Представители теории считают что государство и право есть результат божьей воли

Обновлено: 19.04.2024

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и т.ж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Данная теория происхождения государства явилась одной из первых доктрин, которая поясняла происхождение государства и права в результате божьей воли. Еще в древних Египте и Вавилоне возникали схожие идеи. В силу занимаемого положения у духовенства существовала возможность оказания значительного влияние на формирование соответственного общественного мнения.

Самыми известными представителями данной теории являлись:

  • Ф. Аквинский;
  • Ж. Маритен;
  • Ф. Лебюфф.

К примеру, ученый-богослов Фома Аквинский полагал, что процессия возникновения и развития государственности аналогична процессии создания богом мира.

Теологическая теория, как и любая догма, не подлежит доказыванию, но ее невозможно и полностью опровергнуть. Вопрос ее истинности разрешается совместно с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это, все в итоговом счете, является вопросом веры.

Патриархальная теория

Возникла в древние время. Основателем данной теории является Аристотель. Однако схожие идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским.

Смысл этой теории состоитв том, что государство возникло из перерастающего из поколения в поколение семейства. Глава семьи является главой государства, то есть монархом. Его мощь власти, этим образом, является продолжением отцовской власти.

Аристотель полагал, что государство является не лишь продуктом естественного развития, но и так же наивысшей формой человеческого общения, то есть семьей, селением. В средневековье данная теория послужила объяснение отеческой (абсолютной) власти монарха. Положения данной теории развил ученый китайского происхождения - Конфуций.

Государство рассматривалось им в форме большой семьи. Императорская власть представлялась им в образе власти отца нации, который обязан проявлять заботу о подданных. Отношения между населением были изображены в образе семейных отношений, построенных на строжайшей субординации. Подданные должны быть преданными, почтительными и законопослушными, полностью подчиненными своим правителям.

Готовые работы на аналогичную тему

Органическая теория

Эта теория появилась в древности и полностью была сформирована в 19 веке. Ее представителями являлись Г. Спенсер, Вормс, Прейс.

Первейшие представления о государстве как о подобии человеческого организма формулировались древнегреческими мыслителями. Платон сравнил структуру и функции государства со способностями и сторонами души человека. Аристотель же считал, что государство в некоторых отношениях напоминает живой организм человека. На данном основании он отрицал возможность существования человека в образе существа, которое изолировано от окружающего мира. Общество и государство являются единым организмом.

Теория насилия

Является относительно новой теорией. Но предпосылки данной идеи зарождались в рабовладельческой эпохе. В виде самостоятельного учения она оформилась в 19 веке. Ее представителями являлись Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.

На первоначальном этапе формирования государства они объяснили его происхождение факторами военного политического характера, то есть завоеваниями одними племенами других. Именно с целью подавления порабощенного племени, и было создано государство, начали приниматься законы.

Психологическая теория

Представителями данной теории, которая возникла в середине 19 века, были Г. Тард и Л.И. Петражицкий.

Они поясняли появление государства сквозь призму свойств психики человека, то есть его потребностью подчинения и желанием быть зависимым от элитного слоя. Народ рассматривался ими в образе пассивной инертной массы, которая находится в поисках подчинения.

Общество и государство они видели в форме суммы психических взаимных действий людей и их разнообразных объединений. Человеку согласно их учению присуща психологическая потребность проживать в границах организованного сообщества, а также необходимость коллективного взаимного действия.

Теория общественного договора (Договорная теория)

Данная теория объяснила возникновение государства путем заключения общественного договора, являющегося результатом разумной воли людей, на базе которого происходит объединение людей добровольного характера с целью наилучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассмотрено в форме искусственного произведения сознательной воли человечества, стремящегося этим способом наиболее эффективно обеспечивать свободы и порядок в обществе, принадлежащие им.

Отдельные положения этой теории были разработаны еще в 5 - 4веках до нашей эры древнегреческими софистами. Согласно данной теории, в процессе человеческого развития права одних людей входят в противоречие с правами иных людей, порядок нарушается, образуется насилие. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности люди заключают между собой соглашение (договор) по созданию государства, добровольно отдавая часть своих прав ему.

Ирригационная теория

Ее представитель - современный ученый немецкого происхождения К. Виттфогель. Возникновение государства он связал с потребностью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных восточных областях.

Материалистическая (классовая) теория

Основные положения данной теории излагались в трудах Ф. Энгельса "О происхождении семьи, частной собственности и государства" и К. Маркса.

Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.

Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти.

Еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по- разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

Основные теории происхождения государства и права:

  • теологическая теория;
  • патриархальная теория;
  • органическая теория;
  • теория насилия;
  • психологическая теория;
  • теория общественного договора (естественного права);
  • историко-материалистическая теория.

Теологическая, патриархальная, органическая теории

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты).

Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти.

Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются.

Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др.

Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира:

  1. Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство.
  2. В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом.
  3. Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона).

Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства.

Теория насилия, психологическая теория, теория общественного права, историко-материалистическая теория

Теория насилия появилась в XIX веке. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен. Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др.

Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий.

Теория естественного права, или общественного договора. Теория возникла в XVII-XVIII вв., ее разрабатывали Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, В. Спинозы, А.Н. Радищева Ж.Ж. Руссо, и др. Большинство концепций рассматривает идею «естественного права», наличия у каждого естественных и неотъемлемых прав, полученных от Природы или Бога. В процессе развития права одних людей входят в противоречие с правами других; возникает насилие и нарушается порядок. Для обеспечения нормальной и полноценной жизни люди заключают договор о создании государства, при этом часть прав от одних людей передается другим. Отдельные положения отображены в конституциях ряда европейских стран.

Историко-материалистическая теория связана с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.

Вопрос о происхождении государства и права является свидетельством того, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства. Мыслители различных времен и народов по-разному объясняли и объясняют, когда и в силу каких причин возникают государство и право.

Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются:

Теологическая (божественная) теория государства и права.

Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский), идеологи Ислама и современной католической церкви (неотомисты – представитель Ж. Маритен). Они уподобляли процесс возникновения и развития государства и права процессу сотворения богом мира. Сам божественный разум, по учению Ф. Аквинского, управляет всем миром. Он (божественный разум) лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства. Религия, по Ф. Аквинскому, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь государство обязано защищать религию.

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь. В послании апостола Павла римлянам говорится: «всякая душа да будет покорна высшим властям, Ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению».

Договорная теория (естественно-правовая). Свое развитие получила в 12-13 веках, хотя впервые была высказана в Индии и Древнем Китае. Наиболее известными представителями данной теории в Голландии был Г. Гроций и Спиноза, в Англии - Т. Гоббс и Дж. Локк, во Франции – Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, в России – А. Радищев и др.

Согласно этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными мыслителями по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеобщее благоденствие – «золотой век» (Ж.Ж. Руссо) и т.п.

«В знаменитом сочинении Гоббса «Левиафан» (1651) эта теория и это стремление получили даже философское обоснование. Человек изображается в нем как существо, лишенное общественных инстинктов, как существо исключительно эгоистическое, способное только насиловать других людей, совершать всевозможные преступления ради своих узкоэгоистических интересов и тем самым создавать общественное состояние, характеризующееся выражением «борьба всех против всех».

И вот, чтобы избежать того внушающего ужас хаотического состояния общей борьбы, люди вступают в договор подвластности, по которому власть вручается сильнейшему для обуздания всех остальных и управления ими. Так возникает государство, которое представляется всепожирающим чудовищем, уничтожающим хаос первобытного состояния. И нельзя не признать, что эта теория Гоббса, не будучи правильной в своих основах, ярко отражала в себе, как в зеркале, многие явления исторической действительности».

В большинстве концепций входит идея «естественного права», т.е. наличие у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие (позитивное право). Это происходит потому, что в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать естественные права. И чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.

«И вот, задаваясь вопросом о праве наказания, которое в то время рассматривалось как надежнейшее средство поддержания необходимого общественного порядка, спокойствия, Беккариа прибегает к популярной тогда теории общественного договора. Естественно-свободный первобытный человек, входя в общество, отказался от известной доли своей свободы, конечно, не ради общего блага, а ради собственного интереса, собственной безопасности и взаимного ограждения от насилий окружащих. Он отказался от одной доли своей свободы, чтобы оградить или сохранить по соглашению с другими все остальные ее части.

Из долей, образовавшихся от отдельных отречений, и образовалась верховная власть нации, переданная законом в руки ее представителя. Для охранения же оставшихся у каждого частей его первобытной, неограниченной свободы стали применяться сильные средства – различные наказания за нарушения установленных законов. Из самого уже существа процесса установления наказания следует, таким образом, что всякое наказание несправедливо, если оно не необходимо для охранения порядка, устанавливаемого общественным договором. Всякое пользование властью, выходящее из этих пределов безусловно необходимого стеснения, «есть злоупотребление», говорит Беккариа, «а не правосудие»; это явление факта, а не права; это узурпация, а не законная власть».

«Я хочу исследовать – действительно ли смертная казнь полезна и действительно ли она справедлива при мудром правительстве» И в ответ он решительно утверждает, что, отказываясь от доли своей свободы и вступая в общественный договор, человек не мог отказываться от наибольшего своего блага и не мог согласиться предоставить другим право отнимать у него жизнь. Вывод отсюда яснее. «Смертная казнь,-говорит Беккариа,- не имеет в основе своей никакого права».

Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права отстаивали тезис о том, что народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государств на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Органическая теория. Основоположником органической теории является Г. Спенсер (вторая половина Х1Х в.). Согласно этой теории государство есть продукт развития органического вещества, развивающегося с низшей стадии. Органическая теория уподобляет государство живому организму, состоящему из клеток, составных частей (люди) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства.

По мнению Г. Спенсера, воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне – с ногами и руками, а движения и связи – с нервами. (Спенсер Г. Основание социологии. М., 1908). Подобные представления о государстве встречались и в древности. Еще древнегреческий философ Платон способность к управлению объяснял обладанием высшим качеством человеческой души – мудростью, а деление людей на управляющих и управляемых – наличием или отсутствием этого качества с момента рождения.

Патриархальная теория возникла в древности. Ее основоположниками являются Аристотель, Конфуций. Свое распространение теория получила в 12-13 веках.

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Следовательно, его власть – это продолжение власти отца, и он является отцом всех своих подданных.

Теория насилия возникает в Х1Х веке в Германии в двух вариантах – как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Е. Дюринг. (Дюринг Е. Ценность жизни. 1894 г.). Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части обществ над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества которая не желает подчиняться воли большинства.

Основоположником теории внешнего насилия являются Л. Гумплович (Общее учение о государстве. 1910) и К. Каутский. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы.

Ирригационная (гидравлическая) теория. Основоположником этой теории был немецкий ученый К.А. Виттфогель, который возникновение государства связывал с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. Ученый деспотизм называет «гидравлической», или «агроменеджеральной», цивилизацией.

В данном случае ученый пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.п.

Марксисткая теория происхождения государства создана К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, Морганом. Она объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей жизни общества, расколотого на классы. Классовая борьба необходимо ведет, по мнению Маркса, к диктатуре пролетариата.

Сущность марксистской политической теории может быть понята, если будет понята необходимость диктатуры одного класса для всякого классового общества, в том числе и того общества, в котором станет господствовать пролетариат.

Психологическая теория. Представители этой теории, возникшей в Х1Х веке, были Г. Тард (Социальные законы. 1906), Л.И. Петражицкий (Теория государства и права в связи с теорией нравственности) и др. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в ХХ веке.

Психологическая теория происхождения государства и права обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права.

Основные идеи данной теории:

1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся прежде всего, через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувств обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) интуитивного (личного) права. Интуитивное право выступает регулятором поведения.

Историческая школа права. Представители: К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Г. Гуго. Право, по учению Савиньи,- продукт «народного духа», творческой деятельности целого народа в его единстве. Служа выражением «общенародного убеждения», оно растет и развивается органически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобно языку, а не создается в тот или иной момент жизни индивидуальным творчеством, сознательной деятельностью отдельных личностей или их совокупностью.

Примирительная теория права. Ее придерживаются западные ученые: английский правовед Г.Д. Берман и шведский исследователь Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами.

Регулятивная теория права – этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: