Превентивное правосудие нотариата это

Обновлено: 25.04.2024

Предварительное (превентивное) правосудие — концепция, в соответствии с которым наряду с судебным разбирательством, осуществляемым после совершения неких действий, осуществляется деятельность по предотвращению совершения нелегальных действий добросовестными субъектами. Обычно считается, что подобным целям служит нотариат латинского типа.

Содержание

Достоинства и недостатки предварительного правосудия

Предполагается, что подобный институт значительно снижает расходы общества на судопроизводство. Так, в 1996 году расходы на судопроизводство в США, где нет латинского нотариата, составили 2 % от ВВП. В государствах Западной Европы, где такой нотариат есть, эти расходы составили 0,4 %, то есть в 5 раз меньше. [1]

Предварительное правосудие в художественных произведениях

Роберт Хайнлайн, «Достаточно времени для любви, или жизни Лазаруса Лонга»

Руководитель планеты Секундус ввёл предварительное правосудие в отношении наследственного права.

Я изменил правила. На нашей планете человек перед смертью имеет право отдать завещание на апробацию, и в случае наличия сомнительных мест суд обязан помочь клиенту сформулировать их так, чтобы завещание наиболее полно отвечало целям. После выполнения подобной операции суд не принимает протестов, а завещание автоматически вступает в силу после смерти завещателя. Конечно же, если он изменит текст — новый документ должен также подвергнуться апробации. Короче, изменять завещание — дело накладное. Зато потом мы обходимся без адвокатов, они не имеют более никакого отношения к завещанию.

Уильям Тенн, «Срок авансом»

Для предупреждения преступлений в будущем вводится институт предварительного отбывания срока за преступления. Допреступники добровольно отбывают срок, равный половине положенного за планируемое преступление. Отбывшие этот срок (и оставшиеся в живых) получают право на безнаказанное совершение преступления. Статистика свидетельствует, что это очень эффективная профилактическая мера.

Филип К. Дик, «Особое мнение», см. также: фильм "Особое мнение"

Три мутанта, способные видеть ближайшее будущее, используются для борьбы с преступниками. Предупреждённые полицейские арестовывают человека за убийство (или другое преступление), которое он ещё не успел совершить, но которое обязательно совершил бы, не вмешайся полиция. Несостоявшиеся убийцы отправляются в концентрационный лагерь. Благодаря этой системе, предотвращается 99,8% преступлений. Последнее убийство произошло 5 лет назад.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Превентивное правосудие" в других словарях:

Предварительное правосудие — Предварительное (превентивное, предупредительное) правосудие концепция, в соответствии с которой наряду с судебным разбирательством, осуществляемым после совершения неких действий, осуществляется деятельность по предотвращению совершения… … Википедия

Либерализм — (Liberalism) Либерализм это политическое и филосовское учение, которое выступает за снижение вмешательства государства в жизнь граждан Основы либерализма, происхождение, формы либерализма, развитие либеральной мысли, современный либерализм,… … Энциклопедия инвестора

ГЕРМАНИЯ — (Федеративная Республика Германия) государство в Западной Европе. По форме государственного устройства ФРГ федерация, в составе которой 16 земель (без каких либо национальных оснований). Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный… … Энциклопедия юриста

Германия, Федеративная Республика Германия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Центральной Европе. Территория 357 тыс. кв. км … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Пакистан — Исламская Республика Пакистан Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Южной Азии, на севере… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Перу — Республика Перу Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система Литература Государство на западе Южной Америки. Территория 1285,2 тыс. кв. км.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Репутация — (Reputation) Понятие репутации, репутация организации, деловая репутация Информация о понятии репутация, деловая репутация, репутация организации Содержание Содержание Понятие деловой репутации в российской деловой практике Гудвил Деловая… … Энциклопедия инвестора

Ярик А., студентка 5-го курса ИП УРГЮА, консультант юридической клиники "Академический центр правовой защиты".

В современной российской юрисдикции существует своего рода конкуренция между органами, осуществляющими юридическую деятельность, которые одновременно выполняют обязанность государства по защите прав и свобод человека. В связи с этим существует актуальный вопрос о разграничении их полномочий при осуществлении конкретных функций. Ведь в настоящее время за правовой помощью по конкретному делу одновременно можно обратиться к представителям различных юридических профессий. Именно поэтому в преддверии нового законодательства о нотариальной деятельности целесообразно не только сохранить, но и приумножить роль нотариата как института превентивного правосудия.

Понятие "превентивное правосудие" несет в себе определенный юридический смысл.

На первый взгляд может показаться, что термины "нотариат" и "правосудие" несовместимы. Ведь традиционно под правосудием принято понимать деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдание невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства .

Судебная власть. Правоохранительные органы РФ. Учебное пособие / Отв. ред. В.М. Семенов, В.А. Байдуков. Екатеринбург, 2005. С. 332.

Кроме того, ч. 1 ст. 118 Конституции РФ гласит, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Следовательно, напрашивается вывод о том, что нотариат не вписывается в эту деятельность. В юрисдикцию нотариата входят лишь бесспорные дела, а правосудие разрешает споры, устраняет правовые конфликты. Таким образом, правосудие следует считать исключительной прерогативой суда. Но мы не говорим об осуществлении правосудия нотариатом, речь идет о выполнении функции превентивного правосудия.

Латинский нотариат, который имеет место в нашей стране, считается институтом превентивного правосудия. Превентивная роль нотариальной защиты заключается в предупреждении нарушений права путем совершения нотариальных действий, отказа от их совершения, правовых консультаций и др.

Известно, что при обращении граждан к нотариусам обеспечивается защита их прав, чем предупреждается необходимость в судебной защите. Ведь далеко не всегда доступно правосудие. В ряде случаев при желании обращения в суд часто существуют определенные препятствия, затрудняющие доступ к правосудию: загруженность судов, высокий размер государственной пошлины, имеются неопределенные и относительно определенные основания к отказу в принятии заявления, очень высокий размер гонораров по оплате юридической помощи судебного представителя и др. .

Ярков В.В. Доступно ли гражданам наше правосудие? // Рос. юстиция. 1999. N 2. С. 25 - 26.

Не будучи судьей, который восстанавливает правовой порядок, нарушенный конфликтами между теми или иными субъектами права, нотариус, предупреждая споры своими разумными советами, составляя соглашения в соответствии с законом, обеспечивая безопасность общественных отношений, выступает в роли миротворца .

Ягр Ж., Пиепу Ж-Ф. Профессиональное нотариальное право / Пер. с фр. М.: Юристъ, 2001. С. 205.

Полезность выполнения превентивного правосудия заключается еще и в том, что исполнение нотариально удостоверенных документов без обращения к судебной процедуре удешевляет защиту прав кредиторов, т.е. существенно повышает ее эффективность, поскольку разбирательство дела в суде влечет для кредиторов потери времени и денежных средств (госпошлина, оплата услуг адвоката и другие судебные расходы).

Нотариальные документы имеют относительно бесспорный характер, поскольку опровергнуть их содержание гораздо сложнее, чем иных сделок и действий, совершенных в простой письменной форме. Таким образом, своей проделанной работой нотариат, если все же лицо обратилось в дальнейшем за судебной защитой, облегчает судебные процедуры.

Следовательно, система нотариата снижает количество споров в сфере гражданского оборота примирением сторон, либо решает спор в пользу какой-либо стороны, при этом разъясняя юридическую неправомерность противоположной стороне, либо значительно упрощает гражданское судопроизводство.

Для более эффективного и плодотворного осуществления нотариатом роли превентивного правосудия необходимо, с нашей точки зрения, внести ряд предложений в предстоящий Федеральный закон "Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации".

Думается, было бы разумным позаимствовать у французского нотариата ряд положений, так как именно Францию можно смело называть родиной латинского нотариата.

У французского нотариата достаточно широкие полномочия в области брачно-семейных отношений и недвижимости .

См.: Ягр Ж., Пиепу Ж-Ф. Профессиональное нотариальное право / Пер. с фр. М.: Юристъ, 2001. С. 45.

Что касается нашего российского законодательства, то у нас замечен тот факт, что в последнее время законодатель уменьшает роль нотариата как института превентивного правосудия. Такие наиболее спорные сделки отчуждения недвижимого имущества (купля-продажа, мена, дарение) не требуют обязательного нотариального удостоверения, что порождает в будущем большое количество споров.

Парадоксально то, что брачный договор по российскому законодательству должен быть нотариально удостоверен, а аналогичное по своему характеру и последствиям соглашение о разделе совместно нажитого имущества - нет .

См.: Соловьев И. Десять лет в системе латинского нотариата. Что дальше? // Эж-Юрист. 2004. N 30. С. 24.

Для выделения значимости нотариуса в правовой среде необходимо расширить и более четко сформулировать его полномочия. К примеру, можно отнести к компетенции нотариусов вопросы переговоров при заключении сделок, перемирия сторон, составления налоговых деклараций, поиск для клиентов инвестиций, помощь гражданам в создании любого договора, в том числе трудового соглашения о репетиторстве (как все это имеет место во французском нотариальном праве) и др.

В ряде стран нотариусы ведут протоколы о том, как проходила беседа с клиентом, что ему разъяснялось, что говорилось сторонами и многие другие моменты. Все протоколы хранятся в нотариальных конторах. На основании данных документов легко можно установить, имело ли место злоупотребление правом. Данную практику также было бы неплохо внедрить и в наше национальное законодательство.

Во Франции, Италии, Германии нотариальные акты могут иметь непосредственно исполнительную силу, которая основана на соглашении сторон. Например, во Франции документ, именуемый исполнительной копией, выданный нотариусом на основе нотариального акта, является основанием для совершения исполнительных действий судебным исполнителем без решения суда.

В связи с постоянной проблемой перегруженности судов, думается, было бы верно придать многим нотариально заверенным документам исполнительную силу на условиях согласия сторон без дальнейшего прохождения судебных разбирательств. Наряду с уже имеющимися, в частности, взысканием алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (ст. 100 СК, ст. 7 Закона "Об исполнительном производстве"), обращением взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения (ст. 349 ГК), к числу таких можно отнести акт о протесте векселя, мировое соглашение, исполнительные надписи нотариуса и др.

Не может не привлекать французский подход к требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность нотариуса. Нотариусы по своей должности должны иметь безупречную репутацию.

В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате закреплены те признаки, которыми в обязательном порядке должен обладать желающий стать нотариусом и отсутствуют препятствующие признаки, несмотря на наличие данных признаков в российском дореволюционном законодательстве. Если позаимствовать ряд положений, касающихся качеств нотариуса, из французского нотариального права, то необходимо указать на то, что кандидат не должен выступать виновником деяний, повлекших увольнение, дисциплинарное или административное наказание, отстранение от должности, приводимые к уголовному наказанию за действия, противные чести, порядочности или нормам морали и др. .

Жуйков В. Нотариат "разгружает" суды // Рос. юстиция. 2000. N 3. С. 31.

В Конституции Российской Федерации имеется положение, согласно которому формой законодательного закрепления норм является ограниченный круг нормативно-правовых актов, среди которых нет Основ. Следовательно, необходимо принять федеральный закон, который бы содержал нормы, регулирующие организацию государственного и частного нотариата, его полномочия, принципы деятельности и ряд других необходимых положений.

Подводя итог, следует обратить внимание на то, что воплощение в новое законодательство о нотариате вышеперечисленных положений будет не только отличать правовую помощь, оказанную нотариусом, от деятельности других юридических профессий, но и обеспечит правовую стабильность в гражданском обществе.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В. Жуйков, заместитель Председателя Верховного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор.

Не скажу, что тема моего выступления далась мне легко. Более того, сама постановка вопроса - нотариат как правосудие - показалась мне сначала этапирующей, вызывала даже определенное раздражение. Но чем глубже я вникал в тему, тем более корректным, обоснованным и правомерным мне казался именно подход к определению сути нотариата как института превентивного правосудия.

Какое содержание мы вкладываем в понимание нотариата как института превентивного, предупредительного правосудия? Прежде всего это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института превентивного, предупредительного правосудия.

Но проблем у молодого российского нотариата, о чем я уже наслышан, немало, хотел бы на них остановиться. Первая проблема, думаю, не юридического свойства, она не связана с законодательством, а, скорее носит психологический характер. Именно она, когда появляется что-то новое, мешает многим, в том числе и законодателям, и коллегам нотариусов из других юридических цехов, воспринимать нотариат в качестве института превентивного правосудия. Ничего не поделаешь, тут нужно терпение. А посоветовать можно использование метода создания английского газона - стричь и поливать, поливать и стричь.

Сколько это будет длиться? Говорят, что настоящий английский газон можно создать за 200 лет. Однако хочется, чтобы у нас это было намного быстрее. Надо, чтобы прежде всего нотариусы своей работой, своими контактами, научными исследованиями влияли на общественное мнение, в том числе и использованием средств массовой информации, убеждали законодателей.

Теперь о юридических проблемах. Но прежде зададимся вопросом: что составляет основу понимания нотариата как института превентивного правосудия? Что общего между нотариатом и правосудием? Общее, действительно, есть. И это общее заключается, как я считаю, в целях, в принципах организации деятельности, в полномочиях.

Начнем с цели. Она одна и для правосудия, и для нотариата - это обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Причем, когда эта цель подменяется, для общества наступают очень неблагоприятные последствия. Когда у суда требовали не защиты, не выполнения правоохранительных функций, а борьбы с преступностью и другими правонарушениями, то это, как правило, влекло репрессии, массовые нарушения законности, нарушения прав граждан и юридических лиц. Поэтому мы должны твердо стоять на той позиции, что и в деятельности правосудия, и в деятельности нотариата главное - правоохранение. Здесь у нас полное совпадение цели. Для суда здесь уже есть твердая юридическая база, причем на самом высоком уровне - конституционном. В ст. 18 Конституции страны сказано, что права и свободы человека обеспечиваются правосудием.

Теперь о принципах организации деятельности судей и нотариусов. Здесь тоже есть много совпадений. Одно из них состоит в том, что и судья, и нотариус действуют от имени государства. Правда, имеются нюансы: суд - носитель государственной власти, нотариус - лишь представитель государства. Когда говорят, что нотариат не упоминается в Конституции и, следовательно, не может рассматриваться в том качестве, о котором идет речь, то имеет место элементарное заблуждение. Никто не причисляет нотариусов к носителям государственной власти. Согласно законодательству они - представители государства и больше ничего. И в этом качестве нотариусы, равно как и судьи, действуют от имени государства, от имени Российской Федерации.

Другое совпадение: и нотариус, и судья должны быть независимы и от государства, и от участников процесса. Федеральных судей назначает Президент страны, но отрешить судью от должности может только квалификационная коллегия судей. Равно как и прекратить деятельность нотариуса помимо его воли можно только по судебному решению. Это существенные гарантии от произвола чиновников.

Еще один из принципов организации деятельности судьи и нотариуса - объективность, беспристрастность, подчинение только закону и недопустимость вмешательства в их профессиональную деятельность. Все это, с моей точки зрения, весьма необходимо как для нормальной работы правосудия, так и для нормальной работы нотариата по обеспечению прав граждан. Принципы исключительно важные и объединяющие, создающие общую основу для функционирования и правосудия, и нотариата.

И вот здесь я бы сделал такое замечание: принципы, по которым осуществляет свою деятельность так называемый частный нотариус (термин не очень точный, но привычный и удобный в обиходе), выгодно отличают его от государственных нотариусов и от так называемых регистраторов, осуществляющих регистрацию сделок с недвижимостью. С моей точки зрения, государственный нотариус, который находится в штате органов юстиции, и регистратор в силу своего должностного подчинения начальнику вышеуказанными целями и принципами в организации деятельности, совпадающими с правосудием, не обладают.

В подтверждение этого суждения приведу пример из своего недавнего обращения с регистраторами в Российской правовой академии. Я выступал перед ними и рассказывал о проблемах, связанных со сделками с недвижимостью, которые видны из судебной практики. Как водится, говорил о том, что право собственности защищается законом, что каждый вправе осуществлять любые сделки, которые не запрещены. Слушали меня внимательно, а потом один из присутствовавших регистраторов задает мне такой вопрос: вы все хорошо и понятно рассказали, но скажите, пожалуйста, как мне поступать, если начальник скажет, что эту сделку я регистрировать не должен? Конечно, я объяснил, что в случае исполнения незаконного распоряжения начальника возможно судебное разбирательство, взыскание убытков, компенсации за причиненный моральный вред. Однако думаю, что сказанное мной - ненадежный стимул для исполнения требований закона, ибо начальников на местах очень много и они разные. А сама формулировка вопроса свидетельствует, скорее всего, о том, что регистраторы будут поступать так, как велит начальник.

Возвращаясь к принципам, которыми руководствуются частные нотариусы, скажу, что они, эти принципы, создают весьма весомые гарантии не только для нормальной деятельности самих нотариусов, но, самое главное, - для эффективной защиты прав граждан. В этом ярко проступает то общее, что связывает нотариат с правосудием.

Теперь о полномочиях. Суть деятельности правосудия - это осуществление властных полномочий. Определенные властные полномочия есть и в деятельности нотариусов как у представителей государства, хотя носителями государственной власти, как я уже говорил, они не являются. Например, нотариусы обладают полномочиями налагать запреты на отчуждение имущества. А это ведь полномочия властные. Нотариусы совершают исполнительные надписи, обеспечивают доказательства. И тут властные полномочия.

Все сказанное об общих целях, принципах и полномочиях правосудия и нотариата позволяет мне определить подход к нотариату как институту превентивного, предупредительного правосудия вполне правомерным и продуктивным. Я убежден, что нотариат, во-первых, может сыграть большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию. А во-вторых, облегчить осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд.

Нотариат как институт превентивного правосудия: неиспользованные возможности

В чем же конкретно нотариат проявляет себя как институт превентивного правосудия? В первую очередь когда нотариальная деятельность предупреждает необходимость обращаться к правосудию. Иначе говоря, когда нотариус обеспечивает принудительное исполнение обязательства без обращения в суд. В законодательстве есть несколько таких положений. Это получение по некоторым обязательствам исполнительных надписей нотариусов (ст. 89 Основ законодательства о нотариате), взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (ст. 100 Семейного кодекса, ст. 7 Закона об исполнительном производстве), обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения (ст. 349 ГК).

Правда, при реализации этих положений возникает несколько проблем. Сошлюсь в качестве примера на ст. 349 ГК. На мой взгляд, возможности ее применения очень ограничены, ибо, как установлено этой нормой, без обращения в суд обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество допускается не просто на основании любого нотариально удостоверенного соглашения, а лишь такого, которое заключено уже после того, как возникли основания для обращения взыскания на такое имущество. Иначе говоря, после того как должник отказался исполнить обязательство. Но, честно говоря, я не представляю себе, чтобы должник, после того как отказался выполнить обязательства, пошел к нотариусу заключать подобное соглашение. Впрочем, может быть, такие соглашения и заключаются, но мне это представляется весьма сомнительным.

Много вопросов возникает и по поводу исполнительной надписи. Первый из них связан со ст. 35 Конституции, согласно которой никто не может быть лишен своего права на владение имуществом без судебного решения. Некоторые твердо стоят именно на том, что нельзя допускать возможность обращения взыскания на имущество без судебного решения. Другие даже исключают возможность заключения соглашения, по которому должник согласен, чтобы на его имущество было обращено взыскание без обращения в суд.

Другой вопрос связан с перечнем документов, определяемым постановлением Правительства, на основании которого выдается исполнительная надпись. Такой перечень - своего рода ограничение прав: права обращения за судебной защитой, права на распоряжение своим имуществом. А в соответствии со ст. 55 Конституции ограничение таких прав возможно только федеральным законом.

Далее. В недавно принятом Законе об исполнительном производстве об исполнительной надписи, в отличие от ГПК, прямо вообще не сказано. Подпадает ли она под подп. 8 п. 1 ст. 7 этого Закона? Тут возможно расширительное толкование, что уже имеет место в некоторых судебных решениях. Допустимо ли оно? И не значит ли это, что нужно совершенствовать сам закон? Да, нужно. И сейчас самый подходящий момент для этого, ибо, насколько я знаю, уже готовятся определенные изменения в Закон об исполнительном производстве. Поэтому следовало согласовать положения этого Закона с нормами Основ законодательства о нотариате.

В принципиальном плане мой подход такой: исключать исполнительную надпись из исполнительного производства нельзя. Но производить исполнительную надпись надо по перечню документов, определенному не постановлением Правительства, а законом. Можно согласиться, наверное, с тем, чтобы стороны в обязательствах, которые касаются передачи имущества и денежных средств, имели право включать в условия договора следующий пункт: в случае невыполнения условий договора он может быть исполнен принудительно в соответствии с исполнительной надписью. Может быть, за редким исключением, когда речь идет, скажем, о выселении по исполнительной надписи. Это связано с конституционным правом на жилище. Хотя в принципе не вижу ничего предосудительного в том, что закон предусмотрит такую возможность. Подобное решение проблемы было бы очень эффективным. Ведь взыскателю не нужно было бы обращаться в суд с исковым заявлением, платить государственную пошлину. Тут и процедура долгая, и не менее долгое исполнение судебного решения. А в случае с исполнительной надписью мы бы подняли роль и значение нотариата, разгрузили бы суды и ускорили защиту прав граждан.

Теперь о втором направлении в деятельности нотариата как института превентивного правосудия. Речь о той помощи, которую нотариальная деятельность может оказать для максимального облегчения и упрощения судебной процедуры. В чем конкретно? Во-первых, как известно, уже действует упрощенная процедура выдачи судьей судебного приказа без судебного разбирательства и без судебного протокола. Выдается такой приказ по требованиям, в частности, основанным на нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Это очень упрощает судебное производство и облегчает работу судей.

Но жизнь показывает, что данная процедура оказалась весьма сложной, особенно с опротестованным нотариусом векселем. Есть на то свои причины. Поэтому предлагается ее усовершенствовать, чтобы судебный приказ, основанный на опротестованном векселе, передавался на исполнение сразу, без существующей ныне длительной процедуры разрешения этого вопроса.

Далее. Нотариат значительно облегчает установление обстоятельств дела в "обычной" судебной процедуре, поскольку юридическая сила выданных нотариусом документов очень высока. Конечно, закон не дает преимущества определенным доказательствам. В ст. 56 ГПК сказано, что никакие доказательства не имеют для суда заранее определенной силы. Значит, и нотариальные документы тоже не имеют заранее определенной силы. Но тем не менее они обладают определенными особенностями. Они объективно вызывают больше доверия у суда, поскольку выданы независимым, беспристрастным, компетентным лицом, не заинтересованным в исходе спора. И если можно оспаривать показания одних свидетелей с помощью показаний других, то большинство нотариально оформленных документов можно оспаривать только путем предъявления соответствующего иска, например, о признании недействительным завещания, свидетельства, договора и т.д. Ну, а в этом случае действует презумпция действительности договора, что, конечно, придает ему особую юридическую силу. А кто не согласен с договором, должен доказывать обратное. Пока не докажет, суд будет исходить из действительности договора.

Нотариально удостоверенные документы, конечно, во многом способствуют выяснению обстоятельств дела и вынесению законных, обоснованных решений. Но здесь тоже есть проблемы, о которых хотел бы сказать. Одна из них связана с тем, что возникают большие сложности в исследовании того, как совершалась и удостоверялась сделка - односторонняя (завещание), двусторонняя (договор). В подобных случаях суды, как правило, не ограничиваются исследованием самого документа, когда возникает подозрение, что человек подписал бумагу не по своей воле или заблуждался. Поэтому довольно часто суды допрашивают нотариусов в качестве свидетелей об обстоятельствах заключения сделки.

Какие же возможности имеет суд, когда с помощью свидетельства нотариуса пытается уточнить обстоятельства сделки? Если сделка заключена недавно, проблем со свидетельскими показаниями обычно не возникает. Но ведь бывают случаи, когда сделка заключена давно, и нотариус об обстоятельствах ее заключения ничего вспомнить не может. Упрекнуть его в этом трудно, во всяком случае обвинить в отказе давать показания нельзя.

В Основах законодательства о нотариате не очень подробно регламентирована сама процедура заключения сделок. И если предполагается вносить изменения в Основы, то рекомендовал бы воспользоваться зарубежным опытом. В некоторых странах нотариус ведет и составляет протоколы о том, как он беседовал с клиентом, что ему разъяснял, что было сказано сторонами и т.д. Все это фиксируется в особых протоколах, которые хранятся в нотариальных конторах. На основании этих документов можно легко выяснить: заблуждалась ли сторона или не заблуждалась? Было ли злоупотребление своим правом или не было?

Недостаточная регламентация удостоверения сделок порождает в судах большие проблемы. И будь они только проблемами судов - полбеды. Но это проблемы тех людей, тех сторон, права которых защищаем мы все - и суд, и нотариат. Особенно они остры при сделках с недвижимостью. Скажем, договор купли - продажи квартиры признается недействительным. Продавец получает свою квартиру немедленно, а деньги, которые получил с покупателя, будет возвращать двадцать лет. Разве это справедливо?

Естественно, возникает вопрос об ответственности нотариусов. Нужно ли ее расширить или же защитить интересы добросовестной стороны каким-то другим способом? Если возложить на нотариуса ответственность за безвиновные действия и взыскивать с него в пользу потерпевшего определенные суммы в любом случае, то это было бы равно ответственности судьи за каждый приговор или решение, которые отменены. Тогда бы мы лишились и судей, и нотариусов. Никто не согласился бы работать в такой ситуации, когда уже заранее у тебя дрожат руки от страха ответственности. Поэтому в принципе в Основах законодательства о нотариате надо указать, что ответственность нотариуса наступает либо когда он совершает сделку, которая запрещена законом, либо когда совершает виновные действия, наносящие ущерб одной стороне.

Ну, а защищать интересы добросовестной стороны, конечно, нужно. Полагаю, эффективным средством такой защиты было бы создание страховых фондов, за счет которых добросовестной стороне возмещались бы убытки.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Фомин Владимир Анатольевич, нотариус г. Москвы, кандидат юридических наук.

В последнее время в органах законодательной власти и научном сообществе идет дискуссия по поводу того, свойственно ли институту нотариата выполнение функций по предотвращению и разрешению конфликтов. Судебному разбирательству по многим категориям дел, таким как наследственные, семейные и коммерческие, предшествует взаимодействие сторон с нотариусом, и грамотная работа нотариуса может предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта.

Для успешного решения задач, заключающихся в разгрузке судебной системы и повышении качества правосудия, наше государство должно развивать систему альтернативных способов разрешения споров. Полагаем, что именно институт нотариата обладает существенными преимуществами для того, чтобы на его основе была реализована общероссийская система внесудебного урегулирования гражданских правоотношений . В какой степени превентивная и примирительная функции присущи нотариату?

Статья В.А. Фомина "Нотариат как один из способов внесудебного урегулирования гражданских правоотношений" включена в информационный банк согласно публикации - "Нотариус", 2013, N 2.

См.: Фомин В.А. Нотариат как один из способов внесудебного урегулирования гражданских правоотношений // Нотариальный вестник. 2013. N 6. С. 4 - 8.

Специфика института нотариата, в том числе его функций, состоит в смешанном - частно-публичном - характере. Данный институт не входит в систему органов государственной власти, но при этом совершает действия от имени государства. В.М. Жуйков отмечает, что нотариат "представляет государство и выполняет публичные функции", а нотариус, таким образом, является публичным лицом, представляющим государство .

В научном сообществе дискутируется вопрос о том, можно ли употреблять применительно к нотариальной деятельности термин "превентивное правосудие". Такое понимание нотариата характерно не только для нашей страны. Оно пришло к нам из-за рубежа, где давно и активно действует нотариат латинского типа. Так, Х.-Я. Пютцер справедливо отмечает, что нотариат представляет собой "институт по осуществлению предупредительного правосудия", является как бы судьей "в преддверии" . Следует иметь в виду, что данная точка зрения достаточно прочно укрепилась в странах латинского нотариата.

Пютцер Х.-Я. Нотариат в частноправовой системе // Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 169.

В то же время И.В. Москаленко указывает на то, что термин "правосудие" вряд ли можно применять относительно нотариальной деятельности, и подчеркивает: осуществление правосудия - исключительная прерогатива судебной власти. Он справедливо отмечает, что "выражение "превентивное правосудие" применительно к нотариальной деятельности можно расценивать только как "жест вежливости к аудитории" и одновременно призыв ориентироваться в своей работе на самые высокие юридические стандарты" .

Москаленко И.В. Нотариальная деятельность и правосудие // Нотариальный вестник. 2006. N 2.

Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что нотариат выполняет превентивную функцию, направленную на предотвращение возникновения судебного разбирательства. И, на наш взгляд, применение термина "правосудие" относительно этой функции создает терминологическую путаницу, приводит к смешению компетенции нотариата и суда.

Превентивная функция нотариата позволяет участникам гражданских правоотношений воспользоваться уникальными способами правовой защиты, выраженными в совершении ряда нотариальных действий, направленных на снижение риска и возможных потерь от участия в гражданском обороте . Формой реализации превентивной функции нотариата выступают конкретные нотариальные действия. Например, нотариус обеспечивает принудительное исполнение обязательств без обращения в суд в следующих формах: совершение исполнительных надписей по некоторым обязательствам (ст. 89 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы о нотариате); взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации; ст. 7 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения (ст. 349 Гражданского кодекса Российской Федерации).

См., например: Москаленко И.В. Нотариальная деятельность и адвокатура // Современное право. 2006. N 4. С. 68.
СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Наиболее часто дискуссии в научном сообществе возникают по поводу другой функции нотариуса - в данной статье мы именуем ее примирительной. В отличие от превентивной функции, она направлена на разрешение уже возникшего юридического конфликта между лицами, обратившимися к нотариусу. Здесь речь идет о применении нотариусом альтернативных способов урегулирования таких ситуаций. Именно в этой сфере, по нашему мнению, потенциал нотариата на сегодняшний день реализован крайне слабо.

Если исходить из содержания Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, то участие нотариуса в делах, где имеет место спор, не соответствует закону. Можно согласиться с мнением В.Ф. Тараненко, что, "разрешая отнесенные к его ведению вопросы, нотариус, в отличие от суда, не исследует и не выясняет спорных обстоятельств. Предмет нотариальной деятельности - бесспорные дела" .

Гражданское процессуальное право России: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. М.С. Шакарян (Institutiones). М., 2002. С. 605.

Однако здесь нужно разграничить два схожих понятия: "юридический конфликт" и "правовой спор". В юридической конфликтологии выделяется два понимания юридического конфликта - широкое и узкое. Согласно узкому толкованию, под юридическим конфликтом понимается такой конфликт, все элементы которого (мотивация, участники, объекты и др.) носят правовой характер. В соответствии с широким толкованием к юридическому конфликту относится противоборство с наличием хотя бы одного элемента юридических отношений, причем необязательно, чтобы правовые отношения имелись на каждом этапе развития конфликта .

См.: Юридическая конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995. С. 90.

В толковом словаре русского языка спор определяется как "взаимное притязание на владение чем-нибудь, разрешаемое судом" . Правовой спор, или спор о праве, является самостоятельным, но не обязательным этапом в развитии юридического конфликта. Например, если противоречия игнорируются, то спор не возникает. Он появляется, когда противоречия создают такую неопределенность в отношениях или такие препятствия в реализации прав, которые ни одна их сторон своей волей в одностороннем порядке не может преодолеть. Для их устранения требуется либо взаимодействие обеих сторон, либо вмешательство третьей стороны . Наличие спора предполагает существование неких правил, по которым он ведется, признаваемых обеими сторонами, а значит, он уже не является произволом. Таким образом, спор является стадией в развитии конфликта. Эта стадия может быть обязательной или необязательной. В зависимости от значимости конфликта для самих сторон и для общества в целом, а также от степени цивилизованности общества, развитости правовых средств разрешения конфликтов наличие стадии спора в рамках конфликта будет более или менее обязательным.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 658.
См.: Зайцева А.И., Захарьящева И.Ю., Балашова И.Н., Балашов А.Н. Альтернативное разрешение споров: Учебно-методический комплекс. М., 2007. С. 6.

Спор о праве - это регламентированное нормами соответствующего материального права общественное отношение конфликтующих участников . Спор возникает в гражданском обороте как конфликт из-за действительного или предположительного посягательства одного лица на права и охраняемые интересы другого лица. Такими являются, в частности, коммерческие, трудовые, семейные споры. В объем понятия "спор о праве" включаются не все разногласия, а только разногласия, урегулированные правом. Однако юридический конфликт может сочетать в себе правовые и неправовые элементы. Наличие неюридических свойств не лишает спор правового характера, но влияет на возможность его урегулирования и разрешения.

См.: Зайцев И.М. Спор о праве как звено связи материального права с гражданским процессом / Вопросы развития и защиты прав граждан: Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1977. С. 44.

Следовательно, под спором о праве мы понимаем самостоятельный этап развития юридического конфликта, связанный с попыткой перехода к его разрешению. Спор о праве содержит в себе только юридические элементы и разрешается в ходе специальной формализованной процедуры. Конкретным примером правового спора выступает процедура рассмотрения дела в суде, где все элементы существующего конфликта приобретают юридический характер - в суде решается вопрос права. И с этой точки зрения сфера деятельности нотариата - действительно бесспорная юрисдикция. Когда конфликт переходит на стадию правового спора, решение должен вынести суд.

Однако в нотариальной практике нередко возникают ситуации, когда стороны находятся в состоянии конфликта, но при этом спора о праве между ними нет. Например, это происходит в случае конфликтов, связанных с принятием наследства: стороны признают права друг друга в отношении наследования имущества, не оспаривают прав другой стороны, но в связи с конфликтом они не могут договориться о реализации своих прав относительно общей собственности. Подобные ситуации возникают и в сфере семейных отношений, когда у сторон нет спора о правах каждого, но они не могут достичь консенсуса в вопросе совместной реализации этих прав. И именно нотариус может взять на себя роль примирителя, помогая сторонам урегулировать возникший юридический конфликт.

Одной из наиболее успешных форм реализации нотариусом примирительной функции является процедура медиации, в ходе которой нотариус-медиатор не выносит решение по существу, но помогает сторонам прийти к взаимовыгодному соглашению.

С самого своего основания институт нотариата реализует превентивную и примирительную функции, способствуя предотвращению и разрешению юридических конфликтов. Однако для более эффективной реализации этих функций нотариусу необходима правовая и методологическая база, что позволит, с одной стороны, официально закрепить его статус в сфере внесудебного урегулирования споров, а с другой - дать ему необходимые профессиональные инструменты для осуществления этой деятельности. В связи с этим считаем, что вопросы содержания и реализации превентивной и примирительной функций института нотариата необходимо максимально полно урегулировать в новом федеральном законе "О нотариате и нотариальной деятельности" .

На сегодняшний день у нас есть доступ к успешному зарубежному опыту осуществления нотариусами примирительной функции. Например, в большинстве стран, где существует нотариат латинского типа, на практике реализована возможность проведения нотариусами процедуры медиации. Г.-В. Юнг указывает, что в Германии деятельность нотариуса в качестве посредника происходит в двух основных формах - удостоверение актов и проведение официальных примирительных процедур. Функции нотариуса, осуществляющего свою деятельность в качестве медиатора, не ограничиваются лишь управлением переговорами, а направлены также на использование его юридической квалификации для оформления решения в юридической форме .

См.: Фар П. и др. Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения споров) / Отв. ред. Катарина Грефин фон Шлиффен и Бернд Вегманан; пер. с нем. С.С. Трутникова. М., 2005. С. 112.

В Российской Федерации институт нотариата, по нашему мнению, наиболее пригоден как основа для развития медиативной практики. В отличие от адвоката, нотариус не является представителем какой-либо из сторон, можно сказать, что "нотариус - адвокат закона" . В первоначальной версии проекта Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" нотариус был указан в качестве основного претендента на роль медиатора, в частности, предлагалась такая идея: мировое соглашение, выработанное сторонами с участием посредника, может быть исполнено в принудительном порядке посредством проставления исполнительной надписи нотариуса .

Действующим законодательством Российской Федерации нотариусу не запрещено осуществлять примирительную деятельность, в том числе в формате проведения процедуры медиации. Для осуществления медиации на профессиональной основе необходимо достигнуть возраста 25 лет, иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Дополнительные требования к посреднику могут устанавливаться соглашением сторон или правилами проведения примирительной процедуры . Однако в законодательстве о нотариате на сегодняшний день остается неурегулированным вопрос, касающийся нотариальной медиации, процедуры ее осуществления, правовых последствий оформления нотариусом медиативного соглашения и размера государственной пошлины за осуществление такого нотариального действия. Несмотря на это, в современной нотариальной практике применение процедуры медиации становится все более распространенным явлением, особенно при разрешении конфликтов между наследниками о разделе наследственного имущества и порядке его использования .

Статья 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
См.: Загайнова С.К., Малюшин К.А. и др. Медиация в нотариальной деятельности / Под ред. С.К. Загайновой, Н.Н. Тарасова, В.В. Яркова. М., 2012. С. 328.

В проекте Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности" функция нотариуса по урегулированию разногласий с применением процедуры медиации регламентируется через определение задач нотариальной деятельности; в нем содержатся также нормы, определяющие применение этой процедуры на практике (ст. 5). Принятие данного федерального закона позволит российским нотариусам быстрее начать осуществлять и в полной мере реализовывать свою примирительную функцию.

Нотариус, как нам представляется, является лучшим кандидатом на роль медиатора: он обладает большим опытом работы в рамках бесспорной юрисдикции и урегулирования споров, имеет возможность нотариально удостоверить заключаемое медиативное соглашение с проставлением на нем исполнительной надписи, что будет служить дополнительной гарантией, обеспечивающей его исполнение.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Предварительное (превентивное, предупредительное) правосудие — концепция, в соответствии с которой наряду с судебным разбирательством, осуществляемым после совершения неких действий, осуществляется деятельность по предотвращению совершения нелегальных действий добросовестными субъектами. Обычно считается, что подобным целям служит нотариат латинского типа.

— Десятая заповедь Международного союза нотариата [1]

Предполагается, что подобный институт значительно снижает расходы общества на судопроизводство. Так, в 1996 году расходы на судопроизводство в США, где нет латинского нотариата, составили 2% от ВВП. В государствах Западной Европы, где такой нотариат есть, эти расходы составили 0,4 %, то есть в 5 раз меньше. [2]

Содержание

Предварительное правосудие в художественных произведениях

Роберт Хайнлайн, «Достаточно времени для любви, или жизни Лазаруса Лонга»

Руководитель планеты Секундус ввёл предварительное правосудие в отношении наследственного права.

Я изменил правила. На нашей планете человек перед смертью имеет право отдать завещание на апробацию, и в случае наличия сомнительных мест суд обязан помочь клиенту сформулировать их так, чтобы завещание наиболее полно отвечало целям. После выполнения подобной операции суд не принимает протестов, а завещание автоматически вступает в силу после смерти завещателя. Конечно же, если он изменит текст — новый документ должен также подвергнуться апробации. Короче, изменять завещание — дело накладное. Зато потом мы обходимся без адвокатов, они не имеют более никакого отношения к завещанию.

Уильям Тенн, «Срок авансом»

Для предупреждения преступлений в будущем вводится институт предварительного отбывания срока за преступления. Допреступники добровольно отбывают срок, равный половине положенного за планируемое преступление. Отбывшие этот срок (и оставшиеся в живых) получают право на безнаказанное совершение преступления. Статистика свидетельствует, что это очень эффективная профилактическая мера.

Филип К. Дик, «Особое мнение», см. также: фильм "Особое мнение"

Три мутанта, способные видеть ближайшее будущее, используются для борьбы с преступниками. Предупреждённые полицейские арестовывают человека за убийство (или другое преступление), которое он ещё не успел совершить, но которое обязательно совершил бы, не вмешайся полиция. Несостоявшиеся убийцы отправляются в концентрационный лагерь. Благодаря этой системе, предотвращается 99,8% преступлений. Последнее убийство произошло 5 лет назад до описываемых событий.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Предварительное правосудие" в других словарях:

Правосудие — (лат. justitia; англ. justice; фр. justice) в РФ совершаемая в порядке, определяемом процессуальным правом правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны … Энциклопедия права

Превентивное правосудие — Предварительное (превентивное) правосудие концепция, в соответствии с которым наряду с судебным разбирательством, осуществляемым после совершения неких действий, осуществляется деятельность по предотвращению совершения нелегальных действий… … Википедия

Правосудие — У этого термина существуют и другие значения, см. Правосудие (значения). Правосудие (юстиция) вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть … Википедия

правосудие — форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Осуществление П. судом осуществляется в установленном законом… … Большой юридический словарь

Нотариат — Нотариат общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам (завещаниям, доверенностям, копиям документов и т. п.). Содержание 1 Виды нотариата 1.1 Нотариат латинского типа … Википедия

НОТАРИУС — лицо, наделенноегосударством в установленном порядке властью совершать нотариальные действия.Зарождение профессии Н. происходило в Древнем Риме (см. Нотариат). В России в XVI в. наиболее близки к та беллионам по выполняемым функциям были… … Энциклопедия юриста

НОТАРИУС • — лицо, наделенное государством в установленном порядке властью совершать нотариальные действия. Зарождение профессии Н. происходило в Древнем Риме (см. Нотариат). В России в XVI в. наиболее близки к та беллионам по выполняемым функциям были… … Энциклопедия юриста

Преступления против правосудия — Преступления против правосудия общее название преступлений, совершаемых в сфере правосудия (в широком смысле: в сфере предварительного расследования и судопроизводства). Содержание 1 Уголовно правовая характеристика пр … Википедия

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ — – уголовный процесс народно демократических государств, возникших в ряде стран Европы и Азии в результате решающего участия Советского Союза в разгроме германского фашизма и японского милитаризма, в результате победы в этих странах народно… … Советский юридический словарь

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: