Национализация и разгосударствление как разнонаправленные процессы изменения отношений собственности

Обновлено: 28.03.2024

Изучение целей и направлений разгосударствления. Принципы, формы и методы приватизации. Передача от государства физическим и юридическим лицам функций прямого хозяйственного управления собственностью. Изменение роли и функций государства в экономике.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.02.2014
Размер файла 26,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация

1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления

2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации

Список использованных источников

В нынешний период развития белорусской экономики одной из наиболее актуальных и важных становится тема «Разгосударствление и приватизация: проблемы использования мирового опыта в Республике Беларусь». Экономические улучшения в Республике Беларусь (структурная, ценовая, финансовая) проводятся в скупой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила в быстром темпе и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Особое изучение проблем переходного периода неосновательно для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления

Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к наиболее экономическим методам регулирования.

Целями разгосударствления являются:

- преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;

- устранение существующего в условиях КАС отчуждения работника от средств и результатов производства и превращение человека в реального собственника;

- преобразование трудовых отношений путем введения разных форм собственности и предоставления возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу;

- демонтаж административного управления и замена его экономическим регулированием.

Разгосударствление включает следующие основные направления:

1) сокращение доли государственного сектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципальных предприятий;

2) уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;

3) коммерциализация государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности и преобразования их в акционерные общества, все акции которых принадлежат государству;

4) ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;

5) переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков. [13, c. 168].

2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации

Приватизация означает на смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности чтобы другим неповадно было экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам. На базе бывших государственных предприятий возникают частные фирмы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации империя утрачивает возможность владения, распоряжения и пользования государственной собственностью. В широком смысле приватизацию понимают как передачу государственных активов частному сектору, сопровождающуюся перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.

Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, обстановка лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Для начала это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью так называемые естественные монополии: железные дороги системы связи, электростанции и др. управления.

Процесс, противоположный приватизации, именуется национализацией. Она представляет собой передачу личной принадлежности в приказ страны. В XX в. более масштабная национализация была проведена в СССР. Правительство получило подавляющую дробь средств изготовления и государственного имущества. Национализация и прихватизация проводятся в различных странах и в настоящее время. Не считая такого, в отдельных странах исполняется реприватизация - возврат национализированной принадлежности бывшим обладателям. В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

1) сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан страны, а остальная часть продается;

2) право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;

3) дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, то для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Небольшие предприятия, например, могут быть проданы на аукционе, крупные - преобразованы в акционерные общества;

4) предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;

5) обеспечение гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;

6) контроль за ходом приватизации со стороны государства. Практика показывает, что успех приватизации в значительной степени зависит от ее подготовленности, в том числе от создания соответствующей правовой базы. В начале переходного периода при отсутствии более или менее совершенной законодательной базы приватизация зачастую принимает стихийный» а иногда и криминальный характер, В этом случае приватизация может использоваться для «отмывания» преступного капитала и более быстрой передачи дешевого государственного имущества в частные руки. Только со временем, по мере усовершенствования законов, процесс приватизации приобретает упорядоченный управляемый характер.

Безвозмездная прихватизация традиционно исполняется методом выдачи приватизационных ваучеров. Такой подход является менее конфликтным, этак как более только дает ответ принципам общественной верности. В РФ ваучеры представляют собой ценную бумагу на предъявителя. В Беларуси в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество». Это ценные муниципальные именные бумаги в форме записи на чековом счете в сбербанке страны. Такие чеки имеют все шансы заполучить лишь граждане Республики Беларусь на сумму, подобающую их доле (квоте) в бесплатно передаваемой государством принадлежности. Они предоставляют собственнику преимущество на безвозмездное покупка акций приватизируемых компаний и приобретение дивидендов на эти акции.

Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, РФ. Она еще исполнялась в Болгарии, Польше и Румынии. Более удачно и скоро из восточноевропейских государств этот метод приватизации был применен в Чехии и Словакии. Таковая прихватизация дозволяет действенно дать в личные руки более трудные объекты - большие промышленные компании. Свободность ваучеров либо их часто символическая стоимость привлекает в процесс приватизации огромную дробь народонаселения. Но фуррор такового метода приватизации в решающей ступени зависит от развитости базара ценных бумаг. Из государств, проводивших ваучерную приватизацию, денежные рынки владели достаточной устойчивостью лишь в Чехии, Словакии и Словении. В Рф, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неуравновешенном либо зачаточном состоянии. Следует подметить, что уже к середине 90-х годов в ряде государств ваучерная прихватизация вследствие недочетов механизма её реализации растеряла притягательность для народонаселения. Этак, народонаселение Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало супротив этого способа и высказалось в помощь возмездной приватизации.

Нередко применяемый метод приватизации - реализация богатства муниципальных приватизируемых компаний. Есть некоторое количество вариантов применения предоставленного подхода, этак как актив может реализовываться трудовому коллективу. Плюсом этого метода является скорое дополнение казны страны и удаление экономного недостатка, улучшение валютного обращения. Главный недочет - недостаток средств у народонаселения. Потому в предоставленном случае количество инвесторов, как и приватизируемых компаний, очень скромно. Не считая такого, компании обязаны существовать симпатичными для инвестора, т. е. доходными. Численность же таковых компаний в критериях трансформирующейся экономики грубо сокращается.

При продаже на аукционе объекты гос. принадлежности приобретаются сообразно правилам аукционных торгов. Приватизируемое актив переходит в собственность такого клиента, который дает наивысшую стоимость. Как верховодило, таковой разряд приватизации употребляется, когда не оговариваются особые условия сообразно предстоящему применению приватизируемого объекта. 2-ой метод платной приватизации - реализация сообразно конкурсу. Он употребляется в тех вариантах, когда клиент обязан исполнить определенные условия сообразно предстоящему применению компании. Эти условия имеют все шансы предугадывать: хранение либо творение новейших рабочих мест, прочерчивание определенных природоохранных мероприятий, отказ от конфигурации в движение определенного времени профиля компании, хранение объектов общественной сферы компании и др. Победителем конкурса объявляется клиент, предписание которого лучше только подходит условиям конкурса.

В отдельных странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше и в особенности в РФ) довольно обширное распределение получила таковая выкройка приватизации, как передача либо льготная реализация муниципального богатства труженикам приватизируемых компаний. Несомненным плюсом предоставленного подхода является снабжение массовости и вероятность стремительной передачи в руки трудового коллектива значимого численности муниципальных компаний. К недочетам относятся, во-1-х, значительные различия в стоимости приватизируемого богатства сообразно отраслям и компаниям, а во-2-х, дифференциация объектов сообразно уровню рентабельности. Потому трудовые коллективы различных компаний оказываются в неодинаковых стартовых критериях. Не считая такого, сообразно последней мерке, на главном шаге таковой приватизации, исключается роль иностранных инвесторов, а еще появляются трудности, связанные с неимением эксперимента управления реформированными предприятиями.

Более желаемым методом приватизации для трудовых обществ считается выкуп арендуемого богатства. В этом случае для выкупа разрешено применять чистую выручка и амортизационные отчисления, приобретенные от применения богатства, обретенного трудовым коллективом за время аренды. При таком подходе сберегается трудящийся коллектив. Недостает необходимости распределяться прибылью с иными владельцами. Плюсом является и вероятность применения различных вариантов выкупа. Он может существовать одновременным прямым и в рассрочку. При прямом выкупе в бюджет вполне вносится цену выкупаемого муниципального богатства. Выкуп в рассрочку употребляется, когда у трудового коллектива не хватает личных средств, а кредиты банков нецелесообразны либо безвыгодны. В этом случае цену выкупаемого богатства погашается долями.

Недочетом такового метода является неосуществимость скорого повышения эффективности компании, этак как к роли в приватизации не допускаются остальные собственники, способные привнести средства для его реконструкции.

Преображение в акционерное сообщество является одним из массовых методик приватизации, в особенности для больших компаний, какие не имеют все шансы существовать приватизированы иными способами. В этом случае формируются прикрытые либо раскрытые акционерные сообщества. Акции выпускаются на сумму переоцененного богатства (статутный фонд)компании. Сообразно решению трудового коллектива они имеют все шансы существовать реализованы или внутри коллектива, когда появляется прикрытое акционерное сообщество, или отчасти проданы иным личикам (раскрытое акционерное сообщество). Акционирование целенаправленно в первую очередность для тех компаний, какие издают конкурентоспособную продукцию, владеют большими главными производственными фондами, имеют большущий вывозной потенциал.

Особенным способом передачи муниципального богатства в личные руки, как подмечалось, является реприватизация - возвращение принадлежности бывшим обладателям, лишившимся её в итоге национализации. Главными обликами реприватизации выступают компенсация стоимости национализированного богатства средствами либо ваучерами и реституция - возврат бывшим обладателям либо их преемникам самой принадлежности. Огромный смысл имеют сроки проведения реприватизации. Она обязана предшествовать приватизации. В неприятном случае может появиться конфликт меж старенькими и новенькими обладателями компании. Наиболее удачно и в сравнимо широких масштабах реприватизация была проведена в Болгарии, Венгрии, Словении, Чехии, Хорватии, Эстонии[5, c. 177].

Список использованных источников

приватизации разгосударствление собственность экономика

1. Бабосова, Е.А. Макро- и мета экономика: учебник / Е.А. Бабосова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 674 с.

2. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н.И. Базылева. - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2001. - 752 с.

3. Большаков, С.Ю. Экономическое развитие современного государства: вопросы теории и практики / С.Ю. Большаков. - СПб.: Нева, 2006. - 874 с.

4. Большаков, С.Ю. Юридические аспекты реализации права собственности: вопросы теории и практики / С.Ю. Большаков // Экономика и право. - 2009. - № 4. - С. 23-29.

5. Булатов, А.П. Экономика : учебник / А.П. Булатов. - М. : БЕК, 2006. - 679 с.

6. Головачева, И.В. Организация процесса приватизации на предприятии / В.И. Головачева. - Минск: Уражай, 1994. - 419 с.

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 ноя. 2011 г. - Минск : Амалфея, 2011. - 319 с.

8. Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин. - М.: Русское слово, 1996. - 675 с.

Подобные документы

Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация, основные их компоненты и роль. Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 14.01.2015

Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации. Приватизация в Казахстане: этапы, пути, формы и результаты разгосударствления и приватизации государственной собственности в республике.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 28.01.2008

Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды. Распад Советского Союза. Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах. Основные критериями выбора способа приватизации.

курсовая работа [65,9 K], добавлен 07.01.2009

Понятие разгосударствления собственности. Способы разгосударствления. Формы приватизации. Приватизация в России. Состояние российской экономики в начале 1990-х годов. Этапы проведения приватизации. Основные экономические итоги приватизации.

курсовая работа [38,0 K], добавлен 01.06.2005

Процесс изменения государственной формы собственности. Сущность понятий "приватизация" и "разгосударствление". Основные механизмы приватизации. Зарубежный опыт приватизации и разгосударствления. Препятствия осуществлению приватизационных сделок.

Национализация это - отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.

Национализация затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.

Национализация может быть осуществлена одним из следующих способов:

путем приобретения стратегической продукции на открытом рынке;

за счет организации нового производства по выпуску стратегической продукции;

за счет мобилизационных заданий, за счет запасов материальных ценностей государственного материального резерва (в том числе мобилизационного резерва).

Под разгосударствлениемследует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой - смену форм и содержания отношений собственности.

Приватизация- процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.

Процесс реформирования собственности может осуществляться различным образом:

• эволюционно или революционно;

• со сменой формы собственности или в рамках существующей.

Трансформация отношений собственности возможна в результате:

• национализации или денационализации;

• этатизация (огосударствления) или разгосударствления;

• приватизация или реприватизация.

Национализация—это процесс превращения частной собственности в государственную. Национализация может осуществляться различными путями:

• через безвозмездную конфискацию имущества;

• полный или частичный выкуп объекта.

Следствием неограниченной национализации может стать огосударствление или этатизация (от фр. Еtаt - государство) экономики, проявляющаяся в следующих формах:

• господстве государственной собственности;

• монополии государства на принятие основных экономических решений;

• выполнении государством чрезмерных, несвойственных ему функций

Огосударствление приводит к неэффективности экономической системы, её бюрократизации, уничтожению конкуренции, нарастанию социальных противоречий. В результате этого возникает объективная необходимость в проведении денационализации.

Денационализация—процесс противоположный национализации, связан с преобразованием объектов государственной собственности в другие формы, прежде всего на основе разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление(деэтатизация)—это передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики. Формально разгосударствление затрагивает не форму собственности, а механизм её реализации. Разгосударствление означает:

• сокращение доли госсектора в экономике;

• уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;

• коммерциализацию государственных предприятий путём контрактной системы, акционирования при сохранении контрольного пакета за государством, развития арендных отношений;

• ликвидацию государственной монополии внешней торговли;

• выведение субъектов из-под прямого административного
управления государственными органами.

Приватизация—это передача государственной собственности в частную, поэтому приватизацию можно рассматривать как продолжение процесса разгосударствления.

Программы приватизации в мировой практике определялись следующими побудительными мотивами:

• идеологическими, направленными на изменение границ государственного и частного секторов в пользу последнего во имя расширения свободы действий субъектов;

• экономическими, направленными на либерализацию экономики. В рамках данного подхода исходили из того, что государственное производство менее эффективно, чем частное по внутренне присущим характеристикам, к которым относятся закрытость от конкуренции и уверенность в экономической поддержке государства;

• финансовыми, направленными на сокращение дефицита государственного бюджета, сокращение потребностей государственного сектора, расширении рынков капиталов.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, экономических, финансовых, социальных и т.д.). Основными мeтодами приватизации являются:

• массовая бесплатная приватизация на основе выдачи чеков, ваучеров, купонов в зависимости от трудового стажа, возраста, состава семьи граждан. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди населения, создав негосударственные формы собственности. В условиях бесплатного и уравнительного распределения на первый план выступают социальные интересы. В процессе реализации этого метода нередко изменения отношений собственности носит формальный характер, не возникает серьёзных стимулов к изменению эффективности производства и удовлетворению финансовых интересов государства.

• передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий трудовому коллективу. Данный метод также является социально наиболее приемлемым и обеспечивает бесконфликтное в целом первичное распределение госсобственности. Изменения эффективности производства связаны во многом с решением проблем управления собственностью.

• приватизация методом прямых продаж государственных активов по рыночной стоимости. Преимуществом этого метода является поступление доходов в бюджет, инвестиций в приватизируемое предприятие, возрастает эффективность производства, но возможно обострение социальных противоречий. К наиболее распространённым способам приватизации в данной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий, выкуп арендованного имущества, купля-продажа по конкурсу или на аукционе.

Реализуются следующие формы приватизации:

• акционирование - трансформация государственных предприятий в открытые или закрытые акционерные общества путём эмиссии и продажи акций;

• аренда с выкупом - договор аренды имущества с последующим выкупом, что ведёт к перераспределению прав собственности;

• инвестиционный конкурс - продажа государственных предприятий при осуществлении со стороны покупателей инвестиционных программ. Право собственности переходит к тому, кто предложил максимальный объём инвестиций;

• коммерческий конкурс - продажа активов при согласии покупателя на выполнение определённых условий и предложения максимальной цены. При продаже могут оговариваться следующие условия: по сохранению рабочих мест, профиля предприятия, обязательств по дополнительному инвестированию. Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путём открытых торгов (в присутствии претендентов) или закрытых (закрытого тендера), когда предложения подаются в закрытых конвертах.

• аукцион- продажа по максимальной цене на открытых торгах от покупателя при этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту собственности.

В отдельных странах в ходе преобразования собственности иногда используется такой способ как реприватизация - возврат ранее конфискованной или национализированной собственности безвозмездно прежним собственникам. Реприватизация проводилась в 80-е годы ХХ-го века в ряде стран Западной Европы, а в 90-е- в некоторых постсоциалистических странах.

Таким образом, основной стратегической целью разгосударствления и приватизации является преодоление в национальной экономике застойных явлений, повышение эффективности функционирования, создание конкурентной среды, ускорение социально-экономического развития.

В преобразовании собственности в РБ выделяют четыре этапа. На первом этапе (1991-1992) приватизация осуществлялась «стихийно», в основном по инициативе самих экономических субъектов и за их средства. Отсутствие разработанной законодательной базы, контроля за легализацией доходов, монополизации информации о продаже рентабельных объектов превратили приватизацию в «прихватизацию», растаскивание государственной собственности, что потребовало проведения серьёзной подготовительной работы по её совершенствованию. Среди негативных тенденций этого этапа следует выделить следующие: занижение стоимости производственных фондов, преобладание кредитных средств как источника выкупа, неразработанная методика определения рыночной стоимости объектов, слабый учёт рентабельности производства, льготный режим приобретения для трудовых коллективов, используемый директорским корпусом для злоупотреблений (перепродажи, сдачи в аренду т.п.).

На втором этапе (1993-1995 гг.) в действие вступили основополагающие законодательные акты: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ», « Об именных приватизационных чеках», Государственная программа приватизации. Основными методами приватизации стала: преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества, выкуп арендованного имущества, продажа на аукционе и по конкурсу малых предприятий коммунальной собственности и объектов незавершённого строительства. Факт создания приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения сделали приоритетными бесплатную приватизацию на основе чеков «Имущество» и «Жильё» и продажу предприятий по льготным ценам трудовым коллективам. Основной целью было создание смешанных форм собственности, снижение огосударствления, развитие конкуренции.

На третьем этапе (1995-2005 гг.) происходило дальнейшее совершенствование механизмов трансформации собственности, основой которого стали Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (1998) и Концепция управления государственным имуществом на 2001-2005 гг. Политика приватизации и трансформации собственности основывалась на двух основных принципах: росте эффективности производства через постепенное и сбалансированное осуществление реформ и учёте социальных факторов и последствий преобразований. При реформировании собственности Республика Беларусь исходила из того, что ускоренное преобразование государственных предприятий в негосударственные может привести к резкому сокращению числа работающих и росту напряжённости в стране. Одновременно преобладание денежных форм приватизации на данном этапе стимулировало появление новых эффективных собственников.

На современном четвертом этапе РБ проходит “точечное реформирование” объектов государственной собственности на основе индивидуального подхода, базирующегося на изучение инновационного потенциала предприятий, возможности внедрения новых технологий, экономической эффективности. Собственность передается, как правило, покупателю, выбранному на конкурентной основе и на условиях, согласовавшихся в ходе переговоров. В зависимости от условий приватизации правительство может оставить за собой осуществление общего руководства и контроля, сохранение доли в уставном капитале, участие в Совете директоров, обладание “золотой акцией” и т.д.

В целях повышения эффективности использования имущества, находящегося в республиканской собственности, принято постановление Совета министров от 30 апреля 2004 года, в соответствии с которым Министерству экономики поручено составить график подготовки объектов к отчуждению, если свыше пяти лет объекты не используются или неэффективно используются. Основным способом приватизации государственных предприятий останется их преобразование в открытые акционерные общества с последующей продажей принадлежащих государству акций.

Одновременно стал использоваться метод продажи убыточных объектов за символическую плату. Так, в 2006 году дочернее торговое предприятие “Закат” в г. Новогрудок (Гродненская область), численность работающих 25 человек, продано по конкурсу за 1 базовую величину 31 тыс. рублей, так как его финансовые обязательства на 19,9 млн. рублей превышали активы баланса. В целом реформирование отношений собственности направлено на улучшение структуры государственного имущества, совершенствование системы управления, а также обеспечение долгосрочной и эффективной работы реформируемых предприятий.

Одновременный переход к новым отношениям собственности в Беларуси осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на сохранение стабильность социально – экономических условий. Беларусь, отказавшись от варианта “шоковой терапии”, проводит эволюционное реформирование экономики. “Белорусская модель” социально – ориентированной экономики, принятая за основу развития, сочетает свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты граждан. Эволюционный подход позволяет сверить действия правительства с происходящими изменениями и не допускать потрясений в стране, поскольку конечной целью реформирования экономики является не скорость приватизации, а рост благосостояния населения.

Всего за время проведения реформ (на 1 июля 2006 года) приватизировано 4103 объекта государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3108 – коммунальной собственности. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила около 960 тыс. человек.

Из общего числа реформированных государственных предприятий 1941 (47,8%) – преобразовали в открытые акционерные общества, 724 (17,8%) – выкуплены коллективами работников, 422 (10,7%) – проданы по конкурсу, 976 (24,1) – на аукционах.

В отраслевом разрезе реформировано 534 промышленных предприятия или 37,5% от общего количества государственной собственности данной отрасли; 289 строительных организаций (30,5%); 1508 объектов торговли и общественного питания (72,5 %), 759 предприятий АПК (44,9 %); 973 организации в других отраслях народного хозяйства.

Перечень объектов республиканской собственности, подлежащих приватизации, ежегодно формируется Министерством экономики Республики Беларусь на оснований предложений республиканских органов государственного управления. Перечень объектов коммунальной собственности формируется местными органами. Информация о готовящихся к приватизации объектов государственной собственности, ходе подготовке к акционированию, возможностях участия в этом процессе отечественных и иностранных инвесторов публикуется в периодической печати и на официальном сайте Министерства экономики в сети ИНТЕРНЕТ.

Осуществление мер по разгосударствлению и приватизации привело к следующим принципиальным изменениям в отношениях собственности:

• установлен плюрализм (многообразие) форм собственности;

• преодолена монополия государственной собственности;

• произошло становление новых форм хозяйственной деятельности;

• широкое распространение получили смешанные формы собственности, где ведущее место заняла акционерная собственность;

• сформирована инфраструктура рынков, обслуживающих разнообразные формы собственности.

Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи гос. (муниципальной) собственности в частные руки. Существует несколько основных технических методик проведения приватизации:

1. прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) гос. предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого фондового рынка открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией;

2. аукционная продажа акций населению. Она применялась, например, в Мексике;

3. ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолженности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже пром. предприятий;

4. разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям;

5. передача предприятия в руки трудового коллектива;

6. аренда и субподряд гос. собственности предприятиями частного сектора.

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность эконом. сферы.

Национализация - передача в собственность государства земли, пром. предприятий, банков, транспорта или др. имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Объектами могут быть: земля, пром. предприятия, банки, транспорт, связь и т. д. Как правило, затрагивает отрасли и про-ва, требующие больших и долгосрочных вложений.

Отдельные государства прибегают к национализации в периоды кризисных потрясений, войн и др. форс-мажорных обстоятельств. Может проводиться двумя методами: путем конфискации, т. е. безвозмездного отчуждения собственности, и путем отчуждения ее при полной или частичной компенсации (выкупа). Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие экономики и социальной сферы. Многое зависит от того, кем и как она проводится, в каких целях и т.д.

Национализация в истории: национализация крупной промышленности в Советской России в 1917-1920 гг.; национализация ряда отраслей промышленности в Великобритании в 1940-х гг.; национализация Суэцкого канала правительством Египта в 1956 г. (Суэцкий кризис); национализация горнорудной промышленности в Чили в 1970-х гг. (при президенте С. Альенде) и др.

Разгосударствление (денационализация) - процесс изменения гос. формы собственности на др. формы, переход от тотальной гос. экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход гос. собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Осуществляется в основном посредством приватизации. Периодически проводится в различных странах мира. Например, в Великобритании и Франции государство по тем или иным причинам брало на себя опеку над добывающими отраслями, образно говоря «ставило их на ноги», а затем вновь передавало в частное владение. В дореволюционной России государство, взяв на себя создание многих горнодобывающих заводов, впоследствии передавало их частным предпринимателям. Небывалый по масштабам и скорости процесс разгосударствления экономики произошел в конце XX в. в России, а также бывших республиках, входивших ранее в состав бывшего СССР. В этот же период крупномасштабный передел собственности в форме приватизации произошел в странах Восточной Европы, Монголии и частично в Китае. Заявленная цель подобных акций - создание материальных основ рыночной экономики, формирование класса частных собственников, повышение эффективности экономики.

Разгосударствление можно классифицировать по ряду признаков:

1. допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих;

2. осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков;

3. техники продаж;

4. видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и др. признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Современная экономика характеризуется многообразием форм собственности и механизмов регуляции хозяйственной жизни общества. Причина заключается в разнообразных условиях и путях экономического и политического развития стран и народов. Смешанная экономическая система начала свое формирование в результате появления на рынке предприятий различных форм собственности и расширения влияния государственного сектора в экономике. Это позволяет государству принимать более активное участие в процессах регулирования хозяйственной деятельности.

Роль государства в современной экономике не ограничивается только созданием законодательной базы. Государство формирует свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику, расширяет сеть государственных предприятий и предприятий смешанной формы собственности. Важным инструментом развития и регулирования экономики являются такие процессы, как национализация и приватизация.

Национализацией называется процесс передачи частных объектов в собственность государства или органов муниципальной власти. Иными словами, национализацией называется совокупность процессов отчуждения имущества частных лиц в собственность государства или местного самоуправления на основе специальных законодательных актов.

Национализация осуществляется в отношении предприятий и отраслей, которые требуют значительных объемов вложений. Особенно важно, если данные вложения будут носить долгосрочный характер. Частному предпринимателю более выгодно делать краткосрочные быстро окупаемые инвестиции. А некоторые вложения просто не предполагают получения какой-либо прибыли (вложения в строительство очистных сооружений и в дело охраны природы).

В мировой практике национализируются предприятия, которые пострадали от мирового кризиса и стали нерентабельными или предприятия, находящиеся на грани банкротства. Этот процесс получил развитие в странах Европы после Второй мировой войны и продолжается в настоящее время. Порядок процесса национализации определяется действующим государственным законодательством.

Готовые работы на аналогичную тему

Пути и цели национализации

Мировой опыт в сфере национализации представляет несколько путей проведения данного процесса. Он может иметь следующие варианты:

  • принудительное безвозмездное отчуждение в качестве наказания за что-либо (после второй мировой войны во Франции национализировались предприятия, чьи хозяева сотрудничали с фашистскими оккупантами);
  • принудительное безвозмездное отчуждение предприятий в связи с изменением политической системы в обществе (национализация предприятий в России после Октябрьской революции);
  • принудительное отчуждение имущества с частичным или полным возмещением стоимости объектов и убытков в соответствии с принятыми законами (национализация в Индии в средине $ХХ$ века);
  • добровольный отказ собственников имущества в пользу государства (добровольная передача права собственности государству).

Главной целью проведения национализации является обеспечение политической, экономической безопасности и обороноспособности государства. Национализация позволяет в этом случае обеспечить в полном объеме потребности государства в предметах, работах или услугах, требуемых для поддержания обороноспособности страны. Она же сохраняет полный контроль государства над выпуском стратегической продукции и сохранением необходимых мощностей для выпуска данной продукции.

Еще одной целью национализации является необходимость обеспечения общественных благ. То есть во главу вопроса положены интересы общества, а не отдельных частных лиц. Проводится национализация несколькими вариантами. Это может быть приобретение стратегической продукции на открытом рынке или путем организации нового производства для выпуска данной продукции. Еще один путь предполагает мобилизационные задания за счет государственных запасов (резервов).

К целям национализации можно отнести еще следующее:

  • стремление сохранить предприятия социальной и производственной сферы, которые необходимы обществу;
  • необходимость обеспечения экологической безопасности;
  • стремление обеспечить защиту потребителей от естественной монополизации;
  • обеспечение возможности структурной перестройки хозяйственного комплекса страны;
  • пресечение нарушений государственного законодательства (незаконный вывод капиталов и прибыли из страны).

Понятия разгосударствления и приватизации

Помимо национализации мировая практика знает и противоположные процессы. С целью приближения производителя к собственности проводят процессы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Эти два процесса имеют некоторое различие.

Разгосударствлением называется процесс перехода предприятий муниципальной и государственной собственности в другие формы собственности.

Приватизацией называют процесс передачи в частную собственность объектов государственной и муниципальной собственности.

Разгосударствление является более широким понятием. Оно предполагает существование смешанных форм собственности. Но оба явления означают снижение доли государства в структуре экономики страны. Главной целью приватизации является снижение уровня монополизма со стороны государства и стимулирование развития многоукладной смешанной экономической системы.

Способы и принципы приватизации

Проведение приватизации возможно несколькими путями. Наиболее распространенными из них являются:

  • преобразование государственного предприятия в акционерного общества с последующим безвозмездным распространением акций (как правило – среди самих сотрудников данного предприятия);
  • реализация акций на открытых торгах;
  • реализация предприятия на аукционах и конкурсах;
  • приобретение арендуемых объектов (выкуп);
  • распаевка имущества и реорганизация предприятий колхозно-кооперативного типа (колхозов, совхозов, артелей);

В ходе приватизации должны соблюдаться некоторые важные принципы. В ходе приватизации должны сочетаться как безвозмездная, так и платная передача государственной собственности. Важным принципом должен быть принцип равенства граждан на получение своей доли собственности. Приоритетом должны обладать члены трудового коллектива. Приватизация должна проводиться гласно и открыто. Государство должно осуществлять контроль за процессом приватизации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: