Противоречием между регламентом ес и внутригосударственным законом

Обновлено: 19.04.2024

Еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс заявил, что будет бороться с вызовами со стороны стран — членов Евросоюза, которые оспаривают верховенство законодательства ЕС над национальными. Он сказал, что этот вопрос нужно решить, иначе он «разрушит сам союз». Ранее Рейндерс направил письмо властям Польши с призывом отозвать обращение в Конституционный суд страны о проверке законности положений некоторых соглашений ЕС. Также дисциплинарные меры могут быть приняты в отношении Германии и Венгрии. Эксперты отмечают, что внутри союза растёт недовольство авторитарными действиями Брюсселя, а единая система юстиции на пространстве ЕС невозможна без принятия общей конституции.

Еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс заявил, что будет бороться с вызовами со стороны стран — членов Евросоюза, которые оспаривают верховенство законодательства ЕС над национальными. В интервью газете Financial Times он подчеркнул, что подобные действия могут поставить под угрозу существование союза.

«Чем мы рискуем, если не решим этот вопрос? Тем, что разрушим сам союз», — заявил Рейндерс.

Рейндерс отметил, что попытки некоторых стран оспорить принцип верховенства законодательства ЕС подают негативный пример остальным членам союза.

«Если в одной из стран-участниц возникает проблема, существует опасность «эффекта распространения» — что у всех или у некоторых государств — членов Евросоюза появится склонность оспаривать верховенство законодательства ЕС и исключительную компетенцию Европейского суда», — приводит издание слова еврокомиссара.

Конституционные споры

В последнее время несколько стран — членов ЕС вступили в конфликт с Брюсселем из-за правовых вопросов.

Так, в июне Еврокомиссия инициировала иск против Германии. В 2020 году Конституционный суд ФРГ постановил, что пакет стимулирующих мер Европейского центрального банка не отвечает федеральным законам Германии. Теперь же Брюссель заявил, что Берлин должен вернуть свою судебную систему в подчинение ЕС в течение двух месяцев.


«Ситуация беспрецедентная»: к чему может привести конфликт между Еврокомиссией и Германией

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не исключила, что ЕС начнёт судебное разбирательство в отношении Германии. Ранее.

Другой конфликт по поводу принципа верховенства европейского права возник у Брюсселя с Польшей. В начале июня издание Politico сообщило, что Рейндерс направил польским властям письмо, в котором призывал отозвать ходатайство к Конституционному суду страны. В нём содержится просьба проверить на соответствие главному закону Польши ряд пунктов в соглашениях ЕС. Вердикт польского КС должен быть вынесен 13 июля.

Politico сообщает, что Рейндерс направил письмо в Варшаву всего через несколько часов после того, как Еврокомиссия начала разбирательство против Германии.

В письме Еврокомиссии к Польше говорится, что ходатайство властей страны в Конституционный суд «предположительно, оспаривает фундаментальные принципы европейского законодательства, в частности принцип приоритета законодательства ЕС над национальным законодательством», а также «полномочия Европейского суда в толковании договоров ЕС».

Там также сказано, что ходатайство «противоречит долгу преданного сотрудничества, поскольку Польша стремится добиться от Конституционного суда решения, которое позволит оспорить полномочия по интерпретации ключевых принципов европейского права».

В письме, направленном Рейндерсом польскому министру по делам ЕС Конраду Шиманьскому и главе Минюста Збигневу Зебро, также упоминаются сомнения в независимости и легитимности Конституционного суда Польши.

Отмечается, что на ответ польским властям дали месяц.

Венгерский вопрос

Трения по поводу верховенства законодательства ЕС над национальными законами возникли у ЕС и с Венгрией. Euronews сообщает, что 3 июня Европейский суд разрешил Европарламенту возбудить «дисциплинарную процедуру» в отношении Венгрии за нарушение «принципов правового государства».

Евродепутаты ещё в 2018 году проголосовали за возможность применения против Венгрии статьи 7 Договора о Европейском союзе. Эта статья предусматривает применение мер против члена объединения, который нарушает основные принципы ЕС, вплоть до лишения голоса в Европейском совете. В список перечисленных Европарламентом 12 претензий к венгерским властям вошли коррупция, проблемы с независимостью судебной власти, свободой слова, вероисповедания и объединений, а также с правами меньшинств, мигрантов и беженцев.


«Экономическая колонизация»: почему в Польше заговорили об угрозе распада Евросоюза

Европейский союз может распасться, если некоторые государства будут навязывать свою волю партнёрам по объединению, заявили в.

Euronews отмечает, что с начала 2021 года финансирование членов ЕС напрямую зависит от соблюдения ими ценностей и норм ЕС. Это может привести к тому, что Брюссель сократит выплаты из бюджета и фонда восстановления после пандемии для Будапешта.

Глава венгерского Минюста Юдит Варга заявила, что Будапешт готов к диалогу по вопросам верховенства права ЕС, однако будет расценивать давление на него как политически мотивированную охоту на ведьм.

Кроме того, Еврокомиссия начала дисциплинарное разбирательство против Венгрии в связи с делом оппозиционной радиостанции KlubRadio. Это СМИ часто выступало с критикой правительства премьера Виктора Орбана, а в феврале лишилось частоты вещания. В Еврокомиссии утверждают, что власти Венгрии нарушили правила Евросоюза в сфере телекоммуникаций.

Национальные интересы

Ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин в беседе с RT отметил, что на сегодня в юридических системах отдельных государств — членов ЕС и Евросоюза существует определённая несогласованность.

«Это вызвано разными национальными интересами стран — членов ЕС, разницей в их текущем развитии, разными скоростями экономического развития Восточной Европы и «коренных» стран ЕС и другими факторами, осложняющими европейскую интеграцию. В результате некоторые европейские страны, в частности Польша и Венгрия, открыто противопоставляют себя Брюсселю», — рассказал эксперт.

Это тормозит эволюцию ЕС из союза разных стран в единое супергосударство, пояснил Александр Камкин.

«Осложняет ситуацию то, что до сих пор ещё не сформированы такие институты единого союзного государства, как, например, единая система юстиции и европейская армия. Несмотря на наличие Европарламента и ЕЦБ, некоторые юридические аспекты национального законодательства стран — членов ЕС порой несогласованны. В связи с этим возникают определённые противоречия, когда де-юре законы Евросоюза имеют верховенство, но де-факто отдельные государства ЕС стараются проводить свою внутреннюю политику в соответствии со своим законодательством», — рассказал эксперт.

Данные тенденции вряд ли смогут подорвать единство ЕС, но они осложнят диалог между членами, а также между Брюсселем и европейскими столицами, считает Александр Камкин.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в беседе с RT отметил, что чиновники в Брюсселе являются неизбранными бюрократами, из-за чего они испытывают «острый комплекс политической неполноценности».

«Это приводит к тому, что любые попытки так называемого сепаратизма, в том числе в вопросах юстиции, рассматриваются ими как покушение на собственную компетенцию и власть Брюсселя», — рассказал собеседник RT.

В то же время в ряде стран растёт недовольство политикой Брюсселя, которая на самом деле достаточно авторитарна, пояснил Алексей Мухин.

«Пока не будет принята единая конституция ЕС, ситуация будет оставаться такой странной. Они будут перебрасываться обвинениями, но ни к чему не приходить. Да, Брюссель будет пытаться наказать страны, которые будут пытаться застолбить себе больший участок в нормативном поле в сравнении с тем, что они имеют сейчас в отношении Брюсселя. Но думаю, что эти попытки будут, конечно, пресекаться», — заключил эксперт.

19. Что означают принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза?

1. Принцип верховенства права Европейского Союза означает, что нормы данной правовой системы имеют большую юридическую силу, чем правила, установленные в рамках государств-членов.

Иными словами, в случае несоответствия (коллизии) между законом или другим источником национального права, с одной стороны, и источниками права Европейского Союза — с другой, надлежит руководствоваться последними.

Противоречия между предписаниями Европейского Союза и его государств-членов чаще всего обнаруживаются в национальных судах при рассмотрении конкретных дел. В подобных обстоятельствах судебные органы должны отдавать приоритет Договору о ЕС, регламенту, директиве, другому источнику права Союза, при необходимости «откладывая в сторону» противоречащий им внутригосударственный закон или подзаконный акт.

2. Принцип прямого действия означает, что право Европейского Союза наделяет субъективными правами и обязанностями не только государства-члены, но и непосредственно физических и юридических лиц. Последние могут основывать свои требования в национальных судах, «напрямую» ссылаясь на статьи учредительных документов или правовых актов Союза.

При этом в доктрине и судебной практике различаются два вида прямого действия — горизонтальное и вертикальное:

а) горизонтальное прямое действие — это прямое действие в «горизонтальных» правоотношениях, т. е. отношениях между частными лицами (например, обязательство из договора между двумя предприятиями-контрагентами);

б) вертикальное прямое действие — прямое действие в отношениях «индивид — власть», т. е. в правоотношениях между частными лицами и государственными органами и учреждениями.

В отличие от принципа верховенства, принцип прямого действия не имеет универсального характера. Его реализация в жизнь зависит от вида источника права Европейского Союза, в котором закреплена соответствующая норма:

— нормы регламентов («законов» Союза) имеют прямое действие в полном объеме; более того, государствам-членам запрещено подменять регламенты своим внутренним законодательством (например, издавать нормативные акты, воспроизводящие предписания регламентов);

— нормы учредительных договоров имеют прямое действие, если они достаточно четко закрепляют субъективное право или обязанность, в том числе обязанности государств-членов.

Например, ст. 23 Договора о ЕС 1957 г., отменяющая таможенные пошлины или эквивалентные сборы внутри Сообщества, позволяет любому хозяйствующему субъекту предъявлять судебные иски, если какое-либо государство или иной субъект потребует уплаты подобного сбора.

С другой стороны, ст. 136 Договора о ЕС, согласно которой «Сообщество и государства-члены… ставят целями содействие занятости, улучшение условий жизни и труда…», не является нормой прямого действия, так как из нее невозможно вывести четкое субъективное право, которое можно отстаивать в судах.

Аналогичные условия действуют для норм, которые закреплены в соглашениях (международных договорах), заключенных ЕС с третьими странами, в том числе с Россией;

— директивы (основы законодательства Союза), по общему правилу, не имеют прямого действия, так как их нормы подлежат трансформации в национальное законодательство (см. вопрос № 5). Иными словами, директива действует «опосредованно», через изданные на ее основе нормативные акты государств-членов, в которых и закрепляются соответствующие права и обязанности частных лиц.

Но как быть, если некоторое государство-член не приняло в установленный срок (срок трансформации) необходимые меры в соответствии с директивой ЕС? Суд Европейских сообществ постановил, что в подобных условиях физические и юридические лица вправе опираться на положения директивы в спорах с государственными органами и учреждениями.

Таким образом, при определенных обстоятельствах директивы все же могут непосредственно наделять людей субъективными правами. В то же время содержащиеся в директивах обязанности частных лиц приобретают законную силу только после их трансформации в национальное законодательство.

Итак, директивы, в отличие от регламентов и учредительных договоров, способны обладать только вертикальным, но не горизонтальным прямым действием;

— в праве Европейского Союза существуют также источники, которые вовсе не имеют прямого действия. К ним относятся акты, принимаемые в рамках второй и третьей опор: общей внешней политики и политики безопасности — ОВПБ, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере — СПСО (см. вопрос № 26).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел I ПОНЯТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Раздел I ПОНЯТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 1. Что такое «право Европейского Союза»? Право Европейского Союза (англ. European Union Law; франц. droit de l’Union europйenne) — самостоятельная правовая система, возникшая в результате усилий по строительству «единой Европы».Будучи

2. Какова географическая сфера действия права Европейского Союза?

2. Какова географическая сфера действия права Европейского Союза? Действие права Европейского Союза распространяется на территорию стран, входящих в состав организации Европейский Союз. Эти страны официально именуются государствами-членами, и их количество постоянно

3. Кто выступает субъектами права Европейского Союза?

3. Кто выступает субъектами права Европейского Союза? Субъекты права Европейского Союза — это носители прав и обязанностей, установленных нормами данной правовой системы.Отличительная особенность права Европейского Союза — способность его норм иметь прямое действие,

Раздел III ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Раздел III ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 18. Что такое «принципы права Европейского Союза»? Принципы — это предписания основополагающего характера, которые определяют сущность, содержание и порядок применения остальных норм правовой системы.В праве Европейского

18. Что такое «принципы права Европейского Союза»?

18. Что такое «принципы права Европейского Союза»? Принципы — это предписания основополагающего характера, которые определяют сущность, содержание и порядок применения остальных норм правовой системы.В праве Европейского Союза существует своя собственная, присущая

20. Где закреплены принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза?

20. Где закреплены принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза? Принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза имеют прецедентное происхождение: не будучи прямо закрепленными в учредительных договорах, они были установлены

23. Каковы важнейшие принципы деятельности Европейского Союза?

23. Каковы важнейшие принципы деятельности Европейского Союза? Принципы деятельности Европейского Союза — это основные начала, регулирующие функционирование данной организации.Наиболее важные из этих принципов закреплены в Договоре об учреждении Европейского

Раздел IV ИСТОЧНИКИ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Раздел IV ИСТОЧНИКИ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 24. Какие источники составляют первичное право Европейского Союза? Первичное право Европейского Союза — это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ЕС В ПРОСТРАНСТВЕ

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ЕС В ПРОСТРАНСТВЕ Европейское право объединяет правовые установления европейской системы защиты прав человека и интеграционное право ЕС. Право ЕС образует ведущую и наиболее многоплановую

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Принцип верховенства. Вопрос о соотношении права Евросоюза и национального права возник в самые первые годы существования Евросоюза. Возникла проблема применения норм права Евросоюза странами-участницами с дуалистической системой

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОВПБ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОВПБ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Будучи составной частью ЕС, ОВПБ решает стоящие перед ним общие задачи, руководствуясь при этом едиными для всех трех опор Союза целями и принципами. Их система закреплена в учредительных договорах. Цели и принципы имеют высшую

ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Таможенное право ЕС, подобно национальному таможенному праву, является отраслью права, а именно отраслью европейского права. По-скольку Европейские сообщества возникли на основе передачи государствами-членами части своего

ИСТОЧНИКИ ТОРГОВОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ИСТОЧНИКИ ТОРГОВОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Учредительные договоры. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. ставил целью создание общего рынка продукции угольной и сталелитейной промышленности. По общему принципу (ст. 71) полномочия

Принципы - это предписания основополагающего характера, которые определяют сущность, содержание и порядок применения остальных норм правовой системы.

В праве Европейского Союза существует своя собственная, присущая ему совокупность принципов. Некоторые из них сходны с принципами других правовых систем (внутригосударственного и международного права), а некоторые имеют оригинальную природу.

Общую совокупность принципов права Европейского Союза можно разделить на несколько групп, которые различаются своим назначением и сферой действия:

- принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, определяющие его соотношение с правовыми системами государств-членов;

- общие принципы права - исходные начала правового регулирования, которые действуют во всех сферах ведения Союза и присущи также другим демократическим правовым системам;

- специальные принципы права Европейского Союза, имеющие силу в рамках отдельных отраслей или сфер его правового регулирования;

- принципы деятельности Европейского Союза, которые определяют порядок реализации Союзом имеющейся у него компетенции.

1. Принцип верховенства права Европейского Союза означает, что правовые нормы данной правовой системы имеют большую юридическую силу, чем правила, установленные в рамках государств-членов.

Иными словами, в случае несоответствия (коллизии) между законом или другим источником национального права, с одной стороны, и источниками права Европейского Союза - с другой, надлежит руководствоваться последними.

Противоречия между предписаниями Европейского Союза и его государств-членов чаще всего обнаруживаются в национальных судах при рассмотрении конкретных дел. В подобных обстоятельствах судебные органы должны отдавать приоритет Договору о ЕС, регламенту, директиве, другому источнику права Союза, при необходимости "откладывая в сторону" противоречащий им внутригосударственный закон или подзаконный акт.

Принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза имеют прецедентное происхождение: не будучи прямо закрепленными в учредительных договорах, они были установлены судебной практикой - решениями Суда Европейских сообществ.

Сначала, в 1963 г., Суд признал принцип прямого действия (решение по делу "Van Gend en Loos"), затем, в 1964 г., принцип верховенства (решение по делу "Costa"). В последующие годы Суд Европейских сообществ уточнил содержание и условия применения названных принципов, в том числе провозгласил приоритет предписаний Сообщества над конституциями государств-членов.

После вступления в силу Лиссабонского договора принцип верховенства, а равно принцип прямого действия права Европейского Союза будут регулироваться, применяться и охраняться на основании судебной практики (прецедентного права) Суда Европейских сообществ, переименованного Лиссабонским договором в Суд Европейского Союза.

28. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика.


Принцип прямого действия означает, что право Европейского Союза наделяет субъективными правами и обязанностями не только государства-члены, но и непосредственно физических и юридических лиц. Последние могут основывать свои требования в национальных судах, "напрямую" ссылаясь на статьи учредительных документов или правовых актов Союза.

При этом в доктрине и судебной практике различаются два вида прямого действия - горизонтальное и вертикальное:

а) горизонтальное прямое действие - это прямое действие в "горизонтальных" правовых отношениях, т.е. отношениях между частными лицами (например, обязательство из договора между двумя предприятиями-контрагентами);

б) вертикальное прямое действие - прямое действие в отношениях "индивид - власть", т.е. в правовых отношениях между частными лицами и государственными органами и учреждениями.
В отличие от принципа верховенства, принцип прямого действия не имеет универсального характера. Его реализация в жизнь зависит от вида источника права Европейского Союза, в котором закреплена соответствующая норма:

- правовые нормы регламентов ("законов" Союза) имеют прямое действие в полном объеме; более того, государствам-членам запрещено подменять регламенты своим внутренним законодательством (например, издавать нормативные акты, воспроизводящие предписания регламентов);

- правовые нормы учредительных договоров имеют прямое действие, если они достаточно четко закрепляют субъективное право или обязанность, в том числе обязанности государств-членов.
Например, ст. 23 Договора о ЕС 1957 г., отменяющая таможенные пошлины или эквивалентные сборы внутри Сообщества, позволяет любому хозяйствующему субъекту предъявлять судебные иски, если какое-либо государство или иной субъект потребует уплаты подобного сбора.

С другой стороны, ст. 136 Договора о ЕС, согласно которой "Сообщество и государства-члены. ставят целями содействие занятости, улучшение условий жизни и труда. ", не является нормой прямого действия, так как из нее невозможно вывести четкое субъективное право, которое можно отстаивать в судах.
Аналогичные условия действуют для норм, которые закреплены в соглашениях (международных договорах), заключенных ЕС с третьими странами, в том числе с Россией;

- директивы (основы законодательства Союза), по общему правилу, не имеют прямого действия, так как их правовые нормы подлежат трансформации в национальное законодательство.

Иными словами, директива действует "опосредованно", через изданные на ее основе нормативные акты государств-членов, в которых и закрепляются соответствующие права и обязанности частных лиц.
Но как быть, если некоторое государство-член не приняло в установленный срок (срок трансформации) необходимые меры в соответствии с директивой ЕС? Суд Европейских сообществ постановил, что в подобных условиях физические и юридические лица вправе опираться на положения директивы в спорах с государственными органами и учреждениями.

Таким образом, при определенных обстоятельствах директивы все же могут непосредственно наделять людей субъективными правами. В то же время содержащиеся в директивах обязанности частных лиц приобретают законную силу только после их трансформации в национальное законодательство.
Итак, директивы, в отличие от регламентов и учредительных договоров, способны обладать только вертикальным, но не горизонтальным прямым действием;

- в праве Европейского Союза существуют также источники, которые вовсе не имеют прямого действия. К ним относятся акты, принимаемые в рамках второй и третьей опор: общей внешней политики и политики безопасности - ОВПБ, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере - СПСО.

Принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза имеют прецедентное происхождение: не будучи прямо закрепленными в учредительных договорах, они были установлены судебной практикой - решениями Суда Европейских сообществ.

Сначала, в 1963 г., Суд признал принцип прямого действия (решение по делу "Van Gend en Loos"), затем, в 1964 г., принцип верховенства (решение по делу "Costa"). В последующие годы Суд Европейских сообществ уточнил содержание и условия применения названных принципов, в том числе провозгласил приоритет предписаний Сообщества над конституциями государств-членов.

1. Принцип верховенства права Европейского Союза означает, что нормы данной правовой системы имеют большую юридическую силу, чем правила, установленные в рамках государств-членов.

Иными словами, в случае несоответствия (коллизии) между законом или другим источником национального права, с одной стороны, и источниками права Европейского Союза - с другой, надлежит руководствоваться последними.

Противоречия между предписаниями Европейского Союза и его государств-членов чаще всего обнаруживаются в национальных судах при рассмотрении конкретных дел. В подобных обстоятельствах судебные органы должны отдавать приоритет Договору о ЕС, регламенту, директиве, другому источнику права Союза, при необходимости "откладывая в сторону" противоречащий им внутригосударственный закон или подзаконный акт.

2. Принцип прямого действия означает, что право Европейского Союза наделяет субъективными правами и обязанностями не только государства-члены, но и непосредственно физических и юридических лиц. Последние могут основывать свои требования в национальных судах, "напрямую" ссылаясь на статьи учредительных документов или правовых актов Союза.

При этом в доктрине и судебной практике различаются два вида прямого действия - горизонтальное и вертикальное:

а) горизонтальное прямое действие - это прямое действие в "горизонтальных" правоотношениях, т.е. отношениях между частными лицами (например, обязательство из договора между двумя предприятиями-контрагентами);

б) вертикальное прямое действие - прямое действие в отношениях "индивид - власть", т.е. в правоотношениях между частными лицами и государственными органами и учреждениями.

В отличие от принципа верховенства, принцип прямого действия не имеет универсального характера. Его реализация в жизнь зависит от вида источника права Европейского Союза, в котором закреплена соответствующая норма:

- нормы регламентов ("законов" Союза) имеют прямое действие в полном объеме; более того, государствам-членам запрещено подменять регламенты своим внутренним законодательством (например, издавать нормативные акты, воспроизводящие предписания регламентов);

- нормы учредительных договоров имеют прямое действие, если они достаточно четко закрепляют субъективное право или обязанность, в том числе обязанности государств-членов.

Например, ст. 23 Договора о ЕС 1957 г., отменяющая таможенные пошлины или эквивалентные сборы внутри Сообщества, позволяет любому хозяйствующему субъекту предъявлять судебные иски, если какое-либо государство или иной субъект потребует уплаты подобного сбора.

С другой стороны, ст. 136 Договора о ЕС, согласно которой "Сообщество и государства-члены. ставят целями содействие занятости, улучшение условий жизни и труда. ", не является нормой прямого действия, так как из нее невозможно вывести четкое субъективное право, которое можно отстаивать в судах.

Аналогичные условия действуют для норм, которые закреплены в соглашениях (международных договорах), заключенных ЕС с третьими странами, в том числе с Россией;

- директивы (основы законодательства Союза), по общему правилу, не имеют прямого действия, так как их нормы подлежат трансформации в национальное законодательство (см. вопрос N 5). Иными словами, директива действует "опосредованно", через изданные на ее основе нормативные акты государств-членов, в которых и закрепляются соответствующие права и обязанности частных лиц.

Но как быть, если некоторое государство-член не приняло в установленный срок (срок трансформации) необходимые меры в соответствии с директивой ЕС? Суд Европейских сообществ постановил, что в подобных условиях физические и юридические лица вправе опираться на положения директивы в спорах с государственными органами и учреждениями.

Таким образом, при определенных обстоятельствах директивы все же могут непосредственно наделять людей субъективными правами. В то же время содержащиеся в директивах обязанности частных лиц приобретают законную силу только после их трансформации в национальное законодательство.

Итак, директивы, в отличие от регламентов и учредительных договоров, способны обладать только вертикальным, но не горизонтальным прямым действием;

- в праве Европейского Союза существуют также источники, которые вовсе не имеют прямого действия. К ним относятся акты, принимаемые в рамках второй и третьей опор: общей внешней политики и политики безопасности - ОВПБ, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере - СПСО (см. вопрос N 26).

Право Евросоюза представляет собой самостоятельную правовую систему, регулирующую процесс функционирования и взаимодействия различных органов в рамках Евросоюза, а также возникающие общественные отношения.

Право Евросоюза распространяется на всех стран-участников. Оно возникло как необходимость в регулировании общественных и властных отношений в одном объединении, а также необходимости приведения основ жизни всех стран «к общему знаменателю». Оно имеет самостоятельный характер и распространяется на 27 стран-участниц. В составе права выделяются две его части. Первая часть регулирует создание и функционирование властных структур, поэтому носит название институционной. Она, в частности, определяет порядок функционирования Европейского суда. Вторая часть включает в себя гражданское, трудовое, уголовное, таможенное законодательство, т.е. те сферы права, которые регулируют общественные отношения между гражданами.

Право Евросоюза основывается на тех же принципах, что и национальное право:

  • принцип верховенства права;
  • принцип прямого действия;
  • принцип охраны прав и свобод и т.д.

Однако существуют такие принципы, как принцип интегрированности, который означает, что право Евросоюза вступает в действие в независимости от желания страны-участника.

Право Евросоюза содержится в таких актах, как учредительные договора ЕС, резолюции и регламенты, рекомендации и заключения. Источником права также является судебный прецедент. Таким образом, данные акты имеют ни международный, ни национальный характер, а занимает между ними промежуточное положение.

Право Евросоюза и национальное право

Если представить Евросоюз как федерацию, а каждую страну-участницу как отдельный субъект федерации, то право Евросоюза будет выступать как федеральное право по отношению к региональному. Отсюда характеристики права Евросоюза как транснационального.

Одна из его особенностей – право Евросоюза действует через границы. Это проистекает из принципа верховенства права, что означает, что право ЕС имеет большую юридическую силу, чем право государства. Стоит отметить, что приоритет имеют не только учредительные документы, но и все акты ЕС всех его органов и институтов, даже если государство отказалось их одобрить в Совете ЕС. На верховенство право ЕС не влияет время принятия акта, ни его источники.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако в ЕС был введен принцип субсидиарности, который гласит, что те вопросы, которые могут решаться на местах, должны решаться на тех уровнях власти, которые наиболее приближены к уровню проблемы и к населению. Только в случае отсутствия возможности решить вопрос местными усилиями, он передается на решение вышестоящих властей – региональных, государственных и, наконец, наднациональных в лице ЕС. Каждый уровень власти является субсидиарным, т.е. вспомогательным, для нижестоящего. Таким образом, ЕС должен воздерживаться от вмешательства в те вопросы общественной жизни, которые эффективно могут быть решены на местном или государственном уровне.

Право Евросоюза и международное право

Современные государства сами устанавливают принцип верховенства международного права, прописывая его в своих конституциях. Национальный суд смотрит за тем, как действует данная система, а также обнаруживает противоречия между международным и национальным правом, после чего предпринимает усилия для устранения противоречий между национальным и международным правом. Т.е. соответствие собственных правовых норм международным ложится на плечи самого государства.

В учредительных документах Евросоюза указано, что ЕС в своей деятельности будет способствовать неукоснительному соблюдению и развитию международного права, особенно принципов ООН, Хельсинского заключительного акта и Парижской Хартии. Из этого ряд исследователей делают вывод о косвенном признании ЕС верховенства международного права.

В целом положение права ЕС в системе международного права не является четким. Право Евросоюза уникально по своей структуре, обладает собственной спецификой. Оно не противоречит международному праву, но и заметно от него отличается. В связи с этим ряд исследователей представляет право ЕС как часть международного права. Дискуссия концентрируется вокруг проблемы, можно ли считать ЕС международной организацией. А.Я. Капустин считает ЕС международной правительственной организацией. О. Витвицкая указывает, что ЕС не обладает способностью приобретать или отчуждать имущество, поэтому не может считаться международной организацией.

Право ЕС также часто рассматривается как региональное право интеграционного характера. Однако ЕС давно ушли вперед обычной региональной организации. Сейчас это не только рынок, но и пространство единой безопасности, валюты, политической интеграции, общее судопроизводство и т.д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: