Информационно аналитический центр поддержки гас правосудие что это

Обновлено: 21.05.2024

от 12 июля 2018 года N 113

(с изменениями на 13 августа 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Руководителю федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" Юхневичу Л.А.:

обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию Устава в новой редакции;

в течение десяти календарных дней с даты государственной регистрации Устава в новой редакции представить в Управление информатизации, Юридический отдел нотариально заверенные копии Устава и копию листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

3. Признать утратившими силу:

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

УТВЕРЖДЕН

приказом Судебного департамента

при Верховном Суде Российской Федерации

от 12 июля 2018 года N 113

Устав федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие"

(с изменениями на 13 августа 2021 года)

1. Общие положения

1.1. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" (далее - Учреждение) создано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 681-р.

1.2. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент).

1.3. Наименование: на русском языке:

полное наименование: федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие";

сокращенное: ФГБУ ИАЦ Судебного департамента;

на английском языке:

полное наименование: Federal state-financed organisation "Informational-analytical centre for technical support of SAS "Pravosudiye"; сокращенное: FSO IAC of Judicial Department.

1.4. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляет Судебный департамент. Устав Учреждения утверждается приказом Судебного департамента.

1.5. В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации, приказами и распоряжениями Судебного департамента, а также настоящим Уставом.

1.6. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным официальным наименованием, печати, штампы, бланки, необходимые для осуществления своей деятельности.

1.7. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.8. Учреждение обладает на праве оперативного управления находящимся в федеральной собственности обособленным имуществом.

1.9. Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет от имени Российской Федерации Судебный департамент.

1.10. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником этого имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам Учреждения.

1.11. Для выполнения определенных настоящим Уставом целей Учреждение взаимодействует с федеральными судами общей юрисдикции, федеральными арбитражными судами, мировыми судьями, Судебным департаментом, органами и учреждениями Судебного департамента, органами судейского сообщества, а также с другими государственными органами, организациями и учреждениями.

1.12. Место нахождения Учреждения: 129090, г.Москва, ул.Гиляровского, д.31, строение 1, 2.

2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения

2.1. Предметом и основными целями деятельности Учреждения являются:

а) обеспечение эксплуатации программно-технических средств ГАС "Правосудие";

б) поддержка пользователей ГАС "Правосудие";

в) хранение и автоматизированная обработка судебной информации, включая электронные архивы судебных дел;

г) интеграция информационных ресурсов и данных судебной статистики.

2.2. Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

а) техническое сопровождение и обеспечение эксплуатации ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов, ремонт и техническое обслуживание компьютерного, периферийного и коммутационного оборудования объектов автоматизации ГАС "Правосудие", федеральных арбитражных судов;

б) автоматизацию деятельности федеральных судов, Судебного департамента, органов и учреждения Судебного департамента, органов судейского сообщества, информационное, методическое и иное обеспечение ГАС "Правосудие";

в) техническое обеспечение формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей;

г) обеспечение взаимодействия ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов с государственными информационными системами иных государственных органов, органов местного самоуправления, другими информационными системами;

д) определение и реализацию технической политики в области автоматизации информационных процессов в федеральных судах, на судебных участках мировых судей, в Судебном департаменте, органах и учреждении Судебного департамента, органах судейского сообщества;

е) определение требований к техническим, программным и лингвистическим средствам обеспечения автоматизации информационных процессов в федеральных судах, на судебных участках мировых судей, в Судебном департаменте, органах и учреждениях Судебного департамента, органах судейского сообщества;

ж) разработку, внедрение, комплектацию и модернизацию программно-технических средств комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов, разработку (доработку) специального программного обеспечения ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов, проведение аналитических, информационных, методических и исследовательских работ по совершенствованию методов проектирования, создания и модернизации ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов, по ведению и актуализации автоматизированных баз данных, способов предоставления информации с учетом передового международного опыта;

з) предоставление информационных ресурсов и баз данных ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов;

и) обеспечение доступа гражданам, организациям, государственным органам и органам местного самоуправления к информации о деятельности федеральных судов и мировых судей, Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента, органов судейского сообщества в сети Интернет в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

к) обеспечение доступа к внешним информационным ресурсам объектов автоматизации ГАС "Правосудие", федеральных арбитражных судов;

л) работы по реализации информационной безопасности ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов;

м) издание в пределах, установленных законом и настоящим Уставом, документов организационного, нормативно-технического и методического характера;

н) поддержку пользователей ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов;

о) организацию и проведение обучения, подготовки и переподготовки работников Учреждения, а также сертификацию специалистов, обеспечивающих техническое обслуживание и эксплуатацию комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов;

п) организацию и проведение обучения, подготовки и переподготовки по навыкам использования программных и технических средств, а также информационных ресурсов пользователей ГАС "Правосудие": судей, работников судов и системы Судебного департамента;

р) работы по интеграции информационных ресурсов и данных судебной статистики;

с) работы по хранению и автоматизированной обработке судебной информации, включая электронные архивы судебных дел;

т) монтажные и пусконаладочные работы на объектах автоматизации ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов;

у) анализ результатов эксплуатации и технического обеспечения ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов, разработку требований к развитию системы;

ф) организацию всех видов испытаний и сертификации программных и технических средств ГАС "Правосудие", автоматизированных систем федеральных арбитражных судов;

25 июня 2019 года состоялось интервью с руководителем ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" Леонидом Александровичем Юхневичем, в ходе которого он рассказал о перспективах дальнейшей информатизации российской судебной системы, в том числе возможностях применения искусственного интеллекта, о современных средствах защиты данных и других актуальных вопросах использования в судах современных информационных технологий.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, когда мы говорим о едином информационном пространстве судебной системы Российской Федерации, о каких именно массивах данных идет речь? С какими объемами информации на сегодняшний день Вам приходится иметь дело?

Л.А.Юхневич

Леонид Александрович Юхневич: Если коротко, то речь идет о более чем 160 миллионах судебных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

В общем доступе на интернет-портале ГАС "Правосудие" размещен поисковый сервис, где любому гражданину доступны более 110 млн карточек дел судов общей юрисдикции, в том числе 52 млн карточек дел, содержащих деперсонифицированные судебные акты с 2010 года. Из них порядка 81 млн карточек судебных дел приходится на федеральные суды общей юрисдикции, в том числе 34 млн карточек судебных дел с прикрепленными деперсонифицированными судебными актами, и порядка 29 млн карточек дел - на судебные участки мировых судей, в том числе 18 млн карточек судебных дел с судебными актами.

Функции сервиса поиска судебных актов включают полнотекстовый и атрибутивный поиск с учетом морфологических изменений слов и опечаток. Сервис обладает интуитивно понятным интерфейсом и позволяет искать судебные дела с интерактивным выбором значений атрибутов из справочников. Результаты отображаются упорядоченно по ключевым атрибутам. Например, по видам судопроизводства или субъектам РФ.

Добавив ключевые слова или выбрав ограничения по атрибутам, пользователь может уточнить запрос. В режиме расширенного поиска можно задавать сложные критерии отбора. Например, логические условия (И/ИЛИ/НЕТ), расстояние между словами и спецификаторы поиска: "содержит текст", "начинается с", "не содержит текст" и т.д. При просмотре карточки дела и текста судебного акта найденные ключевые слова выделяются цветом.

В то же время существует закрытый ресурс, доступный работникам судебной системы для служебного пользования. В нём размещено более 160 млн карточек судебных дел федеральных судов общей юрисдикции с 2009 года и судебных участков мировых судей с 2013 года. Из них более 106 млн карточек федеральных судов общей юрисдикции, в том числе более 37 млн карточек содержат недеперсонифицированные тексты судебных актов и порядка 54 млн карточек - судебных дел судебных участков мировых судей, из них 25 млн содержат недеперсонифицированные тексты судебных актов. Закрытый ведомственный ресурс содержит порядка 9 млн статистических карточек подсудимых.

Более 25 млн судебных дел, рассматриваемых федеральными арбитражными судами, открыто для доступа граждан через сеть Интернет.

Эти массивы данных располагаются в едином центре обработки данных судебной системы - ЦОД ГАС "Правосудие". Тот факт, что судебная информация - это совокупность открытой и закрытой ведомственной информации, задаёт особые технические требования к её хранилищу. В ЦОД ГАС "Правосудие" все требования информационной безопасности соблюдены. В частности, обеспечены межсетевое экранирование и защита периметра между публичным и ведомственным сегментами.

В ЦОД ГАС "Правосудие" функционируют и другие информационные ресурсы судебной системы. Это и публичная почта ГАС "Правосудие" доменов sudrf.ru, msudrf.ru, ssrf.ru, vkks.ru, и интернет-портал ГАС "Правосудие" с модулем "Электронное правосудие", и модуль СМС-оповещения участников процесса, и многие другие.

КонсультантПлюс: Какие информационные потоки, помимо уже имеющихся, планируется включить в систему межведомственного электронного взаимодействия на базе ГАС "Правосудие"?

Леонид Александрович: Создана федеральная база исполнительных документов. Она служит одним из ключевых звеньев при передаче исполнительных документов от судов общей юрисдикции в адрес ФССП России.

В 2018 году мы проводили успешную опытную эксплуатацию этого проекта в федеральных судах общей юрисдикции Ульяновской и Нижегородской областей, на участках мировых судей в Московской области. Формат исполнительных документов в электронном виде был согласован с ФССП России еще в 2017 году.

На данный момент обмен ведётся не имеющими юридической силы электронными исполнительными документами.

После вступления в 2019 году в силу Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа" в новой редакции формат электронных исполнительных документов должен будет пройти проверку соответствия новым требованиям. Модуль взаимодействия с ФССП России и федеральная база исполнительных документов будут доработаны. После всех этих процедур мы сможем приступить к внедрению в судах общей юрисдикции юридически значимого обмена с ФССП России исполнительными документами в электронном виде.

Для решения задачи по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и участков мировых судей ФГБУ ИАЦ судебного департамента планирует обеспечить участки мировых судей публичными ящиками электронной почты.

КонсультантПлюс: Будут ли меняться дизайн и пользовательский интерфейс портала ГАС РФ "Правосудие"? Например, оптимизирована навигация, улучшена структура меню и карточки поиска, добавлены новые визуальные элементы?

Леонид Александрович: Да, работы в этом направлении запланированы. В этом году мы проведём комплексное тестирование пользовательского интерфейса портала ГАС "Правосудие": выявим наиболее проблемные его элементы. После этого мы опробуем различные варианты оптимизации интерфейса портала. Но это непростой вопрос. Здесь нужна объективная методика для оценки дизайна и удобства интерфейса - ведь восприятие субъективно и различным категориям пользователей портала могут импонировать различные визуальные решения. Но работы по обновлению портала как таковые на текущий год не запланированы - это более долгосрочная перспектива. Однако в 2019 году будет обновлён дизайн сайтов Совета судей Российской Федерации.

В прошлом году интерфейс сервиса поиска архива судебных дел был адаптирован для отображения на мобильных устройствах. С 7 апреля 2019 года обновлён интерфейс раздела официальных сайтов федеральных судов общей юрисдикции судов и участков мировых судей "Обращения граждан". Теперь этот раздел портала интегрирован с единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) портала госуслуг. Пользователи раздела "Обращения граждан", авторизовавшись с использованием учетной записи ЕСИА, могут просматривать историю своих обращений и оперативно получать доступ к ответам суда и органов судебного департамента.

На данный момент на всех сайтах судов общей юрисдикции, входящих в состав портала ГАС "Правосудие", соблюдён единый принцип и подход к структуре и наполнению сайтов.

КонсультантПлюс: Начались ли работы по созданию программного модуля "Единая картотека судебных дел", которая объединит информационные массивы СОЮ и мировых судей? В перспективе войдут ли в единую картотеку банки данных арбитражных судов?

Леонид Александрович: Работы по созданию программного модуля "Единая картотека судебных дел" не просто начались, а уже дали свои результаты. Сбор карточек судебных дел идёт ежедневно, и на текущий момент собрано свыше 92 миллионов карточек судебных дел федеральных судов общей юрисдикции начиная с 2009 года. Собранный информационный массив помещён в закрытый ресурс.

Вопрос подключения к Единой картотеке банков данных арбитражных судов прорабатывается, но говорить о конкретных сроках сейчас преждевременно.

КонсультантПлюс: В Подмосковье на шести судебных участках мировых судей проходит апробация сервиса подачи документов в мировой суд в электронном виде. Когда вы планируете расширить географию пилотного проекта и подключить к электронному документообороту и другие регионы?

Леонид Александрович: Развитие пилотного проекта напрямую зависит от возможностей субъектов Федерации, а именно, обеспечения региональными властями материально-технической базы проекта, в том числе полноценной защиты каналов связи, обеспечения сертификатами усиленной квалифицированной электронной подписи, программными средствами работы с электронной подписью. А также от возможности включения участков мировых судей в защищенный контур сети ГАС "Правосудие".

В рамках пилотного проекта каналы связи шести участков мировых судей Московской области были защищены и включены в единое информационное пространство ГАС "Правосудие", благодаря чему появилась возможность подавать документы в мировой суд в электронном виде. С момента запуска в работу этого сервиса было направлено в сумме более 300 обращений. Проект реализуется при активном участии региональных властей Московской области, которые обеспечили всю необходимую материально-техническую базу.

По результатам пилотной эксплуатации мы сделали вывод, что системное программного обеспечение участков мировых судей (программное изделие "АМИРС") соответствует современным функциональным требованиям и технически готово к интеграции судебных участков мировых судей в единое информационное пространство судебной системы.

КонсультантПлюс: Недавно Судебный департамент при Верховном Суде РФ внес поправки в Приказ от 29.04.2003 N 36 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде", согласно которым каждому поступившему делу при регистрации в системе в автоматическом режиме присваивается уникальный идентификатор дела (УИД), который остается неизменным даже в других инстанциях. Расскажите, по какому принципу формируется УИД и будет ли этот подход един для всех судов?

Леонид Александрович: УИД присваивается делу автоматически при регистрации его судом первой инстанции в ГАС "Правосудие". Он содержит в себе код суда, номер здания, если суд занимает больше чем одно здание, год поступления дела, порядковый номер в году, а также техническую маркировку. Подход формирования УИД единый для всех объектов автоматизации, входящих в состав ГАС "Правосудие".

УИД указывается на обложке дела, в учетно-статистической карточке и сопроводительном письме при направлении дела в суд вышестоящей инстанции.

После внедрения УИД будет легче отслеживать движение дела при передаче его из суда в суд по подсудности или при передаче из одной инстанции в другую. Например, в новосозданные апелляционные и кассационные суды. Ведь изначально базы судебного делопроизводства были автономными, со своей системой нумерации.

КонсультантПлюс: Утечки персональных данных, хакерские атаки и взломы - это, к сожалению, неизбежное последствие всеобщей цифровизации общества. Как обстоят дела с безопасностью данных в системе ГАС РФ "Правосудие"? Часто ли вам приходится сталкиваться с внешними угрозами?

Леонид Александрович: За всю историю работы ГАС "Правосудие" утечек персональных данных не зафиксировано.

Информационная защита данных системы лежит в нескольких плоскостях. ГАС "Правосудие" оснащена специальными аппаратно-программными средствами: средствами защиты информации от несанкционированного доступа; средствами контроля целостности и подлинности электронных документов; средствами защиты межсетевого взаимодействия, в том числе современными решениями для защиты веб-приложений интернет-портала ГАС "Правосудие"; средства антивирусной защиты более чем на 120 000 автоматизированных рабочих мест и 9 000 серверов.

В четвёртом квартале 2019 года планируется завершить работы по обеспечению криптографической защиты всех ведомственных каналов связи ГАС "Правосудие".

Все средства защиты информации, которые мы применяем, - отечественного производства.

Баланс требований открытости информации и её защиты достигается благодаря существованию в двух информационных контуров ГАС "Правосудие" - ведомственного и публичного. В публичном контуре обрабатывается только открытая информация, а в ведомственном контуре - открытая информация и защищаемая информация, в том числе персональные данные. Каждый из контуров недоступен другому - таким образом реализуется принцип "воздушного зазора".

Ко всему прочему, сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи, программные средства подписания и проверки электронной подписи, которыми мы обеспечиваем федеральные суды, также работают на поддержание уровня защиты персональных данных. С 2015 года в составе ФГБУ ИАЦ судебного департамента действует собственный удостоверяющий центр ГАС "Правосудие". За период его работы судьям и работникам судов выдано более 80 000 подписей.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, и последний вопрос. Если говорить о перспективах развития современного правосудия, как вы относитесь к возможности использовать в судах наработок в сфере искусственного интеллекта, big data, биометрической идентификации граждан и других передовых технологий?

Леонид Александрович: Это очень интересный вопрос. Мы с радостью использовали бы наработки в сфере искусственного интеллекта, big data, биометрической идентификации граждан и других передовых технологий, но автоматизация правосудия - это сложный процесс. И в нашем случае на одной чаше весов лежат судьбы людей, а на другой чаше лежит автоматизация. А наша основная задача - не навредить. Внедрение передовых технологий в нашей сфере во многом зависит от действующего законодательства. Что касается движения в сторону искусственного интеллекта и big data: мы создали ЦОД ГАС "Правосудие" и по мере его развития со временем можем на его базе проводить анализ консолидированной информации, и, возможно, даже с применением искусственного интеллекта.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, мы благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью.

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой и редактором сайта КонсультантПлюс Н. Лашкиной.
Фото - Т. Тверецкий

В ноябре 2017 года состоялось интервью с руководителем ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" Леонидом Александровичем Юхневичем, который ответил на вопросы корреспондента компании "КонсультантПлюс" об отечественном опыте информатизации судебной системы и дальнейших планах развития электронного правосудия.

1

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, с 1 января 2017 г. суды общей юрисдикции стали принимать иски не только на бумаге, но и в электронном виде. На сайтах всех судов появился раздел "Подача процессуальных документов в электронном виде". Насколько данная услуга оказалась востребована в гражданском процессе и каков средний процент электронных исков от их общего числа? Какие суды оказались лидерами по количеству электронных обращений?

Леонид Александрович Юхневич: Действительно, с первого января 2017 года, благодаря проделанной работе по совершенствованию законодательной и технической базы судебной системы, граждане России впервые получили возможность с помощью Государственной автоматизированной системы "Правосудие" подавать в электронном виде в суды общей юрисдикции и получать от них в электронном виде юридически значимые документы.

Для подачи документов в суд необходимо иметь личный кабинет пользователя на портале ГАС "Правосудие". Кабинет создаётся автоматически при подтверждении личных данных физического лица на сайте суда в разделе "Подача процессуальных документов в электронном виде". Доступ к личному кабинету происходит либо при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи пользователя, либо при помощи подтвержденной учетной записи физического лица в Единой системе идентификации и аутентификации. Документы, подаваемые в суд через интернет, могут быть поданы в форме электронного документа с электронной подписью или в виде отсканированного документа.

С начала 2017 года и по октябрь включительно граждане активировали более 108 тысяч личных кабинетов на сайтах федеральных судов общей юрисдикции - как с помощью бесплатного аккаунта на портале государственных услуг, так и с помощью усиленной квалифицированной подписи. За этот период было подано почти 200 тысяч юридически значимых документов в электронном виде.

Продолжается и подача исков в электронном виде в федеральные арбитражные суды. Однако теперь в электронном виде в арбитражные суды принимаются только юридически значимые электронные иски, то есть подписанные электронной подписью.

С 2017 года заявители начали получать юридически значимые решения федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью.

В настоящее время делать вывод о широкой востребованности электронного правосудия среди граждан ещё преждевременно, однако популярность сервиса постоянно увеличивается. Так в первом квартале 2017 г. было подано 43,7 тысяч обращений, во втором уже 56,8 тысяч, а в третьем квартале это число выросло по сравнению с первым кварталом чуть ли не вдвое - до 74,8 тысяч обращений. Думаю, что от общего числа исков, поданных в федеральные суды общей юрисдикции, доля, поданных в электронном виде, уже в скором времени превысит 10%, а в федеральных арбитражных судах этот процент будет ещё выше.

В тройку федеральных судов общей юрисдикции, лидирующих по количеству принятых к производству документов в электронном виде за 9 месяцев 2017 года, вошли Московский областной суд - 504 обращения, Советский районный суд г. Казани - 454 обращения, Ленинградский районный суд г. Калининграда - 357 обращений.

Леонид Александрович Юхневич: Прежде всего, надо сказать, что благодаря налаженному нами взаимодействию с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) все граждане, имеющие подтверждённый аккаунт в ЕСИА, уже с начала года могут подавать документы в суд в электронном виде, не прибегая к использованию электронной подписи.

При этом мы активно ведём работу и по выводу сервисов судебной системы Российской Федерации на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). Определены первые сервисы для вывода на портал госуслуг - это сервис "Получение информации о подсудности гражданских и административных дел судам" и сервис "Подача процессуальных документов в суд" (заявления, жалобы, представления, исковые заявления, административные исковые заявления и иные документы в электронном виде).

Минкомсвязи России в лице министра взяло на себя обязательство в срок до 1 декабря 2017 года внести в Правительство Российской Федерации проект изменений в федеральные законы, направленных на обеспечение возможности размещения информации о деятельности органов судебной власти Российской Федерации на ЕПГУ. К сожалению, Минэкономики считает некорректным размещение сервисов судебной системы на портале госуслуг без такого решения.

3

КонсультантПлюс: Предусмотрена ли разработка мобильных приложений, которые помогут пользователям облегчить работу с разнообразной судебной информацией?

Леонид Александрович Юхневич: В техническом проекте модернизации и развития ГАС "Правосудие" с учетом интеграции с информационными ресурсами и системами федеральных арбитражных судов предусмотрена разработка мобильного приложения "Мобильный каталог судебных дел и личный кабинет участника судебного процесса".

Это мобильное приложение позволит пользователям смартфонов и планшетных компьютеров работать с каталогом открытых судебных дел, а также обеспечит доступ к судебным делам, участниками которых они являются. Однако точные сроки запуска мобильных приложений назвать пока затруднительно.

КонсультантПлюс: В каком направлении планируется развивать информационные сервисы ГАС "Правосудие" в дальнейшем?

Леонид Александрович Юхневич: Основная цель развития информационных сервисов ГАС "Правосудие" - это повышение открытости и доступности судебной системы Российской Федерации для её граждан, обеспечение доступа граждан и организаций к информации о судебной деятельности, а также предоставление внешним и внутренним пользователям ГАС "Правосудие" всё более эффективного доступа к ведомственным информационным ресурсам.

КонсультантПлюс: Один из важнейших аспектов информатизации, которому в последнее время уделяется самое пристальное внимание, - это обеспечение безопасности передачи данных, предотвращение утечек, хакерских атак и фальсификаций. Расскажите, какие меры принимаются для защиты государственной автоматизированной системы "Правосудие" от несанкционированного доступа? Как Вы относитесь к технологии блокчейн, которая предполагает распределенный, а не централизованный способ хранения информации, и считается в настоящее время одной из самых защищенных? Применима ли эта технология к электронному правосудию?

Леонид Александрович Юхневич: В целях соответствия требованиям современного законодательства в области безопасности информации в ГАС "Правосудие" разработаны и согласованы в ФСТЭК РФ и ФСБ РФ основополагающие документы по информационной безопасности, такие как "Концепция информационной безопасности ГАС "Правосудие" и "Модель угроз и нарушителя безопасности персональных данных". Для обеспечения информационной безопасности создана подсистема "Обеспечение безопасности информации", которая является составной частью ГАС "Правосудие" и включает такие средства защиты информации, как: средства защиты информации от несанкционированного доступа; средства криптографической защиты информации; средства контроля целостности и подлинности электронных документов; средства защиты межсетевого взаимодействия, в том числе современные решения для защиты веб-приложений; средства антивирусной защиты технологии обработки информации; средства защиты информации от утечки по техническим каналам; средства обнаружения вторжений. Отмечу, что все средства защиты информации ГАС "Правосудие" отечественного производства.

Что касается технологии блокчейн, то планов ее применения в рамках информатизации судебной системы пока нет. В состав ГАС "Правосудие" входит собственный удостоверяющий центр, в рамках этого все федеральные суды снабжены необходимым количеством сертификатов усиленной квалифицированной электронной подписи, а также программными средствами подписания и проверки электронной подписи. Данный подход имеет чёткое нормативно-правовое регулирование, позволяющее обеспечить эффективную организацию юридически значимого документооборота, в том числе участникам судебных заседаний, а также обладает высоким уровнем защиты персональных данных, что делает обмен информацией легитимным. При этом вопросы целостности, достоверности, полноты и оперативной доступности данных обеспечиваются внутренними механизмами ГАС "Правосудие", в том числе за счет сочетания централизованного и распределенного способов хранения информации.

2

КонсультантПлюс: Если сравнивать с общемировой практикой развития технологии "электронное правосудие" (e-Justice), как Вы оцениваете российский опыт информатизации судебной системы?

Леонид Александрович Юхневич: Полагаю, что информатизация судебной системы не может идти в отрыве от состояния и хода внедрения электронного взаимодействия в обществе в целом. В наиболее передовых странах, использующих электронный документооборот и сопоставимых с Россией, прежде всего по территориальному масштабу, документооборот компьютеризируется не только в судебной системе.

Тем не менее, можно сказать, что открывшиеся 1 января 2017 года возможности по подаче исков в электронном виде вывели Россию на уровень ведущих мировых стран в этом вопросе. Например, в европейских странах зачастую нет бесплатных аналогичных сервисов. А тот же Европейский Суд по правам человека не принимает документов в электронном виде.

Мы следим за глобальными технологическими новациями в области электронного правосудия и можем отметить существенный уровень информатизации судебной системы Сингапура. Там подача документов по гражданским делам осуществляется только в электронном виде еще с 2000 года и при этом непрерывно развивается. Там также активно используется видеоконференцсвязь в рамках досудебных разбирательств. Лидирующими странами в области "электронного правосудия" являются США и Германия, о чьих достижениях мы знаем и по возможности стараемся превзойти.

Кроме этого, встречаются и отдельные экзотические инновационные проекты. Так в Объединенных Арабских Эмиратах существует так называемый "мобильный суд". Он представляет собой автобус, оснащенный высокотехнологичным оборудованием, откуда судья выходит на связь в режиме видеоконференцсвязи. Такое судебное заседание проходит полностью в онлайн-режиме.

Мы также продолжим следить за всеми техническими инновациями в судебных системах стран мира, чтобы лучшие из них реализовать в Российской Федерации.

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - Т. Тверецкий

3 августа 2015 года состоялось интервью с руководителем Федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" Леонидом Александровичем Юхневичем, который ответил на вопросы корреспондента компании "КонсультантПлюс" о перспективах развития и дальнейшего совершенствования различных сервисов электронного правосудия и информационных ресурсов судебной системы в нашей стране.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, без малого 10 лет назад началось внедрение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (ГАС "Правосудие") в деятельность судебных органов власти. Была проведена масштабная работа по информатизации системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества. В настоящее время началась работа над техническим проектом модернизации и дальнейшего развития ГАС "Правосудие". Расскажите, пожалуйста, какие новые функциональные возможности системы планируется реализовать и в какие сроки?

2

Юхневич Леонид Александрович: Необходимость модернизации ГАС "Правосудие" связана с новыми требованиями, которые предъявляются к судебной системе в связи со стремительным развитием информационных технологий и информационного общества в нашей стране. И в первую очередь это относится к электронному правосудию.

Изначально создаваемая для автоматизации работы судей, аппаратов судов и работы официальных интернет-сайтов система не предусматривала функционирование на своей платформе электронных сервисов для граждан и организаций, а также для ведомств, нуждающихся в информации от судебной системы. Хотя уже тогда уровень развития информационных технологий позволял предположить будущее расширение функционала ГАС "Правосудие". Перечень работ был настолько велик, что круг задач был сужен сознательно.

Постоянное развитие системы не прекращалось с момента введения ее в эксплуатацию. Однако расширение предназначения системы, в том числе включение в круг ее будущих пользователей граждан, организаций, органов власти и профессионального сообщества адвокатов, предопределили, что преобразование ГАС "Правосудие" выходит за рамки текущего развития и должно быть проведено в рамках масштабного проекта модернизации. Судебная реформа, объединившая структуры федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, также оказала огромное влияние на дальнейшие планы развития ГАС "Правосудие".

На данный момент основным документом, определяющим стратегию внедрения информационных технологий в деятельность судов и их взаимодействие с обществом, является Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утвержденная постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 439. Концепция определяет основные положения для планирования мероприятий и работ по внедрению электронного правосудия в едином информационном пространстве судов общей юрисдикции, арбитражных судов и участков мировых судей в рамках развития ГАС "Правосудие".

Внедрение сервисов электронного правосудия − это основное практическое направление реализации Концепции.

Вместе с тем понятие "электронное правосудие" не закреплено законодательно, из-за чего в СМИ и обществе его часто используют неоднозначно. Например, несправедливо сужают его до возможности подачи документов в суд или выдачи судебных актов в виде электронного документа, то есть до одного из его элементов. Неудивительно, что при таком подходе популярно мнение, что в России нет даже зачатков электронного правосудия.

Мы же в вопросе толкования понятия электронного правосудия опираемся на Концепцию развития информатизации судов и понимаем под ним способы и формы осуществления судами процессуальных действий с использованием информационных технологий, включая их взаимодействие с физическими и юридическими лицами в электронном виде.

К слову, одно из положений Концепции направлено как раз на то, чтобы законодательно закрепить понятие "электронное правосудие", а также правовой статус ГАС "Правосудие" и реализуемых ей сервисов электронного правосудия.

Хотя отдельные сервисы могут быть введены и уже вводятся в работу и без полной модернизации ГАС "Правосудие", введение их исчерпывающего перечня возможно только на базе модернизированной системы. Но уже сегодня отдельные элементы электронного правосудия функционируют в федеральных арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Функционирует СМС-оповещение участников процесса в большинстве судов страны, архивы постепенно переводятся в электронный вид, суды по решению председателя применяют видео-конференц-связь и аудио-, видеофиксацию.

Поэтапное внедрение всех остальных сервисов электронного правосудия, требующих модернизации ГАС "Правосудие", начнётся с 2017 года.

КонсультантПлюс: Среди приоритетных задач, стоящих перед Вашим учреждением, особое место занимает необходимость объединения автоматизированных систем арбитражных судов и ГАС "Правосудие" в единое информационное пространство. Какие сервисы, объединяющие информационные ресурсы арбитражных судов и судов общей юрисдикции, станут доступны для граждан одними из первых?

3

Леонид Александрович: Необходимо отметить, что работы по формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и участков мировых судей стартовали еще в 2008 году с внедрением в работу программного изделия для автоматизации работы мировых судей и сайтов участков мировых судей.

Как Вы знаете, изменения в законодательстве привели к необходимости корректировки мероприятий по информатизации судов в части формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей с учетом интеграции автоматизированных систем арбитражных судов в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Правосудие". Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утверждённая 19 февраля 2015 года предусматривает формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировых судей.

Формирование единого информационного пространства подразумевает комплекс мероприятий по обеспечению информационного взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов Судебного департамента по созданию совокупности баз данных и банков данных, созданию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных систем, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Наибольший общественный интерес вызывает один из самых востребованных сервисов, связанных с работой судебной системы, - объединённая картотека судебных дел. Концепцией информатизации судов до 2020 года предусмотрено учесть имеющийся опыт федеральных арбитражных судов по использованию Картотеки арбитражных дел при внедрении сервисов электронного правосудия в судах общей юрисдикции. Картотека арбитражных дел была создана по заданию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации приобрел лицензию на использование сервисов Картотеки арбитражных дел на пять лет у её разработчика в 2012 году. В начале 2015 года стартовали работы по объединению Картотеки арбитражных дел и Банка судебных решений судов общей юрисдикции, итогом чего станет объединённая картотека судебных дел.

В перспективе планируется запустить и другие сервисы, задействующие информационные ресурсы арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

КонсультантПлюс: 14 мая 2015 года из зала Белгородского областного суда состоялась первая тестовая для судов общей юрисдикции интернет-трансляция судебного заседания. Каковы дальнейшие планы по обеспечению судов необходимыми техническими средствами для проведения таких трансляций и их повсеместному проведению?

Леонид Александрович: Техническое решение организации интернет-трансляций судебных заседаний готово. Но законодательных норм, регламентирующих это направление деятельности судов, сегодня не существует.

На данный момент специальным оборудованием для трансляций оснащены два суда общей юрисдикции (Белгородский областной суд и Октябрьский районный суд города Белгорода) и двадцать один арбитражных апелляционных суда (включая десять арбитражных судов округов).

Оборудование, поставленное в опытную зону, используется: на официальном интернет-сайте Белгородского областного суда регулярно проводятся трансляции судебных заседаний.

Государственным заданием на 2015 год предусмотрена закупка и установка 180 комплектов оборудования для интернет-трансляции судебных заседания в федеральные арбитражные суды на средства, заложенные в бюджет Федеральной целевой программы развития судебной системы на 2013-2020 годы на информатизацию арбитражных судов. Дальнейшее оснащение судов комплексами для интернет-трансляции будет проходить в соответствии с Государственным заданием, регламентирующим деятельность ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, и на выделяемые на данную работу бюджетные средства.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, насколько телекоммуникационная инфраструктура судов, в первую очередь в регионах, готова к увеличению нагрузки на существующие сети передачи данных? В каких объемах планируется развивать дополнительные широкополосные каналы связи? Как будут предотвращаться риски, связанные с возможностью утечки конфиденциальной информации, передаваемой посредством ТКС?

1

Леонид Александрович: В настоящее время все федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды объединены в единую закрытую телекоммуникационную сеть ГАС "Правосудие" (IP VPN) c топологией сети передачи данных "каждый-с-каждым". Это более 3 000 объектов автоматизации.

Вместе с тем, учитывая полномасштабное оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами видео-конференц-связи и, соответственно, проведение сеансов видео-конференц-связи, формирование и постоянную актуализацию единых баз данных по судимости (обезличенных и необезличенных), единого банка судебных решений (подвергшихся и не подвергшихся процедуре деперсонификации), в 2015 году общая емкость ведомственной сети ГАС "Правосудие" увеличена в 2,25 раза и составляет 10,1 Гбит/с. Для большей части районных (городских) и гарнизонных военных судов произведено увеличение скорости до гарантированных 2 Мбит/с. Данное увеличение скорости позволило не только решить указанные выше задачи, но и модернизировать сеть за счет перехода, во многих случаях, на волоконно-оптические линии связи.

Развитие ведомственной сети ГАС "Правосудие" будет направлено на выполнение задач Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы", Федерального закона N 262-ФЗ от 22.12.2008 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", а также задач сбора и консолидации единых баз данных.

Проект модернизации ГАС "Правосудие" затрагивает и системы обеспечения безопасности. Системы безопасности информации будут модернизированы и приведены в соответствие с современными требованиями Федеральной службы безопасности и Федеральной службы технического и экспертного контроля Российской Федерации.

КонсультантПлюс: В настоящее время готовятся изменения в законодательство, касающиеся применения электронных документов в деятельности органов судебной власти. Благодаря этим изменениям в виде электронного документа в суд могут быть направлены ходатайство, заявление, жалоба, представление и письменные доказательства через портал госуслуг. Почему для внедрения этого элемента электронного правосудия была выбрана площадка электронного правительства?

Леонид Александрович: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и ФГБУ ИАЦ Судебного департамента сочли возможным использовать уже существующие решения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства для внедрения данного элемента электронного правосудия.

Использование Единого портала государственных услуг облегчает подачу документов в суд. Граждане получат возможность обращаться в суд через интернет, пройдя идентификацию только на ЕПГУ − без регистрации на портале ГАС "Правосудие".

Единая система идентификации и аутентификации с возможностью проверки подлинности участников судопроизводства, существующая на портале госуслуг, значительно упрощает техническое воплощение возможности подачи документов в суд.

Также планируется задействовать сервис информационно-платежного шлюза для реализации возможности оплаты госпошлины через электронные платежные системы и государственную электронную почтовую систему для дистанционного отслеживания этапов рассмотрения дела и автоматического уведомления сторон об изменении статуса рассмотрения судебного дела.

Применение готовых решений Минкомсвязи, реализованных на Едином портале государственных услуг, позволит существенно снизить затраты и сократить сроки внедрения сервисов электронного правосудия. Мероприятия по реализации этого проекта будут проводиться поэтапно начиная с 2016 года.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, мы благодарим Вас за интересные и содержательные ответы.

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - А. Галецкий

от 10 декабря 2012 года N 232

(с изменениями на 10 июля 2013 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Руководителю федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" Юхневичу Л.А. по согласованию с коллегией Судебного департамента утвердить положения о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки" ГАС "Правосудие" в соответствующих субъектах Российской Федерации на основании Типового положения.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Шанину Т.Е.

УТВЕРЖДЕНО
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 10 декабря 2012 года N 232

Типовое положение о филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" в субъекте Российской Федерации

(с изменениями на 10 июля 2013 года)

1. Общие положения

1.1. Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-

аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" в

(наименование субъекта Российской Федерации) создан в соответствии с законодательством

Российской Федерации на основании Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие", утвержденного приказом Судебного департамента от 06.06.2012 N 118, и приказа руководителя федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" от ____N ___, согласованного с коллегией Судебного департамента (протокол _____ от N ______), а также с Комиссией по вопросам реализации Судебным департаментом функций и полномочий учредителя в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" (далее - Комиссия) (протокол от ____ N ___).

1.2. Официальное наименование:

полное наименование: филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие"

(наименование субъекта Российской Федерации);

сокращенное наименование: филиал ФГБУ ИАЦ Судебного департамента

(наименование субъекта Российской Федерации).

1.3. Местонахождение Филиала:

1.4. Место нахождения федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" (далее - ФГБУ ИАЦ Судебного департамента): 107996, г.Москва, ул.Гиляровского, д.31, строение 2.

1.5. Филиал руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации, приказами и распоряжениями Судебного департамента, Уставом ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, приказами и распоряжениями ФГБУ ИАЦ Судебного департамента и положением о Филиале, утвержденным ФГБУ ИАЦ Судебного департамента (далее - Положение).

2. Правовой статус Филиала

2.1. Филиал является обособленным структурным подразделением ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим постоянно все его функции или их часть.

2.2. Филиал не является юридическим лицом и осуществляет деятельность

(наименование субъекта Российской Федерации)

от имени ФГБУ ИАЦ Судебного департамента и на основании настоящего Положения.

2.3. Ответственность за деятельность Филиала несет ФГБУ ИАЦ Судебного департамента.

2.4. Филиал должен быть указан в учредительных документах ФГБУ ИАЦ Судебного департамента.

3. Цели, функции и виды деятельности Филиала

3.1. Филиал создан в целях обеспечения реализации основных целей и видов деятельности ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, решения задач, возложенных на него по выполнению государственных заданий.

3.2. Филиал осуществляет следующие функции:

а) обеспечение эксплуатации программно-технических средств ГАС "Правосудие";

б) обеспечение поддержки пользователей ГАС "Правосудие";

в) хранение и автоматизированную обработку судебной информации, включая электронные архивы судебных дел;

г) интеграцию информационных ресурсов и данных судебной статистики.

3.3. Филиал осуществляет следующие виды основной деятельности:

а) организационное, техническое, информационное, методическое и иное обеспечение ГАС "Правосудие" и автоматизацию деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

б) обеспечение взаимодействия ГАС "Правосудие" с государственными информационными системами иных государственных органов, органов местного самоуправления, другими информационными системами;

в) реализацию технической политики ФГБУ ИАЦ Судебного департамента в области автоматизации информационных процессов в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента;

г) осуществление мероприятий по соблюдению требований к техническим, программным и лингвистическим средствам обеспечения автоматизации информационных процессов в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента;

д) участие в разработке, внедрении и модернизации программно-технических средств комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие";

е) осуществление мероприятий по обеспечению доступа гражданам, организациям, государственным органам и органам местного самоуправления к информации о деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента в сети Интернет в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

ж) организация и проведение обучения, подготовки и переподготовки работников Филиала, а также сертификации специалистов, обеспечивающих техническое обслуживание и эксплуатацию комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие";

з) организация и проведение обучения, подготовки и переподготовки пользователей ГАС "Правосудие" - судей, работников судов и системы Судебного департамента в области использования программных и технических средств, а также информационных ресурсов;

и) осуществление обеспечения информационно-аналитической обработки и хранения информации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента на комплексах средств автоматизации ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, Филиала;

к) по поручению ФГБУ ИАЦ Судебного департамента участие в проведении аналитических, информационных, методических и исследовательских работ по совершенствованию методов проектирования, создания и модернизации ГАС "Правосудие", по ведению и актуализации автоматизированных баз данных, способов предоставления информации с учетом передового международного опыта;

л) проведение мероприятий по анализу результатов эксплуатации и технического обеспечения ГАС "Правосудие", разработке требований к развитию системы;

м) участие в организации всех видов испытаний и сертификации программных и технических средств ГАС "Правосудие";

н) участие в разработке и применении стандартов, относящихся к своей компетенции, в том числе ведомственных стандартов Судебного департамента, международных и иных стандартов, профилей стандартов ГАС "Правосудие";

о) осуществляет администрирование средств защиты информации, мероприятия по защите информации от несанкционированного доступа, управление атрибутами доступа пользователей к ресурсам, управление средствами криптографической защиты, проведение антивирусного контроля, мониторинг состояния защищённости комплекса средств автоматизации;

п) издание в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Уставом ФГБУ ИАЦ Судебного департамента и настоящим Положением, документов организационного, нормативно-технического и методического характера;

р) обеспечение правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе реализации мероприятий по использованию, эксплуатации и развитию ГАС "Правосудие", выплата вознаграждения авторам в установленном порядке. При этом обладателем исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности от имени Российской Федерации является Судебный департамент;

с) иные виды деятельности, не являющиеся основными, в соответствии с Уставом ФГБУ ИАЦ Судебного департамента.

3.4. Филиал участвует в организации конференций и других мероприятий, проводимых ФГБУ ИАЦ Судебного департамента.

4. Права и обязанности Филиала

4.1. Для осуществления своих функций Филиал по согласованию с руководителем ФГБУ ИАЦ Судебного департамента имеет право:

а) приобретать от имени ФГБУ ИАЦ Судебного департамента в установленном порядке имущественные и неимущественные права, имущество, в том числе основные средства, необходимые для обеспечения своей деятельности;

б) заключать от имени ФГБУ ИАЦ Судебного департамента договоры с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в соответствии с предметом, целями и видами деятельности Филиала;

в) сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг (работ) условиях. Размер платы за выполненные работы и оказанные услуги определяется Судебным департаментом в установленном порядке;

г) осуществлять приносящую доход деятельность для выполнения задач, предусмотренных Уставом ФГБУ ИАЦ Судебного департамента и настоящим Положением, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) осуществлять материально-техническое обеспечение всех видов деятельности Филиала;

е) иметь печать, бланки и штампы с собственным наименованием в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

ж) участвовать в научных и научно-практических конференциях, конгрессах, симпозиумах, семинарах и выставках, в том числе международных;

з) получать в установленном порядке от организаций и органов исполнительной власти необходимую для деятельности Филиала информацию;

и) взаимодействовать с управлением (отделом) Судебного департамента

(наименование субъекта Российской Федерации)

(наименование соответствующего верховного суда

республики, краевого и областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее - областной и равный ему суд), органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также с юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими свои полномочия и деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

к) совершать иные действия в интересах/достижения целей, предусмотренных Уставом ФГБУ ИАЦ Судебного департамента и настоящим Положением.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: