В унитарном государстве возможно предоставление территориальной или национальной автономии

Обновлено: 28.03.2024

· каково соотношение и взаимосвязь между органами публичной власти, существующими в территориальных структурах государства с центральными органами государственной власти.

Говоря о территориальном устройстве государства следует знать, что под территорией государства понимается пространство, на которое распространяется его власть. Составными частями территории являются: суша, водная акватория и воздушное пространство над ними.

В настоящее время существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная. От федерации как формы государственно-территориального устройства следует отличать конфедерацию – представляющую собой форму межгосударственного союза, то есть международно-правовое объединение суверенных государств.

Государства, составляющие конфедерацию, сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств – членов в тех пределах, которые определены конфедеративным договором. Сейчас элементами конфедерации обладают: Сербия и Черногория, а также Босния и Герцеговина, состоящая из мусульманско-хорватской федерации с таким же названием и Республики Сербской. Конфедеративные элементы имеются у некоторых союзов. К ним относятся: Союзное государство Белоруссии и России, Европейский Союз, имеющие общие органы, решения которых обязательны для государств – членов.

Самой распространенной формой государственно-территориального устройства является унитарная.

Для этой формы государственно-территориального устройства характерны следующие основные признаки:

· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны и не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

· единое гражданство, никакие территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

· единая система права. Все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти. Собственная нормоустанавливающая деятельность территориальных органов управления носит исключительно подчиненный характер;

· единая судебная система осуществляющая правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы территориальных единиц – это звенья единой централизованной судебной системы;

· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, а также территориальные автономии. И те, и другие не обладают политической самостоятельностью. Создаваемые в них органы управления в той или иной степени подчинены центральным органам государственной власти. Их правовой статус определяется нормами единой общегосударственной системы права.

Небольшие унитарные государства не имеют административно-территориального деления.

Наиболее распространенный тип административно-территориального деления – трехзвенный, то есть, область, район, община. Имеются страны с двухзвенным делением (Болгария): область, община, а также с четырехзвенным (Франция): регион, департамент, район, община.

Унитарные государства принято классифицировать в зависимости от степени централизации на:

В централизованных унитарных государствах административно-территориальные единицы управляются назначенными центральными органами государственной власти чиновниками. Выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави).

Относительно децентрализованные унитарные государства отличаются тем, что в административно-территориальных единицах на уровне области, департамента кроме назначенных из центра префектов, комиссаров с подчиненным им аппаратом существуют избранные населением муниципальные органы: мэры, советы.

Префекты и комиссары обладают большими административными полномочиями, могут вмешиваться в дела муниципального управления. Такая система сложилась во Франции, Нидерландах и др.

В децентрализованном унитарном государстве в административно-территориальных единицах нет назначенных центральной властью чиновников управляющих этими единицами. Управление осуществляется выборными органами (Великобритания, Канада).

Должностные лица, как правило, избираются населением или советами.

В децентрализованном государстве контроль государственного правительства осуществляется через бюджетное и финансово-кредитное регулирование.

Унитарные государства, состоящие только из административно-территориальных единиц, именуются простыми (Чехия, Египет).

Унитарные государства, состоящие как из административно-территориальных единиц, так и из территориальных автономий, а также имеющих в своем составе территории с особым статусом, либо колонии, именуются сложными.

В некоторых децентрализованных унитарных государствах существует территориальная автономия, которая означает конституционно-закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства.

Территориальная автономия может быть основана на этнических признаках, на особенностях культуры, традиций, быта, населения, проживающего в конкретной местности. В местах компактного проживания этнических групп, а также групп населения, отличающихся другими особенностями, создаются автономные области, округа, районы.

В зависимости от объема прав, предоставляемых местным органам, различают две основные формы территориальных автономий:

Политическая автономия имеет определенные признаки государственности, поэтому она имеет и другие названия: государственная или законодательная автономия. В такой автономии население избирает парламент, имеющий право законодательствовать по местным вопросам.

Перечень этих вопросов устанавливается конституцией либо отдельным законом. Сама возможность образования политической автономии предусматривается в конституции унитарного государства, детальное регулирование всех вопросов политической автономии осуществляется в статуте, который разрабатывается законодательным органом автономии и утверждается парламентом страны (например, в Италии и Испании), либо в общегосударственном законе (Финляндия, Дания). Ряд субъектов политической автономии имеют конституции (Автономная Республика Крым, Нахичеванская автономная Республика)

Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегиальный орган, избираемый парламентом автономии. Таковым является Исполнительный совет в Северной Ирландии, джунты в автономных областях Италии, либо его председатель, являющийся, например, в автономной Корсике главой исполнительной власти.

Органы исполнительной власти политической автономии имеют двойное подчинение: парламенту автономии и центральному правительству. Как правило, в политической автономии есть назначенный из центра губернатор, но полномочия его ограничиваются контрольными функциями.

За центральной властью унитарного государства сохраняется право вмешательства в деятельность органов власти политической автономии. По Конституции Испании Правительство с согласия Сената может принудить автономные сообщества «к исполнению своих обязанностей». В Италии допускается роспуск центральной власти законодательного органа автономной власти в случае нарушения им конституции и по соображениям национальной безопасности.

Объем полномочий, предоставляемых автономным образованиям в рамках политической автономии, иногда бывает гораздо шире, чем у субъектов федерации, таких как земли в Австрийской Республике. Находящиеся в составе Дании автономные Гренландия и Фарерские острова, реализуя свои автономные права, провели референдум на своей территории о пребывании в ЕС и по его результатам объявили о выходе из Сообщества.

Отличие политической автономии от федерации заключается в основном в том, что субъекты федерации – это государства. Они принимают свою конституцию сами, и парламент федерации ее не утверждает. В отличие от автономных образований, субъекты федерации, как правило, имеют свои суды и гражданство.

В то же время Конституция унитарной Азербайджанской Республики объявляет Нахичеванскую Республику автономным государством в составе Азербайджана. Конституция этой автономии принимается ее парламентом и не утверждается парламентом Азербайджана.

В отличие от политической автономии административные автономные образования не имеют парламентов и не обладают правом принятия собственных законов. В то же время права представительных органов власти такой автономии шире, чем в обычных административных единицах. Прежде всего, они могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус этой формы автономии, а также принимают собственные нормативные акты.

Администрация и суды могут использовать кроме государственного языка местный язык. На этом языке может вестись преподавание в учебных заведениях, вещание в СМИ. Из коренных жителей автономии формируются ее органы власти. Наибольшее число административных автономных образований создано в Китае – более 150.

Причем, здесь существует три ступени автономии:

· низовое звено – автономный уезд;

· среднее звено – автономный округ;

· наиболее крупные автономные образования именуются автономными районами, например, Синьцзян – Уйгурский, Тибетский.

В мире имеются государства, которые в своих конституциях установили прямой запрет на образование территориальной автономии. Так, согласно ст.2 Конституции Болгарии «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования».

Унитарное государство - форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

· унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

· на территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

· составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

· унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

· все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

· унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

· еще одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.

Унитарное государство. Виды

В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации.

С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на:

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением.

Например, согласно ст. 117 конституции Итальянской республики 1947 года, в пределах основных принципов, установления законами государства, и при условии непротиворечия национальным интересам и интересам других областей область может издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенция государства и властей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст. 117, составляет исключительную сферу ведения государства.

По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может передать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.

Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным занятиям граждан.

Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами. Здесь.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами, в рамках установленных законами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями (т.е. там нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями администраторы).

Известный русский государствовед С.А. Котляревский различал три вида децентрализации:

1) административную децентрализацию как передачу особых полномочий агенту центральной власти на месте;

2) децентрализацию в форме самоуправления, при которой часть государственной власти переносится на местные органы;

3) автономию, как более широкое местное самоуправление, когда функции государственной власти переносятся на местные органы.

Отличие местного самоуправления от автономии более четко сформулировано Н.И. Лазаревским, считавшим, что самоуправление захватывает лишь административные функции, в то время как автономия предполагает распространение на часть функций законодательных. Правда, А.С. Ященко считал, что понятие децентрализация шире понятия автономии и самоуправления, т.к. под децентрализацией разумеется как установление местной автономии и самоуправления, как и вообще увеличение власти местных органов и независимости их от правительственных действий.

Что касается конкретных форм автономии и местного самоуправления, то они весьма разнообразны в зависимости от исторической эпохи и культурно-национальных особенностей.

Можно выделить следующие основные черты местного самоуправления:

4) наличие собственной установленной законом компетенции местных органов власти;

5) наличие собственной материальной базы, то есть муниципальной собственности и муниципального бюджета;

6) наличие представительного выборного органа, имеющего собственный исполнительный аппарат;

7) отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности нижестоящих исполнительных органов, вышестоящим.

Местное самоуправление может проявляться как в форме представительной, так и непосредственной демократии. Оно может существовать на разных уровнях политико-территориального устройства: от низового до регионального. Кроме того, в отдельных государствах, наряду с органами местного самоуправления, существуют должностные лица, назначаемые центральной властью (так называемые континентальная или французская модель местного самоуправления), а в других система территориальных органов власти действует в пределах предоставленных ей полномочий и прямое соподчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует (англосаксонская модель).

В целом эффективное местное самоуправление позволяет осуществить:

8) решение местных проблем силами местного сообщества;

9) максимальное сближение органов власти и общества, власти и граждан, обеспечивая их права на участие в управлении общественными делами.

Во многих унитарных государствах используется территориальная автономия. Как уже сказано, она отличается от местного самоуправления тем, что ее полномочия захватывают и часть законодательной сферы. Но объем этих полномочий может существенно различаться: от права издавать постановления лишь в административной области (Япония) до законодательства по широкому кругу вопросов вплоть до системы органов местного (регионального) самоуправления (Италия).

В одних случаях, автономия предоставляется всем областям страны (Италия), в других - лишь некоторым частям государства, имеющим либо особое географическое положение, либо отличный от остального государства национальный состав населения. В этом случае выделяются национально-территориальные (Грузия) и региональные автономные образования. В Испании существуют как национальные, так и региональные автономии.

Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы. Т.е. главы администраций могут быть частично назначены и частично избраны (Япония).

Например, конституция республики Болгарии 1991 года устанавливает: «республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования». Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня - областей, то это - административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.

Наконец, централизованные унитарные государства - это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.

В заключение следует отметить, что в демократических государствах часто конституционно предусмотрены определенные гарантии территориальной целостности политико-административных единиц, особенно первичных - городских и сельских общин, равно как и иные гарантии административной автономии. Разумеется, эти гарантии имеют меньший объем, чем гарантии носителей государственной автономии.

В дословном переводе с латинского unitas означает «единый». Унитарное государство является единым и состоит из административно-территориальных единиц, а не из государственных образований (ср. с федеративным государством). Унитарный характер того или иного государства, как правило, закреплён в конституции в виде формулировки «единое неделимое государство» (конституции Франции, Таиланда) либо посредством использования в тексте конституции самого термина «унитарный» (конституции Румынии, Бангладеш).

Некоторые исследователи выделяют следующие формы унитарных государств: а) сложное унитарное государство, включающее административно-территориальные единицы и автономные единицы (Китай, Греция); б) простое унитарное государство, состоящее только из административно-территориальных единиц (Египет, Польша). Автономия здесь – это право на внутреннее самоуправление, на самостоятельность в решении местных вопросов, которое предоставляется какой-либо части государства или всем его частям.

Автономиями также называются особые политико-территориальные единицы, созданные с учётом национального состава, языка, культуры, традиций, экономического уклада местного населения. Любая форма территориальной автономии допускает государственное вмешательство во внутренние дела автономии, если её органы управления не выполняют конституцию государства.

В таком унитарном государстве как Франция политическая автономия предоставлена острову Корсика. Местный парламент, – Собрание, имеет право издания законов, но его компетенция ограничена. Совет Корсики избирает председателя, который осуществляет исполнительную власть. При Парламенте действуют ещё три совета с правом совещательного голоса: экономический, социальный, культурный. Правительство Франции имеет право распустить парламент Корсики. В 1998 году в Новой Каледонии, бывшей колонии Франции был проведён референдум и одобрен её договор с Францией. На основании этого договора Новая Каледония имеет статус ассоциированного штата с Францией.

Конституция Франции, Раздел XII. Территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории[1]. Эти коллективы свободно управляются выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных законом. Заморские территории Республики имеют свою особую организацию с учётом их собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики. Статуты заморских территорий, введённые посредством издания органических законов, определяют компетенцию собственных институтов этих территорий. Иные условия особой организации заморских территорий устанавливаются и изменяются законом после консультации с заинтересованной территориальной ассамблеей.

Другой пример унитарного государства, имеющего в своём составе автономию, – это Украина. В состав Украины входят 24 области и Автономная Республика Крым. Крым имеет свою Конституцию, которая принята Верховной Радой Крыма, а затем утверждена Верховной Радой Украины (1998 г.). Органы государственной власти Крыма имеют ограниченную компетенцию. Верховная Рада – представительный орган Крыма, принимающий решения и постановления, обязательные для исполнения в Крыму. Она не имеет права издавать законы и может быть распущена Верховной Радой Украины по заключению Конституционного Суда о том, что она нарушает Конституцию и законы Украины. Председатель Совета министров Крыма назначается и отзывается Верховной Радой Крыма по согласованию с Президентом Украины.

Одна автономная область входит и в состав Греции, это Афонский полуостров. Согласно Конституции Греции Афонский полуостров, образующий район Святой горы, составляет самоуправляющуюся часть Греческого государства, сохраняющего в неприкосновенности свой суверенитет над этой территорией. В соответствии со своим статусом Святая Гора управляется своими двадцатью святыми монастырями, между которыми поделён весь Афонский полуостров. Управление осуществляется представителями монастырей. Детальный режим Святой горы и условия её функционирования определяются конституционной хартией, составленной и принятой двадцатью монастырями в сотрудничестве с представителем государства и утверждённой Вселенским патриархатом и Палатой депутатов Греции. Государство обладает исключительным правом поддержания порядка и общественной безопасности на полуострове, эти полномочия осуществляются губернатором, права и обязанности которого устанавливаются законом.

В Китае применяется прежде всего административная форма национально-территориальной автономии в условиях унитарного государства (т.е. право на самоуправление при соблюдении законов и политики центра). Национальные меньшинства Китая, – это тибетцы, уйгуры, чжуаны, маньчжуры – составляют примерно 7% населения или 100 млн. человек, а районы их проживания охватывают около половины территории страны. Компактно проживающие национальные меньшинства могут создавать три вида автономных образований: а) автономные районы – наиболее крупная единица; б) автономные округа; в) автономные уезды. В Китае существует пять автономных районов: Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, 30 автономных округов и более 120 автономных уездов. Органы автономных образований выполняют обычные функции органов управления, решения об их создании принимают высшие органы государственной власти. Автономные образования принимают свои Положения об автономии, которые также утверждаются вышестоящими органами. Органы самоуправления автономий ведают вопросами образования, науки, культуры, имеют право внешнеэкономической деятельности.

Страны можно разделять по принципу передачи части власти в регионы. Согласно такой классификации, государство может быть унитарным или федеративным.

Что такое унитарное государство

Унитарное государство — форма государственного управления, при котором составляющие его административно-территориальные единицы подчиняются единому центральному органу власти, не имеют элементов суверенности и политической самостоятельности. Примеры стран — Япония, Испания, Нидерланды.

Альтернативной формой государственного устройства является федерация. Ее основной признак — разделение власти по вертикали, когда часть полномочий передается субъектам образования (областям, республикам, краям, штатам, кантонам и др.).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Законодательная и исполнительная власть в унитарных государствах сконцентрирована в центре (столице). Также здесь введена единая конституционная, правовая, судебная, финансовая и налоговая система.

Суверенным называется государство, имеющее четко обозначенную территорию, постоянное население и правительство. Оно не зависит от других стран, свободно в принятии решений и проведении собственной политики. Также оно может подписывать международные договора, соглашения, вступать в различные объединения и др. Осуществление этого спектра полномочий подразумевает и признание конкретного государства другими странами.

В составе унитарных государств нет административно-территориальных единиц, обладающих частичным суверенитетом (таким, как у республик в составе России, штатов в США).

Виды унитарных стран, особенности

В современной политологии государства подразделяются на:

  • Простые. Страна делится только на административно-территориальные единицы (например, Польша, Франция) либо вообще не имеет такой градации из-за небольшой площади (Мальта, Аруба и др.). При этом подразделение может включать в себя несколько уровней (к примеру, в Польше — воеводства, поветы, гмины).
  • Сложные. Страна имеет в своем составе несколько автономий с признаками собственной государственности (Фарерские острова и Гренландия в составе Дании и др.).

При этом автономии в составе сложного государства могут иметь две разновидности:

  • Национально-территориальную — место компактного проживания какой-либо народности, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственного уровня (обучение на национальном языке, принятие собственных законов и пр.). Пример такого образования — Нахичеванская автономная республика в Азербайджане.
  • Экстерриториальную — право принятия решений по вопросам государственной важности в этом случае приобретают этнические меньшинства. Например, албанская диаспора в составе Северной Македонии.

Некоторые исследователи выделяют регионалистское государство, которое полностью состоит из автономных образований (и по этой причине приближается к федерациям). Примеры — Италия, Папуа-Новая Гвинея.

Классификация по признаку формирования власти

В соответствии с этим критерием страны могут быть:

  • Децентрализованными. Формирование структурных органов власти не регулируется центральными. Это Великобритания, Япония, Новая Зеландия.
  • Централизованными. Региональных лидеров назначают в столице. Примеры — Нидерланды, Узбекистан.
  • Относительно централизованными. Сочетающие местное и централизованное правление. Спецификой этих стран является наличие административного контроля из центра за работой местных органов власти.

Перечень современных унитарных государств мира

Подавляющее большинство стран в мире (около 85%) являются унитарными. Дополнительно к тем государствам, что уже упоминались в этой публикации, можно привести следующий список:

Унитарное государство — это разновидность территориального устройства государства, при которой составляющие единое целое административно-территориальные единицы не обладают политической и экономической самостоятельностью, управляются из центра.

К основным признакам такой разновидности относится единство:

  • гражданства;
  • структуры государственного аппарата;
  • налоговой системы;
  • законодательства.

Все внешние отношения осуществляют центральные органы, уполномоченные официально представлять страну на международной арене. Также ни одна из территорий не обладает правом налогообложения. Эта функция закреплена за государством.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Унитарная форма может быть централизованной, когда все звенья системы управления охвачены вертикальной структурой, и децентрализованной, для которой свойственно наличие избираемых органов на местах при отсутствии назначаемых центром чиновников.

Виды автономии в унитарном государстве

Унитарная форма устройства не исключает существование автономных образований.

Автономия — это представление одной или нескольким частям страны самостоятельности в решении проблем внутреннего характера, возможности самоуправления.

Автономии подразделяют на 3 вида:

  1. Политические, обладающие правом законодательства по внутренним вопросам.
  2. Административные, не имеющие права вводить свои законы, но уполномоченные издавать собственные нормативные акты.
  3. Культурно-национальные, создающие свои выборные органы и организации по этническому признаку.

Примерами автономии являются Татарстан в РФ, все структурные единицы Японии, отдельные области в Италии, Испании.

Примеры унитарных государств

Всего в мире насчитывается 168 стран, выбравших унитарную форму устройства. Из них:

  • 49 находятся в Африке;
  • 41 — в Азии;
  • 38 расположены на территории Европы;
  • 28 — в Америке;
  • 12 — в Океании.

Яркими примерами в Европе являются:

  • Франция;
  • Италия;
  • Великобритания;
  • Испания;
  • Польша;
  • Венгрия;
  • Греция;
  • Беларусь;
  • Дания;
  • Швеция;
  • Украина.

На востоке это:

На африканском континенте:

Федеративное государство (Федерация)

Федеративное государство — это форма территориальной организации, при которой части единой страны являются государственными образованиями, обладают юридически закрепленной политической самостоятельностью.

  1. Деление территории федерации на отдельные субъекты, в качестве которых могут выступать эмираты, республики, штаты, кантоны, провинции.
  2. Разделение компетенций между субъектами и федерацией, закрепленное конституцией.
  3. Осуществление внешнеполитической деятельности федеративными органами.
  4. Принадлежность исполнительной, законодательной, судебной власти государственным органам федерального уровня.
  5. Наличие двухпалатной структуры парламента.

Нижняя палата — это орган общегосударственного представительства. Верхняя — орган представительства субъектов.

Виды федеративных государств

По характеру формирования федеративные государства делятся на:

  • национальные;
  • территориальные;
  • комбинированные.

По способу образования бывают конституционными, договорными.

По степени централизации — децентрализованными и централизованными.

По характеристикам конституционно-правового статуса — асимметричными, симметричными.

В ассиметричных федерациях субъекты наделяются разными конституционно-правовыми статусами. В симметричных этот статус у всех одинаков.

Страны с федеративным устройством

В современном мире страны с федеративным устройством можно найти на каждом континенте:

В Европе это:

  • РФ;
  • Австрийская республика;
  • Босния и Герцеговина;
  • Швейцарская конфедерация;
  • ФРГ;
  • Королевство Бельгия.

В Азии:

В Африке:

  • Союз Коморы;
  • Судан;
  • Эфиопия;
  • Нигерия;
  • Сомали;
  • Южный Судан.

В Америке:

  • Аргентина;
  • Боливарианская республика Венесуэла;
  • Канада;
  • США;
  • Бразилия;
  • Федерация Сент-Китс и Невис;
  • Мексика.

В Океании и Австралии:

  • Федеративные Штаты Микронезии;
  • Австралийский союз.

Из приведенного списка можно выделить Эфиопию, так как это единственная страна, являющаяся примером «мягкой федерации».

Мягкая федерация — это федеративное государство, субъекты которого наделены правом сецессии.

Конфедерация

Конфедерация — это объединение суверенных государств, осуществляющих совместные действия, преследующих одни цели.

Признаками конфедерации являются:

  1. Отсутствие у объединения единой системы управления, общих законодательных органов.
  2. Отсутствие общей для всех государств объединения границы, неделимой территории.

Примерами современных конфедераций могут послужить:

  1. Созданное в 1991 году Содружество Независимых Государств, включающее Азербайджан, Россию, Узбекистан, Белоруссию, Молдавию, Казахстан, Туркменистан.
  2. Образованный в 2015 году Евразийский экономический союз.
  3. Сформированный в 1957 году Европейский союз, имеющий собственную валюту и парламент.

Существует еще Союзное государство, представляющее собой сообщество Беларуси и РФ. Но политологи считают его формальной структурой, не получившей фактической реализации.

Формы переходного типа территориального устройства государств

Переходное государство — это государственно-правовая система, находящаяся в процессе перехода от одной формы к другой.

Существование государств, отличающихся чертами переходного периода, отмечалось на протяжении всей истории. Это обусловлено невозможностью мгновенной трансформации от одного принципа устройства к другому.

В большинстве рабовладельческих государств отслеживались остатки первичного общества. А монархический строй сопровождался появлением представительных органов.

К основным формам переходного типа относятся:

  1. Содружество.
  2. Протекторат.
  3. Доминион.
  4. Кондоминиум.
  5. Фузия.
  6. Уния.

К этому же типу относят такую форму, как конфедерация. Она является временным объединением, которое в дальнейшем распадается на несколько унитарных государств или преобразуется в федерацию.

Чем отличается федеративное государство от унитарного

В первую очередь, разница понятий обусловлена принципом административно-территориального устройства. Унитарное государство представляет собой цельное образование, поделенное на административные территориальные единицы с одинаковым юридическим статусом. А Федерация — это добровольное объединение некогда самостоятельных образований в единое государство, территория которого состоит из отдельных субъектов.

Кроме того, можно выделить такие различия, как:

  1. Отличие аппаратов государственной власти. Если в федерации реализован двухуровневый аппарат, состоящий из федерального и республиканского, то для унитарного типа характерно единство властной системы.
  2. Разница в структуре законодательной системы. Федерация разграничивает компетенции между центральной властью и субъектами. Унитарное государство ограничивается единой системой на всей своей территории.
  3. Отличный подход к формированию налоговой системы. Для федеративной формы устройства свойственна двухканальная система, состоящая из федеральных сборов и налогов субъекта. Для унитарной характерна одноканальная налоговая система.
  4. Деление суверенитета. Федерация обладает верховным суверенитетом, а ее субъекты частичным. В унитарном государстве всей полнотой суверенитета обладают только центральные органы.

Существуют значительные различия и в системе права. В федерации она основана на принципе централизации, но субъектам доверено создание собственной правовой системы. Унитарное устройство предполагает единую конституцию, нормы которой актуальны на всей территории.

При создании собственной правовой системы субъекты федерации обязаны отслеживать ее соответствие союзной конституции. Ни один республиканский закон не может противоречить федеральным.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: