В каких целях создаются кадровые реестры государственных должностей

Обновлено: 14.04.2024

В настоящее время в стране создана крайне громоздкая и запутанная система кадровых резервов (даже если не рассматривать кадровые резервы силовых ведомств, регулируемых отдельными указами Президента РФ), которая включает в себя кадровые резервы на государственной гражданской службе (кадровые резервы государственных органов как на федеральном уровне, так и на уровне органов власти субъектов РФ), резервы управленческих кадров (резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ, федеральный резерв управленческих кадров, резервы управленческих кадров в субъектах РФ, муниципальные резервы управленческих кадров).

Одновременно появляются новые управленческие «резервы» – «Кадровый управленческий резерв» (т.н. «школа губернаторов»), базы данных участников Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» (например, сформированные в регионах на основе участников полуфиналов и финалистов Конкурса), многочисленные управленческие и молодежные резервы, как результат проведения управленческих конкурсов в регионах и федеральных министерствах. При этом эффективность квази-резервов иногда оказывается выше, чем традиционных резервов (кадровых резервов на гражданской службе и резервов управленческих кадров), что связано в первую очередь с тем вниманием, которое уделяют формированию подобных резервов высшие должностные лица. Все эти виды резервов существуют как самостоятельные и регулируемые нормативно-правовыми актами, никак не связанными между собой.

На гражданской службе кадровые резервы, с одной стороны, сложились в целостную и самостоятельную кадровую технологию, с другой – очень часто (и даже, возможно, в подавляющем большинстве случаев) используются как костыль для крайне неэффективной системы привлечения и отбора кадров, в частности, при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей. Назначение через резерв дает руководителям большую степень свободы выбора, чем назначение через конкурсы на замещение вакантных должностей. Поэтому вместо проведения конкурсов на замещение вакантных должностей проводятся конкурсы по формированию кадровых резервов. Таким образом, кадровые резервы выполняют не свою функцию, а функцию непосредственно кадрового отбора с обходом обязательных конкурсных процедур.

Попытка создать единую систему резервов управленческих кадров была отражена, как указывалось выше, в подготовленной РАНХиГС и поддержанной Комиссией при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резервов управленческих кадров «Общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации». Основные положения данной концепции, появившейся в конце 2017 г., остаются актуальными и сейчас и могут быть использованы для продолжения упорядочивания работы с резервами, но уже на новом уровне – в процессе создания единой системы кадровых резервов страны.

Слабым звеном системы работы с кадровыми резервами всех видов и уровней, с точки зрения государственной кадровой политики, является их разрозненность.

Управленческие резервы федерального уровня в значительной степени дублируют друг друга: президентский резерв, высший резерв управленческих кадров, «кадровый управленческий резерв». Поднимается вопрос о создании федерального кадрового резерва, также предназначенного для замещения высших должностей.

В настоящее время никак не используются возможности, как и не учитываются ограничения территориального устройства Российской Федерации, расположившейся на огромной территории. Резервы управленческих кадров субъектов РФ и кадровые резервы на гражданской службе решают исключительно локальные кадровые задачи того региона, в котором они формируются. При этом, с одной стороны, каждый из регионов испытывает дефицит квалифицированных управленческих кадров, с другой – у регионов нет информации о перспективных кадрах друг друга, которые по каким-то причинам (возможно, временно) оказались не востребованы в своем регионе, попали в карьерный тупик и т.п.

Единая многоуровневая система кадровых резервов, объединенная посредством общей базы данных, сопоставимой информации (в т.ч. по результатам оценки), понятного набора целевых должностей (какому уровню должностей соответствует и даже на какие конкретно должности может претендовать участник сейчас, а также в перспективе), принципов номенклатуры (чей именно резерв, кто назначает, кто «держатель» этого резерва: номенклатура Президента, Председателя Правительства, министра, губернатора и т.д.) отраслевого принципа формирования резерва (в какой сфере деятельности наиболее полезен и эффективен участник резерва).

Наиболее востребованными уровнями и номенклатурами резервов представляются следующие:

Таким образом, находясь в системе государственного управления, руководитель должен знать о перспективах своего дальнейшего карьерного роста (или отсутствии в настоящий момент таковых), а данные о нем должны быть напрямую доступны тому руководителю, к номенклатуре которого он относится.

Наличие единой базы данных, в которую включены участники резервов всех уровней обеспечит следующие эффекты:

При отсутствии у руководителя (например, у губернатора) кандидатур для назначения на вакантную должность из «своего списка», он может обратиться с запросом в единую базу данных.

Чиновник, обладающий опытом и потенциалом, но попавший в «карьерный тупик» в своем регионе или ведомстве, имеет шанс быть востребованным в другом месте, что повышает его карьерную мобильность.

Государственные органы получают дополнительный стимул в борьбе за удержание перспективных кадров, что будет способствовать развитию всей кадровой политики и HR-практик.

У субъектов государственной кадровой политики в лице Администрации Президента, Аппарата Правительства и Минтруда появятся рычаги для повышения управляемости при реализации кадровой политики.

В настоящее время только через управленческие конкурсы и конкурсы по формированию резервов управленческих кадров, организованных при участии РАНХиГС в регионах прошло более 30 тыс. участников. В каждом регионе (из полутора десятков вовлеченных в эту работу) сформирована собственная база данных перспективных руководителей. Все участники мероприятий по формированию резервов прошли оценку по единой методологии и имеют сопоставимые результаты оценки. Однако эффективность использования этих баз можно было бы значительно повысить посредством их объединения и обеспечения режимов доступа разных пользователей к информации об участниках. Доступ к информации об участниках резерва может зависеть от того уровня резерва, в котором состоит руководитель: уполномоченные представители Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ могут иметь доступ к информации об участниках резерва своего уровня и всех «нижестоящих», представители первых лиц регионов к единому федеральному (ФОИВов) и региональному кадровому резерву, руководители региональных министерств к региональному и муниципальным резервам и т.п.)

Единая система управления должностным продвижением (управления карьерой) руководителей сферы госуправления, основанная на общем классификаторе должностей, отражающем их реальный управленческий статус, и содержащая описание оптимальных карьерных траекторий по уровням и сферам деятельности. Например, одна из возможных карьерных траекторий может предполагать прохождение следующих ступеней: начальник отдела в областном правительстве – глава муниципалитета – региональный министр – заместитель губернатора – глава крупного города – заместитель министра РФ – глава региона или министр). В идеале успешное карьерное продвижение должно предполагать работу в муниципалитетах, в различных регионах и в федеральном центре, а также в разных ветвях власти.

При этом, например, можно отметить, что наличие выборных должностей в карьерограмме руководителя вовсе не гарантирует его назначение (избрание) на эту должность, а, скорее, выполняет роль ориентира, в том числе для более целенаправленной подготовки и личностно-профессионального развития (например, в связи с необходимостью приобретения политического опыта и соответствующего веса в регионе). Кроме того, наличие карьерограмм у руководителей-чиновников вовсе не исключает появление в госсфере руководителей с опытом работы в бизнесе или других сферах деятельности через систему «боковых входов». Позитивным фактором развития кадрового потенциала системы госуправления можно считать привлечение наиболее эффективных руководителей именно из бизнеса.

Как показывает опыт последних назначений руководителей субъектов РФ, большинство из них имеют разносторонний опыт управленческой деятельности – в муниципалитете, в регионе, в федеральных органах власти, в госкорпорации, в бизнесе и т.п. Опыта работы только в госорганах, только в бизнесе или только в правоохранительных структурах, как правило, оказывается недостаточно.

Существующие системы классификации должностей в системе госуправления по уровням управления слабо отражают реальный статус руководителей и должностных лиц. На гражданской службе существуют категории и группы должностей, система классных чинов. В каждом регионе утвержден собственный реестр должностей. Все это очень слабо соотносится между собой и тем более с должностями на муниципальной службе, с государственными и муниципальными должностями, должностями в бюджетной сфере (руководителей учреждений), в госкорпорациях и т.д. Требуется разработка «классификатора должностей», реалистично отражающего статус должности и позволяющего выстраивать карьерные траектории руководителей, – возможный аналог табеля о рангах, существовавшего в Российской Империи, но с несколько иными целями.

Единая система подготовки и продвижения кадров, а не два разных процесса. Результаты целевой подготовки и просто участия в образовательных программах должны учитываться, накапливаться и использоваться при принятии решений о назначении или определении дальнейших направлений развития управленческого и профессионального опыта (в т.ч. отраслевого). По результатам участия в образовательных программах все их участники должны оставлять «цифровой след».

ВУЗы, учредителем которых является Правительство РФ (прежде всего РАНХиГС), должны выступать субъектами выдвижения в резервы всех уровней, включая президентский по результатам участия чиновников и других лиц в образовательных программах. При этом выдвигаться могут исключительно лица, получившие статус «отличник учебы» и продемонстрировавшие во время учебы максимально высокие деловые и необходимые личные качества.

Поступление на образовательные программы в сфере госуправления должно оставаться открытым для «не госслужащих», стремящихся к карьере в сфере публичного менеджмента, а успешное завершение таких программ наиболее талантливыми из них должно становиться своего рода билетом в эту сферу (с учетом не просто положительных, а именно высоких результатов обучения).

Зачисление на ряд образовательных программ за счет бюджетных средств (некоторые виды профессиональной переподготовки, MPA, магистратура) должно быть знаком предстоящего повышения в должности (в случае успешного завершения учебы).

Назначение на вышестоящие должности, начиная с уровня регионального министра, начальника управления (заместителя директора департамента) ФОИВ должно осуществляться только после успешного завершения соответствующей образовательной программы. До этого руководитель может носить статус врио, но не более 1 года.

Похожая практика существовала в СССР при назначениях руководителей как по партийной линии, так и по ведомственной – в народном хозяйстве, и также существует в настоящее время в вооруженных силах (например, для назначения на ряд должностей высшего офицерского состава претендент должен успешно закончить Академию Генштаба ВС РФ).

Единые правила назначения на вышестоящие управленческие должности (в противовес ручному управлению): необходимо определить до какого уровня должностей действуют правила «карьерных назначений» (например, до уровня заместителя губернатора на региональном уровне и руководителя департамента в ФОИВе), а с какого возможны «политические назначения». Правила и полномочия должностных лиц по принятию кадровых решений в этих случаях должны отличаться. Необходимо повышение порога для политических назначений: должность заместителя Губернатора не должна быть должностью, назначение на которую осуществляется по политическим мотивам. Чтобы стать заместителем губернатора, необходимо быть профессионалом и пройти ряд предыдущих предписанных должностных ступеней, а не просто быть назначенным, не имея соответствующего опыта, только потому что «позвал Губернатор», либо пройти специальную программу подготовки и успешно сдать экзамен (а также иметь рекомендацию образовательной организации).

Примечание. При карьерных назначениях осуществляется последовательное движение по карьерной лестнице внутри системы государственного управления. При политическом назначении возможно назначение на должность «с бокового входа» на основе политической, идеологической близости, личной преданности и т.п. Система карьерных назначений обеспечивает профессионализм подавляющей части руководителей, и в настоящее время она в значительной степени нарушена.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федеральной налоговой службы от 26 августа 2011 г. N ММВ-7-4/522@ "Об утверждении Порядка ведения реестров государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России и территориальных органов ФНС России"


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 26 августа 2011 г. N ММВ-7-4/522@ "Об утверждении Порядка ведения реестров государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России и территориальных органов ФНС России"

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в целях реализации Концепции кадровой политики Федеральной налоговой службы, утвержденной приказом ФНС России от 11.07.2011 N ММВ-7-4/436@, установления единого порядка ведения реестров государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России и территориальных органов ФНС России приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок ведения реестров государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России и территориальных органов ФНС России.

2. Управлению кадров (И.В. Шевченко) обеспечить ведение реестра государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России.

3. Руководителям территориальных органов ФНС России обеспечить ведение реестров государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

4. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 28.02.2011 N ММВ-7-4/181 "Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федеральной налоговой службы".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Порядок
ведения реестров государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России и территориальных органов ФНС России
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 26 августа 2011 г. N ММВ-7-4/522@)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и устанавливает порядок ведения реестров государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России и территориальных органов ФНС России.

2. Реестры государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России и территориальных органов ФНС России (далее - реестры) представляют собой перечни государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России и территориальных органов ФНС России с указанием персональных данных о каждом из них, в том числе и о прохождении государственной гражданской службы.

3. Реестры ведутся представителем нанимателя на основании сведений из личных дел государственных гражданских служащих и хранятся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Реестры содержат сведения конфиденциального характера и относятся к информации ограниченного доступа.

4. Целью ведения реестров является формирование базы данных о прохождении государственной гражданской службы государственными гражданскими служащими центрального аппарата ФНС России и территориальных органов ФНС России.

5. Задачами ведения реестров являются:

осуществление постоянного мониторинга прохождения государственной гражданской службы в центральном аппарате ФНС России и территориальных органах ФНС России;

прогнозирование развития кадрового потенциала государственной гражданской службы в центральном аппарате ФНС России и территориальных органах ФНС России;

своевременное планирование профессионального развития кадров (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, формирование резерва кадров и проведение аттестации персонала);

принятие первоочередных мер по предотвращению негативных тенденций, таких как отток кадров, снижение уровня квалификации и др.

II. Содержание реестров

6. В реестры включаются следующие сведения о государственных гражданских служащих:

фамилия (указываются в алфавитном порядке), имя и отчество;

дата назначения на должность;

дата окончания служебного контракта.

III. Ведение реестров

7. Реестры ведутся по форме согласно приложению к Порядку.

8. Основанием для включения в реестры является назначение государственного гражданского служащего на должность и заключение с ним служебного контракта.

9. Основанием для исключения из реестров является прекращение государственной гражданской службы.

Умерший (погибший) государственный гражданский служащий, а также государственный гражданский служащий, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим решением суда, вступившим в законную силу, исключается из реестра в день, следующий за днем смерти (гибели) государственного гражданского служащего или днем вступления в законную силу решения суда.

10. Ведение реестров осуществляется на электронном носителе с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования.

11. Ответственность за достоверность, сохранность и конфиденциальность информации, содержащейся в реестрах, возлагается на представителя нанимателя.

12. Реестры ведутся регулярно. Все изменения своевременно отражаются в соответствующих графах.

13. Ведение реестров является составной частью кадровой работы. Представитель нанимателя определяет лиц, уполномоченных на получение, обработку и хранение сведений о государственных гражданских служащих, которые наряду с представителем нанимателя несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за разглашение конфиденциальных сведений, внесенных в реестры.

14. Формирование и ведение реестра государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России осуществляет Управление кадров.

15. Реестр государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России ведется с использованием программного ресурса в разделе "Отчеты".

16. Формирование и ведение реестра государственных гражданских служащих территориального органа ФНС России осуществляет структурное подразделение территориального органа ФНС России, ответственное за прохождение государственной службы и кадровое обеспечение.

17. Реестр государственных гражданских служащих территориального органа ФНС России ведется с использованием компьютерной программы Microsoft Excel.

18. Управление кадров осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за ведением реестров государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Приложение
к Порядку ведения реестров государственных
гражданских служащих центрального аппарата ФНС
России и территориальных органов ФНС России

Реестр
федеральных государственных гражданских служащих __________________________
по состоянию на "___" ________ 20___ г.

N
п/п
Ф.И.О. Замещаемая должность Классный чин Дата назначения на должность Дата окончания служебного контракта

Приказ Федеральной налоговой службы от 26 августа 2011 г. N ММВ-7-4/522@ "Об утверждении Порядка ведения реестров государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России и территориальных органов ФНС России"

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Утвержден Порядок ведения реестров госслужащих центрального аппарата и территориальных органов ФНС России.

Реестры ведутся представителем нанимателя по установленной форме на основе личных дел. В них включаются ФИО каждого служащего, должность, классный чин, даты назначения, а также окончания служебного контракта.

Реестры относятся к информации ограниченного доступа. Они хранятся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного использования и копирования.

Основанием для включения в реестры является назначение на должность и подписание служебного контракта, для исключения - прекращение службы.

Умершие (погибшие), а также признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими решением суда, из реестра исключается. Это делается в день, следующий за датой смерти (гибели) или вступления решения в законную силу.

Приказ от 28 февраля 2011 г. об утверждении Положения о порядке ведения Реестра федеральных госслужащих, замещающих должности в центральном аппарате ФНС России, признан утратившим силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

4, 20 марта, 8 сентября, 16 октября 2006 г., 20, 28 марта, 7, 31 мая, 1 августа, 24 сентября, 6, 17 декабря 2007 г., 1 марта, 25 апреля, 21 мая, 20 июня, 28 июля, 1, 23 декабря 2008 г., 18 апреля, 13 мая, 19 августа, 1 сентября, 21 декабря 2009 г., 12, 21 января, 19 марта, 9, 12 апреля 2010 г., 26 января, 23 ноября 2011 г., 19 января, 17 февраля, 2 апреля, 21 мая, 25 июня, 12 июля, 21, 25 августа, 23 октября, 16 ноября, 1 декабря 2012 г., 1 июня, 2, 4 декабря 2013 г., 2 мая, 21, 29 июля, 10 сентября, 28 октября, 29, 31 декабря 2014 г., 12 марта, 10 июля 2015 г., 17 марта, 12 апреля, 30 июля, 25 августа, 10 октября 2016 г., 16, 26 января, 19, 23 августа 2017 г., 10 февраля, 8, 14 июня, 19 июля, 10 ноября 2018 г., 8 февраля, 31 декабря 2019 г., 3 февраля, 26 июня, 13, 30 июля 2020 г., 5, 12, 26 июля, 4 августа, 21 сентября, 29 октября 2021 г., 6 июня, 5 июля 2022 г.

ГАРАНТ:

Настоящий Указ вступает в силу одновременно со вступлением в силу Указа Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, за исключением пунктов 9-11 настоящего Указа, которые вступают в силу со дня его официального опубликования

См. Методические рекомендации по нормированию численности и формированию организационно-штатной структуры типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти, утвержденные Минтрудом России

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - Реестр).

2. Установить, что должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, подлежат включению в Реестр.

3. Установить, что наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах (далее - государственные органы) должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр.

4. Допускается двойное наименование должности федеральной государственной гражданской службы в случае, если:

а) заместитель руководителя государственного органа является руководителем структурного подразделения этого органа;

б) заместитель руководителя структурного подразделения государственного органа является руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа;

в) заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти является статс-секретарем этого органа;

г) лицо, замещающее должность заместителя руководителя государственного органа, руководителя структурного подразделения государственного органа или его заместителя либо иную должность федеральной государственной гражданской службы, является главным бухгалтером или его заместителем;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 1 января 2020 г. - Указ Президента России от 31 декабря 2019 г. N 640

д) на руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций главного государственного инспектора Российской Федерации (заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации) с указанием в наименовании должности сферы деятельности или функций главного государственного санитарного врача Российской Федерации (заместителя главного государственного санитарного врача Российской Федерации), главного государственного регистратора Российской Федерации (заместителя главного государственного регистратора Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 10 октября 2016 г. N 537 подпункт "д.1" изложен в новой редакции

д.1) на заместителя федерального министра возлагается исполнение функций руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства;

е) на руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение контрольных и надзорных функций с указанием в наименовании должности сферы деятельности;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 4 декабря 2013 г. N 880 пункт 4 настоящего Указа дополнен подпунктом "е.1"

е.1) на руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава);

ж) на руководителя (заместителя руководителя) территориального органа федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций главного государственного инспектора (заместителя главного государственного инспектора) с указанием в наименовании должности сферы деятельности или функций главного государственного санитарного врача (заместителя главного государственного санитарного врача), главного государственного регистратора (заместителя главного государственного регистратора), главного судебного пристава (заместителя главного судебного пристава);

з) на руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава);

и) на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций государственного регистратора;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом "к" с 19 августа 2017 г. - Указ Президента РФ от 19 августа 2017 г. N 381

к) на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций по осуществлению внутреннего финансового аудита.

5. В случае если федеральным законом предусмотрено наименование должности федеральной государственной гражданской службы в сочетании с наименованием другой должности (должностными обязанностями или функциями), такое сочетание следует считать наименованием должности, установленной Реестром.

6. Установить, что в регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы в Реестре первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья цифра - категории должности ("руководители" - 1, "помощники (советники)" - 2, "специалисты" - 3, "обеспечивающие специалисты" - 4), четвертая цифра - группе должностей (высшая - 1, главная - 2, ведущая - 3, старшая - 4, младшая - 5), пятая, шестая и седьмая цифры - порядковому номеру должности в разделе Реестра.

7. Руководителям государственных органов привести наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в этих органах, а также нормативные правовые акты этих органов в соответствие с настоящим Указом.

8. Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Реестра.

9. Установить, что должности "руководитель (директор) федерального агентства", "директор департамента федерального министерства", "заместитель руководителя (директора) федерального агентства", "заместитель директора департамента федерального министерства", "помощник руководителя (директора) федеральной службы", "советник руководителя (директора) федеральной службы", "помощник руководителя (директора) федерального агентства", "советник руководителя (директора) федерального агентства" и иные должности, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 2004 г. N 519 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы" и иными указами Президента Российской Федерации, но не включенные в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, считаются государственными должностями федеральной государственной службы со дня вступления в силу этих указов Президента Российской Федерации.

10. Установить, что гражданские лица, замещающие должности, которые учреждены для замещения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, или сотрудниками, имеющими специальное звание, в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, считаются федеральными государственными служащими, замещающими государственные должности федеральной государственной службы, а после 1 февраля 2005 г. - федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы.

11. Установить, что период замещения государственных должностей федеральной государственной службы, предусмотренных перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, со дня вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и до введения в действие Реестра считается периодом замещения должностей федеральной государственной гражданской службы.

12. Установить, что переназначение лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, на должности федеральной государственной гражданской службы производится в случаях, если в Реестре отсутствуют наименования замещаемых ими должностей. При переназначении следует учитывать установленные квалификационные требования к должностям гражданской службы.

13. Признать утратившими силу указы Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.

14. Настоящий Указ вступает в силу одновременно со вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, за исключением пунктов 9-11 настоящего Указа, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.

Автоматизация в действии: кадровый учет на госслужбе

Кадровое делопроизводство в такой сфере, как госслужба, имеет целый ряд нюансов. О том, какие возможности перед сотрудниками отдела кадров организаций государственной службы открывает программа Контур-Персонал Госслужба, рассказывает руководитель отдела учетного программного обеспечения Челябинского филиала компании СКБ Контур Елена Насырова.

Шаг влево, шаг вправо — ошибка

В отличие от кадровиков организаций, кадровики учреждений госслужбы в своей работе не используют унифицированные формы приказов и отчетов и должны руководствоваться четко определенными в Москве инструкциями. Например, все приказы текстовые. У них есть определенный формат, очень четкие понятия по используемым шрифтам, а также до миллиметра обозначены размеры полей.

Иногда есть и региональные особенности, если формы приказов редактируются на уровне правительства региона. Где-то дата пишется в таком формате дд.мм.гггг, а где-то строго в таком: д.мм.гггг. В некоторых регионах в определенном месте в приказе нужно ставить запятую, а в других регионах этого не требуется. И таких моментов очень и очень много.

Отчеты на госслужбе тоже не менее специфические. В частности, отчеты по статистике — по формам 1-ГС и 2-ГС. Или, например, полугодовой отчет по мониторингу, в котором сведена информация по госслужащим из всех учреждений региона, в том числе по их аттестациям и конкурсам. Это очень сложный отчет, в него включаются сравнительные цифры за тот же период прошлого года.

При всей специфике работы многие кадровики на госслужбе ведут кадровый учет вручную: создают шаблоны приказов в программе Microsoft Word и подставляют в них необходимые данные. Но ведь даже один только приказ о командировании государственного служащего может быть в нескольких вариантах: распоряжение губернатора о своей командировке или командировании вице-губернатора, приказ — для обычных госслужащих. И все множество документов-шаблонов кадровики вручную редактируют и печатают. Мало того, что это трудоемкий процесс, так еще существует опасность утери данных из-за заражения вирусами или поломки жесткого диска.

Умный помощник — это реально

Рано или поздно, взвесив все плюсы и минусы, кадровики задумываются об автоматизации кадрового учета. Так было и в Правительстве Оренбургской области. В отделах кадров региональных министерств не было установлено какое-либо ПО для кадрового учета — все действия выполнялись вручную.

После того, как Представители Правительства Оренбургской области увидели презентацию программы Контур-Персонал Госслужба, они приняли решение вести кадровое делопроизводство с ее помощью.

И это неудивительно, ведь система позволяет:

  • вести личные данные по сотрудникам;
  • хранить историю изменений штатного расписания и всех личных данных сотрудников, получать информацию по учреждению в режиме реального времени;
  • вести базу претендентов, вакансий и кадрового резерва;
  • формировать любые текстовые приказы с учетом склонений ФИО, должностей, подразделений;
  • оформлять приказы о присвоении классного чина, о применении/снятии дисциплинарного взыскания, о командировании, формировать распоряжения и т д.;
  • вести должностные оклады, оклады за классный чин, доплаты за выслугу лет, особые условия государственной службы, государственную тайну и т д.;
  • вести различные стажи сотрудников, в т.ч. стаж государственной службы, юридический стаж, стаж по специальности и т д.;

Кроме того, программа Контур-Персонал Госслужба имеет уникальный функционал, который позволяет автоматически рассчитывать стаж сотрудника на любую дату, рабочие периоды отпусков с учетом всех невключений в стаж для начисления отпуска, а также отслеживать надбавки и дополнительные дни отпуска в зависимости от стажа сотрудника в органах государственной службы.

Благодаря системе оперативного контроля, кадровик всегда в курсе любых событий в учреждении и может отслеживать и планировать профессиональный рост персонала: повышение квалификации, переподготовки, стажировки, аттестации на соответствие должности, квалификационные экзамены, классные чины, специальные звания.

В программе Контур-Персонал Госслужба уже есть множество печатных форм — Т-2(ГС), аттестационный лист, экзаменационный лист, отчеты по форме 1-ГС, 2-ГС, отчеты в пенсионный фонд, по воинскому учету, а также огромное количество готовых приказов и справочников.

С чего начинается автоматизация?

Руководство многих учреждений, понимая необходимость автоматизации, отказывается это делать по разным причинам. Одни боятся, что в процессе внедрения программы утеряется часть данных; другие считают, что на это требуется слишком много времени; третьи полагают, что кадровики не смогут овладеть новыми технологиями. Однако на самом деле автоматизация кадрового учета — это безопасный процесс, который, при правильном подходе, можно реализовать буквально за 2-3 месяца.

Внедрение программы Контур-Персонал Госслужба мы проводим в четыре этапа:

  • диагностика;
  • конвертация данных;
  • настройка и доработка печатных форм;
  • опытно-промышленная эксплуатация.

До того, как приступить к работе мы оформляем приказ о начале внедрения, в котором четко прописаны ответственные за внедрения лица, как с нашей стороны, так и со стороны заказчика. Это позволяет максимально сократить период внедрения программы.

В первую очередь мы проводим диагностику организации и составляем перечень требований клиента. Затем проводим загрузку структуры учреждения, все электронные виды данных по сотрудникам и штатному расписанию. Даже если у клиента нет какой-то информации в электронном виде, он может ее ввести в таблицу в Microsoft Excel и передать нам.

После того как конвертация всех возможных данных выполнена, клиент начинает работу по сверке данных и вводу недостающей информации.

Пока специалисты кадровой службы выполняют сверку данных и расстановку сотрудников по штатному расписанию, мы начинаем настраивать систему под нужды заказчика, то есть включаем в Контур-Персонал Госслужбу все печатные формы, полученные в отделе кадров государственного учреждения.
Бывает, что организации нужен реквизит (например, дата дактилоскопирования, личный номер, нагрудный знак), приказ или отчет, которого нет в поставочной версии Контур-Персонал Госслужбы, но нам достаточно просто добавить в программу новые данные.

Например, для Правительства Оренбургской области мы дополнили программу формой отчета по мониторингу развития государственной, муниципальной службы, реализации наградной политики, которая формируется по итогам полугодия и по итогам года нарастающим итогом.

И наконец, на этапе опытно-промышленной эксплуатации мы проверяем печать всех приказов и отчетов, правильную настройку зависимости стажей, умение программы реагировать на все события в организации и предупреждать кадровика за месяц до их наступления.

На этом последнем этапе кадровик почти полностью осваивает программу и ведет в полноценном режиме прием, перевод, увольнение, профессиональный рост сотрудников, отпуска и др. Вообще, обучение сотрудников отдела кадров работе в программе проходит сквозной линией через все этапы внедрения, потому что невозможно за один день выдать и воспринять всю информацию по возможностям Контур-Персонал Госслужбы.

Заместитель начальника отдела по вопросам государственной гражданской службы и кадрам Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Елена ПЛОТНИКОВА:

«В программе Контур-Персонал Госслужба я работаю с начала ее внедрения у нас — с 2012 года. Кстати, наше министерство первое в Оренбургской области начало ей пользоваться. До этого нам демонстрировали ряд программ кадрового учета, но они меня не устроили по различным параметрам, тогда как Контур-Персонал Госслужба вполне отвечала всем требованиям.

Сделав такой выбор, я не ошиблась. Дело в том, что я одна веду кадровый учет по 104 работникам, среди которых, как государственные служащие, так и обычные служащие. И в части кадрового делопроизводства и формировании ряда отчетов Контур-Персонал Госслужба заменила мне еще одного сотрудника. И я ни за что от нее не откажусь.

В силу региональной специфики кадрового делопроизводства на госслужбе, в программу пришлось вносить несколько доработок, например, мы ввели свой реестр гражданских служащих. И в результате, в конце года у меня получается статистика по всем параметрам, касающимся повышения квалификации, классных чинов, аттестации, стажи гражданской службы, общего стажа. Одним словом, все, что относится к приему на гражданскую службу, ее прохождению и увольнению, сводится в этот реестр.

Контур-Персонал Госслужба незаменима и при формировании еще одного очень большого важного отчета — мониторинга гражданской службы, который нужно сдавать раз в полгода. Если, например, в реестре мы вносим все персональные данные, то в мониторингах идет качественно-численное и процентное соотношение, чтобы во всех разрезах проанализировать структуру учреждения госслужбы.
Программа настолько простая и удобная, что для ее освоения мне даже не пришлось тратить время и проходить какие-либо курсы. Специалист СКБ Контура в удаленном доступе показал мне, как и что работает, — и дело пошло! Теперь я больше не считаю стажи госслужащих вручную, а буквально одним нажатием клавиши получаю реестр.

Конечно, в самом начале пришлось проделать огромную работу — необходимо было внести все трудовые книжки и заполнить все карточки. Но это требуется делать при внедрении любой программы кадрового учета. Многие кадровики ленятся этим заниматься или просто не понимают, что сначала надо поработать на программу, а потом она начинает работать на тебя с колоссальной отдачей.

И особенно хочется отметить отзывчивость разработчиков программы, их способность слышать пользователей, желание идти навстречу. Ведь многие программы автоматизации кадрового учета во многом проигрывают именно из-за отсутствия авторского сопровождения, возможности внести какие-то коррективы в систему. Со знанием дела скажу, что очень сложно найти хороших специалистов которые быстро и грамотно установят нужную печатную форму, внесут изменения связанные с законодательством, и все это — посредством удаленного доступа, не нарушая закона о персональных данных».

Кадровый резерв федерального государственного органа представляет собой совокупность сведений о гражданский служащих (гражданах), признанных победителями конкурсного отбора для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности определенной категории и группы, а также по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Основной целью формирования и использования кадрового резерва является своевременное обеспечение гражданской службы высококвалифицированными кадрами.

Кадровый резерв формируется с учетом поступивших в государственный орган заявлений от гражданских служащих и граждан. Общим правилом является включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы по результатам конкурса, в рамках которого оценивается соответствие участников конкурса квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям гражданской службы, а также уровень их знаний, навыков и умений.

С учетом поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв), (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 №419-ФЗ).

  1. вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  2. вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  3. должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации - правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа - правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего.

На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъектов Российской Федерации, кадрового резерва федеральных государственных органов и кадрового резерва государственных органов субъектов Российской Федерации федеральным государственным органом по управлению государственной службой формируется Сводный кадровый резерв Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Федеральным законом предусмотрены и иные основания для включения гражданских служащих в кадровый резерв. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона в кадровый резерв включаются гражданские служащие, освобожденные от замещаемой должности гражданской службы, служебный контракт с которыми приостановлен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В соответствии с ч. 10 ст. 58 Федерального закона гражданский служащий, освобожденный от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, подлежит включению в кадровый резерв для замещения иной должности на конкурсной основе. В соответствии с ч. 16 ст. 48 Федерального закона, по результатам аттестации гражданских служащих аттестационная комиссия может рекомендовать гражданского служащего к включению в кадровый резерв для повышения в должности. В этом случае издается правовой акт (приказ, распоряжение) о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.

Непосредственную работу с кадровым резервом государственного органа осуществляет кадровая служба государственного органа, так как формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование относится к содержанию кадровой работы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: