Какое место занимают арбитражные суды в судебной системе россии и их задачи

Обновлено: 27.04.2024

Арбитражные суды — это федеральные суды и они входят в еди­ную судебную систему Российской Федерации. Их место в этой сис­теме определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов и в силу подведомственности дел непосред­ственно не связаны с другими ветвями судебной власти — судами общей юрисдикции и КС

Согласно ст.2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ)

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

- Что такое первая инстанция, апелляционная инстанция и кассационная инстанция в деятельности арбитражных судов?

Деятельность арбитражного суда первой инстанции определяет качество подготовки и рассмотрения дела, полноту исследования доказательств по делу, своевременность принятия мер к обеспечению иска, динамику всего судебного разбирательства.

Арбитражный суд первой инстанции определяет судьбу спора, и далеко не каждое арбитражное дело затем поступает в апелляционную, кассационную или надзорную судебные инстанции.

Согласно ч.1 ст.33.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Следуя ст.273 АПК РФ:

Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части.

Следуя ст.274 АПК РФ:

1. Кассационные жалобы рассматривает в порядке кассационного производства арбитражный суд кассационной инстанции, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

2. Кассационные жалобы на решения по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок рассматриваются в порядке кассационного производства тем же судом в ином составе судей.

(часть 2 введена Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ)

Следуя ст.275 АПК РФ:

1. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

- Какими полномочиями обладает арбитражный суд субъекта РФ и какие дела, подведомственные арбитражным судам, ему подсудны?

Согласно ч.1 ст.34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ)

Следуя ст.36 АПК РФ арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

2) исключен. - Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 N 4-ФКЗ;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

7) анализирует судебную статистику.

По результатам проведенной проверки в налоговой инспекции Ленинского района г. Томска был составлен акт о привлечении к финансовой ответственности общество с ограниченной ответственностью магазин “Дюйм” за нарушение правил использования кассовых аппаратов. Директор магазина, не согласный с актом, после обращения в Налоговую инспекцию Томской области, обратился с иском в Арбитражный суд Томской области о признании недействительным акта налоговой инспекции. Решением суда первой инстанции и решением суда в апелляционной инстанции в иске было отказано. Спустя два месяца директор магазина обратился к Председателю Высшего арбитражного суда РФ с заявлением о принесении протеста в порядке надзора.

Может ли Председатель ВАС РФ решать такие вопросы? Назовите его полномочия. Назовите структуру Высшего арбитражного суда РФ и определите его компетенцию.

Раскройте систему арбитражных судов в РФ. Может ли Федеральный арбитражный суд округа, и какой по отношению к Арбитражному суду Томской области, рассмотреть дело в апелляционной, кассационной инстанции и в порядке надзора? Где рассматриваются дела по протестам в порядке надзора?

Решение задачи №5

В соответствии с п.2 ч.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом. Согласно ч.1 ст.7 ФЗ «О применение контрольно-кассовой техники» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона.

Следуя ч.1 ст.192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.1 ст.36 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Следуя ч.2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Следуя п.2 ч.1 ст.10 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» ВАС РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 292 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам настоящей главы Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в статье 42 настоящего Кодекса лиц, а по делам, указанным в статье 52 настоящего Кодекса, по представлению прокурора. При этом следуя ч.1 ст.295 АПК РФ вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пятидневный срок со дня его поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии с Законом о судебной системе и Законом об арбитражных судах арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что,во-первых, арбитражные суды являются особой ветвью (подсистемой) федеральных судов, входящих в российскую судебную систему, а во-вторых, что в силу

подведомственности дел арбитражные суды непосредственно не связаны с другими ветвями

судебной системы — судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ.

Систему арбитражных судов составляют:

1 Высший Арбитражный Суд РФ – высший суд.орган по эк-м делам; осущ-ет судебный надзор за деят-ть арбитр судов; разъясняет вопросы суд.практики;

2 федеральные арбитражные суды округов – кассац. суды, 10 шт, проверка в кассац.инстанции законности вступивших в силу решений нижестоящих арб.судов

3 арбитражные апелляционные суды– 20шт., проверка в аппел.инстанции законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции и не вступившими в силу;

4 арбитражные суды в республиках, краях, областях,городах федерального значения, автономной области,автономных округах (арбитражные суды субъектов) –суды первой инстанции.

Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

-защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предприню и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных

лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

-обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;

-справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

-укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предприн-й и иной эк-кой

-формирование уважительного отношения к закону и суду;

-содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборот.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.Согласно АПК (ст. 27) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из отношений: между юр лицами, гражданами, осущ-ми предприн-ю

деятельность без образования юр лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых админ-х правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч.3 ст. 23.1 КоАП).

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФсР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.

Особенности арбитражного судопроизводства:

– большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;

– область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;

– принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).

Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству.

В соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти.

Арбитражные суды – это специализированные судебные органы, которые осуществляют правосудие путем разрешения дел по экономическим спорам с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.

Арбитражные суды в России являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ в качестве самостоятельной подсистемы, непосредственно не связанной с судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ, законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Организация и деятельность арбитражных судов регламентируется в настоящее время Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. и АПК РФ.

Статья 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) определяет, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Следует отметить, что новейшее законодательство об организации и деятельности арбитражных судов расширило круг дел, подведомственных арбитражному суду, передав в ведение этой системы ряд новых категорий дел:

− с участием иностранных организаций и граждан;

− дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

− дел о банкротстве предприятий.

Судопроизводство во всех арбитражных судах ведется только на русском языке. Участвующим в деле лицам, если они не владеют русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела и участия в судебных действиях с помощью переводчика. Обеспечение перевода – обязанность арбитражного суда.

1. Место арбитражных судов в судебной системе России.

2. Система арбитражных судов, порядок их образования, состав и структура

3. Компетенция арбитражных судов. Международный коммерческий арбитраж. Третейский суд.

В 1991 году в России были упразднены органы государственного и ведомственного арбитража, т.е. специальные органы государственного управления, разрешавшие хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. Теперь все споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности и вытекающие из гражданских правоотношений либо из правоотношений в сфере управления, переданы на решение арбитражного суда. Организация и деятельность арбитражных судов впервые была законодательно регламентирована ст. 125, 127 Конституцией РФ, Законом об арбитражном суде в РФ от 04.07.81 г. и Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 05.03.92 г.

5 апреля 1995 года Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла Федеральный конституционный закон об арбитражных судах РФ и новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, одобренные Советом Федерации от 12.04.95 г. Эти нормативные акты определили правовые статьи арбитражных судов в судебной системе РФ, принципы их деятельности и основные задачи, закрепили особенности правого положения судей арбитражных судов, установили систему, структуру и состав данных судов, их компетенцию (подведомственность и подсудность), особенности производства в первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам и многие другие положения.

1. Место арбитражных судов в судебной системе рф

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды являются федеральные судами и входят в судебную систему РФ. Таким образом, законодатель установил правовой статус арбитражных судов, организованных и действующих на федеральном уровне не зависимо от того, где они расположены.

Законодательство об арбитражных судах находится в ведении РФ. Их полномочия, порядок образования, деятельность судопроизводства определяется Конституцией РФ и федеральными законами.

Основными задачами арбитражных судов является:

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и другой экономической деятельностях.

Важнейшие причины деятельности арбитражных судей, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность в равноправии сторон, гласность разбирательства дел.

В соответствии со ст. 5 АПК при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.

Согласно ст. 6, 7 АПК, правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом судом организации от места подчиненности формы собственности, а граждан — независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также на основе состязательности и равноправия сторон.

Ст. 8 АПК определяет язык судопроизводства в арбитражных судах, устанавливая, что процесс ведется на русском языке.

В ст. 9 АПК предусматривается ,что разбирательство дел арбитражных судах открыты. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом.

Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно изучить все доказательства по делу.

Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: