Все насосы применяемые на судах можно классифицировать по следующим признакам

Обновлено: 21.05.2024

Насосы классифицируют по принципу действия, назначению и по многим другим признакам (роду перекачиваемой жидкости, типу приводного механизма, расположению вала привода, способу крепления и т.д.). По принципу действия судовые насосы делят на лопастные и объемные.

Лопастными называют насосы, в которых перемещение жидкости происходит в результате взаимодействия лопасти рабочего колеса насоса с потоком жидкости. На судах применяют лопастные насосы трех типов: центробежные, осевые и вихревые, отличающиеся направлением течения жидкости в рабочем колесе насоса и способом приращения механической энергии жидкости.

В центробежных насосах поток входит в рабочее колесо в осевом направлении, а выходит из него — в радиальном. Приращение энергии создается за счет центробежных сил инерции жидкости. В осевых насосах поток входит в рабочее колесо и выходит из него в осевом направлении. Приращение энергии происходит вследствие реакции лопастей на жидкость.

В вихревых насосах поток подходит к рабочему колесу и отходит от него в радиальном направлении. Приращение энергии происходит в результате динамического воздействия лопастей на движущуюся жидкость.

Объемными насосами называют те насосы, в которых для перемещения жидкости в требуемом направлении изменяется объем полости заполненной жидкостью. Жидкость из полости вытесняется рабочим органом. Рабочий орган может двигаться поступательно (поршни, плунжера) или вращаться (винты, шестерни, эксцентрики). Насосы с рабочим органом, движущимся поступательно, называют поршневыми , движущимся вращательно - роторными.

На судах используют поршневые насосы двух типов: собственно поршневые, а также роторные насосы четырех типов: винтовые, роторно-поршневые, шестеренные и водокольцевые.

В поршневых насосах жидкость вытесняется из цилиндра уплотненным поршнем.

В скальчатых насосах жидкость вытесняется из цилиндра скалкой, имеющей диаметр меньше диаметра цилиндра. Приращение механической энергии жидкости в этих насосах происходит вследствие воздействия на жидкость поршня или скалки, совершающих возвратно-поступательное движение.

В винтовых насосах жидкость вытесняется из рабочих полостей входящими в зацепление поверхностями вращающихся винтов.

В роторно-поршневых насосах жидкость вытесняется из цилиндров вращающегося ротора поршнями синхронно вращающегося наклонного приводного диска.

В шестеренных насосах жидкость вытесняется из рабочих полостей входящими зацепление поверхностями зубьев шестерен.

В водокольцевых насосах перекачиваемая жидкость вытесняется из эксцентричных относительно корпуса насоса полостей вращающимся концентричным кольцом воды.

На рис. 2.1 приведена схема классификации судовых насосов по принципу действия и по назначению.

Схема классификации судовых насосов по принципу действия и по назначению.

Основные параметры насосов

Основными параметрами насосов является: производительность, напор, вакуумметрическая высота всасывания, мощность и К.П.Д.

Различают объемную и весовую производительность или подачу насоса.

Объемной производительностью насоса -Q- называется объем жидкости, нагнетаемой насосом в напорный трубопровод в единицу времени, измеряемый в м 3 /час, м 3 /сек, л/сек.

Весовая производительность насоса -С- определяется как весовое количество жидкости, подаваемое насосом в напорный трубопровод в единицу времени и измеряемое в т/час, т/мин, кг/час, кг/сек.

Давление насоса -Р- создаваемым насосом называется приращение энергии жидкости в насосе сообщаемое каждому кг жидкости и измеряемое в единицах давления (Па, кгм/см 2 , бар, МПа).

Напор насоса -Н- приращение механической энергии в насосе, отнесенное к единице веса жидкости и измеряемое в метрах столба перекачиваемой жидкости.

Вакуумметрической высотой всасывания - называется сумма потерь напора на преодоление сопротивлений во всасывающей магистрали насосной установки и измеряется в м вод. ст.

Допускаемая высота всасывания, при которой обеспечивается работа насоса без изменения основных технических показателей, вызывных явлением кавитации.

Частота вращения -n- вала насоса измеряется секундах в минус первой степени (с -1 ).

Кавитационная характеристика - графическая зависимость основных параметров от вакууметрической высоты всасывания при постоянных величинах частоты вращения, вязкости и плотности жидкости на входе в насос, давления для объемных насосов и подача для динамических насосов.

Характеристики определяют опытным путем и строят их как для номинальной частоты вращения, так и для промежуточных частот. Характеристики насоса приводятся формуляре насоса.

Литература

Вспомогательные механизмы и судовые системы. Э. В. КОРНИЛОВ, П. В. БОЙКО, Э. И. ГОЛОФАСТОВ (2009)

Все насосы, устанавливаемые на судах, классифицируются по ряду признаков: по расположению вала главного рабочего органа они могут быть горизонтальными и вертикальными; по величине создаваемого ими напора — низконапорными, средненапорными и высоконапорными; по типу привода — с электроприводом, с турбинным приводом или с приводом от какого-либо поршневого механизма. По способу соединения с приводным механизмом они могут быть соединены непосредственно или через редуктор, быть автономными или неавтономными.

Классификацию насосов по принципу действия и конструктивным признакам можно представить наиболее наглядно следующим образом:


По назначению насосы могут быть общесудовыми, специальными и предназначенными только для обслуживания главных и вспомогательных механизмов судовой энергетической установки.

Объемными называют насосы, перекачивающие жидкости или газы объемами или порциями. Лопастными называют насосы, у которых необходимая энергия сообщается перекачиваемой жидкости или газу вращающимися рабочими лопастями. Струйными называют насосы, использующие в своей работе энергию струи воды, пара или газа, вытекающей с большой скоростью из рабочего сопла.

В зависимости от возможности переключения на изменяющееся направление движения жидкости насосы могут быть реверсивными или нереверсивными.

Общесудовые насосы обеспечивают нужды всего судна. К общесудовым относятся насосы балластной, осушительной, пожарной, водоотливной и насосы систем, обеспечивающих жизнедеятельность экипажа и пассажиров.

Специальные насосы предназначены для обеспечения специальных нужд судна или для выполнения операций, соответствующих его назначению. Например, они могут служить для подачи забортной воды в креновые и дифферентные отсеки судна, для перемещения жидкого груза, удаления остатков этого груза и отходов моющих растворов из грузовых танков, для подачи горячей воды к моечным устройствам грузовых танков. На судах-спасателях имеются мощные водоотливные насосы, на пожарных судах — пожарные насосы большой производительности и т. д.

Насосы главных и вспомогательных механизмов предназначены для обеспечения нормальной бесперебойной работы этих механизмов. Поэтому их устанавливают обычно в машинно-котельных отделениях. К таким насосам относятся: топливо-перекачивающие, водяные, топливные, масляные, питательные, конденсатные и др. Автономные насосы имеют собственный привод и могут работать независимо от обслуживаемых ими механизмов и устройств. Неавтономными (навешенными) называются такие насосы, которые, не имея самостоятельного привода, получают движение от обслуживаемого ими механизма.

Основными параметрами насосов являются производительность, напор, высота всасывания, потребляемая мощность и объемный коэффициент полезного действия.

Производительностью (подачей) называется способность насоса подавать определенное количество жидкости или газа в единицу времени. Различают производительность насоса как по объему, так и по массе перекачиваемого им вещества.

Напор, создаваемый насосом, измеряется высотой столба перекачиваемой им жидкости или высотой, на которую он способен подать эту жидкость. Эта высота соответствует давлению, которое Должен создавать насос для продвижения жидкости по трубопроводу на расстояние (по вертикали) от насоса до места подачи.

Высотой всасывания называется геометрическая высота от поверхности жидкости до приемных клапанов насоса. Для чистой воды при 4° С (277 К) теоретическая высота всасывания при нормальном барометрическом давлении (760 мм рт. ст.) равна 10,333 м. Действительная высота всасывания гораздо меньше теоретической и для воды практически составляет б— 8 м. Она зависит от атмосферного давления, плотности и температуры жидкости, а также от сопротивлений, преодолеваемых насосом при протекании жидкости по трубам и арматуре, и от качества сборки трубопровода.

Объемный коэффициент полезного действия насоса определяется отношением его теоретической производительности к фактической; он всегда меньше единицы.

Судовые насосы работают с подпором, если они установлены ниже уровня перекачиваемой жидкости или в случаях, когда к ним придан специальный бустерный насос, и без подпора, если они установлены над уровнем перекачиваемой жидкости. Без подпора работают самовсасывающие насосы. Они обладают способностью сухого всасывания, т. е. сами способны создавать необходимое разрежение (вакуум) в своей рабочей полости и обеспечивать поступление в них перекачиваемой жидкости.

Насосы, не обладающие такой способностью, перед пуском необходимо заливать перекачиваемой жидкостью.

§ 27. Судовые насосы, их классификация и назначение

Судовые насосы предназначены для обеспечения нормальной работы главных машин и удовлетворения общесудовых нужд. При помощи насосов осуществляется перемещение жидкостей или газовых сред по трубопроводам внутри судна, прием их из-за борта на судно или удаление за борт. Все насосы, применяемые на судах, можно классифицировать по следующим признакам:
— по принципу действия и конструктивному исполнению — объемные, лопастные и струйные;
— по назначению — общесудовые, специальные и насосы для обслуживания главных и вспомогательных механизмов энергетической установки;
— по способу приведения в действие — автономные и неавтономные.

Объемные насосы перекачивают жидкости или газы определенными объемами или порциями. В свою очередь объемные насосы делятся на поршневые и ротационные. Поршневой насос имеет в качестве вытеснителя поршень (дисковый или скальчатый), совершающий возвратно-поступательное движение в цилиндре. Насос, у которого в корпусе размещен равномерно вращающийся ротор, создающий равномерную подачу жидкости или газа, носит название ротационного.

Лопастными называются насосы, у которых необходимая энергия сообщается перекачиваемой жидкости или газу равномерно вращающимися рабочими лопастями. В зависимости от характера движения потока жидкости лопастные насосы подразделяются на центробежные, вихревые и осевые (или пропеллерные).

Струйными называются насосы, использующие в работе кинетическую энергию струи воды или газа, вытекающей с большой скоростью из рабочего сопла. В зависимости от рабочего вещества струйные насосы подразделяются на водоструйные (жидкоструйные) и пароструйные (газоструйные).

В зависимости от возможности переключения насоса на подачу жидкости в обратном направлении они могут быть реверсивными и нереверсивными. Реверс производится изменением направления вращения привода насоса, а также манипуляцией соединительных реверсивных муфт. К реверсивным относятся объемные, вихревые и осевые насосы.

Общесудовые насосы обслуживают нужды всего судна и располагаются в специальном насосном отделении или в узловых местах соответствующей системы. К общесудовым относятся: балластные, осушительные, пожарные, водоотливные, санитарные и др. Назначение каждого из этих насосов определяется назначением соответствующей системы, которую обслуживает насос.

Специальные насосы предназначены для обеспечения специальных нужд судна, например: креновые и дифферентные— для подачи забортной воды в креновые и дифферентные танки (цистерны); грузовые — для перемещения жидкого груза внутри наливного судна, на берег или на другие суда; зачистные — для удаления остатков жидкого груза и отходов моечных веществ из грузовых танков; моечные — для подачи горячей воды к моечным устройствам грузовых танков.

Насосы главных и вспомогательных механизмов служат для обеспечения нормальной и бесперебойной работы этих механизмов, поэтому они располагаются в основном в машинно-котельных отделениях. К этим насосам относятся: топливоперекачивающие, охлаждающие, топливные, масляные, питательные, циркуляционные, конденсатные, бустерные и т. д.

Подавляющее большинство насосов являются автономными, т. е. имеют собственный привод и могут работать независимо от работы обслуживаемых ими механизмов и устройств. В качестве автономного привода насосов применяют паровые машины и турбины, двигатели внутреннего сгорания, газовые турбины, электродвигатели, пневмо-гидродвигатели и ручной привод.

Неавтономными и навешенными называются такие насосы, которые не имеют самостоятельного привода, а получают движение от обслуживаемого ими механизма, например, навешенные на главный двигатель топливоподкачивающий, охлаждающий насосы и др.

Судовые центробежные насосы различают по следующим признакам: по расположению вала — горизонтальные и вертикальные; по напору (давлению) — низконапорные (до 0,5 МПа), средне-напорные (0,5—5 МПа) и высоконапорные (свыше 5 МПа), по способу привода — электрические и турбинные, по подаче — малой (до 20 м 3 /ч), средней (20—60 м 3 /ч) и большой (более 60 м 3 /ч) подачи.

Центробежные насосы имеют различные типы колес (рис. 2.22,а, б), обеспечивающие подвод жидкости осевой, а выход радиальный. Полуосевые насосы имеют колеса (рис. 2.22, в) с осевым подводом жидкости и выходом по диагонали. В осевых насосах подвод и отвод жидкости осуществляются по оси насоса с помощью колеса, изображенного на рис. 2.22, г.



Рис. 2.22. Типы рабочих колес лопастных насосов

На рис. 2.22, д показано колесо вихревого насоса с лопатками на периферии, которое позволяет создать напор путем многократной рециркуляции жидкости через межлопастные каналы. Таким образом, насосы делятся:
по способу подвода жидкости к колесу — с односторонним (см. рис. 2.22, а) и двусторонним (см. рис. 2.22, б) подводом;
по соединению проточных частей — одноступенчатые, многоступенчатые (проточные части нескольких колес соединены последовательно), много поточные (проточные части нескольких колес соединены параллельно), многопоточно-многоступенчатые (проточные части нескольких колес соединены параллельно-последовательно);
по роду перекачиваемой жидкости — нефтеперекачивающие (перекачивающие минеральные масла), водоперекачивающие (жидкость с механическими частичками, находящимися во взвешенном состоянии);
по всасывающей способности — самовсасывающие (снабженные приспособлением для самовсасывания) и несамовсасывающие (заливаемые перед пуском жидкостью);
по конструкции корпуса — однокорпусные с одним разъемом в горизонтальной плоскости, которая проходит через ось вала насоса; секционные, у которых корпус состоит из отдельных секций, имеющих разъем не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости;
по быстроходности, характеризуемой коэффициентом быстроходности ns.

Коэффициентом быстроходности называется частота вращения колеса модельного насоса, который, будучи геометрически подобен оригиналу, создает напор 9806,6 Па при подаче 75 л/с и потребляет мощность 0,736 кВт при наивысшем КПД. Его можно найти по формуле ns = 3,65 n√Q/4√H3.

В зависимости от коэффициента быстроходности различают насосы тихоходные, нормальные и быстроходные (табл. 2.5). Как видно из таблицы, коэффициент быстроходности влияет на форму рабочего колеса. Так, при значениях па » 200 форма колеса значительно отличается от формы колеса, в котором повышенное давление жидкости создается в основном за счет действия центробежных сил. У диагональных насосов коэффициент быстроходности равен 200—500, а у осевых он достигает еще больших значений.


Таблица 2.5. Типы насосов в зависимости от коэффициента быстроходности колес

При расчете формы колеса центробежного и осевого насосов по коэффициенту быстроходности выбирают наиболее рациональные размеры колеса, которые при заданных напоре, подаче и частоте вращения обеспечивают наиболее высокий КПД. Максимальное значение КПД, равное 90 %, было достигнуто для быстроходных насосов при пв = 140.

Назначение и классификация судовых насосов

Судовые насосы предназначены для перемещения жидкостей или газовых сред по трубопроводам внутри судна, с берега или из-за борта на судно и из судна на берег или за борт. Перемещаются пресная и морская вода, жидкое топливо, смазочная и охлаждающая жидкость, воздух, паровоздушная смесь и т. д.

Количество устанавливаемых на судне насосов и их параметры зависят от размеров и назначения судна, от типа, состава и мощности силовой установки. Кроме того, в соответствии с «Правилами классификации и постройки морских судов» (1964 г.) существуют определенные требования, предъявляемые к судовым насосам различного назначения Регистром.

Регистр допускает взаимосвязь и взаимозаменяемость большинства общесудовых насосов и использование одного насоса для выполнения нескольких функций, вследствие чего повышается надежность и живучесть общесудовых устройств и судна и сокращается общее количество судовых насосов. Так, например, в качестве балластного насоса может быть использован любой общесудовой насос достаточной производительности; в качестве стационарных пожарных насосов могут использоваться санитарные, балластные, осушительные и другие насосы, если они имеют соответствующие производительность и напор; пожарные насосы разрешается использовать для других судовых надобностей.

Принцип действия любого насоса состоит в том, что при его работе в отсасывающем трубопроводе создается разряжение, а в нагнетательном - избыточное давление. В результате этого жидкость под атмосферным давлением устремляется в полость разряжения и далее к рабочим органам насоса, а затем через напорную полость по трубопроводам в перекачиваемую емкость или за борт.

Схема классификации судовых насосов

По назначению насосы делятся на:

  • общесудовые – обслуживают общесудовые системы (осушительные, балластные, питьевой воды, пожарные, фекальные и т.д.);
  • специальные – установлены в специальных системах (креновые, дифферентные, грузовые, зачистные и т.д.);
  • насосы СЭУ (охлаждения двигателя, топливные насосы высокого давления ТНВД, топливоподкачивающие, масляные, питательные и т.д.)

По виду перекачиваемого вещества насосы бывают:

  • водяные
  • топливные
  • масляные
  • конденсатные
  • рассольные
  • воздушные

Различают автономные и неавтономные (навесные) насосы. Неавтономные насосы не имеют своего двигателя и навешиваются на обслуживаемое устройство. Автономные насосы по типу двигателя бывают: электрические, мотопомпы (привод от ДВС), турбонасосы и гидроприводные. Наибольшее применение на судах получили электрические насосы, мотопомпы применяют как аварийные насосы. Турбонасосы встречаются на танкерах старой постройки в качестве грузовых насосов, где необходима большая производительность.

По конструкции (принципу действия) насосы подразделяются на:

  • объемные – поршневые, ротационные (шестеренные, пластинчатые, винтовые, водокольцевые, аксиально- и радиально-поршневые)
  • лопастные (центробежные, осевые и вихревые);
  • струйные (эжекторы и инжекторы);
  • мембранные;

Каждый насос характеризуется основными параметрами:

  • объёмная производительность – объём жидкости, перекачиваемый насосом в единицу времени.
  • напор - это давление, создаваемое насосом, выражается в метрах водяного столба или в кг/смІ (давление).
  • вакуумметрическая высота всасывания – способность насоса поднимать жидкость по всасывающему трубопроводу, выражается также в метрах водяного столба или в кг/смІ. Характеризует сумму высоты столба воды и потерь напора на преодоление сопротивления во всасывающей магистрали.
  • мощность – энергия, отдаваемая насосу приводным двигателем, выражается в киловаттах или лошадиных силах.
  • коэффициент полезного действия (к. п. д.) – представляет собой отношение полезной мощности к мощности насоса
  • число оборотов в минуту или число ходов поршня - параметр, от которого зависит производительность, напор и мощность.

Объемными называются насосы, перекачивающие жидкости или газы определенными объемами или порциями. В свою очередь объемные насосы делятся на поршневые и ротационные . Поршневым называется насос, поршень которого имеет прямолинейное возвратно-поступательное движение. Ротационным называется насос с равномерно вращающимся в корпусе ротором. Элементы ротора передают энергию перекачиваемой жидкости или газу.

Лопастными называются насосы, у которых необходимая энергия сообщается перекачиваемой жидкости вращающимися рабочими лопастями. В зависимости от характера движения потока в лопастных насосах последние подразделяются на центробежные, вихревые и осевые (или пропеллерные).

Струйными называются насосы, использующие в работе кинетическую энергию струи воды или газа, вытекающих с большой скоростью из рабочего сопла. В зависимости от рабочего тела струйные насосы подразделяются на водоструйные (жидкоструйные) и пароструйные (газоструйные).

Если насос предназначен для перемещения жидкости или газа только в одном направлении и не может работать при обратном вращении или движении рабочих органов, то его называют нереверсивным.

Реверсивным называется насос, способный работать и перемещать жидкость или газ в прямом и обратном направлениях. Реверсивными могут быть все объемные, вихревые и осевые насосы. Реверс (перемена направления вращения или движения) производится изменением направления вращения или движения привода или манипуляцией соединительных реверсивных муфт. У некоторых типов ротационных насосов перемена направления движения жидкости производится при помощи специальных регулировочных устройств без изменения направления вращения вала насоса.

Общесудовые насосы

Балластные — предназначены для перемещения жидкого балласта, осушения и заполнения балластных емкостей на судах.

По Правилам Регистра на судне должен быть, по крайней мере, один самостоятельный балластный насос. На нефтеналивных судах устанавливается дополнительный балластный насос для обслуживания носовых балластных цистерн.

Балластные насосы современных судов в основном центробежные самовсасывающие электроприводные с напором 15— 50 м вод. ст.

Осушительные — предназначены для удаления воды из форпиков и ахтерпиков, из трюмов машинно-котельных отделений и т. п., т. е. из тех отсеков, куда попадание воды носит систематический характер. Иногда осушительные насосы называют трюмными и наоборот, ибо строгого разграничения между функциями этих насосов нет.

Согласно Правилам Регистра, каждое судно должно иметь не менее двух самостоятельных осушительных насосов с механическим приводом. Наибольшее распространение на современных судах получили поршневые автономные насосы с паровым и электрическим приводом, реже самовсасывающие центробежные. Напор насосов 15—35 м вод. ст. при производительности 20—200 м 3 /ч.

Пожарные — предназначены для обеспечения забортной водой противопожарных водяных систем. Все пожарные насосы автономные самовсасывающие центробежные многоступенчатые с электроприводом. Аварийные пожарные стационарные насосы часто имеют дизельный привод. Напор пожарных насосов зависит от размерений судна и составляет 35—180 м вод. ст.

Водоотливные — предназначены в качестве аварийных средств для откачки больших масс воды из затопленных помещений.

Выполняются водоотливные насосы переносными и стационарными. Применяются электро- и пневмоприводные центробежные насосы, водоструйные эжекторы и мотопомпы.

Санитарные насосы питьевой, мытьевой и забортной воды предназначены для обеспечения водой санитарно-гигиенических нужд и создания нормальных бытовых условий на судне.

Применяются автономные электроцентробежные, реже вихревые насосы производительностью 3—12 м 3 /ч при напоре 20— 40 м вод. ст. Производительность насосов забортной воды до 40—50 м 3 /ч.

Санитарные фекальные насосы предназначены для удаления сточных вод из фекальных цистерн за борт. Насосы автономные электроцентробежные консольные. Напор 8—15 м вод. ст.; производительность зависит от числа членов экипажа и пассажиров.

Специальные насосы

Креновые и дифферентыые предназначены для подачи забортной воды в креновые и дифферентные танки и удаления этой воды затем за борт. Применяются автономные электроприводные центробежные и осевые насосы с производительностью 120—4000 м 3 /ч.

Грузовые — предназначены для перемещения жидкого груза внутри наливного судна, на берег или на другие суда. Насосы автономные центробежные с электрическим или паротурбинным приводом. В последнее время на крупных танкерах появляются насосы с дизельным приводом. Производительность насосов 300—2200 м 3 /ч при напоре 70—100 м вод. ст.

Зачистные — предназначены для удаления остатков жидкого груза и отходов моечных веществ из грузовых танков.

Применяются обычно поршневые насосы с производительностью до 150 м 3 /ч при напоре до 100 м вод. ст.

Моечные насосы предназначены для подачи горячей воды к моечным устройствам грузовых танков. Применяются автономные с электрическим или паротурбинным приводом центробежные насосы. Производительность их определяется из расчета подачи 3—3,5 м 3 /ч воды на каждую тысячу тонн дедвейта при напоре 100—150 м вод. ст.

Насосы главных и вспомогательных механизмов

Форсуночные — предназначены для подачи топлива из расходных цистерн к форсункам. Котельные форсуночные насосы — автономные электроприводные ротационные или центробежные. На некоторых паротурбинных судах применяются дополнительные растопочные насосы.

Топливоперекачивающие —предназначены для подачи топлива из основных цистерн в расходные. Насосы автономные ротационные или центробежные электроприводные. Напор насосов достигает 20—30 м вод. ст., а производительность определяется из условия подачи за 0,5—1 ч работы насоса такого количества топлива, которого достаточно для работы котлов или ДВС при номинальной нагрузке в течение 24—36 ч.

Питательные котельные — предназначены для подачи питательной воды в паровые котлы.

Питательные насосы главных паровых котлов центробежные электро- или паротурбоприводные. Питательные насосы вспомогательных и утилизационных котлов на теплоходах — поршневые или центробежные с электроприводом.

Максимальная производительность питательного насоса составляет 150% от нагрузки котла или группы котлов, обслуживаемых насосом, при напоре на 30% выше рабочего котельного давления.

Циркуляционные котельные — предназначены для создания принудительной циркуляции в прямоточных котлах. Насосы автономные электроцентробежные с напором 30—60 м вод. ст.

Бустерные — предназначены для подачи перемещаемой жидкости в приемные патрубки основных насосов с целью создания дополнительного подпора.

Мокровоздушные (конденсатно-воздушные) — предназначены для совместного удаления воздуха и конденсата из конденсаторов. Главные насосы навешиваются на главную машину, вспомогательные — автономные.

Конденсатные — предназначены для удаления конденсата из конденсаторов, а также из устройств, работающих с конденсацией пара. Насосы автономные центробежные электро- или паротурбоприводные. Иногда применяются поршневые насосы. Напор конденсатных насосов 30—90 м вод. ст.

Вакуумные (конденсационных установок) —предназначены для удаления воздуха из конденсаторов и поддержания вакуума в них. Применяются пароструйные эжекторы одно-, двух- и трехступенчатые. В водоопреснительных установках применяются и водоструйные эжекторы.

Дренажные — предназначены для удаления конденсата из дренажных или сточных цистерн и подачи его в питательную магистраль. Насосы автономные электроцентробежные.

Циркуляционные (забортной воды) —предназначены для прокачки забортной водой судовых конденсаторов и тепло-обменных аппаратов. Применяются в основном центробежные насосы с электроприводом.

Циркуляционные (пресной воды) — предназначены для прокачки пресной воды через охлаждаемые узлы и детали судовых механизмов. Насосы автономные электроцентробежные с напором 18—50 м вод. ст.

Охлаждающие топливные и масляные — предназначены для прокачки масла или топлива через охлаждаемые форсунки и поршни мощных дизелей. Насосы автономные, ротационные, электроприводные.

Насосы смазочного масла предназначены для подачи масла на смазку поверхностей трущихся деталей судовых механизмов.

Маслоперекачивающие — предназначены для перемещения смазочного масла внутри судна. Насосы грязного масла предназначены для перекачки отработанного и загрязненного масла внутри судна.

Насосы ВРШ предназначены для подачи рабочей жидкости к гидроприводу лопастей винта регулируемого шага. Применяются автономные или навешенные ротационные насосы с производительностью 80—500 л/мин.

Рассольные — предназначены для создания циркуляции или удаления за борт рассола в судовых холодильных и водоопреснительных установках. Применяются электроприводные насосы центробежного типа, а в водоопреснительных установках — иногда водоструйные эжекторы.

Дистиллятные насосы предназначены для отвода дистиллята из конденсаторов водоопреснительных установок. Применяются автономные электроприводные центробежные насосы и водоструйные эжекторы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: