Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении рб

Обновлено: 24.02.2024

Контроль – система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Контроль в области государственного управления – необходимое условие обеспечения законности, дисциплины, правопорядка, соблюдения прав и законных интересов граждан в процессе повседневной деятельности органов исполнительной власти.

Основные цели контроля в области государственного управления: соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами действующего законодательства; поддержание стабильности государственного устройства; повышение эффективности государственного управления; целесообразное и экономичное расходование средств государственного бюджета.

В основе контроля лежат принципы законности, объективности, гласности, независимости, оперативности, результативности, систематичности.

В зависимости от субъектов, правомочных осуществлять контроль за законностью в государственном управлении, выделяют: контроль Президента Республики Беларусь, представительных, исполнительных и судебных органов власти.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СООТНОШЕНИЕ КОНТРОЛЯ И АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА.

Президент Республики Беларусь осуществляет контроль в процессе формирования и деятельности органов государственного управления, а именно, за численностью, структурой аппарата управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы, законностью осуществления данной деятельности. Непосредственно или через создаваемые Президентом структуры он осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Президент также осуществляет контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Основным органом, наделенным контрольными полномочиями и образованным Президентом, является Комитет государственного контроля, осуществляющий контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Контроль органов представительной власти осуществляется на республиканском и местном уровнях. Контроль Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь осуществляется за деятельностью Правительства Республики Беларусь при разработке и исполнении республиканского бюджета; рассмотрении проектов законов о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты населения; об охране окружающей среды и др. Советы депутатов на определенной административно-территориальной единице также осуществляют свои контрольные полномочия за деятельностью соответствующего исполкома.

Контроль органов исполнительной властиподразделяется на три вида: общий, внутриведомственный и надведомственный.

Осуществление общего контроля связано с деятельностью органов общей компетенции: Совета Министров и исполкомов. Правительство координирует, объединяет, направляет и контролирует работу министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров, исполкомов; на своих заседаниях заслушивает отчеты руководителей республиканских органов государственного управления о состоянии дел в той или иной отрасли либо сфере. Исполнительные комитеты осуществляют, в свою очередь, контроль за деятельностью подчиненных им отраслевых управлений и нижестоящих исполкомов.

Внутриведомственный контроль осуществляется органами отраслевой компетенции (их руководителями) внутри системы подчиненных им нижестоящих органов, а также предприятий, учреждений и организаций. Данный вид контроля может сопровождаться административно-организационными мерами: от реорганизации данного органа управления или предприятия до применения дисциплинарных взысканий. Внутриведомственный контроль позволяет субъектам контрольных полномочий активно вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и устранять недостатки.

Надведомственный контроль достаточно часто именуется как внешний контроль, осуществляется за выполнением неподчиненными органами определенных функций. Органы, осуществляющие надведомственный контроль наделены полномочиями по производству проверок и обследований предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок контрольные органы вправе давать указания подконтрольным объектам об устранении выявленных нарушений. Субъектами надведомственного контроля в основном являются органы межотраслевой компетенции, например Министерство финансов.

В государственном управлении контрольными полномочиями обладают также судебные органы.

Контрольные полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь проявляются в процессе разрешения дел о соответствии Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь законов, декретов, указов Президента, актов органов государственного управления.

Суды общей юрисдикции при рассмотрении административных, гражданских, уголовных дел могут выявить нарушения действующего законодательства в государственном управлении, в таких случаях они выносят частные определения, которые являются формой правового реагирования судов на вскрытые в процессе рассмотрения конкретных дел нарушения законности в работе того или иного управления и соответствующих должностных лиц. Частное определение суда выносится в орган (должностному лицу), допустивший нарушения законности, либо вышестоящий орган (должностному лицу). Частное определение обязательно для исполнения. Получив его копию, руководитель соответствующей организации должен не позднее чем в месячный срок сообщить суду о принятых мерах по восстановлению законности.

Хозяйственные суды также осуществляют контрольные функции в процессе рассмотрения дел по экономическим спорам, возникающим из административных отношений, имеются ввиду дела о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству Республики Беларусь и затрагивающих права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; обжаловании отказа юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в государственной регистрации либо уклонении от их регистрации в установленный срок и др.

Надзор является одним из способов обеспечения законности в сфере государственного управления, он заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

В зависимости от субъектов, правомочных осуществлять надзорные функции, выделяют два вида надзора: прокурорский и административный.

В административном праве изучается общий надзор прокуратуры, предметом которого является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных актов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности, подведомственности и вида пропускного режима), иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов;

3) вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона; в случаях, предусмотренных законом, истребовать от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов;

4) проверять законность административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

Выделяют следующие формы прокурорского реагирования при установлении нарушений законности: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.

Административный надзор – это систематическое наблюдение, контроль за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения нарушения этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.

Административный надзор является одним из способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, специальным видом правоохранительной деятельности. Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Данный вид надзора предназначен для наблюдения за исполнением действующих в государственно-управленческой сфере правовых актов. Особенности административного надзора заключаются в следующем: 1) он распространяется на поднадзорные объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, т.е. административный надзор носит надведомственный характер; 2) при определенных обстоятельствах субъекты надзорной деятельности вправе применять к объектам надзора меры административного принуждения.

К субъектам административного надзора следует отнести государственные инспекции и приравненные к ним органы. Таких субъектов достаточно много и они разнообразны по своему статусу, порядку образования, масштабу деятельности. Субъекты надзора, осуществляющие свою деятельность на всю территорию Республики Беларусь в отношении поднадзорных объектов, функционируют во многих республиканских органах государственного управления как на правах юридических лиц (Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты), так и в качестве внутренних структурных подразделений (Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов, иные контрольно-ревизионные службы республиканских органов государственного управления). Некоторые государственные инспекции имеют свою систему органов от республиканского до районного уровня (Государственная автомобильная инспекция).

Субъекты административного надзора вправе беспрепятственно входить на территорию, в помещения поднадзорных объектов; требовать предоставления необходимых документов; осуществлять технические проверки, получать объяснения, требовать устранения выявленных нарушений; приостанавливать деятельность предприятий, эксплуатацию механизмов, транспортных средств и др.

Правоохранительные органы являются специальными субъектами административного надзора, обладающие широкими полномочиями по применению мер административного принуждения.

Основные отличия административного контроля от надзора:

1) субъекты административного контроля проверяют как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольных объектов, а субъекты административного надзора – только законность;

2) по итогам контрольной деятельности контрольный орган вправе ходатайствовать перед уполномоченными органами о привлечении виновных лиц к ответственности, а надзорный орган сам обладает полномочиями привлекать виновных лиц к административной ответственности.

Однако следует отметить, что в настоящее время широкое распространение получила практика создания контрольно-надзорных органов, что размывает границы между понятиями «административный контроль» и «административный надзор».

Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении - совокупность правовых организационных методов деятельности, практических приемов, операций, форм работы государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

Деятельность по обеспечению законности и дисциплины предполагает:

· недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

· своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

· установление причин и условий, им способствующих;

· привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности;

· разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

· создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

Обеспечение законностии дисциплиныдостигается организационно-правовыми средствами. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов.

Виды способов обеспечения законностии дисциплины:

Государственный контроль - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за процес­сом функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Государственный надзоркак способ обеспечения законности и дисциплины - постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности и дисциплины.

Судебный контролькак способ обеспечения законности - это правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц по выявлению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, по принятию мер к восстановлению нарушенных прав, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Обжалованиекак способ обеспечения законности и дисциплины - реализация гражданами своего права высказывать претензии орга­нам и должностным лицам исполнительной власти и государственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод.

3.Понятие контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками.

Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда – необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.

В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Принципы контроля.

Основные принципы контроля:

6. сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Виды контроля.

Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям:

1.В зависимости от объема обследуемой деятельностивыделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятель­ности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подкон­трольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).

2.По стадиям проведенияконтроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике правонарушений. Цель текущего контроля - выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.

3.По отношениям (связям) субъектов контроля с государствомконтроль делится на государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными орга­нами и их должностными лицами. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями. В отдельных случаях сюда же можно отнести и контроль, осуществляемый гражданами.

4.По характеру деятельностиконтроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в систему проверяемого органа, и внутренним, когда контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных - в пределах предприятий, учреждений.

5.В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочийможно выделить:

• контроль Президента Республики Беларусь;

• контроль органов законодательной (представительной) власти;

• контроль органов исполнительной власти;

• контроль органов судебной власти.

Президентский контроль.

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами.

Основные направления контрольной деятельности Пре-зидента Республики Беларусь:

• контроль в процессе формирования органов управления;

• контроль за содержанием деятельности аппарата госу-дарственного управления, фактическими результатами, за качеством руководства;

• контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

• контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

• контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Наиболее четко урегулирован контроль, проводимый непосредственно Президентом за Правительством. Контроль Президента через создаваемые им органы, так называемый опосредованный контроль, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально предназначенного для контроля Комитета государственного контроля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Взятый курс на формирование правового государства, реализацию правовой реформы, более полное осуществление самоуправления народа, демократизацию управления ставит новые задачи по укреплению законности и дисциплины в нашем государстве. Первостепенное значение должно уделяться вопросам правовой защиты личности, упорядочения гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод людей. В связи с этим государство должно надежно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности органов государственного управления.

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое выражение в пресечении малейших нарушений закона и дисциплины; принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении прав и законных интересов граждан, общественных организаций; наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; в создании атмосферы неотвратимости ответственности за нарушение требований законности и дисциплины. Все разновидности правовых санкций призваны гарантировать исполнение закона, осуществлять общую и частную превенцию правонарушений.

В целях обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов – организационно-структурных формирований и организационно-правовых методов. В организационно-структурные формирования включается значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.

Деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются государственно-властными полномочиями.

Применяемые ими различные организационно-правовые методы, практические приемы, операции, формы работы обобщенно называютсяспособами обеспечения законности. В зависимости от содержания, характера применения, юридических последствий в государственном управлении различаютследующие способы обеспечения законности: контроль и надзор.

Контроль – необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) – аппарата государственного управления, в общественной жизни.

Контроль – понятие многогранное. В тех случаях, когда речь идет о контроле, не связанном с каждым отдельным решением, он рассматривается как вид деятельности, выступает в качестве функции управления. Когда же контроль рассматривают применительно к каждому конкретно принятому решению, его обычно называют стадией управленческого цикла. Поскольку контроль выступает не в изолированном виде, а осуществляется с учетом содержания конкретной деятельности, его объем, формы и методы проведения дифференцируются в зависимости от специфики сфер и отраслей управления, места субъекта, осуществляющего контроль, в системе государственной организации или механизма государственного управления.

В сфере государственного управления больше, чем в какой-либо иной области общественной деятельности, контроль отличают многосторонность и разнохарактерность, позволяющие компетентным органам судить о соответствии результатов деятельности аппарата управления в целом, отдельных органов управления разных уровней, их структурных подразделений и работников стоящим перед ними задачам, возложенным служебным обязанностям.

Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами государственного управления. Органы контроля интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия.

Таким образом, контроль–это метод деятельности органов государственного управления, заключающийся в проверке фактического исполнения закона, а также путей и средств его выполнения. В процессе контроля проверке подлежит не только законность, но и целесообразность выполняемой деятельности. Важной особенностью контроля является возможность применения по его итогам самых разнообразных правовых мер, как положительного (поощрение, стимулирование), так и отрицательного характера (административное и дисциплинарное принуждение, привлечение к ответственности и т.п.). Осуществление контроля допускает возможность оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности контрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный(превентивный), текущий и последующий.

Исходя из организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного объектов, можно говорить о внутреннем (внутриведомственном) и внешнем (надведомственном) контроле.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить:

Законность и дисциплина - основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотъемлемы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина, в свою очередь, обусловливается пределами закона.

В юридической науке под законностью понимают «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями».

Внешне законность выражено в законодательстве, под которым принято понимать систему правовых актов, в которых нормы права находят свое внешнее отражение.

Если рассматривать принцип законности относительно его практического применения, то законность означает, что всякое решение государственных и негосударственных органов, уполномоченных на то лиц не должно противоречить действующему законодательству; должно быть принято в пределах компетенции органа или должностного лица, его принимающего с соблюдением необходимой процедуры ; должен способствовать созданию, закреплению или развитию полезных для общества отношений.

Законность можно рассматривать и как метод государственного управлениято есть как совокупность приемов, способов, с помощью которых государство обеспечивает надлежащее поведение своих субъектов.

Законность - это также режим системы отношений граждан, общественных и других негосударственных образований, органов местного самоуправления с органами, представляющими различные ветви государственной власти.

Основой (или гарантиями) законности в государственном управлении следует признать наличие: 1) определенных экономических условий; 2) развитой политической системы, 3) механизма социальной защиты населения; 4) научно обоснованной системы норм права, которая отвечает требованиям времени и доступна для понимания всеми субъектами государственного управления; 5) механизма принуждения, четко работает в рамках закона.

Важным условием законности и дисциплины в государственном управлении следует признать также высокую правовую культуру граждан и аппарата исполнительной власти, которая, в свою очередь, является следствием общего уровня образования и культуры общества. Между собой законность и дисциплина соотносятся как общее и особенное. Законность можно рассматридать как статику (совокупность норм, законодательных актов), дисциплину - как динамику законности (определенные действия по выполнению требований норм и законодательных актов.

Таким образом, законность и дисциплина - это обязательные черты правового государства, совокупность форм и методов государственного управления, которые находят свое отражение в действующем законодательства и с помощью государство регулирует взаимоотношения в обществе, достигается состояние законопослушного поведения объектов управления.

Система способов обеспечения законности и дисциплины в госу-вному управлении.

Законность и дисциплину в государственном управлении обеспечивают тремя основными способами - проведением контроля, осуществлением надзора и с помощью обращений граждан.

Деятельности по обеспечению законности оказывают государственно-правового характера, а органы, ее осуществляют (органы исполнительной власти, милиция, прокуратура, различные государственные инспекции, службы, суды, некоторые общественные движения и т.п.), наделяют юридически-властными полномочиями. Такую деятельность считают способами обеспечения законности. Каждый из этих способов имеет присущие только ему черты, закрепленные соответствующими нормативными актами, и реализуется с помощью специальных методов. Вместе с тем, эти способы связаны между собой единством цели - обеспечить строгое соблюдение требований законности и дисциплины всеми субъектами государственного управления.

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое внешнее отражение в прекращении нарушений законности и дисциплины; осуществлении мероприятий по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан, общественных организаций; привлечении к ответственности и наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; создании атмосферы неотвратимости наказания за нарушение требований законности и дисциплины; воспитании работников аппарата управления в духе строгого соблюдения существующих правил. Этим обеспечивают соблюдение законности каждой звеном государственного управления, каждым служащим с целью организации их четкой работы, поддержания государственной дисциплины, а также охрану и защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в повседневной деятельности аппарата управления.

Контроль - основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из важнейших элементов государственного управления. Без организации и осуществления контроля невозможна надлежащая работа государственного аппарата, других подконтрольных государственных структур. Контроль также является одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан. В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политическую деятельность, межотраслевое государственное управление. Саму контрольную деятельность осуществляют путем проверок, плановых и внеплановых ревизий, обследований, истребования отчетов, проведения рейдов, смотров и т.д.

Главными направлениями осуществления контроля в сфере государственного управления являются: 1) соблюдение плановой, финансовой, ценообразующий, договорной, технологической, исполнительной, трудовой и других видов государственной дисциплины; 2) использование государственных ресурсов; 3) выполнение природоохранного законодательства; 4) подбор и расстановка кадров в государственном секторе; 5) выполнение социальных программ и др.

Контрольная деятельность включает ряд последовательных действий, которые можно разделить на три стадии: подготовительную, центральную (или аналитическую) и итоговую. В свою очередь, они сами наполняются конкретными стадиями-действиями.

На подготовительной стадии: 1) выбирают объект контроля; 2) определяют предмет контроля (устанавливают, что именно следует проверить) 3) устанавливают средства осуществления контроля; 4) подбирают (назначают) лиц, осуществляющих контроль; 5) составляют планы его проведения.

На центральной (аналитической) стадии осуществляют сбор и обработку информации. Собранную информацию (часто полученную из разных источников) анализируют, сравнивают с реальным положением дел на объекте, проверяют.

К итоговой стадии относятся такие действия, как: 1) принятия решения по результатам контроля; 2) доведение его до адресата (а в необходимых случаях и до сведения общественности, правоохранительных органов, иных лиц, заинтересованных в результатах контроля) 3) оказание помощи подконтрольной структуре в наведении порядка на объекте; 4) контроль за выполнением решений, принятых по итогам контроля.

Контроль можно классифицировать: по органам, которые его осуществляют; по сфере деятельности, которая подлежит контролю; по формам его проведения.

Контроль осуществляют: 1) органы законодательной власти (Верховная Рада Украины) 2) Президент Украины и его Администрация; 3) представительный орган АРК - Верховная Рада АРК, 4) органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, Совет министров, министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, местные госавна администрация, администрация предприятий, учреждений, организаций; 5) судебные органы (Конституционный Суд Украины, суды общей юрисдикции, арбитражные суды); 6) специальные контролирующие органы - государственные инспекции и службы (пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, Государственная налоговая администрация , Государственная таможенная служба и т.д.); 7) органы местного самоуправления (местные советы и их исполнительные органы). По сфере деятельности, подлежащей контролю, контроль подразделяют на ведомственный, межведомственный и над (или вне) ведомственный.

Ведомственный контроль осуществляют министерства и ведомства внутри соответствующей структуры (поэтому его еще называют внутриведомственным или просто внутренним контролем. Такой контроль тесно связан с задачами, которые стоят перед министерствами и ведомствами. Осуществляя руководство соответствующими сферами управления, министерства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают акты, организуют и контролируют их выполнение. Полномочия этих органов, в том числе и контрольные, закреплены в законах, положениях о соответствующих министерствах и ведомства, управления (отделы) местных органов государственной исполнительной власти, уставах государственных предприятий, учреждений и организаций. В министерствах и ведомствах для осуществления контрольных функций образуют ведомственные инспекции, группы. Контрольные полномочия возлагаются также на юридические службы и юрисконсультов.

Сущность межведомственного контроля состоит в том, что его осуществляет орган межотраслевой компетенции за выполнением общеобязательных правил, действующих в соответствующей сфере.

Главной особенностью межведомственного контроля является то, что он исключает подчиненность, т.е. осуществляется органом другой ведомственной принадлежности. Вторая особенность такого контроля заключается в том, что круг вопросов, который имеет право проверять орган межведомственного контроля, является узким, специальным, т.е. привязано к стоящих перед этим органом. Например, Государственный комитет статистики Украины контролирует только порядок организации и ведения статистической отчетности министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами. Министерство финансов Украины с помощью ГлавКРУ осуществляет контроль за использованием денежных средств, материальных ценностей, их сохранностью, контролирует состояние и достоверность бухгалтерской отчетности. Они не вмешиваются в другие функциональные полномочия подконтрольного органа.

К межведомственного контроля следует отнести и контроль со стороны различных специализированных государственных инспекций, служб, комиссий, комитетов, управлений и т.п., которые структурно входят в состав соответствующих министерств или ведомств. Это пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, подразделения Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации, таможенной службы, управлений гражданской авиации и др. Согласно предоставленным им полномочиям они осуществляют контроль за соблюдением общеобязательных правил в различных сферах деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, охране природы и т.д.

Надведомственный контроль осуществляют органы общей компетенции - Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации по вопросам хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, независимо от ведомственного подчинения объектов контроля.

Еще одной характерной чертой указанных видов контроля является то, что только по результатам ведомственного и надведомственного контроля виновное лицо можно привлечь к дисциплинарной ответственности при том, что проверки осуществляют высшие должностные лица, наделены правом приема на работу. Результатом проведения межведомственного контроля может стать привлечение к административной или уголовной ответственности.

Контроль осуществляют в форме проверок (обследование и изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляют справку или докладную записку), ревизий (документальный контроль финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляется акт), истребования отчетов и т. п. Контроль следует отличать от близкого к нему вида государственной деятельности - надзора, хотя они имеют некоторые общие признаки. их объединяют единая цель - обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении, формы осуществления работы - проверки, истребование отчетов, объяснений и т.п., обязательность указаний. Но контроль, в отличие от надзора, проводится повседневно и беспрерывно широким кругом органов. Надзор же осуществляет единственный государственный орган - прокуратура. (Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называются наблюдением. Действительности же - это контроль. Разная у них и нормативная база. Главное же, чем отличается контроль от надзора, - это то, что контролирующий орган имеет право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольного объекта (иногда подменяя собой руководящий орган этого объекта) и самостоятельно привлекать правонарушителей к юридической ответственности, в то время как прокуратуру лишены таких возможностей. Например, органы пожарного, санитарного надзора, ветеринарного контроля могут принять решение о приостановке (при наличии оснований для этого) работы подконтрольного им объекта до устранения выявленных ими правонарушений. Такие их действия фактически приравниваются к управленческой деятельности администрации этих объектов или высших отношении них органов. Кроме того, они могут самостоятельно привлекать к административной ответственности виновных в нарушении правил должностных лиц объектов, эксплуатация которых приостановлена.

Следовательно, контроль можно охарактеризовать как составную часть (элемент) управления, обеспечивает систематическую проверку выполнения Конституции, законов Украины, других нормативных актов, соблюдение дисциплины и правопорядка и состоит во вмешательстве контролирующих органов в оперативную деятельность подконтрольных органов, предоставлении им обязательных для исполнения указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления, осуществлении принуждения относительно подконтрольных органов.

Надзорже имеет целью выявление и предупреждение правонарушений, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, без права вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, изменения или отмены актов управления.

Обращения граждан является особым способом обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, существенно отличается от контроля и надзора. Отличие между ними состоит в том, что инициаторами проверок здесь выступают не государственные образования (их должностные лица), а граждане. Обращаясь в компетентные органы с заявлениями и жалобами, они сигнализируют о выявленных ими нарушениях законности и дисциплины, тем самым позволяя полномочным органам разобраться в сути дела, привлечь, если на это есть основания, к ответственности виновных. Обращения граждан за защитой своих прав в компетентные органы являются важным средством обеспечения их прав и свобод, законности и дисциплины в целом.

В юридической литературе выделяют и общественный контроль, к которому относят контроль со стороны различных общественных групп - профсоюзов, трудовых коллективов, партий, движений и т.п., а также отдельных граждан. Но и здесь также отсутствуют такие важные признаки контроля, как право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных и право самостоятельно привлекать виновных к правовой ответственности. Вместе с тем следует отметить, что отдельные общественные образования имеют существенные контрольные полномочия.

Осуществление контрольно-надзорной функции в Республике Беларусь связано, в первую очередь, с правоохранительной формой управления. Важнейшими функциями правоохранительной формы управления являются:

- охрана существующего порядка управления;

- обеспечение законного режима функционирования органов управления и должностных лиц;

- предотвращение сбоев в системе управления;

Для правоохранительной формы управления также характерно:

- обеспечение защиты прав и свобод субъектов права;

- рассмотрение возникающих в области управления правовых споров;

- применение мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам;

- использование особых принудительных средств и методов воздействия.

В целом дать однозначное, структурированное определение понятия «контроль» довольно сложно, поскольку контроль может рассматриваться в нескольких аспектах, к примеру, контроль как необходимая функция управления обществом (вместе с организацией, регулированием и координацией); контроль как важнейшее условие эффективности организации государственного управления и одно из средств обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; контроль как объективный фактор всякого рационального управления и так далее.

Более того, контроль можно охарактеризовать и как:

1 специфический вид управленческой деятельности;

2 источник информационного обеспечения нужд управления в процессе принятия управленческих решений;

3 систему проверки фактического состояния хозяйствующего субъекта с
целью подтверждения правомерности его деятельности;

4 механизм обратной связи, посредством которого можно получить необходимую информацию об исполнении управленческих решений;

5 систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров [4, с. 374];

Как можно заметить, контроль является довольно сложным, многообразным и многоплановым явлением, наиболее широкое применение которого характерно в сфере государственного управления. Необходимо пояснить, почему. Как мы уже упоминали, Республика Беларусь стремится быть правовым государством, а одним из фундаментальных положений правового государства является законность в сфере государственного управления. Невозможно вообразить, какой возникнет коллапс и

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

вседозволенность, какие масштабы примет коррупция и незаконное воздействие на субъектов права, при отсутствии необходимого контроля в сфере исполнительной власти. Именно поэтому наиболее широко применяется контроль за носителями исполнительной власти, которые своей ненадлежащей распорядительностью могут не просто нарушить законность, но и причинить значительный ущерб общественности, допустить нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Сущность контроля в сфере государственного управления заключается в том, что уполномоченные на то субъекты законодательной, исполнительной, а также судебной власти, используя специальные организационно-правовые способы и средства, выясняют, нет ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц каких-либо отклонений от законности. И если таковые будут обнаружены, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины [4, с. 374].

Таким образом, важнейшими критериями оценки действий проверяемых органов и должностных лиц служат нарушения законности и государственной дисциплины, а также целесообразность и обоснованность совершаемых ими действий.

К важнейшим целям контроля можно отнести:

- соблюдение органами исполнительной власти и должностными лицами, задействованными в данной сфере, законодательства;

- поддержание стабильного функционирования государственного аппарата;

- совершенствование эффективности государственного регулирования;

- поддержание целесообразного и экономного расходования средств;

- выявление нарушений законности и государственной дисциплины, немедленное их устранение, привлечение виновных к ответственности, принятие мер по предотвращению нарушений в дальнейшем и так далее.

Как мы уже отметили, контроль является многогранным и сложным понятием, рассматриваемым в множестве аспектов, соответственно, в зависимости от понимания понятия «контроль», можно формулировать присущую ему цель.

Следует отметить также, что весьма важным назначением контроля является передача достоверной и объективной информации о дисциплине в сфере государственного управления, что не может не способствовать ее укреплению и совершенствованию.

Теперь перейдем к основополагающим принципам контроля. Отметим, что контроль базируется как на конституционных, так и на специальных принципах. К конституционным принципам можно отнести такие фундаментальные начала, как:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- демократизм, или народовластие;

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

- равенство перед законом и судом и другие [1].

Более подробно нас интересуют специальные принципы контроля. К ним относятся:

- действенность, или результативность;

- своевременность, или оперативность;

- постоянство и систематичность [4, с. 375].

Разберем каждый из специальных принципов в более подробном ключе.

Принцип экономичности контроля подразумевает под собой минимализацию затрат и расходов на осуществление контрольной деятельности.

Принцип объективности контроля является, пожалуй, наиболее важным специальным принципом, фундаментальным, основным устоем. Объективная оценка реализации своих полномочий государственными органами и должностными лицами в сфере государственного управления способствует поддержанию стабильного функционирования государственного аппарата, стимулирует данных субъектов соблюдать законодательство. В то же время, если контрольная деятельность будет осуществлена необъективно, предвзято, исходя из определенных предпочтений и так далее, результаты, естественно, послужат лишь ухудшению и дистабелизации работы государственных органов и должностных лиц в сфере исполнительной власти. Подводя итог данному специальному принципу, отметим, что контрольная деятельность обязана осуществляться беспристрастно.

Принцип действенности, или результативности контроля, заключается в получении конечного итога, результата реализации своих полномочий государственными органами и должностными лицами в сфере государственного управления, выявленного в ходе проведения контрольных мероприятий. Отметим, что ни в коем случае нельзя предполагать, что принцип результативности контроля подразумевает под конечным итогом, выявленным в ходе осуществления контрольной деятельности, исключительно негативный, неправомерный результат работы уполномоченных субъектов в сфере исполнительной власти. Конечный результат может являться как положительным, так и отрицательным.

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

Исходя из принципа постоянства и систематичности контроля, можно утверждать, что данная деятельность должна проводиться регулярно, а не «когда вздумается», систематично, а не хаотично, строго по плану, либо по факту совершения определенного нарушения. Нерегулярное проведение контрольных мероприятий не будет оказывать такой значительный эффект, какой оно оказывает при проведении регулярных, плановых проверок.

Обратим внимание на функции контроля, то есть на основные направления его деятельности, а именно:

- функцию превенции (превентивно-воспитательную);

- функцию правоохраны [4, с. 376].

Выявив обнаруженные отклонения в деятельности соответствующих органов, субъекты контроля воздействуют на объект контроля путем коррекции определенных действий, приведших к отклонениям, нарушениям в функционировании данных органов, способствуют устранению препятствий на пути оптимальной работы данных органов. Немаловажным является тот факт, что коррективы могут быть внесены также и в соответствующие акты, в которых в ходе осуществления контрольных мероприятий были выявлены недочеты.

Функция превенции направлена, прежде всего, на предупреждение совершения нарушений, на выявление совокупности причин и условий, которые могут являться основанием совершения нарушения, их устранение, а также предотвращение совершения нарушений в дальнейшем. Объективно рассуждая, можно прийти к выводу, что сам факт наличия института контроля уже является весьма мощным предупредительным, предохраняющим от совершения правонарушений средством. Таким образом отметим, что функция превенции является одной из важнейших, если не первостепенной, функций в сфере контрольной деятельности.

Правоохранительная, иначе регулирующая, функция контроля также является невероятно важным направлением его деятельности. Охарактеризуем данную функцию и выделим ее основные черты. Правоохранительная функция выступает как:

- средство обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления;

- средство пресечения неправомерных действий государственных органов и должностных лиц;

- средство привлечения данных нарушителей к юридической ответственности.

В целом, мы разобрали основополагающие функции – основные направления деятельности контроля. Теперь кратко охарактеризуем и перечислим основные методы контроля.

Методы контроля – это совокупность юридических приемов, способов, средств, при помощи которых он осуществляется. Выбор данных приемов, способов и средств диктуется совокупностью определенных факторов, таких,

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

как обстоятельства (условия), в которых проводится контрольное мероприятие, цели, которые преследует контрольная деятельность, субъекты, непосредственно реализующие данную деятельность, и так далее. В качестве примеров приведем следующие методы контроля:

- ревизии, или проверки;

- дача согласия, или согласование;

- выдача ордера на жилье;

- совершение нотариальных действий;

- осмотр, досмотр и так далее [4, с. 376–377].

Как мы уже выяснили, контроль является сложным, многогранным и многофункциональным явлением, соответственно можно выделить некоторое количество оснований (критериев) классификации контрольной деятельности.

Начнем с рассмотрения классификации контроля в зависимости от связей субъектов контроля с государством. В соответствие с данной классификацией, контроль подразделяется на:

Государственный контроль осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами, должностными лицами. Государственный контроль в Республике Беларусь реализуется:

- Президентом Республики Беларусь;

- органами законодательной (представительной) власти Республики Беларусь;

- органами исполнительной власти Республики Беларусь;

- судебной властью Республики Беларусь;

- соответствующими надзорными органами государственного управления (государственные инспекции, Прокуратура Республики Беларусь).

Общественный контроль осуществляется различными общественными объединениями, как правило общественными организациями и политическими партиями. В то же время, субъектами общественного контроля могут также выступать граждане Республики Беларусь. Они вправе по своему усмотрению оценивать деятельность того или иного органа государственного управления, любого должностного лица и служащего с позиций ее законности и эффективности. Граждане не вправе осуществлять проверки этой деятельности, однако могут использовать доступные им методы контроля, получения

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

информации о деятельности указанных субъектов, например, при обращении в орган, учреждение, организацию для решения какого-то своего вопроса или удовлетворения материальной или духовной потребности. Подобную информацию они могут получать из источников радио, телевидения, периодической печати, от близких и знакомых людей. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», средствами обеспечения законности у них являются: жалобы, заявления, предложения, которые обобщенно называются обращениями граждан [5].

Также можем смоделировать ситуацию: гражданин N, работающий на предприятии с имеющимся финансированием из республиканского бюджета, замечает в действиях своего начальника определенные нарушения, влекущие негативные последствия для данного предприятия. В этом случае, гражданин N имеет полное право уведомить соответствующих субъектов контрольной деятельности, а те, в свою очередь, проанализировав полученную информацию, примут решение о необходимости проведения контрольных мероприятий.

По критерию соподчиненности субъекта и объекта можно выделить:

Основные характеристики внутрисистемного контроля, разграничивающие его с внесистемным контролем, заключаются в осуществлении данного вида контроля исключительно в системе исполнительной власти, а также в осуществлении контроля специальными уполномоченными субъектами исполнительной власти.

Внесистемный контроль, соответственно, осуществляется уполномоченными субъектами, но уже находящимися вне системы исполнительной власти, то есть органами законодательной власти, судебной власти, Прокуратуры Республики Беларусь и так далее.

По критерию масштаба распространения контроль подразделяется на:

Всеобъемлющий контроль реализуется уполномоченными субъектами в отношении абсолютно всей деятельности объекта контроля. Для того, чтобы пояснить более конкретно, смоделируем ситуацию: организация Q, осуществляющая оказание платных услуг в сфере физической культуры и спорта, является подотчетной Министерству спорта и туризма. Министерство, таким образом, имеет право проводить контрольные мероприятия (к примеру, ревизии финансово-хозяйственной деятельности) по любым направлениям деятельности подконтрольной организации.

Ограниченный контроль реализуется уполномоченными субъектами не по всем направлениям деятельности контролируемого объекта, но только по конкретному, одному направлению. Как пример вопросов, в связи с которыми могут проводится контрольные мероприятия, можно привести:

- вопросы трудовой, финансовой, спортивной дисциплины;

- вопросы, связанные с рассмотрением обращений граждан.

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

Таким образом, ограниченный контроль реализуется вышестоящими государственными органами и должностными лицами по отношению к нижестоящим и затрагивает единственную конкретную сферу деятельности подконтрольного объекта.

Перейдем к наиболее масштабной классификации, в основе которой лежит деление по характеру деятельности. В соответствие с данной классификацией, выделяют следующие виды контроля:

- а также административный надзор [4, с. 378].

Дадим краткую характеристику каждому из вышеперечисленных видов контроля.

Общий контроль осуществляется органами общей компетенции, то есть органами в сфере государственного управления, права и обязанности которых относятся к руководству на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер общественной жизни.

Характеристики ведомственного контроля:

- по своей сути является отраслевым контролем;

- осуществляется уполномоченными субъектами, входящими в одну определенную отрасль;

- осуществляется вышестоящими органами по отношению к нижестоящим;

- присутствуют элементы иерархичности, соподчиненности;

- цель ведомственного контроля – обеспечение исполнения задач, стоящих перед каждым отдельным органом государственного управления, организацией.

Характеристика надведомственного контроля:

- специальный, функциональный контроль, касающийся, в основном, какого-либо определенного, конкретного вопроса, функции, либо стороны деятельности контролируемого объекта;

- цель надведомственного контроля заключается в реализации единообразного подхода в решении определенного вопроса, в выполнении некой функции всеми органами, к которым она относится.

Касательно внутреннего контроля, следует отметить, что он зачастую реализуется в рамках какой-либо организации, предприятия, структурного звена и так далее, а также может осуществляться непосредственно начальником в отношении подчиненных – в пределах какого-либо предприятия, учреждения.

Перейдем к финальному критерию классификации контрольной деятельности, а именно в зависимости от стадии, на которой находится деятельность контролируемого объекта. В соответствии с ней выделяют следующие виды контроля:

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

- последующий контроль [4, с. 378].

Важнейшей, ключевой характеристикой предварительного контроля является его превентивный, предупредительный характер. Такой вид контроля обусловлен необходимостью не допустить отклонений от предписанного, заданного, установленного, избежать ненужного согласования, обращения в вышестоящие органы за разъяснениями при решении тех или иных вопросов подконтрольными. Он осуществляется в начальной стадии, на первом этапе совершения действий, поступков. Как актуальный пример предварительного контроля можно привести действия сотрудников метрополитена, проверяющих объемные, большие сумки у пассажиров во избежание негативных последствий. Предварительный контроль не является окончательным, после него может следовать текущий контроль или последующий контроль.

Текущий контроль проводится именно в процессе осуществления деятельности, проведения мероприятий. Целью текущего контроля является определение правильности совершения оперативной повседневной деятельности. В качестве примера приведем проверку исполнения предписаний санитарных инспекторов, вынесенных по результатам предварительной проверки. Отметим, что предварительный контроль проводится не в обязательном порядке, а текущий – проводится всегда.

Последующийконтроль – это контроль фактического выполнения решения. Разновидностью его являются проверки налоговыми органами правильности уплаты налогов, проверки выполнения указаний и распоряжений Президента, приказа руководителя предприятия, учреждения. Последующий контроль обусловлен конечными результатами.

Таким образом, подведем итог: мы дали обобщенную характеристику понятию контроля в Республике Беларусь. Как мы уже убедились, контроль является весьма сложным, многовекторным и многофункциональным явлением, имеющим свои функции, методы и цели деятельности. Также мы проанализировали некоторое количество наиболее популярных классификаций контрольной деятельности. В заключение, подтвердим: контроль – основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: