Как называется форма правления при которой глава государства занимает пост по наследству

Обновлено: 20.04.2024

1. Какие признаки отличают государство от любых политических организаций общества?
А. Взаимодействие с международными организациями. Обладание собственностью на основные орудия и средства производства.
Б. Наличие конституирующего акта. Монополия на освоение космического пространства.
В. Прерогатива на издание общеобязательных нормативных правовых актов. Суверенитет. Монополия на принудительную власть в отношении населения.
Г. Монополия на природные ресурсы и средства производства. Наличие главы государства.
2. Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?
А. Правосубъектность.
Б. Государственный суверенитет.
В. Правоспособность.
Г. Дееспособность.
3. Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его власть считается не производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей?
А. Демократия.
Б. Монархия.
В. Тирания.
Г. Деспотия.
4. Для какой формы правления характерны следующие черты: ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом?
А. Конституционная монархия.
Б. Президентская республика.
В. Парламентская республика.
Г. Смешанная республика.
5. Для какой формы правления характерны ниже перечисленные признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; отсутствие института парламентской ответственности правительства; внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом?
А. Президентская республика.
Б. Парламентско-президентская (смешанная) республика.
В. Парламентская республика.
Г. Парламентарная республика.
6. Как называется форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей?
А. Демократия.
Б. Республика.
В. Деспотия.
Г. Тирания.
7. Какие из перечисленных государств являются федеративными?
А. Германия, США.
Б. Австралия, Канада.
В. Англия, Франция.
Г. Грузия. Армения.
8. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью»
А. Унитарное государство.
Б. Конфедерация.
В. Федерация.
Г. Консорциум.
9. Какое понятие соответствует данному определению: «Совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности»?
А. Политико-правовой режим.
Б. Политическая система.
В. Система государственного управления.
Г. Форма государственного управления.
10. Что характеризуется как правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени?
А. Право.
Б. Обычай.
В. Нравы.
Г. Традиции.
11. Назовите форму правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несет ответственность перед парламентом
А. Конституционная монархия.
Б. Парламентская республика.
В. Президентская республика.
Г. Традиционная республика.
12. Республика Беларусь является:
А. Конфедерацией.
Б. Унитарным государством.
В. Федеративным государством.
Г. Автономной республикой.
13. К внутренним функциям государства относятся:
А. Защита интересов данного государства на международной арене.
Б. Регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений.
В. Участие в решении глобальных проблем.
Г. Развитие различных форм интеграции и участие в международном разделении труда.
14. Форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением

14. Форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением на определённый период времени, называется
А. Парламентская (конституционная) монархия.
Б. Республика.
В. Абсолютная монархия.
Г. Дуалистическая (двойственная) монархия.
15. К внешним функцим государства относится:
А. Культурно – воспитательная деятельность.
Б. Защита существующего способа производства.
В. Обеспечение обороны страны.
Г. Охрана общественного порядка.

а помогите еще пожалуйста
14. Форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением на определённый период времени, называется
А. Парламентская (конституционная) монархия.
Б. Республика.
В. Абсолютная монархия.
Г. Дуалистическая (двойственная) монархия.
15. К внешним функцим государства относится:
А. Культурно – воспитательная деятельность.
Б. Защита существующего способа производства.
В. Обеспечение обороны страны.
Г. Охрана общественного порядка.

г) способ осуществления государственной власти в обществе.

9. Совокупность способов и методов осуществления политической власти государством определяется как:

а) форма территориального устройства;

б) форма государственного режима;

в) форма правления;

г) форма государства.

10. Форму государства образуют три составляющие:

а) территория, суверенитет, право;

б) унитарная, федеративная, конфедеративная формы;

в) территория, народ, суверенитет;

г) форма правления, форма территориального устройства, форма государственного режима.

ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА. НОРМА ПРАВА

1. Что такое «нормативные социальные регуляторы»? Что регулируют социальные нормы?

2. Назовите черты сходства между всеми социальными нормами.

3. В чем состоят различия между правом и моралью?

4. Определите главное назначение права в обществе

5. В чем разница между объективным и субъективным правом?

6. Что такое принципы права? Какие принципы права вы можете назвать?

7. Что такое норма права? Из каких составных частей состоит норма права?

8. На что указывает гипотеза правовой нормы?

9. На что указывает диспозиция правовой нормы? На какие виды делят диспозиции?

10. На что указывает санкция правовой нормы?

11. На какие виды делятся правовые нормы по способу воздействия на поведение лиц?

12. На какие виды делятся правовые нормы по методу правового регулирования?

2. Заполните таблицу «Классификация социальных норм»:

Виды социальных норм Право Мораль Обычаи Корпоративные нормы Религиозные нормы
Особенности формирования
Способ закрепления
Способ обеспечения

Тест

1. Укажите, какой признак характерен для всех социальных норм:

а) обеспечение принудительной силой государства;

б) общеобязательное правило поведение;

в) регулятор общественных отношений;

г) выражение в официальной форме.

2. Укажите, какой из перечисленных ниже видов социальных норм возник позже других:

б) нормы религии;

г) нормы обычаев.

3. Укажите, какой из нижеперечисленных признаков является признаком права:

б) формальная определенность;

в) связь с государством;

г) все перечисленные признаки.

4. Мораль отличается от права тем, что она:

а) обеспечивается возможностью государственного принуждения;

б) состоит из правил поведения;

в) является результатом деятельности компетентных государственных органов;

г) регулирует более широкую сферу общественных отношений.

5. Укажите, чем обеспечивается реализация моральных норм:

а) авторитетом и принудительной силой государства;

б) внутренними убеждениями

в) силой привычки;

г) деятельностью общественных организаций.

6. Назовите функцию права:

7. Укажите общую черту права и морали:

а) они гарантированы государством;

б) они имеют сходную структуру;

в) они имеют одинаковую определенность формулировок;

г) они имеют одинаковое время возникновения.

8. Найдите отличительную черту морали:

а) возникает вместе с государством;

б) конкретна и определенна;

в) обеспечивается возможностью государственного принуждения;

г) оценивает всесторонне поведение человека.

9. Назовите элемент юридической нормы, предусматривающий меры неблагоприятного воздействия для нарушителя правовой нормы:

Тест 1. Какие из перечисленных форм характеризуют форму государства?

2. Форма правления, форма политико-территориального (государственного) устройства, политический режим.

Тест 2. К какому понятию относится следующее определение: «Организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением»?

3. Форма правления.

Тест 3. На какие виды делятся государства по форме правления?

2. Монархии и республики.

Тест 4. По какому основному признаку монархии отличаются от республик?

2. Порядок образования высших органов власти.

Тест 5. Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его власть считается не производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей?

Тест 6. Какая разновидность монархий характеризуется тем, что вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует?

Тест 7. Чем может быть ограничена власть монарха?

1. Конституцией и парламентом.

Тест 8. Как называется форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей?

Тест 9. Назовите страны, формы правления, в которых могут служить наиболее типичными примерами президентской республики.

Тест 10. Какая республика характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте, и несет перед парламентом политическую ответственность?

Тест 11. Какой признак не присущ президентской республике?

3. Президент избирается представительным органом государства.

Тест 12. Для какой формы правления характерны нижеперечисленные признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (а), внепарламентский метод избрания президента (б), отсутствие института парламентской ответственности правительства (в), ответственность правительства перед президентом (г)?

2. Президентская республика.

Тест 13. К какой форме правления можно отнести форму правления Российской Федерации?

3. Смешанная республика.

Тест 14. К какому понятию относится следующее определение: «Внутренняя политико-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями»?

2. Форма политико-государственного устройства.

Тест 15. На какие виды государства подразделяются по форме политико-государственного устройства?

Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.

В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. Монархии бывают двух видов - абсолютные и конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились в некоторых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся наследованием статуса главы государства.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издает законы, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством.

Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

Руководитель правительства официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место, его роль обычно ограничивается представительскими функциями.

Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Для завоевания президентского мандата, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент - досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная республика, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.

К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.

Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.


На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.

На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: