Государство как основной субъект политики обеспечения национальной безопасности

Обновлено: 25.04.2024

Термин «национальная безопасность» впервые в нашей стране был употреблен в Федеральном законе от 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», а его трактовка прозвучала в Послании Президента России Федеральному Собранию 1996 г. «О национальной безопасности» следующим образом:

Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Фактически это определение идентично тому, которое содержится в Законе РФ от 1992 г. «О безопасности».

При определении понятия «национальная безопасность» следует учитывать, во-первых, многонациональный состав населения России, во-вторых, необходимость обеспечения безопасного существования и развития Российского государства в целом. Поэтому в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.), формулируется следующее понятие национальной безопасности Российской Федерации: безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. При этом подчеркивание названных качеств российского народа связывает национальную безопасность с государством.

В понятии «национальная безопасность» слово « национальная » понимается как относящееся к тому или иному государству, независимо от того, сколько и каких наций и народностей в нем проживает. Другими словами, национальная безопасность отождествляется с безопасностью государственно организованного общества, следовательно, безопасность любого социального субъекта входит в содержание национальной безопасности.

Характеристика безопасности, как уже отмечалось, раскрывается через категорию «состояния защищенности жизненно важных ценностей» личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Таким образом, объектами безопасности выступают личность, общество и государство. Безопасность каждого из них предполагает выявление, устранение угроз их существованию и развитию, противодействие источникам таких угроз.

Безопасность государства включает в себя также укрепление экономического, политического, научно-технического, оборонного и т.п. потенциала и целенаправленную деятельность по обеспечению поступательного развития государства; безопасность общества в широком смысле тождественна безопасности страны, а в узком значении — безопасности гражданского общества и его институтов. Правоохранительный аспект безопасности общества предусматривает устранение угроз, с которыми сталкивается общество в целом и его отдельные субъекты (группы населения, индивиды): безопасность личности подразумевает как защиту конкретного человека, гражданина от противоправных насильственных посягательств, так и защиту неопределенного круга лиц от таких посягательств, а также от угроз природного и техногенного характера.

Система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства содержится в упомянутой Концепции национальной безопасности. В ней также сформулированы важнейшие направления государственной политики в этой области.

1. Концепция характеризует Россию как часть мирового сообщества, определяет ее место в деле укрепления экономических и политических позиций значительного числа государств, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. В перспективе отмечаются более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера.

2. Концепция содержит определение национальных интересов России, которые представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в самых разных областях: экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. Именно эти интересы определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в укреплении демократии и ее институтов, в создании правового и социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.

3. Концепция формулирует широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности, подчеркивая, что объяснение причин их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.

Что касается такой важной сферы, как экономика, угрозы национальной безопасности имеют здесь комплексный характер и обусловлены сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной и инновационной активности и научно- технического потенциала (сокращением исследований на стратегически важных направлениях науки, оттоком за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности), что в итоге может привести к утрате Россией передовых позиций в мире, усилением внешней технологической зависимости и как результат подрывом обороноспособности страны. Тенденции к преобладанию в экспорте топливно-сырьевой и энергетической составляющих давно вызывают опасения специалистов. Они наряду с другими негативными процессами в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России, к социальной дифференциации общества, что угрожает федеративному устройству и социально- экономическому укладу России.

Как известно, соблюдение верховенства Конституции РФ, федеральных правовых норм над нормами субъектов Федерации является одним из принципов конституционного строя. Размывание единого правового пространства вследствие несоблюдения этих принципов, просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в военной и правоохранительной областях, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социально-духовной сфере способствуют росту преступности и коррупции. Борьба с этими негативными проявлениями имеет не только правовой, но и политический характер, поскольку сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и т.д. представляют серьезную угрозу национальной безопасности. В Концепции особо подчеркивается, что масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. При этом степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство увеличивается за счет многих факторов, в числе которых: отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и др.

4. В Концепции определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности. Важнейшими среди них являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности России; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации этих угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, безопасности ее пограничного пространства; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства России, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями и т.д.

5. В Концепции также определены основные направления обеспечения национальной безопасности в экономической, политической, социально-духовной, экологической, информационной и военной областях. Осуществление конституционного принципа полновластия народа требует согласованного взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти, единства судебной системы. Особое внимание в Концепции уделяется основным направлениям защиты конституционного строя:


Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя Российской Федерации, обеспечение ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 46 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации) [1].

Таким образом, полагаем, что в Стратегии прямо указано на роль и место правоохранительных органов в системе обеспечения национальной безопасности.

Служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации [2].

Анализ нормативного правового регулирования и результатов деятельности органов внутренних дел показывает, что, несмотря на отсутствие прямого закрепления их участия в обеспечении национальной безопасности, они выполняют задачи по обеспечению практически всех ее видов [3].

Основными задачами, отнесенными к сфере компетенции МВД России, являются обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности [4].

В структуру правоохранительных органов входит значительное количество подразделений, рассмотрим несколько из них.

Главное управление по вопросам миграции в части обеспечения национальной безопасности осуществляет следующие функции и полномочия [5]:

— выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции.

В данном случае речь идет о легальном пребывании иностранных граждан на территории России и/или лиц без гражданства, внутренний контроль передвижения граждан. По-нашему мнению, это один из малоизвестных, но в о же время достаточно эффективный способ обеспечения национальной безопасности, так как благодаря достоверной и емкой информации о всех миграционных процессах, государство (с использование спец служб) имеет возможность своевременно пресекать любое посягательство и/или организацию такового на национальную безопасность. Например, стремительный выезд из России граждан конкретного иностранного государства или нескольких государств может свидетельствовать о наличии угрозы внешней опасности для национальной безопасности РФ.

Главное управление собственной безопасности [6]. В соответствии с п. 10 Положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, к основным задачам собственной безопасности относится организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких.

Борьба с коррупций входит в перечень первоочередных задач, стоящих перед Главой государства и Правительством. Своевременное выявление коррупционных деяний, совершенных должностными лицами, позволяет избежать информационных потерь (разглашение сведений, составляющих государственную тайну, например), возможности посягательств на национальную безопасность через должностных лиц и т. д. Это и есть по-нашему мнению основной задачей УСБ, кроме того, следует отметить, что сотрудники собственной безопасности имеют широкий спектр должностных полномочий, в том числе и осуществление оперативно-розыскной деятельности, также следует обратить внимание на высокий уровень материально-технического обеспечения рассматриваемой службы, который позволяет беспрепятственно реализовывать свои полномочия для достижения поставленных задач в максимально короткие сроки.

Организационно-аналитический департамент [7]. Состояние преступности является одним из критериев оценки уровня национальной безопасности. Общее состояние преступности, обобщение причин и условий совершения преступлений невозможно без аналитических данных, таким образом, рассматриваемый Департамент, по-нашему мнению, является информационной основой организации обеспечения национальной безопасности.

Национальное центральное бюро Интерпола [8]. Как уже было отмечено, национальная безопасность включает в себя как внутренние, так и внешние факторы и если внутренние можно контролировать в рамках российского законодательства, в том числе и наделяя подразделения ОВД властными полномочиями в своей деятельности, то за пределами РФ указанные полномочия ограничены. Тем не менее в целях пресечения преступлений, способствованию поимки преступника за пределами одного государства и существует Интерпол.

Контрольно-ревизионное управление [9]. Материально-техническое обеспечение ОВД осуществляется за счет средств федерального бюджета, в свою очередь средства федерального бюджета формируются из общих доходов граждан и юридических лиц. Любое посягательство на федеральный бюджет несет прямую угрозу национальной безопасности, так как является средством существования граждан (пособия, льготы, социальные выплаты, денежное довольствие и т. д.). В целях недопущения данных противоправных деяний необходим контроль и учет всех денежных средств и материальных ресурсов, выделяемых для обеспечения деятельности ОВД.

Оперативное управление [10] и Организационно-штатное управление [11] неразрывно связаны друг с другом постоянным взаимодействием, так как организуют порядок организации подразделений, их структуру, и представляют собой совокупность сил и средств, предназначенных для выполнения конкретных функций в конкретной обстановке (обстоятельствах).

Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации [12] и Управление международного сотрудничества [13] представляют собой способы общения с гражданами и обществом в целом как внутри государства, так и за его пределами (контроль ведется и за гражданами, проживающими за пределами РФ). Взаимодействие со СМИ является средством связи с обществом и возможностью влияния на общество, формируя гражданскую право сознательность и чувство патриотизма, которые присущи государства с высоким уровнем организации национальной безопасности.

Таким образом, важно отметить, что обеспечение национальной безопасности возможно лишь путем комплексного и организованного применения всех подразделений ОВД, в части их касающейся.

По нашему мнению, достичь наиболее эффективного применения методов обеспечения национальной безопасности органами государственной власти возможно, лишь путем слаженной работы всех органов с максимальным снижением бумажной волокиты, то есть на уровне устных межведомственных запросов, что значительно сокращает время реагирования на ту или иную ситуацию и позволяет максимально быстро принять решение на принятие мер по обеспечению национальной безопасности.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Российская Федерация, собственная безопасность, Главное управление, орган, федеральный бюджет, государственная политика, государство, материально-техническое обеспечение, предел РФ.


Исследуются подходы к определению понятия «механизм государства» в ракурсе реализации государством функции по обеспечению национальной безопасности с помощью специальных органов государства.

Ключевые слова: государство, национальная безопасность, механизм государства.

Государство — политическая форма организации общества на определенной территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется все населения страны, главной функцией которой является защита от внешних и внутренних угроз [1].

Обеспечение безопасности личности, гарантирование прав и свобод — это прямая обязанность государства по отношению к личности. Взаимоотношения личности и государства, личности и общества строятся на основе единства их прав и обязанностей по отношению друг к другу. Только при таком условии осуществляется баланс интересов личности, общества и государства, посредством которого достигается стабильность мирного разрешения возникающих проблем и конфликтов [2].

Субъектом обеспечения национальной безопасности является тот, кто может обеспечить защиту национальных интересов. В ст. 2 ранее действовавшего Закона РФ «О безопасности» 1992 г. в качестве основного субъекта обеспечения безопасности было представлено государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В Федеральном законе «О безопасности» нет статьи, которая указывала бы на то, что государство является основным субъектом обеспечения национальной безопасности. В гл. 2 этого закона представлены только полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.

Личность, социальные общности, институты, т. е. общество в целом тоже являются субъектом обеспечения национальной безопасности, просто государство выступает как основной субъект, поскольку оно наделено специальными правами и полномочиями имеет соответствующие органы и институты, которые позволяют осуществлять деятельность по обеспечению национальной безопасности [3].

Ш. Монтескье отмечал, что, осуществляя роль «охранника, блюстителя, гаранта порядка и покоя граждан, главного заступника и бдительного попечителя их интересов», государство, однако, может превратиться в угрозу для безопасности личности и общества. Для того чтобы предотвратить эту угрозу, существует принцип «разделения властей», являющийся сегодня нормой для всех демократических государств [4].

Задача законодательной власти от имени государства выступает разработка и реализация системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере национальной безопасности. Высшие государственные органы определяют основные направления деятельности всех органов государственной власти и управления в этой области, формируют или преобразуют органы обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью, выделяют им соответствующие ресурсы [5].

Конституция РФ предусматривает исключительную компетенцию Российской Федерации в области безопасности (п. «м» ст. 71), а общественную и экологическую безопасность относит к компетенции субъектов РФ (п. «б», «д» ст. 72). Таким образом, четкое разграничение сфер компетенции в области национальной безопасности России и субъектов РФ представляется важным направлением правового регулирования.

К субъектам обеспечения национальной безопасности можно отнести не только государственные органы, но и отдельные социальные группы и личность. Это нашло отражение в ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О безопасности»: «Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности». Различные общественные объединения выявляют опасности и угрозы, мобилизуя общественное мнение.

Эффективность деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности в большой степени зависит от инициативы граждан в своевременном предоставлении информации об угрозах национальной безопасности и оказании помощи государственным органам. Участие граждан в обеспечении национальной безопасности определяется законодательством (например, право на участие в выборах в органы государственной власти и управления). Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе, действуя в рамках закона, не пренебрегая интересами общества и государства [6].

Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей мощью, которая определяется его геополитическим положением, уровнем развития экономики, природными ресурсами, военным потенциалом. Надежно обеспечивается национальная безопасность в сильном государстве, но применение вооруженной силы возможно только в случае защиты его национальных интересов. При обеспечении национальной безопасности предусматривается приоритет невоенных средств (правовых, политических, дипломатических и др.). Поэтому при выполнении даже внутренних функций главной целью является восстановление законности и правопорядка, создание условий для решения конфликта «несиловыми» методами [7].

На основе анализа определения понятия государства как основного субъекта реализации национальной безопасности предлагается рассмотреть механизм государства, который содержит в себе механизм обеспечения исследуемой категории.

В. А. Козлов определяет механизм государства как систему органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства [8].

Сходной точки зрения придерживается М. И. Абдулаев, рассматривая механизм государства как совокупность государственных организаций, направленную на непосредственную реализацию государственной власти, обеспечение руководства обществом [9].

До недавнего времени широкое распространение имело определение механизма государства, предложенное В. В. Копейчиковым: «Механизм государства включает в себя всю систему советских государственных организаций — организованных государством коллективов людей, обеспечивающих руководство и непосредственное осуществление функций государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства в зависимости от существа стоящих перед ними задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и т. д., делятся на органы государства, государственные предприятия и государственные учреждения» [10].

М. И. Байтин определяет механизм современного Российского государства как пронизанную едиными, законодательно закрепленными принципами, основанную на разделении властей и располагающую необходимыми материальными придатками систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства [11].

Под механизмом государства в современной литературе понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов [12].

Механизм обеспечения национальной безопасности — динамическая система, в которой выделяются следующие этапы: формулирование интересов, защита которых будет обеспечиваться; выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества и государства; выработка системы мер по противодействию угрозам; нейтрализация угроз; осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности. [13].

Основным структурным элементом механизма государства является система его государственных органов и учреждений, обеспечивающих защиту основных интересов государства и общества [14].

Одним из центральных субъектов обеспечения безопасности личности, общества и государства является правоохранительная система государства — это система государственных органов обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от противоправных действий [15].

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (структура) — Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, судебная система Российской Федерации, система прокурорского надзора, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации [16].

С нашей точки зрения, именно фундаментальная потребность общества в безопасности, защите от внешних и внутренних угроз и являлось предпосылкой возникновение системы органов, осуществляющих функции защиты. Государственные органы по осуществлению безопасности государства и общества должны быть выделены в особую, базовую систему органов государства, составляющую основной элемент механизма государства. [17]

Представляется целесообразным выделить из системы органов государственного управления систему органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, определив их как государственновластные органы, включающие систему оперативных подразделений и должностных лиц, специально созданных для охраны внешней и внутренней безопасности государства, обеспечивающих стабильность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, реализацию конституционных прав граждан и действующих на основании и в строгом соответствии с законом. [18]

Таким образом, реализация мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, осуществляется посредством механизма государства с привлечением к этому процессу негосударственных организаций и отдельных индивидов. При этом органы по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации представляют собой государственно-властные органы, включающие систему оперативных подразделений и должностных лиц, специально созданных для охраны внешней и внутренней безопасности государства, обеспечивающих незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан и действующих на основании и в строгом соответствии с законом.

  1. 1 Абдурахманов М. И., Баришполец В. А. Основы национальной безопасности России. — М.: Норма, 2003. С. 93.
  2. Устрялов Н. В. Элементы государства. — М.: Луч, 2004. С. 512.
  3. Курбатов М. Д. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М.: Ученый, 2003. С. 31.
  4. Нижник Н. С. Национальная безопасность: концептуальные основания и феноменологическая характеристика. — СПб.: Эстет, 2002. С. 312.
  5. Там же. С. 112.
  6. Аврутин Ю. Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (опыт системного исследования). — СПб.: Знания, 1998. С. 139.
  7. Нижник Н. С. Указ. соч. С. 167.
  8. Козлов В. А. Лекции по общему государственному праву. — СПб.: СПбГУ, 1989. С. 211.
  9. Абдулаев М. И. Проблемы теории государства и права. — СПб.: Норма, 2003. С. 83.
  10. Копейчиков В. В. Механизм социалистического государства. — М.: Луч, 1968. С. 30.
  11. Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. — М.: Эстет, 1996. № 3. С. 9.
  12. Пьянов Н. А. Указ. соч. С. 273.
  13. Нижник Н. С. Указ. соч. С. 169.
  14. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Российская газета. 1995. № 3.
  15. Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система как субъект обеспечения безопасности личности, общества и государства.- М:Успех, 2004. С. 159.
  16. Устрялов Н. В. Элементы государства: Территория. Население. Власть // Вестник китайского права. Сб. 2. Харбин, 1931. Апрель-июнь. С. 512.
  17. Лабуш Н. С. Силовой механизм государства и обеспечение национальной безопасности. — М.: Норма, 2009. С. 311.
  18. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. 2001. № 3. С. 54.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, механизм государства, Российская Федерация, орган, государство, государственная власть, обеспечение, общество, система органов, субъект обеспечения.

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

3. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

4. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

5. Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;

угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;

обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;

стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее - стратегические национальные приоритеты) - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности;

система обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

Субъекты и правовые основы обеспечения безопасности государства

Следующая составляющая понятия «безопасность» — субъект обеспечения безопасности объекта и(или) его элементов (элемента). Под субъектом имеется в виду физическое или юридическое лицо как носитель юридических прав и обязанностей (в нашем случае — орган (система органов)), имеющий права и обязанности для защиты объекта (объектов) безопасности, а также семантическая категория со значением производителя действия или носителя. Опять-таки речь идет об органе (системе органов), действующем или имеющем право действовать (носитель состояния) в сфере обеспечения безопасности конкретного социального объекта.

Субъектами обеспечения безопасности социальных объектов являются как сами объекты безопасности: личность (индивид), национальное общество, через своих членов и членов гражданского общества, государство, элементы объектов (например, международные сообщества - ММПО как элементы мирового сообщества), так и системы национальных и (или) международных органов, учреждений, организаций, созданных специально для обеспечения безопасности объекта.

Юридическая база создания, деятельности и ответственности субъектов, обеспечивающих безопасность объекта, включает:

а) национально-правовые основы обеспечения безопасности государства .

Основной Закон государства и законы о безопасности определяют возможности и структуры обеспечения собственной безопасности этого публичного объекта.

Конституция РФ определила системы органов государства, обеспечивающие безопасность России. Согласно ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность, а в соответствии со ст. 72 борьба с природными и техногенными угрозами отнесена к совместному ведению РФ и ее субъектов.

В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» определены статус Совета Безопасности РФ, основные принципы и содержание его деятельности по обеспечению безопасности государства, а также полномочия и функции органов государства и местного самоуправления. Закон также определяет: а) системы, формирующие и утверждающие политику и стратегию обеспечения безопасности; б) системы, созданные для обеспечения безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества: в) правоохранительные и судебные органы, борющиеся с криминальными угрозами объектам безопасности; г) международные органы и организации, правовое и международно-правовое обеспечение учреждения и функционирования национальных и международных институциональных систем по защите социальных объектов безопасности.

К субъектам обеспечения безопасности государства в целом, определяющим стратегию обеспечения его безопасности и ее реализацию, относятся глава государства, глава исполнительной власти и органы, осуществляющие подготовку решений в области безопасности, проводящие анализ вопросов внутренней и внешней политики государства и выносящие рекомендации. К последним относятся, например, такие органы, как Совет национальной безопасности США, Генеральный секретариат национальной обороны Франции, Национальный совет безопасности Японии, Совет национальной безопасности Израиля, Совет Безопасности РФ.

Конституция РФ и ст. 8, 9, 10 Федерального закона «О безопасности» определяют полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ. Статьи 11 и 12 говорят о полномочиях и функциях органов государственной власти и местного самоуправления в этой важнейшей общегосударственной сфере;

б) органы и право, обеспечивающие безопасность отдельных элементов государства .

Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г., а также Федеральный закон «О безопасности» определили основные полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ как субъектов, обеспечивающих безопасность государства в целом и его отдельных сущностных составляющих.

К органам, создаваемым для обеспечения безопасности элементов государства, относятся учреждения (органы) военной и гражданской обороны, органы, осуществляющие разведывательную и контрразведывательную деятельность (ФСБ в России, Служба безопасности в Великобритании, Агентство национальной безопасности в США), а также занимающиеся правоохранительной деятельностью. В России к органам, обеспечивающим безопасность элементов государства, относятся органы, руководители которых входят в Совет Безопасности РФ. Эти органы созданы и функционируют с целью обеспечения безопасности составляющих государства посредством противодействия конкретным наиболее опасным угрозам, носящим «профильный» характер для данных ведомств. Так, согласно ст. 19 Федерального закона «Об обороне» министр обороны РФ через Минобороны осуществляет управление Вооруженными Силами РФ, которые в соответствии со ст. 10 Закона предназначены «для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации». Использование Вооруженных Сил, согласно Закону, допускается и за пределами страны для отражения вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории РФ, для защиты граждан РФ за ее пределами от вооруженного нападения на них. В соответствии с и. 7 Положения о Министерстве обороны РФ данное ведомство «организует взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, по вопросам обороны, а также в пределах своей компетенции организует мероприятия в целях обеспечения безопасности государства». Таким образом, Минобороны России непосредственно обеспечивает безопасность таких основных составляющих государства, как территория, население, публичные органы власти. ФСБ России в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» и Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуре 2003 г.. Положением об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) 2000 г. и регламентом ФСБ России 2008 г. обеспечивает безопасность таких элементов государства, как территория (включая водное пространство, континентальный шельф, ресурсы и исключительную экономическую зону), население, суверенитет, публичные органы власти.

Важную роль в обеспечении безопасности элементов государства играют органы разведки и правоохранительной деятельности.

Государство создает отдельные органы для противодействия конкретным видам угроз, которые являются наиболее опасными для безопасности его элементов. Например, ФСКН России, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, является органом, обеспечивающим безопасность населения от наркоугрозы. МЧС России в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечивает безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обеспечение безопасности элементов государства возлагается как непосредственно на весь орган, так и на его структурные подразделения и на конкретных должностных лиц. Все они в своей деятельности наряду с национальными нормативными правовыми актами руководствуются также общепризнанными принципами международного права и международными договорами;

в) международно-правовые основы обеспечения безопасности государства и его элементов .

Органы государства, участвующие в международных связях, делятся на три группы: 1) конституционные органы — глава государства, парламент, глава правительства, министр иностранных дел; 2) правительственные — министерства, комитеты и ведомства; 3) специальные, действующие как на основе национального законодательства, так и на основе международных договоров (например, Минобороны).

Статья 7 Федерального закона «О безопасности» установила основные цели международного сотрудничества в области обеспечения безопасности: а) защита суверенитета и территориальной целостности РФ; б) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом: в) укрепление отношений со стратегическими партнерами РФ; г) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности; д) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности; е) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности. В Законе также указано, что международное сотрудничество РФ в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Научное обоснование существования социальных, природных и технических объектов безопасности, определение закономерной связи «объект безопасности — угроза безопасности — субъект обеспечения безопасности» помогает по-новому взглянуть на международные органы и системы органов, обеспечивающие безопасность государства, а также на международно-правовые основы обеспечения безопасности государства и его элементов.

Государство - основной субъект международного права и участник международных отношений. Потому основное в деятельности ООН по обеспечению безопасности связано с ним, особенно в борьбе с такой угрозой, как агрессивная война.

Возможны два варианта политико-правового и организационно- теоретического развития систем, обеспечивающих безопасность государства и мирового сообщества: 1) нео-Вестфальский порядок - ООН остается в центре событий, с опорой на основные регионы и региональные организации; 2) пост-Вестфальский порядок — ООН дополняется новой системой, где основную роль играют регионы и глобальное гражданское общество 1 См.: Никитина Ю.А. ОДКБ и ШОС: модели регионализма в сфере безопасности. М., 2009. С. 153-154. .

При рассмотрении возможностей ООН по обеспечению безопасности государства отметим центральное место Совета Безопасности (СБ ООН), который может исследовать угрозу и предпринять практические шаги по обеспечению безопасности государства — защите от агрессии, от вмешательства в его внутренние дела, от иных международных преступлений, как государства, так и физических лиц. В последнее время СБ ООН уделяет значительное внимание такой угрозе, как международный терроризм, причем прослеживается положительная тенденция учитывать закономерную связь между объектом безопасности - государством, качеством и особенностями угрозы - терроризмом и определением уполномоченных субъектов безопасности. СБ ООН резолюцией 1373 (2001) учрежден Контртеррористический комитет (КГК), что является реакцией мирового сообщества на это международное уголовное преступление.

Резолюция требует, чтобы процесс борьбы с террористической угрозой был постоянным и охватывал: а) национальные усилия в антитеррористическом законодательстве; б) внутригосударственные исполнительно-распорядительные механизмы: в) международное сотрудничество. Таким образом, СБ ООН самостоятельно и в лице КТК как вспомогательного институционального органа участвует в обеспечении безопасности государства как социального публичного объекта безопасности.

Генеральная Ассамблея ООН (ГА) обладает следующими полномочиями в сфере противодействия угрозам безопасности государства: 1) рассматривает общие принципы сотрудничества по поддержанию мирных отношений между государствами, обсуждает любые вопросы в этой области и делает соответствующие рекомендации, кроме случаев, находящихся на рассмотрении СБ; 2) организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, социальной областях, а также в сфере развития и кодификации международного права, культуры, образования, здравоохранения, прав человека.

На сессиях ГА ООН было одобрено большинство международных договоров, направленных на обеспечение безопасности государств, групп государств и международных объединений.

Роль других главных органов ООН видна в следующем. Экономический и социальный совет, участвуя в осуществлении различных программ укрепления сотрудничества государств, содействует укреплению их безопасности (например, Программа ООН по контролю над наркотиками). Международный суд ООН решает юридические споры между государствами, содействуя тем самым мирным отношениям между ними. Генеральный секретарь ООН содействует разрешению международных споров и конфликтов. Таким образом, весь механизм ООН уполномочен в соответствии с Уставом содействовать обеспечению безопасного и мирного сожительства государств.

Следует также назвать организационные структуры и международные правовые основы деятельности таких региональных организаций, обеспечивающих безопасность государства и его элементов, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Постановления Устава ООН, предусматривающие возможность создания региональных организаций, отразили диалектическое сочетание ответственности ООН за поддержание мира и безопасности в любом районе земного шара и относительной самостоятельности действий участников региональных соглашений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: