Ошибки судебных приставов при возбуждении исполнительного производства

Обновлено: 22.04.2024

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 31

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, за исключением требования об указании необходимых идентификаторов должника;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов;

9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона;

(п. 9 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

(п. 10 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 1.2 статьи 12, частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона;

(п. 11 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 57-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) исполнительный документ выдан в отношении требования, указанного должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, при этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включены сведения о возбуждении в отношении должника-гражданина процедуры внесудебного банкротства и указанная процедура внесудебного банкротства не прекращена (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 223.4 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");

(п. 12 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

13) исполнительный документ выдан в отношении требования, указанного должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, при этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включены сведения о завершении процедуры внесудебного банкротства (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в пункте 2 статьи 223.6 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

(п. 13 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

1.1. Постановление Федеральной службы судебных приставов об отказе в возбуждении исполнительного производства принимается в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа на основании наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате должником задолженности в полном объеме, а также в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

2. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

2.1. В случае принятия судебным приставом-исполнителем решения об отказе в возбуждении исполнительного производства исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, не направляется взыскателю. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 настоящей статьи, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, направляется только постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

2.2. В случае поступления исполнительного документа, содержащего требование о взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджет, в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, не по месту совершения исполнительных действий исполнительный документ направляется в соответствующее подразделение судебных приставов без принятия какого-либо процессуального решения с уведомлением органа, направившего исполнительный документ для исполнения.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

3. Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4, 7 и 12 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При необходимости повторного направления (предъявления) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, если взыскателю в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи направлялось только постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, взыскатель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, принявшим соответствующий акт, с заявлением о повторном направлении исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа в порядке, установленном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Пристав займется исполнением судебного или иного акта после возбуждения производства. Для этого взыскатель должен подать заявление, представить исполнительный документ. Порядок возбуждения производства регламентирован ст. 30 Закона № 229-ФЗ. Подробнее о начальной стадии исполнительного дела расскажем ниже.

Возбуждение исполнительного производства

Как возбуждается исполнительное производство

По ст. 30 Закона № 229-ФЗ, производство возбуждается по заявлению взыскателя. В отдельных случаях приставы могут открыть дело без заявления взыскателя (например, если в ФССП направляется постановление по административному делу). Процедура возбуждения производства предусматривает следующие этапы:

  • взыскатель должен получить исполнительный документ в суде или ином органе;
  • заполняется заявление в адрес ФССП (о правилах его оформления расскажем ниже);
  • заявление и исполнительный документ направляется в подразделение ФССП по почте, через представителя, либо на личном приеме у пристава;
  • заявление и приложенные документы регистрируются под входящий номер, после чего передаются приставу (на это дается не более 3 дней с момента регистрации);
  • на принятие решения о возбуждении производства у пристава есть 3 рабочих дня;
  • если исполнительные документы позволяют возбудить дело, пристав издает постановление, направляет копию этого документа взыскателю и должнику.

Таким образом, исполнительное производство должно быть возбуждено не позднее 6 рабочих дней после регистрации заявления (не более 3 дней на передачу документов приставу + еще до 3 дней на вынесение постановления). Естественно, такие сроки действуют только в случае, если нет оснований для отказа в возбуждении производства.

При получении заявления от взыскателя приставы проверяют:

  • обязательные реквизиты исполнительного документа (номер и дату выдачи исполнительного листа, печать суда, подпись уполномоченного лица и т.д.);
  • сведения о взыскателе и должнике;
  • характер и размер требований, так как от этого зависит перечень исполнительных действий;
  • полномочия представителя.

При вынесении постановления о возбуждении дела, пристав должен предоставить должнику время для добровольного исполнения. Этот срок не может превышать 5 дней, отсчитывается со дня получения должником копии постановления. Даже в эти 5 дней пристав может наложить арест на имущество и счета должника, так как он относится к обеспечительным мерам. При отказе в возбуждении производства можно подать жалобу вышестоящему приставу, либо в суд.

Как заполнить заявление о возбуждении производства

Законом не предусмотрена единая форма заявления о возбуждении исполнительного производства. Помимо стандартных требований к оформлению документов, в заявлении можно сразу указать:

  • реквизиты счета, на который будут перечисляться взысканные деньги (пока таких данных у пристава нет, деньги будут лежать на депозите ФССП);
  • ходатайство о наложении ареста на активы должника, введении запретов и ограничений;
  • сведения о местонахождении должника и его имущества, места работы и иных данных, имеющих отношение к исполнительному производству.

Образец заявления о возбуждение исполнительного производства

Образец заявления о возбуждение исполнительного производства

Куда подавать заявление о возбуждение ИП

Если должником является физическое лицо, заявление подается в подразделение ФССП:

  • по месту постоянного проживания должника;
  • по месту его временного пребывания;
  • по адресу нахождения имущественных активов.

Если долг или иные требования предъявлены к юридическому лицу, документы подаются в отдел ФССП по адресу регистрации предприятия, местонахождению имущества. Выбрать надлежащий орган ФССП для подачи документов можно по справочнику на нашем сайте.

Если взыскатель не может точно определить, в какое подразделение нужно отправлять заявление и исполнительный лист, можно обратиться к Главному приставу ФССП по субъекту РФ. В этом случае документы будут направлены по нужному адресу не позднее 5 дней после их поступления.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Как только заявление и исполнительный документ передаются приставу, он должен принять процессуальное решение – возбудить производство, либо вынести отказ. Основания для вынесения отказа должны соответствовать ст. 31 Закона №229-ФЗ:

  • если исполнительный лист поступил без заявления, либо оно не подписано;
  • если документы поданы в ненадлежащее подразделение ФССП (кроме случаев, когда заявление подается в адрес Главного пристава субъекта РФ);
  • если истек срок (3 года) на предъявление документа к исполнению, а заявитель не обращался за его восстановлением;
  • если документ уже подавался в ФССП, но дело было прекращено по основаниям, указанным в ст. ст. 43 и 103 Закона № 229-ФЗ (например, по факту смерти должника, после которого не осталось правопреемником или наследников);
  • если по тому же документу ранее было окончено производство;
  • если акт суда или иного ведомства, по которому был выдан исполнительный лист, не вступило в силу (например. если решение суда было обжаловано и дело возвращено на новое рассмотрение);
  • иные основания, перечисленные в ст. 31 Закона № 229-ФЗ.

Установив хотя бы одно из указанных обстоятельств, пристав обязан вынести постановление об отказе в возбуждении производства. Копия постановления направляется взыскателю не позднее следующего дня. Заявитель может оспорить постановление, либо устранить основания для отказа и повторно подать документы в ФССП.

Обжалование отказа в возбуждении ИП

Если заявитель не согласен с постановлением об отказе в возбуждении ИП, он может подать жалобу. Порядок обжалования предусмотрен главой 18 Закона № 229-ФЗ:

  • жалобу нужно подать не позднее 10 дней после вынесения постановления;
  • обратиться с жалобой можно в порядке подчиненности, т.е. через вышестоящее должностное лицо ФССП, либо в суд;
  • жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена не позднее 10 дней;
  • жалоба, поступившая в суд, рассматривается в течение 10 дней по правилам Закона № 229-ФЗ, ГПК РФ или АПК РФ.

Если доводы жалобы будут подтверждены, постановление об отказе отменяется. Пристав, вынесший отказ, будет обязан заново рассмотреть заявление в срок, не превышающий 10 дней.

Как эффективно следить за ходом дела

Направив заявление и исполнительный лист в ФССП, взыскатель может контролировать ход дела, обжаловать действия и бездействия приставов. Для этого нужно получить копию постановления о возбуждении дела, в котором будет указан номер. Контролировать ход дела можно следующими способами:

  • знакомиться с материалами дела, так как такое право предоставлено каждому участнику производства;
  • направлять в адрес ФССП письменные запросы о получении информации по исполнительным действиям;
  • проверять информацию по базе данных на сайте ФССП;
  • подавать жалобы на действия и бездействия приставов;
  • участвовать в исполнительных действиях;
  • подавать заявления и ходатайства (например, об объявлении розыска должника и его активов).

Как заставить судебного пристава работать? Инструкция к действию

В рамках производства можно пользоваться услугами представителя (юриста, адвоката, иных лиц). Для подтверждения полномочий представителя нужно оформить доверенность через нотариат.

Взыскатель и должник вправе рассчитывать, что должностные лица ФССП будут неукоснительно соблюдать нормы закона, права и интересы участников исполнительного производства. Однако со стороны приставов также можно увидеть ошибки, вызванные ненадлежащим отношением к обязанностям, либо прямым нарушением закона. О наиболее распространенных ошибках и способах борьбы с ними расскажем в этом материале.

Ошибки, которые допускают приставы

Основные полномочия и обязанности приставов

Все ошибки, возникающие в работе приставов, связаны с ненадлежащим исполнением норм закона, реализацией предоставленных полномочий. Базовым нормативным документом в сфере исполнительного производства является Федеральный закон № 229-ФЗ. Он наделяет приставов следующими полномочиями:

  • рассмотрение исполнительных документов, возбуждение, приостановки или прекращение производств;
  • принятие мер обеспечения к должнику, в том числе арест имущества и счетов, лишение прав, запрет на выезд за границу и т.д.;
  • реализация мер принудительного исполнения, в том числе обращение взыскания на имущество и счета, направление документов по месту работы должника;
  • привлечение к административной и уголовной ответственности на нарушение норм закона, предписаний пристава.

Также пристав обязан соблюдать процессуальные сроки, указанные в Законе № 229-ФЗ, ГПК РФ, иных нормативных актах.

Правила профессионального общения и нормы деловой этики также предусмотрены приказами и регламентами ФССП. Их несоблюдение также может стать поводом для претензий и жалоб граждан, предметом дисциплинарных, административных и уголовных дел. Ошибки в деятельности приставов могут быть вызваны и загруженностью в работе, недостатком опыта и квалификации.

Нарушение сроков и бездействие в исполнительном производстве

В Законе № 229-ФЗ содержится ряд обязательных процессуальных сроков, которые должны соблюсти приставы. Выделим наиболее серьезные ошибки, которые приставы допускают в части соблюдения сроков:

  • нарушение сроков рассмотрения документов и возбуждения производства – на это дается не более 3-х дней, если к представленным документам нет замечаний;
  • направление участникам дела постановлений – пристав обязан сделать это не позднее дня, следующего за изданием документа и вынесения решения;
  • применение мер принудительного взыскания или наложение исполнительского сбора до истечения срока на добровольное исполнение – пока не истечет 5 дней после возбуждения производства, пристав вправе только вводить меры обеспечения.

Также специальные сроки есть на рассмотрение обращений граждан, на дачу письменных разъяснений и справок, на исключение сведений из базы данных должников и снятие запрета на выезд.

Также в Законе № 229-ФЗ предусмотрен и общий срок исполнительных действий – не более двух месяцев с момента возбуждения производства. Если за этот период времени судебный акт не исполнен, либо приставы не использовали все предоставленные полномочия, на них можно подать жалобу за бездействие. На нашем сайте вы можете найти образцы жалоб на решения и бездействия приставов, в том числе по факту нарушения сроков.

Незаконные действия и бездействия

Как и другие чиновники, должностные лица ФССП могут умышленно или случайно нарушать нормативные акты, совершать незаконные действия или проявлять бездействие. В сфере исполнительного производства это повлечет нарушение прав взыскателя или должника, интересов государства. Выделим наиболее распространенные нарушения, с которыми могут столкнуться граждане:

Любые незаконные действия и бездействия приставов можно обжаловать в порядке подчиненности или через суд. Также при нарушениях закона можно обращаться с жалобами и заявлениями в прокуратуру.

Незаконные действия могут быть вызваны ошибочным трактованием закона или содержания представленных документов. Также пристава могут вводить в заблуждение сами участники производства, что может повлечь вынесение незаконного решения. Например, если в представленных документах будет видно, что арестованное имущество не принадлежит должнику, пристав должен снять арест. Впоследствии может устанавливаться, что эти документы были оспорены и отменены в суде, т.е. первоначальный арест был наложен правомерно.

К незаконным действиям можно отнести:

  • обращение взыскания на имущество, которое нельзя изымать у должника в силу норм закона (например, единственное жилье семьи, не обремененное ипотечным залогом);
  • введение запрета на выезд за границу или лишение водительских прав при сумме долга менее 30 тыс. руб.;
  • удержание чужого долга, если пристав ненадлежащим образом идентифицирует личность должника.

В зависимости от вида ошибки или нарушения, способы защиты будут разными. В отдельных случаях пристав обязан сам отменить свое постановление, если будет подтверждено его нарушение закона. В иных случаях это может сделать вышестоящее должностное лицо ФССП или суд.

Очень много ошибок связано с бездействием приставов. Это может быть:

  • невыполнение исполнительных действий, предусмотренных Законом № 229-ФЗ (например, если пристав длительное время уклоняется от направления запросов, выезда по месту действия должника);
  • систематическое нарушение сроков производства или отдельных исполнительных действий;
  • ненаправление документов по месту работы должника, хотя она было сразу известно при возбуждении производства;
  • нарушение сроков индексации алиментов;
  • затягивание времени на передачу имущества для реализации.

Бездействие также можно обжаловать через вышестоящее должностное лицо ФССП или в суде. Если доводы взыскателя или должника будут подтверждены, пристава обяжут устранить нарушение, либо совершить конкретные исполнительные действия. Материалы и образцы документов для подачи таких жалоб вы также можете найти на нашем сайте.

Неправильное оформление документов

Процессуальные документы, выносимые приставами, должны соответствовать Закону № 229-ФЗ, Приказам ФССП, иным нормативным актам. Нарушение этих требований может затруднить исполнительное производство, привести к обжалованию и отмене документа. Вот с какими ошибками могут столкнуться взыскатель должник:

  • ошибочная идентификация должника в постановлении на удержание, что приведет к взысканию средств с другого человека;
  • ошибки при указании реквизитов для платежей, в результате чего взыскатель невовремя получит деньги;
  • ошибки при составлении акта (описи) имущества, что повлечет нарушение интересов должника или взыскателя;
  • неуказание в постановления обязательных сведений, в результате чело документ можно оспорить;
  • ошибки в справке о расчете долга (например, неправильный подсчет суммы алиментов).

Обжаловать постановления могут все участники дела, если их права нарушены. В результате отмены документы будут аннулированы все действия и решения, предусмотренные им. Например, при отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, ранее удержанную сумму вернут должнику.

Нарушение правил общения с участниками исполнительного производства

Вне зависимости от обстоятельств производства, поведения и действий участников дела, пристав обязан соблюдать нормы этики и уважительного общения. Запрещено оскорблять или унижать должника, взыскателя или иных лиц, неоправданно применять силу, причинять ущерб имуществ. При нарушении правил поведения или проведения исполнительных действий, пристава можно привлечь:

  • к дисциплинарной ответственности (это сделают должностные лица ФССП после рассмотрения жалоб от участников производства);
  • к административной ответственности по КоАП РФ;
  • к уголовной ответственности по УК РФ (например, за превышение полномочий).

При выявлении фактов ненадлежащего поведения со стороны пристава, можно обращаться к руководителю подразделения ФССП или в Управление по субъекту РФ, в прокуратуру, в правоохранительные органы. На нашем сайте есть образцы подобных обращений, однако для их заполнения рекомендуем обратиться за помощью к юристу.

Авдеева Екатерина

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 12 июля 2021 г. № 5-КГ21-45-К2, в котором описал механизм действий судебных приставов-исполнителей при совпадении отдельных идентифицирующих данных должника с данными третьего лица.

Как пояснил Суд, в случае выявления подобного рода ошибки именно на судебном приставе-исполнителе лежит обязанность по восстановлению нарушенных им прав третьих лиц

В определении ВС оценил действия судов в связи с их неверным применением норм права, повлиявшим на их решения по иску лица, пострадавшего от неправомерных, по мнению последнего, действий пристава.

Действительно, на проводимых экспертным центром «Деловая Россия» мероприятиях по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов, а также на других площадках, посвященных вопросам исполнительного производства, неоднократно от граждан и предпринимателей доводилось слышать о списании денежных средств с тезки должника или ошибочно с компании, поэтому можно утверждать, что проблема актуальна. Именно поэтому стали требоваться дополнительные идентификационные данные, такие как ИНН или СНИЛС. Однако необходимо учитывать, что бизнес, конечно, может серьезно пострадать от ошибочного или технического списания сразу со всех счетов всей суммы задолженности, но в отношении физлица такие действия могут иметь куда более серьезные последствия.

Трудно говорить, что само по себе указание ВС на необходимость формировать позицию, учитывая интересы более слабой стороны, которой является не госорган, а как раз само лицо, вынужденное обращаться в суд за защитой в связи с нарушением приставом его прав, не является каким-то новым требованиям к госоргану. На самом деле даже без выраженной ВС позиции приставам и кредитным учреждениям необходимо было в силу закона исходить именно из недопустимости нарушения прав и законных интересов третьих лиц. Списание денежных средств, которые для лица могут оказаться последними на текущий момент и крайне необходимыми для жизни, очевидным образом грубо нарушает его законные интересы и права, в том числе гарантированные Конституцией РФ.

Указание Верховного Суда на неправомерность перекладывания риска совпадений идентифицирующих данных с госоргана, отвечающего за законность исполнения судебного акта, на гражданина, не имеющего отношения к исполнительному производству, а также на обязанность пристава предпринять все необходимые действия для восстановления нарушенного им права третьих лиц в случае выявления ошибки важно для дальнейшей правоприменительной практики.

Загруженность приставов, существенно превышающая норму, допускаемые ими ошибки и несвоевременные действия зачастую наносят значительный ущерб правам и законным интересам взыскателей, должников и третьих лиц. Например, если говорить об аресте и списании денежных средств, то наблюдаются такие проблемы, как несвоевременное обращение взыскания на счета должника, что нарушает интересы кредитора. Но при этом нередко денежные средства списываются сразу с нескольких счетов должника, а возврат излишне взысканных денежных средств, как показывает практика, происходит не так быстро, как должно быть: на поступление денег на счет уходят недели, что может причинить существенный вред интересам как физических, так и юридических лиц.

Возражения, связанные с необходимостью должника своевременно исполнять судебные решения, на мой взгляд, исходя из практики, не всегда уместны, поскольку, во-первых, на момент вынесения решения у должника может просто не оказаться требуемой суммы, а переговоры и медиация у нас еще не часто применяются. Во-вторых, лицо может даже не знать, что является должником, так как суды порой направляют уведомления по ненадлежащему адресу (например, тому, где должник не проживает и не имеет регистрации много лет). Приставы в свою очередь зачастую не только не считают необходимым перепроверить действительный адрес регистрации, хотя доступ ко всем базам у них имеется, но и не направляют такого рода уведомления в силу загруженности и недостаточности ресурсов, включая ограниченный бюджет, что лишает должника возможности добровольно исполнить обязательство. Законом, по сути, не предусмотрен механизм рассрочки исполнения обязательства, т.е. должник не мотивирован к исполнению частями, поскольку к нему все равно могут быть применены все меры принудительного воздействия, включая ограничения выезда за рубеж. А вот в случае, если исполнения не было вовсе, есть большой шанс на то, что исполнительное производство будет окончено актом о невозможности в соответствии со ст. 46 Закона об исполнительном производстве.

Проблема ошибочных списаний на основании совпадения данных должников с данными третьих лиц без дополнительной проверки с целью идентификации, а также на основании решений, в которых содержатся ошибки, особенно обостряется с учетом темпов возврата денежных средств на счета – в сроки, исчисляемые несколькими неделями, а также из-за необходимости ни в чем неповинному лицу доказывать свою правоту.

В связи с этим приходится констатировать, что на сегодняшний день сложности вызывают не только ошибочное списание денежных средств со счетов третьих лиц вместо счета должника при полном совпадении данных, но и другие действия, нарушающие права и законные интересы третьих лиц. Например, некоторые из таких лиц даже не подозревают, что в отношении них вынесено решение суда, поскольку судебные органы порой халатно относятся к проверке достоверности актуального адреса регистрации, принимая исковые заявления и вынося решения с грубым нарушением подсудности. Нередко злоумышленники используют указанные недостатки в противоправных целях, чтобы посредством судебной системы и системы исполнительного производства, по сути, похищать денежные средства, представляя в суд подложные документы, на которые по причине отсутствия уведомлений своевременно никто не реагирует. Мировые суды и приставы нередко даже путают в своих решениях и постановлениях номера, фамилии, даты и суммы, что также приводит к нарушению прав указанныхлиц, усложняя процедуру оспаривания соответствующих действий. Так, ограничение права выезда лица за рубеж без должного уведомления также, по сути, нарушает его конституционные права.

Очевидно, что необходимо минимизировать возможность таких ситуаций на уровне законодательства и регламентов. При этом если пристав не принимает мер или игнорирует заявление пострадавшего третьего лица, должна быть предусмотрена жесткая и неотвратимая личная ответственность. Иногда приходится сталкиваться и с тем, что приставы просто не знают, как правильно поступить в нестандартной ситуации. Поэтому на вопрос о том, существует ли проблема нарушения прав третьих лиц, должников и взыскателей судебными приставами, к сожалению, приходится ответить утвердительно. Но это системная проблема, которая, полагаю, будет частично решена внедрением цифровых технологий, информированием через госуслуги, СМЭВ и т.п. Это постепенный процесс, который находится в стадии внедрения, а пока судам и приставам необходимо крайне внимательно перепроверять информацию по исполнительным листам, не допуская при этом халатности, ущемляющей права взыскателей, а также не забывая о том, что, как указал Верховный Суд, не граждане должны доказывать свою позицию, а госорганы. Важно, что ВС обратил внимание судов на то, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) госорганов, органов местного самоуправления или должностных лиц, в том числе изданием не соответствующего закону или иному правовому акту акта госоргана или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием, что предусмотрено ст. 16 ГК РФ.

Для формирования правоприменительной практики может быть значимым также указание ВС на то, что в целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, а также государственными внебюджетными фондами ФССП использует государственные информационные системы. Это, безусловно, важная позиция, однако вызывает беспокойство, что необходимость запрашивать информацию системно игнорируется не только приставами, но и судами. В таком случае граждане оказываются не защищенными от ошибок приставов, и даже обращение в суд далеко не всегда помогает решить проблему. При этом гражданам приходится тратить много сил и времени, чтобы доказать свою правоту – так, в рассматриваемом случае гражданину пришлось дойти до Верховного Суда.

ВС обратил внимание судов на необходимость вставать на защиту граждан и не забывать об ответственности, возложенной на госорганы и их должностных лиц в силу выполнения ими властных полномочий от имени государства. Необходимо, чтобы суды помнили о недопустимости перекладывания ответственности на коммерческие организации и тем более граждан, особенно тех, кто пострадал из-за недобросовестного исполнения обязанностей госслужащими. Чтобы такая тенденция существенно изменилась в лучшую сторону, важно использование судами этой позиции, формирование новых подходов с вынесением решений, учитывающих точку зрения ВС. Но, к сожалению, уверенности в этом нет, тем более указания пока вошли лишь в обсуждаемое определение, а не представлены в качестве разъяснения Пленума ВС. Для защиты интересов взыскателей, должников и третьих лиц считаю необходимым, в частности, принятие изменений на уровне как законодательства, так и регламентов с уменьшением дискреционных полномочий приставов, позволяющих им во многих ситуациях действовать по своему усмотрению.

В заключение отмечу, что рассматриваемое определение позволяет надеяться на изменение тенденции правоприменительной практики в сторону защиты законных интересов граждан, что, безусловно, сыграет позитивную роль для формирования доверия к судебной системе и ФССП. Важно, чтобы взыскатель мог рассчитывать, что действия пристава для исполнения судебного решения или иного документа, который ст. 12 Закона об исполнительно производстве отнесен к исполнительным, будут законными и своевременными. А должники и третьи лица, оказавшиеся их тезками, или в иных случаях нарушения их прав – что восстановление справедливости не потребует так много времени, как сейчас.

Судебные приставы: наиболее частые ошибки

Многие из нас сталкивались с судебными приставами. Я в том числе, очень часто ко мне обращаются доверители. В этой статье расскажу о допускаемых приставами ошибках. Которые иногда делаются ими сознательно, дабы облегчить себе работу. Ну или по другим мотивам. Например, по просьбе взыскателя, который мотивирует финансово или как ещё судебного пристава на скорейшее исполнение исполнительного документа.

Непредоставление срока для добровольного исполнения исполнительного листа (судебного приказа)

Части 11 и 12 ст. 30 закона РФ "Об исполнительном производстве" устанавливают 5-дневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Это, кстати, очень важный момент. Потому, что канцелярии судов (особенно мировых судей) и почта работают зачастую не должным образом и лицо, в отношении которого вынесены судебные решение и приказ не знает о ни о судебных актах, ни о том, вступили ли они в силу. Поэтому уведомление пристава о добровольном исполнении является ещё одной возможностью для того, с кого взыскивают, своевременно предотвратить взыскание.

Но приставы этот этап в нашей местности обычно пропускают. И гражданин, в отношении которого вынесен судебный приказ, узнаёт об исполнительном производстве в отношении него, когда у него со счета, как правило, с пластиковой карты, "уходят" последние деньги.

Подло? Да. Но такая подлость уже стала нормой. За последний с млей помощью год четыре судебных приказа отменено, которые уже начали исполняться.

Как бороться?

Банально, но первое, что приходит в голову - жалоба прокурору. Раньше прокуроры защищали наши права и объективно рассматривали заявления. Помню ещё то время. Сейчас все ответы и по управляющей компании, и по госорганам обычно сводятся к тому, что правы все, кроме граждан. Чтобы такой ответ не получить, жалобу стоит составить грамотно. Чтобы работник прокуратуры, отвечающий на неё, просто не смог бы её отфутболить.

Копию жалобы стоит подать старшему судебному приставу-исполнителю. Для усиления эффекта. Этим вы дадите понять, что намерены разобраться с этим делом по-серьёзному.

Вывод

Многие, если не все, госструктуры в нашей стране работают ненадлежащим образом. Судебные приставы - не исключение. У них большая текучка, много работы, но это не даёт им права не исполнять закон. Должники тоже имеют права. И никто не вправе их нарушать.

Мы же декларируем правовое государство! Давайте понуждать госструктуры к исполнению своих обязанностей надлежащим образом.

В следующей статье расскажу, как нелегко восстановить пропущенный по вине почты срок для апелляционного обжалования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: