Курсовая работа на тему уголовная ответственность за государственную измену

Обновлено: 29.04.2024

Проблема ответственности за государственную измену и на сегодняшний день является актуальной, хотя общее количество таких преступлений незначительно. При большой общественной опасности данного преступления противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов.
Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за государственную измену имеет важное политическое и предупредительное значение. Современное законодательство не формулирует общего понятия преступления – государственная измена. Отсутствует оно и в теории уголовного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Уголовно-правовая характеристика преступления предусмотренного ст.275 УК РФ
1.1Место состава преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ в системе преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
1.2 Современное состояние уголовно-правовой защиты от государственной измены в Российской Федерации
1.3 Объективные признаки преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
1.4 Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
2.Проблемы применения ст.275 УК РФ
2.1 Теоретические и практические проблемы применения ст.275 УК РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ИЗМЕНА.doc

Список использованных источников

1 Рябчук В. Н. Государственная измена и шпионаж. М., 2007.С.29.

1 Шаргородский М.Д. Курс современного уголовного права. М., 2008.С120.

1 Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997. С. 356.

2 Уголовное право. Особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой и Г.П. Новоселова. М., 1997. С. 567, 568.

3 Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 2005. С. 16, 17.

1 Гуськов П.С. Особенности правового регулирования поступления иностранных граждан на военную службу и прохождения ими военной службы в России // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 8. С. 30.

1 Денисова А.В., Малков В.П. Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. Казань: Таглимат, 2006. С. 134.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 5.

2 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2007. С. 40

4 СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220.

1 СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892.

1 Курс уголовного права. Особенная часть. Т. 5: Учеб. для вузов / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М., 2007. С. 17

1 Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: Комментарий к главе 29 УК РФ. С постатейным приложением нормативно-правовых актов и документов / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 2005. С. 11.

1 Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 // Собрание законодательства РФ. 1998. N 35. Ст. 4407.

1 Халдеев Л. С. Судья: профессия, должность или состояние?//Российское правосудие. N 7. 2008.С.23-31.

Проблема ответственности за государственную измену и на сегодняшний день является актуальной, хотя общее количество таких преступлений незначительно. При большой общественной опасности данного преступления противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов.
Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за государственную измену имеет важное политическое и предупредительное значение. Современное законодательство не формулирует общего понятия преступления – государственная измена. Отсутствует оно и в теории уголовного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Уголовно-правовая характеристика преступления предусмотренного ст.275 УК РФ
1.1Место состава преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ в системе преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
1.2 Современное состояние уголовно-правовой защиты от государственной измены в Российской Федерации
1.3 Объективные признаки преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
1.4 Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
2.Проблемы применения ст.275 УК РФ
2.1 Теоретические и практические проблемы применения ст.275 УК РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ИЗМЕНА.doc

О том, что такая форма измены, как "оказание помощи иностранному адресату в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации", нуждается в корректировке, в юридической печати писали не раз. На неопределенность признаков данной формы государственной измены, дающую основания к ее противоречивому и произвольному толкованию правоприменителем, обращали внимание даже судьи КС РФ (особые мнения Витрука Н.В. и Кононова А.Л. к Постановлению КС РФ от 20.12.95 N 17-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова").

В этой связи сначала законодателю, а затем правоприменителю следует уяснить, в чем суть понятия "измена". Измена чему или измена кому? В чью пользу? Если врага, то кто наш враг на сегодняшний день? Всегда следует помнить, что понятия "враг" и "измена" в его пользу - категории непостоянные.

Как видно, в России есть и кого изобличать, и кого наказывать. Да и врагов у нашей Родины меньше не стало. Не в этой ли связи в условиях обострившейся международной обстановки решили основательно пересмотреть, за что именно их следует наказывать. Правительство РФ предлагает изложить абз. 1 ст. 275 УК РФ в следующей редакции:

"Государственная измена, то есть деяние, совершенное гражданином Российской Федерации в ущерб безопасности Российской Федерации: шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе или учебе, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности".

Наряду с этим УК РФ предлагается дополнить ст. 283.1 "Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну". Диспозиция данной нормы такова: получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 и 276 Уголовного кодекса).

Данное деяние будет отнесено к прямой подследственности следователей органов ФСБ.

Предусмотрены и квалифицированные составы нового преступления: совершение преступления "группой лиц", "с применением насилия", "с причинением тяжких последствий", "с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации".

Одновременно предлагается в абз. 1 ч. 1 ст. 283 УК РФ "Разглашение государственной тайны" слова "или работе" заменить словами "работе или учебе".

Итак, в уголовной политике Правительства РФ налицо очередной криминализационный рывок.

К сожалению, пояснительная записка к законопроекту не содержит сведений о том, стоят ли за заявкой спецслужб, настаивающих на ужесточении нормы закона, какие-либо конкретные цифры.

Внесение изменений в диспозицию ст. 275 УК РФ в целях конкретизации объективной и субъективной сторон состава данного преступления применительно к трем традиционным формам государственной измены, а также субъекта такой формы государственной измены, как выдача государственной тайны, позволят, по мнению авторов законопроекта, исключить саму возможность произвола и злоупотреблений со стороны правоприменителей. Как видим, и традиции, и произвола в совокупности со злоупотреблениями больше не будет.

Если верить СМИ, то от уголовной ответственности за измену, разглашение государственной тайны уходят единицы. Иными словами, проблемы нет.

За выдачу иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе или учебе. Что ж, с учетом того, что данные действия совершаются исключительно с прямым умыслом, передающий потенциальному врагу государственную тайну, конечно, тоже враг. Более того, проанализированные выше составы по существу формальны, так как не требуют наступления конкретного преступного результата.

За оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности.

Сразу возникает вопрос, что в данном случае следует понимать под термином "безопасность Российской Федерации". Авторы законопроекта уточняют, что речь идет о "конституционном строе", "суверенитете", "территориальной и государственной целостности". Но есть ведь еще демографическая, экономическая, экологическая безопасность. При таких обстоятельствах любая консультация может быть истолкована как измена, а что вывоз капитала - преступное деяние, и доказывать не нужно, и так все очевидно.

Авторы пояснительной записки к законопроекту считают, что одной из серьезных проблем, с которой пришлось столкнуться органам федеральной службы безопасности, является распространение государственной тайны по так называемой цепочке. В связи с этим в настоящее время остро встал вопрос об установлении ответственности лиц, которые, не являясь специальными субъектами, указанными в ст. 283 УК РФ, преступным путем завладели сведениями, составляющими государственную тайну.

Результаты анализа материалов уголовных дел, находившихся в производстве следственных подразделений органов ФСБ, показали, что сведения, составляющие государственную тайну, не защищены от умышленных действий лиц, которым она не была доверена и не стала известна по службе или работе, предпринимающих попытки их противоправного получения и использования при отсутствии в их действиях признаков государственной измены и шпионажа.

При этом таких лиц, зачастую связанных с криминальными структурами, в первую очередь интересуют сведения в области оперативно-розыскной деятельности (о методах работы правоохранительных органов, о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и т.п.). Повышенный интерес проявляется и к сведениям, составляющим государственную тайну, в области геологии, геодезии, картографии, топографии и экономической деятельности (главным образом со стороны представителей коммерческих организаций) в целях получения дополнительных доходов при их использовании.

Введение в УК РФ нормы, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа позволит обеспечить системность охраны различных видов информации ограниченного доступа (например, коммерческой, банковской и государственной тайны). Кроме того, введение такой нормы будет способствовать повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

Практически решено, что суды с участием присяжных заседателей не будут рассматривать дела в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 275 "Государственная измена". О том, как рассматривают уголовные дела наши профессиональные судьи, узнаем у такого авторитетнейшего эксперта, как Лев Семенович Халдеев. В своей статье "Судья: профессия, должность или состояние?" 1 , опубликованной в журнале "Российское правосудие" N 7 за 2008 г., он, в частности, пишет, что российские судьи применяют модель доказывания, которая применялась на предварительном следствии.

Неудивительно, что в основу своих судебных решений такой судья кладет признание вины обвиняемым в стадии предварительного расследования. Он также знает, как поступить, если подсудимый от таких показаний отказался. Надо допросить следователя и сделать вид, что первичные показания вины были добровольными, следовательно, и достоверными.

17 ноября 1938 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Постановление СНК и ЦК ВКП(б) "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия", в котором указывалось, что "следователи вошли во вкус упрощенного порядка производства дел"; чем это было обусловлено, нынешнему поколению напоминать не нужно.

Основным объектом рассматриваемого преступления является внешняя безопасность РФ, под которой понимается защищенность интересов государства от внешних угроз.

По смыслу закона государственная измена может быть совершена в трех формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

Иное оказание помощи предполагает совершение различных действий (например, вербовка агентуры для иностранной разведки, предоставление убежища агенту зарубежной разведывательной службы), которые не охватываются предыдущими формами государственной измены и направлены на содействие иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. Преступление, образующее данную форму государственной измены, считается оконченным с момента совершения любого действия по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении указанной деятельности.

Следует иметь в виду, что государственная измена осуществляется в пользу иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Иностранная организация может быть как государственной, так и негосударственной. Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (глава государства или правительства, члены правительственных делегаций, члены организаций, имеющие право официально представлять эти организации, и т.п.).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком является цель - причинение ущерба внешней безопасности РФ. Мотивы государственной измены на квалификацию не влияют.

Субъект преступления, за исключением такой формы, как выдача, - общий. Субъект выдачи - специальный; это гражданин РФ, обладающий сведениями, составляющими государственную тайну, в связи с его служебной деятельностью или по работе, а также получивший эти сведения при других обстоятельствах (например, лицо случайно находит документы, содержащие государственную тайну).

Юридико-технический анализ действующей ст. 275 УК РФ показывает, что правовых определенностей в данной норме мало. Ненамного больше их было и в прежних законах, резиновый характер диспозиций которых позволял правящей элите легко расправляться со всеми неугодными.

О том, что такая форма измены, как "оказание помощи иностранному адресату в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации", нуждается в корректировке, в юридической печати писали не раз. На неопределенность признаков данной формы государственной измены, дающую основания к ее противоречивому и произвольному толкованию правоприменителем, обращали внимание даже судьи КС РФ.

Введение в УК РФ нормы, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа позволит обеспечить системность охраны различных видов информации ограниченного доступа (например, коммерческой, банковской и государственной тайны). Кроме того, введение такой нормы будет способствовать повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

Таким образом, на мой взгляд, представляется, что данный недочет УК РФ может быть восполнен путем изложения ч. 1 ст. 12 в следующей редакции:

«1.1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.2 настоящей статьи.

1.2. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление, направленное против интересов Российской Федерации, или гражданина Российской Федерации, или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если они не привлекались к уголовной ответственности за данное преступление на территории другого государства».

Проблема ответственности за государственную измену и на сегодняшний день является актуальной, хотя общее количество таких преступлений незначительно. При большой общественной опасности данного преступления противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов.
Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за государственную измену имеет важное политическое и предупредительное значение. Современное законодательство не формулирует общего понятия преступления – государственная измена. Отсутствует оно и в теории уголовного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Уголовно-правовая характеристика преступления предусмотренного ст.275 УК РФ
1.1Место состава преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ в системе преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
1.2 Современное состояние уголовно-правовой защиты от государственной измены в Российской Федерации
1.3 Объективные признаки преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
1.4 Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
2.Проблемы применения ст.275 УК РФ
2.1 Теоретические и практические проблемы применения ст.275 УК РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ИЗМЕНА.doc

Похищение - это действия, заключающиеся в изъятии у юридических или физических лиц носителей информации, составляющей государственную тайну, независимо от того, владеют ли эти лица соответствующими предметами законно или незаконно; это противоправное завладение носителями информации любым способом с намерением присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом. Очевидно, что "похищение" сведений, составляющих государственную тайну, предполагает хищение физических носителей таких сведений. В силу чего при наличии к тому оснований содеянное виновным может быть квалифицировано по совокупности с преступлениями против собственности (например, ст. 164 УК РФ).

Хранение - это действия, связанные с незаконным владением сведениями, составляющими государственную тайну, и сокрытие носителей соответствующей информации в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Адресаты, которым передаются сведения, составляющие предмет шпионажа, четко определены в ст. 276 УК РФ. Ими являются иностранное государство, иностранная организация, их представители, иностранная разведка.

Иностранное государство - это любая (кроме Российской Федерации) политико-правовая организация конкретного общества с соответствующей формой правления вне зависимости от того, входит ли она в ООН, имеются ли у нее дипломатические отношения с Россией и признана ли она международным сообществом в качестве субъекта международного права.

Иностранная организация - это объединение людей, созданное за рубежом, совместно реализующее определенную программу, действующее как на территории РФ, так и за ее пределами. К иностранной может быть приравнена и международная (межгосударственная, межправительственная) организация независимо от факта участия в ней Российской Федерации.

Представители иностранного государства или иностранной организации - это лица, которые наделены правом принимать решения, выступать от имени и в интересах такого государства или организации. Исходя из смысла закона передача сведений частному лицу, не представляющему интересы иностранного государства или организации, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 275 или ст. 276 УК РФ, но при определенных обстоятельствах может квалифицироваться как пособничество в указанных преступлениях либо как разглашение или выдача государственной тайны.

Иностранная разведка - это разновидность спецслужбы иностранного государства, государственный орган (их система или структурное подразделение государственного органа), наделенный полномочиями по осуществлению разведывательной (контрразведывательной) деятельности.

Государственная измена в форме шпионажа (и шпионаж как самостоятельное преступление) окончена с момента совершения соответствующих действий: передача - в момент отчуждения сведений; собирание и похищение - в момент завладения сведениями; хранение - с момента начала хранения независимо от его продолжительности.

Поскольку действия, образующие шпионаж, перечислены законодателем как альтернативные, последовательное собирание, хранение и передача лицом сведений, составляющих предмет преступления, квалифицируются как единое преступление.

Выдача государственной тайны как форма государственной измены согласно распространенной в науке позиции состоит в передаче соответствующих сведений иностранной организации, иностранному государству или их представителям и может быть совершена лишь лицом, которое располагает соответствующими сведениями по службе, работе или в силу иных законных оснований 1 .

Оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ как форма государственной измены может выражаться в различных действиях: укрывательстве агентов иностранных спецслужб, пособничестве в осуществлении ими своей разведывательной и иной деятельности, вербовке агентов для иностранных спецслужб, переходе на сторону врага в военное время, собирании и передаче иностранным службам сведений, не относящихся к государственной тайне, совершенных по собственной инициативе, совершении каких-либо преступлений по заданию иностранного государства или его спецслужб и т.д. В случаях, когда конкретные действия, состоящие в оказании помощи иностранному государству, содержат признаки каких-либо самостоятельных составов преступлений, содеянное подлежит квалификации по правилам идеальной совокупности преступлений.

Для установления данной формы государственной измены необходимо определить, что совершаемые виновным действия представляли собой осознанную и реальную помощь иностранному государству или организации в проведении ими конкретной враждебной деятельности против Российской Федерации. Враждебными следует признавать различные виды деятельности: а) вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, которое подрывает ее суверенитет; б) иные политические акции в отношении Российской Федерации, которые ведут к созданию кризисной ситуации; в) угрожающие Российской Федерации военная активность, провокации вооруженного конфликта, приготовление к совершению акта агрессии против России; г) применение неправомерных экономических санкций против Российской Федерации; д) информационная экспансия; е) разведывательно-подрывная деятельность и т.д 1 .

1.4 Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ

Важное значение при квалификации деяний, посягающих на внешнюю безопасность государства, имеет определение субъекта преступления. Субъектом государственной измены может быть только вменяемый, достигший 16-летнего возраста гражданин Российской Федерации. Специальный признак исполнителя преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, - гражданство России включен в диспозицию основного состава, следовательно, является обязательным признаком данного преступления.

Гражданство - это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Она проявляется как взаимоотношение между государством и лицом, находящимся под его властью: государство наделяет гражданина правами, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан, безусловно, соблюдать законы и другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства. Способ приобретения гражданства не влияет на квалификацию преступления.

Гражданами России признаются лица, которые приобрели гражданство по основаниям, установленным Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", и не прекратили своего гражданства. Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции России. В то же время Закон определил ряд оснований, препятствующих выходу из гражданства России 1 . В частности, выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на военную службу и до ее окончания, а также, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Кроме того, ходатайство о выходе из гражданства может быть временно отклонено при наличии у гражданина неисполненных перед государством обязанностей.

Наличие у гражданина Российской Федерации одновременно гражданства иностранного государства (двойное гражданство) само по себе не исключает его ответственности по ст. 275 УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации двойное гражданство не освобождает лицо от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Необходимо отметить, что признаками, указанными в диспозиции ст. 275 УК РФ, должен быть наделен исполнитель преступного деяния. Роль других соучастников (пособников, подстрекателей, организаторов) могут исполнять и общие субъекты. В связи с этим авторы некоторых научных трудов по уголовному праву считают, что было бы более точно именовать подобные составы преступлений составами со специальным исполнителем, а не со специальным субъектом, т.е. соучастниками преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, в качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут быть не только граждане России, но также и иностранные граждане и лица без гражданства.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся соучастниками (организаторами, подстрекателями и пособниками) гражданина России, совершившего государственную измену, высказываются различные мнения. Одни ученые полагают, что такие лица могут быть соучастниками (кроме исполнителя) лица, совершающего государственную измену, другие полагают, что не могут. Столь однозначно решить данный вопрос нельзя. Государственная измена всегда предполагает наличие той или иной связи с иностранными гражданами, так как она осуществляется путем оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в отношении России. Кроме того, иногда действия иностранцев - организаторов, подстрекателей и пособников подпадают под признаки ст. 276 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 275 УК (со ссылкой на ст. 33) не влекут. В некоторых случаях теоретически можно представить соучастие иностранца в государственной измене. Например, приехавший в Россию под видом туриста иностранец передает свои документы изменнику, чтобы обеспечить его беспрепятственный выезд из страны. Эти действия иностранца можно расценить как пособничество в государственной измене. А действующий на территории Российской Федерации в качестве представителя иностранной негосударственной организации иностранный гражданин может выступать подстрекателем к государственной измене, использующим подкуп, угрозы, шантаж и другие способы. Его действия также должны квалифицироваться по ч. 4 ст. 33 и ст. 275 УК РФ.

За передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации иностранный гражданин подлежит ответственности по ст. 276 УК РФ ("Шпионаж"). Однако возможны случаи, когда иностранец в силу возложенных на него обязанностей становится обладателем сведений, составляющих государственную или военную тайну России на законных основаниях. Например: иностранец, поступивший на службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, фактически обладая указанными сведениями, занимается шпионской деятельностью в пользу другого государства. В этом случае ответственность военнослужащих - иностранных граждан имеет особенности в применении к ним норм уголовного законодательства Российской Федерации.

В силу возложенных на них обязанностей военнослужащие - иностранные граждане должны хранить государственную и военную тайну Российской Федерации. Занимаясь шпионской деятельностью, такие военнослужащие одновременно выполняют объективную сторону двух составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 и 276 УК РФ. Вместе с тем за государственную измену их можно привлечь к уголовной ответственности только в качестве организаторов, подстрекателей и пособников и действия их квалифицировать по совокупности ст. 276 и ст. 275 УК РФ (со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК РФ).

Выделение специальным признаком субъекта государственной измены гражданства Российской Федерации абсолютно не случайно и имеет глубокий смысл. Согласно Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации" в России каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Отметим, что гражданство - это право, а не пожизненная обязанность. Лицо, которое не желает нести обязанности и ответственность, вытекающие из российского гражданства, может согласно Закону выйти из гражданства. Если же лицо имеет гражданство Российской Федерации и Россия в лице государственных органов обязуется предоставлять ему права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, обеспечивать его безопасность, как на территории страны, так и за ее пределами, предоставлять ему различные социальные гарантии и т.д., то это лицо обязано, в свою очередь, защищать везде и всегда интересы России и уж тем более никогда не стремиться намеренно, причинить ущерб своей стране. Помимо того, что указанные действия оговорены в Законе, это еще и моральный долг каждого гражданина Российской Федерации.

При обосновании тех или иных выводов по квалификации преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасность России, и в частности государственной измены, остро возникает потребность в более глубоком исследовании этой проблемы, теоретической разработке ряда вопросов, связанных с государственной изменой, выводе научных положений, которые при применении их на практике будут способствовать наиболее полному и эффективному раскрытию подобного рода преступлений.

С субъективной стороны государственная измена характеризуется виной в форме умысла. Субъект преступления осознает, что совершаемые действия причиняют или способны причинить ущерб безопасности Российской Федерации, но, несмотря на это, не высказывает желание прекратить преступные действия и не прекращает их 1 .

Мотивы и цели государственной измены могут быть разнообразными (корыстные, политические, националистические, трусость и малодушие и т.д.). Они не влияют на квалификацию, но подлежат обязательному установлению, поскольку значимы для определения меры ответственности и наказания виновного.

2.Проблемы применения ст.275 УК РФ

2.1 Теоретические и практические проблемы применения ст.275 УК РФ

Уголовной политике присущи лишь два метода: криминализация и декриминализация деяний, представляющих определенную опасность для общества. Нажимая по очереди на одну из этих "педалей", законодатель выстраивает юридико-техническую составляющую своих воззрений на опасность того или иного социального проявления, присваивая ему в зависимости от исторического момента статус то просто противоправного, то преступного.


В рамках настоящей статьи рассмотрены особенности уголовной ответственности за государственную измену, проанализирован состав указанного преступления.

Негласное получение различными спецслужбами других государств важной информации и соответственно проведение каких-либо иных мероприятий, нацеленных против безопасности России являются актуальной проблемой, которая требует адекватного и четкого реагирования. На основании этого предлагается совершенствование действующей конструкции статьи 275 Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: безопасность государства, государственная измена, информация ограниченного доступа, иностранная разведка.

Within the limits of present clause features of the criminal liability for high treason are considered, the structure of the specified crime is analysed. Private reception by various special services of other states of the important information and accordingly carrying out of any other actions aimed against safety of Russia are an actual problem which demands adequate and precise reaction. On the basis of it, perfection of an operating design of clause 275 of the Criminal code of the Russian Federation is offered.

Keywords: safety of the state, high treason, the information of the limited access, foreign investigation.

Российская Федерация в силу исполнения ст. 4 Основного закона государства [1], защищает основы конституционного строя различными способами. Одним из наиболее действенных методов охраны и защиты суверенитета государства, территории России, безопасности и обороны выступают меры уголовной ответственности, к числу которых относится и ст. 275 УК РФ [2], закрепляющая ответственность за государственную измену.

Необходимо, прежде всего, отметить, что сам по себе факт совершения рассматриваемого деяния, образующего регламентированный ст. 275 УК РФ состав преступления, считается достаточным основанием для привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

«Малозначительной» государственной измены нет и быть не может, как не существует, к примеру, «малозначительного» изнасилования либо же «малозначительных» массовых беспорядков.

Наряду с этим, следует также отметить, что предмет государственной измены имеет определенную специфику, поскольку в этом качестве выступают сведения, которые составляют государственную тайну, а также иные сведения, используемые непосредственно против безопасности нашей страны.

Зачастую предметом рассматриваемого в рамках настоящей статьи преступления выступают сведения, являющиеся информацией ограниченного доступа. К ним, прежде всего, относятся те сведения, которые составляют государственную тайну, а также сведения конфиденциального характера.

Недооценка значимости конфиденциальной информации, как правило, несёт в себе определённую опасность, поскольку доступ к подобным сведениям предоставляет зарубежным странам соответствующие преимущества.

И наконец, согласно смыслу российского уголовного закона, в качестве предмета государственной измены может выступать также и общедоступная информация.

Здесь наибольший интерес, прежде всего, представляют сведения военного, внешнеполитического, а также экономического, общественно-политического и научно-технического характера, которые с формальной точки зрения не относятся к сведениям ограниченного доступа.

Таким образом, информация подобного характера, в результате их целенаправленного сбора из разнообразных источников, а также систематизации и анализа, приобретает весомую ценность и, тем самым, может нанести колоссальный вред в различного рода его проявлениях.

Кроме того, в силу указанных обстоятельств, вышеуказанная общедоступная информация, а особенно в совокупности с какой-либо конфиденциальной информацией, все же может изменить своё исходное качество и в совокупности отразить свойства государственной тайны [4, с. 290].

Отметим, что на практике зачастую встречаются именно собирание и передача информации о местонахождении объектов заинтересованности, а также режиме охраны, порядке их посещения и т. д., кроме того, о местонахождении тайников с целью передачи всех необходимых материалов.

Конструкция объективной стороны рассматриваемого в рамках настоящей статьи преступления относится к так называемым формальным составам, так как не включает в себя наступление каких-либо конкретных общественно опасных последствий.

При этом способы совершения государственной измены весьма разнообразны. Однако последствия не охватываются лишь конструкцией составов рассматриваемого преступления. На практике в случае, если изменническая деятельность не была своевременно пресечена, безопасности государства всегда причиняется определённый ущерб.

Таким образом, согласно п. «б» ч. 1 ст. 63 УК РФ при наступлении тяжких последствий они все же учитываются в процессе расследования и в результате назначения уголовного наказания как обстоятельство, которое отягчает наказание.

Для практической реализации мероприятий, нацеленных против безопасности нашего государства, используются граждане различных стран, а в отдельных случаях даже и лица без гражданства. При этом специальный субъект преступления, регламентированного ст. 275 УК РФ, прямо определен в самой норме уголовного закона по признаку гражданства.

Тем самым, наличие у гражданина России гражданства какого-либо иного государства на квалификацию государственной измены не оказывает никакого влияния. Весьма очевидно, что именно изменническая деятельность объективно представляет собой огромную общественную опасность, поскольку измена представляет собой предательство интересов своей Родины.

Полагаем, что под термином «Родина» в социально-политическом контексте следует понимать, прежде всего, систему «общество-государство» [3, с. 153].

Таким образом, субъект преступления, регламентированного ст. 275 УК РФ, по самой сути совершённого им преступного деяния является настоящим предателем, который оказывает определенную помощь иностранному государству в деятельности, нацеленной против безопасности нашего государства.

Следует отметить всю остроту межгосударственных проблем, имеющихся в современном мире, и решаемых не только привычными методами, а всё в большей степени с использованием технологии непрямых действий, которые подрывают государство-соперника изнутри. Это своего рода стратегия, которая имеет под собой цель оказания системного дестабилизирующего воздействия на определенное государство, а также целую группу государств или даже на целый регион.

При этом в рамках стратегии в качестве главного объекта геополитической агрессии выбираются правящие круги «государства-жертвы», целью которой выступает взятие под непрямой контроль высших эшелонов власти данной страны посредствам тайного воздействия с применением агентов влияния.

Рассматривая этот вопрос с позиции уголовного права, следует отметить, что агентами влияния необходимо, прежде всего, считать лиц, которые непосредственно занимают ответственное положение как в обществе, так и в государстве, которые установили преступный сговор с иностранными «адресатами» и соответственно по их заданиям и планам, меняющим в весьма выгодном для них направлении деятельность учреждений, организаций и общественных объединений.

Таким образом, в этом случае, как правило, речь идёт о специальном субъекте уголовного преступления, являющимся не только гражданином нашей страны, но и государственным либо же общественным деятелем. При этом если предательская деятельность указанного лица не была выражена в выдаче государственной тайны, то она соответственно представляет собой определенную форму государственной измены. Из этого следует, что отмеченные особенности рассматриваемого состава преступления требуют их усовершенствования, включая в себя большую унификацию диспозиции и санкций норм об государственной измене [5, с. 394].

Как мы видим, в вопросах установления уголовной ответственности за государственную измену существует целый ряд пробелов, которые следует устранить. Во-первых, представляется целесообразным в части усовершенствования ст. 275 УК РФ изменить, прежде всего, её название на более корректное, а именно «измена государству».

Во-вторых, невзирая на устоявшуюся конструкцию объективной стороны правовой нормы о государственной измене, представляется возможным и даже необходимым более кратко, однако, в то же время более емко сформулировать методы совершения и круг «субъектов-адресатов» рассматриваемого преступления следующим образом.

Прежде всего, ввиду обязанности граждан нашего государства быть верными своей стране следует сохранить их ответственность за оказание помощи иностранным «адресатам» в деятельности, непосредственно нацеленной против безопасности России.

На наш взгляд, нет никакой необходимости в выделении такой формы измены государству как собственно шпионаж, поскольку ее наличие вносит определенную путаницу в квалификацию содеянного как оконченного уголовного преступления и, тем самым, выглядит не вполне логичным в контексте состава, регламентированного ст. 275 УК РФ.

Достаточно серьёзной проблемой отечественного уголовного права считается отсутствие в нём правовых норм военного времени. Так, часть 3 ст. 331 УК РФ лишь гласит, что «уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени». При этом применительно к государственной измене такое деяние, как собственно переход на сторону противника, все же формально охватывается иным оказанием помощи, поскольку фактически данное уголовное преступление, которое может быть непосредственно совершено исключительно в военное время либо же в боевой обстановке. Тем не менее, его общественная опасность все же носит повышенный характер, и в отдельных случаях переход на сторону противника в условиях современных войн, как правило, может повлечь катастрофические (то есть особо тяжкие) последствия для безопасности России.

Таким образом, современный уголовный закон должен предусматривать самые строгие и четкие меры уголовной ответственности, вплоть до применения смертной казни, за особо тяжкие преступления, которые совершены в военное время или в условиях боевой обстановке. Однако это потребует изменения ч. 2 ст. 20 Конституции России и ч. 1 ст. 59 УК РФ в части установления возможности назначения смертной казни за указанные преступления.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции от 21.07.2014 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря;
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации — 1996. — № 25 — Ст. 2954;
  3. Демчук С. Д. О совершенствовании норм закона об уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж // Военное право. 2019. № 5 (57). С. 153–164;
  4. Лавицкая М. И., Абашина Л. А. Зашита безопасности российского государства уголовно-правовыми средствами (на примере ст. 275 УК РФ «Государственная измена») // Правовая безопасность личности, государства и общества. 2019. С. 290–300;
  5. Рарог А. И. Уголовное право России. Части общая и особенная. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект. 2020. 624 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная измена, УК РФ, уголовная ответственность, военное время, безопасность России, боевая обстановка, государство, государственная тайна, изменническая деятельность, Российская Федерация.


Основной закон Российской Федерации в ч. 3 ст. 4 [1] закрепляет конституционные принципы территориальной целостности и неприкосновенности российского государства. Обеспечение обороны страны и безопасности государства, в том числе в контексте достижения и реализации вышеприведенных конституционных принципов, является одним из важных направлений государственной политики.

Об особой значимости общественных отношений в сфере охраны и обеспечения защиты основ конституционного строя и государственной безопасности является выделение в Особенной части Уголовного кодекса РФ специальной главы, закрепляющей составы преступлений, нарушая которые, преступник посягает на указанные отношения. Одним из преступлений, направленных против безопасности России, является государственная измена, ответственность за совершение которой предусмотрена ст. 275 Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: государственная измена, уголовная ответственность за государственную измену, современное состояние уголовной ответственности за государственную измену, преступления против государственной безопасности.

The basic law of the Russian Federation, in Article 3, 4 enshrines the constitutional principles of the territorial integrity and integrity of the Russian state. Ensuring the defence of the country and the security of the state, including in the context of achieving and implementing the above constitutional principles, is an important area of public policy.

On the special importance of public relations in the field of protection and protection of the foundations of the constitutional order and state security is the allocation in the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation a special chapter, enshrining the composition of crimes, violating which, the offender infalls on these relations. One of the crimes against Russia's security is treason, the responsibility for which is provided by Art. 275 Of the Russian Criminal Code.

Keywords: treason, criminal responsibility for treason, the current state of criminal responsibility for treason, crimes against state security.

В советское время, до 1961 года, ответственность за измену Родине (наряду с такими преступлениями, как теракт, диверсия, антисоветская пропаганда и пр.) предусматривалась ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР [3]. Согласно докладу силовиков первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву число лиц, осужденных за совершение преступления, предусмотренного ст. 58 УК РСФСР, за период 19921–1953 гг. составляло 3,78 миллионов человек, из которых 643 000,00 человека были приговорены к смертной казни.

В новом Уголовном кодексе 1960 года преступление в виде измены Родине закреплялось в ст. 64 Кодекса.

Из записки 1975 года Ю. А. Андропова [4] следует, что за десять лет количество осужденных по ст. 64 составляло более 1200 человек, из них 457 человек осуждены в 1963–1966гг., 423 человека — в 1967–1970гг., 350 человек — в 1971–1974гг.

В настоящее время, в условиях развития современного российского государства, количество случаев привлечения к ответственности за совершение государственной измены существенно меньше. Так, согласно статистике, опубликованной Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение государственной измены, распределено следующим образом: в 1997г. осуждены 2 человека, в 1998г. и 2000г. — по 1 чел. за год, в 1999г. и 2001г. — по 3 чел. за год, в 2002г. и 2003г. — по 2 чел. за год, в 2006–2008 г. — по 3 чел. за год, за период с 2009г. по 2013г. осуждены были от 4 до 7 человек ежегодно, в 2014г. — 15 чел., в 2016г. — 11 чел., в 2017г. — 14 чел., в 2017г. и 2018г. — по 4 чел. за год, в 2019г. — 6 чел.

Указанная статистика свидетельствует, что значительный прирост (в два раза) количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по ст.275 Уголовного кодекса РФ, наблюдался в период с 2014 по 2016 год, что связано с особенностями внешнеполитической деятельности России и формированием и активной эскалацией российско-украинского конфликта, обострением отношений между Россией и Западом.

Несмотря на действительное небольшое количество преступлений по ст. 275 Уголовного кодекса РФ в общем объеме всех совершаемых преступлений, охватываемые диспозицией указанной статьи преступные действия обладают повышенной степенью общественной опасности, поскольку посягают на безопасность государства и создают препятствия и угрозы для нормального функционирования и развития не только государства и его институтов, но и всего общества в целом. Кроме того, отмеченная выше тенденция к увеличению числа осужденных в зависимости от международных взаимодействий государств сигнализирует о непосредственной взаимосвязи внешнеполитической активности страны и возрастанию случаев привлечения к ответственности за государственную измену.

Указанные обстоятельства, а равно и недопустимость привлечения к уголовной ответственности лиц вследствие их правомерной, но «неудобной» для власти политической активности, обусловливает важность правильной квалификации деяния, что, в свою очередь, влечет необходимость формирования четкого и конкретного подхода в правоприменительной практике к установлению всех элементов состава преступления, предусмотренного ст. 275 Уголовного кодекса РФ, и их тождества конкретным фактическим обстоятельствам каждого дела.

Диспозиция статьи 275 Уголовного кодекса РФ сформулирована обобщенно и абстрактно, соответственно, конкретного перечня действий, образующих состав государственной измены, законодателем не предусмотрено. Фактически, правоприменители самостоятельно устанавливают наличие или отсутствие в действиях лица состава ст. 275 Уголовного кодекса РФ, руководствуясь не конкретными нормами права, а своим внутренним убеждением, сформированным подходом к работе и расследованию подобных преступлений [7].

Отсутствие конкретики порождает весьма актуальный вопрос: может ли лицо, оказывающее любую помощь иностранному государству, совершить государственную измену, и как коррелирует привлечение лица к ответственности за государственную измену к праву на свободное распространение информации?

В условиях активного развития цифровых технологий и массовой информатизации общества представляется очень важным отграничить государственную измену и свободное распространение информации. Формально, в диспозиции ст. 275 Уголовного кодекса РФ указано на отнесение выдаваемых лицом сведений к государственной тайне. Однако на практике такое различие не всегда удается однозначно установить.

Вместе с тем, сама по себе формулировка указанных условий и в целом примечания носит обобщенный характер. Само по себе действие примечания распространяется на ст.ст. 275, 276 и 278 Уголовного кодекса РФ, однако конкретизация его условий применительно к каждой норме законодателем не установлена. Кроме того, из содержания примечания следует наличие возможности у лица на протяжении долгого времени причинять существенный вред интересам страны до добровольного предотвращения им причинения ущерба. При этом границы отграничения первоначального размера ущерба от совершенного преступного деяния законодателем не проведены. Фактически, из общего восприятия содержания рассматриваемого примечания следует, что лицо может с легкостью избежать уголовной ответственности за уже причиненный вред интересам страны [6].

Рассматриваемые выше несовершенства юридической техники, касающиеся отсутствия дифференцированного подхода и конкретизирующих норм в части регулирования вопросов освобождения от уголовной ответственности за совершение государственной измены, а равно и использование обобщенных понятий и абстрактной формулировки ст. 275 Уголовного кодекса РФ, несомненно, является одним из главных обстоятельств возникновения правоприменительных трудностей и ошибок в квалификации указанного преступления.

Учитывая, что государственная измена посягает на безопасность и интересы государства и относится к числу особо тяжких преступлений, представляется, что лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности за совершение предусмотренного ст. 275 Уголовного кодекса РФ преступления только при наличии в его действиях признаков состава указанного преступления, которое максимально детально конкретизированы в диспозиции нормы, и им соответствуют признаки фактически совершенного деяния [5].

Для российской системы уголовного преследования характерен обвинительный уклон. Его проявления по делам, касающимся государственной измены, а равно и по иным делам, связанным с интересами страны и государственной тайной, влечет негативные последствия для реализации процессуальных прав лица, совершившего подобные преступления (или подозреваемого в их совершение). Обвинительный уклон, порождающий секретность и скрытность, вовлеченность в расследование государственной измены Федеральной службы безопасности, нередкое построение обвинения на основе секретных норм, содержание которых не известно самому подозреваемого и (или) обвиняемого, привлечение к участию в деле государственных защитников по назначению, по сути выступающих в качестве «карманных адвокатов» следствия, ограничение прав адвоката на работу с материалами дела в случае наличия в деле секретных материалов, невозможность рассмотрения дела судом присяжных, закрытость судебного разбирательства, — все эти проблемы, возникающие в связи с уголовным преследованием лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении государственной измены, являются недостатками уголовно-правовой системы и свидетельствуют о несовершенстве правового механизма установления в действиях лица состава ст. 275 Уголовного кодекса РФ и привлечения лица к ответственности по данной статье [9].

В условиях внешнеполитической активности государства, учитывая возрастание количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 275 Уголовного кодекса РФ, именно в периоды международных (в т. ч. политических) конфликтов представляется важным обеспечить независимость института привлечения к уголовной ответственности за совершение государственной измены от политических сил, властного влияния и невовлеченность дел о государственной измены в составную часть кампании против другого государства [9].

В заключении хотелось бы обратить особое внимание на то, что состояние уголовной ответственности за государственную измену напрямую зависит от взаимоотношений между странами и их конфликтами [10]. При этом возникающие правоприменительные проблемы могут быть устранены только комплексными мероприятиями, направленными на устранение несовершенства средств юридической техники при конструировании нормы с.275 Уголовного кодекса РФ и повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих уголовное преследование, и судебной системы. Только в таком случае те проблемы, которые были рассмотрены в настоящей работе, включая секретность, обвинительный уклон, недоступность материалов дела для защитника и его клиента, будут успешно устранены, а лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении государственной измены сможет максимально полно реализовать гарантированные ему законодательством процессуальные права, в т. ч. право на защиту и право на справедливое и всестороннее судебное разбирательство дела.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная измена, Уголовный кодекс РФ, уголовная ответственность, интерес страны, лицо, преступление, свободное распространение информации, совершение, государственная безопасность, обвинительный уклон.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: