Кто обладает правом найма моряков на суда под российским флагом под иностранным флагом

Обновлено: 13.04.2024

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 25.01.2001 N 14

Условия,
на которых иностранные граждане и лица
без гражданства могут входить в состав экипажа судна,
плавающего под Государственным флагом Российской
Федерации, за исключением судна рыбопромыслового флота

Прием на работу на судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, при соблюдении следующих условий:

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать на судне, плавающем под Государственным флагом Российской Федерации (далее именуется - судно), должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, имеют уровень профессиональной подготовки и компетентности, соответствующий требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами Российской Федерации к лицам, замещающим должности, на занятие которых претендуют иностранные граждане и лица без гражданства.

Уровень профессиональной подготовки и компетентности иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых на работу на судно, подтверждается следующими документами:

действительным дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень*, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации, или действительными дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными уполномоченными органами государства - участника Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками к этой Конвенции 1995 года (далее именуется - Конвенция ПДМНВ 78/95)**, при наличии подтверждений, удостоверяющих их признание, выданных в соответствии с правилами*, установленными Министерством транспорта Российской Федерации;

* Вводятся Минтрансом России в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 года N 900.

** Решение о вступлении СССР в Конвенцию ПДМНВ 78/95 принято постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 года N 871.

действительными квалификационным свидетельством и специальным свидетельством о прохождении специальной дополнительной подготовки в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (для лиц рядового состава), выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации, или выданными уполномоченными органами государства - участника Конвенции ПДМНВ 78/95, при условии признания их в соответствии с правилами, установленными Министерством транспорта Российской Федерации;

документом о морском образовании - при необходимости.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, владеют русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей по занимаемой на судне должности. В зависимости от конкретных обстоятельств работодатель в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты может принять на работу лицо, свободно владеющее Стандартным морским навигационным словарем - разговорником, замененным Стандартным морским разговорником ИМО.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, имеют соответствующие документы, подтверждающие их годность к такой работе по состоянию здоровья, выданные в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В случае найма иностранного гражданина или лица без гражданства для работы в качестве члена экипажа при нахождении судна за пределами территории Российской Федерации удостоверение, подтверждающее его пригодность к работе на море, должно удовлетворять требованиям Конвенции Международной организации труда N 73 "Конвенция о медицинском освидетельствовании моряков"*.

5. Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, имеют следующие документы, удостоверяющие их личность:

действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией Международной организации труда N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков"*, выданные соответствующими компетентными властями иностранных государств, - для работы на судне заграничного плавания;

действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией Международной организации труда N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков", или действительные национальный заграничный паспорт или вид на жительство, признаваемые Российской Федерацией в качестве документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации, - для работы на судне, не являющемся судном заграничного плавания.

Требования определяют критерии соответствия услуг по найму и трудоустройству моряков международным конвенциям и устанавливают стандарты в деятельности российских организаций по найму и трудоустройству моряков.

Требования разработаны Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации с учетом предложений Союза российских судовладельцев, профсоюзных организаций российских моряков, Ассоциации компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков и закрытого внешнеэкономического акционерного общества "Совбункер".

2. Требования разработаны на основе следующих международных и национальных нормативно - правовых документов:

- Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 147 "Конвенция о минимальных нормах на торговых судах";

- Конвенции МОТ N 179 "Конвенция о найме и трудоустройстве моряков";

- Рекомендации МОТ N 186 "Рекомендация о найме и трудоустройстве моряков";

- Конвенции Международной морской организации (ИМО) 1978/95 гг. "О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";

- Конвенции МОТ N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков";

- Международного стандарта ИСО 9002-94 "Системы качества - модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";

- Международного стандарта ИСО 9004-2 "Общее руководство качеством и элементы системы качества" - часть 2: "Руководящие указания по услугам";

- Законов Российской Федерации " О занятости населения в Российской Федерации", " О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию", "О защите прав потребителей" ;

- Положения о паспорте моряка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.97 N 1508, и Инструкции по применению Положения о паспорте моряка, утвержденной совместным Приказом Минтранса России и Минсельхозпрода России в 1998 году.

3. Организации по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом, прошедшие сертификацию на соответствие оказываемых ими услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям и получившие при этом сертификат соответствия, получают право работы с морскими администрациями портов, находящимися в ведении Службы морского флота Минтранса России, по вопросам оформления паспортов моряка и судовых ролей.

4. Изменения и дополнения в настоящие Требования вносятся Службой морского флота Минтранса России и также являются неотъемлемой частью Системы добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.

В Требованиях применяются следующие термины и определения.

Организация по найму и трудоустройству моряков - организация, вне зависимости от формы собственности, на законном основании занимающаяся наймом и (или) трудоустройством граждан Российской Федерации на суда под иностранным флагом, услуги которой сертифицированы на соответствие международным конвенциям о найме и трудоустройстве моряков и международным стандартам в этой области.

Трудоустройство моряков - деятельность организации по найму и трудоустройству моряков (далее - организации) по подбору и направлению моряков, удовлетворяющих всем требованиям судовладельца, в его распоряжение без делегирования организации права управления экипажем судна и выплаты заработной платы.

Наем моряков - деятельность организации по оформлению трудовых отношений моряка с судовладельцем, при которой судовладельцем делегировано данной организации право управления экипажем и расчета его по заработной плате.

Моряк - любое лицо, имеющее российское гражданство и отвечающее условиям, требуемым для трудоустройства или получения работы в любом качестве на борту морского судна, кроме военного судна.

Услуга - результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (МС ISO-9004.2).

Процедуры - задокументированные правила, провозглашенные организацией для покрытия всех аспектов деятельности, связанных с трудоустройством.

Наем и трудоустройство моряка - совокупность деятельности, направленной на предоставление услуг, связанных с поиском рабочего места на судне, с процедурами отбора, оформления и обеспечения выполнения договорных обязательств по предоставленной услуге.

Агентский договор - документ, определяющий условия деятельности организации, в рамках которых она осуществляет предоставление услуг по найму и трудоустройству моряков в обмен на оговоренное финансовое вознаграждение со стороны судовладельца.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством услуг.

III. Требования к услугам по найму и трудоустройству

моряков на суда под иностранным флагом

5. Услуги, предоставляемые организациями по найму и трудоустройству российских моряков, должны соответствовать требованиям, изложенным в четырех основных блоках:

- требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг;

- требования к уровню квалификации персонала организации и порядку работы с ним;

- требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом;

- требования по социальной защищенности моряков и членов их семей.

6. Требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг.

6.1. Организацией заключен договор с судовладельцем или его агентом на менеджмент команды судна и (или) трудоустройство моряков, отвечающий следующим требованиям:

а) договор составлен на английском и русском языках, причем оба варианта договора имеют одинаковую силу. Терминология и язык договора ясен и понятен для обеих сторон;

б) договор включает в себя финансовые аспекты, процедуру отчетности и бухгалтерскую систему, порядок прекращения действия договора, процедуры на случай невыполнения, арбитраж и главенствующее законодательство, гарантии от убытков, ответственность и форс - мажор, а также официальную процедуру связи;

в) в договоре ясно определены обязанности и ответственность судовладельца или его агента, включая размер выплачиваемого организации вознаграждения;

г) ничто в договоре не содержит нарушений и противоречий с действующими международными и национальными правовыми актами и коллективными договорами;

д) подписанию контрактов и договоров предшествует анализ их содержания в целях достижения:

- достаточной полноты и понятности требований судовладельца и организации в применяемых терминах;

- полного отражения требований судовладельца и организации;

- возможности рассмотрения и решения любых возникающих новых вопросов;

- возможности освобождения от обязательств в рамках данного договора или контракта.

6.2. Руководство организации декларацией о намерениях подтверждает выполнение ею международных требований в области найма и трудоустройства моряков и настоящих Требований.

6.3. Организационная структура организации предусматривает такую систему ответственности, управления и взаимоотношений персонала, которая обеспечивает требуемое качество предоставляемых услуг и контроль за качеством этих услуг.

6.4. Организация имеет необходимые ресурсы, позволяющие эффективно выполнять установленные процедуры и осуществлять контроль за их исполнением. Назначено должностное лицо, имеющее властные полномочия по обеспечению качества предоставляемых организацией услуг требованиям международных конвенций о найме и трудоустройстве моряков и настоящих Требований. Создана и эффективно функционирует система контроля за качеством услуг.

6.5. Организация располагает достаточными ресурсами для администрирования моряков, направляемых для работы в составе экипажей судов под иностранным флагом:

- оформляются, ведутся и в дальнейшем хранятся личные дела трудоустроенных моряков;

- все претенденты на работу проходят соответствующее тестирование и (или) собеседование и инструктаж;

- трудоустроенным морякам организуется визовая поддержка и проезд к месту нахождения судов.

6.6. Ведется реестр моряков, нанятых или трудоустроенных организацией, открытый для проверки компетентным органом.

6.7. В организации создана база данных о трудоустроенных моряках и моряках, ищущих работу, которая должна включать следующую информацию, но не ограничиваться ею:

- предшествующая трудовая деятельность;

- личные данные, касающиеся трудовой деятельности;

- сведения о состоянии здоровья и вакцинациях.

Хранение данной информации организовано с учетом права на невмешательство в личную жизнь и защиты конфиденциальности.

6.8. Ведутся списки экипажей судов, для которых организацией подбираются моряки.

6.9. Введен порядок рассмотрения случаев некомпетентности или нарушения дисциплины, соответствующий международным правовым нормам, национальному законодательству и коллективным договорам.

6.10. Приняты необходимые меры, обеспечивающие, чтобы, по мере практической возможности, дипломы, свидетельства о квалификации и медицинские справки, предоставляемые моряками при найме на работу, были действительны и не приобретены обманным путем. При необходимости проводится проверка сведений о трудовой деятельности моряков.

6.11. Бухгалтерский учет и отчетность соответствуют требованиям российского законодательства.

6.12. Установлен надлежащий контроль за документооборотом и информацией, имеющей отношение к предоставляемым услугам по найму и трудоустройству моряков. Имеются все необходимые для деятельности организации нормативные акты (конвенции, рекомендации, кодексы, правила и т.д.).

6.13. В целях обеспечения контроля выполнения организацией установленных требований в области найма и трудоустройства моряков отработана и функционирует система документирования:

- определен порядок классификации, учета, хранения и уничтожения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков;

- определены и выполняются сроки хранения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков. Организовано хранение компьютерной информации;

- документирование отражает поставленные задачи и полученные результаты.

6.14. Организация признает, что эффективная связь на всех уровнях имеет важное значение в достижении качества услуг по найму и трудоустройству моряков.

Определены и функционируют линии связи в рамках берегового управленческого звена, между организацией и судовладельцем (его агентом), включая выходные, праздничные дни и нерабочее время, обеспечивающие получение информации относительно направленного на судно экипажа.

7. Требования к уровню квалификации персонала организации и к порядку работы с ним.

7.1. Аппарат управления и персонал организации имеют достаточный уровень квалификации и профессиональной подготовки, включающий в себя знания в области морского транспорта, соответствующих международных морских нормативных актов в области найма и трудоустройства моряков, условий труда и социальной защиты моряков, требований к уровню их профессиональной подготовки и компетентности.

Перечень нормативно - правовых документов, знание которых обязательно для персонала организаций, определяется Службой морского флота.

7.2. Установлены и соблюдаются процедуры отбора, найма и обучения персонала организации, при которых:

- определены минимальные требования к квалификации и опыту работы персонала;

- имеется должностная инструкция для каждого сотрудника;

- уровень подготовленности и опыт работы сотрудников организации соответствуют должностям, которые они занимают. Все сотрудники ознакомлены и правильно понимают нормативные документы, касающиеся их должностных обязанностей;

- определен порядок оценки выполнения сотрудниками своих обязанностей;

- отработана система повышения квалификации сотрудников организации.

8. Требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом.

8.1. Организация признает, что экипаж судна и его менеджмент является ключевым для успешной работы судна.

8.2. Организация в работе по подбору экипажей придерживается следующих принципов:

- все нанятые или трудоустроенные моряки обязаны иметь необходимую для выполнения соответствующих функций подготовку и уровень компетентности, подтвержденные действительными дипломами и сертификатами, годны по состоянию здоровья в объеме требований Конвенции ИМО 1978/95 гг. "О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";

- уточнены и полностью выполняются требования судовладельца в отношении уровня подготовки и компетентности, опыта и особых качеств каждого члена экипажа и, при необходимости, предпринимаются меры по их доподготовке;

- особое внимание уделяется квалификации капитана судна, наличию у него опыта работы на судах определенного типа, подтвержденного соответствующими документами;

- направляемые на судно моряки знают английский язык в объеме, обеспечивающем эффективное выполнение возлагаемых на них обязанностей;

- отработана система и соответствующие процедуры контроля выполнения указанных выше требований до отправки моряков на судно. Ведется оценка действий персонала организации по отбору моряков и их доподготовке, с принятием адекватных мер в случае невыполнения этих требований.

8.3. Организация имеет необходимую материально - техническую базу и (или) контакты с учебными заведениями морского транспорта для контроля уровня подготовленности трудоустраиваемых моряков и их доподготовки в случае необходимости.

8.4. Организация уделяет должное внимание оценке уровня подготовленности и, в случае необходимости, доподготовке моряков в вопросах безопасной эксплуатации судна, техники безопасности при выполнении обязанностей на борту, в вопросах предотвращения загрязнения окружающей среды. Проводится инструктаж трудоустроенных моряков по указанным выше вопросам перед отправкой их на суда.

Определены процедуры, позволяющие получать информацию по обеспечению безопасности, в которую включаются инциденты, произошедшие по вине моряков, направленных организацией на суда. Получаемая информация используется для совершенствования работы в вопросах обеспечения безопасности.

9. Требования к социальной защищенности моряков и членов их семей.

9.1. Генеральный договор организации с судовладельцем предусматривает такие условия труда и социальной защиты моряков, которые соответствуют национальным и международным требованиям и коллективным договорам.

9.2. Организацией заключено соглашение с общероссийским профсоюзом, представляющим интересы моряков, об урегулировании условий и оплаты труда на судах под иностранным флагом на условиях коллективного договора, одобренного Международной федерацией труда (при наличии у организации договоров с судовладельцами, не имеющими коллективных договоров с ITF или коллективных договоров с национальными профсоюзами на условиях, одобренных ITF).

9.3. Трудовые договоры, заключаемые моряками с судовладельцами через организацию, предусматривают условия труда и социальной защиты, находящиеся в полном соответствии с действующими международно - правовыми нормами, национальным законодательством и коллективными договорами, или должны быть выше по объему и уровню гарантий, предусмотренных в них. Должны быть предусмотрены процедуры поддержки членов экипажей, попавших в затруднительное положение, а также их репатриация, в случае необходимости, за счет судовладельца или организации по найму и трудоустройству.

9.4. При обращении в организацию и в процессе трудоустройства моряки получают полную информацию о своих правах и обязанностях, указанных в трудовых договорах, о всех особых условиях на конкретном рабочем месте, которое они будут занимать, о конкретной политике работодателей в вопросах занятости, предоставляется возможность для ознакомления с трудовыми договорами до и после их подписания и для получения копии трудового договора.

9.5. Введен порядок, обеспечивающий, чтобы просьбы о получении информации или консультации, поступающие от семей моряков, находящихся в плавании, удовлетворялись быстро, доброжелательно и бесплатно.

9.6. Введен порядок рассмотрения и принятия необходимых мер по жалобам в отношении деятельности организаций по найму и трудоустройству, условий труда и быта на борту судна, а также порядок доведения жалоб до соответствующих судовладельцев и Службы морского флота.

9.7. На моряков в процессе найма или трудоустройства не возлагаются прямо или косвенно, полностью или частично какие-либо сборы или иные издержки в связи с их наймом или предоставлением работы. (При этом оплата за прохождение медицинского освидетельствования, выдачу свидетельств, личных проездных документов и паспорта моряка не считается "сборами или иными издержками в связи с наймом".)

9.8. Организация обеспечивает, чтобы судовладелец или сама организация по найму и трудоустройству осуществляли страхование каждого нанятого моряка на случаи:

- болезни, травмы, ранения, смерти;

- безработицы в результате кораблекрушения;

9.8.1. Организация имеет доступ к страховым экспертам, которые хорошо знакомы с соответствующими видами страхования.

9.8.2. Страхование оговорено в договоре организации с судовладельцем и в индивидуальных контрактах моряков с судовладельцем.

Соответствие деятельности организаций требованиям междуна­родных конвенций о найме и трудоустройстве моряков определяется посредством сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом (за исключением рыболовецких судов), оказываемых этими организациями, которая проводится Государственной службой Минтранса Российской Федерации.

  1. Российские судовладельцы, командирующие своих работников для работы на суда под иностранным флагом.

К российским судовладельцам, одной из сторон деятельности которых является наем и/или трудоустройство российских моряков на суда под иностранным флагом, в рамках этой деятельности предъявляются такие же требования, как к организациям по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.

Каждая служба найма и трудоустройства должна вести реестр в отношении всех моряков, нанятых или трудоустроенных через нее, а также хранить документацию о моряках, находящихся на учете. Такая документация включает в себя данные о квалификации моряка и его предшествующей трудовой деятельности, личные данные, касающиеся трудовой деятельности, медицинские сведения. Служба должна обеспечивать получение моряками информации обо всех особых условиях работы на конкретном месте и руководствоваться принципом, в соответствии с которым моряки направлялись бы только к работодателям, предлагающим морякам такие условия занятости, которые находятся в полном соответствии с действующим за­конодательством или коллективными договорами. Служба отвечает за то, чтобы все моряки, нанятые или трудоустроенные ею, имели квалификацию и располагали дипломами и свидетельствами, необ­ходимыми для выполнения соответствующих функций; были ин­формированы о своих правах и обязанностях до приема на работу или в процессе трудоустройства и им предоставлялась возможность ознакомиться с трудовыми договорами до и после подписания и для получения их копий.

Один из базовых принципов, отражающих особенности трудовых отношений на судне, а именно — принцип единоначалия, нашел отражение в положении КТМ РФ, которое, в частности, преду­сматривает, что никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна (см. подробнее 1.6.1).

В КТМ РФ также нашли подтверждение нормы международного права, устанавливающие права моряков на репатриацию — возвращение на родину после прекращения трудовых отношений.

Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в следующих случаях:

1) истечение за пределами РФ срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;

2) расторжение трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;

4) заболевание или травма, требующие лечения вне судна;

5) невозможность выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами РФ либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;

6) направление судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;

7) истечение определенного коллективным договором макси­мального срока работы члена экипажа на борту судна.

Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна.

Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю ре­патриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.

Расходы по репатриации несет судовладелец. Они включают в себя следующее:

  • проезд члена экипажа судна к месту репатриации;
  • питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда он покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации;
  • лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока он по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;
  • провоз 30 килограммов багажа члена экипажа судна до места репатриации;
  • заработная плата и пособие с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.

В случае если причины, вызвавшие репатриацию, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством РФ о труде.

В случае гибели имущества члена экипажа судна или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить члену экипажа судна причиненный ущерб. Однако не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа судна, виновного в происшествии с судном.

Согласно ст. 60 КТМ РФ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:

  • безопасные условия труда;
  • охрану их здоровья;
  • наличие спасательных средств;
  • бесперебойное снабжение продовольствием и водой;
  • наличие надлежащих помещений: кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха;
  • культурно-бытовое обслуживание.

Кроме того, судовладелец обязан страховать: заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию; жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

В отраслевых тарифных соглашениях предусматривается также обязанность судовладельца обеспечивать безопасность условий и охрану труда работников, внедрять новые безопасные технологии, оборудование и механизмы, планомерно приводить производство в соответствие с действующими правилами и нормами охраны труда. Судовладелец обеспечивает членов экипажа спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, своевременное пополнение судовых аптечек необходимыми лекарствами и перевязочными материалами, по рекомендации врачей при неотложных показаниях принимает меры для приобретения лекарственных препаратов, необходимых для лечения моряков, заболевших в рейсах (в том числе за иностранную валюту).

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством транспорта
18 марта 1998 года

ТРЕБОВАНИЯ
к услугам по найму и трудоустройству российских моряков
на суда под иностранным флагом

1. Общие положения

Требования определяют критерии соответствия услуг по найму и трудоустройству моряков международным конвенциям и устанавливают стандарты в деятельности российских организаций по найму и трудоустройству моряков.

Требования разработаны Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации с учетом предложений Союза российских судовладельцев, профсоюзных организаций российских моряков, Ассоциации компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков и закрытого внешнеэкономического акционерного общества "Совбункер".

2. Требования разработаны на основе следующих международных и национальных нормативно-правовых документов:

- Конвенции Международной морской организации (ИМО) 1978/95 годов "О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";

- Международного стандарта ИСО 9002-94 "Системы качества - модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";

- Международного стандарта ИСО 9004-2, "Общее руководство качеством и элементы системы качества" - Часть 2: "Руководящие указания по услугам";

- Положения о паспорте моряка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.97 N 1508 и Инструкции по применению Положения о паспорте моряка, утвержденной совместным приказом Минтранса России и Минсельхозпрода России в 1998 году.

3. Организации по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом, прошедшие сертификацию на соответствие оказываемых ими услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям и получившие при этом сертификат соответствия, получают право работы с морскими администрациями портов, находящимися в ведении Службы морского флота Минтранса России, по вопросам оформления паспортов моряка и судовых ролей.

4. Изменения и дополнения в настоящие Требования вносятся Службой морского флота Минтранса России и также являются неотъемлемой частью Системы добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.

II. Определения

В Требованиях применяются следующие термины и определения.

Организация по найму и трудоустройству моряков - организация вне зависимости от формы собственности, на законном основании занимающаяся наймом и (или) трудоустройством граждан Российской Федерации на суда под иностранным флагом, услуги которой сертифицированы на соответствие международным конвенциям о найме и трудоустройстве моряков и международным стандартам в этой области.

Трудоустройство моряков - деятельность организации по найму и трудоустройству моряков (далее - организации) по подбору и направлению моряков, удовлетворяющих всем требованиям судовладельца, в его распоряжение без делегирования организации права управления экипажем судна и выплаты заработной платы.

Наем моряков - деятельность организации по оформлению трудовых отношений моряка с судовладельцем, при которой судовладельцем делегировано данной организации право управления экипажем и расчета его по заработной плате.

Моряк - любое лицо, имеющее российское гражданство и отвечающее условиям, требуемым для трудоустройства или получения работы в любом качестве на борту морского судна, кроме военного судна.

Услуга - результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (MC ISO-9004.2.).

Процедуры - задокументированные правила, провозглашенные организацией для покрытия всех аспектов деятельности, связанных с трудоустройством.

Наем и трудоустройство моряка - совокупность деятельности, направленной на предоставление услуг, связанных с поиском рабочего места на судне, с процедурами отбора, оформления и обеспечения выполнения договорных обязательств по предоставленной услуге.

Агентский договор - документ, определяющий условия деятельности организации, в рамках которых она осуществляет предоставление услуг по найму и трудоустройству моряков, в обмен на оговоренное финансовое вознаграждение со стороны судовладельца.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством услуг.

III. Требования к услугам по найму и трудоустройству моряков на суда
под иностранным флагом

5. Услуги, предоставляемые организациями по найму и трудоустройству российских моряков, должны соответствовать требованиям, изложенным в четырех основных блоках:

- требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг;

- требования к уровню квалификации персонала организации и порядку работы с ним;

- требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом;

- требования по социальной защищенности моряков и членов их семей.

6. Требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг.

6.1. Организацией заключен договор с судовладельцем или его агентом на менеджмент команды судна и (или) трудоустройство моряков, отвечающий следующим требованиям:

а) договор составлен на английском и русском языках, причем оба варианта договора имеют одинаковую силу. Терминология и язык договора ясны и понятны для обеих сторон;

б) договор включает в себя финансовые аспекты, процедуру отчетности и бухгалтерскую систему, порядок прекращения действия договора, процедуры на случай невыполнения, арбитраж и главенствующее законодательство, гарантии от убытков, ответственность и форс-мажор, а также официальную процедуру связи;

в) в договоре ясно определены обязанности и ответственность судовладельца или его агента, включая размер выплачиваемого организации вознаграждения;

г) ничто в договоре не содержит нарушений и противоречий с действующими международными и национальными правовыми актами и коллективными договорами;

д) подписанию контрактов и договоров предшествует анализ их содержания в целях достижения:

- достаточной полноты и понятности требований судовладельца и организации в применяемых терминах;

- полного отражения требований судовладельца и организации;

- возможности рассмотрения и решения любых возникающих новых вопросов;

- возможности освобождения от обязательств в рамках данного договора или контракта.

6.2. Руководство организации декларацией о намерениях подтверждает выполнение ею международных требований в области найма и трудоустройства моряков и настоящих Требований.

6.3. Организационная структура организации предусматривает такую систему ответственности, управления и взаимоотношений персонала, которая обеспечивает требуемое качество предоставляемых услуг и контроль за качеством этих услуг.

6.4. Организация имеет необходимые ресурсы, позволяющие эффективно выполнять установленные процедуры и осуществлять контроль за их исполнением. Назначено должностное лицо, имеющее властные полномочия по обеспечению качества предоставляемых организацией услуг требованиям международных конвенций о найме и трудоустройстве моряков и настоящих Требований. Создана и эффективно функционирует система контроля за качеством услуг.

6.5. Организация располагает достаточными ресурсами для администрирования моряков, направляемых для работы в составе экипажей судов под иностранным флагом:

- оформляются, ведутся и в дальнейшем хранятся личные дела трудоустроенных моряков;

- все претенденты на работу проходят соответствующее тестирование и (или) собеседование и инструктаж;

- трудоустроенным морякам организуется визовая поддержка и проезд к месту нахождения судов.

6.6. Ведется реестр моряков, нанятых или трудоустроенных организацией, открытый для проверки компетентным органом.

6.7. В организации создана база данных о трудоустроенных моряках и моряках, ищущих работу, которая должна включать следующую информацию, но не ограничиваться ею:

- предшествующая трудовая деятельность;

-личные данные, касающиеся трудовой деятельности;

- сведения о состоянии здоровья и вакцинациях.

Хранение данной информации организовано с учетом права на невмешательство в личную жизнь и защиты конфиденциальности.

6.8. Ведутся списки экипажей судов, для которых организацией подбираются моряки.

6.9. Введен порядок рассмотрения случаев некомпетентности или нарушения дисциплины, соответствующий международным правовым нормам, национальному законодательству и коллективным договорам.

6.10. Приняты необходимые меры, обеспечивающие, чтобы по мере практической возможности дипломы, свидетельства о квалификации и медицинские справки, предоставляемые моряками при найме на работу, были действительны и не приобретены обманным путем. При необходимости проводится проверка сведений о трудовой деятельности моряков.

6.11. Бухгалтерский учет и отчетность соответствуют требованиям российского законодательства.

6.12. Установлен надлежащий контроль за документооборотом и информацией, имеющей отношение к предоставляемым услугам по найму и трудоустройству моряков. Имеются все необходимые для деятельности организации нормативные акты (конвенции, рекомендации, кодексы, правила и т.д.).

6.13. В целях обеспечения контроля выполнения организацией установленных требований в области найма и трудоустройства моряков отработана и функционирует система документирования:

- определен порядок классификации, учета, хранения и уничтожения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков;

- определены и выполняются сроки хранения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков. Организовано хранение компьютерной информации;

- документирование отражает поставленные задачи и полученные результаты.

6.14. Организация признает, что эффективная связь на всех уровнях имеет важное значение в достижении качества услуг по найму и трудоустройству моряков.

Определены и функционируют линии связи в рамках берегового управленческого звена, между организацией и судовладельцем (его агентом), включая выходные, праздничные дни и нерабочее время, обеспечивающие получение информации относительно направленного на судно экипажа.

7. Требования к уровню квалификации персонала организации и к порядку работы с ним.

7.1. Аппарат управления и персонал организации имеет достаточный уровень квалификации и профессиональной подготовки, включающий в себя знания в области морского транспорта, соответствующих международных морских нормативных актов в области найма и трудоустройства моряков, условий труда и социальной защиты моряков, требований к уровню их профессиональной подготовки и компетентности.

Перечень нормативно-правовых документов, знание которых обязательно для персонала организаций, определяется Службой морского флота.

7.2. Установлены и соблюдаются процедуры отбора, найма и обучения персонала организации, при которых:

- определены минимальные требования к квалификации и опыту работы персонала;

- имеется должностная инструкция для каждого сотрудника;

- уровень подготовленности и опыт работы сотрудников организации соответствуют должностям, которые они занимают. Все сотрудники ознакомлены и правильно понимают нормативные документы, касающиеся их должностных обязанностей;

- определен порядок оценки выполнения сотрудниками своих обязанностей;

- отработана система повышения квалификации сотрудников организации.

8. Требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом.

8.1. Организация признает, что экипаж судна и его менеджмент является ключевым для успешной работы судна.

8.2. Организация в работе по подбору экипажей придерживается следующих принципов:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2033 "О случаях и порядке осуществления деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств"


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2033 "О случаях и порядке осуществления деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств"

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Утвердить прилагаемые Правила выдачи разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

3. Установить, что суда, с использованием которых осуществляется деятельность, указанная в пункте 1 настоящего постановления, могут осуществлять плавание во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, за исключением запретных для плавания и временно опасных для плавания районов, в соответствии с разрешением, предусмотренным пунктом 1 настоящего постановления, после прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

4. Установить, что разрешения, выданные Федеральным агентством морского и речного транспорта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. N 504 "О деятельности, которая может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств", действуют до истечения срока, на который они были выданы.

5. Министерству транспорта Российской Федерации доложить в Правительство Российской Федерации до 1 июля 2021 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2020 г. N 2033

Правила
выдачи разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи заявителю разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно - каботаж, иная деятельность).

2. Разрешение на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа и иной деятельности (далее - разрешение), выдается Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации.

Для осуществления с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа разрешение выдается исключительно для однократной перевозки конкретного груза или буксировки конкретного объекта, а также перевозки пассажиров и их багажа между пунктом отправления и пунктом назначения. Указанные ограничения не применяются к плавающим под флагами иностранных государств судам, осуществляющим деятельность, связанную с обеспечением (в том числе снабжением, обслуживанием, перевозкой персонала) подъема затонувшего имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также морских ресурсных исследований, разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

4. Заявление должно содержать:

а) сведения о заявителе (идентификационный номер налогоплательщика, а также основной государственный регистрационный номер юридического лица (в случае, если заявителем является юридическое лицо Российской Федерации), сведения о филиале иностранного юридического лица (в случае, если заявителем является филиал иностранного юридического лица);

б) сведения о судне, плавающем под флагом иностранного государства, с указанием его названия, государства флага судна, номера Международной морской организации (при наличии), вида осуществляемых работ, идентификатора морской подвижной службы (при наличии);

в) сведения о судовладельце (название, номер Международной морской организации (при наличии), место регистрации, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, контактный телефон, адрес электронной почты, номер факса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и основной государственный регистрационный номер юридического лица (при наличии);

г) информацию о гражданстве членов экипажа судна, плавающего под флагом иностранного государства;

д) сведения о планируемом к перевозке грузе (номенклатура грузов, размер общей судовой партии и размер одной судовой партии в соответствии с договором на выполнение работ, класс опасности груза (если применимо) и (или) о буксируемом объекте (описание объекта, в отношении которого проводятся работы, связанные с буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, с указанием географических координат района выполнения работ);

е) сведения о проведенном заявителем анализе информации о наличии или об отсутствии соответствующих судов в реестре судов Российской Федерации для осуществления необходимых каботажа или иной деятельности;

ж) сведения о портах захода судов и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых планируется осуществление пограничного, таможенного и иных видов контроля;

з) сведения о навигационном, исследовательском и радиотехническом оборудовании судна, плавающего под флагом иностранного государства.

5. К заявлению прилагаются:

а) копии судовых документов (копии свидетельств, выданных компетентным органом иностранного государства, подтверждающих право плавания под флагом иностранного государства и право собственности на судно, копия классификационного свидетельства (при наличии)), мерительного свидетельства, свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и (или) свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (в случае, если на судно распространяется действие Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью);

б) копия технического задания (при наличии);

в) выписка из реестра лицензий на право осуществления деятельности по перевозке морским транспортом пассажиров, по перевозке морским транспортом опасных грузов, по осуществлению буксировок морским транспортом (если такая деятельность подлежит лицензированию), а также копии документов, подтверждающих соответствие судна, плавающего под флагом иностранного государства, требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" (за исключением плавучих платформ и морских подвижных буровых установок, осуществляющих разведку и разработку минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр).

6. Заявление и приложенные к нему документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил (далее - приложенные документы), направляются заявителем в Федеральное агентство морского и речного транспорта по почтовому адресу, номеру факсимильной связи или по адресу электронной почты, которые указаны на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

7. Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает к рассмотрению заявление при наличии всех приложенных документов.

Заявление считается принятым к рассмотрению в день поступления в Федеральное агентство морского и речного транспорта, а если заявление поступило в выходной либо праздничный день - в первый рабочий день, следующий за этим выходным либо праздничным днем.

8. Федеральное агентство морского и речного транспорта не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления к рассмотрению, размещает информацию о поступившем заявлении на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в сети "Интернет", а также направляет указанную информацию общероссийскому отраслевому объединению работодателей-судовладельцев с одновременным направлением копии заявления в Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации. В Министерство обороны Российской Федерации также направляются копии приложенных документов.

9. Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет проверку полноты сведений, указанных в заявлении и приложенных документах, а также достоверности указанных в заявлении сведений на предмет:

б) регистрации судна, заявленного для выполнения каботажа или иной деятельности, в одном из реестров судов Российской Федерации в течение последних 5 лет до дня обращения за разрешением;

в) возможности осуществления указанными в заявлении судами каботажа или иной деятельности, исходя из требований безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов и (или) технических и эксплуатационных характеристик, определенных в приложенных к заявлению копий судовых документов и техническом задании;

г) наличия в отношении заявленного судна утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности или паспорта обеспечения транспортной безопасности, разработанных и представленных в Федеральное агентство морского и речного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;

д) открытия портов для захода иностранных судов по маршруту следования указанного в заявлении судна при осуществлении каботажа и (или) портов в районе осуществления иных видов деятельности, в которые планируется заход этого судна.

10. В случае если от Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации в течение 15 рабочих дней со дня направления копии заявления не поступила информация о том, что осуществление каботажа или иной деятельности с использованием указанного в заявлении судна противоречит интересам безопасности и обороны Российской Федерации, разрешение считается согласованным.

12. В разрешении указывается срок его действия. Разрешение выдается на срок не более одного года с соблюдением ограничений, установленных пунктом 2 настоящих Правил.

13. Решение о выдаче разрешения принимается в течение 25 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению и оформляется распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта, которое в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения направляется заявителю по электронной почте и (или) на бумажном носителе.

Информация о принятом решении о выдаче разрешения размещается на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в сети "Интернет" в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения.

14. Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает решение об отказе в выдаче разрешения по следующим основаниям:

в) суда для выполнения каботажа или иной деятельности, в отношении которых поступило заявление, не соответствуют требованиям безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов и (или) не способны осуществить указанные в заявлении каботаж или иную деятельность по своим техническим и эксплуатационным характеристикам, исходя из приложенных документов;

г) хотя бы один из портов по маршруту следования судна при осуществлении каботажа и (или) портов в районе осуществления иной деятельности, в которые планируется заход судов, плавающих под флагами иностранных государств, не объявлен открытым для захода иностранных судов в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 5 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

д) осуществление указанных в заявлении каботажа или иной деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, в соответствии с информацией Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации противоречит интересам безопасности и обороны Российской Федерации.

15. Отказ в выдаче разрешения по основаниям, не указанным в пункте 14 настоящих Правил, не допускается.

16. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в течение 25 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению и направляется заявителю по электронной почте и (или) на бумажном носителе с обоснованием отказа в выдаче разрешения в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения.

Информация о решении об отказе в выдаче разрешения в течение 2 рабочих со дня его принятия размещается на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в сети "Интернет".

Заявитель имеет право подать жалобу на принятое по заявлению решение.

Обзор документа

Правительство установило новые правила выдачи разрешения на проведение с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, отдельных видов работ во внутренних морских водах и территориальном море РФ. Речь идет о каботаже, подъеме затонувшего имущества, о гидротехнических, подводно-технических и других подобных работах. Это также морские ресурсные исследования (кроме сейсморазведочных работ), разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ.

Разрешение выдается Росморречфлотом по согласованию с ФСБ и Минобороны.

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует в течение 6 лет.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: