Чем занимается суд ес

Обновлено: 23.04.2024

Все институты ЕС нацелены на то, чтобы продвигать ценности Евросоюза, обслуживать его интересы, а также интересы его граждан. Все эти функции должны выполняться эффективно, гарантированно, непрерывно и последовательно.

В организационной структуре ЕС произошли изменения, по Лиссабонскому договору. Европейский банк и Европейский Совет стали ведущими органами. Совет Европейских сообществ стал официально называться «Совет». Суд Европейских Сообществ стал «Судом справедливости Европейского Союза». Также в договоре стало использоваться название «Европейская Комиссия» вместо «Комиссии Европейских Сообществ».

Перечислим основные институты Европейского Союза: Совет, Европейский парламент, Европейская Комиссия, Европейский Совет, Палата аудиторов, Суд справедливости ЕС, Европейский центральный банк.

Совет ЕС

Совет ЕС – высший орган, выполняющий правотворческие функции, обеспечивающий координацию общей политики государств ЕС. Совет наделяет Комиссию компетенцией для исполнения норм по принятым актам.

В Совете 27 членов, представителей государств-участников. Сбор Совета происходит в двух форматах:

  • по общим вопросам собираются министры иностранных дел государств;
  • специальный Совет собирается в составе соответствующих министров национальных правительств.

Председательствует каждый член Совета поочередно. Председатель созывает заседания, ведет их, организует голосование, следит за подписанием принятых актов. Та страна, которая председательствует в Совете является посредником в отношениях стран ЕС в компромиссных целях.

Решения в Совете принимаются большинством голосов. При голосовании по важным вопросам устанавливаются изъятия из принципа равенства и голоса распределяются определенным образом.

Формации – секторные группы, которые комплектуются Советом в зависимости от рассматриваемого вопроса.

Многие решения принимаются КОРЕПЕР, Комитетом постоянных представителей, который специально создавался для того, чтобы обеспечить непрерывность работы, так как все министры не имеют возможности постоянно находиться в месте заседания Совета. В Комитете происходят предварительные обсуждения, если согласие достигнуто на КОРЕПЕР, вопрос выносится на повестку дня Совета, и решение по нему принимается без дискуссии. Послы государств являются постоянными представителями. Выделяются заседания двух уровней:

  • заседания заместителей постоянных представителей для решения вопросов технического характера;
  • заседания постоянных представителей для решения политических вопросов.

Комитет включает в себя подкомитеты и рабочие группы, где трудятся служащие государств – участников.

Европарламент

Европарламент – орган консультативного и рекомендательного характера, имеет право контроля над Европейской Комиссией и Европейским Советом, может принимать участие в бюджетном и законодательном процессах, выдвигать политические инициативы.

Сначала члены Европарламента выбирались законодательными органами государств, население стало выбирать «евродепутатов» с 1979 года. Полномочия Европарламента в сравнении с полномочиями законодательных федеральных органов стран гораздо уже. Главные функции – консультативная и контролирующая, однако на современном этапе наблюдается тенденция к расширению полномочий Европарламента.

Количество депутатов Европарламента закреплено, но может измениться в связи с увеличением государств – членов, или увеличением населения в стране (например, при объединении Германии). Членов Парламента не должно быть более 732.

Граждане должны быть представлены по регрессивно-пропорциональному принципу, с минимальным порогом в 6 депутатов и максимальным – 96. Члены Европарламента могут быть избраны на пятилетний срок прямым всеобщим голосованием «в свободном и секретном избирательном бюллетене».

Быть членом Европарламента и одновременно членом Парламента своего государства возможно, кроме некоторых должностей. Обязанности члена Европарламента несовместимы с должностями члена правительства государства, члена Комиссии, судьи, генерального адвоката, секретаря Суда ЕС и др.

Сессии Европарламента ежегодные, могут быть созваны чрезвычайные сессии по требованию большинства членов. Решения в Европарламенте принимаются большинством голосов.

Европарламент утверждает состав Еврокомиссии и ее Председателя, обсуждает ежегодный доклад, направленный ему Комиссией. Члены Комиссии имеют право присутствовать на заседаниях Европарламента и выступать от имени Комиссии.

После выборов назначается Омбудсмен, полномочия которого распространяются до следующих выборов, на которых он может быть переизбран вновь. Выполняя свои обязанности, омбудсмен принимает решения независимо. Освобождается от должности по решению Суда по обоснованной просьбе Европарламента. Основаниями для увольнения могут стать: противоправное поведение, несоответствие условиям, требующимся для выполнения данных обязанностей и пр. Омбудсмен принимает жалобы, касающиеся плохой организации деятельности институтов.

Если факты подтверждаются, дело направляется в соответствующее учреждение, где и рассматривается. Омбудсмен информирует лицо, направившее жалобу, о результатах такой проверки и принятых мерах.

Европейская Комиссия

Европейская Комиссия – высший орган исполнительной власти ЕС, который несет ответственность за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контролирует соблюдение договоров ЕС и других правовых документов.

Функционирование Европейского Союза невозможно без основного «двигателя» европейской интеграции. В работе Еврокомиссии учитываются интересы стран – участниц, но основной задачей является урегулирование интересов государств и ЕС. У Еврокомиссии широкие полномочия, куда входят:

  • законодательные (директивы, стандарты, нормативы);
  • исполнительные (расследования, штрафные санкции);
  • организационные;
  • бюджетные;
  • внешнеполитические (переговоры).

Полномочия Еврокомиссии имеют сходство с полномочиями национальных правительств. Еврокомиссия имеет в своем составе 27 граждан, уполномоченных работать в Еврокомиссии 5 лет. Кандидатуры Председателя и еврокомиссаров представляются Европарламенту на утверждение, после чего они назначаются государствами при согласии ЕС.

Члены комиссии действуют в личном качестве и не являются представителями государств. Должностные лица Комиссии имеют привилегии и иммунитеты. Они выполняют свои обязанности независимо, не руководствуясь инструкциями и распоряжениями своего государства.

Если принцип независимости нарушен, это может послужить причиной отставки члена Комиссии. Отстранить от работы членов Комиссии могут правительства государств, при этом Европарламент вправе высказать вотум недоверия Комиссии, суд ЕС при несоответствии требованиям члена Комиссии, необходимым для выполнения обязанностей. Каждый член Комиссии работает в своей области.

В Комиссии существуют комиссары по вопросам конкурентной борьбы, по вопросам торговых отношений, по бюджетной политике, правосудию и пр.

Комиссия состоит из структурных подразделений: генеральной дирекции, юридической службы, технической службы. Лицо, которое занимает должность Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности, автоматически становится заместителем председателя Комиссии.

Европейский Совет

С середины 1970-х годов главы государств стали встречаться и обcуждать наиболее важные вопросы. Саммиты получили неофициальное название – Европейский Совет. В 1986 году Европейский Совет был признан официальным органом. Председатель Еврокомиссии стал входить в состав Европейского Совета.

Роль Евросовета в том, что он намечает политические, экономические, культурные ориентиры ЕС, определяет приоритетные направления развития, осуществляет общее политическое руководство.

Евросовет не обладает функциями законодательного органа, юридически обязательных к исполнению документов не выпускает и не принимает.

Европейский Совет собирается один раз в четыре года, принимая решения консенсусным методом. Лиссабонский договор определил Европейский Совет как основной институт ЕС и определил пост Постоянного председателя Европейского Совета. Председатель выполняет в основном административные функции: координирует работу Европейского Совета, занимается организацией проведения его заседаний. Председатель выступает с отчетом перед Европарламентом после каждого саммита. Председатель Европейского Совета представляет ЕС на международном уровне в рамках своих полномочий

Счетная палата

Палата аудиторов была основана в 1975 году. Она состоит из 27 членов, назначенных Советом на шестилетний период.

Задачей Палаты является контроль за финансами Европейского Союза. Палата занимается проверкой отчетности о доходах и расходах всех органов, учрежденных ЕС. Законность и правильность расходования, грамотное управление финансовыми потоками – все это является предметом деятельности Палаты аудиторов.

Осуществив проверку, Счетная палата представляет документ с выводами в отношении финансовых операций. Документ представляется в Европейский парламент и Совет.

Суд ЕС

В судебную систему ЕС входят: суд ЕС, Суд первой инстанции, специализированные суды.

Важнейшая роль в европейской интеграции принадлежит Суду ЕС. Его главная задача: обеспечить применение права Европы. Суд рассматривает споры между государствами ЕС и Союзом, между институтами, обеспечивает единообразную трактовку законодательства. В состав суда входят судьи, которые назначаются государствами при общем одобрении. Судьями являются лица независимые, обладающие необходимыми качествами, имеющие экспертное мнение по правовым вопросам. Судья наделяется полномочиями на шесть лет.

Судья не может быть отправлен в отставку государством до истечения срока полномочий, но отстранить судью от исполнения обязанностей можно при однозначном мнении остальных судей и генеральных адвокатов. Судьи не могут занимать политические или административные должности дополнительно. Из состава Суда выбирается Председатель, который организует работу Суда и ведет заседания. В состав Суда ЕС входят восемь генеральных адвокатов, назначенных в том же порядке, что и судьи. Количество генеральных адвокатов может быть увеличено при необходимости. Также суд может принять решение о рассмотрении дела без генерального адвоката.

Таким образом, генеральные адвокаты принимают участие в рассмотрении более серьезных дел и формируют прецедентное право ЕС.

Государства-члены и институты являются в суде агентами или поверенными. Агенты назначаются для каждого дела, их помощниками могут выступать советники и адвокаты.

В Суде существуют палаты. Председатель палаты назначается Судом на годичный срок. Кворум Суда полного состава составляют восемь судей. Решение принимается большинством голосов, председатель в голосовании участия не принимает. В палате работают 3-5 судей.

В палату направляются апелляции, обращения.

Если государством-членом или институтом предъявлен иск, он рассматривается Судом полного состава. Решение Суда не обжалуется.

В 1988 году был создан Суд первой инстанции, он не является самостоятельным институтом ЕС, а лишь дополняет Суд ЕС и подчиняется ему. Суд первой инстанции выполняет функцию разгрузки и берет на себя рассмотрение наименее важных дел. Он состоит из 27 судей, судьи-докладчики играют роль генеральных адвокатов. Решения данного суда могут быть оспорены и обжалованы в порядке апелляции.

Специализированные судебные палаты создаются после консультаций с Судом ЕС. Они наделены компетенциями по разрешению спорных ситуаций. Решения специализированных палат обжалуются в Суд первой инстанции.

Лиссабонский договор говорит о том, что Суд ЕС должен включать Суд справедливости, Генеральный суд и специализированные суды.

Суд справедливости составляют судьи от каждого государства, ему должны оказывать содействие генеральные адвокаты. Суд справедливости принимает решения по искам, дает предварительные заключения по просьбе судов и трибуналов по вопросам трактовки закона.

Генеральный суд включает, как минимум, одного судью от государства-члена и рассматривает дела наименьшей сложности.

Европейский центральный банк

Положения о Европейском центральном банке содержатся в Договоре о функционировании Европейского Союза. ЕЦБ разрешает вопросы, касающиеся евро. Он независимо осуществляет свои полномочия, управляет финансами, принимает необходимые меры.

Управление ЕЦБ состоит из членов Исполнительного совета ЕЦБ и управляющих национальных центральных банков, валютой которых является евро.

В Совет входят президент, вице-президент и четыре члена. Их назначает Европейский Совет путем голосования. Претендентами являются лица, обладающие авторитетом, опытом, имеющие рекомендации. Они назначаются на восемь лет и не могут переизбираться.

ЕЦБ и национальные центральные банки являются Европейской системой центральных банков и проводят денежно-кредитную политику Союза. Главная задача ЕСЦБ – поддержание ценовой стабильности и оказание общей экономической поддержки в рамках Союза.


Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights , фр. Cour européenne des droits de l’homme ) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Содержание

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб


Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
  3. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  4. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.
  5. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.
  6. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

  • 2001 год — 2490 жалоб,
  • 2002 год — 4716,
  • 2003 год — 6602,
  • 2004 год — 7855,
  • 2005 год — 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307. [1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. [2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека. [3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

В октябре 2006 года глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Страсбурге назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу. В мае 2007 года в суд поступила жалоба на арест и заключение под стражу в СИЗО мэра Томска Александра Макарова [4] [5] , в феврале 2008 суд принял жалобу к рассмотрению [6] , а 12 марта 2009 суд признал незаконным арест мэра Томска и постановил выплатить ему 8 тыс. евро за моральный ущерб [7] .

Европейский суд (англ. European Court of Justice ) — высшая инстанция Суда Европейского союза, решения которой не могут быть обжалованы.

Европейский суд в Люксембурге был одним из первых институтов Европейского объединения угля и стали, основанных Парижским договором 1951 года. Римский договор 1957 года обязал его следить за выполнением всех европейских договоров.

В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена (после последнего расширения — 27), которым помогают восемь генеральных адвокатов. Судей и адвокатов назначают при общем согласии государств-членов на шестилетний срок. Суд может заседать в палатах или собираться на пленарные заседания для рассмотрения особенно важных или сложных дел и по требованию государств-членов. Председателем Европейского суда с 2003 является Вассилиос Скурис.

Функции

Европейский суд выполняет две основные функции: проверяет на соответствие договорам документы, изданные европейскими институтами и правительствами; толкует право Союза по запросу национальных судов (в рамках преюдициальной процедуры).

Ссылки

  • Суды по алфавиту
  • Суд Европейского союза

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Европейский суд (Европейский союз)" в других словарях:

Европейский Союз — (European Union) В ноябре 1993 г. Европейское Сообщество в соответствии с Маастрихтским договором (Maastricht Treaty) было официально переименовано в Европейский Союз. Более точным было бы название Европейские Сообщества , поскольку начало… … Политология. Словарь.

Европейский Союз. История становления — История становления Европейского союза началась в 1951 году с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри стран были сняты все… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Европейский союз футбольных ассоциаций УЕФА. История союза — Европейский союз футбольных ассоциаций (УЕФА) был основан 15 июня 1954 в городе Базель (Швейцария) после консультаций, начатых федерациями футбола Франции, Италии и Бельгии. Первоначально в футбольный союз входили 25 стран, на сегодняшний день… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ — (ЕС) межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства; возник в 1993 г. на базе Европейских Сообществ. Договор о ЕС, подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и … Юридический словарь

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ЕС — ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС (ЕВРОСОЮЗ) интеграционная группировка, уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Евросоюз не является международной… … Юридическая энциклопедия

Европейский союз — (The European Union) Европейский союз региональная интеграция европейских государств История создания, страны участники союза, права, цели, задачи и политика Европейского союза Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Европейский союз — Запрос «EU» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «ЕС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Европейский союз на официальных языках … Википедия

Европейский Союз — Запрос «EU» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Европейский союз Флаг Европы Девиз … Википедия

Европейский союз против «Майкрософт» — Суд первой инстанции Начато 7 июня … Википедия

Четыре свободы (Европейский союз) — У этого термина существуют и другие значения, см. Четыре свободы. Четыре свободы (англ. Four freedoms) термин, используемый в рамках европейской экономической интеграции. Истоки этого термина уходят к Римскому договору 1957 года. Об… … Википедия

Европейский суд (англ. European Court of Justice ) — высший суд Европейского союза, решения которого не могут быть обжалованы.

Европейский суд в Люксембурге был одним из первых институтов Европейского объединения угля и стали, основанных Парижским договором 1951 года. Римский договор 1957 года обязал его следить за выполнением всех европейских договоров.

В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена (после последнего расширения — 27), которым помогают восемь генеральных адвокатов. Судей и адвокатов назначают при общем согласии государств-членов на шестилетний срок. Суд может заседать в палатах или собираться на пленарные заседания для рассмотрения особенно важных или сложных дел и по требованию государств-членов. Председателем Европейского суда с 2003 является Вассилиос Скурис.

Функции

Европейский суд выполняет две основные функции: проверяет на соответствие договорам документы, изданные европейскими институтами и правительствами; толкует право Союза по запросу национальных судов (в рамках преюдициальной процедуры).

Ссылки

  • Суды по алфавиту
  • Суд Европейского союза

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Европейский суд (ЕС)" в других словарях:

Европейский суд — термин, в зависимости от контекста имеющий одно из следующих значений: Суд Европейского союза (англ. Court of Justice of the European Union) институт судебной власти Европейского союза. Европейский суд (англ. European Court of Justice)… … Википедия

Европейский суд — судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия: между государствами членами ЕС; между государствами членами ЕС и самим Европейским Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами. По английски: Court of … Финансовый словарь

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД — (European Court of Justice) Один из институтов Европейского Союза, расположен в Люксембурге. Не следует путать с Европейским судом по правам человека (European Court of Human Rights). Европейский Суд (английская аббревиатура ECJ) сыграл важную… … Политология. Словарь.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД — один из основных органов Европейского Союза. Состоит из 15 судей, которым в качестве советников помогают девять генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию сроком на шесть лет). Е.с. следит за соблюдением права при интерпретации и… … Юридический словарь

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД — один из основных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ). Е.с. состоит из 15 судей, которым в качестве советников помогают девять генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию сроком на шесть лет). Е.с. следит за соблюдением… … Юридическая энциклопедия

Европейский суд — (англ. European Court) орган Европейского Союза (ЕС), являющийся высшим апелляционным судом ЕС. Состоит из 15 судей (по количеству государств членов ЕС). Основные задачи Е.с. контроль за соблюдением норм международного права при интерпретации и… … Энциклопедия права

Европейский суд по правам человека — (англ. European Court o … Википедия

Европейский Суд по правам человека — (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и… … Википедия

Европейский суд общей юрисдикции — на официальных языках … Википедия

Европейский суд (European Court of Justice), именуемый также Судом Европейских сообществ (Court of Justice of the European Communities) или просто Судом, выступает в виде основного носителя судебной власти в Европейском союзе и олицетворяет собой судебную ветвь власти в этом сообществе. Является высшей инстанцией Суда Европейского союза, решения которой не могут быть обжалованы.

Европейский суд справедливости.

История Суда

Европейский суд берёт начало от трёх наднациональных судебных органов, учреждённых в 1950 г. для каждого из трёх Европейских сообществ: Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Европейского объединения по атомной энергии. Задачей этих судов являлось обеспечение соблюдения в Сообществах положений, закреплённых договорами об их создании, а также единообразного толкования и применения этих положений.

В 1958 г. на основе этих судов был организован единый суд, призванный обслуживать все три европейских объединения, получивших впоследствии название Европейский союз.

Зал заседаний Европейского суда находится в Люксембурге.

Европейский суд по правам человека.

Функции Суда

Европейский суд выполняет разнообразные функции, выступая в роли конституционного, административного, гражданского суда, суда по трудовым спорам.

Суд осуществляет проверку и надзор за тем, каким образом осуществляется толкование и применение законодательства ЕС всеми странами-участницами интеграционного объединения, чтобы закон был одинаков для всех. Он следит, в частности, за тем, чтобы национальные суды не выносили разнонаправленных решений по одинаковым вопросам.

Европейский суд компетентен разрешать споры между странами-участницами, институтами ЕС, юридическими и физическими лицами. Кроме того, Суд рассматривает споры между частными лицами по поводу возмещения убытков, наступивших в результате действий со стороны учреждений ЕС.

Состав Суда

В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена, таким образом, все 28 стран-участниц ЕС имеют своего представителя в Суде. Им помогают 11 генеральных адвокатов, их роль состоит в предоставлении обоснованного мнения по делам, находящимся на рассмотрении Суда.

Судей и адвокатов назначают при общем согласии государств-членов на шестилетний срок. Они выбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений, которые обладают квалификацией, необходимой для назначения в своих странах.

Судьи назначают председателя, который руководит работой Суда. С 8 октября 2015 года эту должность занимает Кун Ленартс.

Решение Еврокомиссии временно приостановили.

Суд может заседать в палатах или собираться на пленарные заседания для рассмотрения особенно важных или сложных дел и по требованию государств-членов.

Документы Европейского суда

Правовую основу Европейского суда составляют учредительные договорные акты западноевропейских государств, образовавших единый Союз, и Статут о Европейском суде.

О правовой основе Европейского суда в Статуте говорится, что данный Суд «должен быть создан и должен функционировать в соответствии с положениями Договора о Европейском союзе, Договора об образовании Европейского сообщества, Договора о создании Европейского объединения по атомной энергии и данного Статута».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: