Особенности правового статуса главы государства

Обновлено: 13.04.2024

Отдельные положения Конституции закрепляют Конституционно-правовой статус Президента РФ: никаких специальных федеральных законов в этом отношении не существует. В частности, статья 80 главы 4 Конституции РФ содержит следующее определение:

Президент Российской Федерации является главой государства, выступает гарантом Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный статус Президента Российской Федерации характеризуется следующей спецификой: Президент не входит в структуру существующих ветвей власти, находясь на особом положении в общей системе высших органов власти. Функции главы государства, также закрепленные конституционно, служат проявлением его особого положения.

Правовой статус Президента РФ, несущего функциональные обязательства главы государства и «арбитра» в государственном аппарате и наделенного широкими полномочиями, вполне оправдан. Россия в силу истории своего развития не владеет демократическими традициями, и усиление правового положения Президента имеет большое значение, в том числе, при проведении реформ.

Функции Президента РФ

Деятельность Президента РФ регламентируется конституционными положениями и соответствующими правовыми актами. Так, на главу государства налагаются следующие обязательства:

  • быть гарантом Конституции, реализации прав и свобод граждан;
  • реализовывать меры по поддержанию стабильности конституционного строя;
  • формулировать базовые стратегии внутренней и внешней политики государства;
  • обеспечивать согласованность взаимодействия существующих органов государственной власти;
  • инициировать применение мер по обеспечению сохранности суверенитета, независимости, целостности страны;
  • обеспечивать реализацию полномочий федеральной власти государства в территориальных границах всей России;
  • быть представителем страны внутри нее и за ее пределами (на международном уровне).

Специфика статуса, которым обладает глава РФ, определяет направленность его действий на координирование и контроль деятельности всех ответвлений власти, как то судебной, законодательной, исполнительной. Задачей в данном случае является создание условий, в которых система сдержек и противовесов будет стабильно эффективна.

Для выполнения указанных задач Президент РФ должен использовать конкретные полномочия, закрепленные законодательно, в каждом из существующих направлений.

Полномочия главы РФ относительно охраны прав и свобод человека и гражданина

В отношении реализации основополагающих личных и гражданских прав и свобод Президент уполномочен:

  • осуществлять решение вопросов, связанных с российским гражданством и предоставлением политического убежища;
  • присуждать государственные награды страны;
  • осуществлять присвоение высших специальных званий, в том числе, высших воинских и почетных;
  • принимать решения о помиловании;
  • инициировать формирование органов-посредников между гражданами страны и главой государства по вопросам сохранности прав и свобод, как то: Уполномоченный по правам ребенка, Совет по развитию гражданского общества и правам человека;
  • определять кандидатуры из числа граждан РФ, обладающих заслугами перед государством и обществом, для вхождения их в состав Общественной палаты;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ относительно создания органов власти государства и согласования их функционирования

По данным вопросам Президент РФ вправе применять следующие полномочия:

  • выносить решение об отставке Правительства РФ;
  • утверждать совместно с Госдумой кандидатуру на пост Председателя Правительства;
  • выполнять функцию Председателя на заседаниях Правительства и Президиума Правительства;
  • назначать кандидатуру на позицию Председателя ЦБ; ставить перед Госдумой вопрос, касающийся снятия с должности Председателя ЦБ;
  • утверждать кандидатуры на должности министров РФ, заместителей Председателя Правительства или освобождать с них;
  • назначать кандидатуры на исполнение функциональных обязанностей судей (Конституционного, Верховного судов); на должности: Генерального прокурора и его заместителей, прокуроров существующих субъектов РФ, Председателя счетной палаты, а также его заместителя, и, соответственно, вносить предложения о снятии с указанных должностей;
  • осуществить роспуск законодательного органа какого-либо субъекта РФ, в результате деятельности которого был принят нормативно-правовой акт, вступающий в конфликт с действующим законодательством;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ относительно назначения и руководства государственными органами

В отношении функционирования государственных органов Президент РФ владеет следующими правомочиями:

  • производить формирование Администрации Президента РФ;
  • осуществлять функциональное распределение между федеральными органами исполнительной власти, зоной ответственности которых являются вопросы, касающиеся обороны и безопасности, иностранных или внутренних дел, предотвращения ЧС и устранения их последствий, юстиции;
  • утверждать положения, регулирующие деятельность вышеуказанных органов; назначать их руководителей и заместителей руководителей;
  • назначать и снимать с должности дипломатических представителей РФ в иных государствах и международных организациях;
  • учреждать и осуществлять руководство совещательным органом (Государственным советом);
  • назначать на должность полномочных представителей главы государства в федеральных округах, осуществлять руководство их деятельностью;
  • обеспечивать согласованность деятельности Правительства РФ и прочих органов государственной власти;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ в сфере правотворчества

В вопросах правотворчества Президент РФ уполномочен:

  • реализовывать право законодательной инициативы;
  • реализовывать право вето;
  • осуществлять подписание и обнародование федеральных законов;
  • проводить переговоры и осуществлять подписание международных договоров от лица Российской Федерации;
  • осуществлять подписание ратификационных грамот;
  • принимать грамоты (верительные и отзывные) дипломатических представителей;
  • созывать референдум согласно процедуре, закрепленной федеральным конституционным законом;
  • регулировать (в частности, приостанавливать до рассмотрения вопроса соответствующим судом) реализацию нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, если данные акты вступают в конфликт с Конституцией РФ и федеральными законами, предполагают нарушение международных договоренностей или нарушение прав и свобод человека;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ в отношении строительства, обороны и безопасности государства

По указанным вопросам президент РФ вправе:

  • быть участником процесса рассмотрения вопросов о принятии или образовании нового субъекта в составе России;
  • готовить каждый год обращения к Федеральному Собранию РФ, освещающие вопросы положения в стране, внешней и внутренней государственной политики;
  • назначать/освобождать высшее командование Вооруженных Сил России;
  • осуществлять принятие решений по вопросу направления российских войск за пределы России;
  • осуществлять формирование и руководство Совета Безопасности РФ;
  • закреплять государственные программы развития оборонного комплекса, вооружения, проведения различного рода испытаний;
  • реализовывать иные полномочия.

Президент Российской Федерации одновременно с основным функционированием находится на посту Верховного Главнокомандующего ВС РФ и Председателя Совета безопасности РФ. В ситуации угрозы агрессии или прямой агрессии в сторону Российской Федерации, глава государства вправе установить на территории страны (или ее отдельных мест) в зависимости от обстоятельств военное положение или чрезвычайное положение. Установление подобных режимов должно осуществляться согласно порядку, закрепленному специальным федеральным законом, и сопровождаться соответствующим уведомлением Совета Федерации и Государственной Думы.

Гарантии функционирования Президента РФ

Очевидно, что реализация основ конституционного статуса президент РФ, его обязательства, уровень ответственности его деяний предполагают наличие гарантий стабильности и непрерывности исполнения Президентом РФ своих полномочий. Гарантии в данном смысле обеспечивают соответствующие правовые нормы и неприкосновенность Президента как главы страны.

Закрепленные общие положения относительно порядка избрания Президента РФ (ст.81, Конституция РФ) являются одними из правовых положений, реализующих принцип демократии: глава страны избирается сроком на 6 лет путем всенародных, добровольных, тайных голосований.

Символом власти, которой наделен Президент РФ, служит штандарт или квадратный флаг, на котором изображен государственный герб на фоне цветов флага государства. У штандарта также есть древко, на которое закрепляется скоба с нанесенным именем главы государства и датами его пребывания на этом посту. Данный флаг существует в виде оригинала (хранится в кабинете главы государства) и дубликата (используется для поднятия над резиденцией). Также глава государства владеет Знаком Президента РФ.

Глава государства существует, как правило, во всех странах и обычно наделен широкими полномочиями при взаимодействии со всеми ветвями власти.

Согласно статьи 50 Конституции Российской Федерации гла­вой государства в нашей стране является Президент России.

Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

- Президент выступает как глава государства;

- он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях;

- Президент является Верховным Главнокомандующим Воо­руженными Силами;

- обладает законодательными и исполнительными полномо­чиями, особенно широкими в сфере исполнительной власти.

Президент Российской Федерации избирается непосредст­венно народом. В его выборах участвуют граждане России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации. Ныне действующая Конституция устано­вила срок полномочий Президента Российской Федерации — 4 года, по Конституции 1978 года Глава государства избирался на 5 лет.

Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня из­брания Президента. Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин России, достигший 35 лет (в то время, как для избрания в Государственную Думу достаточ­но достижения 21 года); постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Максимальный возраст по ныне дей­ствующей Конституции не устанавливается.

В Основном за­коне нашего государства содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать пост Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Данное ограничение на­правлено против установления власти одного человека на продол­жительный срок, то есть, по сути, против установления авторитар­ного режима в стране. Но Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд.

Полномочия Президента по отношению к Правительству:

- он назначает Председателя Правительства Российской Фе­дерации с согласия Государственной Думы;

- Президент имеет право председательствовать на заседани­ях Правительства, то есть вести заседания, высказываться на них. Он также определяет основные направления внутренней ивнешней политики государства. В данном качестве Президент выступает как глава исполнительной власти;

- Президенту принадлежит право принятия решения об от­ставке Правительства в случаях подачи Правительством заявле­ния об отставке, выражения недоверия Правительству Государ­ственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Пра­вительству. Глава государства имеет право по собственной ини­циативе принять решение об отставке Правительства. В таком случае не требуется согласия Государственной Думы на осво­бождение Председателя Правительства.

Президент России является главой государства, и это определяет его место в системе органов государственной власти. Действующая Конституция ставит институт президентства на первое место среди федераль­ных государственных органов.

Президент Российской Федерации наделен большими реаль­ными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других органов государства, но в то же время, тесно взаимодействует с ними. Президент не подчи­нен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Президент России представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо ветви власти отдельно.

Президент — гарант Консти­туции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, чтобы основные направления внутренней и внешней по­литики нашего государства соответствовали Конституции и фе­деральным законам. Президент обеспечивает должное испол­нение конституционных законов всеми органами государства.

Конституция отводит Президенту особую роль в деле защи­ты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гаран­том конституционных прав личности. В сфере охраны сувере­нитета Глава нашего государства наделен особыми полномочи­ями, например, он единолично принимает решения по введе­нию военного или чрезвычайного положения на территории Рос­сийской Федерации.

В системе органов государственной власти Президент обеспечивает согласованную работу и их взаимодей­ствие, выступает в роли «арбитра», помогая разрешить проти­воречия между государственными органами. Это прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполни­тельной властей, а также федеральных органов и органов госу­дарственной власти субъектов Федерации. Для разрешения раз­ногласий Президент может использовать согласительные про­цедуры.

Президент представляет свою страну как глава госу­дарства во взаимоотношениях федеральных властей с субъекта­ми Федерации, а также выступает от имени Российской Феде­рации в международных отношениях. Заявления Президента не нуждаются в каком-либо утверждении, он действует как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписы­вать международные договоры России, участвовать в перегово­рах от имени России или поручать это уполномоченным лицам.

Конституция России устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью. Президент как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государствен­ной Думы. В его полномочия входит назначение референдума, он наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции России. На Президента возложена обязанность под­писывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функ­ция главы государства, придающая закону обязательную силу.

Конституция России определяет полномочия Президента в области международных отношений. Сфера его деятельности в области внешней политики широка и многопланова. Президент уполномочен вести переговоры и подписывать международные договоры на территории страны и во время пребывания в ино­странном государстве — при этом Глава государства не нужда­ется в специальных полномочиях — он обладает ими по долж­ности.

Как Глава государства Президент принимает веритель­ные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Пре­зидент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона и носят характер установочных документов и рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента.

Статус Президента включает полномочия Верховного Главноко­мандующего Вооруженными Силами Российской Федерации — он определяет основные направления военной политики нашегогосударства, осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями и организациями. К пол­номочиям Президента в данной области относится и издание ука­зов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны страны и многое другое.

Как Вер­ховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обя­зательные для исполнения Вооруженными Силами, другими вой­сками, воинскими формированиями. Управление Вооруженны­ми Силами осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Президент Российской Федерации вводит военное положение на всей территории страны или в ее от­дельных местностях и незамедлительно сообщает палатам Феде­рального Собрания.

Военное положение вводится в случае агрес­сии против России или непосредственной угрозы агрессии и пред­ставляет собой особый правовой режим жизни государства. В это время органы государственной власти и местного самоуправле­ния наделяются особыми полномочиями, создаются новые орга­ны управления военного времени. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан так какгосударственная власть сосредотачивается в руках военных со все­ми вытекающими отсюда последствиями.

Президент Российской Федерации решает также вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награж­дает государственными наградами России, присваивает почет­ные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Глава государства — Президент издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные и являются обязательными для исполнения навсей территории Российской Федерации. Издаваемые Президен­том правовые акты не должны противоречить Конституции и фе­деральным законам.

Акты Президента, носящие нормативный ха­рактер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после из официального опубликования. Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает полномочия с истечением срока избрания.

Кон­ституцией предусмотрена возможность досрочного прекраще­ния исполнения полномочий Президента в случаях:

- отставки (по инициативе самого Президента);

- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществ­лять свои полномочия (по причине не зависящей ни от чьей воли);

- отрешение от должности (по инициативе Федерального Со­брания).

При отставке Президента России или досрочном прекраще­нии его полномочий выборы нового Президента должны состо­ятся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. В тех случаях, когда Президент не в состоя­нии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Пред­седатель Правительства Российской Федерации.

Правовой статус Президента России. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства.

Глава государства — это должностное лицо, занимающее особое место в системе органов государства.

В мире существуют три вида правового положения президента в системе высших государственных органов государства:

1)президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (например, в ФРГ);

2)президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США);

3)президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.

Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего вида. Президент России, обладая реальными и широкими полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.

При последовательном проведении принципа разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.

Такому положению Президента в России есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии^ Конституцией РФ и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

1)ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);

2)всенародные прямые выборы;

3)альтернативный характер выборов;

4)недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;

5)возможность отрешения его от должности;

6)возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда РФ.

Функции Президента России. Они связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Конституции РФ).

Президент— гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам. 2.

Президент — гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т. п.). 3.

Президент — гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями. 4.

Президентопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой кандидат в президенты идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию РФ, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства. 5.

Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.

1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо дает согласие на назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их из предложенных Президентом кандидатур. Президент РФ:

а) назначает Председателя Правительства;

б) назначает заместителей Председателя Правительства;

в) назначает министров;

г) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

д) принимает решения об отставке Правительства;

е) представляет кандидатуры для назначения на должности судей (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);

ж) представляет кандидатуру Генерального прокурора РФ;

з) представляет кандидатуру Председателя Центрального банка РФ;

и) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

к) формирует Администрацию Президента РФ;

л) назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах, палатах парламента и т. д.;

м) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

н) назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации. 2.

Полномочия по отношению к законодательной власти:

а) назначает выборы Государственной Думы и референдум;

б) распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией;

в) вносит законопроекты в Государственную Думу;

г) подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

д) обращается с запросами в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании. 3.

Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Полномочия по отношению к гражданам:

а) решает вопросы гражданства; б) предоставляет политическое убежище;

в) награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

г) осуществляет помилование.

Правотворческие полномочия. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.

Порядок выборов Президента России. Он определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы Президента проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы должны носить альтернативный характер. Президент должен обладать необходимым жизненным опытом, поэтому установлено, что на эту должность может претендовать человек не моложе 35 лет. Конституция в отличие от ранее действовавшей сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт зарубежных стран, и в весьма зрелом возрасте человек может сохранять достаточно высокий уровень здоровья, энергии, интеллектуальных способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт (например, Р. Рейган, Ф. Миттеран и др.). Кандидат в президенты должен быть гражданином России, хорошо знать страну и ситуацию, в которой она находится. Вот почему непременным условием занятия должности Президента является проживание в Российской Федерации не менее 10 лет.

Выдвигать кандидата в президенты вправе избирательные объединения. Допускается и самовыдвижение. Для поддержки кандидата в этом случае образуется инициативная группа в количестве не менее 500 человек. Субъекты, вьщвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 2 млн подписей избирателей.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования.

Прекращение полномочий Президента России. Таковое предусмотрено ст. 92 Конституции. Существует два варианта прекращения полномочий Президента.

Нормальный порядок. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь место в случаях:

а) отставки, т. е. инициативы самого Президента;

б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;

в) отрешения от должности. Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в государственной измене или совершении иного умышленного тяжкого преступления.

Процедура отрешения, предусмотренная в Конституции (ст. 93), очень сложна. Да это и понятно: речь идет о главе государства, который является лицом страны. Помимо этого смена главы государства — это всегда политическое потрясение для всей страны

1. Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль может не соответствовать этому положению. Юридический статус и политическое значение главы государства в современных условиях зависят от формы государственного правления, принятого в той или иной стране. Его реальная роль в осуществлении власти в значительной степени обусловлена существующим в стране политическим режимом.

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. Наиболее типичным примером могут быть президиумы парламентов в бывших социалистических странах и регентские советы при малолетних монархах.

В учебнике под редакцией профессора Б.А. Страшун выделяются следующие юридические формы главы государства:

1. Единоличный монарх, унаследовавший свою должность (Нидерланды, Великобритания, Япония, Испания, Бельгия, Марокко и др.).

2. Единоличный монарх, назначенный своей семьей - правящей династией (Саудовская Аравия).

3. Единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации из своей среды(Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты).

4.Единоличный президент, избранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок ( США, Германия, Италия).

5. Коллегиальный орган, избранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально, как, например, прием вверительных и отзывных грамот иностранных дипломатических представителей, передается председателю коллегиального органа (Государственный совет Кубы).

6. Глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (главы правительств в землях ФРГ).

7. Представитель британского монарха (генерал-губернатор) в государствах, имеющих статус британского доминиона, то есть признающих главой государства британского монарха ( Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос).

8. Единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установленного срока.

Монарх(король, султан и др.) является главой государства и главой исполнительной власти.

Правовое положение монарха отличается следующими особенностями:

1. Власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентских монархиях пронизывает всю государственную систему; все государственное управление осуществляется от имени монарха. В конституциях большинства монархических государств содержится положение о том, что монарх не несет политической ответственности за свои действия как главы государства или формального главы исполнительной власти. Считается, что он действует по совету своих министров, которые и несут ответственность. Механизм такого взаимодействия главы государства и правительства обеспечивается требованием контрассигнации актов монарха главой или членами правительства. Одновременно провозглашается неприкосновенность личности монарха, которая, прежде всего, означает, что он не может быть обвинен в нарушении норм и является неподсудным.

2. Власть монарха наследственная, она переходит от одного представителя правящей династии к другому в установленном законом порядке. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной степени дополняются обычаями.

Большинство авторов приводит три основные системы престолонаследия, действующие в настоящее время: салическую, кастильскую и австрийскую. В.Е. Чиркин включает в данную классификацию и другие системы престолонаследия:

1. Салическая - престол наследуют только мужчины, прежде всего старший сын. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью ( Бельгия, Норвегия, Япония).

2. Кастильская - младший брат исключает старшую сестру, то есть дочери наследуют, если нет сыновей (Великобритания, Испания, Нидерланды).

3. Австрийская - женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин. Такая система реально существовала в прошлом ( например, в России с 1797 года).

4. Шведская (существует с 1980 года) - женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. Дочь короля Швеции при наличии у него младшего сына заменяет отца во время его отъездов из страны.

5. Мусульманская - трон наследует правящая семья (часть династии), из состава которой она назначает монарха (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия).

6. Племенная - государство возглавляет главный вождь племени, а его наследника из числа многочисленных сыновей определяет совет племени.

7. В Бутане и некоторых других государствах трон наследуется определенной династией, но монарх еще при жизни определяет будущего наследника.

8. В Малайзии монарх избирается на 5-ти летний срок султанами монархических субъектов федерации из их числа.

Для наследования престола предусмотрен обряд коронации.

Регентство- совет из нескольких лиц или один из ближайших родственников, осуществляющих временное правление в случае временной недееспособности монарха либо вместо малолетнего монарха. Конституции многих парламентарных монархий регламентируют порядок установления регентства и его осуществления.

Монарх имеет право на особый титул, иногда очень длинный.

Он обладает государственными регалиями(скипетр, корона, держава, трон, мантия и др.).

Монарх имеет свой двор, то есть обслуживающих его лиц. Одной из особенностей правового статуса монарха является его право на содержание за счет государственного бюджета самого монарха, его ближайших родственников и двора (цивильный лист). Например, на содержание короля Бельгии Альберта ІІ и его двора в год выделяется более 14 млн. 600 тыс. долларов США, королевы Великобритании Елизаветы ІІ – более 12 млн. 700 тыс., короля Испании Хуана Карлоса І – более 12 млн. 300 тыс.

Иногда от монарха требуется определенная религиозная принадлежность (Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция).

Уголовное законодательство многих стран предусматривает особые составы преступлений, направленных против личности монарха или его достоинства.

В странах с республиканской формой правления существует президентура (единоличная или коллегиальная).

Президент может занимать различное положение в системе государственной власти:

- быть только главой государства (Германия);

- быть одновременно главой государства и исполнительной власти (США, Бразилия);

- быть главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Египет, Франция).

Президент избирается на определенный срок. Порядок избрания президента зависит от формы государственного правления.

В президентских республиках и республиках со смешанной республиканской формой правления применяются, как правило, прямые выборы, но могут применяться и косвенные. К последним относится порядок избрания президента США коллегией выборщиков.

В парламентарных республиках президент избирается посредством непрямых выборов, среди которых можно выделить три основные разновидности:

1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается (Израиль, Турция, Ливан).

2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц (Италия).

3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Количество представителей с той и другой стороны, как правило, различное (ФРГ, Индия).

С учетом различных форм избрания президента прослеживается следующая закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания президента, тем больше его роль в осуществлении государственного руководства обществом.

В парламентарных республиках с внепарламентской формой избрания президента роль последнего чрезвычайно высока (Финляндия, Австрия, Ирландия).

При избрании на пост президента для кандидатов практически во всех странах устанавливается более высокий возрастной ценз, чем для пассивного избирательного права на парламентских выборах. Чаще всего возраст составляет 35 лет (Австрия, Ирландия, Исландия, Португалия, большинство стран Центральной и Восточной Европы, США и другие президентские республики); 40 лет (Болгария, Греция, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Чехия, ФРГ и др.). В Италии президентом может быть гражданин страны в возрасте не моложе 50 лет, во Франции - 23 лет.

Как правило, при выборах президента устанавливается определенный ценз оседлости. В ряде государств президентом не может быть натурализованный гражданин.

Срок полномочий президента обычно устанавливается от 4 до 7 лет. Например: в Исландии, США, России - 4 года; в Греции, ФРГ, Индии, Франции, большинстве стран Центральной и Восточной Европы - 5 лет; в Австрии, Мексике, Финляндии - 6 лет; Ирландии, Италии, Турции - 7 лет; в Латвии - 3 года.

Конституции большинства государств устанавливают ограничения на переизбрание президентов. В большинстве стран президентом нельзя быть более 2-х сроков подряд.

Устанавливаются также основания для досрочного прекращения полномочий президентов. Досрочно вакантным этот пост может стать в случае смерти, недееспособности или добровольной отставки президента, а так же устранения его с поста в порядке импичмента либо других подобных процедур. Основанием для импичмента чаще всего может служить совершение президентом государственной измены или какого-либо преступления. Как правило, для принятия решения требуется квалифицированное большинство голосов членов парламента.

Президент имеет свой аппарат, резиденции и т.п.

Для президентов устанавливаются определенные размеры окладов. Например, оклад президента США Барака Обамы составляет 400 тыс. долларов в год, президента Франции Ниоля Саркози – более 352 тыс., канцлера ФРГ Ангелы Меркель – почти 306 тыс. (в долларах США).

О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.

  1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

  1. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

  1. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации .

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

  1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: