В рамках организационно технического обеспечения деятельности судов под принципом следует понимать

Обновлено: 20.04.2024

Под организационным обеспечением деятельности судов в РФ понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в РФ осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие в организационном обеспечении деятельности судов в РФ.

В соответствии со cт. 1 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее – Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также – арбитражные суды субъектов РФ), районных, городских и межрайонных судов (далее также – районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также – федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

В систему Судебного департамента входят:

  • Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента;
  • Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Финансирование федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом за счёт средств федерального бюджета. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ в установленный Правительством РФ срок представляет в Правительство РФ предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей РФ1. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счёт средств федерального бюджета и указывается в нём отдельной строкой.

Полномочия Судебного департамента регламентированы cт. 6 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»:

  • организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
  • управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
  • определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • ведёт судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
    принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  • организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями;
  • Организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата
  • Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством;
    взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей РФ.

Судебный департамент в соответствии со cт. 7 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» состоит из следующих подразделений:

  • главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;
  • главное управление обеспечения деятельности военных судов;
  • главное финансово-экономическое управление;
  • управление государственной службы и кадрового обеспечения;
  • контрольно-ревизионное управление;
  • управление делами;
  • управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;
  • отдел учебных и образовательных учреждений;
  • отдел международно-правового сотрудничества;
  • аппарат Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Генеральный директор Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента. Генеральный директор Судебного департамента несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.

Управление Судебного департамента в субъекте РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей. Начальник Управления Судебного департамента в субъекте РФ назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление Судебного департамента.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда в соответствии со cт. 17 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ».

Администратор суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним. Администратор суда назначается начальником управления Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда.

Полномочия администратора суда регламентированы cт. 19 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»:

1, Организационное обеспечение деятельности судов - это создание всех не­обходимых условий для нормального функционирования судов, обес­печение их кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

2 Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

• создание условий для полного и независимого осуществления правосудия;

^ невмешательство в осуществление судами правосудия и строгое следо­вание принципу независимости судей, народных, присяжных и арбит­ражных заседателей;

при рассмотрении конкретных дел органы, осуществляющие организа­ционное обеспечение деятельности судов, не вправе давать судам ка­кие-либо указания, а суды не обязаны (да и не вправе) исполнять эти указания, если они вес же были даны,

организационное обеспечение деятельности судов осуществляется только в рамках, установленных законом и в определенном им порядке.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.

разработка и внесение в соответствующие органы проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации судов, ус­тановления штатной численности судей,

подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональной квалифика­ции и нравственных качеств; создание и обеспечение деятельности ко­миссий по проведению квалификационных экзаменов кандидатов в су­дьи, дача заключений о возможности назначения кандидата на должность судьи;

дача заключений по вопросам, подведомственным квалификационным коллегиям судей (приостановление и прекращение полномочий судей, их аттестация, привлечение судей к ответственности);

организация выборов и назначения народных заседателей; отбор при­сяжных заседателей и составление их списков; составление списков ар­битражных заседателей;

организация работы по повышению профессиональной квалификации судей и работников аппарата судов, улучшению правовых знаний на­родных и арбитражных заседателей;

оказание судам помощи по вопросам исполнения судебных решений;

материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельно­сти судов и органов судейского сообщества (финансирование, обеспе­чение зданиями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, сред­ствами связи, охрана, поддержание порядка в судебных заседаниях и т. п.);

организация ведения судебной статистики;

обеспечение судов различной информацией правового характера (законы, иные нормативные акты, судебные решения, специальная литература);

организация делопроизводства в судах;

изучение и обобщение практики работы судов в рамках отдельного ре­гиона или всей страны; организация научных исследований по вопро­сам организации и деятельности судов;

изучение международного опыта по вопросам организационного обес­печения деятельности судов; разработка международных договоров по вопросам правовой помощи и иным вопросам, связанным с деятельно­стью судов.

Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.

Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей. Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой - не должно отвлекать внимание судей на выполнение не свойственных правосудию функций.

Организационное обеспечение деятельности судов - деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям:

Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:

для федеральных судов → осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

для мировых судей → осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Организационно-правовое обеспечение: разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей; изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по её совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов; разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики; организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;

- информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.

Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе: определение потребностей судов в кадрах; осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента; обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.); методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах; контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу в судах и системе Судебного департамента; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом председателя Верховного Суда РФ.

Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализацию финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий); контроль за использованием средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение: мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организацию строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов;

Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества: координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний Президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегий судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества; комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества;

Обеспечение социальных прав и гарантий судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов: защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих; принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей;

Иные направления обеспечения деятельности судов: формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи; организация взаимодействия со средствами массовой информациипо вопросам судебной проблематики; взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов; обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений; организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышения его эффективности.

Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

· законность → обеспечение деятельности судов осуществляется только на основе закона, в рамках, установленных законами и в порядке, предусмотренном законами;

· невмешательство → органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей и принимаемые ими решения;

· создание условий для полного и независимого осуществления функций судебной власти;

· полное и всестороннее удовлетворение судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах.

Организационное обеспечение деятельности судов, как отмечалось выше, — одна из основных функций (направлений) правоохранительной деятельности. В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона о статусе судей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте.

Конкретизация этой общей формулировки дается в других статьях Закона о статусе судей, ст. 6 Закона о Судебном департаменте, а также в Законе о судебной системе (ст. 30—33), Законе о Конституционном Суде (ст. 7, 24, 26—28 и 111), Законе об арбитражных судах (ст. 44—47), Законе о судебных приставах (ст. 11 и 12), Законе о военных судах (ст. 34), Положении о квалификационных коллегиях судей, Положении о квалификационной аттестации судей, Указе Президента РФ "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" от 15 сентября 1995 г. №947, Положении о Министерстве юстиции РФ, Положении об органах судейского сообщества, Регламенте Конституционного Суда РФ, Регламенте арбитражных судов и др.

Если суммировать сказанное в этих актах по поводу организационного обеспечения судов, то можно получить значительно более конкретное представление о его содержании. В состав данной функции входит осуществление следующих задач:

— разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов (создание новых судов, упразднение или реорганизация уже существующих судов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др.);

— разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

— подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

— обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

— дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

— организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; проверка законности избрания, назначения или отбора таких заседателей;

— организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

— представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привлечения их к уголовной ответственности или применения мер процессуального принуждения, аттестации и присвоения квалификационных классов, выдвижения на руководящие судебные должности и т.д.);

— материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности— содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

— организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества;

— организация и ведение судебной статистики;

— оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной

— изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

— разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

— организация научных исследований по правовым проблемам, том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

— изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов

В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в ст. 30 Закона о судебной системе ("Обеспечение деятельности судов"):

"1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации".

С учетом такой общей ориентации, данной в законе, и следует рассматривать вопросы построения организационного обеспечения деятельности судов.


В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент:
• организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов; арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов (с даты истечения двух месяцев после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»);
• изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;
• организует делопроизводство и работу архивов судов;
• осуществляет работу по систематизации законодательства;

• осуществляет иные меры по организационному обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организационное обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:

Организация делопроизводства и работы архивов судов

Разработаны и направлены в суды и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации ведомственные нормативные правовые акты Судебного департамента по вопросам организации и работы архивов судов, в том числе:
• Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде (утв. приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. № 36);
• Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (утв. приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. № 161);
• Руководство по делопроизводству в военных судах (утв. приказом Судебного департамента от 27 августа 2013 г. № 8);
• Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования (утв. приказом Судебного департамента от 28 декабря 2005 г. № 157);
• Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения (утв. приказом Судебного департамента от 9 июня 2011 г. № 112).

Разработаны и направлены в суды и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации: разъяснения о применении отдельных положений ведомственных нормативных правовых актов по вопросам организации и работы архивов судов.

На постоянной основе реализуются мероприятия по обеспечению судов нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами, электронными справочно-правовыми системами, официальными источниками опубликования нормативных правовых актов в соответствии с Положением об информационно-правовом обеспечении деятельности судов (утв. приказом Судебного департамента от 19 декабря 2013 г. № 249)

На постоянной основе осуществляется взаимодействие с ФГУП «Почта России» по вопросам соблюдения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» (введены в действие приказом ФГУП »Почта России» от 31 августа 2005 г. № 343).

Разработаны и реализованы в установленном порядке ведомственные целевые программы:
• «Организация приемных в федеральных судах общей юрисдикции» на 2010–2011 годы (утв. Генеральным директором Судебного департамента 14 апреля 2010 г.);
• «Материально-техническое обеспечение апелляционных инстанций в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах на 2012–2013 годы» (утв. приказом Судебного департамента от 14 декабря 2011 г. № 227);
• «Обеспечение федеральных судов общей юрисдикции необходимым комплектом нормативных правовых актов и юридической литературы на 2008–2010 годы» (утв. приказом Судебного департамента от 27 декабря 2007 г. №164); на 2011–2013 годы» (утв. приказом Судебного департамента от 15 декабря 2010 г. № 288).

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда.

Администраторы судов замещают должности государственной гражданской службы в управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы (подраздел 2 раздела 16.1), утверждённым Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574.

Администратор суда назначается на должность и освобождается от должности по представлению председателя соответствующего суда:

администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда – начальником Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов;

администратор районного суда – начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Полномочия администратора суда определены статьёй 19 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Администратор суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор под контролем управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и во взаимодействии с ним.

Администратор суда осуществляет свои полномочия в соответствии с:

• Типовыми должностными регламентами администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда (утв. приказом Судебного департамента от 11 марта 2014 г. № 45)

• Типовом должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам (утв. приказом Судебного департамента от 6 ноября 2014 г. № 232)

• Методическими рекомендациями по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда (утв. Генеральным директором Судебного департамента 24 ноября 2009 г.)

Об особенностях правового статуса и должностного положения администратора суда см.: постановление Совета судей Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. № 51.

В целях совершенствования деятельности, урегулирования правового статуса и должностного положения администратора федерального суда общей юрисдикции, обусловленная неопределённостью его двойного подчинения, разработана Концепция реформирования института администраторов федеральных судов общей юрисдикции (одобрена постановлением Совета судей Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 314).

Контроль организационного обеспечения деятельности судов

• В целях изучения организации деятельности судов и выработки предложений по её совершенствованию осуществляются проверки уровня организационного обеспечения деятельности районных (городских) судов, гарнизонных военных судов, достигнутого в результате деятельности органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

• Изучение состояния организационного обеспечения деятельности судов осуществляется по всем направлениям организационного обеспечения, определённым Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению комплексных, целевых и контрольных проверок управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (утв. приказом Судебного департамента от 13 октября 2011 г. № 184) и ежегодно утверждаемыми планами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: