник обязан передать взятую пробу в ближайшую лабораторию для выяснения причин.
  • Основной контроль приемки топливных жидкостей исполняет механик, либо иное уполномоченное лицо, имеющее доступ к пробе и двигателю морского транспортного средства.
  • На каждом движимом транспортном средстве должна быть инструкция по использованию дизельного топлива и масел, подписанная владельцем судна и его помощником. Это является частью техники безопасности, с которой должен быть ознакомлен каждый из сотрудников судна.

Более подробные правила заключены в специализированном законе о правилах технической эксплуатации морских судов. В основном руководстве 7 главы имеются практически все моменты, касающиеся бункеровки судна.

Процесс бункеровки речных судов

Один из самых главных процессов во время бункеровки топлива – подготовка. Важно понимать, что безопасность судна и каждого человека, находящегося на нем превыше всего, из-за чего:

Сразу после этого механику необходимо произвести следующие действия с анализом топлива для судовых двигателей и иных составляющих судна:

  1. Проверка шпигатов, их герметичности и желаемой зацементированности.
  2. Сетки воздухопровода чистые, ничем не преграждены.
  3. Сигнализация перелива не имеет неисправностей, а переливные цистерны опоржнены.
  4. Соединительный шланг, который будет производить непосредственную бункеровку, имеет под собой поддоны.
  5. Производятся замеры топлива в каждом из баков для дальнейшей обработки результатов получаемых жидкостей.
  6. Нельзя производить смешивание топлива с прошлыми остатками.
  7. С капитаном судна необходимо обсудить норму получаемых жидкостей во избежание проблем остойчивости.

Инструктаж по технике безопасности

Также необходимо произвести специализированный инструктаж по технике безопасности. Производит его непосредственный механик, либо любое иное уполномоченное лицо. Заключается он в проверке знаний в следующих областях:

  • Каким образом устроена топливная система используемого морского судна?
  • Где именно располагаются переливные танки на судне?
  • Каким образом устроены переливные, воздушные трубы, как они используются?
  • Где расположены клинкеты и секущие клапаны?
  • Каким образом можно подавать сигналы во время выполнения процесса бункеровки?
  • Какие действия необходимо предпринимать для минимизации вреда окружающей среде, защиты экологии?
  • В случае аварийной ситуации, где располагаются основные посты МО для предотвращения экологических опасностей?

После окончания инструктажа результаты заносятся в специализированный журнал, а также отмечаются в чек-листах для капитана судна. Информация может быть использована в дальнейшем для оценки качества знаний сотрудников морского судна.

Заправка дизельным топливом

Сразу после наступает непосредственный момент бункеровки – у производителя запрашивается технический паспорт на поставляемые жидкости, а также обговаривается давление в подающих трубах.

При этом стоит понимать, что начало передачи топливной жидкости производится на малых интенсивностях подачи – это необходимая мера для «подготовки» оборудования и постепенно увеличения давления внутри установок.

Дальнейшие показатели зависят лишь от вязкости топлива. Говоря о легких фракциях, будет достаточно интенсивности в 100 единиц, более твердые жидкости потребуют все 250 единиц. Механик обязан в режиме реального времени регулировать интенсивность, отталкиваясь от внешних параметров, таких как загруженность цистерн и наличие осадков (из-за этого возникают скачки в атмосферном давлении).

Также необходимо контролировать давление в самих шлангах – последующую после интенсивности характеристику. Также под контролем должен быть уровень перелива и заполняемость самих баков.

Для более четкой проверки верной заполняемости баков необходимо произвести повторный замер уровня находящейся в нем жидкости по истечению 15–20 минут после окончания подачи топлива. Если получатся эквивалентные значения, можно говорить о герметичности клапанов.

Механику необходимо помнить о том, что, если ранее судно замечалось с «креном» или сдвигом, ни в коем случае не разрешается заполнять топливные баки до краев. При начале движения произойдет разлив жидкости, который будет сложно устранить. Также в его задачи входит постоянный контроль отсутствия воздушных пузырей как в шланге, так и непосредственно в баках. При их возникновении можно говорить о недобросовестности производителя, а также недостатке купленного топлива для транспортировки.

ГОСТ Р 59022-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная и газовая промышленность

ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И БУНКЕРОВКА СЖИЖЕННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ

Petroleum and natural gas industries. Cargo operations and LNG bunkering. Equipment of berths and jetties

Дата введения 2020-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (АО "ЦНИИМФ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 "Морфлот"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Расширяющееся использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива для всех видов транспорта, в том числе для морских судов и судов внутреннего водного плавания, вызвано необходимостью исполнения участниками транспортного процесса требований к всемерному сокращению загрязнения атмосферного воздуха парниковыми газами, окислами азота и серы и иными загрязняющими веществами. Требования к сокращению выброса в атмосферу загрязняющих веществ с судов вытекают из требований отечественного законодательства в сфере охраны окружающей среды и из соответствующих профильных международных договоров Российской Федерации. Для морских судов, равно как для судов смешанного плавания на морских участках их рейсов, таким международным договором является Приложение VI Правил предотвращения загрязнения воздушной среды с судов к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78). Для судов внутреннего водного плавания основой для регулирования выбросов служат Федеральный закон об охране атмосферного воздуха и соответствующие подзаконные акты.

Настоящий стандарт разработан в связи с ростом спроса на СПГ как судового топлива для морских судов и судов внутреннего водного плавания Российской Федерации, а также в поддержку необходимого соответствующего развития инфраструктуры для бункеровки судов, использующих СПГ в качестве топлива.

Объектом стандартизации в настоящем стандарте являются оборудование и инфраструктура причалов, предназначенных для грузовых операций судов - бункеровщиков СПГ, а также для бункеровки судов СПГ. В настоящем стандарте установлены общие принципы выбора, эксплуатации и технического обслуживания оборудования для последующей передачи на суда СПГ, а также определены меры организационного характера, целью которых является обеспечение безопасного осуществления грузовых операций, бункеровки и предотвращения выброса в атмосферу метана - основного компонента природного газа, обладающего исключительно высоким парниковым эффектом.

Целью настоящего стандарта является обеспечение надлежащего уровня безопасности грузовых операций и бункеровки газотопливных судов СПГ на основе идентификации всех видов риска, их оценки, управления рисками, присущими использованию СПГ в качестве судового топлива, и снижению последствий их возможного действия.

Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Кодекса МКГ [1], Кодекса МГТ [2] и [3]. Кроме того, в настоящем стандарте учтены требования к безопасности, предусмотренные действующими отечественными нормами и правилами в области проектирования и эксплуатации объектов хранения и перекачки СПГ.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на оборудование, устанавливаемое на вновь сооружаемые причалы, предназначенные для грузовых операций судов - бункеровщиков сжиженного природного газа (СПГ) и бункеровки судов СПГ (в том числе на удаленные выносные причальные сооружения), а также на существующие причалы, отводимые для производства указанных операций и реконструируемые с этой целью для размещения на них такого оборудования, при условии их пригодности.

1.2 Настоящий стандарт устанавливает общие функциональные требования к оборудованию и объектам инфраструктуры причалов, с помощью которых осуществляется передача на суда СПГ в качестве топлива или груза, к оборудованию обеспечения безопасности и вспомогательному оборудованию и системам (инженерно-технические сети обслуживания причала и т.п.). Функциональные требования определяют действия и меры, обеспечивающие достижение поставленной цели (например, отсутствие утечек СПГ), представляют собой требования высокого уровня, в качестве основы имеют идентифицированные для рассматриваемого случая виды риска, но не определяют конкретных мер для достижения ожидаемого результата. Конкретные меры должны быть указаны в документах следующих уровней, таких как отраслевые нормативные документы и т.п.

1.3 В необходимых случаях настоящий стандарт предъявляет требования предписывающего характера, т.е. требования, не допускающие альтернативных решений.

1.4 Положения настоящего стандарта основаны на допущении о том, что компоненты оборудования со сроком годности, меньшим установленного общего срока службы бункеровочного причала, являются предметом замены согласно указаниям изготовителей. Во всех необходимых случаях после установки замененных компонентов оборудования проводятся испытания с целью подтверждения соответствия требованиям. Периодические испытания и процедуры технического обслуживания осуществляют по указаниям изготовителя всего комплекса оборудования для бункеровки.

1.5 Положения настоящего стандарта не распространяются:

- на приемное оборудование СПГ судов, получающих груз или бункеруемых с помощью установленного на бункерном причале оборудования, за исключением систем и устройств, обеспечивающих соединение и взаимодействие обеих систем передачи СПГ, включая связь для координации действий между берегом и судном;

- бункеровку судов жидким углеводородным (в том числе запальным) топливом, смазочными и иными, кроме СПГ, расходными материалами.

1 Без противоречия положению 1.5, абзац 2, возможность оборудования бункерных причалов СПГ средствами передачи на суда иных, кроме СПГ, расходных материалов может быть подтверждена при помощи настоящего стандарта посредством осуществления более детальной (в том числе количественной) оценки рисков, как указано в разделе 8, и принятия дополнительных мер безопасности и/или мер по снижению последствий действия идентифицированных видов риска.

2 Настоящий стандарт не предназначен для подтверждения соответствия требованиям Федерального закона [4].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 4666 Арматура трубопроводная. Требования к маркировке

ГОСТ 9293 (ИСО 2435-73) Азот газообразный и жидкий. Технические условия

ГОСТ 14202 Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки

ГОСТ 24856 Арматура трубопроводная. Термины и определения

ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения

ГОСТ 32569 Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах

ГОСТ 32575.5 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 34294 Арматура трубопроводная криогенная. Общие технические условия

ГОСТ IEC 60079-10-1 Взрывоопасные среды. Часть 10-1. Классификация зон. Взрывоопасные газовые среды

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 28460-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно - берег и портовые операции

ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности

ГОСТ Р 50571.5.54-2013/МЭК 60364-5-54:2011 Электроустановки низковольтные. Часть 5-54. Выбор и монтаж электрооборудования. Заземляющие устройства, защитные проводники и защитные проводники уравнивания потенциалов

ГОСТ Р 53521 Переработка природного газа. Термины и определения

ГОСТ Р 55561 Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности

ГОСТ Р 55819 Башмаки и чеки тормозных колодок железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ Р 56021 Газ горючий природный сжиженный. Топливо для двигателей внутреннего сгорания и энергетических установок. Технические условия

ГОСТ Р 56719 Газ горючий природный сжиженный. Отбор проб

ГОСТ Р МЭК 62305-1 Менеджмент риска. Защита от молнии. Часть 1. Общие принципы

СП 350.1326000.2018 Нормы технологического проектирования морских портов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 25866, ГОСТ Р 53521, а также следующие термины с соответствующими определениями:

бункеровочный комплекс (bunkering installation): Совокупность трубопроводов, технологического оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры, органов управления и другого оборудования для передачи сжиженного природного газа от поставщика до грузового/топливного манифольда судна.

взаимодействие судно-берег (ship/shore interface): Согласованное проведение работ с использованием судового и берегового оборудования и всех операций, имеющих отношение к перекачке сжиженного природного газа, доступа на судно и его снабжению.

зона безопасности (safety zone): Район, окружающий бункеровочный комплекс, в пределах которого в ходе грузовых операций или бункеровки разрешена работа лишь специально уполномоченного основного персонала и проведение лишь специальных основных видов деятельности.

криогенная температура: Температура в интервале 0 К - 120 К.

3.5 паспорт: Основной технический документ, отражающий назначение, характеристики и техническое состояние сооружения.

3.6 трубопроводная обвязка: Система труб, фланцев, соединительной запорной, предохранительной и регулирующей арматуры, контрольно-измерительного оборудования, используемая для объединения оборудования и устройств контрольно-измерительных приборов в единую рабочую систему.

признанная организация: Организация, уполномоченная Администрацией в соответствии с [17], правило XI-1/1.

признанные стандарты: Применимые международные или национальные стандарты, приемлемые для Администрации, либо стандарты, установленные и поддерживаемые признанной организацией.

ГОСТ Р 59021-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная и газовая промышленность

ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И БУНКЕРОВКА СЖИЖЕННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ

Petroleum and natural gas industries. Cargo operations and LNG bunkering. General requirements

Дата введения 2020-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (АО "ЦНИИМФ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Крыловский государственный научный центр" (ФГУП "Крыловский государственный научный центр")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 "Морфлот"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт разработан в поддержку все более широкого использования сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива всеми видами транспорта, в том числе морскими судами и судами внутреннего водного плавания. В настоящем стандарте надлежащим образом учтены требования Международной морской организации, регламентированные Международным кодексом по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки (Кодекса МГТ).

Использование СПГ в качестве морского бункерного топлива является одним из наиболее экологически рациональных способов, способствующих предотвращению загрязнения атмосферного воздуха. Настоящий стандарт обеспечивает соблюдение Российской Федерацией обязательств в соответствии с международными договорами по ограничению выбросов с судов парниковых газов и оксидов азота и серы. Объект стандартизации в настоящем стандарте - это процесс проведения технологических операций при бункеровке СПГ. В настоящем стандарте устанавливаются общие характеристики процесса проведения бункеровки СПГ, включая бункеровку, осуществляемую из стационарных береговых хранилищ, мобильных хранилищ, а также с использованием иной инфраструктуры и оборудования.

Целью настоящего стандарта является обеспечение необходимого уровня безопасности при выполнении бункеровки судов СПГ из стационарных береговых, а также мобильных хранилищ.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные принципы взаимодействия сторон, принимающих участие в процессе подготовки и проведения операции бункеровки сжиженного природного газа (СПГ), а также общие требования:

- к технологии бункеровки СПГ, выполняемые при подготовке к проведению бункеровки СПГ, в части составления плана бункеровки с учетом вопросов пожарной, криотемпературной и экологической безопасности судов, а также требований к содержанию, составлению и заполнению отчетных документов, деклараций и проверочных листов, заполняемых до, во время и после проведения бункеровки СПГ;

- процедурам, выполняемым при бункеровке СПГ, в части швартовных операций, состава, функционального назначения и характеристик грузовой системы газотопливных судов и судов - бункеровщиков СПГ;

- процедурам выполнения грузовых операций с СПГ на судах - бункеровщиках СПГ и бункеровки СПГ в части взаимодействий судно - берег, судно - судно, автоцистерна - судно, железнодорожная цистерна - судно и портовых операций, а также к описанию существенных факторов, влияющих на данное взаимодействие, общим требованиям к причальным сооружениям, морским операциям, в том числе к заходу в порт, к операциям с судами на терминале, к потенциально опасным зонам, электробезопасности, связи, перекачке груза;

- подготовке персонала, участвующего в бункеровке СПГ, включая требования к приобретаемым им в ходе подготовки компетенциям;

- конструкциям систем удержания и передачи топлива применительно к судну, использующему СПГ в качестве топлива, с учетом его района эксплуатации;

- конструкциям систем удержания и передачи груза применительно к судну - бункеровщику СПГ с учетом его района эксплуатации;

- конструкциям систем удержания и передачи топлива, средствам связи и автоматики применительно к судну, использующему СПГ в качестве топлива, с учетом его района эксплуатации, а также к контролю передаваемого СПГ;

- системе менеджмента/обеспечения качества проведения бункеровочных операций в части взаимодействия лиц, ответственных за выполнение бункеровки СПГ;

- системе менеджмента/обеспечения качества в области изготовления оборудования для передачи топлива и оборудования для транспортировки СПГ;

- в области выполнения оценки риска и определения опасных и контролируемых зон с учетом [1].

Примечание - Настоящий стандарт не предназначен для подтверждения соответствия требованиям Федерального закона [2].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 4666 Арматура трубопроводная. Требования к маркировке

ГОСТ 14202-69 Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки

ГОСТ 34294 Арматура трубопроводная криогенная. Общие технические условия

ГОСТ IEC 60079-10-1 Взрывоопасные среды. Часть 10-1. Классификация зон. Взрывоопасные газовые среды

ГОСТ Р ИСО 28460 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно - берег и портовые операции

ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001 Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности

ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 51901.11 (МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство

ГОСТ Р 56275 Менеджмент рисков. Руководство по надлежащей практике менеджмента рисков проектов

ГОСТ Р 56400 Нефтяная и газовая промышленность. Проектирование и эксплуатация морских терминалов сжиженного природного газа. Общие требования

ГОСТ Р 57431 (ИСО 16903:2015) Газ природный сжиженный. Общие характеристики

ГОСТ Р 57433 Использование природного газа в качестве моторного топлива. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 17776 Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Способы и методы идентификации опасностей и оценки риска. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

СП 240.1311500.2015 Хранилища сжиженного природного газа. Требования пожарной безопасности

СП 350.1326000.2018 Нормы технологического проектирования морских портов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 17776, ГОСТ Р 57431, ГОСТ Р 57433, ГОСТ Р 28460, ГОСТ Р 56275, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 51901.11, ГОСТ Р ИСО 31000, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пункт снабжения судов топливом (бункеровочная база) (Bunkering facility): Плавучее или береговое сооружение, предназначенное для снабжения судов топливом и маслом.

Примечание - Бункеровочная база представляет собой стационарное береговое хранилище или мобильное хранилище (самоходное или несамоходное судно - бункеровщик СПГ, криогенная автоцистерна, танк-контейнер СПГ или железнодорожная цистерна).

3.2 ответственный за бункеровку СПГ (person in charge): Уполномоченное лицо, ответственное за организацию и проведение бункеровочных операций с СПГ за выполнение мероприятий по предотвращению разливов и утечек СПГ и отпарного газа, а также за действия подчиненных лиц.

оценка риска (risk assessement): Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

3.4 система передачи СПГ (LNG transfer system): Система, включающая в себя все оборудование, установленное между танками СПГ бункеровочной базы и танками СПГ газотопливного судна, в том числе: линию возврата паров; бункеровочные (погрузочные) шланги и стендеры; трубопроводы СПГ; насосы, изолирующие фланцы; быстроразъемные соединения; системы контроля и мониторинга; системы связи; системы аварийной остановки и системы повторного сжижения или утилизации отпарного газа.

3.5 план управления операциями при бункеровке СПГ (LNG Bunker Management Plan): Разработанный в соответствии с имеющейся нормативной базой и утвержденный ответственным лицом документ, представляющий собой совокупность инструкций, процедур и проверочных листов, направленный на обеспечение выполнения безопасной бункеровки.

морской терминал сжиженного природного газа: Морское сооружение с комплексом технических средств и оборудованием, основными функциями которого являются прием, хранение и отгрузка сжиженного природного газа.

Примечание - В зависимости от назначения морские терминалы могут выполнять и функции по сжижению и/или регазификации сжиженного природного газа.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

автоцистерна - автомобильная цистерна;

ИМО - Международная морская организация;

СПГ - сжиженный природный газ;

СУБ - система управления безопасностью;

ERS - система аварийного разъединения (emergency release system);

ESD - аварийная остановка (emergency shutdown).

5 Общие положения

5.1 Настоящий стандарт устанавливает правила и процедуры бункеровки СПГ, обеспечивающие надлежащий уровень ее безопасности, а также регламентирует процесс планирования бункеровки СПГ.

5.2 Планирование бункеровки СПГ должно заключаться в оценке риска и возможности проведения бункеровки СПГ, составления плана управления операциями исходя из размеров судов, их конструкции и оборудования и совместимости с техническими характеристиками пункта снабжения судов топливом (бункеровочной базы, терминала/причала).

5.3 Оценку риска при бункеровке СПГ можно проводить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56275 по утвержденной методике идентификации всех существенных видов опасности, связанных с рассматриваемой деятельностью, с последующим исследованием опасности и работоспособности выбранной рабочей схемы проведения бункеровки СПГ.

5.4 Проведение бункеровки СПГ должно включать в себя следующие стадии: подготовка к бункеровке СПГ (составление плана управления операциями, планирование швартовки и установки трапа или иных средств доступа на судно/пункт снабжения судов топливом/терминал); подготовка оборудования и систем (соединение трубопроводов, инертизация, тестирование, захолаживание бункерной линии, повторное тестирование); процесс бункеровки СПГ (передача СПГ, мониторинг, управление) и процесс окончания бункеровки и отсоединения шланговых линий (дренирование, очистка, отсоединение трубопроводов, сборка шлангового оборудования и установка заглушек).

5.5 При подготовке к проведению бункеровки СПГ должен быть составлен план управления операциями, который объединяет всю информацию о предстоящей бункеровке СПГ (используемый метод учета СПГ, температура СПГ, давление в трубопроводах, тип принимающей емкости СПГ, давление в грузовых емкостях, метод поддержания давления в грузовых емкостях, минимальная и максимальная производительности бункеровки), а также проверено наличие всех сертификатов соответствия и надлежащим образом оформленных и подписанных проверочных листов.

5.6 Проведение бункеровки СПГ должно быть выполнено одним из следующих методов: "судно - судно", "берег - судно" ("автоцистерна - судно", "железнодорожная цистерна - судно", "танк-контейнер - судно", "терминал - судно").

Нижеприведенная информация дополняет указанный раздел важными практическими рекомендациями, главными из которых являются следующие:

  • Документы по качеству и количеству топлива, представленные бункеровщиком, должны быть проверены на соответствие заказу.
  • Если топливо доставляется баржой, третий механик должен лично проследить за контрольными замерами на барже, используя водочувствительную пасту, проверить наличие в танках отстоявшейся воды. Эта вода должна быть подсчитана и вычтена из общего объема бункера.
  • Согласовать с бункеровщиком процедуру отбора проб.
  • По окончании бункеровки проверить уровни топлива во всех танках судна и бункеровщике. Произвести подсчет объема полученного топлива с учетом поправок на крен, дифферент судна и температуру топлива в танках.

При выполнении замеров и расчетов количества топлива механики должны обращать внимание на следующие приемы, используемые бункеровщиками, которые хотят обмануть вас:

  • 1. Использование рулетки с укороченным грузиком для завышения результатов промеров танков баржи до начала бункеровки, и с удлиненным грузиком для занижения замеров после окончания бункеровки.
  • 2. Завышение значения плотности топлива в доставочной квитанции. Например, завышение плотности на 20 кг/см 3 при поставке 1000 м 3 топлива приведет к тому, что поставщик выставит счет на общее количество топлива, превышающее истинную величину на 20 тонн.
  • 3. Занижение значений температуры топлива до начала бункеровки и завышение значений температуры после окончания бункеровки, что приведет к использованию неправильных коэффициентов корректировки объема топлива в грузовых танках бункеровщика.
  • 4. При бункеровках за рубежом замеры, выполненные на бункеровщике, считаются основными, а замеры на судне выполняются для дополнительного контроля.

Результаты измерения уровня топлива до и после бункеровки с учетом крена и дифферента бункеровщика (судна) переводятся в объем с помощью таблиц объемов танков. Для приведения к стандартной температуре полученное значение объема надо умножить на коэффициент корректировки объема, который можно взять из таблиц ASTM Petroleum Table 54В. Эти таблицы находятся у грузового помощника бункеровщика. Привести объем к стандартной температуре можно с помощью компьютерных программ (например, Bunker Master компании DNVPS) или по формуле:

Формула

где Кv — поправочный коэффициент, зависящий от плотности топлива и указанный в приведенной ниже таблице.

Так как во время бункеровки судовые механики могут проверить только объем и температуру принятого бункера, то в доставочной квитанции на топливо они могут дописывать: «For Volume at Observed Temperature Only» («Только за объем при измеренной температуре»).

  • 5. Установка в мерительные трубки стаканов или вставок, которые не позволят правильно измерить уровень топлива в танках.
  • 6. Применение таблиц объемов танков, принадлежащих более крупным баржам. Надо знать, что в Сингапуре каждая баржа-бункеровщик имеет свой регистрационный номер, который указан на каждой странице таблицы объема танков и заверен печатью Морской администрации порта Сингапур.
  • 7. Подача сжатого воздуха в трубопровод, по которому подается топливо на судно. В результате этого вспененное топливо будет показывать более высокие значения уровня в судовых танках и счетчик будет показывать более высокие значения объема.
  • 8. В 1980 году в Классификационном обществе DNV был создан отдел Det Norske Veritas Petroleum Services (DNVPS), который выполняет проверку качества бункерного топлива и сюрвейерскую проверку количества топлива.

Программа проверки качества топлива «DNV Fuel Quality Testing Programme» основана на анализе представительной пробы топлива, отбираемой судовыми механиками совместно с представителями бункеровщика методом «непрерывного капания». Для непрерывного отбора пробы рекомендуется устройство, изображенное на нижеприведенном рисунке.

Устройство на рис. 42 представляет собой фланец с установленной внутри пробоотборной трубкой с отверстиями, через которые топливо поступает в пластмассовый контейнер. Подача топлива регулируется игольчатым клапаном. Перед началом отбора пробы необходимо опломбировать калан и контейнер, чтобы исключить несанкционированное вмешательство.

Устройство для отбора проб топлива

1 - фланец; 2 - перфорированная трубка; 3 - игольчатый клапан; 4 - контейнер

Механики предлагают представителям бункеровщика подписать Заявку на проведение освидетельствования отбора пробы топлива. Отобранные 3—5 литров пробы тщательно перемешиваются и разливаются по поставляемым DNVPS трем одинаковым пластмассовым бутылкам.

Бутылки должны быть опломбированы, а этикетки заполнены, подписаны и приклеены к бутылкам в присутствии обеих сторон. Все документы, относящиеся к бункеровке, нужно подписывать только после окончания перекачки и урегулирования всех спорных вопросов.

Одна бутылка передается предствителю бункеровщика, другая остается на судне, третья пересылается авиакурьером в ближайшую лабораторию DNVPS. Лаборатории DNVPS расположены в Осло, Сингапуре, Тинеке (штат Нью-Джерси, США), Роттердаме, Фуджайре (ОАЭ), Альхесирасе (Испания) и Хьюстоне.

На выполнение полного анализа требуется около суток. Отчет пересылается судовладельцу по факсу, телексу или электронной почтой через сутки после доставки пробы в лабораторию. По желанию заказчика отчет может быть направлен прямо на судно. В случае бункеровки топливом, не соответствующим требованиям стандарта ISO 8217:1996 или спецификации заказчика, DNVPS дает судовладельцам рекомендации по топливоподготовке. DNVPS может, по просьбе заказчика, подготовить иск поставщику и оказать дополнительную поддержку при разрешении спорной ситуации.

Чаще всего DNVPS выявлял следующие проблемы:

  • Завышение значения плотности в доставочной квитанции, в результате — недопоставка топлива.
  • Поставка топлива с высокой вязкостью.
  • Высокое содержание воды в топливе, за которую судовладелец заплатил, как за топливо.
  • Высокое значение коксуемости топлива, что приводит к загрязнению газовыхлопного тракта и турбины ГТН. Были случаи, когда приходилось останавливать судно каждые 10—12 часов и делать чистку из-за помпажа турбины.

Такие поставки характерны для портов США и Южной Африки.

  • Высокое значение ванадия, характерно для венесуэльской нефти.
  • Высокая температура застывания как тяжелого (в Египте и других южных портах), так и дизельного топлива (в Сингапуре).
  • Высокое содержание алюмосиликатов, которые вызывают быстрый износ ТНВД, распылителей форсунок, поршневых колец и цилиндровых втулок. После бункеровки одного судна топливом с содержанием алюмосиликатов 260 ppm детали ЦПГ двух главных малооборотных двигателей были сильно изношены в течение одной недели: износ цилиндровых втулок достигал 4,5 мм; износ поршневых кепов по высоте — 2 мм; износ поршневых колец — 7,5 мм.

В Сингапуре и Фуджайре сюрвейеры DNVPS могут выполнить предварительный анализ качества топлива до начала бункеровки и проверить на борту судна стабильность топлива, его совместимость с остатками старого бункера, вязкость, плотность и содержание воды.

Сюрвейеры DNVPS в крупнейших портах 25 стран мира выполняют контроль количества топлива во время бункеровки. Сюрвейер прибывает на борт до начала бункеровки и находится на судне-бункеровщике в течение всей бункеровки. Он промеряет все танки бункеровщика до и после бункеровки и отбирает пробу топлива для определения плотности, вязкости и содержания воды. Предварительный отчет составляется на борту судна. Отчет с результатами замера количества топлива, основанный на лабораторном анализе, высылается заказчику по факсу или телексу не позднее, чем через 48 часов после окончания бункеровки.

Суда всех типов, за исключением судов с атомными энергетическим установками, регулярно проводят бункеровочные операции. От того, что эти операции проводятся уже многие годы многими поколениями механиков, рутинными и безопасными они не стали. Не стали они такими, потому что проводят их люди, которые могут ошибаться, быть невнимательны, недобросовестно исполнять свои обязанности, быть просто недостаточно опытными и знающими. Результатом всего этого бывают частые случаи разливов нефтепродуктов при бункеровке, загрязнение моря, большие штрафы и даже пожары из-за нарушений правил пожарной безопасности при бункеровке.

Чтобы уменьшить влияние человеческого фактора при бункеровке, применяют организационные и технические меры. К организационным мерам можно отнести создание подробного, всеохватывающего проверочного листа (чек-листа). Он может быть разработан судовладельцем или самим старшим механиком. К таким же организационным мерам можно отнести инструкцию по проведению бункеровочных операций, которая должна содержать следующее:

  • описание систем трубопроводов, оборудования и устройств, предназначенных для выполнения бункеровочных операций;
  • обязанности ответственных лиц;
  • состав и обязанности вахтенных членов экипажа во время бункеровки;
  • обязанности каждого члена экипажа, привлекаемого, помимо вахтенных, к проведению бункеровки;
  • порядок подготовки судна, его систем, оборудования и устройств к предстоящей бункеровке, с учетом мероприятий по предотвращению загрязнения моря;
  • порядок начала, проведения и окончания бункеровки;
  • описание и порядок применения средств для локализации возможного разлива;
  • другие информационные материалы, указания, рекомендации и т.п.

К техническим, конструктивным мерам можно отнести следующее:

  • переливные системы с системами перелива;
  • аварийно-предупредительную сигнализацию о переливе;
  • системы дистанционного управления клапанами топливной системы;
  • системы дистанционного замера уровня топлива в танках;
  • системы автоматического управления бункеровочной операцией.

От подготовки и до окончания бункеровочной операцией руководит старший механик.

Перед началом бункеровки старший механик должен:

  • произвести инструктаж лиц, участвующих в операции;
  • определить, где должны находиться лица, участвующие в бункеровке;
  • организовать надежную связь между всеми участвующими в бункеровке;
  • обеспечить замеры топлива по танкам и переливным цистернам; при необходимости осушить переливные цистерны;
  • убедиться, что имеющиеся емкости позволяют принять требуемое количество топлива;
  • убедиться в том, что под шлангоприемники установлены поддоны, если отсутствуют стационарные поддоны;
  • убедиться в том, что шпигаты на палубе заглушены;
  • убедиться в том, что заглушены неиспользуемые при операции патрубки палубного трубопровода;
  • организовать непрерывное наблюдение за шлангом с момента приема его на судно до момента отдачи;
  • подготовить пост по ликвидации возможного разлива, укомплектовав его оборудованием и материалами, необходимыми для борьбы с разливом.

Согласовать с персоналом бункеровщика (береговой базы) следующее:

  • показания судовых и береговых часов;
  • последовательность наполнения топливных танков;
  • максимально допустимую подачу, а также интенсивность бункеровки в начале и при переходе с одного танка на другой;
  • время, необходимое на изменение интенсивности бункеровки;
  • число танков, одновременно наполняемых топливом;
  • время закрытия береговой задвижки и количество топлива, поступающего на судно за время ее закрытия;
  • порядок выполнения чрезвычайных действий при разливах топлива.
  • При бункеровке с танкера на рейде главные двигателе обоих судов должны быть в немедленной готовности.
  • Между судами должна быть установлена надежная связь.
  • Корпус танкера и грузовые шланги должны быть заземлены.
  • Бункерующее и бункеруемое судно не должны проводить огневых работ, выхлопные трубы должны быть снабжены исправными искрогасителями.
  • Подготовить к немедленному действию все противопожарное оборудование и все системы пожаротушения.
  • Принять меры, исключающие попадание топлива на горячие поверхности.

Запрещается бункеровка в следующих случаях:

  • если не все мероприятия по подготовке к бункеровке выполнены;
  • при неисправности систем пожаротушения;
  • при проведении огневых работ на судне;
  • через корпус другого судна.

Меры противопожарной безопасности при проведении грузовых операций на танкерах в данном разделе не рассматриваются. Они изучаются на курсах по подготовке специалистов для работы на танкерах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: