Личное признание икрар в суде

Обновлено: 15.04.2024

Составитель: А. Лактионов

«Идея Бога составляет основание, на которое опирается национальность. Из религии вытекает неизбежно форма государства, его устройство, до такой степени неизбежно, что политическое устройство Афин и Рима могло осуществиться только при язычестве, свойственном этим народам, и теперь еще католическое государство отличается по духу и устройству от государства протестантского. Народный дух является точно определенным и индивидуализированным: сознание своей индивидуальности он черпает из различных сфер; к этому сознанию он приходит благодаря своему политическому устройству, своему искусству, своему знанию [о Боге]».

Эти слова из «Философии истории» Георга Вильгельма Фридриха Гегеля относятся в первую очередь к государствам европейского типа и европейским народам, однако стоит отрешиться от «европейского контекста», как мы заметим очевидное: эти слова в полной мере применимы к самой молодой и, в терминологии Л. Н. Гумилева, самой на сегодняшний день пассионарной из религиозных цивилизаций человечества — к исламу.

Возникший в VII в. нашей эры, ислам удивительно быстро распространился по планете. Христианская цивилизация утверждалась на протяжении почти пятнадцати столетий; исламу, чтобы превратиться из веры и образа жизни мединской общины Мухаммада в мировую религию, понадобилось шесть веков. И утверждался ислам именно и прежде всего как религиозная цивилизация, чему не было прецедентов (во всяком случае, столь масштабных) в человеческой истории: ни зороастрийский Иран, ни христианская Византия не были религиозны в той степени, в какой оказался религиозен исламский социум.

Вероятно, именно это обстоятельство и предопределило и столь быстрое распространение ислама, и тот факт, что число приверженцев этой веры продолжает возрастать по сей день: в середине 1980-х годов в мире насчитывалось свыше 800 миллионов мусульман, а в последнем выпуске «Книги Гиннеса» утверждается, что в 2004 году число мусульман перевалило за 1 миллиард человек

Что же такое ислам? Почему он столь притягателен для многих? Каковы его истоки, каковы столпы веры и основания культуры, сформировавшейся под влиянием этой веры? На эти и другие вопросы, связанные с исламом, и предпринимается попытка ответить в этой книге.

Сегодня об исламе много говорят и пишут, но большинство рассуждающих об исламе руководствуется, похоже, собственными представлениями об этой вере и цивилизации (то есть опирается на метод иджтихад без «благочестивого усердия», каковое, по мусульманскому канону, только и делает его истинным).[1]

Знание подменяется предрассудками, страхами и домыслами, словно уже близок канун Страшного суда, перед которым, как учит Священное предание ислама, человечество лишится знания (илм), а место ученых займут невежественные глупцы. А ведь, как писал Малик ибн Анас, составитель знаменитого сборника рассказов о жизни Пророка Мухаммада «ал-Муватта», Бог дает сердцам жизнь через свет мудрости, подобно тому как Он дает жизнь мертвой почве посредством небесного дождя. Неудивительно поэтому, что многие мусульманские ученые, излагая основы ислама, предостерегают читателя от того, чтобы он заглядывал в труды европейских и американских востоковедов, а тем более — в материалы журналов и газет.

Чтобы понять какое-либо явление, необходимо, въяве или мысленно, оказаться внутри него, научиться — здесь эта метафора как нельзя более кстати — говорить на его языке. Книга, которую читатель держит в руках, — своего рода словарь исламского языка, краткий «путеводитель» по исламской цивилизации поры ее становления и расцвета.

Итак, что же такое ислам? Универсальное мировоззрение? Образ повседневной жизни? Образ мышления и действий? Неисчерпаемая сокровищница знаний? Надежда на справедливость в этой жизни и упование на награду в будущей? Пожалуй, правильнее всего будет сказать, что ислам есть вера как образ жизни, ибо, как сказал Мухаммад, «Бог прекрасен и возлюбил прекрасное».

Мусульманские теологи, комментируя непрерывное увеличение числа мусульман в мире, часто приводят цитату из Корана: «Когда пришла помощь Аллаха и победа, и ты увидел, как люди входят в религию Аллаха толпами, то восславь хвалой Господа своего и проси у Него прощения! Поистине, Он — обращающийся!» (110:1–3)

Ислам классический: энциклопедия - doc2fb_image_02000002.jpg

Древние представления об Аравии. — Страбон об Аравии. — Аравия в представлениях средневековых географов. — Арабы. — Арабское язычество. — Древнеарабская мифология. — Мекка. — Ослабление веры в древних богов. — Проповедники-ханифы. — В предчувствии единобожия.

Вернувшись из изнурительного Индийского похода, Александр Македонский отнюдь не намеревался почивать на лаврах: жажда завоеваний и стремление к «высшей славе» гнали его дальше. Он обратил свой взор на земли, лежавшие к западу от столицы Македонской империи — Вавилона: на Благословенную Аравию, откуда в Европу доставляли пряности и благовония, и вдоль побережья Средиземного моря, к Карфагену и далее к Океану. Этим планам «властителя Ойкумены» было не суждено осуществиться: загадочная смерть Александра в 323 году до н. э. положила предел его амбициям. Однако Аравия, о которой до той поры в Европе знали лишь понаслышке, с этого времени прочно вошла в «сферу европейских жизненных интересов» (хотя, конечно же, и не в такой степени, как ближние «заморские» области — Египет, Финикия, Иудея). Впрочем, экономическую привлекательность этого региона (высоко ценившиеся в древности пряности и благовония, а также нефть, случайно открытая тем жеАлександром) в глазах европейцев значительно ослабляли географическая удаленность Аравии от Средиземноморского бассейна и суровые климатические условия, поэтому долгое время Аравия находилась на периферии тех самых «жизненных интересов» — фактически вплоть до того момента, когда воины ислама вышли к побережью Средиземного моря.

Представления древних греков и римлян об Аравии немногим отличались от бытовавших в античности представлений об Индии — баснословной стране чудес. У греческого географа Страбона, современника возникновения Римской империи и завершения эпохи эллинизма (I в. н. э.), приводятся об Аравии следующие сведения: «Вся Аравия лежит над Иудеей и Келесирией вплоть до Вавилонии и речной области Евфрата по направлению к югу. Что касается областей на другой стороне Евфрата, то земли вблизи его устьев занимают вавилоняне и племя халдеев, землями же, непосредственно следующими за Месопотамией до Келесирии, именно частью близ реки, как и самой Месопотамией, владеют арабы-скениты, которые разделены на мелкие самостоятельные княжества; живут арабы в бесплодных из-за недостатка воды местностях; земледелием они вовсе не занимаются или же очень мало, но зато держат домашний скот всевозможной породы, главным образом верблюдов. Над арабами-скенитами находится обширная пустыня; области еще дальше к югу от арабов занимают жители так называемой Счастливой Аравии. Северную сторону Счастливой Аравии образует упомянутая пустыня, восточную — Персидский залив, западную — Аравийский залив, южную — большое море (вне этих обоих заливов), которое все целиком называется Красным морем… Началом Аравии со стороны Вавилонии является Мекена. Перед Мекеной на одной стороне лежит Аравийская пустыня, а на другой — болота против [области] халдеев, образуемые разливами вод Евфрата; на третьей стороне находитсяПерсидское море. Страна эта отличается нездоровым воздухом, покрыта туманами, подвержена дождям и вместе с тем палящему зною, но все-таки производит прекрасные плоды. Виноградная лоза там произрастает на болотах, если насыпать землю на камышовые плетенки в количестве, нужном для растения. Поэтому лозу нередко относит водой, и тогда ее, подперев шестами, снова возвращают на свое место.

Икрах (араб. إكراه) — это принуждать другого человека к совершению какого-либо действия против его воли и желания, что, как правило, происходит при использовании некоторых видов угроз и давления.

Икрах относится к числу запрещенных деяний (харам), и даже более того, являясь нарушением прав других (зульм), относится к числу больших грехов (кабаир).

При каких условиях факт икраха принимается во внимание?

  • когда принуждающая сторона способна привести в исполнение свои угрозы,
  • наличие у принужденного реальных опасений и чувства страха за свою жизнь, здоровье и т. д.,
  • вид угроз должен предполагать тяжелые последствия: угроза в отношении жизни, здоровья, чести и т. д.
  • когда именно принуждение становится причиной совершения какого-либо деяния.

В том случае, если факт икраха будет подтвержден и будет взят во внимание, то ответственность за совершение деяния, к которому был принужден кто-либо, возлагается на сторону, применившую принуждение.

Важно отметить, что покушение на жизнь другого человека недопустимо ни при каких условиях и обстоятельствах, даже если принуждаемому будут угрожать расправой.

Кстати, принуждение к неверию не выводит из веры, если принужденный сердцем остался верующим[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Икрах // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 6. С. 98–112.

Facebook
Twitter
VK
LinkedIn

Мясной магазин халяль при мечети

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть проговорит салават[1], а после скажет: «Аллаахумма, ифтах ли абвааба рахматикь» (о Господи, распахни для меня врата Твоей безграничной милости!). А когда будет выходить [из мечети], то пусть также проговорит салават и скажет: «Аллаахумма, ас’алюкя мин фадликь» (о Господи, прошу Тебя [проявить ко мне даже то, чего я не заслуживаю] из милости Твоей)»[2]. [instagramline] Ссылки на бого

Мы предоставили вам [люди] необычайные возможности[1] на земле, разместили на ней самые разные средства для вашего благополучного существования (пропитания, содержания) [дали каждому из вас возможность жить в изобилии и достатке]. Вы [же] редко благодарите. [Сколь скупы вы на благодарность!] (Св. Коран, 7:10) [instagramline] Ссылки на богословские

Икрар (араб. إقرار) — признание кем-либо права другого человека и какого-либо своего обязательства перед ним.

В науке о хадисах икрар — молчаливое подтверждение пророком Мухаммадом дозволенности какого-либо действия, совершенного в его присутствии, либо высказывания, утверждения, также произнесенного в его присутствии.

Икрар — обязательное действие (ваджиб), в противном случае произойдет нарушение прав другого человека, вследствие чего на отрицающего право другого будет записан грех перед Богом.

Легитимность икрара в Исламе подтверждается аятами Священного Корана, Сунной, а также единогласным мнением ученых-богословов.

Кроме того, следует добавить, что ни один разумный человек не станет признаваться в том, к чему не имеет никакого отношения. По этой причине икрар принимается во внимание и берется в расчет.

Следует добавить, что икрар играет главенствующую роль в процедуре дознания подозреваемого в совершении какого-либо преступления. Поэтому в том случае, если подозреваемый признается в совершении преступления, то он будет признан виновным и получит наказание, соответствующее виду преступления.

Основные условия действительности икрара:

  • совершеннолетие признаваемого,
  • наличие здравого рассудка,
  • добровольность и отсутствие какого-либо принуждения либо давления на признаваемого,
  • произнесенное признание не должно вызывать каких-либо сомнений относительно его истинности,
  • признание должно быть выражено одним из общепринятых способов: устно, письменно или при помощи жеста[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Икрар // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 6. С. 46–79.

Facebook
Twitter
VK
LinkedIn

Мясной магазин халяль при мечети

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть проговорит салават[1], а после скажет: «Аллаахумма, ифтах ли абвааба рахматикь» (о Господи, распахни для меня врата Твоей безграничной милости!). А когда будет выходить [из мечети], то пусть также проговорит салават и скажет: «Аллаахумма, ас’алюкя мин фадликь» (о Господи, прошу Тебя [проявить ко мне даже то, чего я не заслуживаю] из милости Твоей)»[2]. [instagramline] Ссылки на бого

Мы предоставили вам [люди] необычайные возможности[1] на земле, разместили на ней самые разные средства для вашего благополучного существования (пропитания, содержания) [дали каждому из вас возможность жить в изобилии и достатке]. Вы [же] редко благодарите. [Сколь скупы вы на благодарность!] (Св. Коран, 7:10) [instagramline] Ссылки на богословские

3188. О том, что такое самопризнание и о его действительности и узаконенности – самопризнание – это признание человеком против себя имущественных, телесных или иных прав. Узаконено Кораном, Сунной и единогласным мнением.

3189. Чье самопризнание принимается, а чье нет – принимается от разумного, действующего по своему выбору. Не принимается от ребенка, сумасшедшего, спящего, находящего в состоянии потери сознания, и от того, кто несет бред.

3190. Принимается ли самопризнание от ребенка, достигшего возраста различения (тамйиз) – принимается в том, в чем ему позволяется действовать, исходя из разрешения опекуна.

3191. Принимается ли самопризнание от человека, находящегося в состоянии опьянения – нет, при этом, без разницы, по уважительной причине, или нет.

3192. Принимается ли самопризнание принужденного – не принимается в том, к чему его принуждают. Принимается в том, к чему его не принуждали, но с условием того, чтобы косвенные доводы не говорили о том, что он признался в постороннем лишь для того, чтобы его освободили от принуждения.

3193. Принимается ли самопризнание раба – здесь 3 ситуации: 1) признание в том, что ведет за собой шариатское наказание смертной казнью. Принимается признание, и над ним производится смертная казнь. При этом, родственники убитого, могут простить его, и тогда они должны получить денежную компенсацию. При этом, данная денежная компенсация не требуется с хозяина, но он может продать раба, и отдать родственникам убитого деньги за этого раба, или может отдать им этого раба. Если же есть существенное подозрение того, что раб признает против себя убийство, делая это в сговоре с родственниками убитого, для того, чтобы затем этот раб перешел к ним, а они его освободили, то родственники убитого не имеют права прощать этого раба со смертной казни на компенсацию, кроме как с согласия хозяина раба. 2) если раб признает против себя иное преступление, которое несет за собой шариатское наказание меньшее по тяжести, чем смертная казнь, то это признание принимается и шариатское наказание производится, даже если на это не согласен хозяин раба. 3) если раб признает против себя имущественные права, то это признание принимается, но погашать он его будет только после освобождения.

3194. Принимается ли признание долга, если человек находится в предсмертной болезни – да.

3195. Если человек признал долг, находясь при смерти так, что на нем был другой долг до болезни, а наследства не хватает на оба долга – оба долга считаются установленными, и оба кредитора получают часть покрытия своих долгов, исходя из объема долга каждого из них (подобно тому, как банкрот расплачивается с кредиторами).

3196. Принимается ли признание долга от человека, находящегося при смерти, в пользу одного из наследников – да, кроме как при сильных, существенных доказательствах того, что он делает это для того, чтобы лишить наследников части наследства.

3197. Если человек, находясь при смерти, признал то, что он должен жене махр, принимается ли это признание – да.

3198. Если один из наследников признал то, что у их наследодателя имеются долги людям – этот долг закрепляется и должен быть погашен из наследства покойного. Если наследства достаточно на покрытие всего долга, то он покрывается полностью, если же лишь на часть, то покрывается частично, а наследник не обязан покрывать его из собственных средств. При этом, наследник берет наследство только после того, как этот долг будет погашен.

3199. Если один из наследников признал то, что у их наследодателя имеются долги людям, а другие наследники отрицают это – этот долг закрепляется, и каждый наследник обязан отдать часть своего забранного наследства на погашение этого долга. Если же наследники отказываются это сделать, тогда тот наследник, который признал долг, обязан отдать часть этого долга из своей части наследства пропорционально, и не должен отдавать этот долг полностью. Пример этому: покойный оставил наследство в 1000 долларов на 10 сыновей, всем по 100 долл. Затем был установлен долг в 100 долл. Каждый из сыновей должен отдать по 10 долл., и покрыть долг. Если же они отказываются тогда тот наследник, который признал долг, обязан отдать 10 долл. из своей части и не должен отдавать все 100 долл.

3200. Действительно ли исключение при признании – да, со всеми условиями действительности исключения, которые были изучены нами при изучении книг по усуль уль-фикх.

3201. Действительно ли полное исключение из самопризнания (я должен ему тысячу, кроме тысячи) – нет, но, вместе с этим, от человека не принимается такое признание, т.к. такое может исходить только из шутки.

3202. Действительно ли большее исключение из самопризнания (я должен ему тысячу, кроме восьмисот) – да.

3203. Как поступать, если кто-либо предъявляет материальную претензию, а тот говорит - да, я был должен ему, но уже погасил долг – его признание принимается, но заявление о погашение долга не принимается, пока он не принесет доказательства на это. Что же касается кредитора, то ему достаточно лишь поклясться.

3204. Как поступать, если кто-либо предъявляет материальную претензию, а тот говорит - да, я был ему должен – он считается должным до сих пор, т.к. не заявляет о том, что этот долг погасил. Если же он заявит о погашении долга, а кредитор согласится с этим, то дело на этом завершено. Если же кредитор будет отрицать погашение долга, то ответ как в прошлом вопросе.

3205. Принимается ли от человека отказ от своего же самопризнания, которое он уже сделал – нет, кроме как в вопросах шариатских наказаний, в последнем случае принимается.

3206. Если человек сказал - я должен ему дирхем, я должен ему дирхем, то сколько он должен- дирхем или два – дирхем.

3207. Если человек сказал - я должен ему дирхем, более того, два дирхема, то сколько он должен - дирхем, два или три дирхема – два.

3208. Если человек сказал - я должен ему 1000 дирхемов, кроме 50, или - я должен ему 1000, кроме 50 дирхемов – от него требуется разъяснение того, что он имеет в виду под 50 в первом случае, и под 1000 во втором. Если же разъяснение получить от него уже невозможно, то считается, что во всех этих случаях он имел в виду дирхемы.

3209. Если человек признал против себя имущественное право, но не разъяснил, что конкретно он обязан – его признание принимается и от него требуется подходящее под ситуацию разъяснение.

3210. Если человек сказал - я должен ему имущество, принимается ли разъяснение этого чем-то малым – да.

3211. Если человек сказал - я должен ему много имущества, принимается ли разъяснение этого чем-то малым – все зависит от обычаев людей, если в их обычаях, высказанное в разъяснении является малым, то не принимается, если считается большим, то принимается.

3212. Если один говорит - у меня его залоговый предмет, а второй говорит - это не залог, а вещь, которую я оставил ему на хранение – принимается слово второго, а первый должен принести доказательство, т.к. наличие залогового предмета указывает на наличие долга.

3213. Если один из двух наследников признал наличие третьего наследника - принимается ли это признание – родственная связь не устанавливается признанием наследников при отрицании этого хотя бы одним из наследников. Но право на получение наследства устанавливается. И тот, в чью сторону признали право на наследство, получает его из доли того, кто признал его право.

3214. Какую часть наследства должен отдать признавший наличие третьего наследника (исходя из прошлого вопроса) – это становится ясно на примере: покойный оставил в наследство 900 долл., на двоих сыновей – каждому по 450. Затем один из сыновей признал то, что у покойного есть еще один сын. Так вот, если бы наличие этого третьего сына признали оба первых сына, то они делили бы наследство на троих – каждому по 300. Но, т.к. один из сыновей отрицает наличие третьего сына, он забирает свои 450, а второй сын делится с третьим сыном, которого он сам же и признал. Как делится? Отдает ему 150, а не 300.

3215. Посредством какого признания утверждается родственная связь человека, и условия этого – если эту родственную связь признают все наследники покойного единогласно. Если же хоть один будет это утверждать, то родственная связь не устанавливается. У этого есть и другие условия: 1) чтобы признаваемый был бесфамильным, без рода, к которому он бы приписывался 2) чтобы его родственную связь не оспаривала какая-то другая семья (в последнем случае – требуются доказательства, и уже недостаточно лишь признания наследников) 3) чтобы данное признание было возможным (если, напр., признают еще одного сына так, что если бы это было правдой, то он родился бы тогда, когда его предполагаемый отец был еще ребенком – такое не пойдет) 4) чтобы признаваемый не имел возможности говорить (ребенок или сумасшедший). Если же он может говорить и имеет слово, то он должен дать свое согласие на это признание 5) чтобы связь подтверждали все наследники единогласно.

3216. Если человек признал родственную связь уже умершего человека, принимается ли это признание – да.


Безусловно, само по себе признание вины, как и явка с повинной, не может быть главным доказательством совершения лицом преступления. В любом случае, все показания лица нуждаются в дополнительном проверке и подтверждении объективными фактами: осмотром места происшествия, заключениями экспертов и др.. Кроме того, в отечественных реалиях, к сожалению, достаточно часто встречаются случаи давления со стороны сотрудников правоохранительных органов с целью принуждения лица к даче признательных показаний, не соответствующих действительности.

Необходимо помнить, что признание вины не всегда влечет за собой вынесение обвинительного приговора, если показания лица противоречат иным доказательствам. Поэтому, если лицо дает ложные признательные показания по каким-либо причинам (стресс, испуг, внешнее давление, стремление взять вину за другое лицо на себя), оно в любом момент может изменить свои показания. Никакой ответственности изменение показаний не повлечет. Однако, чтобы у суда были основания доверять таким показаниям, необходимо пояснить причину. То же самое касается случаев, когда ранее лицо отрицало совершение им преступления, а затем решило признаться.

Если правоохранительные органы еще не знают о совершении Вами преступления, Вы можете написать явку с повинной. Для этого нужно явиться в отделение полиции и сказать, что Вам нужно написать явку с повинной. Так как такой документ значительно облегчает работу сотрудникам правоохранительных органов, препятствовать Вам не будут. В явке с повинной нужно будет правдиво изложить все обстоятельства совершенного деяния. Явку с повинной также можно сделать в присутствии адвоката, это будет являться еще одним доказательством добровольности явки.

Если производство по уголовному делу уже ведется, Вы можете в любой момент, в том числе в суде, дать признательные показания. Это можно сделать не только при допросе, но и самостоятельно изъявить желание дать показания, что является правом подозреваемого (обвиняемого).

В этом случае признание вины и явка с повинной будет учитываться в силу ч.1 ст.62 УК РФ и при отсутствии отягчающих обстоятельств наказание не будет больше 2/3 от максимального. Также суд может по собственной инициативе назначить Вам наказание ниже минимального в силу ст.64 УК РФ, в том числе и при наличии отягчающих обстоятельств. Также признание вины учитывается при выборе вида наказания, избрании дополнительного наказания, возможности осудить условно и т.д.

Законодательство предусматривает и другие формы признания вины, например, ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке. Уголовное дело рассматривается в особом порядке в случае, если было совершено преступление небольшой или средней тяжести, подсудимый полностью признает свою вину и прокурор не возражает против такого порядка рассмотрения дела. В этом случае суд практически не исследует доказательства, кроме тех, которые касаются личности подсудимого. Однако, если не Вы совершили преступление, или оно квалифицировано неверно, соглашаться на написание такого ходатайства нельзя, так как впоследствии такой приговор очень трудно обжаловать. В любом случае, назначенное наказание не может быть больше 2/3 от максимального.

Еще одной формой признания вины является заключение досудебного соглашения о сотрудничестве. В этом случае при отсутствии отягчающих обстоятельств наказание не может быть больше половины от максимального. Если же в качестве наказания предусмотрено пожизненное лишение свободы, то оно не применяется, а наказание не может быть больше 2/3 от максимального срока лишения свободы (не пожизненного).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: