Начисляются ли пени на судебную задолженность по налогам

Обновлено: 28.02.2024

Если не заплатить налог - каков порядок взыскания? Сколько длится срок давности и может ли долг быть списан?

Как только возникнет долг по НДФЛ или иному другому имущественному налогу гражданина налоговая отправит требование об уплате налога . В документе будет указан размер налога, пени и срок, в течение которого его необходимо погасить. Обычно срок составляет до месяца (не менее восьми дней по закону).

Срок направления требования - три месяца со дня возникновения долга (недоимки по налогу). День возникновения долга это:

  • следующий день после истечения срока для уплаты налога
  • следующий день после подачи декларации
  • следующий день после окончания налогового периода.

Например, я обязана заплатить НДФЛ за прошлый год до 15 июля. Если я его не оплачу вовремя, датой возникновения долга будет 16 июля. А если я вообще не подам декларацию и не заплачу налог - срок для налогового требования начет исчисляться по окончании налогового периода (год).

Если в отношении налогоплательщика проводилась налоговая проверка и по ее окончании было принято решение о доначислении налога - требование об уплате налога должно быть отправлено в течении 2 0 рабочих дней с даты вступления в силу решения (которое, к слову, можно обжаловать).

Кстати, налоговая проверка может проводиться только за три налоговых периода перед годом проверки . Например, в 2020 году можно проверить налоговые периоды за 2017,2018, 2019 годы и не более.

При отправке требования почтой - считается, что адресат получил письмо по истечении шести дней с даты отправки (ст. 69 п. 6 НК РФ.). Это очень короткий срок, даже судебное письмо по правилам хранится на почте семь дней после попытки вручения адресату (всего примерно 10-12 дней), а здесь всего шесть дней с даты отправки.

Многие граждане до сих пор считают, что если они не получают письмо на почте - то проблема их не коснется, суд не состоится и т.п. Так вот - и суду, и налоговой безразлично получите вы письмо на почте или нет. Если нет - еще лучше.

После отправки налогового требования, если человек на него не реагирует в срок, указанный в требовании, ФНС обращается в суд за выдачей судебного приказа. Срок обращения - не позднее шести месяцев с даты истечения срока, указанного в требовании.

Если судебный приказ не отменится должником, он вступит в силу и будет передан на взыскание приставам. Если должник его отменит - налоговая выйдет в суд с исковым заявлением (не обязательно, может и не выйти).

Следует сказать, что для маленькой задолженности до 3000 рублей предусмотрен иной расчёт срока давности - останавливаться на этом вопросе я не буду, т.к. сумма не существенна (подробнее можно почитать в ст. 48 НК)

А если налоговая пропустила срок обращения в суд или срок отправки требования? Если срок пропущен - должник может через суд признать долг перед ФНС безнадежным ко взысканию по иску должника.

Да, пропуск срока подачи заявления в суд не запрещает ФНС обращаться в суд. Но совевременность подачи заявления должен проверять судья.

Да, пропуск срока подачи заявления в суд не запрещает ФНС обращаться в суд. Но своевременность подачи заявления должен проверять судья.

истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК, является препятствием для выдачи судебного приказ.

О восстановлении пропущенного срока налоговая может ходатайствовать перед судом, обычно уважительной причиной указывают, что не работала специализированная программа ЭОД или большая загруженность. Суд по разному реагирует на такие заявления - в каких то случаях отказывает, мотивируя тем, что

истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе, на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций

Но и восстанавливает сроки часто. Обычно это зависит от того, насколько сильно налоговая нарушила срок - месяц или год.

Специально изучала практику за 2019 г - было очень много отказов ФНС в восстановлении сроков. Поэтому важно в суд ходить и обращать внимание судьи на эти факты.

В прошлом году в интернете было много публикаций о том, что теперь по налогам срок давности отменен, точнее начинает течь с даты обнаружения недоимки налоговым органом - а обнаружить долг можно и через 10 лет. Это не так и никто исковую давность не отменял. Слух пошел от проекта Постановления ВС, который в итоге был принят в измененном варианте (Постановление Пленума ВС от 26.11.2019 N 48).

Да и то в проекте речь шла о налоговых преступлениях и даты их обнаружения(то есть уголовной сфере). В части гражданских отношений ничего не публиковалось даже в проекте. Однако слух в интернете был запущен и до сих будоражит многих.

Не оплатил вовремя транспортный налог. Теперь на госуслугах налоговая задолженность, налоговая (пени) и судебная (немного больше налоговой). Платить думаю через госуслуги. Если оплатить судебную, то остальные закроются? Или судебная не включает в себя налоговую? Если надо оплачивать всё, то что в первую очередь, чтобы не накапливать пени?

Ответы на вопрос:

Транспортный налог относится к налогам, поэтому это налоговая задолженность, если её оплатить судебная задолженность не исчезнет, так как судебная задолженность это долги по кредитам, штрафам, за услуги ЖКХ и т.д.

Судебная задолженность не включает в себя налоговую.

Оплатить можно через госуслуги. Если оплатить судебную задолженность, налоговая никуда не исчезнет. Пени начисляются только на налоговую задолженность.

Оплачивать нужно то, что Вы называете судебной задолженностью. Она включает налоговую задолженность и превышает её лишь потому, что сумма пени, начисляемая на неуплаченный налог, со временем стала больше. А по сути это одно и тоже. Если платить будете по частям, то в первую очередь следует уплатить сам налог, тогда начисление пени прекратится.

Похожие вопросы

>>>"Узнать об имеющейся задолженности или самостоятельно рассчитать налог можно на сайтах ФНС или Госуслуг."

В прошлом (2015) году мониторил через Госуслуги сумму налога чтобы заплатить. Прошли все сроки и там так и не появилась информация.

Через некоторое время получаю уведомление на почту (электронную) что у меня есть просроченная задолженность по оплате транспортного налога. Захожу на Госуслуги, атам уже шпарит пеня. Поскольку была не большой оплатил все сразу.

Но теперь вопрос!

- Как доказать что я пытался заплатить вовремя и без пени, а вот система Госуслуг не сработала и образовалась пеня. Не по моей вине.

Ситуация следующая. Не оплатил вовремя транспортный налог. Передали судебным приставам, имеется исполнительное производство. На гос услугах числится налоговая задолженность и судебная (чуть больше размером). Собираюсь оплатить долг через гос услуги. Какую задолженность мне следует оплачивать? Если я оплачу судебную, то и налоговая должна списаться? Или мне теперь два раза придется платить?

В 2010 году вынесен судебный приказ о погашении транспортного налога за 2008 год. В 2016 году в декабре я выплатила задолженность судебным приставам. Но налоговая инспекция присылает мне пеню за транспортный налог 2008 года. В 2017 году налоговая попыталась взыскать пеню за транспортный налог судебным приказом, но не указала за какой год. Я написала возражение и судебный приказ отменили. В 2018 году я поинтересовалась в налоговой, есть ли у меня задолженность, оказывается пеня за транспортный налог 2008 года продолжает висеть на мне. Куда нужно обратиться, чтобы разрешить эту проблему?

Я вовремя не оплатила штраф ГИБДД и мне по суду присудили оплатить уже 1000, я опять вовремя не оплатила, и мой штраф передали судебным приставам. В Госуслугах я оплатила, но не у судебных приставов, а в графе где было выставлено по суду. Через неделю я зашла в Госуслуги и там так же выставлено задолженность у судебных приставов и ещё и списаны 1000 с моей карты. Подскажите пожалуйста, что мне теперь делать? Я конечно понимаю, что надо вовремя все оплачивать, но у меня просто сложились обстоятельства.

Если я оплатил штраф 500 р через два месяца и мне начислена пеня в том же размере. Я оплатил только штраф через госуслуги, осталась пеня в размере 500 р. вопрос:1.как можно оплатить пеню на госуслугах?

2.что будет если не оплачивать пеню?

3.в течение какого срока я должен оплатить пеню?

У моей дочери на портале Госуслуг на 11.02.2020 имелась налоговая задолженность по транспортному налогу 55910₽ + пени 12790₽, которую я полностью погасила через портал 12.02.2020.

Часть этой суммы - 35870 ₽ (включая пени) была передана в исполнительное производство и «висит» в судебной задолженности. Как сейчас надо действовать дочери, чтобы судебные приставы сняли с неё эту задолженность?

11. Взыскание, уплата и возврат налога

При взыскании налога следует соблюдать все стадии данного процесса.

Из содержания статей 45 - 47 НК РФ не следует, что налоговый орган, минуя стадию вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств организации в банке, вправе принять решение об обращении взыскания на иное имущество в случае, если на момент его принятия на счете в банке отсутствуют денежные средства, достаточные для погашения задолженности.

Данный вывод сформулирован в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11254/12 по делу N А65-14884/2011 (ООО "Компромисс" против Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан).

Президиум ВАС РФ также отметил, что проведение мероприятий по розыску счетов налогоплательщика, направление запросов, получение сведений банков об остатке денежных средств на счетах налогоплательщика не являются должным способом установления невозможности взыскания налога, пеней, штрафа за счет денежных средств и основанием для обращения взыскания за счет имущества налогоплательщика.

Налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную статьей 46 Кодекса (принять решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах организации), после чего вправе принять решение об обращении взыскания на иное имущество в порядке статьи 47 Кодекса.

Системное толкование статей 46, 47 Кодекса позволяет сделать вывод, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий: предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога; неуплаты налогоплательщиком в установленный срок суммы налога; вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в течение 60 дней с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога; отсутствия на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств или отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика. При невыполнении одного из указанных условий решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований.

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 7551/11, согласно которой процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженности по обязательным платежам состоит из взаимосвязанных этапов, при отсутствии одного из которых взыскание налога и пени за счет имущества нарушает установленный законом порядок бесспорного взыскания обязательных платежей. Вынесенное налоговым органом решение о взыскании налога за счет имущества, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банке, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей.

В постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 N 8241/07, от 03.06.2008 N 1868/08 говорится, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 N 16705/10 отражено, что предусмотренные ст. 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.

Пропуск налоговым органом установленного ст. 70 НК РФ срока на направление требования об уплате налоговой задолженности не влечет изменения порядка определения начального момента исчисления и пролонгации предусмотренных ст. 46 и 47 НК РФ сроков для принятия решений об обращении взыскания как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.

Таким образом, при разрешении вопроса о том, основано ли оспариваемое постановление о взыскании пеней на принятом в установленный НК РФ срок решении налогового органа о взыскании налога за счет имущества, налогоплательщиками могут заявляться доводы о пропуске срока давности взыскания, основанные, в том числе, на допущении налоговым органом просрочки инициирования взыскания и нарушении сроков направления требований об уплате налоговой задолженности. При этом при взыскании пеней проверка срока давности взыскания осуществляется в отношении каждого дня просрочки.

Согласно п. 1 ст. 47 Кодекса (в редакции, действующей с 02.09.2010) при пропуске срока на принятие решения об обращении взыскания за счет имущества налогоплательщика налоговый орган вправе в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности.

Пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена.

Неправильное указание кода ОКАТО не свидетельствует о неуплате налога.

Поскольку в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная предприятием с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, находящихся на территории поименованных муниципальных образований, поступила в бюджетную систему РФ, исходя из смысла ст. 45 НК РФ налог считается уплаченным.

Данный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 784/13 по делу N А06-9384/2011 (Государственное предприятие Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3" против Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области).

При этом Президиум отметил, что в силу положений пункта 4 статьи 24, подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В пункте 4 статьи 45 Кодекса перечислены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. Среди них неправильное указание кода ОКАТО не предусмотрено в качестве одного из оснований для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации неисполненной.

Вопросы, касающиеся ошибок в указании ОКАТО, рассматривались ФАС Восточно-Сибирского округа дела N А33-17476/2010 N А33-3885/2010, ФАС Московского округа дела N А40-12057/12-90-57 и N КА-А40/6142-11-2, ФАС Северо-Западного округа дело N А05-5601/2010, ФАС Уральского округа дело N Ф09-9057/12.

Возврат излишне взысканного налога осуществляется после зачета этой суммы в счет недоимки.

В случае образования у налогоплательщика переплаты по налогу на нее распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку уплата налога в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим статьями 78 и 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат излишне уплаченной либо взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность. Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного либо взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абзац второй п. 1 ст. 79 НК РФ).

Такое правовое регулирование позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога. Следовательно, нет оснований полагать, что оспариваемое положение НК РФ нарушает справедливый баланс публичных и частных интересов и само по себе ограничивает конституционные права заявителя в аспекте, указанном в жалобе.

Данный вывод содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 N 1277-О.

Судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности налогоплательщика, призван, прежде всего, обеспечить судебный контроль за законностью доначисления таких налогов.

Такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.

Данный вывод сформулирован в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 N 3372/13 по делу N А33-7762/2011 (ИП Черномуров А.М. против ИФНС России по Железнодорожному району города Красноярска).

Распространение действия изменений в п. 1 ст. 47 НК РФ (от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ) на отношения, в которых не была утрачена возможность по принудительному взысканию сумм налога, не может считаться приданием ему обратной силы.

Федеральный законодатель внес в абзац третий пункта 1 статьи 47 НК РФ изменения, касающиеся порядка взыскания налога в случае его неуплаты (пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ), и предусмотрел порядок вступления его в силу в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ: по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (пункт 1 статьи 10). Такое законодательное регулирование исключает его распространение на отношения, в рамках которых на момент вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ налоговым органом была утрачена возможность для принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. В свою очередь, распространение действия данного законоположения на отношения, в которых не была утрачена возможность по принудительному взысканию сумм налога, не может считаться приданием ему обратной силы.

Следовательно, пункт 12 статьи 10 Федерального закона, предусматривающий, что налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу названного Федерального закона, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Федерального закона, направленный на защиту прав налогоплательщиков, а не на их ограничение, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан.

Данная позиция содержится в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1139-О.

Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных.

Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 Налогового кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.

Данная позиция была высказана Президиумом ВАС РФ еще в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11.

Поводом вернуться к рассматриваемому вопросу послужило дело N А76-22274/2011 (МУП Миасского городского округа "Миассдорблагоустройство" против Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области).

В постановлении от 11.06.2013 N 17231/12 Президиум ВАС РФ отметил, что после принятия инспекцией решения о зачете переплаты по итогам налоговой проверки уплаченная налогоплательщиком сумма налога и пеней (с учетом признания судом решения о привлечении к ответственности недействительным в части начисления данной суммы) подлежит квалификации как излишне взысканная с применением к ней правил ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Срок на возврат спорной суммы подлежит исчислению с учетом пункта 3 статьи 79 НК РФ, согласно которому начало течения данного срока определено моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога, или днем вступления в силу соответствующего решения суда, признавшего решение инспекции недействительным.

По вопросу применения п. 1 ст. 79 НК РФ Президиум ВАС РФ высказывался и ранее (см. постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 N 9880/12).

При несогласии налогоплательщика с представленными налоговым органом сведениями справка, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки, при отсутствии иных документов не является достаточным доказательством задолженности по налогу. Ранее такая позиция изложена в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве".

Отсутствие в форме требования, не предусмотренного НК РФ или иными нормативными актами в сфере налогового законодательства такого реквизита, как подпись руководителя (должностного лица) налогового органа, само по себе не может являться основанием для признания оспариваемого приказа не соответствующим Кодексу.

Указанное обстоятельство не меняет правовую природу требования как ненормативного акта, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности и не может служить основанием для отказа суда от проверки законности и обоснованности требования, выставленного по этой форме налогоплательщику, а значит, не является ограничением его права на судебную защиту.

Данная позиция выражена в решении ВАС РФ от 06.06.2013 N ВАС-3797/13.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Федеральной налоговой службы от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@. Определением ВАС РФ от 30.09.2013 N ВАС-11384/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

При проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.

Поскольку общество заявляло о несогласии с представленными инспекцией сведениями, справка, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки, при отсутствии иных документов не является достаточным доказательством задолженности по налогу.

Данная позиция сформулирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 N 9880/12 по делу N А67-1907/2011 (ООО "Транссибирская Магистрально-Нефтяная Корпорация" Фирма "Трансмагистральнефть" против ИФНС России по городу Томску).

Взыскание налога за счет имущества физического лица и начисление пени при наложении ареста на имущество.

Оспариваемыми положениями п. 6 ст. 48 НК РФ, регулирующей порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, правила, установленные абзацем вторым п. 3 ст. 75 данного Кодекса, конкретизируются применительно к взысканию налога за счет имущества (не относящегося к денежным средствам), осуществляемому на основании вступившего в законную силу судебного акта. В соответствии с данным законоположением начисление пени налогоплательщику - физическому лицу, не имеющему статуса индивидуального предпринимателя, не производится со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемая заявителем норма НК РФ с учетом ее содержания направлена на установление дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в случае взыскания с них налога за счет имущества, а следовательно, как действующая в системной взаимосвязи с абзацем вторым п. 3 ст. 75 данного Кодекса, не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 152-О.

Аналогичные обстоятельства явились причиной возникновения спора ИП Агеев Г.Ю. с Межрайонной ИФНС N 2 по Республике Карелия.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2013 по делу N А26-7579/2012, в частности, отражено, что, поскольку на принадлежащее предпринимателю имущество был наложен арест и предприниматель не мог погасить путем реализации принадлежащего ему имущества задолженность по налогу, на которую начислены пени, это в силу ст. 75 НК РФ исключает возможность начисления пеней.

Практика судебного взыскания «предпринимательских» налогов распространена. Инспекторы, которые пропустили срок для взыскания, отправляют письма о взыскании через суд при отказе ИП оплачивать задолженность в добровольном порядке. Правомочны ли государственные органы на это и можно ли избежать уплаты пени за налоговые долги? Разбираемся вместе с экспертами.

Необходимо ли оплачивать налоги после закрытия ИП?

Итак, начать следует с того, что согласно российским законам, утрата статуса индивидуального предпринимателя не является основанием для освобождения физического лица от долгов по налогам.

Пройти процедуру снятия с учета ИП просто, достаточно предоставить в налоговую по месту регистрации пакет документов, который включает в себя:

  • заявление, заполненное на бланке № Р26001;
  • квитанцию о том, что была оплачена государственная пошлина, если документы на снятие ИП с регистрации направляются через почту;
  • справку из Пенсионного фонда России, в которой будет подтверждено, что ИП подал необходимые сведения о работниках (персонифицированный учет).

Представители налоговой службы должны рассмотреть заявление в течение 5 дней после его регистрации, чтобы исключить сведения об ИП из ЕГРИП.

Однако, несмотря на закрытие ИП, это не освобождает физлицо от налоговых обязательств.

  1. Все налоги и взносы, которые необходимо оплатить, ИП должен быть внести в указанные в НК РФ сроки. Карточка «Расчеты с бюджетом» не будет закрыта до того момента, пока ИП не закроет все начисленные налоги.
  2. Представители ИФНС могут назначить камеральную проверку за предыдущие 3 года, пока ИП существовало до своего закрытия.
  3. Пени и штрафы будут начислять по налоговым задолженностям, даже если ИП утратит свой действующий статус. Физлицо, даже если перестает быть индивидуальным предпринимателем, остается налогоплательщиком. По этой причине начисление пени будет завершено только в тот момент, когда сумма штрафных санкций будет равна до копейки сумме, которую ИП не перечислил в бюджет.

Таким образом, закон устанавливает возможность начисления штрафных санкций при утрате индивидуальным предпринимателем статуса. Однако это должно проходить в установленные законом сроки.

Есть ли исковая давность?

Если индивидуальный предприниматель закрылся, но при этом не оплатил налоги, то со стороны налоговиков в рамках камеральной проверки могут возникнуть к физлицу вполне обоснованные претензии. Однако следует помнить, что Налоговый кодекс РФ стоит и на защите бывших предпринимателей.

  • Взыскание неуплаченных налогов и штрафов с физического лица экс-предпринимателя можно исключительно через суд.
  • Сроки исковой давности строго ограничены. Если время для судебного взыскания истечет, то начисление пени будет незаконным.

Если говорить про конкретные сроки, то представителям налоговой службы дается 6 месяцев на обращение к мировому или районному суду. Но на практике этот срок упускается и начисление пени признается незаконным.

Безусловно, российское законодательство предусматривает возможность восстановления срока требования. Но чтобы изменить временной интервал необходимо:

  • Подать в судебный орган заявление, в котором будет заявлено требование о восстановлении срока исковой давности.
  • В документе должна быть указана уважительная причина, которая не позволила представителям налоговой службы заявить требование в отведенные сроки.

В ситуации, когда причина будет не указана, то возможность судебного взыскания недоимок по налоговым статьям будет утрачена полностью.

Как часто сроки восстанавливаются? Зависит от подхода судьи. Законом не регламентирован порядок рассмотрения подобных заявлений, поэтому решение в каждом случае остается на совести судьи.

В случае если требование о взыскании пени будет вынесено по истечении срока и при этом со стороны налоговой службы не было написано заявление о его восстановлении, то у бывшего ИП появляется весомый аргумент не выплачивать начисленные штрафы.

На физических лиц возложена обязанность самостоятельно оплачивать налоги: НДФЛ, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц. Налоговики направляют физическим лицам единое налоговое уведомление в установленный срок. Имущественные налоги физлица должны оплатить до 1 декабря следующего года. Если физлица не оплатят в срок налоги, то со 2 декабря начнут исчисляться пени с суммы долга.

ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВИКОВ В СЛУЧАЕ НЕУПЛАТЫ НАЛОГА

1 Этап. Выставление требования физлицу.

В случае если сумма долга физлица превышает 3 тысячи рублей, то налоговики направят ему требование не позднее трех месяцев с момента выявления недоимки. А если сумма долга меньше 3 тысяч рублей, то срок направления требования увеличивается до года (п.1 ст.70 НК РФ).

При этом предельные сроки направления требования могут быть продлены на 6 месяцев (п.7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 г. №409).

2 Этап. Исполнение требования физлицом.

Физлицу дается на погашение долга 8 рабочих дней с момента получения требования, если иной срок добровольного исполнения не указан в самом требовании.

3 Этап. Обращение в суд за взысканием недоимки (п.1 ст.48 НК РФ).

Если физлицо в установленный срок не погасило долги, то налоговики могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица. Срок обращения зависит от суммы совокупного долга, т.е. долга по всем налогам и санкциям (п.2 ст.48 НК РФ).

Налоговики могут обратиться в суд в течение:

  • 6 месяцев со дня, когда общая сумма недоимки лица превысила 10 тысяч рублей;
  • 6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки в случае, если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 10 тысяч рублей.

Как исчисляется трехлетний срок?

Данный срок следует отсчитывать с даты уплаты налога, которая указана налоговиками в самом раннем требовании.

4 Этап. Рассмотрение дела о взыскании долга.

Дела о взыскании налоговых долгов рассматривает мировой судья и в течение пяти дней со дня поступления заявления выносит судебный приказ. Копия судебного приказа направляется в адрес физлица в течение трех дней с момента его издания. Физлицу дается 20 дней на представление своих возражений (ст.17.1 , 123.5 КАС РФ). Например, если налоговики предъявляют требования по «старым» налогам.

Если физлицо уложилось в этот срок, то в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговикам будет отказано и судебный приказ будет отменен. Тогда налоговики уже будут предъявлять требования в порядке искового судопроизводства. А по времени это значительно дольше. Так, районный суд должен рассмотреть дело до истечения трех месяцев со дня поступления заявления в суд (п.1 ст.289 КАС РФ).

Если физлицо не представит возражения, то налоговики получат второй экземпляр судебного приказа с гербовой печатью суда.

5 Этап. Предъявление исполнительного документа к оплате.

Далее долг могут уже взыскивать судебные приставы либо налоговики. Налоговые долги могут быть взысканы на основании исполнительного документа, предъявленного в банк, за счет средств, имеющихся на банковских или депозитных счетах физлица.

ПИСЬМА ОТ НАЛОГОВИКОВ О ДОЛГАХ РАБОТНИКОВ КОМПАНИИ

С целью привлечь работодателя к проблемам налоговиков, налоговики делают рассылку о сумме долга его работников. Такие рассылки налоговики делают по специально установленной форме (приложение №1 к письму №ГД-4-8/18401@ от 21.10.2015 г.). В указанной рассылке указывается общая сумма долга по работникам компании и содержится просьба известить работников об имеющейся у них задолженности.

Подобные письма не являются для работодателя основанием для удержания долгов с работника и не требует ответных действий в адрес налоговой инспекции.

Конечно, при желании, работодатель может напомнить своим сотрудникам о долгах и обязанности своевременно их гасить.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: