Кто осуществляет государственный надзор при строительстве и реконструкции гидротехнических

Обновлено: 02.12.2022

Отдел по надзору за энергоснабжающими организациями и гидротехническими сооружениями (в дальнейшем - Отдел) является структурным подразделением Северо-Восточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление).

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор), нормативными правовыми актами, организационно - распорядительными и руководящими документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Положением о Северо-Восточном управлении Ростехнадзора, организационно-распорядительными документами Верхне-Донского управления Ростехнадзора, настоящим Положением.

Отдел находится в г.Магадане и осуществляет свою деятельность на территории Магаданской области.

Полномочия работников отдела

Работники отдела осуществляют государственный надзор за соблюдением требований действующего законодательства, норм и правил в области безопасной эксплуатации энергоснабжающих организаций и гидротехнических сооружений энергетики, промышленности и водохозяйственного комплекса в соответствии с Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от 26.06.1997г. №117-ФЗ, и нормативными актами указанными в Приложении 1.

Они осуществляют контроль и надзор за соблюдением в пределах компетенции Ростехнадзора при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений; осуществляют анализ достаточности принимаемых поднадзорными организациями мер по предупреждению аварий, инцидентов а также контроль за их выполнением; осуществляют контроль за своевременным предоставлением декларации безопасности ГТС; осуществляют контроль за соблюдением поднадзорными организациями порядка ведения мониторинга за состоянием гидротехнических сооружений и его анализ, а также проверку достаточности разработанных мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС в меж декларационный период; осуществляют в установленном порядке формирование государственного реестра объектов ГТС и составляют список поднадзорных организаций; участвуют в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности; обеспечивают проверку выполнения поднадзорными организациями установленных требований по расчету вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; осуществляют контроль за техническим состоянием гидротехнических сооружений; проводят проверку сведений о собственниках и гидротехнических сооружениях при направлении материалов в Российский регистр ГТС ; контролируют порядок подготовки руководителей, специалистов и рабочих поднадзорных организаций в области безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений , участвуют в установленном порядке в их аттестации; участвует в приемке в эксплуатацию объектов в поднадзорных организациях, участвует в работе комиссий по проведению пред декларационных обследований поднадзорных ГТС; выдают в установленном порядке разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений.

Отдел с целью реализации полномочий имеет право осуществлять государственный надзор и контроль по вопросам, отнесенных к ведению Ростехнадзора. В этих целях должностные лица Управления имеют право
в установленном порядке посещать поднадзорные организации и объекты (в том числе режимные) независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Запрашивать у органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, отнесенную к компетенции Ростехнадзора.
Вносить в объединения, предприятия и организации предложения и давать руководителям и другим должностным лицам предприятий, организаций и граждан, а также подразделениям органов исполнительной власти на местах, имеющих подконтрольные отделу объекты, обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении выявленных нарушений требований (правил и норм) по безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях и о временном запрете деятельности в случае выявления нарушений правил и норм безопасности.

Рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания.

Направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области деятельности Ростехнадзора в

Принимать участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и несчастных случаев на производстве и на основе результатов расследования выдавать обязательные для исполнения решения.

Проверять у должностных лиц и граждан наличие документов, дающих право на техническое руководство работами, а на предприятиях и в организациях соблюдение установленного порядка подготовки, проверки знаний и допуска персонала к работе.

Участвовать в комиссиях по проверке знаний и норм по безопасности руководителей и персонала поднадзорных предприятий и организаций.

Вносить представления руководителям предприятий, организаций, а также подразделений органов исполнительной власти на местах об освобождении от занимаемой должности лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасной эксплуатации ГТС

Отдел для осуществления своих задач и функций имеет право давать разъяснения физическим и юридическим лицам по вопросам, отнесенным к компетенции отдела:

Проверка на полноту и не противоречивость сведений о собственнике и гидротехническом сооружении направляемых в Российский регистр ГТС.

Согласование расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и определение величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Предметом федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, за исключением портовых и судоходных гидротехнических сооружений, являются:

соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений;

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В положении о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

Оценка соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований к эксплуатации портовых гидротехнических сооружений проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта.

Оценка соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований к эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений проводится в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта.

При осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений проводятся следующие профилактические мероприятия:

обобщение правоприменительной практики;

меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей его организации критериям добросовестности за пять лет;

Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений утверждается Правительством Российской Федерации.

При осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

Для федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений устанавливаются следующие особенности применения системы оценки и управления рисками при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

в отношении гидротехнических сооружений I или II класса плановые выездные проверки проводятся не чаще одного раза в год;

в отношении гидротехнических сооружений III класса плановые выездные проверки проводятся не чаще одного раза в три года;

в отношении гидротехнических сооружений IV класса плановые проверки не проводятся.

При организации проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий учитываются результаты оценки добросовестности контролируемых лиц.

Порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора) устанавливается положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июня 2021 года N 1080

О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений

2. Признать утратившими силу:

3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1080

Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением портовых и судоходных гидротехнических сооружений) (далее - государственный надзор).

2. Государственный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

4. Государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления постоянного государственного контроля (надзора) и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.

5. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются:

а) руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

б) заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

в) заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

д) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

е) руководители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

ж) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов в территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

и) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора.

6. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора

8. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора применяется система оценки и управления рисками с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".

9. Гидротехнические сооружения в зависимости от их высоты и типа грунта оснований, назначения и условий эксплуатации, максимального напора на водоподпорное сооружение и последствий возможных гидродинамических аварий подразделяются на классы в соответствии с критериями классификации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений".

10. Присвоение класса гидротехническому сооружению, его изменение осуществляются при внесении сведений о гидротехническом сооружении (и (или) их обновлении) в Российский регистр гидротехнических сооружений после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".

11. В зависимости от класса эксплуатируемого гидротехнического сооружения проведение плановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, осуществляется со следующей периодичностью:

в отношении гидротехнических сооружений I или II класса - не чаще одного раза в год;

в отношении гидротехнических сооружений III класса - не чаще одного раза в 3 года.

В отношении гидротехнических сооружений IV класса плановые проверки не проводятся.

12. В случае соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, критериям оценки добросовестности, указанным в пункте 49 настоящего Положения, устанавливается следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:

а) в отношении гидротехнических сооружений I или II класса - не чаще одного раза в 2 года;

б) в отношении гидротехнических сооружений III класса - не чаще одного раза в 4 года.

III. Организация контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении государственного надзора

13. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

14. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного надзора, являются:

руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

руководители, заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках государственного надзора осуществляются только в виде выездных проверок.

16. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка.

17. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

18. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

19. При проведении выездных и документарных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, доказательств нарушения обязательных требований при проведении выездных и документарных проверок принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки самостоятельно.

При осуществлении видеозаписи на ней фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

20. При осуществлении в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы гидротехнических сооружений Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, проводящие контрольное (надзорное) мероприятие, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту экспертизы и необходимые условия для исследования.

21. Индивидуальный предприниматель, в отношении которого назначено (запланировано) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, вправе представить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (под обстоятельством непреодолимой силы понимаются обстоятельства, определяемые в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые непосредственно затронули реализацию проведения указанного мероприятия), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.

Информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, должна содержать:

описание обстоятельств непреодолимой силы;

сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

от 18 мая 2017 года N 167

В целях обеспечения эффективности осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 18 мая 2017 года N 167

Методические рекомендации по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики

I. Общие положения

2. Настоящие Методические рекомендации содержат рекомендации по осуществлению федерального государственного строительного надзора должностными лицами Ростехнадзора при строительстве, реконструкции гидротехнических сооружений I и II классов объектов капитального строительства электроэнергетики (далее - ГТС) гидроэлектростанций (далее - ГЭС), гидроаккумулирующих электростанций (далее - ГАЭС) и тепловых электрических станций (далее - ТЭС), работающих на органическом топливе, с учетом их особенностей.

II. Организация и проведение проверок

4. При проверках строящегося, реконструируемого ГТС объекта капитального строительства электроэнергетики (далее - объекта электроэнергетики) проводится оценка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов работ в виде зданий и сооружений, конструкций, узлов, установленных инженерных систем и оборудования требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащённости объекта электроэнергетики приборами учёта используемых энергетических ресурсов (далее - оценка соответствия).

5. Орган федерального государственного строительного надзора проводит проверки на основании поступивших в Ростехнадзор:

извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 ГрК РФ, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.

6. Основанием для осуществления федерального государственного строительного надзора также является:

программа проверок, разрабатываемая органом федерального государственного строительного надзора;

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом федерального государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа федерального государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

7. После поступления от застройщика (технического заказчика) извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с положениями ГрК РФ, Административным регламентом, приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1129, приказом Ростехнадзора от 15 июля 2015 г. N 275 проверяется наличие разрешения на строительство, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию.

8. Должностными лицами Ростехнадзора, осуществляющими федеральный государственный строительный надзор на строящемся, реконструируемом ГТС объекта электроэнергетики, может запрашиваться в соответствии с частью 5.1 статьи 52 ГрК РФ информация у органа, выдавшего разрешение на строительство, если застройщиком (техническим заказчиком) не представлены в полном объёме документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 статьи 52 ГрК РФ.

9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок на основании согласованной с застройщиком (техническим заказчиком) программы проверок объекта капитального строительства. В соответствии с пунктами 11 и 12 Положения об осуществлении государственного строительного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54, программа проверок разрабатывается должностным лицом (должностными лицами) Ростехнадзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) от его имени осуществлять государственный строительный надзор.

Программа проверок разрабатывается с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

10. Должностным лицам Ростехнадзора, осуществляющим федеральный государственный строительный надзор, для разработки программы проверок строящихся, реконструируемых ГТС объектов электроэнергетики, планирования сроков проведения проверок и обеспечения эффективного федерального государственного строительного надзора необходимо рассматривать проектную документацию на строительство, реконструкцию ГТС, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". В состав проектной документации в соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ входят:

пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

конструктивные и объемно-планировочные решения;

сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

проект организации строительства объектов капитального строительства;

проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

перечень мероприятий по охране окружающей среды;

перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В состав иной документации входит, в частности, декларация безопасности ГТС, разрабатываемая в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.

11. При осуществлении федерального государственного строительного надзора необходимо принимать во внимание, что ГТС I и II классов объектов электроэнергетики являются технически сложными объектами, для которых застройщиком (техническим заказчиком) должна обеспечиваться технологическая последовательность и взаимная увязка сроков производства строительно-монтажных работ (далее - СМР) и пуско-наладочных работ (далее - ПНР) при их строительстве, реконструкции.

На этапе проектирования в проекте организации строительства (далее - ПОС) для планирования и осуществления финансирования и материально-технического обеспечения включаются: календарный план производства работ по объекту; строительный генеральный план, график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования, график движения рабочих кадров по объекту, график движения основных строительных машин по объекту, технологические карты на выполнение отдельных видов работ (далее - укрупнённый сетевой график). Укрупнённый сетевой график расширяется и детализируется по мере разработки рабочей документации в виде детальных сетевых графиков (далее - сетевые графики) для выполнения СМР и ПНР на строящемся, реконструируемом объекте, в том числе по отдельным пусковым комплексам (очередям) строительства, реконструкции, в том числе в отношении отдельных видов работ.

12. Должностным лицом Ростехнадзора при проверках ГТС объекта электроэнергетики следует проверять наличие комплексного укрупнённого сетевого графика строительства, реконструкции ГТС, сетевых графиков выполнения отдельных этапов строительства и видов работ, которые оказывают влияние на безопасность построенного, реконструированного ГТС объекта электроэнергетики, рабочей документации на СМР и ПНР, разрешения (временного) на допуск в эксплуатацию энергоустановки (энергоустановок), обеспечивающей (обеспечивающих) проведение СМР и ПНР при строительстве, реконструкции ГТС.

13. Осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции ГТС следует планировать с учетом времени выполнения важных для безопасности строящихся, реконструируемых объектов электроэнергетики СМР и ПНР. Важность вопроса для проверки определяется должностными лицами Ростехнадзора.

Примерная дата проведения каждой проверки указывается в программе проверки и уточняется на основании извещений застройщика (технического заказчика) о сроках завершения работ, подлежащих проверке.

14. К важным для безопасности работам, в частности, относятся работы по устройству систем грунтового водопонижения, фундаментов, экранов, противофильтрационных элементов, прокладке встроенных в сооружение коммуникаций и коллекторов, монтажу оборудования, строительству временных ГТС (перемычек) для обеспечения пропуска строительных расходов.

15. При осуществлении федерального государственного строительного надзора должностным лицам Ростехнадзора следует уделять внимание проверке соответствия технологий выполнения СМР, указанным в ППР и технологических картах. В числе возможных причин, которые привели к необходимости отступления от технологий и сроков выполнения СМР проектной документации, могут быть следующие:

отличающиеся от проектных значения параметров и характеристик геологических, гидрогеологических, сейсмологических и других явлений;

необходимость разработки конструкторской и (или) проектной документации на изготовление вспомогательных приспособлений, устройства креплений, шпунтовых ограждений, создания дополнительных систем искусственного водопонижения, котлованов, ранее не предусмотренных проектной документацией;

высокая техническая сложность строительства, реконструкции ГТС объекта электроэнергетики (большая территория строительства, большое количество объектов, стесненность условий работ, взаимные помехи по очередности строительства разных объектов);

заниженные в ПОС сроки строительства относительно фактически необходимых сроков для соблюдения технологий производства работ;

внесение изменений в проектно-сметную документацию в связи с необходимостью учета технологических возможностей застройщика;

согласование допущенных отклонений от рабочей документации, в том числе принятие решений о возможности применения несоответствующей проектной документации продукции;

необходимость проведения дополнительных исследований, испытаний и режимного контроля в процессе строительства.

16. При осуществлении федерального государственного строительного надзора должностным лицам Ростехнадзора следует уделять внимание оценке соответствия (несоответствия) фактических сроков выполнения СМР срокам, установленным в проектной документации - сетевых графиках СМР.

Последовательность выполнения работ и соблюдение сроков выполнения работ являются важными факторами обеспечения качества работ, технического состояния конструкций ГТС и их элементов, их свойств и характеристик надежности, прочности и устойчивости.

17. Если при проверках должностными лицами Ростехнадзора выявлены отклонения параметров строящихся, реконструируемых зданий, сооружений и конструкций от установленных проектной документацией (изменениями к проектной документации), то этот факт фиксируется в актах проверок в рамках федерального государственного строительного надзора и выдаётся предписание о необходимости устранения нарушения.

18. Если при строительстве, реконструкции ГТС объектов электроэнергетики установлены отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, затрагивающие конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства и (или) приводящие к увеличению сметы на его строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах, необходимо внесение изменений в проектную документацию и проведение экспертизы проектной документации в соответствии с частью 3.6 статьи 49 ГрК РФ.

Должностным лицам Ростехнадзора необходимо принимать во внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком (техническим заказчиком) проектной документации после внесения в неё соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

19. При осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции ГТС должностным лицам Ростехнадзора рекомендуется использовать результаты строительного контроля, выполняемого лицом, осуществляющим строительство, застройщиком (техническим заказчиком) либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом в соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ. Следует рассматривать документацию, в том числе акты освидетельствования выполненных работ, подтверждающие проведение строительного контроля в соответствии с частью 4 статьи 53 ГрК РФ.

На основании результатов проверки документации должностным лицом Ростехнадзора оценивается порядок и полнота строительного контроля, порядок взаимодействия застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, по обеспечению качества при проведении строительного контроля. Результаты этих проверок также являются основанием для должностного лица Ростехнадзора выявить и взять под контроль федерального государственного строительного надзора установленные нарушения (несоответствия), отмеченные в разделах 4 и 5 общего журнала работ или в предписаниях строительного контроля и их устранение.

от 16 марта 2021 года N 97-рп

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 марта 2022 года на основании
распоряжения Ростехнадзора от 26 января 2022 года N 9-рп
____________________________________________________________________

2. Центральной аттестационной комиссии и территориальным аттестационным комиссиям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении аттестации работников поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций руководствоваться утвержденными настоящим распоряжением вопросами тестирования.

3. Начальнику Управления информатизации А.Ф.Мубаракшину обеспечить размещение в порядке информации вопросов тестирования, упомянутых в пункте 1 настоящего распоряжения, на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 5 апреля 2021 года.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 16 марта 2021 года N 97-рп

В.1. Гидротехнические сооружения объектов промышленности

1. На каком основании водные объекты могут предоставляться в пользование для строительства гидротехнических сооружений, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов?

2. Что входит в понятие "водохозяйственная система" при эксплуатации гидротехнических сооружений?

3. Сколько лет составляет предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования при эксплуатации гидротехнических сооружений объектов промышленности?

4. Может ли быть увеличен предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования при эксплуатации гидротехнических сооружений объектов промышленности?

5. Какие сооружения из перечисленных не относятся к гидротехническим?

6. Что понимается под безопасностью гидротехнических сооружений объектов промышленности?

7. Что называется декларацией безопасности гидротехнического сооружения объекта промышленности?

8. Что понимается под критериями безопасности гидротехнического сооружения объекта промышленности?

9. Что из перечисленного относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений?

10. Кто осуществляет государственный надзор при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов промышленности?

11. Кем осуществляются функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с эксплуатацией гидротехнических сооружений на объектах промышленности?

12. На что не имеют права должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций?

13. Когда предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений не требуется?

14. В каком случае внеплановая выездная проверка деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений не проводится?

15. Что из перечисленного не обязан осуществлять собственник гидротехнического сооружения (эксплуатирующая организация)?

16. Что является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации?

17. С каким федеральным органом исполнительной власти собственник гидротехнического сооружения обязан согласовывать Правила эксплуатации ГТС?

18. Какой федеральный закон регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте?

19. Какие гидротехнические сооружения относятся к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения?

20. Какой срок действия страховых тарифов предусмотрен при обязательном страховании гражданской ответственности владельца гидротехнического сооружения за причинение вреда в результате аварии?

21. Каков максимальный размер страховой выплаты каждому потерпевшему по договору обязательного страхования в счет возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате аварии на гидротехническом сооружении?

22. На какой срок заключается договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении?

23. Каким образом определяется размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного имуществу в результате аварии гидротехнического сооружения на объекте промышленности?

24. Что не обязан возмещать страховщик по договору обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения?

25. В какой срок страхователь обязан сообщить страховщику об аварии на гидротехническом сооружении в порядке, установленном правилами обязательного страхования?

26. Какой срок исковой давности по требованию об осуществлении компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему при аварии на гидротехническом сооружении, установлен законодательством Российской Федерации?

27. На что не уполномочены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор)?

28. За чей счет осуществляется финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения объекта промышленности (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы)?

29. Подлежит ли возмещению вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений?

30. Какие из перечисленных объектов относятся к особо опасным и технически сложным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации?

32. Какие меры административного наказания предусмотрены для должностных лиц за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности?

33. Какие меры административного наказания предусмотрены для юридических лиц за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности?

34. Кто обязан финансировать мероприятия по защите работников организаций от чрезвычайных ситуаций?

35. Кто и каким образом определяет границы зон чрезвычайной ситуации?

36. Каким образом определяются границы зон экстренного оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций?

37. Каким образом проводятся планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

38. Что не входит в обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

39. Кем осуществляется постоянный государственный надзор на гидротехнических сооружениях?

40. Какие из перечисленных требований подлежат контролю в рамках постоянного государственного надзора?

41. Что из перечисленного не входит в перечень мероприятий постоянного государственного надзора?

42. В каком случае установление в отношении объекта повышенной опасности постоянного государственного надзора исключает проведение в отношении такого объекта проверок органами Ростехнадзора?

43. Кто может осуществлять постоянный государственный надзор в отношении объекта повышенной опасности?

44. В какой срок должна быть направлена в адрес организации, владеющей объектом повышенной опасности, копия приказа руководителя органа надзора о назначении уполномоченных должностных лиц для осуществления постоянного государственного надзора?

45. Каким образом допускается проведение обмена документами, сведениями из документов, иной информацией между органом надзора и организациями, владеющими объектом повышенной опасности в рамках постоянного государственного надзора?

46. В каком документе содержатся сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности?

47. В соответствии с чем проводится государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, в состав которой входит декларация безопасности гидротехнических сооружений?

48. Какой федеральный орган исполнительной власти уполномочен предоставлять услугу по утверждению декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)?

49. В каком из перечисленных случаев заявителю может быть отказано в утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения?

50. Какой федеральный орган исполнительной власти уполномочен предоставлять услугу по выдаче разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений?

51. Какой срок установлен для предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнического сооружения?

52. Предоставление каких документов для выдачи разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения не вправе требовать от заявителя Ростехнадзор и его территориальные органы?

53. В каком из перечисленных случаев заявителю может быть отказано в выдаче разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения?

54. Каким образом может осуществляться информирование Ростехнадзором о порядке предоставления государственной услуги по согласованию Правил эксплуатации гидротехнических сооружений?

55. Какие документы прикладываются к заявлению о включении в перечень экспертных центров, проводящих государственную экспертизу деклараций безопасности ГТС?

56. Какой размер государственной пошлины установлен за предоставление государственной услуги по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу деклараций безопасности ГТС?

57. Кем предоставляется государственная услуга по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)?

58. Какой документ выдается заявителю при включении его в перечень экспертных центров, проводящих государственную экспертизу деклараций безопасности ГТС?

59. Какой из перечисленных классов не предусмотрен для гидротехнических сооружений?

60. На какой срок должна быть определена величина финансового обеспечения ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения?

62. Кто определяет экспертные центры, которые формируют экспертные комиссии по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)?

63. Каким образом определяется величина финансового обеспечения ответственности при наличии у собственника гидротехнического сооружения двух и более гидротехнических сооружений?

64. Кем должен производиться расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения?

65. Для каких прогнозируемых сценариев аварий гидротехнического сооружения выполняется расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС?

66. В каких целях проводится расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: