Порядок предоставления государственной услуги по аккредитации

Обновлено: 01.05.2024

Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2021 г. № 2334

МОСКВА

Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда

В соответствии со статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда;

требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда.

2. Установить, что:

положения абзаца второго пункта 7 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 января 2023 г.;

положения абзаца третьего пункта 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 марта 2023 г.;

положения абзаца второго пункта 25 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 января 2023 г.

3. Установить, что:

положения абзаца второго пункта 6 требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прохождения проверки знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно применяются до 1 марта 2023 г.;

положения абзаца второго пункта 6 требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прохождения проверки знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" применяются с 1 марта 2023 г.;

положения абзаца четвертого подпункта "а", абзаца четвертого подпункта "б", абзаца четвертого подпункта "в", абзаца пятого подпункта "г" пункта 7 требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прохождения проверки знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно применяются до 1 марта 2023 г.;

положения абзаца четвертого подпункта "а", абзаца четвертого подпункта "б", абзаца четвертого подпункта "в", абзаца пятого подпункта "г" пункта 7 требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прохождения проверки знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" применяются с 1 марта 2023 г.

4. Установить, что заявления об аккредитации организаций, предполагающих оказывать услуги в области охраны труда, с прилагаемыми к ним документами, представленные указанными организациями и не рассмотренные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации до вступления в силу настоящего постановления, рассматриваются Министерством в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего постановления.

6. Реализация Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 16 декабря 2021 г. № 2334

ПРАВИЛАаккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (далее соответственно - аккредитация, организация, индивидуальный предприниматель).

2. Организации, индивидуальные предприниматели считаются допущенными к оказанию услуг в области охраны труда с даты регистрации их в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - реестр), или даты внесения в реестр записи о возобновлении действия аккредитации, в случае если ее действие ранее приостанавливалось.

Реестр содержит сведения об аккредитованных организациях, индивидуальных предпринимателях в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Подтверждением получения организациями, индивидуальными предпринимателями аккредитации является запись в реестре.

Действие аккредитации приостанавливается со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующего решения, о чем в день принятия решения в реестр вносится запись о приостановлении аккредитации.

Действие аккредитации прекращается со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующего решения, о чем в день принятия решения в реестр вносится запись о прекращении аккредитации.

3. Формирование и ведение реестра осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации, в том числе на основе использования единых форматов и стандартных протоколов, и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

4. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование сведений, содержащихся в реестре, в том числе их защиту от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ним, а также от иных неправомерных действий в отношении таких сведений;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа сведений, содержащихся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к сведениям, содержащимся в реестре, без взимания платы;

д) взаимодействие реестра с иными информационными системами.

5. Для получения аккредитации организации, индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда" (далее - требования), представляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявление о регистрации в реестре (далее - заявление), содержащее следующие сведения:

а) полное наименование и место нахождения организации, индивидуального предпринимателя, а также филиалов и представительств организации (при наличии);

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) вид (виды) услуг в области охраны труда, для оказания которых осуществляется аккредитация, а также вид (виды) обучения по охране труда, предполагаемые к осуществлению заявителем (для организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда);

д) сведения о наличии в учредительных документах юридического лица (в видах деятельности индивидуального предпринимателя) одного или нескольких видов услуг в области охраны труда, для оказания которых осуществляется аккредитация;

е) сведения о наличии на праве собственности или ином законном основании помещений, сооружений, зданий, строений, материально-технических ресурсов (мест обучения слушателей или учебных помещений), необходимых для оказания услуг в области охраны труда;

ж) сведения о наличии и об актуализации справочной базы законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда с указанием наименования документов, компьютерных справочных правовых систем и реквизитов договора на их обслуживание;

з) сведения о наличии утвержденного руководителем организации лично или индивидуальным предпринимателем локального нормативного акта, которым регламентируется система хранения и архивирования документов, в том числе правила их хранения и архивирования, предусматривающие хранение документов на бумажном носителе и (или) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, правила резервного копирования и восстановления документов, а также устанавливаются порядок, место, формы и сроки хранения документов;

и) сведения о наличии сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии подпунктом "д" пункта 5 требований;

к) сведения о кадровом составе организации в зависимости от предполагаемого к осуществлению вида деятельности в соответствии с требованиями.

6. Заявитель прилагает к заявлению копии следующих документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения:

а) в целях подтверждения соответствия заявителя положениям, предусмотренным пунктом 5 требований, - устав (при его наличии);

б) в целях подтверждения соответствия заявителя положениям, предусмотренным пунктом 6 требований:

трудовой договор специалиста по основному месту работы, трудовая книжка и информация о трудовой деятельности и трудовом стаже, предусмотренная статьей 661 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае если указанная информация не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации;

документ об образовании и (или) о квалификации, документ об обучении, в случае если сведения о таких документах отсутствуют в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";

в) в целях подтверждения соответствия заявителя положениям, предусмотренным пунктом 7 требований:

программа обучения, по которой осуществляется обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда;

перечень учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания требований охраны труда, используемых при проведении обучения по вопросам охраны труда;

документы, подтверждающие наличие в штате обучающей организации не менее 2 специалистов (при организации обучения работников правилам оказания первой помощи пострадавшим - не менее одного специалиста), осуществляющих обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда, трудовые договоры специалистов по основному месту работы и трудовые книжки и (или) информация о трудовой деятельности и трудовом стаже, предусмотренная статьей 661 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае если указанная информация не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации, документы об образовании и (или) о квалификации, документы об обучении, в том числе по охране труда, в случае если сведения о таких документах отсутствуют в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";

приказ о формировании комиссии по проверке знания требований охраны труда, сведения о квалификации членов комиссии, сведения об обучении по охране труда и о проверке знания требований охраны труда членов комиссии не реже 1 раза в 3 года;

перечень используемых технических средств обучения на правах собственности или аренды;

г) в целях подтверждения соответствия заявителя положениям, предусмотренным пунктом 8 требований, - описание или технические характеристики системы дистанционного обучения, используемой заявителем на праве собственности или ином законном основании.

7. Заявление оформляется в произвольной форме, подписывается руководителем организации, заверяется печатью организации (при наличии печати) и представляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на бумажном носителе лично или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Проверка представляемых сведений и внесение их в реестр производятся в автоматическом режиме.

8. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы, поступившие на аккредитацию, и принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации, а также уведомляет заявителя о принятом решении в течение 25 рабочих дней со дня регистрации заявления.

9. По результатам рассмотрения заявления принимается решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.

10. Основаниями для принятия решения об отказе в аккредитации являются:

а) несоответствие сведений и документов, представленных на аккредитацию, требованиям и сведениям, указанным в пунктах 5 - 8 требований и пунктах 5 - 7 настоящих Правил;

б) представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует заявителя о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в день принятия решения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления и прилагаемых к нему документов в виде электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В случае принятия решения об отказе в аккредитации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение заявителю документов, представленных на бумажном носителе, а также направляет в адрес заявителя письмо с мотивированным обоснованием возврата документов в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

В случае отказа в аккредитации по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил, заявитель вправе повторно подать заявление в порядке, установленном пунктами 5 - 8 настоящих Правил.

В случае отказа в аккредитации по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, заявитель вправе повторно подать заявление не ранее чем по истечении 3 лет со дня вынесения решения об отказе по такому основанию, а также обжаловать решение в установленном порядке.

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации вносит сведения об аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей в реестр в день принятия решения об аккредитации.

13. В реестр вносятся следующие сведения об аккредитованных организациях, индивидуальных предпринимателях:

а) полное наименование и место нахождения организации или место жительства в Российской Федерации индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) регистрационный номер записи в реестре;

д) вид услуги в области охраны труда, а также вид (виды) обучения по охране труда, на которые аккредитованы организации, индивидуальные предприниматели (для организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда);

е) дата принятия решения об аккредитации;

ж) дата и основание принятия решения о приостановлении аккредитации;

з) дата и основание принятия решения о возобновлении действия аккредитации;

и) дата и основание принятия решения о прекращении аккредитации.

14. В случае изменения сведений об аккредитованных организациях, индивидуальных предпринимателях, содержащихся в реестре, в том числе сведений о кадровом составе, организации, индивидуальные предприниматели в течение 10 рабочих дней со дня таких изменений направляют соответствующее заявление на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с указанием сведений, подлежащих изменению, с приложением к заявлению копий соответствующих документов.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление и приложенные к нему документы, принимает решение о внесении соответствующих изменений в сведения об аккредитованной организации, индивидуальном предпринимателе и вносит такие изменения в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления.

Сведения об аккредитованной организации, индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в реестре, при условии их изменения в иных государственных информационных ресурсах, корректируются в реестре в автоматическом режиме.

15. Аккредитация подлежит приостановлению в случаях:

а) привлечения организации, индивидуального предпринимателя к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда;

б) неоднократных нарушений организацией, индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги в области охраны труда, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в течение 3 лет со дня вступления в силу решения о назначении наказания за 1-е нарушение;

в) выявления фактов несоблюдения организацией, индивидуальным предпринимателем положений, установленных пунктами 5 - 8 требований;

г) выявления фактов несоблюдения требований к кадровому составу по результатам рассмотрения заявления с приложением к нему документов, направленного в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации организацией (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.

16. Сведения о привлечении организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 15 настоящих Правил, направляются Федеральной службой по труду и занятости в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня вынесения соответствующего судебного решения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

17. Сведения о случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 15 настоящих Правил, направляются Федеральной службой по труду и занятости в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня вынесения соответствующего предписания посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

18. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает сведения, указанные в пунктах 16 и 17 настоящих Правил, при наличии оснований принимает решение о приостановлении аккредитации и вносит в реестр такую запись в течение 5 рабочих дней со дня регистрации указанных сведений в Министерстве труд

Для получения государственной услуги по аккредитации необходимо подать заявление установленной формы. К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации и предусмотренных установленным перечнем документов.

Порядок предоставления государственной услуги по аккредитации

1 этап: проверка Росаккредитацией заявления об аккредитации и прилагаемых документов, получение сведений на основании межведомственного запроса (пункт 14 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050). Срок — 5 рабочих дней со дня регистрации заявления;

2 этап: формирование состава экспертной группы (пункты 25, 29, 30 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации). Срок — 10 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа до дня заключения заявителем договора с экспертной организацией;

3 этап: проведение документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации (пункты 31, 35, 36 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации). Срок — 18 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа до дня завершения проверки Росаккредитацией экспертного заключения, включая срок заключения заявителем договора с экспертной организацией — 3 рабочих дней со дня завершения формирования состава экспертной группы;

4 этап: проведение выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации. Срок —25 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа до даты завершения проверки Росаккредитацией акта выездной экспертизы (пункты 45, 46 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации).

5 этап: принятие Росаккредитацией решения об аккредитации (пункт 47 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации). Срок — 3 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа.

Общий срок осуществления процедуры по аккредитации составляет 61 рабочий день — со дня регистрации заявления об аккредитации и прилагаемых к нему документов до дня принятия решения. В него не включаются обстоятельства, которые в соответствии с Правилами осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации влияют на продление срока осуществления аккредитации.

12 октября 2020 года,

регистрационный N 60332

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной
службы по аккредитации
от 29 апреля 2020 года N 84

Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, прекращению действия аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц

I. Общие положения

Предмет регулирования административного регламента

1. Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, прекращению действия аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц (далее - Административный регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация), ее территориальных органов, ее структурных подразделений и должностных лиц при взаимодействии с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти в процессе предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, прекращению действия аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц (далее - государственная услуга).

Положения настоящего Административного регламента не распространяются на процесс предоставления Росаккредитацией государственных услуг по аккредитации, расширению и сокращению области аккредитации, прекращению действия аккредитации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, особенности осуществления которых установлены статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6977; 2018, N 31, ст.4851).

Круг заявителей

2. Заявителями на предоставление государственной услуги в части аккредитации могут быть российские юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, а также иностранные организации, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, претендующие на аккредитацию.

Заявителями на предоставление государственной услуги в части расширения области аккредитации являются аккредитованные юридические лица или индивидуальные предприниматели (далее - аккредитованные лица), действие аккредитации которых не прекращено.

Заявителями на предоставление государственной услуги в части подтверждения компетентности аккредитованных лиц могут быть аккредитованные лица, действие аккредитации которых не прекращено.

Заявителями на предоставление государственных услуг в части сокращения области аккредитации, прекращения действия аккредитации и внесения изменений в сведения реестра аккредитованных лиц могут быть аккредитованные лица, действие аккредитации которых не прекращено.

Заявителями на предоставление государственных услуг в части расширения, сокращения области аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованных лиц и внесения изменений в сведения реестра аккредитованных лиц также могут быть иностранные организации, получившие аккредитацию в национальной системе аккредитации, действие аккредитации которых не прекращено.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

4. Информирование о предоставлении Росаккредитацией государственной услуги осуществляется:

непосредственно Росаккредитацией с использованием информационно-коммуникационных технологий;

посредством использования телефонной, почтовой связи, а также электронной почты;

посредством размещения информации на официальном сайте Росаккредитации, Едином портале, а также в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации (далее - ФГИС Росаккредитации).

Не допускается отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также отказ в предоставлении государственной услуги в случае, если запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на Едином портале.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

5. Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширение, сокращение области аккредитации, подтверждение компетентности аккредитованных лиц, прекращение действия аккредитации, внесение изменений в сведения реестра аккредитованных лиц.

Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

6. Предоставление государственной услуги осуществляется центральным аппаратом Росаккредитации.

7. При предоставлении государственной услуги в части аккредитации, расширения области аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованного лица Росаккредитацией осуществляется:

межведомственное электронное взаимодействие с Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации;

взаимодействие с экспертами по аккредитации, техническими экспертами, экспертными организациями, обеспечивающими оказание услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг.

8. Росаккредитация не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст.2829; 2018, N 40, ст.6129; 2020, N 1, ст.51).

Описание результата предоставления государственной услуги

9. Результатом предоставления государственной услуги является:

аккредитация или отказ в аккредитации;

расширение области аккредитации или отказ в расширении области аккредитации;

сокращение области аккредитации или отказ в сокращении области аккредитации;

подтверждение компетентности аккредитованного лица;

завершение прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и приостановление действия аккредитации;

завершение прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и направление перечня несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации;

внесение изменений в сведения реестра аккредитованных лиц или отказ во внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц;

прекращение действия аккредитации по заявлению аккредитованного лица или отказ в прекращении действия аккредитации;

прекращение по заявлению заявителя предоставления государственной услуги.

Срок предоставления государственной услуги

10. Решение об аккредитации, о расширении области аккредитации или об отказе в аккредитации, в расширении области аккредитации принимается Росаккредитацией в течение 100 рабочих дней со дня приема у заявителя соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов.

В общий срок осуществления аккредитации, расширения области аккредитации не включаются сроки приостановления осуществления аккредитации в соответствии с частями 17 и 29 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ.

В случае ненаправления экспертом по аккредитации предложений о привлечении технических экспертов для включения их в состав экспертной группы, либо направления предложений, не содержащих согласия технических экспертов на проведение экспертизы представленных заявителем документов и сведений и выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации, либо отказа эксперта по аккредитации от проведения экспертизы представленных заявителем документов и сведений или от выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации общий срок процедуры по аккредитации, расширению области аккредитации (100 рабочих дней) каждый раз увеличивается на 15 рабочих дней (но не более 5 раз).

Общий срок процедуры по аккредитации, расширению области аккредитации увеличивается на 10 рабочих дней в случае, если заявителем представлены в Росаккредитацию документы и (или) сведения, подтверждающие устранение им несоответствий критериям аккредитации, в соответствии с частью 17 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ и проверка указанных документов и (или) сведений осуществлена Росаккредитацией в течение 10 рабочих дней со дня их получения.

В случае нарушения экспертом по аккредитации установленных частями 15 и 25 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ сроков подготовки и утверждения экспертного заключения, акта выездной экспертизы, а также подписания документа, содержащего описание области аккредитации, общий срок процедуры по аккредитации, расширению области аккредитации (100 рабочих дней) увеличивается на срок, на который экспертом по аккредитации превышены указанные сроки.

В случае представления экспертом по аккредитации в Росаккредитацию материалов, подтверждающих устранение заявителем, аккредитованным лицом несоответствий критериям аккредитации, в соответствии с частью 30 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ проверка указанных материалов осуществляется Росаккредитацией в течение 20 рабочих дней со дня их получения. При этом общий срок процедуры аккредитации, расширения аккредитации увеличивается на 20 рабочих дней.

11. Общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица составляет 95 рабочих дней со дня приема заявления до дня принятия решения в соответствии с частью 19 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ в следующих случаях:

если компетентность подтверждается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ;

если аккредитованное лицо проходит процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ вместе с процедурой расширения области аккредитации в соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ.

Общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица составляет 70 рабочих дней со дня приема заявления до дня принятия решения в соответствии с частью 19 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ (если аккредитованное лицо проходит процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ, в том числе если в соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ вместе с указанной процедурой подтверждения компетентности аккредитованное лицо проходит процедуру внесения изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, в связи с изменением места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица).

В общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (95 или 70 рабочих дней) не включаются сроки подготовки и утверждения экспертом по аккредитации акта экспертизы, а также подписания документа, содержащего описание области аккредитации, в части превышения сроков подготовки и утверждения акта экспертизы (в случае нарушения этих сроков экспертом по аккредитации).

В случае ненаправления экспертом по аккредитации предложений о привлечении технических экспертов для включения их в состав экспертной группы, либо направления предложений, не содержащих согласия технических экспертов на проведение экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений и выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, либо отказа эксперта по аккредитации от проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений или от выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации общий срок осуществления подтверждения компетентности каждый раз увеличивается на 15 рабочих дней (но не более 5 раз).

12. В случае, предусмотренном частью 4 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ, срок процедур по аккредитации, расширению области аккредитации, подтверждению компетентности продлевается на срок, прошедший со дня утверждения первоначального состава экспертной группы до дня определения Росаккредитацией нового эксперта по аккредитации.

13. В случае если заявитель или аккредитованное лицо осуществляют деятельность в области аккредитации по 3 или более адресам осуществления деятельности, общий срок процедуры по аккредитации, расширению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованного лица, предусмотренный пунктами 10 и 11 Административного регламента, увеличивается на 5 рабочих дней в отношении каждого дополнительного адреса места осуществления деятельности (в части соответствующего увеличения сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации на 5 рабочих дней, выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации на 5 рабочих дней, документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации на 5 рабочих дней в совокупности).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 ноября 2021 года N 2050

1. Утвердить прилагаемые:

2. Установить, что до 1 сентября 2022 г. при предоставлении национальным органом по аккредитации государственных услуг по аккредитации, расширению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованного лица в целях получения документов (информации), необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления указанных государственных услуг, запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации, в распоряжении которых находятся необходимые документы (информация), могут направляться на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа.

3. Признать утратившими силу:

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г., за исключением подпункта "б" пункта 5, пункта 7, абзаца третьего пункта 27, абзацев второго и третьего пункта 33 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных настоящим постановлением, подпункта "б" пункта 8, пункта 10, абзаца пятого пункта 26, абзацев второго и третьего пункта 32 и абзаца второго пункта 38 Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденных настоящим постановлением, вступающих в силу с 1 сентября 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2021 года N 2050

Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на получение аккредитации в национальной системе аккредитации (далее - заявитель), в том числе порядок подачи и рассмотрения заявления об аккредитации и прилагаемых к нему документов и сведений, основания для возврата заявления об аккредитации без рассмотрения, порядок прекращения осуществления процедур аккредитации заявителя на основании его заявления, порядок проведения оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, порядок применения схем аккредитации, порядок формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, включая случаи проведения выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации дистанционно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи (далее - удаленная оценка), а также случаи и порядок проведения свидетельской оценки.

Расширение области аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в национальной системе аккредитации (далее - аккредитованное лицо), осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации.

2. Для аккредитации (расширения области аккредитации) заявитель (аккредитованное лицо) представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил.

3. Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) представляется заявителем (аккредитованным лицом) по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон об аккредитации).

Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) направляется посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в виде электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) руководителя юридического лица или лица, которое в силу федерального закона или учредительных документов такого юридического лица выступает от его имени, либо индивидуального предпринимателя.

В случае если заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения подписаны лицом, уполномоченным в силу федерального закона или учредительных документов выступать от имени заявителя (аккредитованного лица) (представителем заявителя, аккредитованного лица), к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) прилагаются копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего указанное заявление и прилагаемые к нему документы и сведения.

4. В одном заявлении об аккредитации может быть заявлена одна область аккредитации в соответствии с одной схемой аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1_1 статьи 4 Федерального закона об аккредитации с учетом международных стандартов.

На основании одного заявления об аккредитации в случае принятия национальным органом по аккредитации по результатам проведения оценки соответствия заявителя критериям аккредитации решения об аккредитации заявителю присваивается один уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

Расширение области аккредитации аккредитованного лица осуществляется по схеме аккредитации, в соответствии с которой была осуществлена аккредитация.

Для получения аккредитации в национальной системе аккредитации в 2 и более областях аккредитации по 2 и более схемам аккредитации заявитель направляет в установленном порядке отдельные заявления об аккредитации с указанием в каждом заявлении соответствующей области аккредитации и схемы аккредитации.

5. К заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) прилагаются документы и сведения, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона об аккредитации (далее - перечень документов и сведений, прилагаемых к заявлению), в том числе:

а) заявляемая область аккредитации;

б) анкета самообследования заявителя (аккредитованного лица) (далее - анкета самообследования);

в) копии документов, а также сведения, подтверждающие соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

6. Заявляемая область аккредитации формируется с использованием средств федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - федеральная система в области аккредитации) в виде электронного документа и подписывается электронной подписью заявителя (аккредитованного лица) (представителя заявителя, аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

Заявляемая область аккредитации должна соответствовать одной схеме аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1_1 статьи 4 Федерального закона об аккредитации с учетом международных стандартов.

7. Анкета самообследования формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью заявителя (аккредитованного лица) (представителя заявителя, аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи в соответствии с формой и методикой, установленными национальным органом по аккредитации.

8. При подаче заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) прилагаемые документы и сведения представляются заявителем (аккредитованным лицом) с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в электронной форме, в том числе в виде электронных образов (скан-копии) документов, и подписываются электронной подписью заявителя (аккредитованного лица) (представителя заявителя, аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

9. Документы и сведения, составленные на иностранном языке, должны быть представлены в национальный орган по аккредитации с заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык.

10. Национальный орган по аккредитации не вправе требовать от заявителя (аккредитованного лица) указания в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации) сведений, а также представления документов и сведений, не предусмотренных настоящими Правилами, а также формой заявления и перечнем документов и сведений, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации).

11. Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения регистрируются национальным органом по аккредитации не позднее 1 рабочего дня со дня их поступления в национальный орган по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации.

13. Национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) на любом этапе осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) в случае выявления в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации), прилагаемых к нему документах и сведениях, а также в иных документах и сведениях, представляемых заявителем (аккредитованным лицом) в ходе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) в целях подтверждения соответствия критериям аккредитации, недостоверной или искаженной информации.

14. Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения, представленные заявителем (аккредитованным лицом) в национальный орган по аккредитации, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации проходят проверку:

а) с использованием средств федеральной системы в области аккредитации, обеспечивающих форматно-логический контроль, в том числе в отношении сведений, содержащихся в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых к нему документах и сведениях, полноты (комплектности), оформления и формы представления;

б) посредством направления запросов в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) организации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в целях подтверждения:

факта внесения сведений о заявителе (аккредитованном лице) в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

факта постановки заявителя (аккредитованного лица) на учет в налоговом органе;

наличия права собственности или иного законного основания, предусматривающего право владения и пользования помещениями, сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации;

соответствия оборудования и средств измерений, сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений (в том числе в части поверки);

наличия образования у работников заявителя (аккредитованного лица), сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации;

наличия опыта работы у работников заявителя (аккредитованного лица), сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации.

16. По результатам проверки, предусмотренной пунктом 14 настоящих Правил, заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения возвращаются национальным органом по аккредитации заявителю (аккредитованному лицу) без рассмотрения в следующих случаях:

а) нарушение установленных требований к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и (или) к прилагаемым к нему документам и сведениям, в том числе к их полноте (комплектности), оформлению, форме представления и схеме аккредитации;

б) подписание заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и (или) прилагаемых к нему документов и сведений лицом (лицами), не уполномоченным (не уполномоченными) на его (их) подписание;

в) если на момент подачи заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) в национальный орган по аккредитации на его рассмотрении находится другое заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) от этого заявителя (аккредитованного лица) по тому же адресу места осуществления деятельности в заявленной области аккредитации (либо если этот заявитель уже является аккредитованным лицом в соответствующей области аккредитации по тому же адресу места осуществления деятельности);

г) направление заявителем в национальный орган по аккредитации заявления об аккредитации с указанием 2 и более областей аккредитации в соответствии с 2 и более схемами аккредитации;

д) направление заявления о расширении области аккредитации по схеме аккредитации, не применявшейся при аккредитации в установленной области.

17. Национальный орган по аккредитации уведомляет заявителя (аккредитованное лицо) о возвращении заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения по основаниям, установленным пунктом 16 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с указанием причин возвращения указанного заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения (в том числе с использованием средств федеральной системы в области аккредитации).

от 1 апреля 2015 года N 194

(с изменениями на 17 ноября 2017 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 октября 2020 года на основании
приказа Минэкономразвития России от 10 марта 2020 года N 108
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169; N 35, ст.5092; 2012, N 28, ст.3908; N 36, ст.4903; N 50, ст.7070; N 52, ст.7507; 2014, N 5, ст.506),

в Министерстве юстиции

22 июля 2015 года,

регистрационный N 38145

УТВЕРЖДЕН
приказом
Минэкономразвития России
от 1 апреля 2015 года N 194

Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц

(с изменениями на 17 ноября 2017 года)

I. Общие положения

Предмет регулирования административного регламента

1. Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц (далее - Административный регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация, Служба), ее территориальных органов, ее структурных подразделений и должностных лиц при взаимодействии с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти в процессе предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц (далее - государственная услуга).

Круг заявителей

2. Заявителями на предоставление государственной услуги в части аккредитации могут быть российские юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, а также иностранные организации, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, претендующие на аккредитацию.

Заявителями на предоставление государственной услуги в части расширения области аккредитации являются аккредитованные юридические лица или индивидуальные предприниматели (далее - аккредитованные лица), действие аккредитации которых не прекращено и не заканчивается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в период предоставления государственной услуги.

Заявителями на предоставление государственной услуги в части сокращения области аккредитации являются аккредитованные лица, действие аккредитации которых не прекращено и не заканчивается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в период предоставления государственной услуги.

Заявителями на предоставление государственной услуги в части подтверждения компетентности аккредитованных лиц могут быть аккредитованные лица, действие аккредитации которых не прекращено и не заканчивается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в период предоставления государственной услуги, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ).

Заявителями на предоставление государственной услуги в части внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, могут быть аккредитованные лица (их правопреемники), действие аккредитации которых не прекращено и не заканчивается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в период предоставления государственной услуги.

Заявителями на предоставление государственной услуги в части предоставления сведений из реестра аккредитованных лиц могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица.

Заявителями на предоставление государственной услуги в части получения аттестата аккредитации являются аккредитованные лица, действие аккредитации которых не прекращено и не заканчивается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в период предоставления государственной услуги.

Заявителями на предоставление государственной услуги в части получения дубликата аттестата аккредитации являются аккредитованные лица, действие аккредитации которых не прекращено и не заканчивается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в период предоставления государственной услуги.

Заявителями на предоставление государственной услуги в части прекращения действия аккредитации являются аккредитованные лица, действие аккредитации которых не прекращено и не заканчивается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в период предоставления государственной услуги.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Информирование о предоставлении Росаккредитацией государственной услуги осуществляется:

непосредственно в здании Росаккредитации с использованием средств наглядной информации, в том числе информационных стендов и средств информирования с использованием информационно-коммуникационных технологий;

посредством использования телефонной, почтовой связи, а также электронной почты;

4. Информация о месте нахождения Росаккредитации:

Адрес: 117997, г.Москва, ул.Вавилова, д.7.

Прием документов для целей предоставления государственной услуги осуществляется по адресу:

117997, г.Москва, ул.Вавилова, д.7.

Телефон: (495) 539-26-70.

Сведения о месте нахождения, контактных телефонах, интернет-адресах территориальных органов Росаккредитации приведены в приложении N 1 к Административному регламенту.

5. Часы приема заявлений на предоставление государственных услуг Росаккредитацией:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: