Как часто созывается всероссийский съезд адвокатов

Обновлено: 24.02.2024

Утвержден
X Всероссийским съездом адвокатов
15 апреля 2021 г.

I. Общие положения

Статья 1. Настоящий Регламент определяет порядок работы Всероссийского съезда адвокатов (далее также – Съезд).

Статья 2. Всероссийский съезд адвокатов в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Уставом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее – Федеральная палата адвокатов) и настоящим Регламентом.

Статья 3. Время, место, продолжительность проведения Всероссийского съезда адвокатов и норма представительства от адвокатских палат субъектов Российской Федерации (далее – адвокатских палат) на Съезде определяются Советом Федеральной палаты адвокатов.

Продолжительность работы Съезда зависит от объема и характера обсуждаемых вопросов.

В исключительных случаях по решению Совета Федеральной палаты адвокатов Съезд может проводиться в дистанционном или очно-дистанционном формате путем использования систем видео-конференц-связи (далее – ВКС).

В этом случае порядок дистанционного участия представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации в работе Съезда определяется соответствующим регламентом, утвержденным Советом Федеральной палаты адвокатов (далее – Регламент ВКС).

Статья 4. Участниками Съезда являются адвокаты, избранные на собраниях (конференциях) адвокатов представителями адвокатских палат субъектов Российской Федерации, Президент Федеральной палаты адвокатов, Вице-президенты – представители Совета Федеральной палаты адвокатов в федеральных округах, а также члены Совета Федеральной палаты адвокатов и члены Ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов, не избранные представителями адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

II. Основные принципы и формы работы Всероссийского съезда адвокатов

Статья 5. Всероссийский съезд адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации, направленные в соответствии с решением Совета ФПА об утверждении нормы представительства от адвокатских палат на Съезд.

Статья 6. На Всероссийский съезд адвокатов могут быть приглашены представители органов государственной власти Российской Федерации, а также руководящие сотрудники Министерства юстиции Российской Федерации, судов, прокуратуры и других правоохранительных органов Российской Федерации, представители Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представители адвокатских организаций иностранных государств, российских и международных общественных объединений адвокатов, а также средств массовой информации, и представители иных общественных организаций.

Количество и персональный состав приглашенных лиц определяется решением Совета Федеральной палаты адвокатов или Президента Федеральной палаты адвокатов.

Приглашенным лицам может быть предоставлено слово для выступления на Съезде.

Статья 7. Каждая адвокатская палата субъекта Российской Федерации независимо от количества её представителей при принятии решений имеет один голос. В процедуре голосования участвует представитель адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, наделенный правом голоса соответствующей адвокатской палатой.

Право голоса от имени Федеральной палаты адвокатов реализует ее Президент.

Голосование по всем вопросам открытое, если иное не предусмотрено законом или решением Съезда.

Статья 8. Во время работы Съезда ведется протокол заседания Съезда, а также может вестись аудио- и видеозапись Съезда.

III. Подготовительная часть Всероссийского съезда адвокатов

Список представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации в регистрационном листе составляется на основании представленных в Федеральную палату адвокатов выписок из протоколов собраний (конференций) адвокатов субъектов Российской Федерации об избрании своих представителей на Съезд с указанием представителя, наделенного правом участия в процедуре голосования от имени соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации при принятии Съездом решений.

Указанная выписка направляется адвокатскими палатами Российской Федерации в Федеральную палату адвокатов до начала проведения Съезда.

При регистрации представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов им выдается комплект рабочих документов, вручается удостоверение участника Всероссийского съезда адвокатов. Каждый представитель адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов должен постоянно во время работы Съезда иметь при себе это удостоверение.

Представителю адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов, наделенным правом участвовать в процедуре голосования, выдается также мандат на право голосования.

Представитель адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов удостоверяет факт регистрации, а также правильность сведений, указанных в регистрационном листе, получение им комплекта рабочих документов, удостоверения участника Всероссийского съезда адвокатов и мандата на право голосования, собственноручной подписью.

Статья 11. По истечении установленного времени для регистрации представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов результат регистрации отражается в протоколе, который подписывается Руководителем регистрационной группы.

Статья 12. Работа Всероссийского съезда адвокатов начинается с определения кворума (правомочности для принятия решений).

Кворум определяется на момент окончания регистрации по количеству адвокатских палат субъектов Российской Федерации, чьи представители своими подписями в регистрационном листе удостоверили факт их регистрации.

При отсутствии кворума, Совет Федеральной палаты адвокатов назначает новую дату созыва Съезда.

В работе внеочередного, а также созванного взамен несостоявшегося Съезда принимают участие представители, избранные на предыдущий (в том числе несостоявшийся) Съезд, если адвокатские палаты субъектов Российской Федерации не изберут иных представителей.

Статья 13. Всероссийский съезд адвокатов открывает Президент Федеральной палаты адвокатов.

Статья 14. После открытия Съезда, по предложению Президента Федеральной палаты адвокатов формируется президиум Съезда и другие рабочие органы. Съезд утверждает повестку дня, сформированную Советом Федеральной палаты адвокатов. Съезд вправе внести в повестку дня дополнительные вопросы только, если в его работе принимают участие представители всех адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов. В случае не утверждения Съездом повестки дня Совет Федеральной палаты адвокатов назначает новую дату созыва Съезда.

Ведение Съезда возлагается на Президента Федеральной палаты адвокатов, который является Председательствующим. По его поручению обязанности по ведению Съезда или его части могут быть возложены на одного из членов Президиума.

Статья 15. Съезд избирает рабочие органы: президиум Съезда, секретариат и его Руководителя, счетную комиссию, редакционную комиссию, иные органы по решению Съезда.

Президент Федеральной палаты адвокатов предлагает количественный состав и кандидатуры в рабочие органы Съезда.

По вопросу избрания каждого рабочего органа производится голосование. Если нет возражений по количественному и персональному составу кандидатов, предложенных Президентом Федеральной палаты адвокатов, голосование может производиться списком.

Результаты голосования по выборам рабочих органов Съезда отражаются в протоколе Съезда.

IV. Полномочия рабочих органов Всероссийского съезда адвокатов

Статья 16. Президиум организует ведение Съезда, оказывает содействие Председательствующему Съезда, координирует работу рабочих органов Съезда, разрешает все вопросы, возникшие в ходе работы Съезда.

Статья 17. Председательствующий на Съезде:

руководит работой Съезда в соответствии с настоящим Регламентом;

ставит на обсуждение вопросы в соответствии с повесткой дня;

предоставляет возможность для выступлений участникам Съезда;

ставит на голосование вопросы повестки дня, требующие принятия решения, и объявляет результаты голосования;

дает поручения, связанные с обеспечением работы Съезда и его рабочих органов;

отвечает на вопросы касательно ведения Съезда и повестки дня, поступившие в его адрес, и дает устные справки;

обеспечивает порядок в зале заседания Съезда;

объявляет о времени и месте проведения тайного голосования в случае, если его проведение предусмотрено законом или решением Съезда;

подписывает протокол Съезда.

Председательствующий обязан пресекать любые действия, нарушающие настоящий Регламент и порядок работы Съезда. В этих целях он вправе делать замечания участнику Съезда или принимать иные меры, предусмотренные настоящим Регламентом.

Статья 18. Секретариат Съезда:

обеспечивает и контролирует ведение протокола Съезда, фиксирует результаты голосования по вопросам повестки дня;

принимает от участников Съезда заявки на выступления по вопросам повестки дня.

Статья 19. Счетная комиссия организует и проводит процедуры голосования. Счетная комиссия может быть избрана из числа представителей адвокатских палат на Съезде, а также из числа сотрудников Федеральной палаты адвокатов. Счетная комиссия выбирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов от числа ее членов. Счетная комиссия производит подсчет голосов и сообщает его результаты в Президиум Съезда.

Статья 20. Редакционная комиссия готовит проекты решений Съезда по вопросам повестки дня с учетом предложений, замечаний и рекомендаций участников Съезда. Редакционная комиссия избирается из участников Съезда.

Статья 21. По решению Съезда могут быть созданы иные органы, предмет деятельности и полномочия которых определяются Съездом при их формировании.

V. Порядок проведения Всероссийского съезда адвокатов

Статья 22. На Всероссийском съезде адвокатов предоставляется время для выступлений:

с отчетом о деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов в период между Съездами – без ограничения времени

с докладом по иным вопросам повестки дня — до 10 минут;

в прениях — до 7 минут;

кандидатам на выборные должности — до 3-х минут;

с повторным словом — до 2-х минут.

Председательствующий вправе принимать решения о продлении или сокращении времени выступлений.

Статья 23. Участник Всероссийского съезда адвокатов на заседании вправе:

выступать и вносить предложения по существу обсуждаемых вопросов;

выдвигать кандидатов в рабочие органы Съезда;

заявлять самоотвод в случае избрания в состав указанных рабочих органов.

Участник Съезда не должен отклоняться от обсуждаемого вопроса при выступлении, выступать без разрешения Председательствующего и более двух раз по одному и тому же вопросу, превышать отведенное для выступления время, иным образом нарушать порядок ведения Съезда.

В случае совершения вышеуказанных нарушений Председательствующий вправе предупредить выступающего, а в случае повторного нарушения – поставить на голосование участников Съезда вопрос о лишении его слова.

VI. Избрание органов Федеральной палаты адвокатов

Статья. 24. Всероссийский съезд адвокатов:

формирует Совет Федеральной палаты адвокатов, в том числе устанавливает численный состав Совета, но не более количества, установленного законом и Уставом Федеральной палаты адвокатов;

рассматривает предложения Президента Федеральной палаты адвокатов, утвержденные Советом Федеральной палаты адвокатов по обновлению его состава; избирает новых членов и прекращает полномочия членов Совета Федеральной палаты адвокатов, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) Совета Федеральной палаты адвокатов;

утверждает решения Совета Федеральной палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федеральной палаты адвокатов, статус адвоката которых прекращен или приостановлен;

принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федеральной палаты адвокатов;

избирает Ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов.

Статья 25. В случае, если Съезд в рамках процедуры обновления (ротации) Совета Федеральной палаты адвокатов не утверждает представленные кандидатуры, Президент Федеральной палаты адвокатов вносит новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов.

Представители адвокатских палат субъектов Российской Федерации, участвующие в работе Съезда, вправе вносить дополнительно кандидатуры из своего числа для замещения вакантных должностей членов Совета Федеральной палаты адвокатов. В этом случае Съезд в порядке, определенном Советом Федеральной палаты адвокатов, проводит рейтинговое голосование по всем представленным кандидатурам для замещения вакантных должностей членов Совета Федеральной палаты адвокатов.

Статья 26. Для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов Съезд избирает Ревизионную комиссию. В состав Ревизионной комиссии могут быть избраны адвокаты, состоящие в реестре адвокатов любого субъекта Российской Федерации.

Количественный состав Ревизионной комиссии определяется Съездом по предложению Совета Федеральной палаты адвокатов.

Избранными в состав Ревизионной комиссии считаются кандидаты, получившие простое большинство голосов.

Члены Ревизионной комиссии не вправе занимать иную выборную должность в Федеральной палате адвокатов.

VII. Организация и порядок голосования

Статья 27. Решения Съезда принимаются простым большинством голосов. Голосование при формировании органов Съезда и органов Федеральной палаты адвокатов может проводиться списком.

Статья 28. Перед проведением голосования председательствующий Съезда объявляет формулировку вопроса, поставленного на голосование, а в случае голосования по кандидатурам также фамилии, имена, отчества лиц, предложенных для избрания.

Статья 29. Подсчет голосов производится членами Счетной комиссии следующим образом:

В случае проведения открытого голосования число голосов определяется визуально по количеству мандатов, предъявленных явным и недвусмысленным образом представителями адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов при принятии ими решения путем голосования «за» или «против» поднятием мандата.

В случае проведения тайного голосования при очном проведении Съезда, Счетная комиссия контролирует изготовление бюллетеней для тайного голосования, выносит на утверждение Съезда их форму, обеспечивает и контролирует условия для свободного волеизъявления и сохранения тайны голосования, организует выдачу (в том числе при необходимости замену испорченных) и прием бюллетеней с результатами тайного голосования от представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов путем опускания их в опечатанные урны для голосования, осуществляет вскрытие урн, о чем составляется соответствующий протокол, производит проверку извлеченных бюллетеней и признает бюллетени для тайного голосования, не соответствующие предъявляемым требованиям, недействительными. Затем производит подсчет голосов от адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов и объявляет результаты тайного голосования.

Статья 30. При проведении тайного голосования Счетная комиссия изготавливает бюллетени и удостоверяет их подписью председателя Счетной комиссии и печатью Федеральной палаты адвокатов. Порядок проведения тайного голосования устанавливается Счетной комиссией и объявляется ее Председателем.

Выдача бюллетеня для тайного голосования производится представителю адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов под роспись в регистрационном листе, который должен содержать соответствующую графу для этого. Счетная комиссия несет ответственность за правильность выдачи бюллетеней.

При голосовании отметки голосующих в бюллетене, отражающие их волеизъявление, должны производиться чернилами либо иным способом, исключающим исправление надписи при помощи обычных средств. Заполнение бюллетеня карандашом не допускается.

До опускания бюллетеня в урну для тайного голосования голосующий вправе заменить в Счетной комиссии испорченный им бюллетень, о чем делается отметка в регистрационном листе, а также на самом испорченном бюллетене. Испорченные бюллетени приобщаются к протоколу Счетной комиссии.

Бюллетени до окончания времени голосования, установленного Председатель­ствующим Съезда, опускаются в урну для тайного голосования, установленную в месте, где её могут видеть члены Счетной комиссии.

Статья 31. После окончания тайного голосования Счетная комиссия определяет его результаты.

Представители адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов вправе наблюдать за подсчетом голосов Счетной комиссией и отражением результатов голосования, не вмешиваясь в её работу.

Подсчет голосов ведется членами Счетной комиссии. Для подсчета голосов учитываются только действительные бюллетени.

бюллетени, не соответствующие утвержденной форме;

бюллетени, по которым невозможно с достоверностью определить волеизъявление представителя адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов,

бюллетени, содержащие исправления либо заполненные карандашом.

Решение о признании бюллетеня недействительным принимает Счетная комиссия. Недействительные бюллетени приобщаются к протоколу Счетной комиссии.

Статья 32. По результатам голосования Счетная комиссия составляет протокол, в котором указываются: дата его составления, количество представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов, наделенных правом голосования (по списку регистрации), число голосов, поданных «за» и «против» предложения (вопроса) поставленного на голосование, в случае проведения тайного голосования – также число выданных бюллетеней и находящихся в урнах для голосования, число действительных и недействительных бюллетеней.

Протокол об итогах голосования подписывается Председателем и секретарем Счетной комиссии и оглашается на Съезде.

В случае проведения тайного голосования к протоколу Счетной комиссии также приобщаются все бюллетени, включая недействительные и испорченные.

Статья 33. При проведении открытого поименного голосования Счетная комиссия ведет подсчет поданных голосов, определяет результаты голосования и передает их для объявления Председательствующему на Съезде.

Статья 34. При признании недействительным голосования по любым вопросам по решению Съезда проводится повторное голосование с соблюдением его процедуры.

VIII. Заключительные положения

Статья. 35. После рассмотрения вопросов повестки дня Председательствующий объявляет об окончании работы Съезда.

Протокол заседания Съезда подписывается Председательствующим и Руководителем секретариата.

К протоколу приобщаются регистрационные материалы, решения (резолюции, обращения), принятые Съездом и его рабочими органами, а также иные материалы, относящиеся к работе Съезда.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

Адвокатские палаты имеют равные права и равное представительство на Съезде. Каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.

2. Всероссийский съезд адвокатов:

1) принимает устав Федеральной палаты адвокатов и утверждает внесение в него изменений и дополнений;

2) принимает кодекс профессиональной этики адвоката, утверждает внесение в него изменений и дополнений;

2.1) утверждает обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской профессии;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, предусмотренной пунктом 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также утверждает решения совета о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых был прекращен или приостановлен;

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов исходя из численности адвокатских палат;

5) утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;

6) утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;

7) избирает членов ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов сроком на два года и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов;

8) утверждает регламент Съезда;

9) определяет место нахождения совета Федеральной палаты адвокатов;

10) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Статья 30. Собрание (конференция) адвокатов

1. Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.

Собрание (конференция) адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конференции).

2. К компетенции собрания (конференции) адвокатов относятся:

1) формирование совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в том числе избрание новых членов совета и прекращение полномочий членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, предусмотренной пунктом 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, принятие решений о досрочном прекращении полномочий совета в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также утверждение решений совета о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых был прекращен или приостановлен;

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) избрание членов ревизионной комиссии и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов;

3) избрание представителя или представителей на Всероссийский съезд адвокатов (далее также - Съезд);

4) определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты;

5) утверждение сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

6) утверждение отчета ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности адвокатской палаты;

7) утверждение отчетов совета, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

8) утверждение регламента собрания (конференции) адвокатов;

9) определение места нахождения совета;

10) создание целевых фондов адвокатской палаты;

11) установление мер поощрения адвокатов;

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) принятие иных решений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции).


Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов

Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

Адвокатские палаты имеют равные права и равное представительство на Съезде: от каждой адвокатской палаты субъектов РФ на Съезд прибывает одинаковое число делегатов независимо от численности палаты, размера региона и прочих факторов. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) не закрепляет число представителей от каждой из палат: утверждение норм представительства адвокатских палат на Съезде относится к компетенции предыдущего съезда. Нормы представительства могут быть утверждены как один раз на все будущее время деятельности ФПА РФ, так и на каждом очередном съезде.

Участниками Съезда помимо представителей, избранных на собраниях (конференциях) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ, являются члены Совета и члены Ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов, не избранные представителями адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, а также представители Совета Федеральной палаты адвокатов РФ в федеральных округах.

На Всероссийский съезд адвокатов могут быть приглашены представители органов государственной власти РФ, а также руководящие сотрудники Министерства юстиции РФ, Федеральной регистрационной службы, судов, прокуратуры и других правоохранительных органов РФ, представители адвокатских организаций иностранных государств, российских и международных общественных объединений адвокатов, представители Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и других правозащитных организаций, представители средств массовой информации.

Обеспечение созыва Всероссийского съезда адвокатов не реже одного раза в два года и формирование его повестки дня входят в обязанности Совета Федеральной палаты адвокатов РФ. Совет должен надлежащим образом уведомить каждую адвокатскую палату субъекта РФ о времени и месте проведения Съезда.

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ может по собственной инициативе либо по требованию одной трети адвокатских палат субъектов РФ созвать внеочередной Всероссийский съезд адвокатов.

Работа Всероссийского съезда адвокатов начинается с установления необходимого кворума. В случае его отсутствия Совет Федеральной палаты адвокатов назначает новую дату созыва Съезда.

Всероссийский съезд адвокатов открывает президент Федеральной палаты адвокатов. После открытия Съезд по предложению президента утверждает повестку дня, регламент (план заседания), формирует президиум Съезда (в том числе почетный) и другие рабочие органы.

Ведение Съезда возлагается на президента Федеральной палаты адвокатов. Однако по его поручению эта обязанность или ее часть может быть возложена на одного из членов президиума.

Съезд образовывает счетную, финансовую и редакционную комиссии.

Съезд принимает решения простым большинством голосов делегатов, участвующих в нем. Голосование производится лично каждым делегатом.

Счетная комиссия подсчитывает голоса при голосовании по повестке дня и оформляет соответствующий протокол, подписанный всеми ее членами.

Решения Всероссийского съезда адвокатов, принятые в пределах его компетенции, обязательны для всех адвокатов, действующих на территории Российской Федерации. Неисполнение решений является основанием для дисциплинарного взыскания вплоть до прекращения статуса адвоката.

Решения Всероссийского съезда адвокатов могут быть пересмотрены только очередным или внеочередным съездом.

Решения съезда, затрагивающие права и интересы адвокатов, других граждан и организаций, могут быть обжалованы в суд.

Всероссийский съезд адвокатов обладает исключительной компетенцией.

К наиболее важным полномочиям Съезда относятся принятие (внесение изменений) основных нормативных документов, обязательных для исполнения всеми адвокатами и адвокатскими палатами на территории РФ (например, Кодекса профессиональной этики адвоката), утверждение обязательных для всех адвокатов стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской деятельности. Значительн

Так, только Съезд адвокатов вправе формировать состав Совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе принимать решения о его обновлении, о досрочном прекращении полномочий его членов. Кроме того, только Съезд правомочен избирать членов Ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов сроком на два года и утверждать отчет о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности. Всероссийский съезд адвокатов утверждает также смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов, отчет Совета, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание палаты.

Часть полномочий Съезда имеет отношение к внутренней организации функционирования Съезда и Федеральной палаты адвокатов в целом. В частности, Всероссийскому съезду адвокатов предоставлено исключительное право принятия Устава ФПА РФ, внесения в него изменений и дополнений, утверждения собственного регламента.

Всероссийский съезд адвокатов определяет размер обязательных отчислений адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов РФ, исходя из численности адвокатских палат.

Закон об адвокатуре не ограничивает полномочия Всероссийского съезда адвокатов только перечнем, указанным в его ст. 36. Съезду предоставлено право осуществлять иные функции, предусмотренные Уставом ФПА РФ. Однако принятие Всероссийским съездом адвокатов решений о выполнении им функций, не относящихся к исключительной компетенции Съезда, не должно противоречить полномочиям адвокатских палат или подменять права Совета Федеральной палаты адвокатов.

Статья 1. Настоящий Регламент определяет порядок работы Всероссийского съезда адвокатов (далее также – Съезд).

Статья 2. Всероссийский съезд адвокатов в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Уставом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее – Федеральная палата адвокатов) и настоящим Регламентом.

Статья 3. Время, место, продолжительность проведения Всероссийского съезда адвокатов и норма представительства от адвокатских палат субъектов Российской Федерации (далее – адвокатских палат) на Съезде определяются Советом Федеральной палаты адвокатов.

Продолжительность работы Съезда зависит от объема и характера обсуждаемых вопросов.

В исключительных случаях по решению Совета Федеральной палаты адвокатов Съезд может проводиться в дистанционном или очно-дистанционном формате путем использования систем видео-конференц-связи (далее – ВКС).

В этом случае порядок дистанционного участия представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации в работе Съезда определяется соответствующим регламентом, утвержденным Советом Федеральной палаты адвокатов (далее – Регламент ВКС).

Статья 4. Участниками Съезда являются адвокаты, избранные на собраниях (конференциях) адвокатов представителями адвокатских палат субъектов Российской Федерации, Президент Федеральной палаты адвокатов, Вице-президенты – представители Совета Федеральной палаты адвокатов в федеральных округах, а также члены Совета Федеральной палаты адвокатов и члены Ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов, не избранные представителями адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

II. Основные принципы и формы работы Всероссийского съезда адвокатов

Статья 5. Всероссийский съезд адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации, направленные в соответствии с решением Совета ФПА об утверждении нормы представительства от адвокатских палат на Съезд.

Статья 6. На Всероссийский съезд адвокатов могут быть приглашены представители органов государственной власти Российской Федерации, а также руководящие сотрудники Министерства юстиции Российской Федерации, судов, прокуратуры и других правоохранительных органов Российской Федерации, представители Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представители адвокатских организаций иностранных государств, российских и международных общественных объединений адвокатов, а также средств массовой информации и представители иных общественных организаций.

Количество и персональный состав приглашенных лиц определяются решением Совета Федеральной палаты адвокатов или Президента Федеральной палаты адвокатов.

Приглашенным лицам может быть предоставлено слово для выступления на Съезде.

Статья 7. Каждая адвокатская палата субъекта Российской Федерации независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос. В процедуре голосования участвует представитель адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, наделенный правом голоса соответствующей адвокатской палатой.

Право голоса от имени Федеральной палаты адвокатов реализует ее Президент.

Голосование по всем вопросам открытое, если иное не предусмотрено законом или решением Съезда.

Статья 8. Во время работы Съезда ведется протокол заседания Съезда, а также может вестись аудио- и видеозапись Съезда.

III. Подготовительная часть Всероссийского съезда адвокатов

Список представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации в регистрационном листе составляется на основании представленных в Федеральную палату адвокатов выписок из протоколов собраний (конференций) адвокатов субъектов Российской Федерации об избрании своих представителей на Съезд с указанием представителя, наделенного правом участия в процедуре голосования от имени соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации при принятии Съездом решений.

Указанная выписка направляется адвокатскими палатами Российской Федерации в Федеральную палату адвокатов до начала проведения Съезда.

При регистрации представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов им выдается комплект рабочих документов, вручается удостоверение участника Всероссийского съезда адвокатов. Каждый представитель адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов должен постоянно во время работы Съезда иметь при себе это удостоверение.

Представителю адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов, наделенным правом участвовать в процедуре голосования, выдается также мандат на право голосования.

Представитель адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов удостоверяет факт регистрации, а также правильность сведений, указанных в регистрационном листе, получение им комплекта рабочих документов, удостоверения участника Всероссийского съезда адвокатов и мандата на право голосования собственноручной подписью.

Статья 11. По истечении установленного времени для регистрации представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов результат регистрации отражается в протоколе, который подписывается Руководителем регистрационной группы.

Статья 12. Работа Всероссийского съезда адвокатов начинается с определения кворума (правомочности для принятия решений).

Кворум определяется на момент окончания регистрации по количеству адвокатских палат субъектов Российской Федерации, чьи представители своими подписями в регистрационном листе удостоверили факт их регистрации.

При отсутствии кворума Совет Федеральной палаты адвокатов назначает новую дату созыва Съезда.

В работе внеочередного, а также созванного взамен несостоявшегося Съезда принимают участие представители, избранные на предыдущий (в том числе несостоявшийся) Съезд, если адвокатские палаты субъектов Российской Федерации не изберут иных представителей.

Статья 13. Всероссийский съезд адвокатов открывает Президент Федеральной палаты адвокатов.

Статья 14. После открытия Съезда, по предложению Президента Федеральной палаты адвокатов формируется президиум Съезда и другие рабочие органы. Съезд утверждает повестку дня, сформированную Советом Федеральной палаты адвокатов. Съезд вправе внести в повестку дня дополнительные вопросы только, если в его работе принимают участие представители всех адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов. В случае неутверждения Съездом повестки дня Совет Федеральной палаты адвокатов назначает новую дату созыва Съезда.

Ведение Съезда возлагается на Президента Федеральной палаты адвокатов, который является Председательствующим. По его поручению обязанности по ведению Съезда или его части могут быть возложены на одного из членов Президиума.

Статья 15. Съезд избирает рабочие органы: президиум Съезда, секретариат и его Руководителя, счетную комиссию, редакционную комиссию, иные органы по решению Съезда.

Президент Федеральной палаты адвокатов предлагает количественный состав и кандидатуры в рабочие органы Съезда.

По вопросу избрания каждого рабочего органа производится голосование. Если нет возражений по количественному и персональному составам кандидатов, предложенных Президентом Федеральной палаты адвокатов, голосование может производиться списком.

Результаты голосования по выборам рабочих органов Съезда отражаются в протоколе Съезда.

IV. Полномочия рабочих органов Всероссийского съезда адвокатов

Статья 16. Президиум организует ведение Съезда, оказывает содействие Председательствующему Съезда, координирует работу рабочих органов Съезда, разрешает все вопросы, возникшие в ходе работы Съезда.

Статья 17. Председательствующий на Съезде:

руководит заседанием в соответствии с настоящим Регламентом;

ставит на обсуждение вопросы в соответствии с повесткой дня;

предоставляет возможность для выступлений участникам Съезда;

ставит на голосование вопросы повестки дня, требующие принятия решения, и объявляет результаты голосования;

дает поручения, связанные с обеспечением работы Съезда и его рабочих органов;

отвечает на вопросы касательно ведения Съезда и повестки дня, поступившие в его адрес, и дает устные справки;

обеспечивает порядок в зале заседания Съезда;

объявляет о времени и месте проведения тайного голосования в случае, если его проведение предусмотрено законом или решением Съезда;

подписывает протокол Съезда.

Председательствующий обязан пресекать любые действия, нарушающие настоящий Регламент и порядок работы Съезда. В этих целях он вправе делать замечания участнику Съезда или принимать иные меры, предусмотренные настоящим Регламентом.

Статья 18. Секретариат Съезда:

обеспечивает и контролирует ведение протокола Съезда, фиксирует результаты голосования по вопросам повестки дня;

принимает от участников Съезда заявки на выступления по вопросам повестки дня.

Статья 19. Счетная комиссия организует и проводит процедуры голосования. Счетная комиссия может быть избрана из приглашенных сотрудников Федеральной палаты адвокатов, в том числе из числа регистрационной группы. Счетная комиссия выбирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов от числа ее членов. Счетная комиссия производит подсчет голосов и сообщает его результаты в Президиум Съезда.

Статья 20. Редакционная комиссия готовит проекты решений Съезда по вопросам повестки дня с учетом предложений, замечаний и рекомендаций участников Съезда. Редакционная комиссия избирается из участников Съезда.

Статья 21. По решению Съезда могут быть созданы иные органы, предмет деятельности и полномочия которых определяются Съездом при их формировании.

V. Порядок проведения Всероссийского съезда адвокатов

Статья 22. На Всероссийском съезде адвокатов предоставляется время для выступлений:

с отчетом о деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов в период между Съездами – без ограничения времени

с докладом по иным вопросам повестки дня – до 10 минут;

в прениях – до 7 минут;

кандидатам на выборные должности – до 3-х минут;

с повторным словом – до 2-х минут.

Председательствующий вправе принимать решения о продлении или сокращении времени выступлений.

Статья 23. Участник Всероссийского съезда адвокатов на заседании вправе:

выступать и вносить предложения по существу обсуждаемых вопросов;

выдвигать кандидатов в рабочие органы Съезда;

заявлять самоотвод в случае избрания в состав указанных рабочих органов.

Участник Съезда не должен отклоняться от обсуждаемого вопроса при выступлении, выступать без разрешения Председательствующего и более двух раз по одному и тому же вопросу, превышать отведенное для выступления время, иным образом нарушать порядок ведения Съезда.

В случае совершения вышеуказанных нарушений Председательствующий вправе предупредить выступающего, а в случае повторного нарушения – поставить на голосование участников Съезда вопрос о лишении его слова.

VI. Избрание органов Федеральной палаты адвокатов

Статья. 24. Всероссийский съезд адвокатов:

формирует Совет Федеральной палаты адвокатов, в том числе устанавливает численный состав Совета, но не более количества, установленного законом и Уставом Федеральной палаты адвокатов;

рассматривает предложения Президента Федеральной палаты адвокатов, утвержденные Советом Федеральной палаты адвокатов по обновлению его состава; избирает новых членов и прекращает полномочия членов Совета Федеральной палаты адвокатов, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) Совета Федеральной палаты адвокатов;

утверждает решения Совета Федеральной палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федеральной палаты адвокатов, статус адвоката которых прекращен или приостановлен;

принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федеральной палаты адвокатов;

избирает Ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов.

Статья 25. В случае, если Съезд в рамках процедуры обновления (ротации) Совета Федеральной палаты адвокатов не утверждает представленные кандидатуры, Президент Федеральной палаты адвокатов вносит новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов.

Представители адвокатских палат субъектов Российской Федерации, участвующие в работе Съезда, вправе вносить дополнительно кандидатуры из своего числа для замещения вакантных должностей членов Совета Федеральной палаты адвокатов. В этом случае Съезд в порядке, определенном Советом Федеральной палаты адвокатов, проводит рейтинговое голосование по всем представленным кандидатурам для замещения вакантных должностей членов Совета Федеральной палаты адвокатов.

Статья 26. Для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов Съезд избирает Ревизионную комиссию. В состав Ревизионной комиссии могут быть избраны адвокаты, состоящие в реестре адвокатов любого субъекта Российской Федерации.

Количественный состав Ревизионной комиссии определяется Съездом по предложению Совета Федеральной палаты адвокатов.

Избранными в состав Ревизионной комиссии считаются кандидаты, получившие простое большинство голосов.

Члены Ревизионной комиссии не вправе занимать иную выборную должность в Федеральной палате адвокатов.

VII. Организация и порядок голосования

Статья 27. Решения Съезда принимаются простым большинством голосов. Голосование при формировании органов Съезда и органов Федеральной палаты адвокатов может проводиться списком.

Статья 28. Перед проведением голосования председательствующий Съезда объявляет формулировку вопроса, поставленного на голосование, а в случае голосования по кандидатурам также фамилии, имена, отчества лиц, предложенных для избрания.

Статья 29. Подсчет голосов производится членами Счетной комиссии следующим образом:

В случае проведения открытого голосования число голосов определяется визуально по количеству мандатов, предъявленных явным и недвусмысленным образом представителями адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов при принятии ими решения путем голосования «за» или «против» поднятием мандата.

В случае проведения тайного голосования при очном проведении Съезда Счетная комиссия контролирует изготовление бюллетеней для тайного голосования, выносит на утверждение Съезда их форму, обеспечивает и контролирует условия для свободного волеизъявления и сохранения тайны голосования, организует выдачу (в том числе при необходимости замену испорченных) и прием бюллетеней с результатами тайного голосования от представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов путем опускания их в опечатанные урны для голосования, осуществляет вскрытие урн, о чем составляется соответствующий протокол, производит проверку извлеченных бюллетеней и признает бюллетени для тайного голосования, не соответствующие предъявляемым требованиям, недействительными. Затем производит подсчет голосов от адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов и объявляет результаты тайного голосования.

Статья 30. При проведении тайного голосования Счетная комиссия изготавливает бюллетени и удостоверяет их подписью председателя Счетной комиссии и печатью Федеральной палаты адвокатов. Порядок проведения тайного голосования устанавливается Счетной комиссией и объявляется ее Председателем.

Выдача бюллетеня для тайного голосования производится представителю адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов под роспись в регистрационном листе, который должен содержать соответствующую графу для этого. Счетная комиссия несет ответственность за правильность выдачи бюллетеней.

При голосовании отметки голосующих в бюллетене, отражающие их волеизъявление, должны производиться чернилами либо иным способом, исключающим исправление надписи при помощи обычных средств. Заполнение бюллетеня карандашом не допускается.

До опускания бюллетеня в урну для тайного голосования голосующий вправе заменить в Счетной комиссии испорченный им бюллетень, о чем делается отметка в регистрационном листе, а также на самом испорченном бюллетене. Испорченные бюллетени приобщаются к протоколу Счетной комиссии.

Бюллетени до окончания времени голосования, установленного Председательствующим Съезда, опускаются в урну для тайного голосования, установленную в месте, где ее могут видеть члены Счетной комиссии.

Статья 31. После окончания тайного голосования Счетная комиссия определяет его результаты.

Представители адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов вправе наблюдать за подсчетом голосов Счетной комиссией и отражением результатов голосования, не вмешиваясь в ее работу.

Подсчет голосов ведется членами Счетной комиссии. Для подсчета голосов учитываются только действительные бюллетени.

бюллетени, не соответствующие утвержденной форме;

бюллетени, по которым невозможно с достоверностью определить волеизъявление представителя адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов;

бюллетени, содержащие исправления либо заполненные карандашом.

Решение о признании бюллетеня недействительным принимает Счетная комиссия. Недействительные бюллетени приобщаются к протоколу Счетной комиссии.

Статья 32. По результатам голосования Счетная комиссия составляет протокол, в котором указываются: дата его составления, количество представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов, наделенных правом голосования (по списку регистрации), число голосов, поданных «за» и «против» предложения (вопроса), поставленного на голосование, в случае проведения тайного голосования – также число выданных и находящихся в урнах для голосования бюллетеней, число действительных и недействительных бюллетеней.

Протокол об итогах голосования подписывается Председателем и секретарем Счетной комиссии и оглашается на Съезде.

В случае проведения тайного голосования к протоколу Счетной комиссии также приобщаются все бюллетени, включая недействительные и испорченные.

Статья 33. При проведении открытого поименного голосования Счетная комиссия ведет подсчет поданных голосов, определяет результаты голосования и передает их для объявления Председательствующему на Съезде.

Статья 34. При признании недействительным голосования по любым вопросам по решению Съезда проводится повторное голосование с соблюдением его процедуры.

VIII. Заключительные положения

Статья. 35. После рассмотрения вопросов повестки дня Председательствующий объявляет об окончании работы Съезда.

Протокол заседания Съезда подписывается Председательствующим и Руководителем секретариата.

К протоколу приобщаются регистрационные материалы, решения (резолюции, обращения), принятые Съездом и его рабочими органами, а также иные материалы, относящиеся к работе Съезда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: