К судебной реформе относятся такие понятия как

Обновлено: 16.04.2024

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864, преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые суды. Результаты С. р. частично пересмотрены в ходе судебно-административной реформы 1889.

Смотреть что такое "СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864" в других словарях:

Судебная реформа 1864 в России — преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые … Политология. Словарь.

Судебная реформа 1864 — в России реформа судебной системы и судопроизводства; самая последовательная из буржуазных реформ 60 70 х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими… … Большая советская энциклопедия

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 — законодат. акты, утвердившие начала бурж. судоустройства и судопроизводства в России. Суд. уставы 20 нояб. 1864 являлись составной частью бурж. реформ 1860 1870 х гг., вызванных отменой крепостного права и ускоренных подъёмом обществ. и революц.… … Советская историческая энциклопедия

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г. — преобразование суда и судопроизводства в России на основе судебных уставов. Реформа 1864 г. провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были ведены суд… … Энциклопедический словарь экономики и права

судебная реформа 1864 — в России, преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд присяжных,… … Энциклопедический словарь

судебная реформа 1864 г. — наиболее радикальная из буржуазно демократических реформ в царской России. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Ввела суд присяжных, адвокатуру,… … Большой юридический словарь

Судебная реформа 1864 г. — одна из самых значительных буржуазных реформ 60 х гг. XIX в., преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы несменяемости и независимости судей, гласность, устность и состязательность судебного процесса … Краткий словарь историко-правовых терминов

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г. — наиболее радикальная из буржуазно демократических реформ в царской России. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Ввела суд присяжных, адвокатуру,… … Юридический словарь

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г. — увеличивалось число судебных инстанций. Для разбора мелких проступков и гражданских дел иском до 500 руб. учреждался мировой суд, допускавший примирение сторон. Коронный суд был представлен окружными судами и судебными палатами. Представители… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА — 1864 г. преобразование суда и судопроизводства в России на основе судебных уставов. Реформа 1864 г. провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Еще до начала… … Юридическая энциклопедия

Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов) . Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов) . Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:
осуществление правосудия только судом;
независимость судов и судей;
отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства) ;
несменяемость судей;
бессословность суда (равенство всех перед судом) ;
гласность судопроизводства;
самостоятельность судей;
устность судопроизводства.
Политические процессы 1870-х гг. демонстрировали правительству, что суд в России перестал служить надёжной опорой существующего строя. Особенное впечатление произвело оправдание в 1878 г. Веры Засулич. Поэтому в 70 - 80-х гг. XIX в. последовала серия законодательных актов, изменявших Уставы 1864 г. и направленных на изменение порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях, изъятие из подсудности суда присяжных дел по должностным преступлениям, о злоупотреблениях должностных лиц банков, о двоебрачии, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, расширение практики закрытых заседаний, отмену права Сената на возбуждение уголовного преследования против губернаторов, изменение правил о вызове свидетелей со стороны обвиняемого.
В сложившейся к концу XIX в. судебной системе Российской империи можно было выделить четыре типа судебного устройства:
37 внутренних губерний России, где судебная реформа была осуществлена в полном объеме;
Северо-Западный край, Юго-Западный край, Северный Кавказ и Прибалтика, где мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;
Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством;
Закавказье, Архангельская губерния, Сибирь, Туркестанский край, Закаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством
Судебная реформа 1864 года коренным образом изменила такое положение. Судопроизводство она превратила в независимую сферу управления, закрытую для бюрократического вмешательства. Отныне суд заседал, открыто, причем впервые вводились прения сторон. Одним из результатов реформы было появление нового для России адвокатского сословия. Судебная реформа 1864 года явилась составной частью так называемых реформ 60-х годов, которые современники охарактеризовали так: "Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Судебная реформа была "наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут - телесные наказания. Из ведения суда присяжных с самого начала были исключены "государственные преступления", к которым законодатели предусмотрительно отнесли распространение политических и социальных теорий, направленных против существующего порядка.

Судебная реформа Александра II — комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, разработанная в 1861—1863 годах [⇨], утвержденная в 1864 году [⇨] и проведенная в 1866—1899 годах [⇨]. Реформа предусматривала полное изменение судоустройства, с созданием двух ветвей судов — мировых и общих судебных установлений, каждая из которых имела по две инстанции (мировые судьи [⇨] и мировые съезды [⇨]; окружные суды [⇨] и судебные палаты [⇨]) и Кассационных департаментов Сената [⇨] как общей третьей инстанции. Реформа существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства: суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставление и опровержение доказательств; в уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия. Был создан институт присяжных [⇨], созывавшихся для суда над обвиняемыми в тяжких уголовных преступлениях. Рассмотрение дела в судах было ограничено двумя инстанциями (первой и апелляционной), для суда присяжных — одной инстанцией, и для всех дел — одной кассационной инстанцией. Судебная власть была полностью отделена от административной; судебное следствие было отделено от полицейского и стало процессуально независимым. Судьи общих судов стали несменяемыми, а мировые судьи — выборными на срок. Кроме непосредственно суда были реформированы судебное следствие [⇨], прокуратура [⇨], нотариат [⇨], создано сословие присяжных поверенных (адвокатура) [⇨]. Реформа сопровождалась заменой персонала судебных учреждений, приведшей к существенному повышению квалификации судебных чинов и искоренению коррупции. Основополагающими документами реформы были Судебные уставы 1864 года (Учреждение судебных мест, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями).

Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов) . Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:
осуществление правосудия только судом;
независимость судов и судей;
отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства) ;
несменяемость судей;
бессословность суда (равенство всех перед судом) ;
гласность судопроизводства;
самостоятельность судей;
устность судопроизводства.
Политические процессы 1870-х гг. демонстрировали правительству, что суд в России перестал служить надёжной опорой существующего строя. Особенное впечатление произвело оправдание в 1878 г. Веры Засулич. Поэтому в 70 - 80-х гг. XIX в. последовала серия законодательных актов, изменявших Уставы 1864 г. и направленных на изменение порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях, изъятие из подсудности суда присяжных дел по должностным преступлениям, о злоупотреблениях должностных лиц банков, о двоебрачии, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, расширение практики закрытых заседаний, отмену права Сената на возбуждение уголовного преследования против губернаторов, изменение правил о вызове свидетелей со стороны обвиняемого.
В сложившейся к концу XIX в. судебной системе Российской империи можно было выделить четыре типа судебного устройства:
37 внутренних губерний России, где судебная реформа была осуществлена в полном объеме;
Северо-Западный край, Юго-Западный край, Северный Кавказ и Прибалтика, где мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;
Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством;
Закавказье, Архангельская губерния, Сибирь, Туркестанский край, Закаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством
Судебная реформа 1864 года коренным образом изменила такое положение. Судопроизводство она превратила в независимую сферу управления, закрытую для бюрократического вмешательства. Отныне суд заседал, открыто, причем впервые вводились прения сторон. Одним из результатов реформы было появление нового для России адвокатского сословия. Судебная реформа 1864 года явилась составной частью так называемых реформ 60-х годов, которые современники охарактеризовали так: "Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Судебная реформа была "наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут - телесные наказания. Из ведения суда присяжных с самого начала были исключены "государственные преступления", к которым законодатели предусмотрительно отнесли распространение политических и социальных теорий, направленных против существующего порядка.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА - качественные коренные преобразования всей судебной системы, направленные на утверждение принципов правосудия. Осуществление С.р. причинно обусловлено: задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти, создания условий для осуществления судами независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и вытекающих из международных договоров РФ.

Реализация Концепции судебной реформы, утвержденной постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 г., способствовала решению целого ряда мер, связанных с утверждением самостоятельности и независимости судебной власти. Этим целям отвечало принятие Федеральных конституционных законов "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994), "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (1995), "О судебной системе Российской Федерации" (1996), "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" (1997), "О военных судах Российской Федерации" (1999), Федеральных законов "О мировых судьях" и "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (1998), Уголовно-процессуального кодекса РФ (2002), "Об органах судейского сообщества" (2002). Существенное значение имеют внесенные 15 декабря 2001 г. изменения и дополнения в Федеральные конституционные законы "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О судебной системе Российской Федерации", а также в Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации".

При определении результативности судебной реформы мировая судебная практика учитывает следующие элементы (критерии): а) правовое регулирование в стране и роль судьи в системе правового регулирования; б) положение судьи в обществе и отношение общества к системе отправления правосудия; в) целостность системы правосудия; г) делопроизводство судебной системы; д) экономические издержки в системе правосудия страны; е) доступ к правосудию; ж) состояние и доступность правовой информации; з) правовое образование и обучение; и) фактическое осуществление правовых процедур; к) техническую оснащенность судов; л) влияние решений судов в обществе; м) альтернативные методы разрешения споров.

Существующее положение в материально-финансовом и организационно-кадровом обеспечении судов не способствует достижению этих целей. Проблемы судов, возникающие на почве неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан. Ухудшающееся положение судов переводит ситуацию из финансовой в политическую. Особую остроту вызывают и проблемы организационного обеспечения. Фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, теоретическое осмысление правоприменительной и законопроектной деятельности судов. Без решения этих проблем невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия.

В целях проведения судебной реформы, повышения эффективности деятельности судебной власти в РФ, оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебной системы постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы. Основные задачи Программы: усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы; кадровое обеспечение судебной системы; развитие материально-технического и информационного обеспечения судебной системы; усиление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

Реализация этих задач предполагает принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам дисциплинарной ответственности судей; изменение порядка прекращения полномочий судей, занимающихся деятельностью, несовместимой с должностью судьи; проверку соответствия сообщаемых данных требованиям, предъявляемых к кандидатам на должность судьи; определение порядка формирования фонда оплаты труда судей. Предполагается принятие законов по вопросам обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей и их имущества, создания института администраторов арбитражных судов, а также решения проблемы совмещения в одном суде двух инстанций. Кроме того, предполагается значительное увеличение численности судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Программа предусматривает повышение заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17 августа 1998 г. Для этого среднюю заработную плату судей предполагается увеличить в 1,6 раза в 2002 г., а к 2006 г. довести ее до 28 500 руб. в месяц (в ценах 2001 г.). В соответствии с Программой планируется обеспечить полное финансирование завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов. Особое внимание обращено на обеспечение органов федерального правосудия рабочими площадями. Ставится задача при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий исходить из минимальной потребности 150 кв. м на одного судью в судах районного звена и 160 кв. м - в судах областного звена. Для обеспечения строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов предполагается перейти на систему предоставления за счет средств федерального бюджета федеральным судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья. Программой определено, что каждый судья один раз в три года должен в течение месяца пройти повышение квалификации с отрывом от производства. Из числа юристов, претендующих на звание судьи, не менее 100 человек должны пройти предварительное обучение в течение 3-4 месяцев перед назначением на должность. Для финансирования Программы из средств федерального бюджета выделяется 44 865,6 млн. рублей.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г. — преобразование суда и судопроизводства в России на основе судебных уставов. Реформа 1864 г. провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Еще до начала реформы следствие изъяли из ведения полиции и передали специальному институту судебных следователей. В 1861 г. началась планомерная подготовка судебной реформы, в 1862 г. Александр II одобрил «основные начала» Судебных уставов, 20 ноября 1864 г. Судебные уставы были утверждены. В России начало действовать весьма прогрессивное законодательство и судопроизводство: было осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей (судьи и следователи могли быть уволены по собственному желанию или в соответствии с приговором суда), были введены суд присяжных (сословных представителей) и институт адвокатуры (присяжных поверенных). Вводилось два вида судов — мировой и коронный. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал гражданские иски до 500 рублей и мелкие уголовные преступления. Коронный суд состоял из Окружных судов (первая инстанция) и Судебных палат (вторая инстанция). В каждой губернии действовало от 1 до 3 Окружных судов. Судебные округа во главе с Судебными палатами объединяли по нескольку губерний. Окружные суды рассматривали все уголовные дела, исключая государственные (политические) и должностные преступления (старше титулярного советника). Судебные палаты (как первая инстанция) рассматривали государственные и должностные преступления (совершенные чиновниками до V класса). Кассационные департаменты Правительствующего сената рассматривали дела о преступлениях чиновников выше V класса. Для рассмотрения преступлений, совершенных членами Государственного совета, министрами и равными им лицами, был учрежден Верховный уголовный суд.

Юридическая энциклопедия . 2015 .

Смотреть что такое "СУДЕБНАЯ РЕФОРМА" в других словарях:

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА — 1864 в России, преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд присяжных,… … Энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА — 1864 г. наиболее радикальная из буржуазно демократических реформ в царской России. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Ввела суд присяжных, адвокатуру … Юридический словарь

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА России — СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 в России преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд … Большой Энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 — СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864, преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд… … Русская история

Судебная реформа 1864 в России — преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые … Политология. Словарь.

Судебная реформа Александра II — Александр II Судебная реформа Александра II реформа судопроизводства, объявлен … Википедия

Судебная реформа 1864 — в России реформа судебной системы и судопроизводства; самая последовательная из буржуазных реформ 60 70 х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими… … Большая советская энциклопедия

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 — законодат. акты, утвердившие начала бурж. судоустройства и судопроизводства в России. Суд. уставы 20 нояб. 1864 являлись составной частью бурж. реформ 1860 1870 х гг., вызванных отменой крепостного права и ускоренных подъёмом обществ. и революц.… … Советская историческая энциклопедия

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА — качественные коренные преобразования всей судебной системы, направленные на утверждение принципов правосудия. Осуществление С.р. причинно обусловлено: задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Судебная реформа в России — В силу исторических условий разрешение вопроса о правильном отправлении правосудия представляло в России особенные трудности. Наше С. устройство и деятельность судов до 1864 г. были в очень печальном состоянии, совершенно не удовлетворяя задачам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Судебная реформа Александра II: «Да правда и милость царствуют в судах»

В 1864 году произошла комплексная реформа судоустройства и судопроизводства. Она не только полностью изменила судебную систему Российской империи, водворив в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», но и сформировала институты, которыми мы пользуемся сегодня: адвокатуру, нотариат, суд присяжных.

До реформы

Вплоть до середины XIX века судебная система в Российской империи была выстроена согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года и предполагала три уровня судов: уездный, губернский и общегосударственный. Эти суды были зависимы от административных учреждений и часто затягивали рассмотрение дел на целые десятилетия. Ситуацию осложняло огромное количество правил и исключений из них. Подозреваемых стращали и истязали, чтобы добиться признания вины. Сам суд проходил в их отсутствие, значение имели только документы по делу. Защитников не существовало, а подсудимые почти всегда были лишены возможности обжаловать приговор.

Государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский понимал, что нужно менять судебную систему, но ему удалось лишь провести министерскую реформу и преобразовать коллегии в восемь министерств. Ими управлял министр, ответственный перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному Министерству юстиции (Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 года).

Следующий шаг на пути к реформированию предпринял председатель департамента законов Государственного совета граф Дмитрий Блудов: в 1842 году он выпустил Свод законов, а в 1845 году – Уложение о наказаниях. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформ. И хотя император согласился с ней, воплощать в жизнь не стал.

18 февраля 1855 года на престол взошел Александр II. Спустя год, после прекращения Русско-турецкой (Крымской) войны, Александр II объявил: «Да правда и милость царствуют в судах». Чтобы этого добиться, в 1861 году был создан специальный Совет (разрабатывал текст законопроектов) и Государственная канцелярия (редактировала их и утверждала). В 1862 году появился первый проект реформы, а в 1864 году совет представил Судебные уставы, которые впоследствии и были приняты.

Реформа

20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах».

Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года


Фото из книги «Россия. Законы и постановления» (источник – Президентская библиотека)

В результате реформы судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность. Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство. Были отменены некоторые виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены, палки, клейма) для мужчин и все виды – для женщин.

Появился институт судебных следователей. Именно они возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства – то есть выполняли функции современных дознавателей и следователей. О начале каждого следственного действия следователь уведомлял прокуратуру. Когда следователь решал, что имеется достаточно доказательств для обвинения либо прекращения преследования, он передавал следственное дело прокурору. Следователи состояли при окружных судах, были процессуально независимыми, несменяемыми и при нехватке судей могли заменить их.

В противовес прокурорам появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы. Кандидатов утверждал выборный Совет присяжных поверенных, он же объявлял выговоры, временно приостанавливал деятельность защитников и исключал их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли. Их услуги оплачивались по письменному соглашению сторон или по официальной таксе, а если подсудимый не был способен внести деньги – из фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех поверенных округа.

Особо тяжкие уголовные дела рассматривали присяжные заседатели, которые выносили вердикт путем тайного голосования. Коллегия присяжных утверждалась губернатором с учетом оседлости (не менее двух лет), возраста (от 25 до 70 лет), благосостояния (в собственности должно быть имущество на сумму не менее 2000 руб.).

Судебные уставы 1864 года также вводили нотариат и службу судебных приставов. Нотариусы рассматривали документы и устанавливали их подлинность, а старшие нотариусы вели крепостные книги – реестры сделок с недвижимостью. Нотариусы служили при окружных судах, однако могли иметь и свой собственный офис. Их зарплата состояла из вознаграждений от клиентов по тарифу. Судебные приставы были при каждом суде, они вручали участникам процесса повестки и документы, помогали исполнять судебные решения. Приставы при вступлении в должность вносили залог и вступали в самоуправляемые корпорации, которые солидарно отвечали за ущерб от неправомерных действий своих членов.

Мировой суд рассматривал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной – гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов. В качестве общей третьей инстанции функционировали кассационные департаменты сената. Также действовала Судебная палата, где рассматривались в качестве суда первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных чиновниками, в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов. Следствие по политическим делам вела жандармерия, а рассматривало Особое присутствие Правительствующего сената. Важные политические дела слушал Верховный уголовный суд. Назначить смертную казнь мог только сенат и Военный суд. Император оставлял за собой право вмешаться в рассмотрение наиболее важных процессов.

Первый суд, созданный по новым правилам, открылся в 1866 году в Санкт-Петербурге. На торжественной церемонии присутствовал министр юстиции Дмитрий Замятнин и иностранные гости. В том же году заработали суды в Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской губерниях. Предполагалось, что переходный период займет четыре года, в действительности процесс распространения новой судебной системы затянулся почти на четверть века.

После реформы

В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.

Тем не менее судебная реформа Александра II стала одним из лучших радикальных, демократических и последовательных преобразований в России. После нее судебные процессы в Российской империи стали четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро и качественно, исчезла путаница и волокита. Как замечают историки, новый судейский корпус с первого дня отличался компетентностью, преданностью делу и честностью. Именно благодаря реформе на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство. «Нельзя не признать, что мы, сегодняшние, до сих пор в существенной мере пользуемся плодами этих реформ во всех сферах нашей жизни. В том числе в сфере правовой и судебной системы», – отметил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

В материале использована книга А. А. Корнилова «Курс русской истории XIX века», статья Г. А. Филонова и В. С. Черных «Судебная реформа Александра II», а также сведения из других открытых источников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: