Ипотека установленная в отношении морских судов признается при условии что

Обновлено: 22.04.2024

Государства - участники настоящей Конвенции, сознавая необходимость улучшения условий для финансирования судов и развития национального торгового флота, признавая желательность обеспечения международной унификации в области морских залогов и ипотек и поэтому будучи убеждены в необходимости принятия международно-правового документа, регулирующего морские залоги и ипотеки, приняли решение заключить Конвенцию с этой целью и соответственно договорились о нижеследующем:

Статья 1

Признание и принудительное осуществление ипотек и обременений Ипотеки ("mortgages", "hypotheques") и регистрируемые обременения того же характера, причем регистрируемые обременения того же характера далее именуются "обременения", устанавливаемые в отношении морских судов, признаются и подлежат принудительному осуществлению в Государствах-участниках при условии, что:

Статья 2

Статья 3

Переход права собственности или изменение регистрации

2. Без ущерба для положений пункта 5 статьи 12 судно, вносимое или внесенное в реестр в Государстве-участнике, не подлежит регистрации в другом Государстве-участнике, за исключением случаев, когда:

a) первое государство выдало свидетельство, удостоверяющее, что судно исключено из реестра; или b) первое государство выдало свидетельство, удостоверяющее, что судно будет незамедлительно исключено из реестра в тот момент, когда будет произведена новая регистрация. Дата исключения из реестра является датой новой регистрации судна.

Статья 4

1. Каждый из следующих видов требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна обеспечивается морским залогом в отношении судна:

a) требования в отношении заработной платы и других сумм, причитающихся капитану, командному составу и другим членам экипажа судна в связи с их работой на судне, включая расходы по репатриации и взносы в фонд социального страхования, выплачиваемые от их имени;

b) требования в связи с гибелью или телесными повреждениями на суше или на воде, если они непосредственно связаны с эксплуатацией судна;

c) требования в отношении вознаграждения за спасение судна;

d) требования в отношении выплаты портовых сборов, сборов за пользование каналами и другими водными путями и лоцманских сборов;

e) требования, вытекающие из гражданских правонарушений, связанных с нанесением материального ущерба или вреда в процессе эксплуатации судна, за исключением утраты или повреждения груза, контейнеров или багажа пассажиров, перевозимых на судне.

2. Никакой морской залог не устанавливается в отношении судна для обеспечения требований, указанных в подпунктах b) и e) пункта 1, которые вытекают из или возникают в результате:

a) ущерба в связи с перевозкой нефти или других опасных или вредных веществ морем, компенсация за который выплачивается предъявителям требований в соответствии с международными конвенциями или национальным законодательством, предусматривающими строгую ответственность и обязательное страхование или другие средства обеспечения требований; или b) радиоактивных свойств или комбинации радиоактивных свойств с токсичными, взрывчатыми или другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов или отходов.

Статья 5

Очередность удовлетворения морских залогов

2. Морские залоги, указанные в статье 4, удовлетворяются в том порядке, в котором они перечислены, при том, однако, условии, что морские залоги, служащие обеспечением требований в отношении вознаграждения за спасение судна, имеют приоритет перед всеми другими морскими залогами, установленными в отношении судна до момента совершения операций, в результате которых возникают указанные залоги.

3. Морские залоги, указанные в каждом из подпунктов a), b), d) и e) пункта 1 статьи 4, имеют одинаковую очередность удовлетворения в отношении друг друга.

4. Морские залоги, служащие обеспечением требований в отношении вознаграждения за спасение судна, удовлетворяются в порядке, обратном времени возникновения обеспеченных ими требований. Такие требования считаются возникшими с момента завершения каждой спасательной операции.

Статья 6

Другие морские залоги Каждое Государство-участник может в своем законодательстве предусмотреть другие морские залоги в отношении судов для обеспечения требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна, помимо требований, о которых говорится в статье 4, при условии, что такие залоги:

a) регулируются положениями статей 8, 10 и 12;

Статья 7

1. Каждое Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве право удержания в отношении судна, находящегося во владении:

a) судостроительного предприятия - для обеспечения требований в связи с постройкой судна; или b) судоремонтного предприятия - для обеспечения требований в связи с ремонтом судна, включая его реконструкцию, произведенным в период такого владения.

2. Действие такого права удержания прекращается как только судно перестает находиться во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, за исключением случаев ареста.

Статья 8

Особенности морских залогов С учетом положений статьи 12 морские залоги следуют за судном независимо от любого перехода права собственности или изменения регистрации или флага.

Статья 9

Погашение морских залогов в связи с истечением срока давности

1. Морские залоги, указанные в статье 4, погашаются по истечении одного года, если только до истечения этого срока судно не было арестовано, причем такой арест вызвал принудительную продажу.

2. Годичный срок, упомянутый в пункте 1, начинает исчисляться:

a) в отношении морского залога, указанного в пункте 1 a) статьи 4, с момента увольнения с судна лица, предъявляющего требования;

b) в отношении морских залогов, указанных в пункте 1 b) - e) статьи 4, с момента возникновения обеспеченных ими требований; и не может быть приостановлен или прерван при том, однако, условии, что в него не засчитывается период, в течение которого арест судна не допускается законом.

Статья 10

Уступка и суброгация

1. Уступка или суброгация требования, обеспеченного морским залогом, влечет одновременную уступку или суброгацию такого морского залога.

2. Не может производиться суброгация предъявителей требований, обеспеченных морскими залогами, в отношении возмещения, причитающегося собственнику судна на основании договора страхования.

Статья 11

Уведомление о принудительной продаже

1. До принудительной продажи судна в Государстве-участнике компетентный орган такого Государства-участника обеспечивает, чтобы в соответствии с настоящей статьей было направлено уведомление:

a) органу, ведающему реестром в государстве регистрации;

2. Такое уведомление направляется не менее чем за 30 дней до принудительной продажи и содержит:

a) информацию о времени и месте принудительной продажи и такие сведения, касающиеся принудительной продажи или процедур, ведущих к принудительной продаже, которые орган Государства-участника, выполняющий эти процедуры, посчитает достаточными для защиты интересов лиц, имеющих право на уведомление; или, b) если место и время принудительной продажи не могут быть точно определены, информацию о примерном времени и предполагаемом месте принудительной продажи и такие сведения, касающиеся принудительной продажи, которые орган Государства-участника, выполняющий эти процедуры, посчитает достаточными для защиты интересов лиц, имеющих право на уведомление. Если направляется уведомление в соответствии с подпунктом b), то дополнительное уведомление о фактическом времени и месте принудительной продажи направляется после того, как они станут известны, но в любом случае не позднее чем за семь дней до принудительной продажи.

3. Уведомление, упомянутое в пункте 2 настоящей статьи, составляется в письменной форме и направляется либо заказной почтой, либо с помощью любых электронных или других соответствующих средств, предусматривающих подтверждение получения, заинтересованным лицам, указанным в пункте 1, если о них имеется информация. Кроме того, уведомление осуществляется путем объявления в печати в государстве, где производится принудительная продажа, и, по усмотрению органа, осуществляющего принудительную продажу, в других публикациях.

Статья 12

Последствия принудительной продажи

a) в момент продажи судно находится в пределах юрисдикции этого государства; и b) продажа совершена в соответствии с законодательством указанного государства и положениями статьи 11 и настоящей статьи.

2. Издержки и расходы, возникающие в связи с арестом и последующей продажей судна, оплачиваются из средств, полученных от продажи, в первую очередь. Такие издержки и расходы включают, в частности, расходы по содержанию судна и экипажа, а также заработную плату, другие суммы и расходы, указанные в пункте 1 a) статьи 4 и возникшие с момента ареста. Остаток полученных средств распределяется в соответствии с положениями настоящей Конвенции в пределах, необходимых для удовлетворения соответствующих требований. После удовлетворения требований всех предъявителей возможные остающиеся средства выплачиваются собственнику и свободно переводятся.

3. Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве, что в случае принудительной продажи севшего на мель или затонувшего судна, которое было удалено государственным органом в интересах безопасности судоходства или защиты морской среды, связанные с таким удалением расходы оплачиваются из средств, полученных от продажи, до удовлетворения всех других требований, обеспеченных морским залогом в отношении судна.

4. Если в момент принудительной продажи судно находится во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, которое в соответствии с законодательством Государства-участника, где осуществляется продажа, имеет право удержания, то такое судостроительное или судоремонтное предприятие должно отказаться от владения судном в пользу покупателя, но при этом оно имеет право получить удовлетворение своего требования из средств, вырученных от продажи, после удовлетворения требований держателей морских залогов, упомянутых в статье

6. Государства-участники обеспечивают фактическое наличие и свободный перевод любых средств, полученных от принудительной продажи.

Статья 13

2. Ничто в настоящей Конвенции не создает каких-либо прав и не служит основанием для принудительного осуществления каких-либо прав в отношении любого судна, принадлежащего государству или эксплуатируемого им и используемого только для государственной некоммерческой службы.

Статья 14

Связь между Государствами-участниками Для целей статей 3, 11 и 12 компетентные органы Государств-участников уполномочены вступать в непосредственный контакт друг с другом.

Статья 15

Коллизия конвенций Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает применения какой-либо международной конвенции, предусматривающей ограничение ответственности, или национального законодательства, вводящего ее в действие.

Статья 16

c) Государство регистрации требует, чтобы в его реестре была запись с указанием государства, под флагом которого судну временно разрешено плавать; аналогичным образом государство, под флагом которого судну временно разрешено плавать, требует, чтобы орган, ведающий учетом судна, сделал в реестре запись с указанием государства регистрации.

e) Уведомление, о котором говорится в статье 11, направляется также компетентному органу, ведающему учетом судна в государстве, под флагом которого судну временно разрешено плавать.

f) По предъявлении упомянутого в пункте 5 статьи 12 свидетельства об исключении из реестра компетентный орган, ведающий учетом судна в государстве, под флагом которого ему временно разрешено плавать, по просьбе покупателя выдает свидетельство о том, что право плавать под флагом этого государства аннулировано.

g) Ничто в настоящей Конвенции не должно толковаться как налагающее на Государства-участники какие-либо обязательства в отношении разрешения иностранным судам временно плавать под их флагом или национальным судам временно плавать под иностранным флагом.

Статья 17

Депозитарий Настоящая Конвенция сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 18

Подписание, ратификация, принятие, утверждение и присоединение

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания любым государством в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 1 сентября 1993 года по 31 августа 1994 года, а после этой даты остается открытой для присоединения.

2. Государства могут выразить свое согласие быть связанными настоящей Конвенцией путем:

a) подписания без оговорки о ратификации, принятии или утверждении; или b) подписания с оговоркой о ратификации, принятии или утверждении с последующей ратификацией, принятием или утверждением;

или c) присоединения.

3. Ратификация, принятие, утверждение или присоединение осуществляются путем сдачи соответствующего документа на хранение депозитарию.

Статья 19

Вступление в силу

1. Настоящая Конвенция вступает в силу через 6 месяцев после даты, на которую 10 государств выразят свое согласие быть связанными ею.

2. Для государства, которое выразило свое согласие быть связанным настоящей Конвенцией после выполнения условий для ее вступления в силу, такое согласие приобретает силу через 3 месяца после даты выражения такого согласия.

Статья 20

Пересмотр и внесение поправок

1. Конференция Государств-участников для пересмотра или внесения поправок в настоящую Конвенцию созывается Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций по просьбе одной трети Государств-участников.

2. Любое согласие быть связанным настоящей Конвенцией, выраженное после даты вступления в силу поправки к настоящей Конвенции, считается относящимся к Конвенции с этой поправкой.

Статья 21

1. Любое Государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию в любое время после даты вступления в силу настоящей Конвенции для этого государства.

2. Денонсация осуществляется путем сдачи на хранение депозитарию документа о денонсации.

3. Денонсация вступает в силу через один год или такой более длительный период времени, который может быть указан в документе о денонсации, после получения депозитарием документа о денонсации.

Статья 22

Языки Настоящая Конвенция составлена в одном экземпляре на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках, причем все тексты являются равно аутентичными.

Совершено в Женеве шестого мая одна тысяча девятьсот девяносто третьего года.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

* * * Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года" от 17 декабря 1998 года № 184-ФЗ - "Бюллетень международных договоров" N 2 за 1999 год.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ
об унификации некоторых правил.
относящихся к правовому регулированию
морских привилегированных требований
и ипотеки морских судов, 1993 года*

* Конвенция не вступила в силу.

Статья 1
Признание и принудительное исполнение прав
по морским залогам, ипотекам и обременениям

Морские залоги, ипотеки и регистрируемые обременения того же характера, которые далее именуются "обременениями", устанавливаемые в отношении морских судов, признаются и права по ним принудительно исполняются в Государствах-участниках при условии, что:

Статья 2
Очередность удовлетворения последствия
установления залогов, ипотек и обременений

Статья 3
Изменение права собственности или регистрации

а) предшествующее Государство не выдаст удостоверение о том, что судно исключено из реестра, или

б) предшествующее Государство не выдаст удостоверение о том, что судно будет исключено из реестра с немедленным действием в то время, когда будет произведена новая регистрация. Дата новой регистрации является датой исключения судна из реестра предшествующим Государством.

Статья 4
Морские привилегированные требования

1. Каждое из следующих требований против собственника, фрахтователя по димайз-чартеру, управляющего или оператора судна обеспечивается морским привилегированным требованием в отношении судна:

а) требования по зарплате и другим суммам, подлежащим выплате капитану, помощникам капитана и другим членам экипажа судна в связи с их работой на судне, включая расходы в связи с репатриацией и взносы социального страхования, подлежащие выплате от их имени;

б) требования в связи с гибелью или причинением личного вреда как на земле, так и на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;

в) требования в связи с вознаграждением за спасание;

г) требования в отношении портовых, канальных и других водных сборов и лоцманских сборов;

д) требования, основанные на возмещении ущерба, возникающие из физической потери или ущерба, вызванного эксплуатацией судна, иных чем потеря или ущерб грузу, контейнерам или личным вещам пассажиров, перевозимых на судне.

2. Никакое морское привилегированное требование не возникает в отношении судна для обеспечения требований, перечисленных в пунктах б и д параграфа 1, возникших в результате ущерба в связи с перевозкой морем:

а) нефти или иных токсичных веществ, за который уплачивается соответствующая компенсация в соответствии с международными конвенциями и внутренним правом при условии строгой ответственности и обязательного страхования или других средств, обеспечивающих требования, или

б) радиоактивных веществ или комбинации радиоактивных веществ с токсичными, взрывчатыми и другими опасными веществами ядерного топлива, или радиоактивных продуктов, или их остатков.

Статья 5
Очередность удовлетворения морских
привилегированных требований

2. Морские привилегированные требования, изложенные в ст.4, имеют очередность удовлетворения в указанном порядке, при условии, что, однако, морские привилегированные требования, обеспечивающие требования в связи с вознаграждением за спасание судна, имеют приоритет перед всеми другими морскими привилегированными требованиями, которые возникают в отношении судна до момента, когда совершены действия, в результате которых возникают указанные привилегированные требования.

3. Морские привилегированные требования, изложенные в каждом из пунктов а, б, г и д параграфа 1 ст.4, имеют одинаковую очередность удовлетворения в отношении друг друга.

4. Морские привилегированные требования, обеспечивающие требования в связи с вознаграждением за спасание судна, имеют очередность удовлетворения в обратном порядке по времени их возникновения. Такие требования считаются возникшими с даты, на которую завершена каждая операция по спасанию.

Статья 6
Другие морские привилегированные
требования

Каждое Государство-участник может предоставлять статус морских привилегированных требований требованиям иным, чем те, которые указаны в ст.4, и возникшим против собственника, фрахтователя по димайз-чартеру, управляющего или оператора судна, при условии, что такие привилегированные требования:

а) отвечают положениям ст. 8, 10 и 12;

б) подлежат прекращению:

(i) после 6-месячного периода с даты возникновения требований, обеспеченных морским привилегированным требованием, если до истечения такого периода судно не было арестовано и такой арест не привел к принудительной продаже судна;

Статья 7
Права удержания

1. Каждое Государство-участник может предоставить в соответствии со своим внутренним правом право удержания в отношении судов, находящихся во владении:

а) либо судостроителя для обеспечения требований в связи со строительством судна;

б) либо судоремонтной организации для обеспечения требований в связи с ремонтом, включая реконструкцию судна, осуществленную во время такого владения.

2. Такое право удержания аннулируется, если судно перестает находиться во владении судостроителя или судоремонтной организации иначе, чем вследствие ареста.

Статья 8
Особенности морских
привилегированных требований

При условии соблюдения положений ст.12 морские привилегированные требования следуют за судном независимо от изменения права собственности, регистрации или флага.

Статья 9
Прекращение морских привилегированных
требований с течением времени

1. Морские привилегированные требования, перечисленные в ст.4, прекращаются через один год, если только до истечения такого периода судно не было арестовано, причем такой арест вызвал принудительную продажу.

2. Годичный срок, который указан в параграфе 1, начинается:

а) в отношении морских привилегированных требований, перечисленных в пункте а параграфа 1 ст.4, с момента освобождения с судна лица, у которого возникло требование;

б) в отношении морских привилегированных требований, перечисленных в пунктах б и д параграфа 1 ст.4, с момента возникновения требования и не может прерываться и приостанавливаться, даже при условии, что время не должно идти в период, когда арест не допускается законодательством.

Статья 10
Уступка и суброгация

1. Уступка требования, обеспеченного морским привилегированным требованием, или суброгация в отношении него означают одновременную уступку морского привилегированного требования или суброгацию в отношении него.

Статья 11
Уведомление о принудительной продаже

1. До принудительной продажи судна компетентный орган Государства-участника в соответствии с настоящей статьей направляет уведомление:

а) органу, ведающему реестром в Государстве, зарегистрировавшем судно;

2. Такое уведомление направляется, по крайней мере, за 30 дней до принудительной продажи и содержит либо время и место принудительной продажи, либо такие сведения, касающиеся принудительной продажи или процедур, ведущих к принудительной продаже, которые Государство, выполняющее процедуры, посчитает достаточными для защиты интересов лиц, имеющих право на уведомление.

3. Уведомление, указанное в параграфе 2 этой статьи, должно быть сделано в письменной форме и может быть направлено заказной почтой, с помощью электронной техники или другими соответствующими средствами, которые предусматривают подтверждение получения заинтересованными лицами, указанными в параграфе 1, если они известны. Уведомление должно быть опубликовано в прессе в том Государстве, где происходит принудительная продажа, и, если соответствующие власти, отвечающие за принудительную продажу, сочтут необходимым, - в других публикациях.

Статья 12
Последствия принудительной продажи

1. В случае принудительной продажи судна в Государстве-участнике все залоги, ипотеки или обременения, за исключением тех, которые были приняты покупателем с согласия их держателей, и все привилегированные требования и другие обременения любого характера прекращают свое действие в отношении судна, при условии, что:

а) в момент продажи судно находится в пределах юрисдикции такого государства;

б) продажа совершена в соответствии с законом указанного Государства, положениями ст.11 и настоящей статьи.

2. Расходы, возникающие в связи с арестом и последующей продажей судна, выплачиваются в первую очередь из сумм, вырученных от продажи. Такие расходы включают, кроме прочего, расходы по содержанию судна и экипажа, иные суммы или расходы, перечисленные в пункте а параграфа 1 ст.4, понесенные со времени ареста. Остаток сумм распределяется в соответствии с положениями настоящей Конвенции в размере, необходимом для удовлетворения соответствующих требований. После удовлетворения всех требований остаток сумм должен свободно переводиться в пользу собственника судна.

3. Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве, что в случае принудительной продажи севшего на мель или затонувшего судна, после его удаления публичными властями в интересах безопасности судоходства или для защиты окружающей среды, расходы по такому удалению судна должны быть оплачены из сумм, полученных после продажи судна, причем такие расходы должны быть оплачены в первую очередь по сравнению с суммами, связанными с требованиями, обеспеченными морскими привилегированными требованиями.

4. Если во время принудительной продажи судна оно находится во владении судостроителя или судоремонтной организации, которые обладают правом удержания по законодательству Государства-участника, в котором происходит продажа, такой судостроитель или судоремонтная организация должны передать владение покупателю судна и имеют право на удовлетворение своего требования из сумм, полученных после его продажи и оставшихся после удовлетворения требований держателей морских привилегированных требований, закрепленных в ст.4.

6. Государства-участники обеспечивают условия, при которых суммы, полученные в результате принудительной продажи, действительно доступны и свободно перечисляемы.

Статья 13
Сфера применения

2. Настоящая Конвенция не создает прав и не является источником возникновения прав, которые могут принудительно исполняться в отношении судов, принадлежащих или эксплуатирующихся Государством и используемых правительством в некоммерческих целях.

Статья 14
Связь между Государствами-участниками

Для осуществления целей, изложенных в ст.3, 11 и 12, компетентные органы Государств-участников уполномочиваются на осуществление прямой связи между собой.

________________
* Российская Федерация присоединилась к Конвенции (см. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 года N 184-ФЗ)

Государства - участники настоящей Конвенции,

сознавая необходимость улучшения условий для финансирования судов и развития национального торгового флота,

признавая желательность обеспечения международной унификации в области морских залогов и ипотек и поэтому

будучи убеждены в необходимости принятия международно-правового документа, регулирующего морские залоги и ипотеки,

приняли решение заключить Конвенцию с этой целью и соответственно договорились о нижеследующем:

Статья 1
Признание и принудительное осуществление ипотек и
обременений

Ипотеки ("mortgages", "hypothques") и регистрируемые обременения того же характера, причем регистрируемые обременения того же характера далее именуются "обременения", устанавливаемые в отношении морских судов, признаются и подлежат принудительному осуществлению в Государствах-участниках при условии, что:

Статья 2
Очередность удовлетворения и последствия ипотек и
обременений

Статья 3
Переход права собственности или изменение регистрации

2. Без ущерба для положений пункта 5 статьи 12 судно, вносимое или внесенное в реестр в Государстве-участнике, не подлежит регистрации в другом Государстве-участнике, за исключением случаев, когда:

a) первое государство выдало свидетельство, удостоверяющее, что судно исключено из реестра; или

b) первое государство выдало свидетельство, удостоверяющее, что судно будет незамедлительно исключено из реестра в тот момент, когда будет произведена новая регистрация. Дата исключения из реестра является датой новой регистрации судна.

Статья 4
Морские залоги

1. Каждый из следующих видов требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна обеспечивается морским залогом в отношении судна:

a) требования в отношении заработной платы и других сумм, причитающихся капитану, командному составу и другим членам экипажа судна в связи с их работой на судне, включая расходы по репатриации и взносы в фонд социального страхования, выплачиваемые от их имени;

b) требования в связи с гибелью или телесными повреждениями на суше или на воде, если они непосредственно связаны с эксплуатацией судна;

c) требования в отношении вознаграждения за спасение судна;

d) требования в отношении выплаты портовых сборов, сборов за пользование каналами и другими водными путями и лоцманских сборов;

е) требования, вытекающие из гражданских правонарушений, связанных с нанесением материального ущерба или вреда в процессе эксплуатации судна, за исключением утраты или повреждения груза, контейнеров или багажа пассажиров, перевозимых на судне.

2. Никакой морской залог не устанавливается в отношении судна для обеспечения требований, указанных в подпунктах b) и e) пункта 1, которые вытекают из или возникают в результате:

а) ущерба в связи с перевозкой нефти или других опасных или вредных веществ морем, компенсация за который выплачивается предъявителям требований в соответствии с международными конвенциями или национальным законодательством, предусматривающими строгую ответственность и обязательное страхование или другие средства обеспечения требований; или

b) радиоактивных свойств или комбинации радиоактивных свойств с токсичными, взрывчатыми или другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов или отходов.

Статья 5
Очередность удовлетворения морских залогов

2. Морские залоги, указанные в статье 4, удовлетворяются в том порядке, в котором они перечислены, при том, однако, условии, что морские залоги, служащие обеспечением требований в отношении вознаграждения за спасение судна, имеют приоритет перед всеми другими морскими залогами, установленными в отношении судна до момента совершения операций, в результате которых возникают указанные залоги.

3. Морские залоги, указанные в каждом из подпунктов a), b) d) и e) пункта 1 статьи 4, имеют одинаковую очередность удовлетворения в отношении друг друга.

4. Морские залоги, служащие обеспечением требований в отношении вознаграждения за спасение судна, удовлетворяются в порядке, обратном времени возникновения обеспеченных ими требований. Такие требования считаются возникшими с момента завершения каждой спасательной операции.

Статья 6
Другие морские залоги

Каждое Государство-участник может в своем законодательстве предусмотреть другие морские залоги в отношении судов для обеспечения требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна, помимо требований, о которых говорится в статье 4, при условии, что такие залоги:

a) регулируются положениями статей 8, 10 и 12;

i) по истечении шести месяцев с момента возникновения обеспеченных ими требований, если только до истечения этого срока судно не было арестовано, причем такой арест вызвал принудительную продажу; или

ii) по истечении 60 дней после продажи судна добросовестному покупателю, при этом данный срок начинает исчисляться с даты регистрации продажи в соответствии с законодательством государства, в котором судно регистрируется после продажи;

в зависимости от того, какой срок истекает раньше; и

Статья 7
Права удержания

1. Каждое Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве право удержания в отношении судна, находящегося во владении:

а) судостроительного предприятия - для обеспечения требований в связи с постройкой судна; или

b) судоремонтного предприятия - для обеспечения требований в связи с ремонтом судна, включая его реконструкцию, произведенным в период такого владения.

2. Действие такого права удержания прекращается, как только судно перестает находиться во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, за исключением случаев ареста.

Статья 8
Особенности морских залогов

С учетом положений статьи 12 морские залоги следуют за судном независимо от любого перехода права собственности или изменения регистрации или флага.

Cтатья 9
Погашение морских залогов в связи с истечением
срока давности

1. Морские залоги, указанные в статье 4, погашаются по истечении одного года, если только до истечения этого срока судно не было арестовано, причем такой арест вызвал принудительную продажу.

2. Годичный срок, упомянутый в пункте 1, начинает исчисляться:

а) в отношении морского залога, указанного в пункте 1 а) статьи 4, с момента увольнения с судна лица, предъявляющего требования;

b) в отношении морских залогов, указанных в пункте 1 b)-e) статьи 4, с момента возникновения обеспеченных ими требований;

и не может быть приостановлен или прерван при том, однако, условии, что в него не засчитывается период, в течение которого арест судна не допускается законом.

Статья 10
Уступка и суброгация

1. Уступка или суброгация требования, обеспеченного морским залогом, влечет одновременную уступку или суброгацию такого морского залога.

2. Не может производиться суброгация предъявителей требований, обеспеченных морскими залогами, в отношении возмещения, причитающегося собственнику судна на основании договора страхования.

Статья 11
Уведомление о принудительной продаже

1. До принудительной продажи судна в Государстве-участнике компетентный орган такого Государства-участника обеспечивает, чтобы в соответствии с настоящей статьей было направлено уведомление:

a) органу, ведающему реестром в государстве регистрации;

2. Такое уведомление направляется не менее чем за 30 дней до принудительной продажи и содержит:

a) информацию о времени и месте принудительной продажи и такие сведения, касающиеся принудительной продажи или процедур, ведущих к принудительной продаже, которые орган Государства-участника, выполняющий эти процедуры, посчитает достаточными для защиты интересов лиц, имеющих право на уведомление; или,

b) если место и время принудительной продажи не могут быть точно определены, информацию о примерном времени и предполагаемом месте принудительной продажи и такие сведения, касающиеся принудительной продажи, которые орган Государства-участника, выполняющий эти процедуры, посчитает достаточными для защиты интересов лиц, имеющих право на уведомление. Если направляется уведомление в соответствии с подпунктом b), то дополнительное уведомление о фактическом времени и месте принудительной продажи направляется после того, как они станут известны, но в любом случае не позднее чем за семь дней до принудительной продажи.

3. Уведомление, упомянутое в пункте 2 настоящей статьи, составляется в письменной форме и направляется либо заказной почтой, либо с помощью любых электронных или других соответствующих средств, предусматривающих подтверждение получения, заинтересованным лицам, указанным в пункте 1, если о них имеется информация. Кроме того, уведомление осуществляется путем объявления в печати в государстве, где производится принудительная продажа, и, по усмотрению органа, осуществляющего принудительную продажу, в других публикациях.

Статья 12
Последствия принудительной продажи

a) в момент продажи судно находится в пределах юрисдикции этого государства; и

b) продажа совершена в соответствии с законодательством указанного государства и положениями статьи 11 и настоящей статьи.

2. Издержки и расходы, возникающие в связи с арестом и последующей продажей судна, оплачиваются из средств, полученных от продажи, в первую очередь. Такие издержки и расходы включают, в частности, расходы по содержанию судна и экипажа, а также заработную плату, другие суммы и расходы, указанные в пункте 1 а) статьи 4 и возникшие с момента ареста. Остаток полученных средств распределяется в соответствии с положениями настоящей Конвенции в пределах, необходимых для удовлетворения соответствующих требований. После удовлетворения требований всех предъявителей возможные остающиеся средства выплачиваются собственнику и свободно переводятся.

3. Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве, что в случае принудительной продажи севшего на мель или затонувшего судна, которое было удалено государственным органом в интересах безопасности судоходства или защиты морской среды, связанные с таким удалением расходы оплачиваются из средств, полученных от продажи, до удовлетворения всех других требований, обеспеченных морским залогом в отношении судна.

4. Если в момент принудительной продажи судно находится во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, которое в соответствии с законодательством Государства-участника, где осуществляется продажа, имеет право удержания, то такое судостроительное или судоремонтное предприятие должно отказаться от владения судном в пользу покупателя, но при этом оно имеет право получить удовлетворение своего требования из средств, вырученных от продажи, после удовлетворения требований держателей морских залогов, упомянутых в статье 4.

1. В Российской Федерации может осуществляться ипотека судов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 24 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья предусматривает возможность осуществления ипотеки судов.

Ипотека судна является разновидностью залога и представляет способ обеспечения исполнения обязательства между собственником судна (залогодателем) и кредитором (залогодержателем). Ипотекой называется залог недвижимости, объектом которой являются и речные суда. В соответствии с положениями п. 1 ст. 130 ГК к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

Непосредственно в КВВТ вопросы ипотеки не регулируются, п. 1 комментируемой статьи является отсылочным к законодательству, определяющему порядок осуществления ипотеки. Такое законодательство составляют:

- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее по тексту статьи - ФЗ "Об ипотеке").

Порядок государственной регистрации ипотеки судна определен в Правилах государственной регистрации судов.

Договор ипотеки судна подлежит обязательной государственной регистрации. Следует обратить внимание, что в настоящее время нотариальное удостоверение договора ипотеки судна не требуется. Соответствующие изменения были внесены в комментируемую статью Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 61-ФЗ. Высший Арбитражный Суд специально разъяснял судам в 2011 г., что залог речных судов не требует обязательной нотариальной формы (см. п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. N 10).

В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК нотариальное удостоверение сделок обязательно:

1) в случаях, указанных в законе;

2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Таким образом, стороны договора ипотеки судна могут по собственной воле включить в договор положение о необходимости его нотариального удостоверения, хотя законом это и не требуется. В таком случае нотариальное удостоверение договора будет обязательным.

2. В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ "Об ипотеке" по договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, которым в том числе выступают и суда внутреннего плавания. Ипотека судна внутреннего плавания может быть установлена на судно, которое принадлежит залогодателю на праве собственности, а в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГК и другими федеральными законами, - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Порядок предоставления имущества на праве хозяйственного ведения урегулирован ст. 294 ГК и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

В соответствии со ст. 9 ФЗ "Об ипотеке" в договоре об ипотеке должны быть указаны:

1) предмет ипотеки, его оценка;

2) существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой.

Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием. В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа, зарегистрировавшего это право.

Обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения. Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения.

Стороны могут предусмотреть в договоре об ипотеке:

- условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество (судно внутреннего плавания) во внесудебном порядке;

- способы, порядок реализации заложенного имущества при обращении взыскания на предмет ипотеки по решению суда.

Государственная регистрация ипотеки судна возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данное судно в Государственном судовом реестре Российской Федерации (п. 19 Правил государственной регистрации судов).

В заявлении о государственной регистрации ипотеки судна указываются:

- данные, идентифицирующие судно;

- имя и адрес залогодателя ипотеки;

- имя и адрес залогодержателя ипотеки или сведения о том, что она установлена на предъявителя;

- максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой;

- при установлении ипотеки на 2 или более судов - размер, в котором обязательства обеспечиваются каждым судном в отдельности при наличии соглашения сторон об этом;

- дата или условия окончания ипотеки судна.

Вопрос о том, кто подает заявление, определяют ч. 1 и 2 ст. 20 ФЗ "Об ипотеке".

В соответствии со ст. 20 ФЗ "Об ипотеке" к заявлению залогодателя прилагаются следующие документы:

- нотариально удостоверенный договор об ипотеке и его копия;

- документы, названные в договоре об ипотеке в качестве приложения;

- доказательства уплаты регистрационного сбора;

- документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой обязательства.

Если в договоре об ипотеке указано, что права залогодержателя удостоверяются закладной, то одновременно с документами, указанными в п. 2 ст. 20 ФЗ "Об ипотеке", представляются также:

- закладная, оформленная в соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ "Об ипотеке", за исключением требования в отношении даты выдачи закладной и сведений о государственной регистрации ипотеки, и ее копия;

- документы, названные в закладной в качестве приложений, и их копии.

В ходе регистрации судна в Государственный судовой реестр в раздел III вносятся записи о вещных правах, не подлежащих государственной регистрации в разделе II, ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на судно. В записях об ипотеке судна указываются данные о залогодателе ипотеки, данные о залогодержателе ипотеки или сведения о том, что она установлена на предъявителя, максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой, а при установлении ипотеки на 2 или более судов - размер, в котором обязательство обеспечивается каждым судном в отдельности, при наличии соглашения сторон об этом, дата окончания ипотеки.

Пример: в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 58 отмечается, что если залог предоставлен в обеспечение исполнения обязательства не залогодателя, а иного лица (должника по основному обязательству), то завершение конкурсного производства в отношении должника по основному обязательству и его исключение из ЕГРЮЛ не влекут прекращение залога в том случае, когда к этому моменту предъявлено требование об обращении взыскания на заложенное имущество в исковом порядке или подано заявление об установлении требований залогодержателя в деле о банкротстве залогодателя.

Таким образом, при прекращении основного обязательства путем погашения требования в рамках дела о банкротстве залог не прекращается в случае, если до исключения основного должника из ЕГРЮЛ предъявлено требование к залогодателю об обращении взыскания на предмет залога.

Ипотека судна внутреннего плавания подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре в течение одного месяца со дня поступления документов на регистрацию. Датой государственной регистрации ипотеки является день совершения регистрационной записи об ипотеке в Государственном судовом реестре. Регистрационная запись о владельце закладной должна быть осуществлена в течение одного дня с момента обращения заявителя в орган, осуществивший государственную регистрацию ипотеки. При этом орган, осуществляющий государственную регистрацию ипотеки, оставляет в своем архиве копию договора об ипотеке, а если договор предусматривает выдачу закладной - также и копию закладной с приложениями.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

1. В Российской Федерации может осуществляться ипотека судов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 24 КВВТ РФ

1. Законодательство Российской Федерации об ипотеке составляют общие правила о залоге, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. (далее - Закон об ипотеке) и иные нормативные акты.

Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 29. Ст. 3400.

Согласно ст. 1 Закона об ипотеке по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Залогодателем может быть сам должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, или лицо, не участвующее в этом обязательстве (третье лицо).

Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.

Если иное не предусмотрено договором, вещь, являющаяся предметом ипотеки, считается заложенной вместе с принадлежностями (ст. 135 ГК РФ) как единое целое.

Часть имущества, раздел которого в натуре невозможен без изменения его назначения (неделимая вещь), не может быть самостоятельным предметом ипотеки.

2. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой.

Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием.

В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), зарегистрировавшего это право залогодателя.

Обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения. В тех случаях, когда это обязательство основано на каком-либо договоре, должны быть указаны стороны этого договора, дата и место его заключения. Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения.

Если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие определить эти размеры.

См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2008 г. по делу N А56-15791/2007.

Последствия несоблюдения нотариальной формы определены в ст. 165 ГК РФ, согласно которой несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность - такая сделка считается ничтожной.

Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.

При включении соглашения об ипотеке в кредитный или иной договор, содержащий обеспеченное ипотекой обязательство, в отношении формы и государственной регистрации этого договора должны быть соблюдены требования, установленные для договора об ипотеке.

4. В соответствии с Правилами государственной регистрации судов ипотека судна или строящегося судна регистрируется в Государственном судовом реестре Российской Федерации на день получения заявления о государственной регистрации.

Государственная регистрация производится в следующем порядке:

- прием документов, необходимых для регистрации и отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

- правовая экспертиза документов;

- внесение записей в Государственный судовой реестр Российской Федерации, реестр арендованных иностранных судов при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации;

- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача свидетельств о произведенной государственной регистрации.

Государственная регистрация ипотеки возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данное судно в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

Государственная регистрация ипотеки производится в соответствии со ст. 20 Закона об ипотеке на основании заявления залогодателя с представлением следующих документов:

- нотариально удостоверенный договор об ипотеке и его копия;

- документы, названные в договоре об ипотеке в качестве приложения;

- доказательства уплаты регистрационного сбора;

- документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой обязательства.

Если в договоре об ипотеке указано, что права залогодержателя удостоверяются закладной, в этом случае представляются также:

- закладная, оформленная в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона об ипотеке, за исключением требования в отношении даты выдачи закладной и сведений о государственной регистрации ипотеки, и ее копия;

- документы, названные в закладной в качестве приложений, и их копии.

Датой государственной регистрации ипотеки является день совершения регистрационной записи об ипотеке в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

Регистрационная запись о владельце закладной должна быть осуществлена в течение одного дня с момента обращения заявителя в орган, осуществивший государственную регистрацию ипотеки.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию ипотеки, оставляет в своем архиве копию договора об ипотеке, а если договор предусматривает выдачу закладной - также и копию закладной с приложениями.

В государственной регистрации может быть отказано в следующих случаях:

а) право на судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с КВВТ РФ;

б) заявление о государственной регистрации судна подало ненадлежащее лицо;

в) формы и содержание документов, представленных для государственной регистрации судна, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Несоблюдение правил о государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.

Каждое государство-участник предусматривает в своем законодательстве другие морские залоги в отношении судов для обеспечения требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна.

Также государство-участник включает в свое законодательство право удержания в отношении судна, находящегося во владении:

- судостроительного предприятия, - для обеспечения требований в связи с постройкой судна;

- судоремонтного предприятия, - для обеспечения требований в связи с ремонтом судна, включая его реконструкцию, произведенным в период такого владения.

Действие такого права удержания прекращается, как только судно перестает находиться во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, за исключением случаев ареста.

Не производится суброгация предъявителей требований, обеспеченных морскими залогами, в отношении возмещения, причитающегося собственнику судна на основании договора страхования.

До момента принудительной продажи судна в государстве-участнике уполномоченный орган такого государства-участника обеспечивает направление уведомления:

- органу, работающему с реестром в государстве регистрации;

Однако место и время принудительной продажи не могут быть точно определены, информацию о примерном времени и предполагаемом месте принудительной продажи можно узнать, получив уведомление.

Уведомление составляется в письменной форме и направляется либо заказной почтой, либо с помощью любых электронных или других соответствующих средств, предусматривающих подтверждение получения, заинтересованным лицам.

Кроме того, уведомление осуществляется путем объявления в печати в государстве, где производится принудительная продажа, и, по усмотрению органа, осуществляющего принудительную продажу, в других публикациях.

- в момент продажи судно находится в пределах юрисдикции этого государства;

- продажа совершена в соответствии с законодательством указанного государства.

Издержки и расходы, возникающие в связи с арестом и последующей продажей судна, оплачиваются из средств, полученных от продажи, в первую очередь. Такие издержки и расходы включают, в частности, расходы по содержанию судна и экипажа, а также заработную плату, другие суммы и расходы. Остаток полученных средств распределяется в пределах, необходимых для удовлетворения соответствующих требований. После удовлетворения требований всех предъявителей возможные остающиеся средства выплачиваются собственнику и свободно переводятся.

Государство-участник может предусмотреть в своем законодательстве, что в случае принудительной продажи севшего на мель или затонувшего судна, удаленного государственным органом в интересах безопасности судоходства или защиты морской среды, а также связанные с таким удалением расходы оплачиваются из средств, полученных от продажи, до удовлетворения всех других требований, обеспеченных морским залогом в отношении судна.

Если в момент принудительной продажи судно находится во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, которое в соответствии с законодательством государства-участника, где осуществляется продажа, имеет право удержания, то такое судостроительное или судоремонтное предприятие должно отказаться от владения судном в пользу покупателя, но при этом оно имеет право получить удовлетворение своего требования из средств, вырученных от продажи, после удовлетворения требований держателей морских залогов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: