Как поиграть в суд

Обновлено: 27.03.2024

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Познавательная игра «Судебный процесс» (10-11 кл)

Порядок ведения судебного процесса по гражданскому делу

В зале находятся все участники процесса, кроме судьи.

Секретарь . Встать, Суд идёт!

Судья. Прошу садиться.

Дело слушается судьей Энского городского суда _ ФИО______________

при секретаре _ФИО____________________

_Слушается _ гражданское дело о взыскании долга в сумме 50 тыс руб, проценты за пользование чужими деньгами , а также судебные расходы, понесённые истцом. Судебное заседание объявляется открытым. Секретарь, доложите явку сторон.

Секретарь. Истец и ответчик находятся в зале суда.

Судья. Устанавливаются личности сторон. Истец

Истец встает, говорит:

- ФИО, год рождения,

(если представитель доверенность)

Судья . Ответчик.

Ответчик встает, говорит:

- ФИО, год рождения,

(если представитель доверенность)

Судья. Суд в составе судьи Ревдинского городского суда по гражданским делам ФИО, секретарь ФИО

Стороны имеют право заявить отводы составу суда, если они прямо или косвенно заинтересованы в рассмотрении данного дела.

Судья: Суду доверяете?

Истец. _____ДА__________

Ответчик ._____Доверяю____________________________

Разъясняю процессуальные права:

Имеете право участвовать в судебном заседании, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам процесса, иметь представителя, обжаловать решение суда.

Истец имеет право : изменить предмет или основания иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований .

Ответчик вправе признать исковые требования. Стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих доводов и заявлений.

Стороны вправе урегулировать спор, прибегнув к процедуре медиации (посредничества).

Судья. Понятны ли вам права? Распишитесь.

Истец. __Да_____( подходит к секретарю, расписывается)

Ответчик. __Да__________( подходит к секретарю, расписывается)

Имеете ли вы ходатайства?

- о приобщении документов,

-о допросе свидетелей, и др.

Ответчик. Прошу допросить моего свидетеля ФИО, который может подтвердить мои слова и приобщить к делу документы: справки из полиции и больницы.

Судья . Обсуждается заявленное ходатайство.

Истец. Я не против.

Судья . Суд ходатайство удовлетворяет.

Суд переходит к рассмотрению дела по существу. Оглашается исковое заявление.

Согласно исковому заявлению, истец просит взыскать с ответчика ФИО в пользу истца сумму основного долга по расписке в размере 50000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 10941 рубль 78 копеек, судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2028 рублей 25 копеек, расходы на оплату услуг составления искового заявления в размере 3000 рублей.

Исковое заявление оглашено.

Судья продолжает. Истец, вы заявленные требования поддерживаете?

Истец. Поддерживаю исковые требования в полном объеме.

Судья. Ответчик вы исковые требования признаете?

Ответчик. Исковые требования признаю, но не в полном объёме.

Судья . Суд переходит к заслушиванию объяснений лиц, участвующих в деле.

Истец : 15 июня сего года этот мошенник Ф. попросил у меня взаймы 50 тыс руб, потому что ему срочно нужны были деньги, а кредит взять было негде, т.к. в банках нужны поручители, а у него их не было. Я деньги дал, но потребовал составить расписку как положено. Между мной и ответчиком был заключен договор, условия которого содержатся в письменной расписке, написанной ответчиком, от 15 июня 2015 года,. Согласно расписке ответчик взял у меня в долг в 50.000 рублей и обязался вернуть всю сумму, т.е. 50000 рублей до 15 июля 2015 года. Чрез месяц ответчик не появился, я позвонил ему и напомнил о долге, но он сказал, что денег у него нет пока, отдаст, когда появятся, стал рассказывать какую-то сказку про напавших на него людей, потерянные деньги, и я понял, что он решил «кинуть» меня. Я сказал ему, что подаю заявление в суд. А он ответил, что денег у него всё равно нет. Прошло несколько месяцев. Чтобы взыскать с него деньги, правильно оформить все документы, я был вынужден обратиться к квалифицированному юристу, заплатил ему 3 тыс. руб. Их я тоже включил в иск, плюс проценты за используемые ответчиком деньги с июня по декабрь и уплаченная мной госпошлина. Итого получилось 65 тыс. 970 руб. 3 коп. ( впрочем, от копеек могу и отказаться. Все документы у меня имеются, расписка приложена к документам.

Вопр у отв к стцу им о %

Судья. Вопросы к истцу.

Ответчик. Почему такие большие %?

Истец. % начислены в соответствии с Указаниями Банка России «О размере ставки рефинансирования Банка России».

Судья . Есть ещё вопросы? Нет. Тогда послушаем ответчика.

Ответчик : Я действительно взял деньги в долг у ФИО, я пытался их ему отдать, я поехал к нему, но по дороге машина заглохла, я вышел, чтобы узнать, в чём дело. А в это время меня кто-то ударил по голове, вытащил из машины сумку с деньгами. Когда я пришёл в себя, денег не было. Я просил Ф. отсрочить платёж, т.к. у меня нет сейчас таких денег, к тому же, я являюсь многодетным отцом, у меня на иждивении жена и 4 детей. Я никогда не отказывался отдать долг, поэтому, заявленные услуги юриста считаю излишними, и оплачивать их отказываюсь. Никакую выгоду за пользование деньгами я не получил, т.к. деньги у меня отняли злоумышленники. Поэтому расчёты по % тоже прошу не учитывать.

Судья . Вы написали заявление в полицию ? Обратились в больницу за помощью?

Ответчик: Заявление в полицию написал, но поиски бандитов результатов пока не дали. В больницу обращался с головокружением. А то, что дело обстояло именно так, может подтвердить мой свидетель, который видел, как меня обокрали.

Судья. Есть вопросы у истца к ответчику? Нет.

Судья продолжает. Пригласите свидетеля. (Свидетель находится вне зала.) Суд переходит к допросу свидетелей.

Устанавливается личность свидетеля. Назовите себя.

Свидетель . ФИО, год рождения, место рождения, место регистрации, место работы.

Судья. Разъясняются процессуальные права свидетелю, предусмотренные ст.ст.69 ч.4, ст. 70 ГПК РФ.

Вы предупреждаетесь об уголовной ответственности за дачу
заведомо ложного показания и за отказ от дачи показаний, по ст. ст.
307-308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Свидетель. Права понятны. Подписать

Судья. Что вам известно по делу?

Свидетель рассказывает суду то, что он видел.

Судья. Вы видели, как была украдена сумка, но есть ли в ней деньги, вы не видели?

Свидетель . Нет.

Судья . Как сильно злоумышленники ударили ответчика?

Свидетель . Они оттолкнули этого человека, но не били его.

Судья . К свидетелю у сторон имеются еще вопросы?

Судья: К свидетелю у сторон имеются еще вопросы?

Вопросов нет. Свидетель, вы можете покинуть зал. Суд переходит к исследованию письменных материалов дела.

Л.д-1 исковое заявление

Л.д.-2 документы, подтверждающие личность истца

Л.д. 3 расписка, написанная ответчиком, расчётные документы «О размере ставки рефинансирования Банка России»)

Л.д. -4 письменная претензия с напоминанием о задолженности

Л. д. 5 -копия паспорта истца,

Л.д.7-, -.копия заявления в полицию, справка из больницы

Судья. Иных материалов суд к исследованию не находит.

Дополнения у сторон имеются?

Ответчик. Нет.

Судья. Суд определил: исследование материалов по делу окончить. Суд определил: перейти к судебным прениям. Истец.

Истец. Прошу взыскать долг с ответчика в полном объёме.

Судья. Ответчик.

Ответчик. Прошу сократить сумму до 50 тыс, учитывая мои семейные обстоятельства и то, что деньги были украдены.

Судья . Судебные прения окончены. Реплики? Реплик нет. Суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения по

Думаю, что многие из вас знают, как проходит эта ролевая игра на тренингах. Многие играли в нее еще в школе или вузе, были даже телевизионные версии.

Я, как бизнес-тренер, могу, практически, любую коллективную игру адаптировать под индивидуальную работу с клиентом.

Как проводить игру Суд на индивидуальных консультациях

В игре «Суд» я за основу взяла:

Вариант-1: известнейшее упражнение из гештальт психологии «Пустой стул»

Вариант-2: работу с метафорическими ассоциативными картами – МАК

Игру, вполне можно проводить и в Skype


ВАЖНО: Игра проводится всегда в рамках конкретного запроса, например: «Елена, которая не может устроить личную жизнь», «Наталия, которая никак не может сбросить вес»

Опишу подробнее оба варианта − чтобы не запрашивать согласие клиенток рассмотрю свой любимый запрос «Как мне сбросить лишний вес?»


  1. Выбирается 4 стула или посадочных места, которыми могут служить диван, табуретка, пуфик
  2. Каждому посадочному присваивается роли: «Адвокат»/« Защитник», «Прокурор»/ «Обвинитель», «Судья» и место самого клиента – «Ответчик»
  3. Сам клиент поочередно садится на все четыре стула
  4. Сначала «Судья» зачитывает приговор, например: «Встать, суд идет! Обвиняется гражданка Филимонова Наталия, … года рождения, весом …кг. Состав преступления: вышеупомянутая гражданка на протяжении четырех лет безуспешно пытается сбросить вес, кроме того, в период с 2016 по 2017 год вес был набран на … кг.! Гражданка Филимонова, согласны ли Вы с обвинением?»
  5. «Ответчик»: «У меня были смягчающие обстоятельства, попрошу рассказать адвоката. "
  6. «Адвокат»: Гражданка Филимонова проходила серьезное лечение от онкологии, в результате чего…»
  7. «Судья» передает слово «Обвинителю»: «Суду известно, что гражданка Филимонова позволяет себе, иногда злоупотреблять сладким, игнорирует зарядку…»
  8. Суд выносит меру пресечения, например: «Не есть после 19 часов, исключить быстрые углеводы, выполнять дыхательную гимнастику»
  9. «Ответчик» принимает или подает на апелляцию (в качестве домашнего задания излагает, что будет делать, а что нет с указанием причин)


Все то же самое, только вместо стульев, клиент выбирает в открытую персонажи из портретных колод МАК. В формате Skype на онлайн приложении.


С помощью этой игры можно проработать с клиентом разные запросы.

Упомянутый клиенткой, «Модный Приговор» выглядел так:

Клиентка садилась на стулья и,поочередно, представляла себя


Эвелиной Хромченко, Александром Васильевым и Надеждой Бабкиной.

P.S. Если у вас остались вопросы, пишите и в свободное время отвечу всем!

Если для Вас актуальны проблемы здоровья,одиночества, сложности в отношениях с партнером, мамой, трудности в построении карьеры , пройдите по ссылке и запишитесь на первую консультацию

Запись на консультацию

И я обязательно свяжусь с Вами!
Если Вам понравилась статья, мне будет приятна Ваша благодарность, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!

Тезис. По описанию эта игра принадлежит к той группе игр, которые особенно ярко проявляются в ходе судебного разбирательства. К ним относятся также «Деревянная нога» (оправдание на основе невменяемости) и «Должник» (гражданский иск). Клинически игра чаще всего встречается в кабинетах консультантов по семейным проблемам и в семейных психотерапевтических группах. В сущности, очень часто беседы в таких кабинетах и группах представляют собой сплошную игру в «Суд», в которой ничего не решается, так как игра не заканчивается. В таких случаях становится очевидным, что консультант и терапевт активно участвуют в игре, не подозревая об этом.

В «Суд» может играть любое количество игроков, но обычно игра рассчитана на трех участников: истца, ответчика и судью, представленных мужем, женой и психотерапевтом. Если игра происходит в психотерапевтической группе, на радио или телевидении, остальные присутствующие исполняют роли присяжных заседателей. Муж начинает жалобно: «Позвольте мне рассказать вам, что она (имя жены) сделала вчера. Она взяла…» и т. д. и т. п. Жена, защищаясь, отвечает: «Вот как было на самом деле… И к тому же он… и вообще в то время мы оба…» и т. д. Муж галантно добавляет: «Я рад, что вы можете выслушать обе стороны. Я хочу только справедливости». В этот момент советник рассудительно говорит: «Мне кажется, что если мы подумаем…» и т. д. Если присутствует аудитория, терапевт может обратиться к ней: «Послушаем, что скажут остальные». Или если группа подготовленная, ее члены могут сыграть роль присяжных без всякого указания со стороны терапевта.

Антитезис. Терапевт говорит мужу: «Вы абсолютно правы!» Если муж расслабляется, испытывая торжество или самодовольство, терапевт спрашивает: «Как вы относитесь к моим словам?» Муж отвечает: «Очень хорошо». Тогда терапевт говорит: «На самом деле я считаю, что вы не правы». Если муж честен, он ответит: «Я с самого начала знал это». Если он нечестен, то должен какой-то своей реакцией продемонстрировать, что игра продолжается. Тогда можно анализировать ситуацию дальше. Игровой элемент заключен в том, что хотя истец шумно торжествует победу, в глубине души он понимает, что неправ.

После того как будет собран достаточный клинический материал, игру можно прекратить маневром, который из всех антитезисов отличается наибольшим изяществом. Терапевт устанавливает правило, запрещающее использование третьего (грамматического) лица в группе. Следовательно, пациенты могут обращаться друг к другу непосредственно — «вы», могут говорить о себе «я», но не имеют права сказать: «А сейчас я расскажу о нем» или «Позвольте мне поговорить о ней». В этот момент семейная пара либо вообще перестает играть, либо переходит к игре «Дорогая», что является значительным улучшением, либо принимается за «Более того», что ничуть не лучше «Суда». Игра «Дорогая» описана в другой главе. В «Более того» истец предъявляет одно обвинение за другим. Ответчик на каждое из них говорит: «Я могу это объяснить». Истец не обращает никакого внимания на объяснения, но как только ответчик замолкает, он пускается в описание следующего инцидента, за которым следует новое объяснение — типичный обмен репликами Родитель — Ребенок.

В «Более того» особенно увлеченно играют ответчики-параноики. Поскольку они все понимают буквально, то легко могут вывести из себя обвинителей, которые изъясняются метафорически или юмористически. В целом метафоры — самые распространенные ловушки в игре «Более того», и их следует избегать.

В повседневной форме эту игру легко наблюдать у детей. Это трехсторонний вариант, который разыгрывается между двумя детьми и родителем. «Мама, она забрала у меня конфету». — «Да, но он забрал мою куклу, а перед этим ударил меня, и вообще мы договорились делить конфеты поровну».

Тезис. Они должны признать, что я прав.

Цель. Самоутверждение.

Роли. Истец, Ответчик, Судья (и/или Присяжные).

Динамика. Соперничество братьев и сестер.

Примеры. 1. Дети ссорятся, родители вмешиваются. 2. Супружеская пара в поисках «помощи».

Социальная парадигма. Взрослый — Взрослый.

Взрослый: «Вот что она мне устроила».

Взрослый: «На самом деле было так».

Психологическая парадигма. Ребенок — Родитель.

Ребенок: «Скажи, что именно я прав».

Родитель: «Прав этот» или «Правы вы оба».

Ходы. 1. Подача жалобы — оправдательное выступление. 2. Истец выдвигает опровержение, согласие или делает жест доброй воли. 3. Решение судьи или вердикт жюри. 4. Оглашение окончательного решения.

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая — проекция вины. 2. Внешняя психологическая — освобождение от вины. 3. Внутренняя социальная — «Дорогая», «Более того», «Скандал» и др. 4. Внешняя социальная — «Суд». 5. Биологическая — поглаживание со стороны судьи и жюри. 6. Экзистенциальная — депрессивная позиция «Я всегда не прав».

Подготовительная работа: при подготовке к занятию в виде деловой игры, на предыдущих урок по изучению Уголовного права, студентам были предложены основные участники в деловой игре, студенты выбрали себе роли( секретарь, помощник судьи, адвокат, прокурор, обвиняемые, присяжные, свидетели, психолог и журналист). Роль судьи достается преподавателю, так как он является направляющим и координирующим в игре. Ситуация которая рассматривается в игре была спланирована заранее студентами на уроке, их домашним заданием было подготовка основных слов для игры. Основной деятельностью студентов на занятии является четкое соблюдение регламента деловой игры и своих обязанностей в ней. Регламент урока представлен в технологической карте (Приложение 1)

Организация места проведения урока: вывеска на двери кабинета "Зал судебных заседаний” и “Тихо! Идет судебный процесс над гражданином Обвиняемый 1 и гражданкой Обвиняемый 2 ". Организация мест для Судьи, Прокурора, Защиты, Подсудимого. Планы-протоколы судебного заседания.

Ответственный секретарь: Встать! Суд идет! Прошу всех сесть. Ввести подсудимого гражданина Обвиняемы 1 и гражданку Обвиняемая 2. Государственного обвинителя и защитников прошу занять свои места. Всех присутствующих прошу записывать ход судебного заседания в виде конспекта по предложенному протоколу. В конце заседания протоколы надо сдать для принятия объективного решения по слушаемому делу. Начинаем судебное заседание. Слово имеет судья (фамилия, имя, отчество ).

  1. Понять состав преступления, заслушав прокурора.
  2. Подтвердить состав преступной деятельности подсудимых показаниями свидетелей,
  3. Заслушать показания обвиняемых
  4. Познакомиться с показаниями защитников обвиняемого.
  5. Принять справедливое решение.

Судья: Секретарь, доложите о явке участников судебного разбирательства.

Секретарь говорит кто отсутствует сегодня.

Судья: Судебной процедурой предусмотрено, что свидетели не могут находиться в зале судебного заседания до тех пор, пока они не будут допрошены. Но исходя из обстоятельств прошу свидетелей просто оставаться на своих местах. Напоминаю свидетелям о том, что они не должны общаться и обсуждать какие-либо обстоятельства и детали данного дела. ни между собой, ни с кем-либо еще.

Помощник судьи: (поочередно задает вопросы, сначала подсудимому, затем подсудимой) Подсудимый, встаньте. Назовите свои фамилию, имя, отчество

Ответ подсудимого (обвиняемого)

– Год, месяц, день и место Вашего рождения

– Владеете ли Вы языком, на котором ведется судопроизводство?

– Укажите свое место жительства, место работы, род занятий и образование.

– Ваше семейное положение.

(Судья сверяет анкетные данные и место проживания с паспортом, иные сведения – с соответствующими документами).

  1. Председательствующий судья Ф. И. О.
  2. Помощник судьи ФИО
  3. Государственное обвинение представляет прокурор ВАО г. Москвы ФИО (студент)
  4. защиту подсудимых осуществляет адвокат юридической консультации № 5 г. Москвы ФИО (студент)
  5. Протокол судебного заседания ведет секретарь суда ФИО (студент)
  6. В судебном заседании так же участвует педагог-психолог ФИО (студент)

Судья: Разъясняю подсудимым и всем участникам процесса, что вы имеете право заявить отводы суду в целом или кому-либо из судей отдельно, а также государственному обвинителю, защитникам, адвокату – представителю потерпевшего, секретарю и эксперту. Отвод в судебном процессе – это запрет на участие в процессе для какого-нибудь ранее представленного лица.( например: если участники процесса находятся в родстве, лично или косвенно заинтересованы в исходе).(прошу записать с моих слов)
Судья: Подсудимые, на судебном заседании вы имеете право: (прошу это записать с моих слов): на защиту – это означает, что вы можете защищаться как самостоятельно, так и с помощью своего защитника. вы можете отказаться от выбранного вами защитника в любой момент судебного разбирательства; знать, в чем вас обвиняют; дать свои объяснения по существу предъявленного обвинения; представлять суду какие-либо доказательства и участвовать в исследовании всех других доказательств; заявлять различные ходатайства, относящиеся к исследованию доказательств. Ходатайство– это просьба о выполнении каких-либо процессуальных действий, обращений; обжаловать в кассационную инстанцию любые действия суда, которые вы сочтете незаконными или несправедливыми; выступить в судебных прениях, если вы откажитесь от услуг вашего защитника; ьна последнее слово; обжаловать приговор суда. Кроме того, обратите особое внимание на то, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников". Если что-то из разъяснений прав осталось вам непонятным, вы можете задать вопросы.

– Подсудимый Янин, понятны ли Вам ваши права?

– Подсудимая Кизерова, понятны ли Вам ваши права?

Помощник судьи: Свидетели обвинения, защиты, педагог-психолог. В случае дачи вами заведомо ложного заключения, вы будете привлечены к уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Ст. 307 заведомо ложные показания наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Судья: объявляю подготовительную часть судебного разбирательства оконченной. Суд переходит к судебному следствию. Слово по составу преступления предоставляется прокурору (Фамилия, имя, отчество).

Прокурор: Прокуратура ВАО г. Москвы возбудила уголовное дело против гражданина Обвиняемый 1 и Обвиняемая 2 по статьям 213 и 207 УК РФ.
24 декабря 2011 года, был учебный день Обвиняемая 2 , как и все остальные пришла на занятия. Спустя 15 минут 1 пары Обвиняемой 2, кто то позвонил и она отпросилась у учителя выйти. Ее отпустили, через 5 минут в кабинет зашла Свидетель 1( которая сегодня присутствует в качестве свидетеля). Пара продолжалась дальше, через 10 минут вернулась Обвиняемая 2 и вместе с ней Обвиняемый 1, как только они вошли то сразу начали что то бурно обсуждать на задней парте. Еще через 7 минут по громкой связи в колледже объявили об экстренной эвакуации. Как показало предварительное следствие пока Обвиняемая 2 и Обвиняемый 1 отсутствовали на занятии они проникли в комнату охраны и с телефона охраны сделали ложный вызов в полицию и сообщили о заложенной бомбе в колледже. Прошу суд и присяжных наказать обвиняемых, обвинение просит лишить свободы подсудимых на срок 1 год. Мои слова подтверждает свидетель обвинения Свидетель 1.

Секретарь: Слово имеет свидетель обвинения Ф. И. О.

Прокурор: Свидетель 1, расскажите, что вы слышали в этот день?

Свидетель 1: Я немного опаздывала на занятия, поднималась по лестнице и видела как Обвиняемая 2 в этот момент спускала по лестнице и я отчетливо слышала, как она говорила по телефону.

Прокурор: Свидетель 1, дайте ответ конкретнее, что вы слышали?

Свидетель 1: Обвиняемая 2 сказала: я отпросилась с пары и сейчас иду.

Судья: Адвокат у вас есть вопросы к свидетелю.

Адвокат: Да, ваша честь, Свидетель 1, скажите, вы слышали конкретные даты, имена или время?

Свидетель 1: Нет не слышала.

Прокурор: Ваша честь, прошу пригласить еще одного Свидетеля 2: Ф. И. О.

Секретарь: Приглашается свидетель ФИО .

Прокурор: Свидетель 2, расскажите суду, о чем вы за день до случившегося говорили с Обвиняемой 2?

Свидетель 2: 23 декабря я сидела на занятиях в колледже вместе с Обвиняемой 2. Мы с ней разговаривали и она рассказывала, что вчера договорилась с Обвиняемым 1 о том, что они не пойдут завтра на пары а пойдут веселиться. Или придут, но учиться все равно не будут.

Адвокат: Ваша честь у меня тот же вопрос к Свидетелю 2 как и к предыдущему свидетелю. Скажите вы обсуждали или может просто слышали от Обвиняемой 2 что конкретно они собирались делать? Какие то нюансы кроме общей картины можете рассказать?

Свидетель 2: Просто сказала, что будет весело и они отдохнут в это день от учебы, но при этом будут в колледже.

Судья: Я так понимаю свидетели обвиненья закончились, слово предоставляется защите, адвокату ВАО г. Москвы, изложите суть дела и ваши требования.

Адвокат: Исходя из материалов дела и показаний моих подзащитных могу сказать: 24 декабря Обвиняемая 2 пришла в колледж на занятия к первой паре, к 8.30, но на отсидев на занятии 15 минут, захотела выйти в дамскую комнату. Да, за 1 день до происшествия Обвиняемая 2 разговаривала с Обвиняемым 1, что 24 декабря они прогуляют занятия и будет им весело, потому что они собирались пойти в кино на комедию( конечно это их не оправдывает как учеников, но к сущности дела имеет только косвенное отношение), о чем в материалах дела сказано и к нему приобщены электронные билеты. Мои подзащитные никогда не привлекались к какому либо виду ответственности и имеют удовлетворительную характеристику из колледжа, что позволяет освободить их от уголовной ответственности, тем более, что вина полностью не доказана. Состав преступления отсутствует.
В защиту обвиняемых 1 и 2 прошу вызвать для дачи показаний: педагога психолога колледжа, и свидетелей. Хочу пригласить Свидетеля защиты 1

Адвокат: Скажите, Обвиняемая хорошо учится?

Свидетель защиты 1: Ну не сказать чтобы хорошо, но не хуже некоторых в нашем колледже.

Прокурор: Ваша честь, у меня есть вопрос к свидетелю. Дарья скажите, означает ли это, то что поведение обвиняемых 1 и 2 оставляет желать лучшего и , что на подобные совершенные преступные действия совершенно спокойно могли пойти.

Адвокат: Ваша честь, я протестую вопрос является провокационным.

Судья: Протест принимается.

Адвокат: Свидетель защиты 1, вы являетесь одногруппниками обвиняемых. Охарактеризуйте их пожалуйста.

Адвокат: Представляю суду педагога-психолога Ф.И. О, она так же даст краткую характеристику подзащитным.

Педагог психолог: (речь подготавливает студент – это характеристика студентов как бы от психолога)

Судья: Спасибо, суд учтет ваше мнение. У суда есть видео интервью о статистике преступлений совершаемых подростками.

Судья: Суд заслушал все свидетельские показания. Кто желает еще засвидетельствовать о преступной деятельности подсудимых? Нет желающих?

(336 УПК РФ и статью 337 УПК РФ).

Прокурор: … (речь готовит студент)

Адвокат: … (речь готовит студент)

Судья: Подсудимый! Вы признаете свою виновность в содеянном?

Ответ Подсудимого: Да, очень прошу суд учесть мое чистосердечное раскаяние в содеянном и, смягчив мне приговор, дать возможность искупить свою вину.

Судья: Подсудимая вы признаете свою вину? Вам предоставляется последнее слово.

Обвиняемая 2: …

  1. Виновен или не виновен?
  2. Почему вы так считаете?

(Присяжные по очереди высказывают свое мнение, суд считает голоса для принятия решения и вынесения приговора.).

Ответственный секретарь: Внимание! В зале судебных заседаний работают журналисты радио и телевидения. Они хотят побеседовать с участниками сегодняшнего заседания для подготовки своих передач. Журналисты! Пожалуйста, вы можете приступить к работе. ( опрос проводится как рефлексия)

Журналист:

1) Какое впечатление произвел на Вас Подсудимый?
2) Вы за то, чтобы осудить этих граждан?
3) Как Вы оцениваете работу Судьи, Прокурора, Защиты?
4) Вы хотели бы, чтобы с обвиняемых, было снято обвинение и почему?
5) Как вы думаете такие уроки будут интересны если провести их по другим предметам?
6) Опыт полученный на этом уроке может пригодиться вам в жизни?

Судья: Суд, состоявшийся в технологическом колледже №21 над гражданином Обвиняемый 1 и гражданкой Обвиняемой 2, принял следующее решение:

1. Если господа присяжные внимательно читали, то они бы обратили внимание, что статья 213 отношение к наши обвиняемым не имеет, т.к. статья «хулиганство» – это с применением оружия, а у наших обвиняемых го не было.
2. Учитывая чистосердечное признание и молодой возраст Подсудимого оставить его на свободе в качестве меры пресечения назначить обязательные работы в количестве 300 часов, а гражданке Обвиняемой 2, так она является совершеннолетней назначить арест на срок 3 месяца.
3. Судебное решение вступает в законную силу через 10 дней, в этот срок вы можете обжаловать приговор.

Заключительное слово преподавателя, домашнее задание. (Приложение 2)

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС» В ФОРМЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО».

Составил преподаватель: Сухарев В.А.

Открытый урок по дисциплине «Гражданский процесс» в форме ролевой игры по теме «Судебное разбирательство».

1. Ведущая – формировать у учащихся представление о том, как протекает рассмотрение и разрешение гражданских дел в судах.

2. Развивающая – развивать практические умения и навыки, самостоятельное мышление учащихся, научить анализировать рассматриваемую ситуацию.

3. Образовательная – закрепление полученных знаний и усвоение студентами порядка проведения судебного заседания.

4. Воспитательная – воспитывать в учащихся правосознание, уважение к судопроизводству в целом.

1. Наглядный метод.

2. Практический метод.

Форма организации учебной деятельности:

1. Обозначение цели урока.

2. Постановка задач для учащихся (студенты должны в ходе занятия оценивать правильность процессуальных действий участников процесса; выявить нарушения процессуальных норм, если они имели место и определить части судебного разбирательства).

3. Выступление двух учащихся с докладами по теме: «Судебное разбирательство».

4. Знакомство студентов с процессуальными документами и тем гражданским делом, которое должно быть рассмотрено на уроке.

5. Выбор из числа учащихся тех лиц, которые будут выполнять роли судьи, секретаря судебного заседания; роли истца и ответчика; роли третьих лиц и роль свидетеля.

6. Организация судебного заседания и его проведение с соблюдением порядка рассмотрения дела в судах.

7. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Урок в форме ролевой игры по теме «Судебное разбирательство» рассчитан на 2 часа (одну пару).

Фабула дела, которое должно быть рассмотрено в суде.

В судебном заседании рассматривается дело о расторжении брака между супругами Беловыми и о разделе между ними денежного вклада в размере 100 000 рублей. Истцом выступает Белова Ю.Б., ответчиком Белов М.А. В процесс допущена сестра ответчика Иванова Г.А. в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора. В своём заявлении Иванова указала, что это она дала супругам Беловым сумму в размере 100 000 рублей для приобретения автомобиля. Однако покупку они не совершили, а деньги внесли в банк в качестве вклада на имя Белова М.А. Но Иванова не взяла расписку с супругов Беловых о том, что деньги ими были получены от неё, однако с её стороны имеется свидетель Петрова Н.А., которая подтверждает передачу денег от Ивановой – Беловым.

Участники данного процесса:

1. Судья – Шевелёва О.П.

2. Секретарь судебного заседания – Кострова Л.А.

3. Истец – Белова Ю.Б.

4. Ответчик – Белов М.А.

5. Третье лицо с самостоятельными требованиями относительно предмета спора – Иванова Г.А.

6. Свидетель – Петрова Н.А.

Процессуальный порядок судебного заседания:

1. Секретарь судебного заседания проверяет явку участников процесса (называет ФИО участников и отмечает, кто явился).

Подготовительная часть судебного заседания.

2. При входе судей в зал секретарь произносит: «Прошу всех встать!» - все присутствующие в зале заседания встают и судьи проходят в зал (ч. 1 ст. 158 ГПК). Затем секретарь говорит: «Прошу садиться!».

3. Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое гражданское дело подлежит рассмотрению (ст. 160 ГПК).

Судья: «В открытом судебном заседании слушается дело по исковому заявлению Беловой Юлии Борисовны к Белову Михаилу Александровичу о расторжении брака и разделе денежного вклада в размере 100 000 рублей. В качестве третьего лица с самостоятельными требованиями в процесс допущена Иванова Галина Николаевна».

4. Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, а так же в качестве эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы и самоотводы (ч.1 ст. 164 ГПК).

Судья : «Дело рассматривается мировым судьёй Шевелёвой Ольгой Павловной. Секретарь судебного заседания – Кострова Людмила Анатольевна. Лица, участвующие в деле имеют право заявить отводы судье и секретарю судебного заседания. Желаете ли заявить отводы?»

Участники процесса обращаются к судьям со словами: «Уважаемый суд!», и свои показания и объяснения они дают стоя (ч. 2 ст. 158 ГПК).

Истец : «Нет».

Ответчик : «Нет».

Третье лицо : «Нет».

5. Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по делу лиц явился.

Секретарь: «Уважаемый суд! В зал судебного заседания явились:

истец, ответчик, третье лицо и свидетель – все участники процесса».

Председательствующий устанавливает личность явившихся участников

процесса, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей

Судья: «Устанавливается личность истца».

Истец: «Белова Юлия Борисовна, 1979 г.р., проживающая по адресу: г. Н. Новгород ул. Даргомыжского д. 20 кв. 38, место работы АО «Техноткань».

Судья: «Устанавливается личность ответчика».

Ответчик: «Белов Михаил Александрович, 1978 г.р., проживающий по адресу: г. Н. Новгород ул. Даргомыжского д. 20 кв. 38, место работы АО «Техноткань».

Судья: «Устанавливается личность третьего лица, заявившего самостоятельные требования на предмет спора».

Третье лицо: «Иванова Галина Александровна, 1976 г.р., проживающая по адресу: г. Н. Новгород ул. Родионова д. 6 кв. 45, место работы ООО «Строй-град».

Судья: «Устанавливается личность свидетеля».

Свидетель: «Петрова Надежда Алексеевна, 1978 г.р., проживающая по адресу: г. Н. Новгород ул. Усилова д. 28 кв. 4, место работы ООО «Строй-град».

6. Свидетели после проверки их явки удаляются из зала судебного заседания (ст. 163 ГПК).

Судья: «Прошу свидетеля покинуть зал судебного заседания. Вас

7. Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности (ст. 165 ГПК).

Судья: «Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и пользоваться другими процессуальными правами. Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением».

8. Ходатайства лиц, участвующих в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются на основании определений суда после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле (ст. 166 ГПК).

Судья: «Имеются ли у сторон ходатайства?»

Ответчик: «Нет».

Третье лицо: «Нет».

Рассмотрение дела по существу.

9. После этого суд переходит к рассмотрению дела по существу.

Рассмотрение дела по существу начинается докладом председательствующего или кого-либо из судей. Затем председательствующий выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признаёт ли ответчик требования истца, и не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения (ст. 172 ГПК).

Судья: «Зачитываю исковое заявление Беловой Ю.Б. к Белову М.А.». Читает исковое заявление Беловой.

Судья: «Так же в деле имеется исковое заявление Ивановой Г.А., которая заявила требования на предмет спора». Читает Исковое заявление Ивановой.

Судья: «Истец, вы поддерживаете свои требования?»

Истец: «Да, уважаемый суд!»

Судья: «Признаёт ли ответчик требования истца?»

Ответчик: «Нет, уважаемый суд!»

Судья: «Поддерживает ли свои требования третье лицо?»

Третье лицо: «Да, уважаемый суд!»

Судья: Не желаете ли окончить дело мировым соглашением?»

Истец, ответчик, третье лицо: «нет».

10. После доклада дела суд заслушивает объяснения истца и участвующего на его стороне третьего лица, ответчика и участвующего на его стороне третьего лица, а затем других лиц, участвующих в деле (ч.1 ст. 174 ГПК).

Судья: «Суд переходит к заслушиванию объяснений лиц, участвующих в деле. Слушается объяснение истца».

Истец: «Я, Белова Юлия Борисовна, и т.д.»

Судья: «Имеются ли у лиц, участвующих в деле вопросы к истцу?» (Здесь должно проявиться самостоятельное мышление студента).

Судья: «Слушается объяснение ответчика».

Ответчик: «Я, и т.д.»

Судья: «Имеются ли у лиц, участвующих в деле вопросы к ответчику?»

Судья: «Слушаются объяснения третьего лица».

Третье лицо: «Я, и т.д.»

Судья: «Имеются ли у лиц, участвующих в деле вопросы к третьему лицу?»

Судья: «Объявляю заслушивание объяснений лиц, участвующих в деле законченными».

11. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и учитывая их мнения, устанавливает последовательность исследования доказательств (с.т. 175 ГПК).

Судья: «Суд переходит к исследованию доказательств».

12. Порядок допроса свидетелей.

Каждый свидетель допрашивается отдельно. До допроса свидетеля председательствующий устанавливает личность свидетеля, возраст, род занятий, отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле. Предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Председательствующий предлагает свидетелю сообщить суду всё, что ему лично известно об обстоятельствах дела.

После этого свидетелю могут быть заданы вопросы. Первым задаёт вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель, представитель этого лица, а затем другие лица, участвующие в деле, их представители. Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса.

В случае необходимости допускается повторный допрос свидетеля.

Допрошенный свидетель остаётся в зале судебного заседания, если суд не разрешит ему удалиться раньше. (Ст.176-177 ГПК).

13. Исследование письменных доказательств (ст. 181-182 ГПК). Исследование вещественных доказательств (ст. 183 ГПК). Воспроизведение аудио-видео записей и их исследование (ст. 185 ГПК). Исследование заключения эксперта (ст. 187 ГПК). Консультация специалиста (ст. 188 ГПК).

14. После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или органа МСУ, участвующим в процессе в соответствии с ч. 3 ст. 45 и со ст. 47 ГПК; выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями.

При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям (ст. 189 ГПК).

Судья: «Не желают ли лица, участвующие в деле выступить с дополнительными объяснениями?» (Здесь так же должно проявиться самостоятельное мышление студента).

Судья: «Объявляю исследование дела законченным. Суд переходит к судебным прениям».

Судебные прения.

15. Судебные прения.

В судебных прениях первым выступает истец, его представитель, затем – ответчик, его представитель. Третье лицо, заявившее самостоятельное требование относительно предмета спора и его представитель выступают после сторон, их представителей и т.д.

После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями они могут выступить с репликами в связи со сказанным.

Судья: «Не желают ли лица, участвующие в деле выступить с репликами?»

Истец, ответчик, третье лицо: «Нет».

Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю (ст. 190 ГПК).

16. После судебных прений председательствующий объявляет о том, что суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения (ст. 192 ГПК).

Судья: «Объявляю разбирательство дела законченным. Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения».

Секретарь: «Прошу всех встать!» - все присутствующие встают и судьи уходят.

Объявление решения.

17. Объявление решения суда (ст. 193 ГПК).

После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания.

Секретарь: «Прошу всех встать!» - все присутствующие встают и судьи проходят. Председательствующий или один из судей объявляют решение суда.

Объявление решения суда, а так же объявление определения суда, которым дело заканчивается без принятия решения, все присутствующие в зале заседания выслушивают стоя (ч.1 ст. 158 ГПК).

Затем председательствующий разъясняет порядок и срок обжалования решения.

Цена иска: 100 000 рублей

Исковое заявление

о разделе денежного вклада

Я, Тихомирова, состояла в браке с Тихомировым. Наш брак был расторгнут в органах записи актов гражданского состояния 20. 09. 2005г. по взаимному согласию.

Соглашение о добровольном разделе имущества, являющегося общей собственностью, нами достигнуто частично, о чём имеется договор, удостоверенный нотариально в Государственной нотариальной конторе №11 г. Н. Новгорода от 15. 09. 2005г.

Единственный пункт, по которому согласие не достигнуто – это денежный вклад в Сбербанке. В период брака мной и Тихомировым была совместно нажита денежная сумма в размере 100 000 рублей. В последствии данную сумму мы внесли в банк, в качестве денежного вклада на имя Тихомирова.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 34 и 38 Семейного кодекса РФ,

1. Произвести раздел денежного вклада, являющегося общей собственностью, между мной и Тихомировым, признав за мной право на сумму в 50 000 рублей.

2. Взыскать судебные расходы с ответчика.

1. Копия искового заявления.

2. Свидетельство о расторжении брака.

3. Договор о добровольном разделе имущества.

4. Квитанция об оплате государственной пошлины.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 декабря 2005г. г. Н. Новгород

Районный суд Ленинского района г. Н. Новгорода в составе судьи

, при секретаре , с участием третьего лица с самостоятельными требованиями , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихомировой … к Тихомирову … о разделе денежного вклада,

Тихомирова обратилась в суд с иском к бывшему супругу Тихомирову о разделе денежного вклада в Сбербанке в размере 100 000 рублей и просила признать за ней право на долю вклада в сумме 50 000 рублей. При этом Тихомирова пояснила, что сумма, внесённая в Сбербанк, была накоплена супругами за период их совместного проживания в браке.

Ответчик Тихомиров возражает против иска, ссылаясь на то, что деньги, внесённые в банк, были получены им от его родной сестры ,

которая дала деньги бывшим супругам Тихомировым в долг для покупки автомобиля. Взятая взаймы сумма была недостаточна для покупки автомобиля и бывшие супруги Тихомировы решила внести эти деньги в банк, желая подкопить недостающую сумму денег.

Вступившая в процесс сестра Тихомирова , в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями пояснила, что 23. 05. 2005г. она со своей подругой пришли в гости к бывшим супругам Тихомировым, для того, что бы передать последним денежную сумму в размере 100 000 на условиях возврата, т.к. указанная сумма была им нужна для покупки автомобиля.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Тихомирова и Тихомиров состояли в браке с 12. 07. 2003г. по 20. 09. 2005г. Данный брак был расторгнут органами ЗАГСа по взаимному согласию, о чём имеется свидетельство, выданное органами ЗАГСа.

В период брака супругами была накоплена сумма в размере 100 000 рублей, и 10. 06. 2005г. указанная сумма была внесена в Сбербанк в качестве вклада на имя Тихомирова. Это подтверждается депозитным сертификатом Сбербанка.

Таким образом, условия для раздела вклада между сторонами имеются.

Доводы третьего лица о том, что она передала Тихомировым сумму в размере 100 000 рублей для покупки автомобиля не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Какие-либо письменные доказательства, на основе которых можно было бы сделать вывод о наличии этого факта, представлены не были и в ходе судебного разбирательства судом не добыты. Тихомирова отрицает наличие сделки по передаче денег в размере 100 000 рублей. Ссылка третьего лица

на показания ответчика, который подтверждает передачу денег, и свидетеля о том, что в её присутствии передавались Тихомировым деньги в сумме 100 000 рублей для последующей покупки автомобиля, не могут быть расценены судом как доказательства обоснованности её утверждений, поскольку в соответствии со ст. 162 ГК РФ наличие такой сделки свидетельскими показаниями не может быть подтверждено.

Таким образом, вклад в размере 100 000 рублей, составляет общее имущество бывших супругов Тихомирова и Тихомировой.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

В судебном заседании стороны подтвердили, что между ними никаких соглашений о разделе данного денежного вклада не заключались.

Следовательно, доли каждой из сторон должны быть следующие:

- доля Тихомирова 50 000 рублей;

- доля Тихомировой 50 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 39 СК РФ и ст. 194 и 198 ГПК, суд

Произвести раздел денежного вклада, внесённого на имя Тихомирова в Сбербанк в сумме 100 000 рублей между Тихомировым и Тихомировой.

Признать за Тихомировой право на денежный вклад в Сбербанке в сумме 50 000 рублей.

Признать за Тихомировым право на денежный вклад в Сбербанке в сумме 50 000 рублей.

Взыскать с Тихомирова в пользу Тихомировой судебные расходы по делу в сумме 3 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Нижегородский областной суд через районный суд Ленинского района г. Н. Новгорода.

Судья

Используемая литература:

2. Практикум по гражданскому процессу под ред. В. Яркова и А. Плешанова, Москва, Волтерс Клувер, 2005г.

3. Практикум по гражданскому процессу под ред. М.К. Треушникова, Москва 2000г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: