Что помогает юристу прокурору адвокату судье разрешить моральный нравственный конфликт

Обновлено: 01.05.2024

Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.

В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации конфликтов. Их разделяют по носителям, субъектам конфликтных ситуаций. Сюда можно отнести конфликты между обществом и личностью, коллективом и личностью, между личностями.

К «закрытым» относится один из сложнейших видов конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.

Способность разрешать нравственные конфликты, руководствуясь высшими моральными принципами, свидетельствует о нравственной зрелости личности. Зрелость личности проявляется также и в разрешении межличностных конфликтов, которые обычно обусловливаются противодействием людей друг другу. В нем сталкиваются цели, интересы людей и выражено реальное противоречие его участников.

Конфликты бывают конструктивные и деструктивные. В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы. Деструктивный же не разрешает проблему, а усугубляет ее. В период серьезных общественных конфликтов их влияние затрагивает и систему образования. Разумеется, это никак не способствует формированию воспитательной обстановки.

Можно классифицировать конфликты и по их содержанию. Это проявление конкретных противоречий между должным и сущим в нравственном поведении личности.

К таким противоречиям относят:

– противоречия между знаниями нравственности и реальным поведением;

– между целью и средствами ее достижения;

– между мотивами и результатами деятельности;

– между общественными требованиями к нравственному облику личности и ее реальными действиями.

Причиной внутренних конфликтов, по мнению психологов, может быть нарушение приспособленности личности к условиям деятельности, общения. Внутренний, или внутриличностный, конфликт – это определенное психическое состояние, выражающееся в противоречивости принимаемых решений, возникновении беспокойства, тревоги, сомнений, апатии.

Педагогу необходимо располагать определенной системой знаний, навыками, определенным инструментарием в области общения. Он должен совершенствовать формы межличностных контактов.

Знание психогигиены общения – важнейшее профессиональное требование и качество, без которого педагогу-мастеру не состояться.

Существуют прямые и косвенные методы устранения конфликта. Вот некоторые из прямых методов.

Приглашение педагогом к себе конфликтующих с просьбой изложить причины конфликта. При этом более важна информативная сторона, нежели эмоциональная, осуществляется уточнение фактов.

Независимо от суждений конфликтующих сторон педагог приходит к решению. Перед оглаской решения конфликтующим предлагается высказать все, что они считают необходимым в данной ситуации. Вынесенное прямое и деловое решение, вытекающее из этических норм и требований, способствует снятию остроты инцидента.

Педагог может предложить конфликтующим высказать свои обвинения на коллективном собрании. В таком случае решение принимается на основе выступлений, замечаний, пожеланий, советов участников собрания. Решение, принятое в ходе коллективного собрания, оглашается конфликтующим сторонам.

В случае если, несмотря на принятое решение, конфликт не утихает, педагог может прибегнуть к административным мерам, так как конфликт может ущербно отразиться на учебном или производственном процессе.

Следствия прямых методов устранения конфликта в различных ситуациях различны: в одних случаях психологическая атмосфера стабилизируется, в других, наоборот, может произойти ожесточение в отношениях конфликтующих сторон. Существует мнение ученых о том, что более эффективным оказываются косвенные методы погашения конфликта. Вот некоторые из них:

1. Метод «выхода чувств». Суть его в том, что человеку предоставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту. От выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание. Психологи считают, что постепенный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным эмоциям. Этот вывод подтверждают наблюдения известного практика-психотерапевта К. Роджерса.

2. Метод «эмоционального возмещения». Человек, сетующий на своего недруга, условно рассматривается как страдающее лицо («жертва»), которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств. В ситуации сострадания сетующему человеку эмоционально возмещается удрученное душевное состояние.

Необходимо знать действительные положительные стороны в облике сетующего человека с целью вызова самораскаяния его или выражения готовности прийти на помощь. При этом уместными будут обращения: «У вас такой богатый внутренний мир, вы так тонко чувствуете позицию. Как же это могло случиться, что в конфликте с Л.В. вы были так бессердечны. » Или так: «Знаете ли вы старинную мудрость о том, что из двух спорящих уступает тот, кто умнее. А вы же умный человек, ваш ум ценят и уважают окружающие».

3. Метод «авторитетного третьего». Суть его заключается в том, что в конфликт двух враждующих сторон подключается третье лицо, авторитетное для обеих сторон. Это лицо ненавязчиво в диалогах с каждой стороной отдельно общается на различные темы и лишь косвенно вспоминает положительное суждение обидчика о том человеке, с которым ведется диалог.

4. Метод «обнажения агрессии». Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии. Дальнейшая работа основывается на одном из следующих методов.

5. Метод «принудительного слушания оппонента». В ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно ссорящиеся люди невнимательны к словам оппонента, порой приписывают то, что в действительности отсутствует. Фиксируя внимание конфликтующих на соблюдении инструктивного совета, психолог, педагог (или другое лицо) принуждает их к добросовестному слушанию, а это снимает взаимное ожесточение в отношениях, а также активизирует самокритичность.

6. Метод «обмена позиций». Враждующим предлагается обменяться ролями, т. е. взглянуть на ситуацию глазами оппонента. Метод, основывающийся на взгляде со стороны, обязывает конфликтующих соблюдать нормы этикета в общении.

7. Метод «расширения духовного горизонта» спорящих. Ссора протоколируется или записывается на магнитофон (видеомагнитофон). Ссора может быть остановлена, а ее запись воспроизведена с целью ее анализа.

Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) профессионально анализирует слова, суждения конфликтующих (в их присутствии), обнажая эгоизм, все примитивное, непринципиальное, что вызывает вражду.

Перед ссорящимися намечаются моральные ценности более высокого уровня, а также цели, в стремлении к которым ссорящиеся, возможно, едины, а не враждебны. Акцентируя внимание на высоких моральных ценностях, педагог (психолог) помогает враждующим оставить мелочные личные счеты и духовно переориентироваться.

И прямые, и косвенные методы погашения конфликта должны основываться на этических нормах, не ущемлять человеческое достоинство и служить духовному росту личности.

Сложность разрешения конфликтов и устранения конфликтогенных ситуаций заключается в том, что лицу, разрешающему конфликт, необходимо совершить правильный моральный выбор. Правильный выбор возможен в том случае, если личность обладает истинными нравственными знаниями и убеждениями, сильной волей, способностью поддерживать нравственные отношения и следовать нравственной норме в любых обстоятельствах. Нравственные отношения и нравственная норма являются своеобразным моральным регулятором в конфликтогенной ситуации.

Нравственная норма выступает своеобразным требованием общества к личности, группе, коллективу. Она является важным условием предотвращения возникновения конфликтов.

Моральное требование – это в значительной мере конкретизированное предписание. Оно адресуется преподавателю в форме указания о необходимости следовать принятому в обществе характеру поведения, согласующемуся с профессиональным долгом. Моральные требования, в свою очередь, определяют характер моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе.

Нормы педагогической морали представляют собой конкретное указание о характере и форме поступков преподавателя в отношении к другим преподавателям, обучаемым. В моральных нормах зафиксированы стереотипы действий людей.

Философ Л.М. Архангельский обратил внимание на специфические функции нормы: «Нравственная норма является своеобразной „клеточкой“ морали, тем „фокусом“, через который наиболее концентрированно выражены социальные функции морали как регулятора взаимоотношений между людьми». Он указывает на то, что норма как бы синтезирует в себе духовную и практическую стороны морали. Поэтому рассматривать ее необходимо не только в рамках нравственного сознания, но и в рамках нравственной деятельности и нравственных отношений.

Нравственные отношения, так же как политические, экономические, правовые и другие, входят в структуру общественных отношений. Они представляют собой такую совокупность социальных связей и зависимостей, в которой определяющим является взаимодействие людей и социальных общностей, основанное на общепризнанных моральных ценностях и направленное на соблюдение общественного блага и пользы, на гармонизацию условий человеческого общежития, на достижение нравственного прогресса.

Выделение нравственных отношений в структуре общественных закономерно, так как они имеют особые функции социальной координации, субординации и регулирования. Каждому из видов общественных отношений свойственны специфические признаки, характеристики и критерии.

Основным критерием различения видов общественных отношений является сфера социальной деятельности и характер социальных зависимостей. В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписаний личностью, между личными и общественными интересами.

Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, правилами и предписаниями, получившими общественное признание и усваиваемыми личностью в ходе ее социализации.

Известно, конфликты обычно разрешаются благодаря моральной поддержке той стороны, которая находится на позициях, соответствующих нравственной норме. При этом важно убедить лиц, придерживающихся взглядов, позиций, не соответствующих принятым нормам и нравственным принципам, в несостоятельности их позиций. Большое значение в регуляции межличностных отношений имеют одобрения конкретных поступков, осуждения ложных убеждений.

Личность с предубеждениями, основанными преимущественно на личном опыте, не способная критически осмысливать обывательскую моральную психологию, часто пытается спроецировать свое поведение без учета общественного фактора, ибо в ее убеждениях доминантой выступает суждение: «Пусть другие это делают» или «Что, мне больше других надо?» и др.

Такая личность заранее способна предписывать безнравственным действиям, поступкам позитивный смысл. Конформизм, обывательская психология, лицемерие как визитная карточка безнравственного поведения часто являются основной причиной моральных конфликтов. Но в противовес подобным личностям выступают другие – безупречно следующие нравственному идеалу. Любую жизненную ситуацию они оценивают также через призму нравственного идеала.

Действенность нравственного идеала в конфликтной ситуации проявляется в том, что личность не останавливается на констатации происшедшего, а предпринимает определенные меры для того, чтобы в данных обстоятельствах изменить некоторые явления от существующих до должных (в соответствии «должного» с принципами морали, нормами). В интеллектуальный, эмоциональный, волевой аспекты такого действия подключается и мировоззрение, и нравственность личности.

Лишь те личности, которые своими конкретными практическими действиями и поступками сближают действительность с нравственным идеалом, способны облагораживать микросреду и разумно разрешать конфликтогенные ситуации.

Формула их поведения: оценка ситуации – решение – действие. В данном случае имеется в виду действие, по своей значимости равноценное поступку

Поступок – возвеличение, подтверждение или низвержение ценностей, переосмысление жизненно значимого. Поступок – категория нравственно-ценностного содержания. Он представляет собой совокупность нравственных отношений, которые выражают его сущность.

Принятие решений в конфликтогенных ситуациях – это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность абстрагироваться от обстоятельств, психическая устойчивость по отношению к трудностям, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.

Моральный выбор в ситуации конфликта как межличностного, так и внутриличностного имеет две стороны: 1) объективную – возможность выбрать; 2) субъективную – активность личности в определенных обстоятельствах и мера ответственности за выбор.

Субъективная сторона, связанная с ответственностью, реализуется через свободу воли, выбора, решения, принятие установки к действию. Дееспособность ответственности очень важна в разрешении моральных конфликтов.

Ответственность как сложное структурное образование включает:

а) осознание личностью социальной значимости разрешения конфликта;

б) убежденность в необходимости действовать в соответствии с нравственными нормами, принципами, идеалами;

в) предвидение последствий поступков;

г) постоянный контроль и критическое отношение к своим действиям;

д) стремление к максимальной самореализации в общественно полезной деятельности;

е) самоотчет и самооценку;

ж) готовность принять и нести ответственность за свои действия.

Мудрость морального выбора в конфликтной ситуации зависит от многих факторов. Во-первых, это возможность выбора и способность личности выбирать как необходимое условие свободы морального выбора.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в характере объективных возможностей поступать так, как следует в системе общественных отношений. Внутренняя обусловленность неразрывно связана с мировоззренческой, моральной стороной решения личности.

Внешняя и внутренняя обусловленность выбора в конфликтной ситуации, вытекающая в различных обстоятельствах в различные варианты решений, всегда отражает ценностную ориентацию личности, диапазон нравственного и безнравственного, линию поведения.

Во-вторых, таковым фактором выступает мера ответственности. Этики утверждают, что мера ответственности личности возрастает с увеличением диапазона свободы морального выбора. Возможность и способность выбора определяют меру ответственности. Личность ответственна за свои поступки в меру свободы выбора и отвечает лишь за то, что она объективно, в соответствии с обстоятельствами, могла и субъективно, в соответствии с нравственной необходимостью, должна была выбрать и реализовать в поступке.

В-третьих, выбор средств разрешения конфликтной ситуации или конфликта. Средства должны быть эффективными, целесообразными, гуманными, что обеспечивает их нравственную ценность.

В-четвертых, сама природа морального выбора имеет принципиальное значение в конфликтной ситуации


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в судеегоправ, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершит правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

Еще в Уложении 1649 года говорилось: ". в судных делахподружбе и недружбе ничего не прибавляти и не убавляти, и ни в чем не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лиц сильных, и избавляти обиженного от руки неправедного". Петр I ввел присягу судей во всем государстве. Присяга содержала требования нравственного свойства. Ее нарушение влекло за собой правовые последствия.

Само законодательство содержит нравственные требования к деятельности судов и правоохранительных органов. Но эти требования, адресованные обычно учреждениям, относятся к людям, осуществляющим судопроизводство. Так, Всеобщая декларация прав человека исходит из того, что суд должен быть равным для всех, справедливым и беспристрастным. Международный пакт о гражданских и политических правах говорит, кроме того, о суде компетентном. Но суд справедливый, беспристрастный и компетентный способны вершить те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны, высококомпетентны.

Справедливость в правосудии предполагает наличие многих условий, начиная от содержания законов и до общественно-политической обстановки. Но она невозможна там, где сам судья руководствуется неосознанной обязанностью действовать и принимать решения справедливо, а какими-то другими мотивами, не обладает развитым чувством справедливости. Где же человек может "научиться" быть справедливым, чтобы судить затем других людей? Таким "университетом" является сама жизнь.

Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование.

Человек "учится" справедливости, опираясь в какой-то мере на свое специальное образование и приобретая разнообразный жизненный опыт. Возрастной ценз кандидата на должность судьи — не менее 25 лет. Чтобы стать судьей, надо иметь и опыт применения права, активной деятельности в правовой сфере — стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Возрастной ценз для судей вышестоящих судов и стаж работы по юридической специальности еще выше.

Принимая присягу, российский судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Судья должен быть честен. Честность — важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности - ложь, лицемерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное исполнение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполагает честность судьи как человека. Нельзя быть честным "на службе" и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.

Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи — повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи — справедливое правосудие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и другими участниками дела, которые вправе требовать от судьи защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.

Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо личных мотивов, — не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.

Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при принятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.

Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах лишь "средство", а не "цель", не подходит для судебной работы.

В Законе о статусе судей в Российской Федерации не упоминается о таком качестве судьи, как гуманность. Между тем в присяге, которая принималась в соответствии с Законом о статусе судей в СССР 1989 года, такое требование к судье содержалось. Судья торжественно клялся "быть всегда справедливым и гуманным".

Сказанное выше о нравственных качествах судьи опирается на нормы действующего законодательства, которое предъявляет к кандидатам в судьи и судьям нравственно-правовые требования, обязательные для исполнения. Что касается следователей, прокуроров и адвокатов, то таких развернутых характеристик их моральных качеств в законе не содержится. Закон о прокуратуре Российской Федерации устанавливает, что прокурорами и следователями могут быть назначены граждане, "обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами". Законодательство об адвокатуре также ограничивается общими требованиями. Так, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 года (ст. 16) устанавливает, что адвокат "должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения".

Комитет по защите прав адвокатов Федерального союза адвокатов России разработал проект "Правил профессиональной этики российских адвокатов". В этом документе говорится, что защита прав и свобод человека и гражданина является профессиональной обязанностью и нравственным долгом адвоката. Адвокат содействует устранению нарушений закона. Адвокат обязан беречь и умножать престиж профессии. Точность, пунктуальность, честность, правдивость и компетентность - гарантия нормальных отношений адвоката с клиентом. Правила содержат рекомендации, основанные на обобщении опыта адвокатской деятельности, в том числе и касающиеся разрешения проблемных ситуаций нравственного плана.

С учетом специфики и содержания деятельности различных профессиональных участников судопроизводства, их нравственные качества в принципе должны быть едины. И прокурор, и следователь, и адвокат должны быть справедливы, гуманны, честны, обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести. Требование объективности в какой-то мере распространяется и на адвоката, хотя позиция его в деле неизбежно бывает односторонней.

Психологические качества судей, а также работников правоохранительных органов тесно связаны с их нравственными качествами.

Производился опрос судей о желательных для судьи качествах. Судьи назвали: человечность, беспристрастность, принципиальность, выдержку, эрудицию. В числе нежелательных упоминались предвзятость, подозрительность, властность, бестактность. Из перечня личностных качеств, содержавшего около 30 позиций, в первую очередь были выбраны собранность, принципиальность, уравновешенность, человечность, дисциплинированность, вежливость, сдержанность. Некоторые основным в нравственно-психологическом облике следователя считают безупречную честность, принципиальность, объективность, бдительность, настойчивость.

Среди многочисленных идейно-нравственных качеств юриста В. В. Романов в книге о военно-юридической психологии (Романов В.В. Военно-юридическая психология: Учебник. Кн. первая. М.,1991.С.162) называет, в частности, верность гражданскому, воинскому, профессиональному долгу, гражданское мужество, честность, неподкупность, высокую нравственность, принципиальность, непримиримость к нарушениям правопорядка, законности, бескомпромиссность в борьбе с ними, исполнительность, организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к порученному делу.

Анализ психологических позитивных качеств, которыми необходимо обладать судье, следователю и прокурору — предмет самостоятельной науки. Здесь уместно лишь отметить, что личность каждого человека, в том числе деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств. При этом важно, чтобы они были позитивны и реализовывались в практической деятельности. То же относится и к личности следователя, прокурора, адвоката.

Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гарантии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь возникает опасность так называемой профессиональной деформации, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности.

Писатель Виктор Курочкин так описывает это состояние: "Не прошло и года, а какая-то частица моей души, причем лучшая частица, пропала. Не прошло и года, я стал автоматом. Осудив человека на пятнадцать лет, я моментально о нем забываю, с аппетитом ем, с удовольствием пью и засыпаю крепким сном, с сознанием, что сегодня я много и плодотворно потрудился на пользу Отечества. Теперь я автомат. Человек вместо высшего, таинственного и хрупкого существа стал для меня субъектом преступления". (Курочкин В. Записки народного судьи Семена Базыкина//Нева. 1988. № 5.).

Не менее опасна профессиональная деформация и для следователя, прокурора. Профессиональной деформации может противостоять только человек с развитым чувством долга, справедливости, подлинно гуманный.

Высокие нравственные качества, необходимые судье, прокурору, следователю, адвокату, формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравственному воспитанию.

3) выступление в качестве государственного обвинителя (в ходе судебного разбирательства).

В ходе судебного разбирательства часто возникает вопрос о соотношении функций прокурора и председательствующего судьи в обеспечении законности в ходе суда. Суд обязан обеспечивать соблюдение закона в процессе разрешения уголовного дела и принимать надлежащие меры к тем лицам, которые его нарушают (в том числе и к прокурору). Однако это не означает, что прокурор не осуществляет надзор за законностью действий суда (это его обязанность) и не предъявляет ему обвинения (в том числе и к председательствующему судье).

Отношение прокурора к неподтвержденному в суде обвинению. Выступая в роли государственного обвинителя, прокурор обязан принять все предусмотренные законом меры к всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела, независимо от того, идет ли это на пользу обвинению или защите. Прокурор должен быть объективен в оценке доказательств: не преувеличивать значения обвинительных улик и не преуменьшать значения доказательств, опровергающих обвинение. Он должен помнить, что обвиняет обвиняемого лишь в той мере, в какой его вина обоснована. И если в ходе судебного следствия прокурор придет к убеждению, что доказательств для подтверждения предъявленного обвинения недостаточно, то его нравственным и правовым долгом является отказ от обвинения и вынесение судом оправдательного приговора.Этика обвинительной речи прокурора. Обвинительная речь прокурора составляет лишь часть его деятельности по поддержанию государственного обвинения перед судом, которое в соответствии с уголовным законодательством должно быть объективным и обоснованным.

Обвинительную речь прокурора принято делить на ряд последовательных частей, к каждой из которых предъявляется ряд нравственных требований:

1) характеристика особенностей рассматриваемого дела (преступления), оценка степени общественной опасности преступления, которая должна быть конкретной, объективной и не содержать преувеличений.

Необходимо отметить, что в недавнем прошлом в первой части обвинительной речи было обязательным давать «общественно-политическую» оценку преступления, для чего использовались стандартные социально-политические характеристики, получившие в профессиональном языке наименование «шапок», которые можно было примерять к любому делу. Эта часть речи, которую принято было называть «политической», обычно предшествовала приведению доказательств. Поэтому часто возникали ситуации, когда степень обвинения была большей, чем степень его доказанности;

2) анализ доказательств, подтверждающих обвинение. Нравственной и правовой обязанностью прокурора является обязанность доказать обвинение. По этому поводу Кони писал: «Обвинитель должен быть силен в доводах, а не в эпитетах»;

3) юридическая оценка деяния (квалификация преступления), которая должна быть основана на глубоком понимании сущности применяемого материального закона;

4) характеристика личности подсудимого, которая должна быть максимально объективной. Прокурор не вправе умалчивать о положительных чертах подсудимого, фактах, могущих смягчить его ответственность. Сведения из биографии могут приводиться только те, которые могут иметь отношение к преступлению. Нельзя «вменять в вину» обвиняемому непризнание им своей вины или уклонение от дачи показаний. Недопустимо использование насмешек, оскорбительных характеристик, заявления по поводу национальности, веры и т.д.

Прокурор должен помнить о принципе презумпции невиновности в отношении обвиняемого, который может быть оправдан.
Тема 9. Конфликт и его морально-нравственная структура.

Нравственная необходимость защиты. Конституция дает и гарантирует каждому человеку, привлеченному к ответственности, замечательное право – право на защиту, которое человеку помогает осуществлять адвокат. Необходимо отметить, что в деятельности адвоката чаще, чем в любой другой деятельности юриста, возникают ситуации, разрешение которых зависит от соблюдения не только правовых, но и нравственных норм.

Деятельность адвоката регулируется следующими документами: законом «Об адвокатуре», уголовно-процессуальным кодексом РК, правилами профессиональной этики адвоката.

В соответствии с вышеперечисленными документами адвокаты имеют право оказывать следующие виды юридической помощи:

1) давать консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

2) составлять заявления, жалобы и другие документы правового характера;

3) осуществлять представительства в судах и других органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

4) участвовать в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, а также представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков и др.

Иметь адвоката – это право обвиняемого, и нельзя это право превращать в обязанность, т.е. навязывать адвоката помимо воли обвиняемого. Ему также принадлежит право персонального выбора адвоката, и грубым нарушением со стороны органов расследования является не допуск избранного обвиняемым адвоката под предлогом того, что адвокат уже назначен. Однако обвиняемому следует знать о тех различиях, которые существуют в процессуальных правах обвиняемого, имеющего адвоката, и обвиняемого, отказавшегося от него: обвиняемый, имеющий адвоката, не имеет права выступать в судебных прениях и произносить сам защитительную речь. Все это необходимо учитывать, обсуждая ходатайство об отказе от адвоката, и сообщать обвиняемому об изменениях в его процессуальных правах. Однако присутствие адвоката являетсяобязательным, если

  • обвиняемый несовершеннолетний;
  • обвиняемый не владеет языком, на котором ведется следствие;
  • обвиняемый психически неполноценен;
  • лицо обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;
  • между интересами обвиняемых имеются противоречия и если хотя бы один из них имеет адвоката.


В данных и во всех остальных случаях нравственная необходимость защиты обусловлена следующими обстоятельствами:

1) недостаточной осведомленностью обвиняемого о своих правах и процессуальных гарантиях (в большинстве случаев обвиняемые по причине своего эмоционального состояния, а также юридической неграмотности не способны самостоятельно осуществить свое право на защиту);

2) содействием опровержению предъявленного обвинения по отношению к человеку, который не совершал преступления, и выяснению всех обстоятельств, смягчающих ответственность человека, совершившего преступное деяние;

3) необходимостью предотвращения ошибок, допущенных следователями, прокурорами, судьями;

4) созданием условий для полной уверенности общественности в справедливом решении суда, в безусловной справедливости приговора, что невозможно при отсутствии адвоката.

Одним словом, главной функцией и долгом адвоката является защита прав и процессуальных гарантий обвиняемого, т.е. его законных интересов.

Понятие о законном интересе обвиняемого. Законный интерес обвиняемого не сводится только к его интересу не быть невинно осужденным и несправедливо наказанным (это узкое и ограниченное представление о законном интересе обвиняемого, поскольку решение о виновности и о степени наказания решает суд). Законный интерес обвиняемого заключается в том, чтобы до решения суда выяснить все, что свидетельствует в его пользу, что опровергает обвинение, оправдывает обвиняемого и смягчает его ответственность. Адвокат защищает не преступление, а совершившего преступление от незаконных обвинений, от однобокой, подчас предвзятой трактовки содеянного (это его долг).

Адвокат должен защищать законный интерес обвиняемого, даже если вина очевидна. Отказаться от защиты в случае очевидности вины адвокат не вправе. Однако «Правилами адвокатской этики» оговариваются случаи, когда он имеет право отказываться от защиты:

1) если является родственником лица, которое ведет дознание, предварительное следствие или рассматривает дело в суде;

2) ранее участвовал в данном деле в качестве потерпевшего, истца, ответчика, понятого, свидетеля, следователя, прокурора, судьи и т.д.;

3) по этому же делу защищает или ранее защищал другое лицо, интересы которого противоречат интересам обратившегося за защитой;

4) является родственником адвоката, который по тому же делу оказывает юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося за юридической помощью;

5) ранее участвовал в деле в качестве общественного защитника и интересы обратившегося к нему по тому же делу противоречат интересам ранее защищавшегося лица;

6) ему стали известны какие-либо обстоятельства дела, которые ему доверил другой обвиняемый или противная сторона;

7) обратившийся требует принять для защиты его интересов заведомо ложные, незаконные обстоятельства (подложные документы, лжесвидетельства) и другие неблаговидные средства;

8) дело сложное, и адвокат сам предвидит, что не сможет надлежащим образом осуществить защиту.

Долгом адвоката является защита законного интереса обвиняемого, однако эту защиту он обязан осуществлять законными средствами.

Этические условия применяемых адвокатом средств защиты. Адвокат имеет право пользоваться только законными средствами защиты:

  • у адвоката отсутствует право на ложь, даже если ложь – единственный способ защитить невиновного;
  • адвокат обязан предотвращать попытки подзащитного злоупотреблять своими правами;
  • не имеет права обвиняемому рекомендовать не признавать свою вину, если он ее признает, и признавать, если он ее не признает (т.е. обвинять своего подзащитного). В тех случаях, когда подзащитный признал свою вину, а адвокат, изучив собранные по делу доказательства, пришел к выводу, что вина не доказана или вызывает сомнение, он должен занять самостоятельную, независимую от подзащитного позицию защиты;
  • адвокат имеет право пользоваться сомнительными доказательствами (в данном случае он использует право обвиняемого на толкование сомнительных доказательств в его пользу);
  • адвокат не имеет права обвинять не своего подзащитного. Однако на практике адвокаты это делают, умело пользуясь статьей, которая запрещает одному адвокату защищать двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого, и тем самым как бы разрешает адвокату обвинять человека, которого он не защищает. Выполнять функцию обвинения адвокат может, только участвуя в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца;
  • адвокат не имеет права сообщать следствию или суду те факты, которые обвиняемый от них скрывает. Речь идет о так называемом праве на «адвокатскую тайну», что подкреплено законом, поскольку адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля, даже если ему признались в совершении преступления.


Адвокат имеет право участвовать в следственных действиях, наделив их многими полномочиями:

Каждый день адвокат сталкивается со сложными моральными проблемами, для решения которых ему приходится выстраивать свое поведение, соблюдая требования законодательства и профессиональной этики. Правовые нормы не устанавливают для адвокатов конкретных правил поведения. Более детальное описание должного поведения адвоката содержится в различных кодексах, декларациях, других документах, принятых международным и российским адвокатским сообществом, а также в выступлениях и публикациях известных экспертов – членов этого сообщества. В 1995 г. Международная ассоциация юристов (МАЮ), которая объединяет профессионалов из 170 стран, приняла Генеральные принципы этики адвокатов. Целью этого документа является установление общепринятого профессионального стандарта, который ожидается от адвоката в любой стране мира (см. приложение 3). С 1977 г. все адвокаты стран Европейского сообщества должны выполнять требования Общего кодекса правил для адвокатов. В России ряд коллегий адвокатов приняли кодексы чести, в соответствии с этическими кодексами действуют юридические клиники при государственных университетах (юридические клиники – это учебные центры, в которых будущие юристы под руководством преподавателей могут приобрести опыт практической работы, оказывая бесплатную юридическую помощь социально незащищенным слоям населения). В настоящее время разрабатываются и обсуждаются проекты кодекса профессиональной этики для всего адвокатского сообщества РФ.

Одна из проблем касается степени учета интересов клиентов адвоката. Основное предназначение профессии адвоката – оказание юридической помощи тем, кому она нужна – гражданам, организациям, органам государственной власти, общественным структурам. Адвокат должен оказывать помощь, руководствуясь интересами клиента. Однако клиенты, оплачивающие работу адвоката, могут потребовать от него неэтичных действий, например передать от своего имени судье взятку или вызвать для допроса в суде лжесвидетеля (См.: Барщевский М. Адвокатская этика. М., 2000. С. 29). Данные действия являются не только неэтичными – они незаконны, и поэтому адвокат должен отказать клиенту, основывая свой отказ на требованиях закона.

В другом случае клиент может потребовать от адвоката, чтобы тот унизил в суде ответчика или его защитника. Закон прямо не запрещает подобные действия, поэтому адвокат, отказывая клиенту в выполнении его требования, должен опираться на принципы профессиональной этики: принцип уважения к коллегам, принцип уважения к суду и принцип гуманности и уважения к человеческой личности.

Другая моральная проблема возникает, когда клиент лжет адвокату, по каким-либо причинам скрывает от него факты и информацию. Адвокату в данном случае рекомендуется, используя специальные приемы общения, получить у клиента нужную информацию либо, если это не удается, открыто выразить ему свое недоверие и объяснить, к каким отрицательным последствиям может привести намеренное введение юриста в заблуждение.

.Еще одна моральная проблема, с которой адвокаты, как правило, сталкиваются при осуществлении своей деятельности,– это проблема сохранения ими своей независимости и объективности. Адвокаты нередко отождествляются общественным мнением и властями с клиентом и его делом. В том случае, если клиент и его дело непопулярны и вызывают агрессию, то ра-1ота адвоката может стать для него, его семьи и его помощников небезопасной: перенесение отрицательных характеристик с клиента и его дела на адвоката может привести к уголовным, Гражданским, административным или моральным санкциям по Отношению к нему. Возможны также прямые угрозы применения силы к адвокату из-за того, что последний давал советы, защищал или представлял интересы данного клиента. На адвоката иногда оказывается давление со стороны властей и общественности, особенно если он защищает интересы лиц, лишенных свободы. Не случайно в Законе об адвокатской деятельности говорится, что адвокат и его семья находятся под защитой государства, а в этических принципах содержится требование действовать «свободно, честно и бесстрашно».

У адвоката, как и любого другого человека, могут быть свои Личные интересы: например, желание достичь богатства, известности, большой частной практики и т.д. Нормы профессиональной этики требуют от адвоката? чтобы он, защищая Клиента, не поддавался влиянию собственных интересов и желаний.

В Кодексе Совета коллегий адвокатов и юридических обществ Европейского сообщества (1988, CCBE Code), в частности, говорится, что многие из обязанностей, возложенных на адвоката, требуют, чтобы он был абсолютно независим, свободен от любого другого влияния, особенно влияния, которое может быть следствием его личных интересов или внешнего давления. Он должен стараться избегать любой угрозы своей независимости и внимательно следить за тем, чтобы не поступаться своими профессиональными принципами (стандартами) в угоду клиенту, суду или третьим лицам.

Независимость необходима адвокату для того, чтобы поддерживать доверие к правосудию и гарантировать клиенту, что его защищают объективно. Он должен быть независим физически, духовно, материально (иметь достаточные средства к существованию), интеллектуально, нравственно.

В чем проявляется независимость адвоката или, другими словами, как осуществляется принцип независимости?

1. Адвокат может согласиться, но может и отказаться следовать указаниям клиента.

2. Адвокат может отказаться от участия в любом деле на любой стадии.

3. Адвокат имеет право так строить свою речь и таким образом представлять аргументы суду, как считает это нужным.

4. Адвокат не может находиться в подчинении любого другого лица, которое не является адвокатом.

5. Адвокату запрещается действовать в интересах двух и более клиентов, если между этими клиентами существует конфликт интересов – этот запрет гарантирует, что интересы каждого клиента будут защищаться объективно (См. Профессиональная этика юриста. Адвокатская этика. СПб, 2001. С.14–16).

6. Адвокату запрещается заниматься другими видами деятельности – для того чтобы уберечься от внешних влияний.

7. Адвокат не должен рассматривать юридическую профессию как доходный бизнес.

Еще одна моральная проблема связана с противоречиями различных мотивов поведения адвокатов. Чтобы избежать этих противоречий или сгладить их, адвокат должен:

• ставить интересы своих клиентов выше собственных;

• поддерживать уважение к правовому государству, уважать суд;

• поддерживать разумные стандарты своего жизненного уровня.

Чтобы избежать конфликта интересов, адвокат не должен принимать поручение и консультировать клиента, если интересы клиента противоречат интересам другого клиента, с которым адвокат связан соглашением о предоставлении правовой помощи.

Примеры ситуаций конфликтов интересов:

1) адвокат сначала оказал помощь в составлении искового заявления истцу, а затем в судебном заседании оказался на стороне ответчика;

2) адвокат консультирует супругов по бракоразводному процессу – сначала жену, потом мужа.

Конфликт интересов часто бывает неявным, поэтому адвокат должен распознать его и решить, принимает ли он поручение данного лица или нет.

Адвокат сообщает клиенту о наличии конфликта, объясняет, в чем он заключается, но окончательное решение принимает сам клиент. И если клиент все же захочет, чтобы дело вел данный адвокат, то теперь уже сам адвокат должен решить, сможет ли он сохранить беспристрастность, объективность (Барщевский М. Указ. соч. С.88).

В соответствии с принципом добросовестности адвокат должен выполнять свои профессиональные обязанности:

• с наибольшей отдачей собственных сил и способностей;

• пунктуально и тщательно;

• с разумной и оптимальной быстротой;

• без промедления информируя клиента о ходе дела;

• организуя работу своих помощников с наибольшей эффективностью, но при сохранении своей полной личной ответственности за работу в целом.

Принцип конфиденциальности (соблюдения адвокатской тайны) требует сохранения адвокатом в тайне информации о клиенте, о его личных и деловых качествах, образе жизни, коммерческой деятельности, партнерах по бизнесу и т. д. Без этого невозможны доверительные отношения между ним и клиентом и поэтому невозможно оказание клиенту эффективной помощи. Принцип соблюдения адвокатской тайны, так же как и принцип независимости, является одновременно и этическим, и юридическим, и от его соблюдения зависит само существование профессии адвоката.

Кодексы профессиональной этики, как правило, более детально, чем законы, прописывают требования к поведению членов профессиональной группы. Вот некоторые правила соблюдения конфиденциальности, содержащиеся в Кодексе чести адвоката Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов:

• действие принципа конфиденциальности не ограничивается во времени, пространстве и кругом лиц;

• адвокат не имеет права принимать поручение, если его выполнение может даже в отдаленной перспективе повлечь за собой разглашение конфиденциальной информации (Профессиональная этика юриста. Адвокатская этика С. 89).

Адвокат должен держать в тайне даже сам факт обращения к нему того или иного лица и сохранять конфиденциальность по отношению к любому клиенту и вне зависимости от того, что другие лица могут владеть аналогичной информацией. Все правила конфиденциальности распространяются на помощников адвоката и технический персонал юридической фирмы, консультации, адвокатского бюро – адвокат обязан требовать от них соблюдения адвокатской тайны.

Принцип честности предполагает, что адвокат должен сообщать только правдивую, «субъективно истинную» информацию о собственной правовой позиции, личном мнении, оценках. В общении с клиентом адвокат не должен осознанно поощрять проявления нечестности у клиента, склонять его к нечестному поведению, объяснять, как нарушить закон, смошенничать, скрыть следы преступления.

Соблюдая принцип честности, адвокат откажется от ведения дел клиента в том случае, если тот настаивает на совершении адвокатом неэтичного поступка.

Обсудите в группах следующие ситуации и на основе их анализа примите решение.

В районном центре есть всего одна юридическая консультация, в которой работают три адвоката, один из которых в отпуске, а другой болеет. Прием ведет один адвокат. К нему на прием в понедельник приходит женщина, которая хочет проконсультироваться насчет раздела имущества с супругом после развода. В четверг на прием к тому же адвокату приходит супруг этой женщины, который тоже хочет получить консультацию по разделу имущества. Как должен себя вести адвокат в данной ситуации? С какой этической проблемой он столкнулся? (Барщевский М. Указ. соч.)

Адвокат X пять лет назад консультировал клиента Y и получил от него некоторую информацию о его коммерческой деятельности. В разговоре с коллегой Z адвокат X упомянул об этих фактах биографии Y. Какие правила принципа конфиденциальности нарушил адвокат X? Какой, по вашему мнению, была реакция адвоката Z, когда он услышал данную информацию от своего коллеги?

Вопросы для самопроверки.

1. Какова роль профессиональной этики в деятельности адвокатов?

2. Какие этические принципы регламентирует Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»?

3. В чем суть основных моральных проблем в деятельности адвоката?

4. Почему принцип независимости считается одним из основных в профессии адвоката?

5. Каковы требования принципа конфиденциальности?

6. В чем заключаются принципы добросовестности и честности профессиональной этики адвоката?

Приложение 3

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ АДВОКАТОВ

МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ

(Российская юстиция. 1996. № 2)

Адвокаты всего мира являются специализированными профессионалами, которые ставят интересы своих клиентов выше собственных интересов и стремятся поддерживать уважение к Правовому Государству. Они сочетают постоянное повышение уровня правовых знаний с оказанием юридической помощи клиентам, уважением к суду и оправданным желанием поддерживать разумные стандарты своего жизненного уровня. Между этими мотивами поведения часто бывают трения. Цель настоящих принципов заключается в установлении общепринятого профессионального стандарта, который ожидается от адвоката в любой стране мира.

1. Адвокаты должны поддерживать высочайшие стандарты доверия и.

сопричастности по отношению к тем, с кем они вступают в контакт.

2. Адвокаты должны относиться к интересам своих клиентов как к самому важному, при условии выполнения обязанностей перед судом, соблюдения требований правосудия и профессиональных этических стандартов.

3. Адвокаты должны уважать любое обязательство, данное при выполнении профессиональных обязанностей, до тех пор, пока это обязательство не выполнено либо отменено.

4. Адвокаты не должны принимать поручение, если интересы их клиентов находятся в противоречии с интересами самих адвокатов, их партнеров или других их клиентов.

5. Адвокаты должны всегда соблюдать конфиденциальность в отношении бывших и настоящих клиентов за исключениями, предусмотренными законодательством.

6. Адвокаты должны уважать право клиента на свободный выбор адвоката.

7. Адвокаты должны точно учитывать деньги клиентов, которые клиенты дали им на доверительное хранение, и держать эти деньги отдельно от собственных денег.

8. Адвокаты должны поддерживать высокую степень собственной независимости для того, чтобы иметь возможность дать клиентам беспристрастный совет.

9. Адвокаты должны высказать своим клиентам беспристрастное мнение о вероятном исходе их дела и не создавать условий для не нужной работы, оплачиваемой клиентом.

10. Адвокаты должны прилагать все силы для выполнения своей работы компетентно и без задержки и не должны принимать поручение, если они не уверены в его квалифицированном выполнении.

11. Адвокаты вправе назначать разумный гонорар за свою работу. Требование гонорара не должно быть условием выполнения работы, которая заняла больше времени, чем было необходимо, либо сопровождалась ненужными действиями адвоката.

12. Адвокаты всегда должны относиться к своим коллегам в духе уважения, сотрудничества и справедливости.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: