Адвокат это образ жизни

Обновлено: 28.04.2024

Судебный адвокат в третьем поколении Джеймс Грей Робинсон провёл большую часть жизни, работая юристом или слушая о том, как быть юристом за детским обеденным столом. Робинсон был судебным адвокатом в Северной Каролине в течение 27 лет и вышел на пенсию в 2004 году, чтобы заняться консалтингом.

В 2016 году он переехал в Орегон в 2016 году и решил сдать экзамен на адвоката в этом штате. В 64 года он получил лицензию адвоката, однако, так и не устроился в контору, которую рассматривал как следующий этап карьеры. Несмотря на это он решил продолжить консультировать юристов.

Когда Робинсон готовился к экзамену, то вспоминал годы, проведенные в качестве адвоката по семейному праву и бизнес-консультанта, работающего с юристами и юридическими фирмами.

Оглядываясь назад и анализируя трудности, с которыми пришлось столкнуться на адвокатской стезе, Робинсон сформулировал основные правила, которые могут помочь юристам добиться успеха, независимо от того, начинают ли они свой путь или уже на закате своей карьеры.

Вот 10 правил успешного адвоката , которым Джеймс Робинсон рекомендует следовать.

1. Не становитесь заложниками своего прошлого

Не становитесь заложниками своего прошлого

Прошлое – это урок, а не груз, который прикован тяжелой цепью к ноге заключенного, чтобы тот не сбежал. Мы можем стать идеальными тюремщиками сами себе. Помните, ваш ум – ключ от вашей же камеры.

Не зацикливайтесь на болезненных событиях и провалах. Не становитесь жертвой своего же опыта. Правильно расставьте акценты: кризисы и падения – это уроки. Делайте правильные выводы, чтобы не повторять своих же ошибок. Этот совет более важен для опытных адвокатов, у которых гораздо больше практики (в том числе неудач), чем у новичков.

2. Правильно питайте не только свой ум, но и организм

Не забывайте: мы – то, что мы едим. Да, второй совет касается здорового образа жизни.

Злоупотребление алкоголем и вредная пища сказываются не только на физическом, но и на психическом состоянии здоровья. Еда, действительно, заставляет нас чувствовать себя подавленными, расстроенными и злыми. Заедая и запивая алкоголем неудачи на работе, вы попадаете в порочный круг, из которого будет очень сложно выйти.

3. Подумайте, что больше восхищает людей – здоровье и счастье или банковский счет?

Задумайтесь над жизненными ценностями. Так ли важен миллион на банковском счету, если вы больны и несчастны, а рядом нет друзей и близких. Впрочем, выбор по-настоящему важных вещей делаете только вы сами.

4. Ежедневно делайте 10-минутный перерыв на то, чтобы ни о чем не думать, только дышать

Делайте 10-минутный перерыв на отдых

Чаще всего юристы жалуются на то, что им приходится постоянно думать, анализировать ситуацию, предвидеть исход, избегать проблем. И так в режим 24 на 7. Заведите себе за правило – отводить как минимум 10 минут ежедневно на спокойное дыхание, со временем вы научитесь абстрагироваться от задач и проблем и концентрироваться только на вдохе и выдохе.

Поверьте, это поможет улучшить самочувствие и перезагрузит ваш мозг не хуже очередной порции кофеина.

5. Честность, порой, восхищает больше, чем количество побед

Честность - лучше, чем количество побед

У каждого из нас есть пара-тройка примеров адвокатов, которые выделяются своей агрессией, наглостью, страстью к скандалам и провокациям. Да, они бывают успешны, однако, большинству не хочется иметь с ними дело. Решите для себя, что важнее: чтобы вами восхищались, потому что вы открыты или честны, или побаивались, обсуждая за спиной то, какой вы напыщенный самодур.

6. Найдите баланс между работой, здоровьем, семьей и социумом

Звучит нереально трудно, однако, при понимании важности каждого из этих компонентов жизни, вы поймёте, что без баланса проблем будет больше, а возможностей решения – меньше.

Однажды старший партнёр в моей фирме сказал: «Чтобы добиться успеха ты должен одновременно сконцентрироваться на своей работе, семье и церкви». Сейчас, с высоты своего собственного опыта, я бы подкорректировал совет: «Вы должны сосредоточиться на своем физическом и ментальном состоянии, а также на своей семье, что бы вы ни вкладывали в это понятие».

7. Нет ничего сильнее доброго слова


Донести свою точку зрения можно и без конфликта. Да, вы привлечете больше клиентов пряниками, а не кнутом.

В последнее время адвокаты всё чаще угрожают друг другу жалобами на неэтичное поведение. Это нелепо. Зачем нужны угрозы, чтобы доказать свою точку зрения? Отстаивайте свою позицию мягко, вежливо и достойно.

8. Не бойтесь перемен, они бывают к лучшему

Изменения – это развитие, рост. Помните, что изменения – это возможность. Не сопротивляйтесь процессу. Даже если вам придётся покинуть свою первую юридическую фирму или закрыть свою практику – воспринимайте это, как возможность начать что-то новое. Возможно, это будут новые партнёры, новые сферы для практики…а, вероятно, и новая деятельность как таковая.

9. Если вы не научитесь контролировать свои эмоции, эмоции возьмут вас под контроль

Многие люди даже не задумывается, какой силой может обладать мысль и к чему она может привести. Если мы не фокусируемся на позитивном развитии событий, скорее всего, действительность приведёт нас к негативному результату, а затем, к самокопанию и поиску виноватых. Это отличает юристов, которые всегда держат в уме наихудший сценарий развития ситуации.

Успешные люди поступают наоборот: они держат в уме благоприятных исход дела и позитивные перемены.

Вы спросите, как думать о хорошем, если вокруг один негатив, да еще и депрессия раскрыла свои объятья. Ответьте на депрессию позитивным мышлением, и вы увидите, как меняется окружающая действительность. Естественно, если речь идёт о хронической или клинической депрессии, лучше обратиться к профессиональной медицинской помощи.

10. Быть юристом – это дар

Быть юристом - дар

Помните, что именно быть юристом – это ваш выбор, а не призвание. Не загоняйте себя мыслями о бесконечном профессиональном совершенствовании, при этом переступая через очевидную вещь: не чувствуете, что это ваше, – не занимайтесь этим. мы решили быть юристами, мы не были призваны.

Если юридическая практика не для вас, займитесь чем-нибудь другим. Однако, если вы показываете отличный результат, приведите мысли в порядок, расставьте приоритеты по полочкам. Если вы сталкиваетесь с неудачей, будьте благодарны за урок. Согласитесь, легко быть довольным, если постоянно выигрываешь, попробуйте не махнуть на всё рукой в действительно трудные времена.

Перевод выполнен сотрудниками редакции Института судебных экспертиз и криминалистики

В статье использовались кадры из популярных фильмов/сериалов на юридическую тематику: «Хорошая жена», «Как избежать наказания за убийство», «Лучше звонить Соулу», «Адвокат дьявола», «Лжец, лжец». Все фильмы производства США.

В преддверии Дня юриста (3 декабря) мы побеседовали с юристами-практиками об особенностях их профессии. Вот что они рассказали.

Можно ли еще до поступления на юридический факультет понять, что из тебя получится хороший юрист и если да, то как это сделать?

Пепеляев

Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании "Пепеляев Групп":

Наверно, можно, но это не мой случай. Я шел по принципу: "Ну, а куда еще?" А вообще ошибиться не так страшно, так как юридическое образование – хорошая база для многих других профессий. Среди моих однокурсников есть и бизнесмены, и финансисты, и журналисты с писателями.

Муранов

Александр Муранов, управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры":

Не уверен, что можно. Право – не музыка и не шахматы, где вундеркинды проявляются себя еще в детстве, а во многом ремесло, которое надо долго постигать.

Можно ли заранее сказать, получится ли хороший врач из абитуриента? Нет, конечно же.

Блестящие и глубокие знания не гарантируют умения их применять. Знания и умения не гарантируют наличие дисциплины и тем более добросовестности. Все это вырабатывается постепенно. В начале карьеры, как и большинство специалистов разных профессий, молодые юристы – плохие юристы. Но научатся, и станут хорошими.

Кстати, юрист юристу рознь. Можно иметь задатки к тому, чтобы быть хорошим следователем, но стать никаким нотариусом. Блестящий адвокат, выбранный арбитром, может провалить дело.

Кроме того, как может только начинающая свой профессиональный путь личность сама себя оценивать в этом плане.

Впрочем, определенные маркеры есть, хотя и их наличие ничего не гарантирует. Среди них: самоирония (но на нее в молодом возрасте мало кто способен, у всех амбиции и гормоны), умение рефлексировать, а также навыки самообучения.

Астапов

Максим Астапов, адвокат (Адвокатская палата г. Москвы):

Думаю, что можно. После окончания школы я твердо знал, что стану юристом, хотел быть следователем. Но жизнь распорядилась иначе, стал адвокатом и к тому же еще цивилистом. А обратить внимание на специальность юриста мне посоветовали в последних классах школы.

Чтобы стать юристом, надо много читать, быть усидчивым и терпеливым. Поэтому такое направление не подходит тем, кто предпочитает работу в постоянных передвижениях, без бумаг и чтения.

Но и профессия юриста бывает разной. Возьмем, для примера, деятельность адвоката, судебного юриста-представителя.

Я бы расставил направления внутри этой профессии по шкале навыков следующим образом. С одного края находится аналитическая работа с документами, цифрами, не требующая каких-то особенных навыков ораторского мастерства. Это работа юриста по экономическим спорам, связанная с очень формальными отношениями.

С противоположной стороны шкалы я бы разместил уголовно-правовое направление. Это работа с мотивами, личностными отношениями и характеристиками человека. Такая работа требует подвижности, коммуникативных качеств, хороших ораторских навыков, знаний психологии, критичности по отношению к окружающему миру.

Где-то в центре находится сфера, связанная с общими вопросами права, которые возникают у граждан. Это семейные, жилищные, бытовые споры, общеуголовные преступления. Данная область деятельности адвоката одна из самых сложных – от юриста она требует знаний и навыков не только по гражданскому законодательству, но и в сфере уголовно-правового направления, включая навыки по ораторскому искусству, психологии, истории и другим гуманитарным дисциплинам, то есть навыков, полезных в обоих названных мною выше направлениях.

По любому из направлений для юриста требуется применение логики. И лучше, чтобы это были хорошие знания академического курса, а не логика, которой все мы обладаем по наитию от рождения.

Приведите, пожалуйста, пример практической ситуации, которую спасло Ваше чувство юмора.

Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании "Пепеляев Групп":

Спасает каждый день. Отношение к закону и праву в нашей стране таково, что без чувства юмора не обойтись.

Александр Муранов, управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры":

Чтобы именно спасло – такого не было.

Но если нужно разрядить обстановку во время переговоров или третейских слушаний – чувство юмора пригождается нередко.

Нам однажды с партнером в переговорах с клиентом помогла придуманная нами фраза "Юристы размножаются спорами", хотя на авторство не претендую.

Василий Витрянский,
Д.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

2 декабря 2016 года

"Особенности правового регулирования объектов недвижимости". Спикеры: Витрянский В.В., Гонгало Б.М., Суханов Е.А., Бевзенко Р.С.

Среди хороших клиентов вообще много ценителей юмора, быть с ними на одной волне важно. Высший уровень доверия с клиентом: когда он может подкалывать тебя, а ты – его.

Максим Астапов, адвокат (Адвокатская палата г. Москвы):

Нельзя сказать, чтобы чувство юмора спасло, но наладить доброжелательные отношения с участниками процесса или с судьей иногда помогает. Шутить во время судебного разбирательства не следует, но работа адвоката во многом проходит и вне зала суда.

Однажды мне позвонила судья одного из районных судов, чтобы согласовать время заседания, оно пришлось на 22 июня, на 16.00. Я, записывая себе в ежедневник дату и время, вслух произнес: "Двадцать второго июня, ровно в четыре часа. ". Видимо, зная слова известной песни, также записывая в блокнот, судья продолжила: "С полки упала чья-то кастрюля. ". Но тут же осеклась, понимая, что не к месту. Но я подхватил и закончил: "И началася война". Немного посмеялись.

Каким был самый глупый стереотип о юристах, с которым Вы сталкивались?

Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании "Пепеляев Групп":

"Чем клиенту хуже, тем юристу лучше". Это абсолютная чушь. Юрист хорошо зарабатывает не на бедах своих клиентов, а на победах. То есть когда он помогает не в обороне, а в созидательных процессах, например, в сделках, в стройке.

Александр Муранов, управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры":

Стереотипы – скорее проявления коллективного бессознательного, так что называть их глупыми я не решусь, даже если они мне не понравятся. Они такие, какие есть, в них проявляются распространенные в обществе стандарты. Вот если ниже таких стандартов – тогда уже будет глупость. Но я с таким не сталкивался, как и с сугубо индивидуальными стереотипами не пересекался. А вот с коллективными – нередко. Вот самые часто встречающиеся:

1) "Любой юрист знает любой правовой вопрос". Вот в больнице все понимают, что у врачей разные специализации, а к юристу бегут с любым вопросом: "Помоги, тыжюрист!".

2) "Юристов и права надо бояться". Понятно: все неизвестное страшит.

3) "Все адвокаты – кидалы, решальщики и заносильщики". Как сказал в шутку Генри Киссинджер: "Какие-то 90% политиков портят репутацию всех остальных".

4) "Все судьи – продажные". Неправда, воскликнет кто-то, есть еще и покупные!

5) "У любого юриста денег куры не клюют". Глупость, конечно.

6) "Юристы занимаются болтологией, поэтому их работа стоит дешево". Кто же помнит Адама Смита, который утверждал: "В искусствах и либеральных профессиях обучение еще гораздо дороже и продолжительнее. Ввиду этого денежное вознаграждение художников и скульпторов, юристов и врачей должно быть гораздо более щедрое, что в действительности имеет место". Я бы уточнил: обучение, которое продолжается всю жизнь.

Хотя, пожалуй, вот действительно глупый стереотип, надеюсь, только для текущих времен: "Конституция РФ – верховный закон".

Максим Астапов, адвокат (Адвокатская палата г. Москвы):

Самое распространенное заблуждение о юристах такое. Юрист – это человек, который знает все законы. То, что у каждого юриста должна быть своя специализация, мало кого волнует. Когда ко мне обращаются не по моему направлению, я не отказываю человеку в помощи сразу. Если проводить аналогию с медицинской деятельностью, я как терапевт, выслушаю, а потом отправлю к нужному специалисту.

Профессия часто накладывает отпечаток на повседневную жизнь человека. Замечаете ли за собой или своими коллегами особенности мышления, речи, характера, "выдающие" юриста, и если да, то какие именно?

Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании "Пепеляев Групп":

Юрист на 50% – это воспитание, особая культура мышления и приверженность логике. Я, например, не глядя на подпись автора, сразу могу отличить, кто написал статью: юрист или экономист. Сравнение не в пользу экономистов, которые часто грешат бессистемностью материала. Хотя, это свойственно и некоторым юристам.

Александр Муранов, управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры":

Да. Умение сразу видеть логические ошибки. Взвешивание слов, тщательный их подбор. Склонность к формализму. Умение напустить в речь "воды", рассуждать беспредметно (хотя многие делают это неосознанно). Внимание к деталям. Скепсис и часто цинизм. Склонность к идентификации разных рисков. Излишества в бумагах на столе.

Умение уклоняться от вопросов, но так, что к ответам не придерешься. Способность спорить аргументировано, а не ради спора. В то же время готовность при случае использовать софистику. Сюда же можно отнести использование фраз: "Вопрос сформулирован некорректно" или "Какой вопрос, такой ответ".

Коллекционирование юридических раритетов. Восприятие слов в их буквальном значении (как в анекдоте про юристов, которым в ресторане сказали, что нельзя приносить свои бутерброды, тогда они поменялись друг с другом бутербродами и продолжили есть). Специфические оговорки, описки, очитки, ослышки (кто-то увидит в слове "раздел" одно, а юрист – другое). Также специфический юмор.

Еще важный маркер: если знаешь, что кто-то юрист, а другой с ним (с ней) или увлеченно говорит или проявляет в отношении него (нее) ревность, пренебрежение, зависть (в любом, даже бытовом отношении), то этот другой – скорее тоже юрист.

Максим Астапов, адвокат (Адвокатская палата г. Москвы):

Я встречал адвоката, который требовал от меня, когда мы прогуливались по оживленной улице, чтобы я с точностью соблюдал правила движения в толпе людей ровно также, как среди автомобилей. Даже поворачивали в переулок мы с крайнего левого ряда своей полосы тротуара. А выходить на пешеходный переход для того, чтобы пересечь проезжую часть, он требовал строго перпендикулярно самой проезжей части – не срезая углы.

Что должен сказать или сделать соискатель, чтобы получить у вас работу?

Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании "Пепеляев Групп":

Дополнительно к хорошему образованию продемонстрировать активную жизненную позицию. Это может быть участие в студенческой научной работе, выступления на конференциях, статьи, участие в конкурсах. Нам нужны юристы, способные не только применять, но и изменять законодательство.

Александр Муранов, управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры":

Во-первых, оказаться у нас в тот момент, когда у нас есть вакансия.

Во-вторых, соответствовать квалификации и психологическим характеристикам, которые входят в требования к такой работе, а также принятым у нас стандартам. Пусть не на 100% (идеал недостижим), но все же серьезно подходить под требования, ну а недочеты можно будет в ходе работы скорректировать.

В-третьих, словами или делами понравиться тому партнеру или старшему юристу, который открыл вакансию.

Максим Астапов, адвокат (Адвокатская палата г. Москвы):

31 мая адвокатское сообщество отмечает свой профессиональный праздник – День российской адвокатуры (резолюция № 4 Второго Всероссийского съезда адвокатов от 8 апреля 2005 г.). Именно в этот день 15 лет назад был принят Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее – закон об адвокатуре).

Накануне своего праздника опытные адвокаты рассказали порталу ГАРАНТ.РУ, с чего начинался их профессиональный путь, какие ошибки могут допустить начинающие юристы-практики, как минимизировать их последствия, как искать первых клиентов, а также на что нужно ориентироваться, определяя размер вознаграждения за свой труд в начале карьеры. Советы могут пригодиться как начинающим специалистам, так и опытным юристам, которые решили сменить сферу деятельности.

Начало карьеры и квалификационный экзамен

Елена Бойцова: "Помешать адвокату может чрезмерная самоуверенность"

Если исходить из положений закона, приобрести статус адвоката может выпускник юридического факультета, проработавший по специальности два года. Образование необходимо получить по имеющей государственную аккредитацию программе, а в качестве альтернативы допускается наличие у кандидата ученой степени по юриспруденции (п. 1 ст. 9 закона об адвокатуре). Получить адвокатское удостоверение можно и в более короткие сроки. Для этого можно устроиться в адвокатское образование стажером. Срок стажировки при этом составляет от одного года до двух лет (п. 1 ст. 28 закона об адвокатуре).

Однако на практике в адвокатуру приходят и иными путями. Более того, по словам адвоката Коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры" Юлии Комиссаровой, очень малое количество юристов, не имея никакого опыта, начинают работать сразу помощником либо стажером адвоката – порядка 90% специалистов пришли в профессию из иной сферы юриспруденции. Нередко статус адвоката получают бывшие следователи и должностные лица правоохранительных органов, причем они хорошо разбираются в специфике уголовных дел. Не реже в профессию приходят из государственных органов, адвокатами становятся в том числе бывшие судьи. Разумеется, в адвокатуру можно попасть и из юридического консалтинга, однако некоторые из практиков оценивают получение статуса адвоката как PR-ход и возможность привлечь больше клиентов, считает Юлия Комиссарова.

Иногда наличие опыта в иной сфере помогает найти свою нишу в юриспруденции. Председатель Коллегии адвокатов "Центр Правовых Экспертиз" Елена Бойцова рассказала, что ее коллега-адвокат, получив первое высшее образование в медицинском вузе, теперь с легкостью ведет дела медицинских организаций, так как знает данную отрасль изнутри. А другой ее коллега, имеющий опыт военной службы, специализируется в вопросах военного права. В отдельных случаях выбор профессии предопределен заранее – адвокат Юлия Вербицкая знает много потомственных адвокатов, которых подготовили и привели в адвокатуру их родители или близкие родственники.

Юлия Вербицкая: "Ваши требования в суде должны быть ясны, понятны и обоснованы"

Чтобы приобрести статус адвоката при наличии образования и необходимого опыта, кандидату нужно сдать квалификационный экзамен. Он состоит из компьютерного тестирования и устного собеседования (абз. 1 п. 2.2 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката; далее – Положение). Перечень вопросов утвержден Советом ФПА РФ и включает такие разделы, как история российской адвокатуры, основы статуса адвоката, профессиональной этики, а также вопросы из сферы гражданского, уголовного, трудового, семейного, процессуального, налогового и международного права и ряда других отраслей. В экзаменационном билете могут попасться любые вопросы из утвержденного перечня (абз. 3 п. 2.2 Положения). Нетрудно догадаться, что соискатель должен обладать знаниями по всем перечисленным направлениям, вне зависимости от того, в какой области он собирается специализироваться.

Как раз поэтому при подготовке к экзамену большинство профессионалов, уже прошедших испытание, советуют уделить больше внимания вопросам, с которыми соискатель реже всего сталкивался на практике. Наряду с этим адвокат МГКА "Мистюков, Погуляев, Ванатский" Денис Погуляев рекомендует изучить не только теоретические основы (доктрину), но и судебную практику – особенно важно это понимать тем кандидатам, которые пока не получили практику в суде. Но и о законодательстве не стоит забывать – к примеру, по опыту Юлии Вербицкой, в тестовой части экзамена могут попасться "заковыристые" вопросы на знание закона об адвокатуре. "Внимательно читайте закон и обращайте внимание на редакцию и употребление терминов, а также их буквальное толкование", – советует адвокат. Кроме того, по мнению Юлии Комиссаровой, нелишним будет ознакомиться с лекциями светил юриспруденции.

Определенным преимуществом при подготовке могут обладать стажеры и помощники адвокатов. Партнер Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры" Анастасия Расторгуева рассказала, что в ее коллегии с группой претендентов на статус адвоката занимаются старшие коллеги, причем вопросы по уголовному праву разбирают одни специалисты, по гражданскому – другие и так далее.

Первые клиенты, первые ошибки

Если квалификационный экзамен успешно сдан, соискателю со дня принятия присяги присваивается статус адвоката (ст. 13 закона об адвокатуре). С точки зрения закона, новоиспеченный специалист после этого может приступать к работе, но на практике у начинающего адвоката неизбежно возникнет целый ряд вопросов. Где искать первых клиентов – один из них.

Какие пять условий непременно должны быть внесены в соглашение между доверителем и адвокатом? Ответ – в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Мнения экспертов относительно того, стоит ли привлекать в качестве первых клиентов знакомых и друзей или лучше искать доверителей вне близкого круга общения, разделились. Одни полагают, что работа и приятельские отношения несовместимы. "Если есть желание остаться друзьями, то лучше искать доверителей на стороне. Точно так же, как нельзя делать медицинские операции своим близким – правильный расчет смешивается со страхом и неловкостью", – привела пример Анастасия Расторгуева. С друзьями, по мнению Юлии Вербицкой, могут возникнуть сложности и при определении суммы гонорара.

Как считают другие адвокаты, друзья в качестве первых клиентов – это, напротив, вполне приемлемо. Денис Погуляев подчеркнул, что начинающему адвокату значительно легче найти первых клиентов среди знакомых. По его оценке, потенциальный доверитель "со стороны" скорее всего поймет, что перед ним не очень опытный адвокат, а это может вызвать настороженность и отказ от сотрудничества. Друзья же, наоборот, изначально положительно настроены и скорее доверят решение своих юридических проблем знакомому адвокату. Кроме того, как предполагает Елена Бойцова, друзья могут начать рекомендовать такого адвоката как хорошего специалиста.

В то же время эксперты рекомендуют даже с близкими людьми выстраивать отношения по схеме "адвокат-клиент". Партнер Berkshire Advisory Group Сергей Копейкин считает необходимым в каждом случае заключать официально оформленное соглашение, согласно которому стороны берут на себя определенные функции и обязательства. Причем в данном случае неважно, первый это процесс у адвоката, или у него уже есть наработанная практика.

Денис Погуляев: "Адвокатский труд требует высокой квалификации, больших затрат времени и нервов"

Елена Бойцова и Сергей Копейкин сошлись во мнении, что начинающему специалисту может помешать излишняя самоуверенность, ведь юристы, которым она присуща, склонны переоценивать свои силы и в связи с этим недостаточно детально прорабатывать дело. Из этой ситуации есть несколько выходов – Бойцова рекомендует для начала "снять корону" и сосредоточиться на изучении судебной практики. Нелишним будет прислушаться к советам более опытных коллег, можно посещать судебные заседания с их участием, нужно подмечать особенности их поведения, и таким образом набираться знаний и уверенности. А Сергей Копейкин советует наряду с этим избрать специализацию – ту отрасль права, которая нравится, и окунуться в эту сферу с головой.

Ошибки часто возникают и в отношениях с доверителем. Юлия Комиссарова призывает максимально конкретизировать и прописывать в соглашении объем действий, которые предстоит осуществить адвокату, чтобы не ввести клиента в заблуждение. Наряду с этим Денис Погуляев рекомендует заключать договоры с доверителями только будучи однозначно уверенным, что перегрузки адвоката не произойдет, и новое дело не помешает ведению других.

Сергей Копейкин: "Опытный адвокат заинтересован в том, чтобы воспитать последователей и передать им знания"

Серьезными недочетами специалисты считают и недобросовестный подход к процессуальным нормам и документам. Нужно следить за течением сроков исковой давности и в целом предельно внимательно относиться к процессуальным срокам, ведь их пропуск влечет отказ в удовлетворении требований. Следует ответственно подходить и к процессуальным документам, они должны быть краткими, четкими и простыми. "Судьи третейских (и, думаю, всех иных судов) очень не любят процессуальные документы на нескольких десятках страниц. Ваши требования должны быть ясны, понятны и обоснованы. В этом случае у вас есть все шансы на успех", – поделилась секретом Юлия Вербицкая. В числе ошибок профессионалы-практики также называют назначение экспертизы и постановку вопросов экспертам без предварительных консультаций со специалистом.

Можно предположить, что значительное число перечисленных ошибок молодой адвокат сможет избежать, если он будет действовать под руководством опытного наставника. Большинство экспертов, ответивших на вопросы портала ГАРАНТ.РУ, отмечают, что наставничество в адвокатской среде распространено, некоторые даже называют это достойной традицией. Подобный подход взаимовыгоден – начинающие специалисты растут и развиваются в выбранной профессии, а состоявшиеся адвокаты воспитывают своих последователей. В то же время в отдельных адвокатских образованиях в наставничестве могут отказать, если есть опасения, что адвокат, на которого потратили время и силы, перейдет в другое профессиональное образование и станет конкурентом для своих учителей. То есть в конечном итоге наличие или отсутствие практики наставничества зависит от конкретной адвокатской коллегии или бюро.

Трудности профессии

Выбирая путь адвоката, начинающему специалисту нужно отдавать себе отчет в том, что практически сразу ему придется столкнуться с тяжелой интеллектуальной работой. Самыми сложными направлениями практической юриспруденции Сергей Копейкин считает хозяйственно-финансовое, строительное и земельное право. Эти области, по его оценке, постоянно развиваются, поскольку любые трансформации в экономике влекут за собой изменения в праве. По тому же принципу Анастасия Расторгуева отнесла к самым трудоемким направлениям налоговое право, отметив, что оно "меняется со скоростью света". А Елена Бойцова лучше посоветует хорошего специалиста по международному праву, чем самостоятельно начнет вникать во все нюансы данной отрасли. В то же время, по мнению специалистов, и в сложных делах можно при желании найти положительные стороны – они заставляют думать и профессионально развиваться.

Юлия Комиссарова: "Юридически сложные дела интересные, так как они заставляют думать и развиваться"

Для адвоката неизбежны и тяжелые эмоциональные переживания. Как отмечают практики, в уголовных делах, в которых есть риск, что подзащитного приговорят к реальному лишению свободы, в делах о лишении родительских прав и определении порядка общения с детьми происходит погружение в судьбы людей. "Мне было бы морально тяжело защищать водителя, сбившего насмерть или причинившего тяжкий вред здоровью пешехода, особенно ребенка, женщины или пожилого человека. В этом случае лично я бы попробовала договориться о компенсации, если это будет возможно в рамках данного дела, то есть максимально уменьшить вред, причиненный моим подзащитным", – поделилась Юлия Вербицкая.

Однако несмотря на трудности, молодые адвокаты редко разочаровываются в профессии до такой степени, чтобы из нее уйти – так считают многие представители сообщества. Как правило, еще до получения статуса будущие специалисты знают, чего ждать на выбранном пути. Но уйти из адвокатуры отдельные юристы могут не из-за разочарования, а по другим причинам. Например, если специалист так и не научился находить доверителей и не смог выбрать адвокатское образование, которое обеспечивало бы загрузку и, следовательно, поступление денег, считает Денис Погуляев. Но, как отметили практики, тот, кто решил покинуть адвокатуру, свободен в выборе дальнейшего пути, ведь все зависит от его желания и настойчивости. Уже состоявшиеся профессионалы могут занять должности чиновников или руководителей компаний, и кроме того, юристам всегда открыто направление консалтинга.

Вознаграждение за труд и собственная практика

Поскольку адвокатский труд требует высокой квалификации, а также больших временных и эмоциональных затрат, неизбежно встает вопрос об его оплате. Кстати, размер вознаграждения и условия его выплаты относятся к существенным условиям соглашения об оказании юридической помощи (подп. 3 п. 4 ст. 25 закона об адвокатуре).

Анастасия Расторгуева: "Существующий закон об адвокатуре не отражает реального положения дел"

Представляется, что причитающуюся адвокату сумму ему нужно определять, исходя из адекватной оценки своего профессионализма. И необязательно при этом, чтобы молодой адвокат получал мало. Напротив, обратила внимание Елена Бойцова, "дешевый" специалист вызывает обоснованное сомнение – почему он так мало берет? Если профессионал уверен в своих знаниях и силах – он может называть высокий гонорар, полагает Сергей Копейкин. Однако и здесь следует проявлять известную сдержанность. Практикующие юристы советуют учитывать средние цены по рынку, а также исходить из общих расценок адвокатского образования, в котором работает специалист.

Впрочем, последний фактор не нужно учитывать адвокату, который открыл собственную практику и уже не зависит от коллегии или бюро. Вероятно, он может считать себя профессионалом и просить соответствующий гонорар, поскольку в настоящее время учредить адвокатский кабинет, чтобы вести самостоятельную деятельность, вправе только гражданин, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет (п. 1 ст. 21 закона об адвокатуре). Это положение появилось в законодательстве сравнительно недавно, менее года назад – изменения вступили в силу с 13 июня 2016 года (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 2 июня 2016 г.. № 160-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

К слову, данную норму не все адвокаты считают удачной. Денис Погуляев отметил, что она несправедлива для состоявшихся юристов с большим опытом, которые решили получить статус адвоката. Они не смогут сразу после этого стать учредителями кабинета или коллегии, так как им придется ждать пять лет, зарабатывая необходимый стаж. Более справедливым, по мнению эксперта, был бы дифференцированный подход, учитывающий продолжительность профессионального опыта. А Юлия Вербицкая, напротив, полагает, что наличие обязательного пятилетнего стажа – это правильная мера в отношении молодых адвокатов. Данный период она назвала оптимальным для получения опыта и создания собственной клиентской базы.

Что интересно, не все профессионалы считают необходимым открывать собственную практику. Так, Анастасия Расторгуева рассказала, что большинство ее успешных коллег-адвокатов являются членами коллегий или бюро. Данные формы адвокатских образований, по ее оценке, дают большее преимущество, поскольку всегда можно посоветоваться с коллегами или вести дело сообща. К тому же, самостоятельность влечет за собой и риски – не исключено, что первоначальная клиентская база не обеспечит достаточный доход. В этом случае эксперты рекомендуют заранее предвидеть такую ситуацию и создать финансовый резерв на первое время.

Реформирование адвокатуры

По мнению некоторых адвокатов, действующее законодательство, которое касается адвокатуры, необходимо скорректировать. В качестве одного из направлений предлагаемых ими изменений можно выделить регулирование рынка юридических услуг. Отдельные эксперты считают, что все юристы должны получать некий "допуск к профессии". Сегодня большинство специалистов не обязаны сдавать никаких квалификационных экзаменов, но в то же время могут выступать в качестве представителя в суде. Но чтобы стать адвокатом, нужно пройти испытание, а в дальнейшем еще и следовать закону об адвокатуре и Кодексу профессиональной этики. По оценке Дениса Погуляева, такое положение вещей создает дисбаланс в сфере юридических услуг.

Некоторые профессионалы предлагают повысить требования еще и к адвокатам. Так, Сергей Копейкин считает, что отбор в адвокатское сообщество должен стать более жестким и в профессиональном плане, и с точки зрения личных качеств будущего специалиста.

Определенные претензии есть у практиков к форме адвокатских образований. Сегодня адвокатские бюро, коллегии и юридические консультации считаются некоммерческими организациями (п. 1-2 ст. 123.16-2 Гражданского кодекса). Анастасия Расторгуева отмечает, что в связи с этим у партнеров нет желания вкладываться, например, в офис или иное имущество фирмы, так как оно останется в самой организации. Адвокат рассказала, что по этой причине некоторым крупным адвокатским фирмам приходится открывать коммерческую структуру с тем же названием. По оценке других экспертов, для решения подобных проблем нужно создать форму адвокатской деятельности, схожую с коммерческими организациями. В том числе это позволило бы совершать сделки с ее долями.

Начинающему адвокату придется столкнуться со множеством трудностей. Но если он уверен в выбранном пути, готов упорно работать и добросовестно выполнять свои обязательства, чтить закон и Кодекс профессиональной этики, он несомненно станет достойным членом адвокатского сообщества.

Возможно, формировать личный бренд практикующему адвокату сложнее, чем юристу, который не получил соответствующий статус и не связан дополнительными обязанностями. Как минимум, адвокат должен соблюдать профессиональную тайну и специальный кодекс этики. Также существуют, например, Правила поведения адвокатов в Интернете.

Портал ГАРАНТ.РУ поговорил с практикующими адвокатами, а также специалистами по брендингу, маркетингу, пиару и имиджу о том, с чего начать при формировании личного бренда и как удержать баланс – вести активную "публичную жизнь", стать узнаваемым и в то же время оставаться в этических и правовых рамках.

1. Начинать никогда не поздно. Но чем раньше, тем лучше

Сегодня обязательность присутствия адвоката в публичном пространстве – фактически не предмет для дискуссии. "Однозначно можно сказать, что отсутствие адвоката в Интернете равносильно отсутствию его в принципе", – отметил адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы Борис Башилов, пояснив однако, что не имеет в виду признанных мэтров адвокатуры.

Недооценивать значимость продвижения личного бренда не стоит еще и в связи с тем, что у каждого адвоката он уже есть по умолчанию, как обратила внимание основатель агентства личного брендинга Rina Brand Рина Подповетко. И если не формировать его по своему усмотрению, то за профессионала это сделает общественность, причем с удовольствием, что чревато большими репутационными рисками. Более того, если адвокат топ-уровня не проявляет активности в медийном пространстве, то целевая аудитория воспримет его как непрофессионального, подчеркнула эксперт, сославшись на результаты ряда маркетинговых исследований. Поэтому работать над позиционированием, репутацией и охватом личного бренда желательно с первого дня осуществления деятельности в качестве адвоката.

Эксперты вполне допускают, что на рынке услуг может "победить", то есть стать более узнаваемым и в конечном итоге получить больше клиентов, адвокат-новичок с небольшим опытом, но яркой маркетинговой кампанией. Вместе с тем, как заметил адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро "Толпегин и партнеры" Аркадий Толпегин, новичок может "выстрелить", к нему придет огромное количество клиентов, но не факт, что они останутся, если адвокат окажется "пшиком". Эту мысль развила имиджмейкер, эксперт по деловому и публичному имиджу Елена Ашмарина, причем она привела и конкретный пример – один адвокат решил за счет внешних атрибутов быстро обрести популярность. Он арендовал дорогой офис, приезжал на встречи на люксовых автомобилях, одевался исключительно в бренды и даже придумал себе псевдоним. Это поначалу привлекло клиентов, но поскольку опыта ведения дел у него не было, после нескольких громких провалов ему пришлось прекратить деятельность.

Ознакомиться с научно-практическим комментарием Президента ФПА РФ Юрия Пилипенко к Кодексу профессиональной этики адвоката можно в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Поэтому за маркетинговой кампанией должен стоять в первую очередь профессионализм. Начинать продвижение желательно, когда уже имеется небольшой, но успешный опыт. Но еще до этого Рина Подповетко рекомендует провести аудит личного бренда (в частности, систематизировать, что адвокат имеет к настоящему моменту – наличие сайта, количество подписчиков, публикации в профильных СМИ и т. п.), определиться с собственным образом, поработать с имиджем и создать фирменный стиль.

Затем можно создать личный сайт, в том числе в виде лендинговой страницы. Там стоит указать, по рекомендации PR-менеджера, основателя собственного PR-агентства Павла Игушкина, свою специализацию, компетенции, опыт, образование и рассказать о карьере. Также нелишним будет привести примеры решенных задач и проектов, в которых адвокат участвовал. Специалист отдела маркетинга веб-студии полного цикла Pear Advert Анна Кутковская добавила бы к этому рабочую информацию: условия сотрудничества, контактные данные и т. д. Причем те же сведения можно продублировать и на личной странице в Facebook.

Понятно, что без соцсетей не обойтись – через них можно собрать свою аудиторию, получить обратную связь и рассказывать о полезном. Причем выбор соцсети может непосредственно зависеть от целевой аудитории и специализации. Коуч и маркетолог-фрилансер Айгуль Султанова привела пример: ведение юристом дел по разделу бизнеса при разводе предполагает, что потенциальными клиентками могут быть жены бизнесменов, которые решили развестись и претендуют на свою долю в бизнесе. Большая их часть "сидит" в Instagram, а значит, эта соцсеть и есть первый инструмент для изучения и активного использования.

Затем можно подключить рекламу. Беспроигрышным вариантом Анна Кутковская назвала запуск контекстной рекламы в Google и Яндексе, а также обратила внимание на метод white paper – создание небольших руководств по определенным темам и нативную рекламу. Однако для последнего метода потребуются вложения, так как, по словам эксперта, даже микроинфлюенсеры (блогеры с небольшой, но активной аудиторией) могут иметь достаточно высокие расценки. При этом она рекомендовала привлечь к продвижению несколько десятков мелких блогеров (до 20 тыс. подписчиков) – это выгоднее, чем масштабно вкладываться в "миллионника".

2. Стоит браться за "громкие" и "бесплатные" дела

По мнению большинства опрошенных специалистов, работа в команде с другими адвокатами над "громким" делом – бесценный опыт для новичка, перспектива получить достойное упоминание в СМИ и завязать полезные знакомства. Рина Подповетко добавила, что присоединяться к команде нужно обязательно при наличии такой возможности.

Более того, участвовать в подобных кейсах возможно и бесплатно, считают отдельные эксперты. В частности, адвокат Дмитрий Зацаринский назвал нормальной практикой ситуацию, когда молодым адвокатам приходится искать бесплатные дела или с небольшой оплатой – так нарабатывается опыт. Рина Подповетко добавила, что хотя и не поддерживает идею о бесплатной работе в принципе, тем не менее считает – если это не пустая трата времени, а инвестиция в будущую деловую репутацию, из обозначенного правила можно сделать исключение.

Кроме того, браться за "бесплатные" дела имеет смысл и в некоторых других случаях, их перечислил управляющий партнер Юридического бюро "Палюлин и партнеры" Антон Палюлин. Это может быть дань уважения людям либо организация, чья деятельность сформировала мировоззрение адвоката, помощь ветеранам войны, организациям защиты дикой природы или занимающимся борьбой с коррупцией. Кроме того, добавил юрист, взяться за бесплатное несложное дело, которое не займет много времени, но зато обеспечит кредит доверия от влиятельного клиента на будущее – допустимый разовый жест доброй воли.

3. Об успехе – скромно и без имен

Эксперты практически единогласно советуют адвокатам рассказывать об удачных кейсах на конференциях, в соцсетях и на персональном сайте, но с обязательным сохранением профессиональной тайны. Как подчеркнул Антон Палюлин, делать это необходимо так, чтобы нельзя было однозначно идентифицировать участников судебного процесса. То есть не следует называть номер дела, дату вынесения решения, наименования либо имена сторон, а также присужденные суммы. Аккуратно нужно подходить и к упоминанию названия суда и фамилии судьи, ведь при наличии других сведений информация позволит идентифицировать конкретный судебный процесс, а это уже нарушение адвокатской тайны. Дмитрий Зацаринский добавил к этому, что при грамотном удалении персональных данных (их можно, например, замазать штрихом или закрыть бумагой) нет ничего страшного в том, чтобы публиковать судебные акты даже полностью, а не только вступительную и резолютивную части. К тому же, перечисленные сведения по большому счету просто не нужны потенциальным клиентам. "Клиенту нужны не названия компаний, а как вы решаете задачи, устраняете проблемы и какие результаты обеспечиваете", – отметил Павел Игушкин.

Вместе с тем юристы советуют предварительно согласовать текст публикации и саму ее возможность с клиентом. Лада Горелик указала, что если доверитель против общения со СМИ, то адвокат не вправе комментировать дело, но он может объяснить первому выгоды и риски как молчания, так и активных действий в медиаполе. Эксперт пояснила, что наиболее активно судебные процессы журналисты освещают в самом начале, и если речь идет о "громком" уголовном деле, то лучше, чтобы в новостях были представлены позиции и обвинения, и защиты. "Второго шанса публично рассказать свою версию дела может не быть", – предупредила адвокат.

Важным вопросом при формировании личного бренда является не только сам контент, но и частота его размещения. Рина Подповетко советует пользоваться формулой "информационной диеты", главные принципы которой – сбалансированность и регулярность, как и в правильном питании.

По ее мнению, в публичном пространстве адвокату лучше размещать:

  • 40% экспертного контента (рекомендации, кейсы, профессиональное мнение);
  • 20% вовлекающего контента (постоянное инициирование активности, чтобы не потерять охваты в соцсетях);
  • 20% лайфстайл-контента (рассказы о личных взглядах и ценностях, чтобы вызвать доверие на уровне "человек");
  • 10% развлекательного и вдохновляющего контента;
  • 10% триггеров доверия (подтверждение личного статуса: фото с известными в сфере людьми, профессиональные награды, публикации в СМИ и отзывы клиентов).

Можно добавить, что на вопрос, как часто нужно размещать контент, адвокату следует ответить самостоятельно, в зависимости от своих возможностей.

Нелишним будет помнить и о скромности. Аркадий Толпегин посоветовал не приукрашивать достижения, поскольку мир профессионального сообщества достаточно узок, и все в основном в курсе успехов коллег. Одна ошибка – и скоро о несоответствии желаемого действительному узнают клиенты, что в итоге вполне может испортить и репутацию, и карьеру адвоката. Однако, как обратил внимание Антон Палюлин, никто не уличит по лжи аккуратного адвоката, который назовет только успешные моменты судебного разбирательства, а о неудачных тактично промолчит.

4. "Скандальный" личный бренд – профессиональное табу. Но не для всех

Многие эксперты склоняются к тому, что адвокату следует соответствовать высоким требованиям, сохранять корректность и сдержанность. Пусть скандальной и эпатажной будет другая сторона дела или сама ситуация, считает Павел Игушкин, с адвокатом же эти характеристики не соотносятся. "Скандальный личный бренд для адвоката категорически недопустим, так как скандальность отдельного представителя профессии бросает тень на институт адвокатуры в целом и на всех его представителей в частности", – добавил Аркадий Толпегин. А Дмитрий Зацаринский вообще считает личный бренд, основанный на негативе и нарушении каких-либо этических норм, путем тупиковым и состоящим из одних недостатков.

"Я прямо хочу прокричать тем, кто планирует пиар-авантюры: деловую репутацию формируют годами, а теряют ее за один день! Когда происходит громкий скандал, он часто становится неуправляемым, и вы никогда не можете быть уверены, что не потеряете лицо, когда все утихнет. Оценивайте риски и не доверяйте пиарщикам, которые обещают сделать вас известными за один день", – предупредила Рина Подповетко. Борис Башилов указал и на возможные риски в профессиональной среде – в адвокатском сообществе такой подход к продвижению не приветствуют, и в его кулуарах вполне можно прослыть "непрофессионалом".

И тем не менее даже из этого казалось бы строгого правила возможно сделать исключение. Антон Палюлин обратил внимание, что определенному кругу клиентов может быть важно, чтобы их интересы защищал в суде известный адвокат, который может "запугать" оппонентов одним своим присутствием. А судьи в таких ситуациях осознают, что любые их процессуальные действия могут быть представлены в прессе в том свете, который выгоден "скандальному" адвокату. Юрист пояснил, что такой подход к личному бренду допустим для лиц, занимающихся авторским правом, которые представляют в суде артистов и компании с такой же "скандальной" репутацией, и в итоге превращающих судебный процесс в настоящее шоу. Но в то же время, по словам эксперта, для коммерческих споров, в которых действует принцип "деньги любят тишину", указанная стратегия неприемлема.

5. Личный контент на профессиональной модерации

Как уже выяснилось, без лайфстайл-составляющей при продвижении бренда не обойтись, так как она приближает адвоката к его аудитории. Однако в этом аспекте нужно, что логично, действовать аккуратно. Антон Палюлин рекомендует помнить о важной вещи – все, что адвокат публикует в Интернете, внимательно изучают его клиенты. А значит, следует размещать только то, что не стыдно было бы показать любому своему доверителю. "Важно понимать, что личный бренд адвоката – это не его личный дневник, поэтому необязательно как на исповеди у батюшки рассказывать аудитории обо всех сторонах своей жизни", – подчеркнула Рина Подповетко.

Отдельные вещи эксперты считают недопустимыми для публикации. Дмитрий Зацаринский и Айгуль Султанова отнесли к их числу фотографии со спиртным, в пляжной одежде, в обнаженном либо непристойном, неподобающем виде. Сюда же относятся фото и видео с корпоративных вечеринок и категоричное мнение о работе коллег.

А Елена Ашмарина предложила компромиссную стратегию – какой контент наоборот можно и даже нужно размещать в сети, особенно в Instagram. "Не стоит затрагивать политические темы и темы отношений между людьми. Пишите искренне. Например, о том, что нашли экземпляр любимой книги или посетили выставку, дали интервью. Выставляйте фотографии с посещенных вами мероприятий. На самих мероприятиях придерживайтесь выбранной стилистики, становясь образцом для подражания. Заводите дружбу и фотографируйтесь с знаменитыми людьми, с которыми познакомились на мероприятии. Это повысит доверие клиентов к вам", – перечислила эксперт.

Если все же тот или иной пост публичную "модерацию" не прошел, и какую-либо оплошность заметили, эксперты советуют удалить спорную информацию. И если большой огласки не случилось, можно оставить действие без комментария. В противном случае попытка скрыть или удалить что-либо может спровоцировать еще больший скандал, поэтому не исключено, что придется сделать официальное заявление или принести извинения либо даже каким-то образом компенсировать причиненный вред. Кроме того, Борис Башилов напомнил, что информация, однажды попавшая в Интернет, остается там, как правило, навсегда. И даже удаление спорных сведений в отдельных случаях не спасет адвоката от дисциплинарного производства в адвокатской палате соответствующего региона.

6. Хороший адвокат – остроумный адвокат

Подавляющее большинство опрошенных экспертов согласны с тем, что чувство юмора при формировании личного бренда уместно и полезно. Павел Игушкин отметил, что интеллектуальный юмор разряжает ситуацию и показывает быструю работу мышления, главное – быть на одной волне с потенциальными подзащитными. Аркадий Толпегин назвал юмор и умение преподнести себя частью харизмы, которая несомненно необходима публичному человеку. "Никому не интересно читать контент "серьезного дядечки" с напыщенным лицом, поэтому уместный профессиональный юмор допустим", – добавила Рина Подповетко.

То есть ключевым аспектом юмора является его уместность. Анна Кутковская напомнила, что люди при поиске адвоката попали в определенную неприятную ситуацию. А значит, им может быть и не до шуток. Отдельные эксперты рекомендуют не перебарщивать с сарказмом и иронией – есть риск задеть окружающих. Кроме того, шутка от адвоката должна носить приличные форму и выражения. Антон Палюлин подчеркнул при этом, что ни в коем случае нельзя высмеивать доверителей, суд, прокурора, коллег и оппонентов, так как это неуместно, неэтично и подрывает доверие к адвокату.

"Однако в деятельности каждого практикующего адвоката встречаются случаи, происходившие в суде, при проведении следственных действий или в кабинете адвоката, которые иначе, как анекдотом не назовешь. Рассказывая о таких событиях в профессиональных кругах или на своей личной страничке, стоит помнить, что юмор должен быть беззлобным и анонимным (нельзя допустить идентификации участников). Если все участники происходящих событий могли бы посмеяться над собой, то анекдот удался. Если нет – то лучше даже не пробовать его рассказывать", – рассказал эксперт.

7. Использовать личный бренд в коммерческих целях можно, если позволяет время

В настоящее время специальный закон определяет, что адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности госслужбы и муниципальные должности (п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). То есть, как видно, прямой и явный запрет на осуществление коммерческой деятельности в данном положении отсутствует. Далеко не все опрошенные эксперты полагают, что эта или иная норма ограничивают адвоката в осуществлении коммерческой деятельности. Многие не видят в этом и этической проблемы.

Так, Елена Ашмарина считает, что естественным продолжением развития бренда может стать линия одежды или аксессуаров, причем чтобы точно избежать даже гипотетических нарушений норм, можно образовать союз с уже действующими дизайнерами одежды и выпустить совместную ограниченную коллекцию. Эксперт подчеркнула, что стать лицом бренда можно и не принимая непосредственного участия в делах компании. Но при этом продукция, вдохновленная брендом адвоката, транслирует, по ее словам, ценности профессии, например, очки ассоциируются с интеллектом, а их необычная форма может отсылать к неформальной аудитории или увлечением искусством.

Дмитрий Зацаринский высказал мнение, что сотрудничество с домами мод и производителями – творческое начало, и необходимо поощрять его, но конечно, не в ущерб основной работе адвоката. Он добавил – осуществлять такую деятельность можно бесплатно, в противном случае необходимо убедиться, что она все-таки сочетается со статусом адвоката, и вовремя оплачивать налоги.

Наличие времени и возможности – ключевой фактор в данном случае. В том числе не исключено, что адвокат в итоге предпочтет что-то одно и этим окажется не основная профессия. В частности, Анна Кутковская поделилась опытом – в результате своего увлечения один адвокат отказался от практики и полностью погрузился в ритейл, открыв довольно крупную сеть магазинов.

***

Семь сформулированных правил, возможно, помогут и начинающим профессионалам, и опытным практикам сформировать, поддержать или улучшить личный бренд с минимальными рисками. И тех, и других портал ГАРАНТ.РУ поздравляем с их профессиональным праздником – Днем российской адвокатуры, который отмечается сегодня, 31 мая!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: