Как снимают суда с мели

Обновлено: 29.04.2024

Снятие с мели с помощью работы главного двигателя на задний ход

Если при посадке на мель не ощу­щалось удара о грунт и нет опасений, что корпус поврежден; и судно сохранило курс, которым оно следовало до посадки, обычно сразу после посадки на мель рабо­той машины на задний ход пытаются сой­ти на глубокую воду.

Если результаты обследования суд­на, грунта под ним и произведенных рас­четов свидетельствуют о возможности снятия с мели работой машины, дают зад­ний ход, начиная с малого до полного. Это позволит вовремя остановить машину, если винт будет за что-либо задевать. При отсутствии результата после 20 – 30-минутной работы машины ее следует застопо­рить и более детально разобраться в обстановке.

Если видимого результата от работы машиной нет, делают попытку «расше­велить» судно на грунте путем резкого изменения работы машины переменными ходами, повторяя такое изменение 10 – 15 раз. При посадке на мель с хода можно использовать кратковременную работу машины передним ходом. Одновременно с дачей переднего хода руль сначала следует поставить прямо, а в последующих по­пытках — поочередно лево и право на борт. Принимая решение сняться с мели с помощью машины, следует учесть некоторые важные обстоятельства.

  1. На мягких грунтах длительная работа машины задним ходом может повлечь за собой засорение системы охлаждения главного двигателя. Чтобы избегать это­го, нужно своевременно переключить питание системы охлаждения с донных кингстонов на бортовые.
  2. На тех же грунтах от длительной работы винта может произойти нежелательное перемещение грунта от кормы к средней и носовой частям судна — намыв грунта. Чтобы вовремя заметить это явление, нужно систематически промерять глубины вдоль бортов. Намыв может быть также обнаружен по характерному помутнению воды. Если судно сидит на мели большей частью корпуса, возмож­но проседание его в грунт в результате вымывания грунта из-под днища. С об­наружением намыва машину нужно остановить, так как дальнейшая ее работа будет увеличивать силу присоса к грунту.
  3. При наличии прижимного ветра и волны судно во время работы машины на задний ход может быть развернуто параллельно линии берега и оказаться на мели бортом. Этому может способствовать стремление одновинтового судна на заднем ходу уклоняться кормой в какую-либо сторону в зависимости от направ­ления вращения винта. Если опасность разворота существует, рекомендуется завести верп.
  4. Если первые попытки снятия с мели длительной работой машины на задний ход безуспешны, повторять такие попытки следует лишь с изменением гидрометео­обстановки (изменение направления ветра, повышение уровня воды, усиление волнения и т. д.).
  5. Стягивающее усилие главного двигателя при снятии с мели должно быть боль­ше силы реакции грунта, оно определяется по формуле:
  • где f – коэффициент трения стального корпуса о грунт (табл. 1).
Коэффициент трения корпуса
Вид грунтаКоэффициент тренияВид грунтаКоэффициент трения
минимальныймаксимальныйсреднийминимальныймаксимальныйсредний
Песок0,400,440,42Плита-ракушечник0,530,580,56
Гравий0,420,450,44Гладкая плита0,710,780,75
Галька0,500,520,51Глина (ил)0,200,400,35
Камень-валун0,400,420,41Глина с песком0,250,430,39

В том случае, когда расчеты показывают, что сняться с мели при помощи своих машин не представляется возможным или фактическая попытка достигнуть этого работой машины не удалась, следует принимать другие меры.

К таким мерам относится уменьшение давления на мель с применением для этого дифферентования, кренования, разгрузки и нагрузки судна.

Способ дифферентования

Для определения количества груза, которое необходимо перенести из повре­жденной части судна в противоположную оконечность судна, поступают следую­щим образом:

  • определяют дифферент до посадки на мель;
  • точно замеряют осадку после посадки на мель и определяют дифферент;
  • находят изменение дифферента;
  • определяют потребный дифферентующий момент умножением изменения диф­ферента на момент, дифферентующий на 1 см;
  • руководствуясь полученным дифферентующим моментом, намечают плечо пе­реноса груза, а затем и количество перемещаемого груза.

Способ кренования

Для определения количества груза, которое необходимо переместить, чтобы получить требуемый крен, поступают следующим образом:

  • определяют изменение угла крена до и после посадки на мель;
  • определяют кренящий момент умножением крена на момент, кренящий на 1°;
  • руководствуясь кренящим моментом, намечают количество и место перемеще­ния груза.

Для дифферентования и кренования рекомендуется перекачка балласта и жидкого груза из района посадки в противоположную оконечность или с борта на борт. Для дифферентования наиболее эффективными являются перекачки из фор­пика в ахтерпик или наоборот.

Способ разгрузки судна

Разгрузка судна (рис. 1) сама по себе уменьшает давление на банку, так как она уменьшает вес судна. Однако это справедливо только для такого случая раз­грузки, когда после снятия груза судно на свободной воде всплывает параллельно самому себе или всплывает так, что дифферентуется на оконечность, противопо­ложную месту посадки на банку. При несоблюдении этих условий будет увеличи­ваться давление судна на банку, а не уменьшаться.

Мель

Рис. 1 Снятие с мели способом разгрузки судна

Расчеты уменьшения давления на банку рассматриваемым способом ведут в следующем порядке:

  • определяют дифферент и среднюю осадку до и после посадки на мель;
  • по разности средних осадок определяют потерю водоизмещения;
  • по изменению дифферента определяют дифферентующий момент;
  • намечают количество груза для выгрузки и место, откуда этот груз следует брать;
  • если в качестве отгруженного груза будет вода или топливо, хранящееся в тан­ках двойного дна, то необходимо проверить поперечную остойчивость.

В первую очередь откачивают балластную и пресную воду, затем топливо и, если этих грузов оказывается недостаточно, начинают выгружать груз.

Так как при использовании этого метода в большинстве случаев приходится жертвовать грузом или топливом, то количество отгружаемого груза или топлива должно быть минимальным, т. е. таким, чтобы только довести силу давления на банку до такого значения, при котором судно будет снято с мели тягой винтов и якорей. Очевидно, наибольший эффект дает выгрузка груза из того района, кото­рый находится в месте касания судна.

Снятие судна с мели с помощью якорей и гиней

Принимая решение о завозе якорей, нужно тщательно выбрать места их от­дачи, имея в виду, что перекладка якорей судовыми средствами чрезвычайно за­труднительна, а чаще всего невозможна.

С учетом соотношения масс судовых якорей на направлениях стягивания применяют становые и запасной якоря, а верпы и стоп-анкер используют в основ­ном для удержания судна от нежелательных разворотов. Один из становых якорей рекомендуется оставлять на штатном месте, так как после снятия с мели завезен­ные якоря обычно нельзя быстро поднять на судно, а отсутствие якоря, готового к немедленной отдаче, может стать причиной новой аварии.

Наибольшей держащей силой якорь обладает при условии, что усилия, при­ложенные к нему, направлены горизонтально. Это достигается применением цеп­ных якорных канатов, имеющих большую массу на единицу длины. Однако длина якорных цепей ограничена, и заводить их очень трудно. Поэтому на практике в ка­честве якорного применяют стальные канаты.

Диаметр стального троса зависит от прикладываемого к нему усилия с уче­том запаса прочности 1,3 – 1,5. Длина должна быть такой, чтобы при приложении тягового усилия не возникала вертикальная составляющая в месте крепления троса к якорю, стремящаяся вывернуть якорь из грунта.

Если держащая сила одного якоря недостаточна, на одном якорном канате завозят 2 якоря (рис. 2 а). Разные по массе или по типу якоря кладут «гуськом». Ближайшим к судну должен быть якорь большей массы. Держащую силу «гуська» принято считать равной сумме держащих сил обоих якорей. Якоря одного типа и одинаковой массы лучше положить «веером» (рис. 2 б).

Якорь

Рис. 2 Отдача якорей «гуськом» (а) и «веером» (б)

Выборка якорей на борт после снятия судна с мели в общем случае может быть выполнена так. Якорный канат вспомогательного якоря полностью травят за борт. Судно подтягивают сначала к одному тяжелому якорю и выбирают его, а за­тем к другому. Вспомогательный якорь с помощью хват-талей выбирают после этого со шлюпки. В зависимости от обстановки иногда этим якорем приходится жертвовать.

Максимальная держащая сила якорей равна максимальному усилию, получа­емому при снятии с мели данным способом, а усилия, прилагаемые к якорным ка­натам, должны быть не менее максимальной держащей силы якорей.

Если усилий, создаваемых непосредственно брашпилем и грузовыми лебед­ками, недостаточно, прибегают к помощи гиней. Для этой цели наиболее подходят гини тяжелых грузовых стрел. Натяжение ходового лопаря гиней соответствует тя­говым усилиям, создаваемым брашпилем или грузовой лебедкой. Обычно эти уси­лия известны из паспортных данных судна.

Если парные лебедки способны дать достаточное тяговое усилие, можно обойтись и без гиней. Для этого грузовые шкентели лебедок проводят через систему кани­фас-блоков и крепят к якорному канату.

При выборке нескольких якорей может оказаться, что один из них перестает держать. Это обнаруживается потому, что якорный канат ползущего по грунту яко­ря выбирается значительно легче по сравнению с другими. В данном случае нужно использовать один из следующих способов.

Если за бортом находится достаточное для нормальной работы якоря коли­чество якорного каната, прилагаемое к нему усилие снижают путем исключения из работы одного или нескольких шкивов блоков гиней. Если длина оставшегося за бортом каната меньше расчетной, сорванный якорь нужно выбрать и завезти вновь.

Использование якорей и гиней при снятии судов с мели обычно сочетается с работой машин. Ход следует давать в момент, когда достигается наибольшее натя­жение якорных канатов. Волнение иногда может оказать помощь в снятии с мели. При этом выборку якорных канатов и дачу хода машинами нужно производить с подходом к судну гребня волны.

Когда судно начнет двигаться, что можно обнаружить, например, по заранее выставленным буйкам или вешкам, необходимо во избежание наматывания якор­ных тросов на винты своевременно стопорить машины. Если судно движется до­статочно легко, дальнейшее подтягивание к якорям следует производить без по­мощи машин.

Несмотря на большие затраты труда и времени, использование гиней являет­ся нередко необходимой и действенной мерой снятия судна с мели. Помимо значи­тельного выигрыша в силе, гини обеспечивают постоянное усилие, тогда как сов­падение усилий нескольких судов-спасателей, снимающих аварийное судно с мели, почти никогда не достигается.

Во время работ по снятию с мели с помощью якорей и гиней, особенно на волнении, в такелажном оборудовании и судовых устройствах могут возникать усилия значительно больше тех, на которые они рассчитаны. Это требует от эки­пажа тщательного выполнения требований безопасности труда.

может быть произведено своими силами и средствами, при помощи других судов и с применением технических средств, которые недоступны судну, особенно транспортному.
Существуют следующие способы снятия судов с мели:
а) самостоятельное снятие аварийного судна;
б) снятие аварийного судна с мели при помощи буксировки его другими судами и с помощью гиней;
в) снятие судна путем его отгрузки или размыва грунта;
г) снятие судна с мели при помощи судоподъемных понтонов.

Причины посадки судна на мель

Два сухогруза-контейнеровоза Celia и BSLE Sunrise на мели

Два сухогруза-контейнеровоза Celia и BSLE Sunrise на мели


Среди навигационных аварий посадка на мель стоит на первом месте, как по количеству случаев, так и по убыткам от них. В мире каждые 10 дней в среднем происходит одна посадка на мель.
Основными причинами посадки судна на мель являются.

Действие экипажа судна севшего на мель

Контейнеровоз Apl Panama на мели

Контейнеровоз Apl Panama на мели


При возникновении ситуации, когда посадка судна на мель оказывается неизбежной, необходимо предпринять действия, уменьшающие тяжесть аварии. С этой целью в первую очередь следует поставить руль прямо и дать машине полный ход назад.

Действия экипажа судна после посадки судна на мель

Балкера Federal Kivalina на мели

Балкера Federal Kivalina на мели


Аварийная партия проверяет закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повреждений и в случае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живучесть.
Далее необходимо: .

Силы действующие на судно на мели

Балкер кейпсайз Flash в грузу на мели

Балкер кейпсайз Flash в грузу на мели


Сила присасывания грунта возникает от продавливания корпусом судна грунта, в результате чего частицы грунта прилипают к корпусу, создавая эффект присасывания тем больший, чем большей вязкостью обладает грунт. Оценивается коэффициентом, зависящим от массы судна и от рода грунта.

Выбор способа снятия судна с мели

Балкер Ocean Breeze на мели

Балкер Ocean Breeze на мели


В зависимости от имеющихся средств для снятия судна с мели и от характера посадки применяются следующие способы и методы:
самостоятельно
работой своих машин;.

Снятие судна с мели с помощью двигателя

Сухогруз Sterno на камнях

Сухогруз Sterno на камнях


Если при посадке на мель не ощущалось удара о грунт; нет опасений, что корпус поврежден; и судно сохранило курс, которым оно следовало до посадки,обычно сразу после посадки на мель работой машины на задний ход пытаются сойти на глубокую воду.

Способ дифферентования

Дифферент судна севшего на мель

Дифферент судна севшего на мель


Для определения количества груза, которое необходимо перенести из поврежденной части судна в противоположную оконечность судна, поступают следующим образом:
определяют дифферент до посадки на мель;.

Способ кренования

Севший на мель паром Риверданс

Севший на мель паром Риверданс


Для определения количества груза, которое необходимо переместить, чтобы получить требуемый крен, поступают следующим образом:
определяют изменение угла крена до и после посадки на мель;
определяют кренящий момент умножением крена на момент, кренящий на 1°;.

Снятие с мели способом разгрузки судна

Разгрузка контейнеровоза на мели

Разгрузка контейнеровоза на мели


Разгрузка судна сама по себе уменьшает давление на банку, так как она уменьшает вес судна. Однако это справедливо только для такого случая разгрузки, когда после снятия груза судно на свободной воде всплывает параллельно самому себе или всплывает так.

Снятие судна с мели с помощью якорей и гиней

Снятия балкера Pasha Bulker с мели

Снятия балкера Pasha Bulker с мели


Принимая решение о завозе якорей, нужно тщательно выбрать места их отдачи, имея в виду, что перекладка якорей судовыми средствами чрезвычайно затруднительна, а чаще всего невозможна. С учетом соотношения масс судовых якорей на направлениях стягивания применяют становые и запасной якоря.

Снятие с мели буксировкой

Снятие танкера с мели с помощью буксиров

Снятие танкера с мели с помощью буксиров


Этот метод съемки с мели довольно широко распространен, хотя и не столь эффективен.
Он заключается в том, что судно-спасатель (одно или несколько) подходит к потерпевшему аварию судну и на достаточном расстоянии от него.

Применение рывка

Снятия судна с мели рывком буксира

Снятия судна с мели рывком буксира


Очень часто при снятии севших на мель судов прибегают к рывку. Эта операция заключается в следующем: спасатель заводит на аварийное судно длинный буксирный трос, подходит кормой как можно ближе к снимаемому с мели судну и затем дает ход вперед с таким расчетом.

Разворот судна сидящего на мели

Разворот судна Boader сидящего на мели

Разворот судна Boader сидящего на мели


Часто, прежде чем тянуть судно с мели, требуется предварительно развернуть его в нужном направлении при помощи буксировщика. Кроме того, целесообразно развернуть судно, и в том случае, когда в районе посадки на мель имеются большие глубины.

Снятие судна сидящего на мели при помощи устройства канала

Посадка контейнеровоза на прибрежную отмель

Посадка контейнеровоза на прибрежную отмель


Посадка судов на прибрежные отмели, особенно в шторм, обычно сопровождается заносом судов грунтом, а в отдельных случаях выброшенное на мель судно после шторма оказывается даже на совершенно сухом месте, в десятках метров oт уреза воды.

Балкер Ocean Breeze на мели

В зависимости от имеющихся средств для снятия судна с мели и от характера посадки применяются следующие способы и методы:

самостоятельно работой своих машин;

дифферентованием и кренованием;

частичной или полной разгрузкой;

с помощью других судов и средств:

разворотом или буксировкой (способ рывка) другими судами;

устройством канала и размыва грунта;

с помощью судоподъемных средств.

В процессе проведения спасательной операции, как правило, применяют несколько способов сразу.

После обследования положения судна, севшего на мель, капитан должен решить вопрос о том, как он будет снимать судно: собственными силами или с помощью извне.

Ряд обстоятельств будет влиять на успех спасательных работ:

характер района аварии;

осадка судна до и после аварии и потерянное водоизмещение;

наличие повреждения корпуса, винтов и руля и возможность их исправления;

вес воды, влившейся в отсеки судна, и возможность удаления ее судовыми средствами;

нагрузка судна, возможность выбрасывания за борт сухих грузов и откачки жидких;

возможность дифферентования и кренования;

остойчивость до посадки на мель, на мели и после снятия с мели;

место и время посадки на мель;

скорость, дифферент и курс судна при посадке на мель.

Основные факторы, оказывающие влияние на выбор способа снятия судна с мели

Состояние моря и направление ветра во время аварии. Сила и направление ветра и состояние моря во время посадки на мель в значительной мере обусловливают положение судна на грунте, степень его повреждения и возможность снятия своими силами или при помощи других судов.
Судно, идущее малым ходом в штилевую погоду, при посадке на камни может и не получить пробоин, в то время как в штормовую погоду получение пробоин почти неизбежно.

Судно, севшее носом на каменистую гряду в тихую погоду, при благоприятных обстоятельствах может сойти с нее при помощи своих машин или легко может быть снято другими судами. Посадка носом на эту же гряду в штормовую погоду при прижимном ветре повлечет за собой прежде всего разворачивание его бортом к волне, затем последует выбрасывание на камни всем бортом и разрушение днища при ударах о камни. В некоторых случаях может произойти перебрасывание судна на следующую гряду и полное его разрушение.

При плавании против ветра с небольшой скоростью после посадки на мель носовой оконечностью можно попытаться самостоятельно сняться с мели посредством дифферентования, произведя перекачку жидких грузов на корму.

Прогноз погоды. При выборе способа снятия судна с мели следует учитывать краткосрочный и долговременный прогноз погоды. Если судно село на мель в штилевую погоду и расчеты показывают, что без значительного облегчения судна своими силами и средствами сойти с мели не удастся, а других судов вблизи места аварии нет, то капитану судна при получении штормового предупреждения придется принять решение откачать за борт излишки воды, топлива и масла, а если этого недостаточно, то ради спасения судна придется выбросить за борт часть груза и предметов снабжения.

Ледовая обстановка. Наличие льдов в районе места посадки сильно осложняет спасательные работы. Они затрудняют завоз якорей, подвод плавсредств к борту аварийного судна для выгрузки груза и снабжения, подход судов-спасателей, забортные работы водолазов и работу своих машин. При наличии льдов пластыри, заведенные водолазами, будут срываться, а маневрирование других судов около аварийного судна осложнится.

Приливы и отливы. В районах, в которых уровень воды изменяется вследствие приливов и отливов, необходимо учитывать не только изменение уровня, но и амплитуду его колебания. Судно, севшее на мель в малую воду и не получившее повреждений корпуса, при тихой погоде с повышением уровня воды может всплыть и уйти с опасного места.
Посадка на мель в полную воду более опасна. В этом случае судно, севшее на каменистую банку серединой своего корпуса, при спаде воды может переломиться или сильно снизить свою остойчивость.
При посадке судна всем днищем или большей его частью на ровный песчаный грунт в полную воду при большой амплитуде приливов корпус этого судна в малую воду может полностью выйти из воды (осушиться).
Такое явление большой опасности не представляет, но может значительно продлить время работы по снятию судна с мели. Судно может быть снято только в полную или даже в более высокую воду при неизбежном присосе к грунту. Ожидание такой воды может быть весьма длительным, поэтому необходимо использовать этот период времени для производства всех подготовительных работ.

Постоянные течения. Течения постоянные и приливо-отливные способствуют заносу судна грунтом, что осложняет спасательные работы. Сильное течение затрудняет маневрирование судов, оказывающих помощь. Если приходится снимать судно против течения, что обычно бывает, то при расчете стягивающего усилия необходимо вводить поправку на преодоление этого течения.

Глубина в районе аварии. Глубины у штевней и бортов судна помогают определить аварийную посадку судна и выбрать метод снятия его с мели, а глубины в районе аварии определяют направления стягивания.
Допустим, что судно село носом на бровку канала, причем под кормой и у борта глубины достаточно велики, погода не угрожает развернуть судно и выбросить его на бровку бортом. В таком случае целесообразно удифферентовать аварийное судно на корму и сойти с мели, работая своей машиной.
Если судно село на бровку скулой, надо завезти якоря с носа и кормы, сделать крен в сторону канала и сниматься с мели тягой тросов или якорных цепей, идущих к завезенным якорям.

Сухогруз на мели

Сухогруз на мели

Наличие вблизи судна, севшего на мель, берега, банок, камней. Берег, камни,банки и рифы вблизи судна, севшего на мель, опасны не только для него, но и для спасательных судов, прибывших для оказания помощи. Наблюдались случаи, когда суда-спасатели сами садились на мель и даже погибали.

Характер района аварии. Наличие камней, каменистой плиты, гальки, песка, глины, ила и т. д. позволяет судить о возможном повреждении судна. От этого также зависит величина усилий, необходимых для снятия судна с мели. Вместе с тем, держащая сила якорей зависит от вида грунта. Иногда нет смысла завозить обычный якорь, так как он не будет держать в данном грунте.

Время года и суток. Весной и летом погода более устойчива и благоприятна,чем зимой и осенью. Температура воздуха и воды весной и летом способствует работе водолазов при заделке повреждений корпуса, в то время как зимой и осенью их работа затруднена вследствие низких температур.
Кроме того, в зимнее время палуба, рангоут, такелаж и борта покрываются льдом, увеличивая водоизмещение судна и ухудшая его остойчивость. Все это затрудняет снятие судна с мели.

Посадка судна на мель ночью , особенно в штормовую погоду, значительно опаснее, чем днем. Обследование района аварии и судна, так же как и выбор направления снятия его с мели в таких условиях, сопряжены с большими трудностями. Поэтому, когда обстановка не вынуждает к немедленному снятию с мели,ночью следует проделать только подготовительные работы.

Скорость хода судна в момент аварии имеет большое значение: чем выше скорость судна, тем больше оно выйдет на грунт, тем значительней будет потеря водоизмещения, а следовательно, тем большее усилие потребуется для его снятия и тем больше придется снять с него груза для обеспечения возможности этой операции. Кроме того, чем выше скорость судна в момент аварии, тем значительней повреждения, которые оно получит, в особенности при посадке на каменистый грунт.

Наличие дифферента при посадке на мель имеет немаловажное значение. При посадке на мель с переднего хода при большом дифференте на корму значительная часть днища судна окажется в соприкосновении с грунтом. Если же дифферент был мал, то с грунтом будет соприкасаться малая часть его днища.
При дифференте на нос соприкосновение будет еще меньше. Поэтому в плавании, при котором возможна посадка на мель, например, при плавании по Северному морскому пути с использованием, так называемой, «береговой прогалины» целесообразно придавать судну некоторый дифферент на нос.

Курс судна до и после посадки. Сравнение курсов судна до и после посадки позволяет судить о том, развернулось ли судно после аварии или нет. При наличии значительного поворота нельзя считать, что судно, идя задним ходом, сможет следовать по тому же пути, по которому оно вышло на мель.
В этом случае давать задний ход после посадки, не обследуя район аварии, опасно. Последнее остается в силе для всех случаев, когда судно село на мель в малоизвестном районе.

Если судно при отсутствии сильного ветра и волны после посадки легко поворачивается на своем месте, то это означает, что оно сидит на грунте не очень плотно.

Координаты места посадки и расстояние до гавани или ближайшей укрытой якорной стоянки. Знание места посадки имеет важное значение для выбора методов спасения судна. Так, если авария произошла вблизи гавани, то даже при неблагоприятных условиях судно может рассчитывать на быструю и эффективную помощь, потому что в этом случае не придется жертвовать грузом и т. д.
Напротив,отдаленность места аварии от баз не позволяет рассчитывать на быструю помощь,в связи с чем может возникнуть необходимость потери груза, топлива и т. д.

Отсутствие возможности быстро доставить к месту аварии дополнительные средства (якоря,тросы, блоки, понтоны и т. д.) вынуждает выбирать такие способы снятия судна с мели, которые обеспечили бы успех этой операции использованием имеющихся на судне средств.

Если принятые меры не обеспечивают съемку с мели своими средствами,необходимо наметить мероприятия, позволяющие продержаться до прибытия помощи. В таком случае весьма опасны разворачивание судна бортом к отмели и последующее забрасывание его на берег или мель.
Для предотвращения этого обычно утяжеляют судно путем затопления его отсеков водой, а также завозят якоря, иногда помогая судну удержаться на месте подрабатыванием машиной.

Только тщательное рассмотрение и учет всех факторов, влияющих на операцию снятия судна с мели, позволяют сделать правильный выбор способа снятия.

Если такой анализ не произведен, то принятое решение только случайно может быть правильным, а в худшем случае может даже привести судно к гибели.

Снятия балкера Pasha Bulker с мели

Принимая решение о завозе якорей, нужно тщательно выбрать места их отдачи, имея в виду, что перекладка якорей судовыми средствами чрезвычайно затруднительна, а чаще всего невозможна.

С учетом соотношения масс судовых якорей на направлениях стягивания применяют становые и запасной якоря, а верпы и стоп-анкер используют в основном для удержания судна от нежелательных разворотов.

Один из становых якорей рекомендуется оставлять на штатном месте, так как после снятия с мели завезенные якоря обычно нельзя быстро поднять на судно, а отсутствие якоря, готового к немедленной отдаче, может стать причиной новой аварии.

Наибольшей держащей силой якорь обладает при условии, что усилия, приложенные к нему, направлены горизонтально. Это достигается применением цепных якорных канатов, имеющих большую массу на единицу длины. Однако длина якорных цепей ограничена, и заводить их очень трудно. Поэтому на практике в качестве якорного применяют стальные канаты.

Диаметр стального троса зависит от прикладываемого к нему усилия с учетом запаса прочности 1,3 − 1,5. Длина должна быть такой, чтобы при приложении тягового усилия не возникала вертикальная составляющая в месте крепления троса к якорю, стремящаяся вывернуть якорь из грунта.
Если держащая сила одного якоря недостаточна, на одном якорном канате завозят 2 якоря. Разные по массе или по типу якоря кладут «гуськом».

Ближайшим к судну должен быть якорь большей массы. Держащую силу «гуська» принято считать равной сумме держащих сил обоих якорей. Якоря одного типа и одинаковой массы лучше положить «веером».

Отдача якорей «гуськом» (а) и «веером» (б)

Отдача якорей гуськом для снятия судна с мели

Выборка якорей на борт после снятия судна с мели в общем случае может быть выполнена так. Якорный канат вспомогательного якоря полностью травят за борт. Судно подтягивают сначала к одному тяжелому якорю и выбирают его, а затем к другому. Вспомогательный якорь с помощью хват-талей выбирают после этого со шлюпки. В зависимости от обстановки иногда этим якорем приходится жертвовать.

Максимальная держащая сила якорей равна максимальному усилию, получаемому при снятии с мели данным способом, а усилия, прилагаемые к якорным канатам, должны быть не менее максимальной держащей силы якорей.

Если усилий, создаваемых непосредственно брашпилем и грузовыми лебедками, недостаточно, прибегают к помощи гиней. Для этой цели наиболее подходят гини тяжелых грузовых стрел. Натяжение ходового лопаря гиней соответствует тяговым усилиям, создаваемым брашпилем или грузовой лебедкой. Обычно эти усилия известны из паспортных данных судна.

Если парные лебедки способны дать достаточное тяговое усилие, можно обойтись и без гиней. Для этого грузовые шкентели лебедок проводят через систему канифас-блоков и крепят к якорному канату. При выборке нескольких якорей может оказаться, что один из них перестает держать.
Это обнаруживается потому, что якорный канат ползущего по грунту якоря выбирается значительно легче по сравнению с другими. В данном случае нужно использовать один из следующих способов.

Если за бортом находится достаточное для нормальной работы якоря количество якорного каната, прилагаемое к нему усилие снижают путем исключения из работы одного или нескольких шкивов блоков гиней. Если длина оставшегося за бортом каната меньше расчетной, сорванный якорь нужно выбрать и завезти вновь.

Использование якорей и гиней при снятии судов с мели обычно сочетается с работой машин. Ход следует давать в момент, когда достигается наибольшее натяжение якорных канатов. Волнение иногда может оказать помощь в снятии с мели.
При этом выборку якорных канатов и дачу хода машинами нужно производить с подходом к судну гребня волны. Когда судно начнет двигаться, что можно обнаружить, например, по заранее выставленным буйкам или вешкам, необходимо во избежание наматывания якорных тросов на винты своевременно стопорить машины.
Если судно движется достаточно легко, дальнейшее подтягивание к якорям следует производить без по- мощи машин.

Несмотря на большие затраты труда и времени, использование гиней является нередко необходимой и действенной мерой снятия судна с мели. Помимо значительного выигрыша в силе, гини обеспечивают постоянное усилие, тогда как совпадение усилий нескольких судов-спасателей, снимающих аварийное судно с мели,почти никогда не достигается.

Во время работ по снятию с мели с помощью якорей и гиней, особенно на волнении, в такелажном оборудовании и судовых устройствах могут возникать усилия значительно больше тех, на которые они рассчитаны. Это требует от экипажа тщательного выполнения требований безопасности труда.

Многое из того, что приходит на ум сразу после посадки на мель, может лишь усугубить ситуацию. Приготовьтесь гадать, нервничать и сомневаться в себе. А еще — выслушивать множество советов от других, которые окажутся не применимыми на практике.

Сев на мель, сначала обдумайте ситуацию и действуйте очень осторожно, иначе хаос поглотит вас. Если это ваша первая посадка на мель, то вы либо новичок в яхтинге, либо очень осторожный человек. У бывалого яхтсмена на рассказ обо всех подобных случаях могут уйти целые выходные. И наверняка в этом рассказе не обойдется без историй о членовредительстве: нередко бывает, что посадка на мель приводит к ушибам, порезам, а иногда даже переломам и сотрясениям. Так что первое, что вам нужно сделать, это проверить состояние вашего экипажа. Если нужна медицинская помощь, сразу же окажите ее. В худшем сценарии при посадке на мель лодка может дать течь. Убедитесь, что на всех членах экипажа надеты спасательные жилеты. Если яхта набирает воду, не отправляйте никого в каюту: выбраться оттуда будет трудно.


Перед тем, как начать сниматься с мели, определите характер дна в том месте, где с ним встретился ваш киль. Если это коралловый риф, представьте, что под вами сотня ножовок на обеденном перерыве. Как только ваша яхта начнет движение, перерыв у ножовок закончится.

разрабатывая план спасения, планируйте как можно меньшее количество движений.

Постарайтесь избежать «болтанки» и крена. По логике (и как показывает статистика), лучше всего дать назад и уйти тем же путем, каким вы зашли на мель. Если у вас достаточно мощный мотор и вас не развернуло, попробуйте завести его и сойти с мели на гребне волны. Но все должно быть выверено, иначе, когда волна вас опустит, вы можете вновь оказаться на рифах.

Камни — это второй худший вариант после кораллов. Даже если камень, на который лег ваш киль, гладкий и ровный, вы не знаете, в каком месте вас поджидает острая кромка. У камня нет амортизирующего эффекта, так что удар о скалу с гораздо большей вероятностью разболтает крепление киля и погнет перо руля.

Песок и грязь схожи по характеристикам, и именно они — самые популярные среды для посадки на мель. Если вы начнете поворачивать киль, застрявший в грязи, он только глубже зароется — вспомните, что происходит с вашими ступнями, когда вы идете по песку. Лучший вариант выбраться из такой ловушки, — самый очевидный: в случае, когда при посадке на мель ваш киль прорыл в песке или грязи канал, постарайтесь вернуться назад по нему же.

Сняться без двигателя


Хуже всего, если у вашей яхты нет мотора. Выйти назад под двигателем проще всего, но если он не работает или его вовсе нет, остаются только паруса, а это значит, что направление и тяга ограничены. Если ветер по носу, вы счастливчик! Попробуйте вынести гик на ветер, а стаксель вынести вручную, чтобы он надулся в другую сторону, и двигайтесь назад. В любом другом случае вам нужно быть уверенным, что глубокая вода впереди, потому что лодка пойдет вперед и в подветренную сторону. Если вы знаете, что глубокая вода с подветренной стороны, попробуйте накренить яхту. Осадка уменьшится и вас снесет по ветру.

Некоторые советуют забраться на мачту и таким образом создать крен. Но это стоит делать только в том случае, если вы уверены, что яхту снесет на глубокое место. Если такой уверенности у вас нет, не накреняйте яхту, не просчитав все последствия.

Теоретически можно попробовать стянуть яхту с мели при помощи верпования.

Если у вас есть шлюпка, вывезите на ней якорь к тому месту, где вы были до посадки на мель. Возьмите с собой цепь, людей и все, что имеет хоть значительный вес. Осушите баки с водой. Вам нужно облегчить лодку. Это поможет уменьшить осадку яхты, и вытягивать ее с мели станет значительно проще. В ином случае тяги даже через лебедку может оказаться недостаточно. Угол, под которым вам придется вытягивать лодку с мели, скорее всего будет неудачным, а при появлении спасательного буксировщика вам будет трудно освободить ему путь, чтобы дать возможность подобраться к вашей лодке. Если на борту нет шлюпки, нужно будет забросить якорь как можно дальше. Спросите себя, насколько далеко вы сможете забросить якорь весом в 10 кг? А в 20 кг?

Тем не менее одна бесспорно ценная функция при посадке на мель у якоря имеется: он может держать вас на месте. Якорь помешает течению, ветру и волнам сносить яхту еще дальше на мель. Если вы видите, что отлив закончился, или есть другие причины, по которым оставаться на месте безопаснее — немедленно бросьте якорь против направления ветра, волны или течения, которое вас сносит. Если шлюпки у вас нет, забросить якорь достаточно далеко не получится, но можно попробовать повесить перед основным якорем дополнительный груз. Якорный конец прижмется ко дну, и тем самым держащая сила якоря увеличится. Позже будет немного проблематично его вытянуть, но это лучше, чем если якорь поползет. Так что стоит воспользоваться таким шансом.

Будьте осторожны, пытаясь сняться с мели на моторе

Пытаясь выйти на двигателе кормой, помните о том, что винт работает. Чем больше вы даете газу, тем больше он поднимает со дна ила, песка и прочей грязи. Всё это оседает в системе охлаждения двигателя. После того, как заглушите мотор, не грех проверить состояние фильтров и при необходимости сразу прочистить их.

Когда вы поддаете газу, двигаясь задним ходом, увеличивается крутящий момент винта, и вас может начать разворачивать. Нужно внимательно следить за тем, чтобы яхта двигалась прямо назад, и компенсировать тенденцию к развороту. Вы же не хотите, чтобы киль еще больше застрял, или чтобы нос ударился о скалу. Лучше идите назад на минимальной необходимой мощности, осторожно регулируя ручку газа. Все эти рекомендации касаются ситуации, когда вы застряли безнадежно и полностью. Если же (как это обычно бывает) вы почувствовали легкий предупреждающий удар по дну, давайте полный задний ход и надейтесь на лучшее.

Что делать, когда вы на катамаране

Сняться с мели на катамаране сложнее, особенно если сел только один поплавок. Когда вы, в попытке сойти с мели, включите оба двигателя, вас начнет разворачивать. К примеру, если правый поплавок на мели, а левый на глубокой воде, то при реверсе вы начнете разворачиваться против часовой стрелки. В этот момент не стоит забывать о том, с чего началась эта статья — учитывайте характер дна.

Tanda Malaika на рифе во Французской Полинезии. Риф не был отмечен на картах Navionics

Чтобы освободить поплавок правого борта, нужно отработать задний ход на двигателе правого борта, подрабатывая левым двигателем, чтобы избежать эффекта вращения. Получится, что мель у вас по правому борту, и, когда киль освободится, вас развернет по часовой стрелке и вы возьмете курс на мель. Чтобы избежать повторной посадки, сразу после освобождения киля нужно включить двигатель на передний ход и развернуться кормой к мели.

В случае, когда знакомый яхтсмен, соперник по регате или другие участники движения на воде приходят вам на помощь, сохраняйте бдительность. Необходимо четко понимать, не навредят ли вам и вашей лодке советы и указания, которые они дают. Следите за направлением, в котором вас будут буксировать. Не вяжите буксировочный строп за места, не предназначенные для этого, даже если вам настоятельно советуют так сделать. Если вы все же решите вязать буксировочный строп за слабые места, то вяжите узел со страховкой, чтобы его легко можно было развязать. Если это возможно, закрепите буксировочный конец через специальную петлю, чтобы можно было контролировать направление буксировки. Следите за винтами — как своим, так и того, кто вам помогает.

Еще несколько слов о разведке мест, где вы не знаете глубин.

Держите нос по направлению к возможной мели. Крепление пера руля уязвимо: при ударе НА НЕГО действует огромное плечо. Баллер, рудерпост — все это легко гнется, ломается и может повредить кормовую часть корпуса.

Когда вы сошли с мели и все закончилось, сядьте и обдумайте ситуацию заново от начала и до конца, чтобы сделать выводы. Как это произошло? Врет ли карта? Правильно ли вы прочитали ее? Какой сейчас период отливов и приливов? Сломалось ли ? Нужно ли докупить дополнительное оборудование на такие случаи?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: